ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 338.43:631.145:001. 895:637.2
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ ПЕРЕХОДА ОТ ОПТИМИЗАЦИОННОЙ К ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАСЛОЖИРОВОГО
ПОДКОМПЛЕКСА АПК З.Н. Козенко, доктор экономических наук, профессор,
Опыт мировых экономических кризисов показывает, что они несут не только потери, но и приобретения. При выходе из экономического кризиса идёт перестройка экономики: осуществляется переход к новой технике и технологиям, выпуск наукоёмкой продукции, что может быть обеспечено переходом российских предприятий на инновационный путь развития.
Ключевые слова инновационная стратегия предприятия, интегрированное объединение, оптимизационная и инновационная модели хозяйствования.
Исследования выполнены при финансовой поддержке РГНФ и Администрации Волгоградской области по проекту «Совершенствование управления производством и сбытом масложирового подкомплекса АПК Волгоградской области» №11-12-3401За/В
В экономике России с переходом на рыночные отношения добавился важный пункт - зависимость её адаптации от предшествующей траектории развития, - влияющий на выбор магистрального направления функционирования и совершенствования. В условиях расширения мирохозяйственных связей, глобализации по-новому выступает конкурентоспособность. Предприятие должно выжить и занять доминирующее положение в условиях мировой конкуренции иобеспечить такую же значимость в экономике отрасли страны. В числе факторов, ослабляющих конкурентные позиции, в экономической литературе отмечены неразвитость внутренней конкуренции, отсталость основных производственных технологий, слабое развитие маркетинга. Именно эти факторы определяют высокий потенциал рыночно-конкурентных позиций развитых стран в мире [4]. Экономика нашей страны идёт путём, который уже пройден, потенциал которого исчерпан развитыми странами. Предшествующая траектория развития традиционно ставит в ряды преимущества дешевизну рабочей силы и энергосырьевых ресурсов. Если же в социально ориентированной рыночной экономике стратегической миссией признать улучшение условий жизнедеятельности человека, его материальное благосостояние, которое в значительной мере зависит от оплаты труда, то низкую зарплату большинства соотечественников и
торговлю сырьём и энергоносителями следует считать вынужденной и временной мерой [3].
Наиболее важным фактором микроконкурентоспособности становится интенсивность конкуренции на внутреннем рынке: состояние и развитие информационной инфраструктуры, диверсификация предприятия, выражающаяся в увеличении ассортимента продукции и числа обслуживаемых рынков. Диверсификация даёт возможности переориентации деятельности со «зрелых» и приходящих в упадок рынков на новые, с большим потенциалом роста и высокой прибыльностью. В стремлении выиграть в конкурентной борьбе производители ищут рациональные подходы реализации инновационной стратегии предприятия. Инновационная стратегия учитывает исключительное разнообразие условий, является теоретически обоснованной и практически реализуемой программой модернизации предприятия, определяющей характер развития производственных процессов.
Испытание финансовым кризисомубедило, что развитие АПК на применении оптимизационных моделей хозяйствования, основанных на снижении затрат, не имеет перспективы. Недостаточное развитие новых технологий в АПК России снижает конкурентоспособность российской аграрной экономики, что недопустимо в условиях постоянно нарастающего соперничества и продуктовой интервенции импорта. К факторам, ослабляющим конкурентные позиции, в экономической литературе отнесена неразвитость внутренней конкуренции, отсталость основных производственных технологий.
Известный потенциал повышения конкурентоспособности скрыт в формированииинтегрированного аграрного производства. В нём особое значение имеет выявление и использование разнообразных средств достижения поставленной интегральной цели, действенный мониторинг и диагностика результатов продвижения субъектов механизма к реализации интегральной цели, обеспечение необходимой коррекции в характере взаимодействия структурных элементов различных блоков.
В деятельности интегрированных агропромышленных формирований исключительно важна государственная поддержка. Она должна проявляться в возможности признания участников интегрированного агропромышленного образования
консолидированной группой налогоплательщиков; зачёте задолженности предприятия - участника такого формирования, акции которого реализуются на инвестиционных торгах; в объёме инвестиций, предусмотренных для покупателя (центральной компании интегрированного формирования). Решающую роль играет в разработке
и реализации инвестиционной стратегии предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций, инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов. Особое значение имеет передача в доверительное управление центральному интегрированному аграрному формированию временно закреплённых за государством пакетов акций. В условиях расширения экономической самостоятельности предприятия значительную роль играет предоставление участникам права самим определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на инвестирование интегрированной системы [2].
Внутренняя противоречивость интегрированного объединения обусловлена наличием в аграрном производстве множественности субъектов со свойственными им разнонаправленными интересами. Преобладание в интегрированном образовании определённых групп интересов вызывает положительныеили отрицательные тенденции в развитии интеграционных процессов в АПК, порождает возможности настройки его на самоподдерживающее развитие. Рыночные возможности фермеров усиливают групповое стремление их входить в кооперативы, интегрированные объединения. Дифференциальные цели при этом трансформируются в интегральную цель, что предопределяет взаимообусловленность элементов и возможность появления мультипликативного эффекта.
Оптимизационные модели хозяйствования в настоящее время применяются особенно интенсивно. Механизмом реализации, к сожалению, принято активное сокращение затратна заработную плату работников, уменьшение или полный отказ от новых проектов иинвестиций в человеческий капитал. Практика хозяйствования показывает, что оптимизационные модели в масложировом подкомплексе АПК не позволяют внедрить эффективные, высокотехнологичные производственные процессы и выпускать продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках. Переход от затратной, оптимизационной к инновационной модели хозяйствования преследует цель роста и максимизации долгосрочной прибыли, а не максимизации краткосрочной прибыли, как это принято в традиционной теории фирмы. Максимизация выручки и максимизация темпов роста активовобеспечивается формированием нового механизма социально-экономического развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и конкурентоспособности.
Причиной производственных успехов сельского хозяйства США, Дании, Голландии является технология, а не земля. Производство
продукции на единицу вложенных ресурсов ежегодно возрастает благодаря внедрению новых технологий, повышению образовательного уровня сельхозтоваропроизводителей, использованию новых средств производства.
Реализуя инновационную модель хозяйствования, предприятиеполучает экономический эффект не сразу (как в оптимизационной модели), а с течением времени, по мере того, как оно трансформирует технологии. Технологические, рыночные и конкурентные риски настораживают предприятие, но на них следует идти,инвестиции в инновации следует осуществлять. Результативные инвестиционные проектыприносят со временем экономический эффект, превосходящий таковой в условиях оптимизирующего предприятия. Следует особо подчеркнуть, что разработка технологий, обеспечивающих более высокое количество и качество продукта по сравнению с тем, что было достигнуто прежде, или тем, что будет достигнуто конкурентами, создаёт потенциал предприятия, реализующего инновационную стратегию, обеспечивает устойчивые преимущества над конкурентами и обретение доминирующего положения в своей отрасли. Здесь необходимы теоретические разработки, направленные на объяснение того, при каких условиях деятельность предприятия приводит к инновациям и воздействует на экономический рост, распределение дохода и финансовую стабильность экономики, в которой эти предприятия функционируют.
Следует обратить внимание на опыт зарубежных фирм, отделивших собственность от управления: фирма принадлежит
акционерам, но контролируется не ими, а управляющими фирмы. Цели фирмы определяют акционеры, а механизм их реализации -управленческие структуры. Они заинтересованы в максимизации объёма продаж инновационной продукции и росте активов больше, чем в максимизации прибыли, так как их стимулируют оплатой труда, которая главным образом связана с размером фирмы. Прибыль остаётся важным моментом деятельности предприятия, но рассматривается не как конечная цель, а как средство достижения основной цели - более высокого уровня выпускаемой технически прогрессивной продукции и более низких цен, обеспечивающих преимущества над соперниками в конкуренции, устойчивую конкурентоспособность «... оптимизирующая фирма не может быть инновационной просто потому, что инновационная фирма трансформирует некоторые из тех отраслевых условий, которые оптимизирующая фирма принимает в качестве заданных» [3, с. 314].
Активная разработка и внедрение инноваций обеспечивает продовольственную независимость развития национального сельского
хозяйства и предприятий переработки, основанную на инновационной стратегии. Эффективность инновационных процессов отрасли во многом зависит от достижения большей однородности, отмирания устаревших и возникновения прогрессивных производств. Изменения в аграрной сфере оказывают влияние на систему продовольственного маркетинга, размещение, специализацию сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. Комплексное использование каждого элемента системы обязательно ставит вопрос: каким должно быть соотношение интересов производителей, потребителей и общества в целом. Ведь довольно часто эти интересы вступают в противоречие друг с другом. Концепция маркетинга приходит на смену сбытовой концепции и изменяет её содержание. Разница между сбытовой концепцией и концепцией маркетинга состоит в том, что деятельность, основанная на сбытовой концепции, начинается с имеющегося в распоряжении фирмы товара. При этом главной задачей является достижение объёма продаж, необходимого для получения прибыли, за счёт проведения различных мероприятий по стимулированию сбыта. Деятельность же, основанная на концепции маркетинга, начинается с выявления реальных и потенциальных покупателей и их потребностей. Фирма планирует и координирует разработку определенных программ, направленных на удовлетворение выявленных потребностей.
Для современного этапа развития экономики страны характернасоциально-этическая концепция маркетинга, которая базируется на новой философии предпринимательства, ориентированной на удовлетворение разумных, здоровых потребностей носителей платежеспособного спроса. Её цель состоит в обеспечении долговременного благосостояния не только отдельного предприятия, но и общества в целом. Маркетинг осуществляется при соблюдении определенных принципов. К основным принципам маркетинга относится в первую очередь принцип человекосбережения, реализация которого осуществляется через системное маркетинговое управление предприятием.
Соблюдение второго принципа маркетинга - принципа стратегического мышления направляет объект маркетинговой деятельности на повышение конкурентоспособности и эффективности, нацеливает на «организацию будущего», подготовку действий, обеспечивающих желаемые результаты. Системно-
стратегическоезамыслы воплощаются в конкретные программы действий, уточняющие стратегические цели и определяющие средства, обеспечивающие реализацию выбранной стратегии развития.
Принцип обновления (инноваций) означает готовность объекта постоянно оценивать свою деятельность, принимать решения о
прекращении выпуска устаревающих товаров, выпуске новых товаров, создании своих новых торговых марок для замещения тех, которые становятся менее популярными. Предприятие, нацеленное на развитие, концентрирует внимание на эффективном использовании ресурсов.
Немаловажным является соблюдение принципов глубокого и всестороннего научно-практического исследования рынка и экономической конъюнктуры, усовершенствование и модификация исследовательских идей, нацеленных на разработку коммерчески жизнеспособных технологий и продуктов; производственно-сбытовых возможностей предприятия, сегментации рынка; гибкого реагирования производства и сбыта на требования потенциального спроса; планирования; своевременного выхода на рынок; перспективности действий.
В агропромышленном комплексе России важное значение имеет масложировой подкомплекс, обеспечивающий население продовольствием. Принципиальное значение для решения задач продовольственного обеспечения населения имеетнаучная концепция экономического роста производства маслосемян, их комплексной переработки и повышения экономической эффективности. Экономический кризис снизил потребительский спрос. Это привело к сокращению производства продукции масложирового подкомплекса АПК. Для возобновления экономического роста следует особое внимание уделить факторам, оказывающим наибольшее влияние: технология производственных процессов, квалификация работников, организация маркетинга. Маркетинг пищевых продуктов предполагает разработку и принятие управленческих решений, обеспечивающих прирост тех характеристик качества продуктов, за которые потребитель готов платить. Потребители требуют всё более разнообразной, здоровой, удобной в употреблении, недорогой продукции. Новейшие технологии переработки пищевого сырья, упаковка готовой продукции привели к появлению новых продуктов, которые покупатели предпочтут продукции других производителей.
Перевод производства на инновационный путь развития, выполненный Волгоградским горчичным маслозаводом «Сарепта»-крупнейшим в России предприятием, осуществляющим переработку маслосемян горчицы, показал его актуальность, своевременность, эффективность. Волгоградский горчичный завод в нынешнем виде ведёт свою историю с 1956 года. До недавнего времени он являлся монополистом по производству горчичного порошка на территории СССР. Совокупный опыт работы производственного менеджмента завода составляет не менее 15 лет, коммерческого менеджмента - более 10 лет.
Завод выпускает горчичное, рыжиковое и подсолнечное прессовое нерафинированное масло, горчичный порошок, столовые формы горчицы. Он является единственным в России, выпускающим горчичное масло и горчичный порошок без отступления от технологии. Хлебозаводы предпочитают горчичное масло для смазки выпечных форм по причине более удобныхсроков хранения, высокой термоустойчивости и придаче вкусовых качеств выпечке. Высоко ценят поставляемый им горчичный порошокпредприятияпо выпуску майонезов. На региональном рынке эта продукция исторически всегда востребована.
Одним из наиболее значительных событий последнего времени в масложировом подкомплексе АПК Волгоградской области стало появление вертикальных маркетинговых систем (ВМС). В отличие от типичного канала распределения, состоящего из независимого производителя, одного или нескольких оптовых и розничных торговцев, не имеющих достаточно полного контроля над деятельностью остальных участников и стремящихся обеспечить себе максимально возможные прибыли даже в ущерб системе, ВМСфункционирует как единый целостный механизм, имеющий общую цель. В вертикальной маркетинговой системе один из членов канала либо является собственником или владельцем остальных, либо предоставляет им торговые привилегии, либо обладает мощью, обеспечивающей их полное сотрудничество. Доминирующей силой в рамках ВМС может быть производитель, оптовик или розничный торговец. ВМС, возникшие как средство контроля за поведением канала и предотвращения конфликтов между отдельными его членами, преследующими собственные цели, экономичны, обладают большой рыночной властью и исключают дублирование усилий, выступая в условиях трансформации собственности и регионализации экономики России преобладающей формой распределения в сфере потребления, где ими охвачено уже 64 % всего рынка [ 1 ].
В масложировом подкомплексе АПК наиболее применимы два основных типа вертикальных маркетинговых систем: корпоративные, в рамках которых все последовательные этапы производства и распределения находятся внутри одной и той же фирмы и договорные, состоящие из независимых фирм, связанных договорными отношениями и координирующими программами своей деятельности для совместной максимизации коммерческих результатов. Договорные ВМС появились недавно и получают всё большее распространение путём организации добровольных объединений независимых розничных торговцев, противостоящих в конкурентной борьбе крупным распределительным сетями, стандартизирующих свою торговую практику, минимизирующих коммерческие издержки и риски, что
позволяет всей группе эффективно функционировать на рынке масличной продукции.
Инициатором образования интегрированного объединения могут стать и крупные производители, организовав новое самостоятельное хозяйственное объединение, которое может заниматься не только производством и переработкой маслосемян, но операциями оптовой реализации. Участники объединения могут совершать свои основные поставки и закупки через ассоциацию (кооператив) и совместно планировать ценовую, ассортиментную и рекламную деятельность. Полученная прибыль распределяется между членами ассоциации (кооператива) пропорционально объему совершённых ими закупок. Производители, розничные и оптовые торговцы, не являющиеся членами ассоциации (кооператива), также могут совершать закупки через него, не участвуя в распределении прибыли.
Масло
Жмых
подсолнечный;
5,70%
Жмыхрыжиковый;
7.28%
Маслогорчичное весовое; 22,54%
Жмыхгшцевой;
6,90%
Маслорыжиковое весовое; 6,71%
Жмыхкормовой;
24.66%
Маслогорчичное фасованное; 4,18%
Готовыеформы горчицы; 2,80%
годсолнечно весовое; 4,70%
Порошок горчичный фасованный,200 г; 0-94%
фасованный,400 г;
0.63%
Порошок горчичный весовой; 12,96%
Рисунок 1 - Доля отдельных видов продукции в общем объеме производства ООО «ВГМЗ «Сарепта»
В 2008 году заводом при реализации долгосрочной стратегии, в основе которой было внедрение инноваций в процесс производства, успешно осуществлён проект «Концентрат», вследствие чего на рынке комбикормов появился ценный продукт из растительного сырья -концентрат «Сарепта», предназначенный для использования в комбикормовой промышленности как высокопротеиновая кормовая добавка. В перспективе, по мере наращивания объёмов производства, покупателями концентрата «Сарепта» станут независимые комбикормовые заводы или комбинаты хлебопродуктов, работающие под заказы различных потребителей, вошедшие в состав вертикально и горизонтально интегрированных животноводческих холдингов;входящие в состав
животноводческих хозяйств; предприятия, выпускающие белкововитаминные минеральные добавки.
Положительный опыт внедрения инновациий в процесс производства Волгоградским горчичным маслозаводом «Сарепта» свидетельствует о том, что переход предприятий масложирового подкомплекса АПК на инновационный путь развития является мощным, действенным инструментом по повышению эффективности функционирования как предприятий масложирового подкомплекса АПК, так и иных компаний, входящих в агропромышленный комплекс России.
Библиографический список
1. Иванова, Н.В. Маркетинговые аспекты управления предприятими
масложирового подкомплекса АПК [Текст] / Н.В. Иванова, С.Б. Долматов // Предпринимательство. - 2009. - № 6. - С. 127-134.
2. Козенко, З.Н. Реализация инновационной стратегии на предприятиях масложирового подкомплекса АПК [Текст] / З.Н. Козенко, С.Б. Долматов // Экономика с.-х. и перерабатывающих предприятий. - № 12. - 2009. - С.40-42.
3. Лацоник, У. Теория инновационного предприятия [Текст] / У Лацоеик // Terraekonomicus: сборник статей российских и зарубежных экономистов начала XXI в. - М. : Наука-Спектр, 2008. - С. 314-359.
4. Овчинников, В.Н. Интеграционные императивы модернизации и конкурентоспособности экономики России в глобализирующемся пространстве [Текст] / В.Н. Овчинников, Н.П. Кетова // Terraekonomicus: сборник статей российских и зарубежных экономистов начала XXI в. - М. : Наука-Спектр, 2008. - С. 556-565.
E-mail: VGSXA-1 @mail.ru