Научная статья на тему 'Концептуальные подходы программы А. А. Остапца-Свешникова "Школа жизни - окружающий мир" в методике современного преподавания'

Концептуальные подходы программы А. А. Остапца-Свешникова "Школа жизни - окружающий мир" в методике современного преподавания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
563
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА "ШКОЛА ЖИЗНИ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" / МЕТОДИКА / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / "SCHOOL OF LIFE OUTWARD THINGS" PROGRAM / METHODOLOGY / PRACTICE-ORIENTED EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Озерская Ольга Викторовна

В статье представлен опыт использования концепции и программы А. А. Остапца-Свешникова «Школа жизни окружающий мир» применительно к практико-ориентированной системе образования в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conceptual approaches of the program of A. A. Ostapets-Sveshnikov "School of life is the world" in modern methods of teaching

The article presents the experience of using A. A. Ostapets concept and program “School of life outward things” in the context of practice-oriented education system in current conditions.

Текст научной работы на тему «Концептуальные подходы программы А. А. Остапца-Свешникова "Школа жизни - окружающий мир" в методике современного преподавания»

УДК 37.012.8; 37.013.75; 001.891.5; 37.012

О. В. Озерская

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ ПРОГРАММЫ А. А. ОСТАПЦА-СВЕШНИКОВА «ШКОЛА ЖИЗНИ - ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В МЕТОДИКЕ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАНИЯ

В статье представлен опыт использования концепции и программы А. А. Остапца-Свешникова «Школа жизни - окружающий мир» применительно к практико-ориентированной системе образования в современных условиях.

The article presents the experience of using A. A. Ostapets concept and program "School of life - outward things" in the context of practice-oriented education system in current conditions.

Ключевые слова: программа «Школа жизни - окружающий мир», методика, практико-ориентированное образование.

Keywords: "School of life - outward things" program, methodology, practice-oriented education system.

Восприятие программы «Школа жизни - окружающий мир» [1] именно как педагог-практик, как учитель географии я начала в 1993 г. Осенью под руководством А. А. Остапца участвовала в трехдневном семинаре-практикуме в подмосковном Абрамцево. Именно в этом году выстроила свою первую циклограмму турист-ско-краеведческой работы с детьми, которая лаконично позволила объединить основную образовательную деятельность и дополнительную. Отмечу, что встраивание в программу «Школа жизни -окружающий мир» было органичным и требовало лишь некоторого переосмысления уже имеющегося опыта. Предлагаемые циклы-модули к основной программе «Школа жизни - окружающий мир» не нарушали возможностей проводить те же полевые практики, экскурсии, экспедиции, походы, но уже с определенной тематикой и по определенным методикам, которых было предложено и разработано огромное множество. Это и снегомерные измерения, гидрологические исследования, изучение Москвы-реки, Измайловского лесопарка, улиц и социальных объектов своего района, округа, города, страны [2] и многое другое, что сегодня является ценнейшим

багажом в копилке тех педагогов, которые осваивали данные методики, участвовали в разработке новых, анализировали свой опыт и пополняли методическую копилку. Именно этот опыт представлен во многих пособиях, изданных в Доме «Родина» в соавторстве и под руководством идейных педагогов А. А. Остапца, Л. В. Алиевой, Г. Н. Абросимовой, З. И. Гордеевой, примером могут служить «Зеленые острова Восточного округа», «Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведо-туристской деятельности : пособие по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» [3] и многие другие книги и буклеты.

Разработанные методики - это ценнейший опыт, который, бесспорно, является актуальным и сегодня.

В современных условиях перехода образовательных учреждений на ФГОС одной из задач преподавания географии является формирование у обучающихся системы комплексных социально-ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально-экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. Все эти требования являются основополагающими принципами программы А. А. Остапца «Школа жизни - окружающий мир» [4]. Эти задачи должны решаться не только в урочной системе образования, но и во внеурочной деятельности, которая стала неотъемлемым обязательным компонентом основной образовательной программы. Сегодня практически каждый педагог школы ведет углубленный модуль и дополнительную программу, которые качественно совершенствуют воспитание и обучение.

География такой предмет, где лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Личный накопленный опыт проведения полевых практик, тематических экскурсий с использованием методического багажа программы «Школа жизни - окружающий мир», а также ближайшее природное окружение - Измайловский, Терлецкий парки, социум позволяет мне приобщить ребят к практическому восприятию предмета. Это дает возможность обучающимся самим по-

мерить, потрогать, посчитать, наглядно повзаимодействовать, прикоснуться к окружающему миру, окружающей действительности, сделать свои выводы, небольшие открытия, докатать теоретические основы материала практикой, практико-ориентированно изучать предмет, развивать неподдельный интерес, осознанно готовить ребят к выбору предмета для сдачи экзаменов в форме ОГЭ и ЕГЭ.

Многолетнее плодотворное сотрудничество педагогов нашего образовательного комплекса с авторским инновационным учреждением ЭЦДЮТЭ «Родина» (более 20 лет), знакомство и практическое освоение программы и концепции А. А. Остапца «Школа жизни - окружающий мир», сложившиеся традиции по использованию дополнительного компонента программы в основной образовательной деятельности находят практическое применение в современном образовательном пространстве [5]. Так, участие педагогов и обучающихся в новомодных городских практико-ориентиро-ванных проектах «Я узнаю Москву», «Музеи парки, усадьбы», которые сегодня активно влияют на рейтинг школы, это не только знакомство с архитектурными ансамблями, улицами, парками, изучение биографии, достижений и подвигов известных людей, составление отчетов-презентаций для городских служб, чем можно было бы и ограничиться. Однако наши педагоги, имея опыт цикличного завершения краеведческого дела в рамках программы «Школа жизни - окружающий мир», помогают обучающимся представлять подготовленный материал, свои презентации на таких уроках, как мировая художественная культура, основы светской этики, история, география. Данный опыт работы был представлен в феврале 2015 г. на городском семинаре в рамках проектов «Я узнаю Москву», «Музеи парки, усадьбы», где наша образовательная организация занимала лидирующие позиции. Практи-ко-ориентированными в 4-х классах стали презентации о знаменитых людях нашего города, именами которых названы улицы Москвы, которые представляли ребята при изучении тем «Нравственные поступки», «Нравственные идеалы», «Любовь и уважение к Отечеству». На уроках истории в 6-х классах презентации нашли практическое применение при изучении целых разделов «Московская Русь в XIV-XV веках», «Московское государство в XVI веке. В 8-х и 10-х классах материалы ребят и педагогов используются при изучении тем «Отечественная война 1812 года», «Общественные движения», «Народные движения», «Художественная культура с XVI

по XIX века», в 9-х и 11-х классах при изучении тем «Первая русская революция», «Большевики берут власть» «Великая Отечественная война. Битва за Москву», «Общественная жизнь в 80-е годы». На уроках географии в 8-х и 9-х классах работы в рамках проекта нашли практическое применение в разделах «Человек в ландшафте», «Природная зона смешанных и широколиственных лесов», «Охраняемые территории России», «Географическое районирование, субъекты РФ», «Москва - столица России» и многих других тем. Таким образом, элементы туристско-краеведческой деятельности совершенствуют методику преподавания предметов, расширяют возможности уроков, привлекая практический материал, уроки становятся интересными для ребят, более понятными, «живыми», особой средой формирования активной позиции школьников в учебной деятельности.

Современный педагогический опыт наглядно демонстрирует, что идеи, заложенные в концепции и программе А. А. Остапца «Школа жизни - окружающий мир», созвучны задачам современного образования [6]. В практико-ориентированную часть основного образования органично вписываются основные этапы турист-ско-краеведческого цикла, где сохраняются подготовительный этап, проведение ключевого выхода, экскурсии, практики, подведение итогов и практическое применение результатов, что позволяет обучающимся публично представить свою работу перед аудиторией, показать свое личное отношение к изучаемой теме, почувствовать значимость выполненной работы. Советую всем педагогам-практикам ознакомиться или перечитать программу А. А. Остапца «Школа жизни - окружающий мир», пересмотреть практические методики под свой опыт, свою практику, уверена, каждый найдет для себя приоритетный вид деятельности, социально или практико-ориентированный.

Примечания

1. «Школа жизни - окружающий мир». Программно-методическое обеспечение туристско-краеведческой деятельности в дополнительном образовании детей. М. : ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. 60 с.

2. Зеленые острова Восточного округа : науч.-метод. пособие : сб. из опыта работы / под ред. О. В. Озерской, З. И. Гордеевой. М. : ООО «Ритм», 2008. 188 с.

3. Зеленые острова Восточного округа : науч.-метод. пособие : сб. из опыта работы / под ред. О. В. Озерской, З. И. Гордеевой. М. : ООО «Ритм»,

2008. 188 с. ; Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведо-туристской деятельности : пособие по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» / под ред. Г. Н. Абросимовой, М. Е. Трубаче-вой. М. : АРКТИ, 2004. 208 с.; Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности : пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» / под ред. А. А. Остапца, Г. Н. Абросимовой, М. Е. Трубачевой. М. : АРКТИ, 2003. 176 с.

4. «Школа жизни - окружающий мир». Программно-методическое обеспечение туристско-краеведческой деятельности в дополнительном образовании детей. М. : ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. 60 с.; «Школа жизни - окружающий мир» (Из опыта программирования образовательной деятельности учреждения) / авт. кол.: А. А. Остапец, Г. Н. Абросимова, Л. В. Алиева, О. В. Озерская и др. ; под ред. Л. В. Алиевой. М., 2004.

5. Инновационная деятельность учреждения дополнительного образования - база формирования педагога нового типа : сб. из опыта работы / под ред. Л. В. Алиевой, О. В. Озерской. М. : Изд-во ООО «Ритм», 2008. 124 с.

6. Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. М. : ЦДЮТК МО РФ, 2001. 96 с.; «Школа жизни - окружающий мир». Программно-методическое обеспечение туристско-краевед-ческой деятельности в дополнительном образовании детей. М. : ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. 60 с.; «Школа жизни - окружающий мир» (Из опыта программирования образовательной деятельности учреждения) / авт. кол.: А. А. Остапец, Г. Н. Абросимова, Л. В. Алиева, О. В. Озерская и др. ; под ред. Л. В. Алиевой. М., 2004.

УДК 372.879.6; 796.5; 371.263

М. В. Балчирбай

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ В ШКОЛЕ

В статье обсуждается внедрение спортивно-оздоровительного туризма в учебный процесс. Спортивно-оздоровительный туризм реализуется в содержании вариативной части программы по физической культуре. Программа рассчитана на учащихся 5-9-х классов.

The article discusses the implementation of sports tourism in the educational process. Sports tourism is realized in the content of the variable part of physical culture program. The program is designed for students grades 5-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.