Научная статья на тему 'Концептуальные положения формирования конкурентоспособного рекреационно-туристического продукта региона'

Концептуальные положения формирования конкурентоспособного рекреационно-туристического продукта региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Туменова С. А., Туменов М. В.

Необходимым условием эффективного использования рекреационного потенциала региона является применение адекватных современным условиям технологий производства компонентов совокупного рекреационного продукта, его продвижения и обращения, а так же управления данными процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные положения формирования конкурентоспособного рекреационно-туристического продукта региона»

где ,Wi ) - степень отклонения макропоказателя от порога.

Оценка стабильности региона характеризует текущее состояние устойчивости региона к изменением макропоказателей. Вектор оценок ущерба у определяется выражением:

у=|х v„

где Vjj - оценка величины регионального ущерба при единичном увеличении Wi и одновременном единичном уменьшенииWj

Таким образом, можно сделать вывод, что важную роль в предупреждение возникающих угроз в регионе играет мониторинг экономической безо-пасности региона. Одной из основных проблем при построении системы мониторинга является выбор необходимых макропоказателей, характеризующих социально-экономическое состояние региона. Выбор показателей осуществляется на основе структуры угроз экономической безопасности региона. Каждый из основных индикаторов угроз экономической безопасности связан с оценкой ситуации в определенной сфере. Расчет показателей, рассматриваемых изолированно друг от друга, не позволяет получить объективную оценку. Только система показателей позволяет сделать выводы о реальной степени угрозы экономической безопасности.

Наиболее эффективными методами диагностики кризисных ситуаций в регионе являются: оценка интегрального показателя уровня экономической безопасности, функциональный анализ уровня экономической безопасности, ситуационный анализ, морфологический анализ. Современные информационные технологии позволяют применять автоматизированную систему мониторинга экономической безопасности.

СО □

Литература □

Голубцов А.Н., Зобнев A.B., Мацур С.В., Соганов С.В. Обработка данных в задаче мониторинга ^ экономической безопасности региона//Труды научной конференции по радиофизике, ННГУ, 2004. -ф-Елманов Н., Федоров А. Введение в OLAP-технологии Microsoft. - М.: Диалог-Мифи, 2002.

о

I— ®

I—

s

о

а

®

о о

ТУМЕНОВА С.А. ТУМЕНОВ М.В.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО РЕКРЕАЦИОННО-

ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА РЕГИОНА

Необходимым условием эффективного использования рекреационного потенциала региона яв- ££

ляется применение адекватных современным условиям технологий производства компонентов сово- <

купного рекреационного продукта, его продвижения и обращения, а так же управления данными о процессами.

тт 0

Принимая во внимание, что рекреационно-туристический продукт как совокупность сложных £

разнородных элементов, характеризующаяся различными аттрактивными ресурсами, институциональ- ô

ными, политическими, организационно-административными, социально-демографическими фактора- £

ми, в каждом конкретном регионе своеобразен, важно отметить, что достижение определенного уровня о

его конкурентоспособности, можно рассматривать в качестве цели функционирования региональных ^

рекреационных систем (РРС). Под конкурентоспособностью рекреационно-туристического продукта, х

понимается его способность обеспечивать относительно высокую доходность на вложенный капитал ®

при устойчивом использовании ресурсов, постоянной ориентации на изменяющий спрос, сохранение

и улучшение позиций на рынке относительно конкурентов. Потребительским свойствам конкурентос- |

пособного рекреационного продукта должны быть характерны такие качества как: обоснованность, ®

надежность, эффективность, целостность, полезность, простота в эксплуатации, ясность, гибкость [2, с. 98].

На рисунке 1 представлена классификация основных факторов, определяющих конкурентоспособность рекреационно-туристического продукта определенной дестинации (территория рекреаци-

онно-туристической привлекательности).

01 Z

03 □

01

* 7

ptDH4H-E4№yfiHnaH, TiEHOi-Tif4EEHi п: j^ : iякиiгеге■ :п: ЦЛЩШМ^НЛВ^ ПрООИ-К-. Ф|,- -.г,, . ■ -.с.-. - .'J: ft.ll-[»IIÎTIHKKHt. М'иВД'ОДШ'МЛр 'у

ко [K|H.I;-IH.ib^HL-DiniuimL ni-n-iJHiUL шжиипц. шэд-Ятш hii<

юонк:-1пггэсп<к ochoîti

ТУР11СП11lECKOTO ПРС1.Д VbTA

Г

МзТЦрИаПЬЛП-ПХШПЕСЕЖ VL.4-.-C IH îlf liiliiH llfl

(iirïUlJMlilJI услуг

iелкшстъ jpn нг:к ■('V'I'intyit- Г1 l

■îîkhift.ni' ■ -¡lit лл :-

пежжеееА h kl L

1'1ВШТШ QfcWHt-Wll ■ ( < ÎT 4 ■ HW ( 0 n ftHHf.

'X4HIH4[[H T ТГЛ ■!■ H

Î

1

V^rr-'HinnUII^HHHÎ успфрнн

::: ■ ■= j- îtiihih ■ ::ir" :::■ ■ vJ- WfMHl'Hill

I ■: 04 I.

- : ::::":r jjik:^

-ирпянт попнна-ь

ETJ^IJHIIJl II ¿f

Нн^-Т-ьмип-^нны?

-ЛОПЧЕЕрНН раслнон-

тфчимдаинн

cC' —гчнп:..

- ЕЕ-ХП-1Т-ГПН1 К1ЧГТЕЕН1ЫЕ

( rj:4j H.1 > ■ f'iiic-b

c- 1Л -П H .4 E ГТ1Г-1р«Ц

- лк-д-нн Ti-:t: i uiu *I*tI-S1H<-:Hl U'№l II

П НУТ т-f «31 Я Z С F ЕД A il 14 ДПРИП] ISfl

О

I—

ф

I—

s

о

Ф

> CD

о

о

О

<

>

О

о

о о

CL

о

X

о

о

Рис. 1. Факторы, определяющие конкурентоспособность рекреационно-туристического продукта дестинации

Факторы внешней среды предприятий представлены рыночно-конкурентными, технологическими, природно-климатическими, историко-культурными, правовыми, международными и другими условиями конкурен-тоспособности продукта (макроуровень), а также поставщиками, конкурентами, потребителями и посредниками (микроуровень). Элементы внешнего окружения предприятий рекреационной сферы, наряду с совокупностью параметров внутренней среды являясь в равной мере обусловливающими усло-виями общего преставления о факторах конкурентоспособности дестинации в целом, могут быть охарактеризованы как объективные условия конкурентоспособности продукта. При этом такие существенные факторы как социальные, международные, политические возможно причислить как к субъективным факторам, так и к объективным, подразделяя их на управляемые, частично управляемые и неуправляемые. Поскольку рекреационно-туристический продукт является комплексной категорией, можно предположить, что уровень его конкурентоспособности складывается из индивидуального качества его составляющих, формируемого под влиянием факторов, приведенных нами на рисунке 1. Причем степень участия каждого параметра в рекреационно-туристическом продукте и уровень его воздействия на кон-курентоспособность могут быть различными.

В контексте изложенного рекреационно-туристическую систему целесообразно рассматривать как совокупность упорядоченных компонентов, функ-ционирование которых предопределяют установки на достижение максимально возможного уровня конкурентоспособности рекреационного продукта. Также заданное положение обуславливает необходимость использования системного подхода к процессам формирования и реализации регионального рекреационно-туристического продукта.

На рисунке 2 представлена система и соответствующие подсистемы процесса разработки и реализации конкурентоспособного рекреационно-туристического продута РРС.

Процесс формирования конкурентоспособного рекреационно-туристического продукта включает

ряд подсистем: маркетинг; природно-рекреационный потенциал; культурно-историческое наследие; объекты инфраструктуры; кадровый потенциал; рекреационные организации; финансовая подсистема; нормативно-правовая подсистема; статистики и мониторинг; управленческие воздействия.

Рассматривая подсистему "Маркетинг", необходимо отметить, что она, являясь базовой в системе формирования конкурентоспособного рекреационно-туристического продукта, состоит из совокупности подсистем следующего уровня, объединенных целью формирования рекреационного продукта с ориентацией на изучение рынка и максимальное удовлетворение запросов потребителей.

Рис.2. Система формирования конкурентоспособного рекреационно-туристического продута дестинации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подсистема "Маркетинг" определяет:

" требования к использованию и/или развитию ресурсных подсистем в соответствии с тенденциями спроса и конкуренции;

" условия формирования рекреационно-туристического продукта для производителей; " размеры финансовых потребностей для реализации маркетинговых исследований, улучшения инфраструктуры рекреации и кадрового потенциала;

" приоритетные формы регионального рекреационно-туристического продукта из множества возможных на данной территории;

01 г

03 □

□ си

о

I—

ф

I— ^

о а ф

ей ^

X

>

О О

О

а

о

<

>

о о

о о

о

ей

о

I—

о о сь

о

X

о

о

" направления работ по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей рекреационную деятельность;

" информационное содержание подсистем мониторинга и статистики;

" возможности использования обновляемой информации об изменениях внутренней и внешней среды для своевременных управленческих решений в сфере регулирования процесса формирования рекреационного продукта [3, с. 124].

Подсистема "Природно-рекреационный потенциал", представленная привлекательными природными ресурсами, ландшафтами, биоклиматиче-скими и иными условиями, рассматривается, как первоначальная основа развития рекреации и туризма.

Подсистема "Культурно-историческое наследие" - объекты материальной и духовной культуры, являющиеся важной частью туристических ресурсов, формируют историко-культурный потенциал региона и выступают основой познавательного туризма. С ростом уровня образования и познавательной потребности населения эти ресурсы приобретают все большее значение.

Следующая подсистема объединяет объекты рекреационной инфраструктуры - совокупности объектов, сооружений, конструкций рекреационной отрасли. Конкурентоспособность туристского региона во многом зависит от того, на сколько эффективно осуществляется взаимодействие социальной, производственной и рыночной инфраструктур.

"Кадровый потенциал" как подсистема представляет собой совокупность групп и подгрупп туристских кадров, занятых в разнообразных организациях, связанных с рекреационной деятельностью, а также учебные заведения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров для сферы туризма. Профессионально-квалификационные изменения в структуре туристических кадров, направлен-4ность их подготовки и переподготовки задаются временными горизонтами, связанными с формирова-¡Ё нием различных видов конкурентоспособного рекреационно-туристического продукта.

Подсистема "Рекреационные организации", представленная предпри-ятиями и фирмами различ-д ных форм собственности и разной организационной структурой управления, связанных с формиро-0ванием рекреационно-туристического продукта, определяют его характеристики, разрабатывают ту-^ ристическую политику, подчиняясь целевой установке функционирования рекреационной зоны --<> формированию и реализации конкурентоспособного рекреационно-туристического продукта.

"Финансовая подсистема" предполагает взаимодействие различных агентов сферы рекреации, ф взаимоотношения между которыми опосредуются движением финансовых ресурсов, специфика суще-и ствования и движения ко-торых зависит от природы организаций, участвующих в формировании рек-ф реационно-туристического продукта.

| Подсистема "Нормативно-правовая база" представляя собой, совокуп-ность различных норматив-

ных актов и других положений, регламентирующих параметры формирования качественных харак-о теристик рекреационно-туристического продукта, определяет уровень конкурентоспособности рек-

х реационного продукта дестинации в аспекте различных сегментов потреби-телей рекреационно-ту-

ф

ЕЕ ристских услуг.

о. Подсистема "Статистика и мониторинг" позволяя, количественно оценить состояние различных < элементов сферы рекреации в соответствии со сформированными критериями, дает возможность по-^ лучить информацию для прогнозирования жизненного цикла регионального рекреационно-туристи-о ческого продукта. Объектами учета и контроля выступают потребители рекреационно-туристических о услуг, различного рода организации, муниципальные образования и дестинация в целом. ^ Подсистема "Управленческие воздействия" - совокупность принципов, методов, форм и средств £ воздействия на субъекты, связанные с формированием конкурентоспособного рекреационно-турис-£ тического продукта. Механизм этого воздействия должен обеспечивать гибкое регулирование процессов формирования рекреационно-туристического продукта с учетом изменений внешней и внутри ренней среды дестинации. К основным принципам можно отнести принцип партнерства, субсидиарен ности, мобильности и адаптивности, а также выделенной компетентности. [2, с 72]. >| Реализация рекреационно-туристического продукта РРС также рассматривается нами как систем-5 ный процесс, состоящий из подсистем: рекреационные организации; статистика и мониторинг; виды ® рекреационного продукта; маркетинг; взаимоотношения и занятость; подсистема безопасность; уп-2 равленческие воздействия. При этом характер процесса реализации рекреационного продукта может § служить позитивным или негативным компо-нентом конкурентоспособности рекреационной системы. <т) В связи с реализацией рекреационного продукта также выделяются подсистемы "Статистика и

мониторинг" и "Виды рекреационного продукта". Функционирование этих подсистем связано с обработкой специфической информации, показывающей проблемы, возникающие в процессе доведения рекреационно-туристического продукта до конечного потребителя.

В системе реализации конкурентоспособного рекреационно-туристического продукта РТС подсистема "Маркетинг" является совокупностью элементов деятельности по продвижению рекреационного продукта на основе воздействия на спрос о стимулирования сбыта рекреационного продукта. Она включает в себя такие элементы как: формирование сбытовой сети, рекламу, стимулирование продаж, паблик-рилейнз.

Особое место отводится подсистеме "Взаимоотношения и занятость", которая характеризует особенности труда и занятости, в значительной степе-ни, влияющие на уровень конкурентоспособности рекреационного продукта. Специфическим элементом данной подсистемы является гостеприимство со стороны местного населения, что позволяет формировать позитивные впечатления у рекреантов, рассматриваемые как неформальный элемент специфической "рекламной деятельности". Достаточно сложным элементом данной подсистемы является профессиональная деятельность служащих рекреационных организаций по мотивации позитивного поведения самих клиентов в процессе обслуживания.

Подсистема "Безопасность" является совокупностью разнообразных элементов, связанных с механизмом нивелирования различных рисков (природных, антропогенных, криминогенных и др.) пребывания на рекреационно-туристических объектах.

Роль и место подсистемы "Управленческие воздействия" аналогичны тем, что характерны для соответствующей подсистемы в сфере формирования конкурентоспособного рекреационно-туристи-ческого продукта РРС, но непосредственная цель этой подсистемы при реализации рекреационного продукта состоит в получении возможно больших доходов от предоставления рекреационного продукта в рамках отношения "цена - качество".

01

z

Связующей подсистемой процессов формирования и реализации рекреационного продукта выс- □ тупает потребительский рынок, состояние которого меняется под воздействием внутренней и внеш- О ней среды.

ЛИТРАТУРА:

1.Стаханов В.Н., Стаханов Д.В. Маркетинг сферы услуг: Учебное пособие. - М.: 2001. - 296 с. ®

о

2.Квартальнов В. А. Теория и практика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 163 с.

3.Янкевич B.C., Безрукова Н.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: рос-сийский и международный опыт. / Под ред. B.C. Янкевича. - М.: Финансы и стати-стика, 2003. - 416с.

БЕЛКИНА E.H., СК0М0Р0ЩЕНК0 A.A., СКРЕБЦОВА Т.В.

МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ДОХОДА СЕЛЬСКИХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

о а

о

<

>

о о

о о

Понадобились годы экономических реформ в России, практическое внедрение рыночных условий хозяйствования, детальное изучение опыта развитых стран, чтобы понять: бизнес - это дело, без которого невозможен прогресс, особенно в аграрной сфере. о

Предпринимательство может обеспечить реализацию основной цели - получение стабильного и £ оптимального размера дохода, если основные функции менеджмента (планирование, организация, о оперативное управление, экономический контроль) будут ориентированы на стратегию развития, постоянные изменения внутри хозяйствующих структур, адаптацию к условиям бизнес-пространства. Предпринимательство требует менеджмента инноваций и риска.

Бизнес часто определяют как деятельность, направленную на извлечение дохода и прибыли. Однако добиться высоких показателей далеко не просто, для этого от предпринимателя требуются личные деловые качества, инициатива, поиск, высокий уровень самостоятельности и ответственности, знание правовых, экономических и финансовых основ рыночной экономики.

Целью предпринимательской активности в сельском хозяйстве является удовлетворение потребностей покупателя, и предложение рынку такого товара или услуги, на которые возникает спрос, и которые приносят предпринимателю прибыль. Однако получение прибыли свойственно не только

CL

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.