УДК 332.14
ОСВОЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
КАК ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
© Сандакова Наталья Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент
кафедры «Экономика, организация и управление перерабатывающей промышленности и сферы услуг», Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления Россия, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В E-mail: ns2005@yandex.ru
В статье рассматриваются вопросы социально-экономического развития региона, основанные на категориях «пространство» и «система». Развитие пространственной экономики предполагает исследование не только регионов и региональных систем, но и все пространственные формы, включая множество подпространств. Исследование социально-экономической системы, в свою очередь, предполагает изучение ряда подсистем, в том числе региональной инфраструктуры различного вида (в частности, транспортной инфраструктуры). Автор рассматривает процесс социально-экономического развития региона в расслоенном пространстве, выделяя базовое пространство, первое дополняющее подпространство и второе реализующее подпространство. Предложены модель социально-экономического развития регионов нового освоения и опережающего развития и модель социально-экономического развития региона, разработанные на основе трудов отечественного физика И. Л. Герловина. Определяется место и роль транспортной инфраструктуры в социально-экономическом развитии региона.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие региона, экономическое пространство, социально-экономическая система, транспортная инфраструктура.
ELABORATION OF ECONOMIC SPACE
AS THE BASIS OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION Natalya Yu. Sandakova, PhD in Economics, A/Professor
Department of Economics, Organization and Management of Processing Industry and Service Sector East-Siberian State University of Technologies and Management 40V Klyuchevskaya St., Ulan-Ude, 670013 Russia
The article considers the issues of socio-economic development of the region, based on the categories "space" and "system". The development of the spatial economy proposes the research not only regions and regional systems, but all spatial forms, including multiple subspaces. The research of socio-economic system, in turn, involves the study of a number of subsystems, including the various types of regional infrastructure (particularly transport infrastructure). The author considers the process of the socio-economic development of the region in the stratified space, highlighting a basic space, the first complemented subspace and the second realizing subspace. The model of the socio-economic development of the region of new elaboration and advanced development and the model of the socio-economic development of the region, worked out on the basis of I. L.Gerlonin, the national physicist.
Keywords: socio-economic development of the region, economic space, socio-economic system, transport infrastructure.
Социально-экономическое развитие региона основано на двух категориях — «пространство» и «система».
«Пространство, согласно словарям, понимается как место, в котором возможно движение, различные положения и взаимные расположения объектов, отношения близости-дальности, понятие направления, как арена событий и действий, универсально содержащая все места и вмещающая объекты и структуры; иногда — как специфическое место, в значительной мере определяющее сущность происходящих в нем событий» [1]. Исследователи отмечают три проекции рассмотрения сущности пространства:
- пространство как ресурс, источник, потенциал развития;
- пространство как совокупность систем и структур субъектов;
- пространство как цель, основа развития.
С позиции развития региона пространство включает все уровни (слои) возможной жизнедеятельности населения и бизнеса: подземный, земной и надземный слои со всеми закрепленными и при-
влеченными на время ресурсами. Исследователи в области региональной экономики большее внимание уделяют понятию экономического пространствакак «насыщенной территории, вмещающей множество объектов и связей между ними: населенные пункты, промышленные предприятия, хозяйственно освоенные и рекреационные площади, транспортные и инженерные сети» [4].
Б. Б. Шаралдаев выделяет ресурсный, процессный и структурный подходы к экономическому пространству и считает его «фактической реальностью и потенциальными возможностями задействования потенциала региона (или его части) в процессе социально-экономического развития» [6].
В понимании автора экономическое пространство является частью освоенных или потенциально готовых к освоению территорий региона с использованием всех уровней (слоев) возможной жизнедеятельности населения и бизнеса.
Пространство имеет многоуровневый характер. По мнению автора, в зависимости от ситуации и реального момента времени возникают экономические подпространства базового и последующих уровней.
Базовое экономическое пространство определяется во многом степенью освоенности экономического пространства региона в целом.
Так, в регионах старопромышленного типа базовое экономическое пространство основано на имеющемся размещении экономических субъектов (бизнеса и населения) и отражает их функционирование.
На территориях нового экономического освоения базовое пространство определено развитием коммуникационной и, прежде всего, транспортной инфраструктуры, которая способствует размещению экономических субъектов (бизнеса и населения).
Системный подход является вторым направлением изучения и управления региональной экономикой. Пространство является объектом для формирования социально-экономических систем региона.
Известно, что экономическая система — это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных благ и услуг [5].
Социально-экономическая система региона в его экономическом пространстве в нашем исследовании — это множество целей, объектов и субъектов, объединенных определенными отношениями и процессами в функционировании и развитии. Социально-экономическая система состоит из ряда подсистем, в том числе региональной инфраструктуры различного вида (в частности, транспортной инфраструктуры).
С позиции математики социально-экономическая система региона относится к неравновесным системам.
В контексте синергетического подхода социально-экономическая система региона — это открытая нелинейная (неравновесная) система, осуществляющая постоянное взаимодействие с другими регионами (системами, подсистемами). Открытость социально-экономической системы регионыподразу-мевает в ней обмен информацией, энергией, всеми видами ресурсов. Процессы обмена осуществляются посредством транспорта, связи, средств массовой информации. Причем с позиций синергетики транспортная инфраструктура в развитии региональной экономики является функционально необходимой, т. е. относится к связи первого порядка. Именно транспортная инфраструктура обеспечивает условия для перемещения ресурсов (трудовых, материальных) как внутри системы, так и взаимодействуя с внешней средой.
При разработке программ социально-экономического развития региона необходимо первоначально определить направления развития пространственной экономики. Методика определения направлений пространственного развития была предложена в трудах В. Г. Беломестнова [2] и содержит 4 этапа.
Первый этап предполагает исследование финансовых аспектов социально-экономической системы. Так, сложившиеся диспропорции по инвестициям частного бизнеса связаны с отсутствием достоверной экономической информации о стратегической прибыльности определенного бизнеса, в том числе информации о прогнозируемом спросе, ценах, издержках. Это ведет к снижению инвестиционной привлекательности региона.
С целью устранения инвестиционных диспропорций государственным органам управления необходимо:
- предоставить инвесторам полную и достоверную информацию об экономической привлекательности бизнеса в различных отраслях;
- создать инфраструктурные условия для выравнивания пространственного развития.
Второй этап предполагает проведение анализа материально-ресурсных потоков и процессов с целью определения их объемно-стоимостных показателей.
Третий этап основывается на определении социальных приоритетов субъектов. Это может проявляться как в создании нематериальных активов, так и увеличении степени инновационности отрасли.
На четвертом этапе проводится анализ геополитических интересов субъектов, который включает в себя изучение уровня конкуренции на рынке, а также показатели концентрации бизнеса.
Реализация каждого этапа предполагает определенное информационное и инфраструктурное окружение. Результатом реализации можно рассматривать развитие потенциала социально-экономической системы.
Автор рассматривает социально-экономическое развитие региона как основу изменений в транспортной инфраструктуре (рис. 1).
Рис. 1. Этапы процессаразвития транспортной инфраструктуры региона в условиях целеустремленных изменений экономического пространства
Опираясь на парадигму И. Л. Герловина [3], процесс социально-экономического развития региона целесообразно рассматривать в расслоенном пространстве (рис. 2).
Политическая и экономическая
отдача на макроуровне
Рис. 2. Модель социально-экономического развития регионов нового освоения и опережающего развития
В качестве подслоев автор определяет три уровня подпространства, развиваемого в программах социально-экономического развития:
- базовое пространство, определяющее приоритет освоения экономического пространства;
- первое дополняющее подпространство, определяющее стратегии развития секторов экономики и размещения производительных сил;
- второе реализующее подпространство, определяющее цели социально-экономического развития региона и пути их достижения.
Важно определить, что является базовым пространством для региона. Как уже отмечалось, степень открытости экономики, деловой активности, трудовой мобильности для территорий нового освоения и опережающего развития определяется наличием развитой транспортной инфраструктуры. Развитие транспортной инфраструктуры с позиций синергетики и ее ноосферного направления должно осуществляться на основе научно-технического прогресса, изобретений и внедренных инноваций,
что будет способствовать выводу системы на новый качественный уровень. Именно инновационные транспортные технологии должны определять базовое пространство, поскольку именно инновации способны вызвать значимые флуктуации в системе. Усовершенствование существующих видовых транспортных систем незначительно улучшает их эколого-технико-экономические характеристики и не способно вызвать кардинальные изменения в системе, что связано с чувствительностью нелинейной экономики региона к малым флуктуациям.
Таким образом, базовое пространство для регионов нового освоения и опережающего развития содержит транспортную инфраструктуру. Базовое пространство обеспечивает развитие первого подпространства и включает в себя развитие экономических субъектов в различных секторах экономики (региональных экономических кластеров), формирующих основныемакроэкономические показатели (увеличение валового регионального продукта, положительную динамику инвестиций в основной капитал, рост внешнеторгового оборота). Второе подпространство обеспечивает жизнеспособность системы, решает социальные задачи и включает в себя увеличение численности населения, плотности населения и повышения качества жизни в целом.
Поскольку все процессы, все подпространства — это сложные открытые системы, осуществляющие внешнее взаимодействие с другими регионами, обменивающиеся информацией и всеми видами ресурсов, это обеспечивает способность к самоорганизации, такая система способна еще и эволюционировать. Такие системы называют еще диссипативными.
В нашем случае мы получаем замкнутую, но не изолированную систему, поскольку существует внешняя связь, проявляющаяся в виде оптимизации экономической и социальной отдачи на макроуровне. Таким образом, предложенная структура соответствует всем признакам жизнестойкости и саморазвития (рис. 3).
Рис. 3. Модель социально-экономического развития региона
Кооперативное когерентное взаимодействие различных элементов в рассматриваемой модели исходит из принципа формирования синергетических эффектов взаимодействия. В нашем случае си-
нергетический эффект взаимодействия определяют структуры, входящие в систему, он зависит от способа их взаимодействия, гармонии и плотности связей между ними. В рассматриваемой модели каждый новый слой, входящий в систему, способствует ее развитию и жизнеспособности. По сути, рассматриваемая модель социально-экономического развития региона представляет собой «модель матрешки», где каждый новый слой, новое подпространство усилено предыдущим слоем, предыдущим подпространством.
Итак, основные выводы, сформулированные автором:
1. Экономическое пространство является частью освоенных или потенциально готовых к освоению территорий региона с использованием всех уровней (слоев) возможной жизнедеятельности населения и бизнеса.
2. Пространство имеет многоуровневый характер. В зависимости от ситуации и реального момента времени возникают экономические подпространства базового и последующих уровней.Базовое экономическое пространство определяется во многом степенью освоенности экономического пространства региона в целом.
3. Переход на новый уровень социально-экономического развития на территориях нового экономического освоения и опережающего развития возможен посредством формирования эффективной транспортной инфраструктуры. Синергетический эффект взаимодействия элементов региональной транспортной инфраструктуры будет тем выше, чем разнообразнее они будут.
4. Управление развитием региона необходимо организовать таким образом, чтобы в его пространстве формировались подпространства, способные обеспечить желаемое состояние в системе.
Литература
1. Ахундов М. Д. Концепция пространства и времени: источники, эволюция, перспективы. М.: Мысль, 1982. 222 с.
2. Беломестнов В. Г. Методология управления потенциалом социально-экономических систем региона: дис. ... д-ра экон. наук. Улан-Удэ, 2006.378 с.
3. Герловин И. Л. Основы единой теории всех взаимодействий в веществе. Л.: Энергоатомиздат, 1990. 220 с.
4. Голева О. И. Понятие экономического пространства в исследовании финансовой инфраструктуры региона [Электронный ресурс] // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 1. С. 102-103. URL: www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_artide&artide_id=2901 (дата обращения: 10.08.2015).
5. Гукасян Г. М.. Экономическая теория. М.: ИНФРА-М, 1999. 199 с.
6. Шаралдаев Б. Б. Формирование методологии управления территориально-пространственных образований. Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2011. 210 с.
References
1. Akhundov M. D. Kontseptsiyaprostranstva i vremeni: istochniki, evolyutsiya, perspektivy [The concept of space and time: sources, evolution, and prospects]. Moscow: Mysl' Publ., 1982. 222 p.
2. Belomestnov V. G. Metodologiya upravleniya potentsialom sotsial'no-ekonomicheskikh sistem regiona: dis. ... d-ra ekon. nauk [Management methodology of socio-economic systems potential in the region. Dr. econ. sci. diss.]. Ulan-Ude, 2006. 378 p.
3. Gerlovin I. L. Osnovy edinoi teorii vsekh vzaimodeistvii v veshchestve [Basics of a unified theory of all interactions in substance]. Leningrad: Energoatomizdat Publ., 1990. 220 p .
4. Goleva O. I. Ponyatie ekonomicheskogo prostranstva v issledovanii finansovoi infrastruktury regiona [The concept of economic space in studying of regional financial infrastructure]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii — Modern high technologies. 2008. No. 1 Pp. 102-103. Available at: www.rae.ru/snt/?section=content&op= show_article&article_id= 2901 (accessed August 10, 2015).
5. Gukasyan G. M. Ekonomicheskaya teoriya [Economic theory]. Moscow: INFRA-M Publ., 1999. 199 p.
6. Sharaldaev B. B. Formirovanie metodologii upravleniya territorial'no-prostranstvennykh obrazovanii [Formation of entities management methodology]. Ulan-Ude: East-Siberian State University of Technology and Management Publ., 2011. 210 p.