Научная статья на тему 'Концептуальные подходы к проблеме здоровья и адаптации студенческой молодёжи'

Концептуальные подходы к проблеме здоровья и адаптации студенческой молодёжи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ЗДОРОВЬЕ / STUDENTS / ESCORTS / DISABILITIES / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Лариса Вячеславовна, Московченко Ольга Никифоровна, Люлина Наталья Владимировна

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся сопровождения студентов в системе образования. В нашем исследовании мы акцентировали внимание на сопровождении физкультурно-оздоровительной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья, как наиболее эффективного способа, способствующего прогрессу в развитии сопровождаемого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Лариса Вячеславовна, Московченко Ольга Никифоровна, Люлина Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL APPROACHES TO THE PROBLEMS OF STUDENTS' HEALTH AND ADAPTATION

The article deals with issues related to accompanying students in the education system. In our study, we focused on the maintenance of sports and recreation activities of students with disabilities, as one of the most effective ways to promote progress in the development of an accompanied person.

Текст научной работы на тему «Концептуальные подходы к проблеме здоровья и адаптации студенческой молодёжи»

Педагогика

УДК: 796.015:616.1/.9

кандидат педагогических наук, доцент Захарова Лариса Вячеславовна

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск);

доктор педагогических наук, профессор Московченко Ольга Никифоровна

Красноярский государственный педагогический университет

имени В. П. Астафьева (г. Красноярск), Сибирский государственный университет

науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева (г. Красноярск);

доцент Люлина Наталья Владимировна

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск),

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск)

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЗДОРОВЬЯ И АДАПТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ

МОЛОДЁЖИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся сопровождения студентов в системе образования. В нашем исследовании мы акцентировали внимание на сопровождении физкультурно-оздоровительной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья, как наиболее эффективного способа, способствующего прогрессу в развитии сопровождаемого.

Ключевые слова: студенты, сопровождение, ограниченные возможности, здоровье.

Annоtation. The article deals with issues related to accompanying students in the education system. In our study, we focused on the maintenance of sports and recreation activities of students with disabilities, as one of the most effective ways to promote progress in the development of an accompanied person.

Keywords: students, escorts, disabilities, health.

Введение. Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем послании Федеральному собранию, начиная с 2005 года, подчёркивает, что приоритетным направлением политики государства является сохранение и приумножение здоровья нации. Следовательно, оздоровление молодежи студенческого возраста является одной из важнейших задач государства, на что указывает принятая концепция охраны здоровья населения Российской Федерации и нормативно-правовые акты об обеспечении физического воспитания по охране и укреплению здоровья [14].

Проведенный сравнительный анализ показал, что в разных регионах страны состояние здоровья студентов с каждым годом ухудшается [1, 2, 3, 10, 15, 22 и др.]. В силу наличия того или иного дефекта у них ограничены естественные потребности в движении. В связи с этим, одной из приоритетных задач, стоящих перед вузом, является решение проблемы обеспечения здоровья студентов, которое следует рассматривать как один из показателей, обеспечивающих качество подготовки специалистов высшей школы и как основу творческого долголетия профессиональных кадров [9; 10, с. 26].

Научные данные разных исследователей [6, 7, 8] и наш педагогический опыт [9, 18.] показывает, что психические процессы у данной категории студентов, чаще всего характеризуются эмоциональными расстройствами, стрессовым состоянием, переживанием, мнительностью, нарушением межличностных отношений. Физические процессы выражены в рассогласовании координации движений, ориентации в пространстве, в сниженной работоспособности за счет быстрой утомляемости, поэтому для человека с ограниченными возможностями здоровья физкультурно-оздоровительная деятельность является эффективным методом одновременно физической, психической и социальной адаптации.

Как показывает практика в настоящее время идет поиск инновационных подходов целенаправленного педагогического воздействия. Одним из таких подходов является сопровождение в образовательной деятельности [5, 25, 26 и др.]. С помощью сопровождения можно создать действенные механизмы, направленные на сохранение не только творческого потенциала студента и его работоспособности, но и на выбор индивидуальной тактики и стратегии в повышении адаптационных возможностей организма, что согласуется с мнением других авторов [1, с. 10; 16, с. 114; 23].

Изложение основного материала статьи. Вопросы по сопровождению в педагогической деятельности рассматриваются многими исследователями [4, 7, 11, 12, 21 и др.]. Термин сопровождение употребляется психологами и педагогами, но нет единства мнений по определению этого понятия.

Одной из главных задач педагогического сопровождения является не только оказывать своевременную помощь и поддержку личности, но и научить ее самостоятельно преодолевать трудности, ответственно относиться к своему становлению, помочь личности стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни [13].

Некоторые авторы рассматривают сопровождение как мультдисциплинарный метод, обеспечиваемый единством усилий педагогов психологов, социальных и медицинских работников. Такой подход в системе высшего образования позволяет комплексно решать диагностические, коррекционно-реабилитационные и профилактически-оздоровительные задачи [7, с. 87].

Применение комплексного подхода к осуществлению сопровождения студентов со специальными образовательными потребностями способствует восстановлению здоровья, психологического статуса, коммуникативных функций, профессиональной самостоятельности [12, с. 104-105].

Таким образом, сопровождение рассматривается с разных точек зрения. Одни авторы понимают под сопровождением организационно-управленческую деятельность, другие как форму педагогической деятельности направленной на самореализацию и формирование ценностей здоровья.

Студенты с ограниченными возможностями здоровья - это особая категория, которая нуждается в педагогическом, психологическом и медицинском сопровождении для привития навыков, направленных на укрепление и сохранение здоровья [10, 19]. Нами проанализирована восьмилетняя динамика распределения студентов по группам здоровья на основе медицинского осмотра (Табл. 1) в Сибирском федеральном университете.

Таблица 1

Распределение студентов-первокурсников по результатам медицинского осмотра

Распределение по медицинским группам Кол-во обследуемых Год поступления в вуз, уч/год

2009/ 2010 2010/ 2011 2011/ 2012 2012/ 2013 2013/ 2014 2014/ 2015 2015/ 2016 2016/ 2017

2001 245 249 246 248 263 254 251 245

ОМГ 1465 184 179 175 184 198 186 185 174

Процент 73,75% 63,9 63,9 67 % 75% 73% 72,8% 73,9% 66,3%

Подготовительная 67 9 7 10 6 8 11 7 9

Процент 3,28% 3,1 % 2,5 % 3,8 % 2,4 % 3,3 % 4,4 % 2,8 % 4 %

СМГ 469 52 63 61 58 57 57 59 62

Процент 22,9 % 18 % 22,5 % 23,3 % 23 % 23,4 % 22,9 % 24 % 27,5 %

III 208 22 28 27 26 25 26 26 28

IV 153 18 22 19 19 18 19 18 20

V 108 12 13 15 13 14 12 15 14

Примечание: ОМГ - основная медицинская группа, СМГ - специальная медицинская группа: III

(заболевание обратимого характера), IV (заболевания необратимого характера), V (ОВЗ, инвалидность)

При такой динамике встает необходимость в разработке концепции по сопровождению физкультурно-оздоровительной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья. Решение данной проблемы требует качественного переосмысления и реформирования не только системы образования, но и системы физического воспитания для лиц с ограниченными возможностями здоровья в вузе. Так как физическое воспитание воздействует не только на организм, но и на личность индивида.

Система физического воспитания студентов представляет собой неразрывную составную часть высшего образования, выступает качественной и результирующей мерой комплексного педагогического сопровождения личности будущего специалиста в процессе формирования осознанного отношения к здоровьесбережению [20, с. 127-128].

На наш взгляд, если педагогическую деятельность в сфере физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья осуществлять на основе сопровождения [10, с. 4], то можно существенно улучшить условия направленные на повышение функциональных и психофизиологических возможностей. Создание условий для разностороннего развития физических способностей и двигательных навыков на основе взаимодействия сопровождаемого и сопровождающего даёт возможность раскрыть физические способности и испытать огромное чувство радости, полноты жизни, преодолеть барьер неполноценности.

Приступая к разработке концепции, мы исходили из того, что концепция по сопровождению физкультурно-оздоровительной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья, должна основываться на научном обосновании различных условий, подходов в педагогической деятельности субъектов образовательного процесса [4, 11, 21] и представлять собой систему взглядов на процесс образования через физическое воспитание.

Сущность концепции заключается в том, что она позволяет рассматривать педагогический процесс комплексно с учетом индивидуальных потребностей личности по вопросам сохранения и укрепления здоровья средствами физкультурно-оздоровительной деятельности. Все это способствует целенаправленному развитию физических и психофизических функции организма, направленных на повышение адаптивного потенциала личности для дальнейшей профессиональной деятельности.

Стратегической целью концепции является повышение качества образования в сфере физического воспитания за счет создания условий и активного участия самих студентов в формировании готовности к здоровьесбережению, укреплении и восстановлении резервов своего здоровья. Реализация данной стратегии осуществляется с помощью модели «Комплексная реабилитация студентов». Компоненты модели целенаправленно воздействуют на физическое и психическое состояние личности, что позволяет повысить социальный статус студентов, способствует устойчивой мотивации и ценностной ориентации личности [19, с. 174].

Основные задачи реализуются на принципах здоровьесохраняющего образования, это позволит самоопределиться в приобщении к физкультурно-оздоровительной деятельности, удовлетворить личностные потребности в приобретении знаний по вопросам здоровьесбережения и навыков практической деятельности, тем самым повысить свой социальный статус.

Идея концепции состоит в том, что сопровождение физкультурно-оздоровительной деятельности позволит расширить диапазон двигательной активности в учебном процессе по физическому воспитанию студентов с ограниченными возможностями здоровья и создаст условия для выбора стратегии, направленной на повышение функционального состояния организма.

Концепция базируется на трёх положениях, направленных на обеспечение результативности по сопровождению физкультурно-оздоровительной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья. Главной составляющей первого положения является нормативно-правовое обеспечение. Второе положение предусматривает интегральный подход в системе физического воспитания. Третье положение предусматривает комплексную оценку различных параметров адаптивного состояния с помощью компьютерных технологий.

Рассматривая сопровождение физкультурно-оздоровительной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья, необходимо опираться на нормативно-правовые документы. Нормативные документы предписывают организацию физкультурно-оздоровительной работы с населением, в том числе и

среди лиц, имеющих ограниченные физические возможности. Основными нормативно-правовыми документами являются основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан.

Современные тенденции в образовании предполагают применение инновационного подхода для модернизации образования с выделением необходимых ресурсов, позволяющих обеспечить качество образовательных услуг, в том числе и в сфере физического воспитания, что имеет практическое значение и требует научного обоснования. Одним из таких подходов является - интегральный подход, позволяющий рассматривать педагогический процесс комплексно с учетом индивидуальных потребностей личности [9]. Это способствует формированию у студентов не только мотивации на двигательную активность, ведению здорового образа жизни - как особой ценности социализации и становления личности, а также развитию творческой активности в самосовершенствовании и саморазвитии [24].

На наш взгляд отличительной особенностью интегрального подхода в сфере образовательной деятельности является принцип гуманистической педагогики, который опирается на введение новых образовательных технологий при обучении, воспитании и развитии с учетом личностных характеристик [10, с. 66-67]. Это в свою очередь способствует психоэмоциональной устойчивости субъекта к овладению умениями и навыками, направленными на формирование культурных и профессиональных компетенций, образа и стиля жизни. Необходимость применения интегрального подхода в физическом воспитании студентов обусловлена не только Федеральным законом, но и «социальным заказом» современного общества и государства на подготовку гармонически развитой личности, способной реализовать себя в современном обществе и профессиональной деятельности.

Интегральный подход позволяет гармонизировать и более качественно выстраивать субъект субъектные взаимодействия, направленные на осознанное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья, что дает основание внедрить в педагогическую практику физического воспитания, средствами физической культуры, принципы адресности, делая акцент на развитие образного и пространственного мышления, общего интеллекта, ценностных ориентаций [9, с. 886].

Наилучшие условия для сопровождения физкультурно-оздоровительной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья создаются на основе оценки уровня адаптивного состояния. Диагностика адаптивного состояния студентов с помощью компьютерных технологий имеет педагогическую значимость, так как предусматривает многопараметрический контроль над функциональным состоянием различных систем организма на всех этапах образовательного процесса [19]. Данная информация позволяет более эффективно адаптировать студентов с ограниченными возможностями здоровья к социальным условиям и к физкультурно-оздоровительной деятельности. На основе данной информации существует возможность индивидуализировать умственную и физическую нагрузку, выявлять факторы риска развития различных соматических заболеваний, своевременно проводить коррекцию функционального состояния организма [17].

Опираясь на выше изложенное, можно резюмировать, что вопросы по сопровождению физкультурно-оздоровительной деятельности имеют особую значимость для студентов с ограниченными возможностями здоровья, т.к. обеспечивают содержательное единство всех звеньев образовательного процесса и формируют положительную мотивацию на здоровьесбережение.

Выводы. Таким образом, целесообразность разработки концепции:

позволяет расширить рамки, сложившихся представлений на процесс образования и может явиться основополагающим документом, определяющим внутривузовскую политику при обучении студентов с ограниченными возможностями;

обусловлена тем, что её реализация улучшит качество образовательной деятельности в сфере физического воспитания, повысит интеллектуальный потенциал студентов в вопросах сохранения и укрепления здоровья, сформирует у них мотивацию на здоровый образ жизни и двигательную активность.

Литература:

1. Адырхаев С.Г. Педагогическая модель физкультурно-спортивного сопровождения обучения в вузе студентов с ограниченными возможностями здоровья / С.Г. Адырхаев, Л.В. Адырхаева, А.В. Голец, В.А. Чирков // Проблемы и перспективы формирования здорового образа жизни в информационном обществе: материалы международной научно-практической конференции. Молодежный. 2016. С. 9-15.

2. Артемьев А.А. Педагогическое сопровождение физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения: автореф. дис. ... канд. пед. наук 13.00.01 / Артемьев Антон Александрович. -Новокузнецк. 2010. - 24 с.

3. Балашова В.Ф. Здоровьеформирующие технологии в физическом воспитании студентов Тольяттинского государственного университета // Теория и практика физической культуры, 2005. - № 3. -С. 43-45.

4. Богословский В.И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: / В.И. Богословский. - СПб., 2000. - 376 с.

5. Брусенская Д.С. Современные технологии психологического сопровождения физического воспитания // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 31. С. 196-199.

6. Виноградова Н.И., Кохан С.Т., Антонов В.Л. Психологические механизмы становления профессионального здоровья студентов с ОВЗ // Проблемы современного. Сер.: Педагогика и психология. -Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 58. - Ч. 2. С. 324-328.

7. Гатиатулин Р.Р. Медицинское сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения / Р.Р. Гатиатулин, С.И. Гончарова, Р.Р. Гатиатулин // Проблемы и перспективы интегрированного инклюзивного образования лиц и ограниченными возможностями здоровья: материалы всероссийского обучающего семинара. - Красноярск. -2010. - С. 86-96.

8. Гнилицкая О.А. Проблемы психолого-педагогического и медико-биологического сопровождения студентов на кафедре физического воспитания в вузах / О.А. Гнилицкая, Н.А. Полькина // Физическая культура и спорт в системе высшего образования: материалы V международной научно-методической конференции. Уфа. 2017. С. 68-72.

9. Захарова Л.В. Формирование здоровьесберегающей деятельности студенток с различными адаптивными возможностями в условиях реализации интегрального подхода // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 885-887.

10. Захарова Л.В. Сопровождение физкультурно-оздоровительной деятельности студенток специальной медицинской группы вуза на основе интегрального подхода: дис... .канд. пед. наук 13.00.04 / Захарова Лариса Вячеславовна. - Красноярск, 2017. - 270 с.

11. Игнатов В.В. Становление личности в образовательном процессе: культурные и педагогические аспекты / В.В Игнатова: издательство СибГТУ. - Красноярск, 2010. - 296 с.

12. Карлов Г.П. Проблема психолого-педагогического сопровождения школьников и студентов с проблемами физического здоровья / Г.П. Карлов, Г.И. Чижакова, В.С. Нургалеев // Проблемы и перспективы интегрированного инклюзивного образования лиц и ограниченными возможностями здоровья: материалы всероссийского обучающего семинара. - Красноярск, 2010. - С. 101-109.

13. Кириллова Я.В. Методы воспитания в процессе педагогического сопровождения студентов вуза физической культуры / Я.В. Кириллова // Актуальные проблемы подготовки и сохранения здоровья спортсменов: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 40-летию кафедры спортивной медицины и физической реабилитации. Уральский государственный университет физической культуры. 2014. С. 135-139.

14. Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г. // Рос. газета. -2000. - 13 сентября. С. 6-7.

15. Кураев Г.А. Программа «Здоровье и образование» / Г.А. Кураев. - М.: 2003. - 98 с.

16. Кушнер И.Т. Психологическое сопровождение процесса адаптации к обучению в вузе первокурсников факультета физического воспитания / Психолого-педагогическое образование в системе высшей школы - 2: сборник научных статей Республиканской научно-практической конференции. Могилев, 2014. С. 112-116.

17. Московченко О.Н. Оптимизация физических и тренировочных нагрузок на основе индивидуального адаптивного состояния человека: монография. - М.: ФЛИНТА, Наука. 2012. - 312 с.

18. Московченко О.Н. Захарова Л.В., Люлина Н.В. Социально-психофизиологическая адаптация студенток с ограниченными физическими возможностями в структуре физической реабилитации // Адаптивная физическая культура, 2012, 3 (49), С. 9-12.

19. Московченко О.Н., Захарова Л.В., Люлина Н.В. Модель комплексной реабилитации студентов с заболеванием опорно-двигательного аппарата // Проблемы современного. Сер.: Педагогика и психология. -Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 58. - Ч. 2. С. 173-176.

20. Панчук Н.С. Педагогическое моделирование формирования осознанного отношения к здоровьесберегающей деятельности студентов вуза // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. № 1 (83). С. 127-131.

21. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений /

B.А. Сластенин, В.П. Кашарин. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 480 с.

22. Тарабарина Е.В. Сравнительный анализ распределения студентов НГТУ по медицинским группам / Е.В. Тарабарина // Оптимизация учебно-тренировочного процесса: тезисы докладов 4-ой Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород: изд-во нижегородского госуниверситета, 2005. -

C. 78-80.

23. Толстик Е.А. Актуальные направления психологического сопровождения в физическом воспитании и спорте / Синергия Наук. Ялта. 2017. № 11. С. 1211-1217.

24. Трухачев В.И., Осыченко М.В., Скрипкин В.С. Интегральный метод самосовершенствования студентов в образовательном пространстве вуза // Вестник АПК Ставрополья. 2015. № 3 (19). С. 247-251.

25. Халикова Э.Ш., Борисов А.Н. Опыт медико-биологического сопровождения физического воспитания студентов специальной медицинской группы технического университета // Вестник научных конференций. 2016. № 6-4 (10). С. 111-113.

26. Цыганенко О.С. Педагогико-психологическое сопровождение студентов-инвалидов по слуху как неотъемлемая часть инклюзивного обучения на кафедре «физическое воспитание» МГТУ им. Н.Э. Баумана в процессе освоения специального комплекса по развитию скоростных качеств и динамических дыхательных упражнений / О.С. Цыганенко // Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса: материалы XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Арзамас. 2016. С. 263-272.

Педагогика

УДК 372.879.6

кандидат педагогических наук Звягинцев Максим Валерьевич

Кузбасский институт Федеральной Службы Исполнения Наказаний России (г. Новокузнецк); старший преподаватель Шишкина Татьяна Иосифовна

Новокузнецкий Филиал-Институт Кемеровского государственного университета (г. Новокузнецк)

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ:

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. Физическая культура существовала практически на всем протяжении истории человечества. Ее направленность, средства и методы до XIX века оставались практически идентичными для всех исторических эпох. И только с появление спорта пошло бурное развитие спортивно-игрового направления и появились различные концепции преподавания физической культуры. Вместе с тем, бурное развитие гуманистической педагогики, повлекло за собой отказ от авторитарных методов преподавания и переход на личностно-ориентированное обучение, но если провести исторический анализ преподавания физической культуры и физического воспитания можно сделать вывод, что личностно-ориентированное обучение физической культуре было всегда, просто этот термин не был известен до середины XX века. Данная статья рассматривает историческое развитие преподавание и обучение физической культуре с позиции личностно ориентации.

Ключевые слова: физическая культура, личностно ориентированное обучение, история физической культуры, физическое воспитание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.