Качество в обработке материалов
• высокое качество покрытия благодаря гомогенной шероховатости поверхности;
• экономия затрат по сравнению с ручным измерением при помощи профилометра со щупом.
Список литературы
1. Беняковский М.А. Сергеев Е.П Дефекты поверхности автомобильного листа. М., «Металлургия», 1971. 44 с.
2. Беняковский М.А., Масленников В.А. Автомобильная сталь и тонкий лист. - Череповец, Издательский Дом “Череповец”, 2007, 636 с.
3. Белов В.К. Профили поверхности: Монография. Магнитогорск:
ГОУ ВПО «МГТУ» 2007. 260с.
4. Лимарев А.С., Маркварт Т.Ю. Анализ влияния поверхностных дефектов на качество холоднокатаного автомобильного листа // Моделирование и развитие процессов обработки металлов давлением: сб. науч. тр./ под ред. В.М.Салганика. Магнитогорск: Изд-во МГТУ, 2013. Вып. 19. С.212-216.
5. Лимарев А.С., Маркварт Т.Ю. Влияние поверхностных дефектов на качество холоднокатаного автомобильного листа // Актуальный проблемы современной науки, техники и образования: материалы 71-й межрегиональной научно-технической конференции/ под ред. Колокольцева В.М. - Магнитогорск: Изд-во МГТУ, 2013. - Т.1. С. 305-307.
6.http://www.emg-automation.com /en /automation /qs-systems/online-roughness-measurement-sorm-3plus/
References
1. Benyakovsky M. A. Sergeev, E. P. The surface defects of automotive sheet. M., "Metallurgy", 1971, page 44.
2. Benyakovsky M. A., Maslennikov V.A. Automotive steel and a thin sheet. - Cherepovets, Publishing house “Cherepovets”, 2007, page 636.
3. Belov V.K. Surface profiles: Monograph. Magnitogorsk: "Magnitogorsk State Technical University" 2007, page 260.
4. Limarev A. S., Markwart T. Y. The analysis of the influence of surface defects on the quality of cold-rolled automotive sheet // Modeling and development processes of metal forming: collected scientific articles by V.M. Salganik. Magnitogorsk: publishing house of MSTU, 2013. Vol. 19. Pages 212-216.
5. Limarev A. S., Markwart T. Y. The influence of surface defects on the quality of cold-rolled automotive sheet // Actual problems of modern science, technology and education: proceedings of the 71st inter-regional scientific-technical conference/ edited by Kolokoltsev V.M. - Magnitogorsk: publishing house MSTU, 2013. - vol. 1. Pages 305-307.
6. http://www.emg- automation.com /en /automation/ qs-systems/ online-roughness-measurement-sorm-3plus/
C N
УДК 652.62
Песин А.М., Якобсон З.В., Баскакова Н.Т. ч_________________________________________________________________________
{ \
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К КАЧЕСТВУ
ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ В ХОЛДИНГОВЫХ
КОМПАНИЯХ
ч__________________________________________________________J
Аннотация. В статье представлены результаты научно-исследовательской работы по оптимизации и систематизации управления и тенденций развития его качества
Ключевые слова: теория ограничений, система менеджмента качества, концепция, эффективное управление, материнская компания, дочерние предприятия, холдинг, устойчивое развитие
В условиях усиливающейся рыночной конкуренции российские промышленные предприятия вынуждены непрерывно изыскивать, разрабатывать и осваивать новые технологии в производственнотехнической сфере, а также непрерывно повышать качество управления. Такой инновационный характер развития предпри-
ятий закладывает основы для перспективного роста развития экономики страны. В настоящее время, как правило, крупные промышленные предприятия объединяются в холдинги, в состав которых помимо материнской компании входит сеть дочерних предприятий.
№2 2014
Страница 69
Качество в обработке материалов
Начиная с 90-х гг. ХХ века в России возникают и динамично развиваются крупные промышленные объединения, в том числе в форме холдинга. Субъективно создание холдинговых компаний продиктовано стремлением к максимизации прибыли. Последнее достигается за счет синергетического эффекта, разработки общей стратегии развития, проведения единой технической, экономической, кадровой политики и соблюдения общих интересов холдинга. В холдинге появляется возможность достижения экономии от масштаба, объединения усилий по минимизации потерь от рисков, оптимизации финансовых потоков, совместного маркетинга.
С момента создания крупных промышленных объединений сразу же возникли серьезные проблемы, связанные с взаимодействием материнской компании и дочерних структур. Используемая в настоящее время система контролируемых показателей не дает возможности устанавливать оптимальную степень зависимости каждого дочернего предприятия от материнской компании. Это приводит либо к полному отсутствию самостоятельности подразделений, либо к потере управляемости и устойчивости холдинга. В обоих случаях управление остается неэффективным и сдерживает его дальнейшее развитие.
Как правило, при определении системы взаимодействия используются, в основном, статические показатели. При этом не учитываются колебания во времени на входе, внутри и на выходе системы. В связи с этим, в литературе даже не обсуждается необходимость создания динамических буферов материальных и финансовых ресурсов для сглаживания этих колебаний в критически важных точках - «узких местах» холдинга. Кроме того, существующая система управления не позволяет выявлять главные «узкие места» холдинга и синхронизировать деятельность всех его подразделений с их работой.
В настоящее время не определяются оптимальные резервы мощностей дочер-
них предприятий для производства продукции (работ, услуг) на сторону.
В этих условиях особенно остро стоит проблема оптимизации управления и результативности деятельности холдинга.
Для ее решения необходима разработка методологии эффективного взаимодействия материнской компании и дочерних предприятий для обеспечения устойчивого развития холдинга.
Все перечисленное позволяет сделать вывод о том, что создание четко структурированных холдинговых компаний объективно предпочтительнее функционирования отдельных неинтегрированных предприятий.
В литературе проблемы холдинга изучены в работах Р. Коуза, Т. Сарджента, Н. Уоллеса, К. Эрроу, Дж. К. Гэлбрейта, А. Маршала, И. Шумпетера, И. Фишера, В. Куликова, Э. Гуськова, Е. Голубевой, А. Войтенко, В. Дементьева, Э. Уткина, А. Савина, И. Мамоновой, Т. Парамоновой, М. Радионова и др.
Однако, несмотря на значительное количество работ по корпоративным структурам, проблема управления холдингом как интегрированной системой не раскрыта. Отсутствуют научные работы, в которых был бы сделан комплексный анализ критериев взаимодействия материнской компании и дочерних структур холдинга, обоснованы принципы и функции его управления, раскрыты особенности стратегического планирования и вопросы оптимизации взаимодействия холдинга с внешней средой.
Сложность производственной системы холдинга предопределяет наличие не одного, а множества различных типов ограничивающих факторов. Применение такой классификации типов ограничивающих факторов позволит разработать комплексную модель производственноэкономического планирования на основе выявления и эффективного преобразования ограничений не только материнской, но и дочерних структур. Эффективное преобразование ограничений охватывает комплекс мероприятий, включающий в се-
№2 2014
Страница 70
Качество в обработке материалов
бя использование, устранение, изменение, перемещение «узких мест» на основе осуществления процесса оптимизации с целью улучшение финансово-экономических показателей. Следует отметить, что предлагаемая модель базируется на массиве фактических исходных данных, которые выгружаются из учетных систем предприятий холдинга.
Такой методологический подход «от фактических данных» позволяет максимально полно учесть специфические особенности конкретной производственной системы холдинга и выбранного периода планирования и, как следствие, минимизировать риски внедрения, особенно на начальном его этапе. В случае наличия внутренних производственных ограничений на орудия труда (мощности агрегатов) разработан новый алгоритм оптимизационного планирования производства.
Принципиальным отличием предложенного алгоритма является приоритетное включение в производственную программу предприятий позиций продукции, обеспечивающих максимальную маржинальную прибыль холдинга из всех возможных вариантов структуры выпуска и используемых маршрутов производства.
Следует выявить и охарактеризовать конкретные различия, существующие между отдельными вариантами технологических маршрутов всего холдинга и влияющие на величину выбранного критерия. Основным фактором существования таких различий является то обстоятельство, что в каждом из альтернативных маршрутов могут использоваться различные ресурсы, в частности, различное по технологическим возможностям, мощности, срокам использования оборудование. К таким различиям можно отнести:
1) различия в технологии производства и, соответственно, наборах технологических операций;
2) различия в производительности агрегатов;
3) различия в уровнях затрат на производство.
С учетом данных различий в качестве критерия оптимального выбора структуры
товарного выпуска с учетом маршрутов производства из нескольких альтернативных предлагается использовать показатель маржинальной прибыли от товарного выпуска. Указанный подход подразумевает, что самым выгодным считается выпуск такого объема каждого из видов продукции по имеющимся заказам и по таким маршрутам производства, которые в совокупности либо обеспечивают наибольший вклад в суммарную маржинальную прибыль холдинга при прочих равных условиях, либо приводят к экономии времени на «узком месте», высвобождая его для дополнительного выпуска приоритетных позиций продукции, пользующихся спросом.
Научная новизна предлагаемого подхода заключается в:
1) разработке методологии эффективного взаимодействия материнской компании и дочерних предприятий, отличающейся тем, что на первом этапе исследования определяются глобальное и локальные «узкие места» всего холдинга, на втором этапе оптимизируются материальные потоки, проходящие через эти «узкие места» без изменения технологических процессов, на третьем этапе выявляются резервы производственных мощностей дочерних компаний, которые они могут использовать как самостоятельно, так и во взаимодействии друг с другом для выпуска продукции на сторону вне холдинга, на четвертом этапе осуществляется расшивка «узких мест» на основе обновления основных фондов (новая технология, реконструкция, техническое перевооружение, модернизация, диверсификация) и на пятом этапе возвращаются к первому этапу;
2) создании методики управления динамическими буферами материальных ресурсов, обеспечивающими, с одной стороны, устойчивую работу холдинга, а, с другой - выпуск продукции на сторону вне холдинга для развития дочерних структур;
3) разработке системы мотивации как социальной составляющей в холдинге и в дочерних предприятиях, отличающейся системой расчетных показателей силы мотивации персонала и вознаграждения менеджеров.
№2 2014
Страница 71
Качество в обработке материалов
Важным направлением освоения и управления технологическими новациями является использование оптимизационных подходов к планированию деятельности, как материнской компанией, так и дочерних предприятий, нацеленных на улучшение показателей деятельности холдинга. При этом нерешенными остаются вопросы взаимодействия между ними, затрудняющие эффективное управление и устойчивое развитие холдинга.
Одной из особенностей металлургической промышленности является довольно значительная величина расходов на качество как процессов управления, так и продукции. Согласно предлагаемых классификаций этих расходов, они включают затраты на предупреждение, на контроль качества и потери от внутренних и внешних несоответствий.
Эффективное управление качеством продукции, услуг влияет на жизнь человека, престиж государства и его национальное богатство. Качество формируется в производственных процессах, и поэтому управление качеством напрямую связано как с технологическими новациями, так и с новациями в области организационного построения.
Организационное развитие и прогресс информационных технологий разрушил замкнутость предприятий, и сегодня они ориентируются на прямое взаимодействие производителя и потребителя. Конкретный рынок и конкретный потребитель определяет структуру организации, которая использует власть, основанную на знаниях, компетенциях, а не на позициях в иерархии.
Новации в организационном построении относятся по своему типу к аллокационным. Они сложны по своей сути, что объясняется тем, что в информационном обществе именно информационный ресурс является важнейшим товаром. В системе обеспечивающего менеджмента на первом приоритетном месте стоит информация.
Аллокация - это система распределения недостаточных ресурсов, в зависимости от стоящих целей. Другое значение
термина - распределение мощностей компаний и их товаров в рыночном пространстве. Производитель ведет ценовую политику таким образом, чтобы прибыль его была максимальной. И при этом, запросы потребителя, как по цене, так и по качеству продукции, в полной мере удовлетворялись. В общем смысле, под аллокацией понимают неординарные способы достижения поставленных целей.
В информационном обществе меняются как формы, так и содержание производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Это выражается в принципе обеспечения независимости личности во взаимодействиях с коллегами, с потребителями, с руководством. Свободный доступ к своевременной, достоверной и полной информации (за исключением конфиденциальной) позволяет индивиду решать любые сложные вопросы при дефиците времени и отсутствии надежных источников.
Организационный дизайн последнего времени все более учитывает особенности развития рынка и приспосабливается к этим изменениям. Внешняя среда предприятия формируется под информационным воздействием.
Для организационного развития все, более ключевыми, являются компетенции работников. Набор профессиональных компетенций выражается в творчестве, инициативе личности. Такой личностью уже противоестественно командовать, применяя авторитарный стиль управления.
При этом в постановке целей должны учитываться основные требования к целям: конкретность, достижимость, измеримость, результативность и ориентация во времени (система SMART). Важным моментом при этом следует считать, что система SMART холдинга должна быть более приоритетной относительно дочерних предприятий. Такая система приоритетов отражается в "дереве целей". В корне дерева отражаются консолидированные требования всего холдинга, а разрастающиеся иерархические ветки - требования на уровне дочерних предприятий.
№2 2014
Страница 72
Качество в обработке материалов
Первым критерием является иерархическая система целеполагания, которая обеспечивает достижение результативности как материнской компании, так и ее дочерних структур. При этом выявляются резервы у дочерних предприятий, которые они могут использовать для самостоятельной работы вне холдинга и получения максимальной прибыли. Повышение качества процессов управления позволит получить системные эффекты как синергетический, так и масштаба производства.
Вторым критерием повышения качества управления следует считать соотношение долей авторитарного и демократического стилей управления. Такие организационные преобразования потребуют изменений в качестве управления человеческими ресурсами. При этом появляется необходимость оптимального сочетания авторитарного и демократического стилей управления. Возможность достижения такой оптимальности обусловлена тем, что авторитарность проявляется во взаимодействии дочерних предприятий с материнской компанией при выполнении ее плановых заданий, а демократия - в свободе выполнения заказов на сторону.
Демократический стиль управления возможен при сильной мотивации исполнителей. Самой сильной стороной мотивации должны стать честолюбие личности, самодисциплина, самоконтроль. Формальности при общении с такой личностью должны быть сведены к минимуму. Атмосфера групповой работы обеспечивает получение синергетического эффекта, вершиной которого является качественный результат - получение прибыли от выполнения заказов на сторону дочерними предприятиями.
Третьим критерием повышения качества управления будет система показателей, характеризующих механизм настройки работы буферов. Это позволит обеспечить стабильное выполнение "материнских" заказов дочерними предприятиями, несмотря на сильные колебания объемных показателей, сроков исполнения и требований по качеству.
Таким образом, разработана методология эффективного взаимодействия материнской компании и дочерних предприятий. Она включает пять последовательных этапов процесса управления холдингом и три системных критерия оценки эффективности повышения качества этого управления.
Список литературы
1. Goldratt, Eliyahu M. The Theory of Constraints: A Systems Approach to Continuous Improvement. Delmar, Albany, NY (1995).
2. Реализация концепции производственного планирования на основе эффективного использования ограничений /Г.С.Сеничев, В.И.Шмаков, И.В.Виер, А.М.Песин, и др. - М.:Экономика, 2006.210 с.
3. Баскакова Н.Т. Подсистема СМК планирования ремонтов // Вестник МГТУ им. Г.И.Носова. 2009. №3. С.55-57.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 4 изд. пе-рераб. и доп. - М.: Экономиста, 2008. - 670 с.
5. Подсистема менеджмента качества планирования ремонтов как рычаг роста конкурентоспособности металлопродукции / Песин А.М., Шмелев В.А., Баскакова Н.Т., Бойко Д.А., Леднева Г.А. // Сталь. 2011. №1. С.79-84.
6. Баскакова Н.Т. Инновационные подходы в планировании ремонтов металлургического оборудования на основе теории ограничений (монография) - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И.Носова, 2014. - 133 с.
7. Баскакова Н.Т. Проблемы выбора стратегии технологического обслуживания и ремонта основных средств с целью повышения действенности СМК прокатных цехов // Моделирование и развитие процессов обработки металлов давлением: ме-ждунар. сб. науч. тр./ под ред. В.М.Салганика. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос.техн. унта им. Г.И.Носова, 2012. - С.312-319.
8. Колокольцев В.М. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. История. Развитие // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2014. № 1(45). С. 5-6.
References
1. Goldratt, Eliyahu M. The Theory of Constraints: A Systems Approach to Continuous Improvement. Delmar, Albany, NY (1995).
2. Implementation of the concept of production planning based on effective use of limited /G.S.Senichev, V.I.Shmakov, I.V.Vier, A.M.Pesin, and others. - М.: Economy, 2006.- 210 р.
№2 2014
Страница 73
Качество в обработке материалов
3. Baskakova N.T. Subsystem QMS planning repairs // Vestnik MGTU. them G.I.Nosova. 2009. №3. Pp.55-57.
4. Vikhansky O.S., Naumov A.I. Management: a tutorial. O.S.Vikhansky, A.I. Naumov - 4th ed. pererab. and ext. - M .: Economist, 2008. - 670 p.
5. Quality Management Subsystem repair planning as a lever of growth competitiveness of steel / AM Pesin, VA Shmeliov, NT Baskakov, DA Boyko, GA Ledneva // Steel. 2011. №1. С.79-84.
6. Baskakova N.T. Innovative approaches in planning repairs of metallurgical equipment, based on the theory of constraints (monograph). Magnitogorsk. Publisher Magnitogorsk. gos.tehn. univ them. G.I.Nosova, 2014. - 133 p.
7. Baskakova N.T. Problems strategy selection
process of maintenance and repair of fixed assets in order to increase the effectiveness of the QMS rolling mills // Modelling and development of metal forming processes: Intern. Sat. scientific. tr. / Ed.
V.M.Salganika. Magnitogorsk. Publisher Magnitogorsk. gos.tehn. univ them. G.I.Nosova, 2012. - Pp. 312-319.
8. Kolokoltsev V.M. Nosov Magnitogorsk State Technical University. History. Development. Vestnik Magnitogorskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. G.I. Nosova [Vestnik of Nosov Magnitogorsk State Technical University]. 2014, no. 1(45), pp. 5-6.
C \
УДК 621.778
Рубин Г.Ш., Касаткина Е.Г.
V________________________________________________________________________У
S-ОБРАЗНАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЕДИНИЧНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
j
Аннотация. Для оценки единичных показателей качества в квалиметрии, как правило, используются линейные зависимости. При этом не формулируются достаточно полные и точные требования к виду зависимости оценки от показателя оцениваемого свойства.
В статье сформулированы точные требования к виду зависимости оценки от показателя качества. Разработана математическая модель зависимости, имеющая график в виде S-образной кривой и удовлетворяющая сформулированным требованиям. Предложена линейная аппроксимация разработанной зависимости.
Ключевые слова: квалиметрия, оценка качества, единичный показатель качества.
В работах по квалиметрии, учебниках и научных статьях практически не уделяется внимание расчету единичных оценок. Первое исследование этого вопроса, бесспорно, сделано основателями квалиметрии [1, 4]. Ими рассмотрены различные подходы к расчету единичных оценок, однако не сформулированы принципы выбора того или иного вида оценок.
В работах автора [2] предложена классификация оценок на возрастающие, убывающие и локальные, по признаку вида зависимости оценки M от величины показателя P (рис. 1).
Для получения асимптотической зависимости использовалось, в частности, дифференциальное уравнение зависимости скорости изменения оценки от удаленно-
сти оцениваемого значения показателя от наилучшего.
Например,
= к(лmax - p\ (1)
dp
тогда
(
M (p) = к
P max P
V
2
N \
+ C.
При этом, следуя принципам логики оценок [2] и предложенным в этой же работе принципам свёртки, принималось, что диапазоном изменения оценки M является отрезок [0,1]. Это условие определяет константу C.
№2 2014
Страница 74