Научная статья на тему 'Концептуальные подходы к развитию сферы ремонта на основе возможностей аутсорсинга'

Концептуальные подходы к развитию сферы ремонта на основе возможностей аутсорсинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олейникова Елена Васильевна

Развитие сферы услуг становится заметным явлением в экономиической жизни общества. В статье рассматриваются подходы к созданию и развитию сферы ремонта оборудования на промышленных предприятиях на основе современной его формы аутсорсинга, организуемого в рамках предприятий-изготовителей оборудования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Олейникова Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of the sphere of the services of the market is becoming rather important in the life of modern society. The article studies the approaches in creation and development of the sphere of equipment service at industrial enterprises on the base of its modern forms outsourcing, which can be organized by the producers of equipments.

Текст научной работы на тему «Концептуальные подходы к развитию сферы ремонта на основе возможностей аутсорсинга»

УДК 658.27

Е.В. Олейникова КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ СФЕРЫ РЕМОНТА НА ОСНОВЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ АУТСОРСИНГА

Развитие сферы услуг становится заметным явлением в экономиической жизни общества. В статье рассматриваются подходы к созданию и развитию сферы ремонта оборудования на промышленных предприятиях на основе современной его формы - аутсорсинга, организуемого в рамках предприятий-изготовителей оборудования.

E.V. Oleynikova CONCEPTUAL APPROACH IN THE SPHERE OF REPAIR BY OUTSOURCING POSSIBILITY

The development of the sphere of the services of the market is becoming rather important in the life of modern society. The article studies the approaches in creation and development of the sphere of equipment service at industrial enterprises on the base of its modern forms - outsourcing, which can be organized by the producers of equipments.

Развитие процессов обслуживания и потребностей в обслуживании в историческом аспекте есть результат эволюции материально-вещественного производства. Это вытекает из единства естественно-материального мира, закономерного характера перемен в производственной жизни и развития личности. По мере усложнения производственных процессов и стандартов функционирования крупного машинного производства, диктующих «общий стандарт» в производственной сфере, неизбежно проявляется значимость обслуживания, формирование более благоприятных условий для её развития. Усложнение средств труда, высокая автоматизация и механизация производства, требования организованного и бесперебойного снабжения рабочих мест всем необходимым привели к изменению соотношения между отдельными группами рабочих разных профессий и содержания их труда, усилению значимости производственного обслуживания и способствовали тому, что с середины 70-х годов во всем мире идет пятый этап развития производства, ориентированный на развитие сервисизации общества и сферы производства услуг [6, 4]. Одновременно обострение конкуренции вынуждает производителей искать новые формы совершенствования организации и управления предприятием с целью уменьшения издержек производства, сокращения избыточных внутрифирменных работ, роста производительности труда работников путем улучшения их профессиональной подготовки, в том числе и за счет совершенствования процессов обслуживания. Предприятия, работающие без должной адаптации своей инфраструктуры и системы организации производства к требованиям рынка, не выдерживают условий конкуренции и прекращают деятельность. Это в первую очередь касается ремонтного обслуживания, т.к. ремонтная деятельность напрямую связана с основным производством и нацелена на достижение экономических целей предприятия. Этой функции производственной инфраструктуры нужны новые подходы и формы организации, направленные, с одной стороны, на поддержание требуемых эксплуатационных характеристик производственного оборудования, имеющего существенный физический и моральный износ и, с другой стороны, способные

ликвидировать традиционное отставание технического оснащения ремонтных служб предприятия от уровня основного производства.

Основываясь на определении, что «реинжиниринг предприятия определяется как процесс радикальной перестройки, перепроектирования и внедрения организационнотехнологических и структурных изменений производственных и обслуживающих их систем с целью значительного улучшения главных показателей деятельности предприятия» [3], практические действия по реинжинирингу ремонтной деятельности следует рассматривать как комплекс действий, учитывающих развитие сферы услуг, учет достижений и опыта развития ремонтных процессов, возможности средств технического диагностирования и информационных технологий. Содержание реинжиниринга в системе ремонтного обслуживания вытекает из необходимости обеспечения долгосрочного устойчивого адаптивного развития предприятия, основанного на системных преобразованиях всего предприятия, учитывающего приоритеты развития предприятия и обеспечивающего стратегию его развития и стратегию развития элементов производственной инфраструктуры (см. рис. 1). При этом цели деятельности ремонтной службы определяются сущностью ремонтного процесса и формируются на основе закономерностей и принципов развития техники. Одновременно реинжиниринг должен учитывать наличие различных форм собственности и видов деятельности, изменение состава инфраструктурных функций. Соответственно признаками, лежащими в основе новой системы организации ремонтного обслуживания, должны стать системность, комплексность развития ремонтной деятельности, адаптация к рынку, рациональность организации, качество обслуживания и инновационность обслуживающих процессов (см. таблицу). С учетом этих признаков, подходы к развитию ремонтного обслуживания должны объединять в своем составе методы и формы построения системы производственного обслуживания, основанные на функциях современного оборудования, технологиях маркетинга, коммерциализации услуг. Это позволяет предложить концепцию построения модели ремонтной деятельности на предприятии, отвечающей признакам ее развития, основанной на механизмах аутсорсинга и возможности покупки ремонтных услуг на стороне.

Рис. 1. Место ремонтной деятельности в общей системе целей предприятия

Поскольку на отечественных предприятиях отсутствует практика создания и использования аутсорсинга, целесообразно рассмотреть его особенности, а также основные подходы и условия его использования. Экономическая сущность аутсорсинга состоит в системе отношений, возникающих при передаче предприятием-клиентом

некоторых видов своей деятельности специализированным фирмам на основе долгосрочных договоров комплексного абонементного обслуживания. Аутсорсинг стал заметным явлением в сфере управления производством с 1989 года, когда фирма Коёак наняла на значительный объем работ сторонние организации для приобретения, запуска и поддержания систем обработки информации [2, 5].

Системные признаки развития ремонтной деятельности на предприятии

Признак Содержание признака

Системность Использование основных положений теории систем и системного подхода

Комплексность развития Формирование стратегии развития предприятия и стратегии развития элементов производственной инфраструктуры

Адаптация к рынку Учет уровня и характера взаимодействия всех элементов производственных систем и взаимоотношений с внешней средой

Рациональность организации Делегирование полномочий разработчикам оборудования для совершенствования методов контроля и средств диагностирования фактического состояния оборудования

Качество обслуживания Точность, своевременность и аккуратность выполнения требуемых функций в условиях меняющихся задач и условий производства

Восприимчивость к инновациям (реинжиниринговый подход) Возможность восприятия новых условий функционирования без потери своих функций и свойств и способность к развитию

Для большинства российских предприятий, когда происходит, с одной стороны, дифференциация производства, т.е. дробление производственных процессов и разделение труда на отдельные все более специализированные производства, а с другой - их объединение в единый процесс, аутсорсинг в виде функций и аутсорсинг бизнес-процессов можно рассматривать как переход от традиционного менеджмента к децентрализованной его форме, опирающейся на автономные системы коммуникаций бизнес-единиц, основанные на широком использовании среднего и малого бизнеса. Обращение к аутсорсингу напрямую связано с ростом значимости специализации, развитием предпринимательской деятельности в сфере услуг, расширением их видов и повышением требований к качеству услуг. Использование механизма аутсорсинга помогает решить многие застаревшие проблемы предприятий, определить текущие и стратегические цели и сосредоточить внимание на решении ключевых направлений деятельности. Любое предприятие представляет собой целенаправленную производственную систему, имеющую два вида целей - экономические и неэкономические, которые тесно между собой связаны и в определенной степени взаимообусловлены. Под экономическими целями понимается стремление предприятия увеличить прибыль и оборот капитала. Неэкономические цели проявляются только внешне. Они косвенно влияют на экономические цели и полностью зависят от результатов прошлого труда, определяют престиж фирм, возможности увеличения творческого потенциала сотрудников, влияют на рыночные цены и конъюнктуру спроса. Выживание в условиях конкуренции требует эволюции в организации производства и реорганизации производственных структур, в связи с чем необходим переход от иерархичных негибких предприятий к небольшим и гибким, мобильным в определенных функциях. Это вытекает из условий того, что производственная инфраструктура, обеспечивающая организацию производства и координацию имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей, может изменять свой состав, так как значительную часть элементов инфраструктуры предприятия можно и нужно заменить покупкой услуг у сторонних специализированных предприятий.

Реинжиниринг в области ремонтного обслуживания заключается в осознании несоответствия существующей организации ремонта изменившимся условиям и требованиям производства, в понимании того, что важнейшее направление стратегического развития ремонтной деятельности основывается на переориентации принципов хозяйственной деятельности с учетом тенденций развития рынка услуг и возможностей аутсорсинга. Проведение ремонтного обслуживания предлагается осуществлять через механизм аутсорсинга.

Базовая концепция исходит из взаимообусловленности внутренних и внешних интересов организации и интересов и потребностей всех участников хозяйственной деятельности. Активная замена собственного производственно-инфраструктурного хозяйства предприятий покупкой услуг со стороны должна осуществляться там, где это экономически целесообразно. При этом поиск наиболее рационального соотношения между собственными и сторонними услугами должен стать непременным правилом внутрифирменной организации производственной инфраструктуры. Подобный подход вполне уместен для сегодняшнего состояния промышленных предприятий, т.к. дает возможность выявить степень соответствия отдельных элементов производственной инфраструктуры потребностям хозяйствующих субъектов, уточнить направления их развития, выявить требуемый размер финансирования, в конечном итоге вывести производственную инфраструктуру из запаздывающего типа её развития, характерного для большинства промышленных предприятий. Любой аутсорсинг позволяет переложить на внешнего исполнителя выполнение нужных и важных, но не профильных для данного предприятия работ по поддержанию характеристик оборудования на требуемом уровне, сосредоточив основное внимание на решении ключевых процессов и стратегических задач своего производства (см. рис. 2).

I-------------------------------------------1

Аутсорсинг всегда предполагает сервисное, а значит качественное обслуживание, поэтому желательно, чтобы он выполнялся высококвалифицированными специалистами, хорошо знакомыми с конструктивно-технологическими особенностями обслуживаемого ими оборудования.

Если учесть, что одними из основных причин, по которым отечественные станки с ЧПУ теряют свою конкурентоспособность, являются их недостаточная надежность и отсутствие качественного программного обеспечения в эксплуатации этого оборудования [1], а содержание собственных подразделений, специализирующихся на системной интеграции информации о техническом состоянии оборудования, является ёмкой функцией, можно аутсорсинг рассматривать как форму передоверения функций обеспечения эксплуатационной надежности и разработки программного обеспечения специалистам в этих сферах деятельности. В этом случае аутсорсинг может помочь действующим предприятиям в разработке программных продуктов для средств диагностирования, встроенных в станочные модули, и на их основе организовать процедуру контроля качества эксплуатационных характеристик, разработать систему ремонтного обслуживания с учетом особенностей каждой единицы оборудования и многое другое с учетом пожеланий заказчика, условий производства и возможностей оборудования. Такое развитие аутсорсинга на основе создания самостоятельных сервисных центров на базе предприятий-изготовителей можно рассматривать как диверсификацию производства в виде современного направления развития фирменного ремонта, основной целью которого является удовлетворение потребностей клиентов в ремонтных услугах.

Одновременно его следует рассматривать как способ постоянных связей с потребителями своей продукции, позволяющий совершенствовать виды послепродажного обслуживания и регулировать свою маркетинговую политику.

Было бы ошибкой считать, что любое предприятие может создать полноценную систему сервиса и с успехом её эксплуатировать. Организация аутсорсинга без соблюдения определенных условий может не только не увенчаться успехом, но и негативно сказаться на функционировании головного предприятия, т.к. потребует определенных затрат времени и средств и привлечения квалифицированных кадров. В связи с этим важно определить необходимые и достаточные условия, определяющие рациональность построения такой системы для предприятий, занятых выпуском продукции станкостроения (см. рис. 3). Одновременно при создании службы аутсортинга производители оборудования должны четко сформулировать характерные свойства таких центров, подлежащие учету при их создании, требования к процессу деятельности таких центров и требования к результату деятельности. При соблюдении данных условий руководство предприятия может принять решение о создании системы сервиса, соответствующей его возможностям. В этом случае возникает задача из двух частей. Первая - определение настоящих и будущих возможностей предприятия, в том числе детерминируемых динамикой внешней среды и его потенциала, которые можно использовать для формирования и дальнейшего развития сервисной деятельности через механизм аутсорсинга. Вторая - определение показателей оценки уровня эффективности функционирования сервисного центра. Первая часть задачи заключается в определении текущего и возможного в будущем уровня ресурсного потенциала предприятия. При этом важными моментами являются учет и интенсификация факторов, формируемых за счет аутсорсинга. К ним относятся такие показатели, как расширение клиентской базы за счет развития видов предпродажного и послепродажного обслуживания и повышения качества

обслуживания. Вторая часть задачи на основании первой состоит в выявлении максимально возможной эффективности, получаемой изготовителем оборудования при создании сервисных центров при условии полной реализации функций аутсорсинга и задач, поставленных предприятием при создании таких бизнес-единиц. Здесь условием получения эффективности могут являться подходы и технологии ремонтного обслуживания, разработанные специалистами сервисного обслуживания индивидуально для отдельных единиц оборудования на основе анализа статистической информации, получаемой при помощи средств технического диагностирования, имеющихся или специально разработанных.

Условия организации аутсорсинга станкостроительными предприятиями

Масштабность использования продукции предприятия

Требование повышения конкурентоспособности выпускаемого оборудования

Высокий уровень специализации задач по повышению надежности моделей оборудования

Возможность сокращения цикла «исследование - производство» создания изделий

Необходимые условия Достаточные условия

Рост уровня сложности оборудования и повышение значимости процессов технического обслуживания

Усложнение производственнохозяйственных связей с контрагентами

Рост динамичности влияния внешнеэкономической среды

Адаптация производства к требованиям рынка и потребителей

Рис. 3. Мотивация создания бизнес-единиц аутсорсинга в сфере ремонта

Правильная организация работы по систематическому сбору и учету такой информации об отказах и неполадках в работе оборудования через каналы сервисных центров может служить базой для выявления и устранения причин отказов и разработки новых моделей под условия производства конкретного клиента-заказчика. В любом случае, независимо от того, какие цели ставит перед собой предприятие, организующее систему аутсорсинга, обязательно уделить внимание вопросам, лежащим на поверхности: этапность создания аутсорсинга, сбалансированность ресурсов, координация и планирование работ. Качество и глубина рассмотрения этих вопросов неразрывно связаны с перспективностью развития аутсорсинга, позволяющего рассматривать его целесообразность с учетом имеющегося научно-технического потенциала у разработчиков оборудования на сравнительно больших промежутках времени, не меньших, чем длительность цикла «исследование - производство - внедрение». При этом приоритет должен отдаваться вопросам, относящимся к результату деятельности, т. к. в них в значительной степени заложены все остальные. Именно результаты ремонтного обслуживания через форму аутсорсинга должны определять вид и структуру таких

центров, определять механизм финансирования, функции и формировать их задачи на будущее.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бржозовский Б.М. Обеспечение устойчивого функционирования прецизионных станочных модулей / Б.М. Бржозовский, А.А. Игнатьев, В.В. Мартынов; под ред. Б.М. Бржозовского. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1990. 120 с.

2. Каледжян С.О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компаний / С.О. Каледжян. М.: Дело, 2003. 272 с.

3. Оголёва Л.Н. Реинжиниринг производства: учеб. пособие / Л.Н. Оголёва, Е.В. Чернецова, В.М. Радиковский; под ред. Л.Н. Оголёвой. М.: КНОРУС, 2005. 304 с.

4. Селезнев А.З. Нематериальное производство и экономический рост / А.З. Селезнев. М.: Наука, 2001. 294 с.

5. Спарроу Э. Успешный IT-аутсорсинг / Э. Спарроу; пер. с англ. М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2004. 288 с.

6. Челенков А.П. Маркетинг услуг / А.П. Челенков // Маркетинг. М.: Центр маркетинговых исследований и менеджмента, 2001. Спец. выпуск № 10. 128 с.

Олейникова Елена Васильевна -

кандидат технических наук, доцент кафедры «Экономика и управление в машиностроении» Саратовского государственного технического университета

Статья поступила в редакцию 09.04.07, принята к опубликованию 19.06.07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.