КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И ПРАКТИКА СТРАН С РАЗВИВАЮЩИМСЯ РЫНКОМ В УСТАНОВЛЕНИИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ИНОСТРАННЫХ
ИНВЕСТИЦИЙ
Е.Е. Веселкова, д-р юрид. наук, доцент
Российский государственный университет социальных технологий (Россия, г. Москва)
Б01:10.24412/2411-0450-2024-11-1-80-84
Аннотация. Анализ трансграничного движения капиталов в странах с развивающимся рынком с позиций современного взгляда на инновационный позволяет определить пути развития экономики России, а также сформировать понимание о возможном будущем прямых иностранных инвестиций в РФ. Проведено исследование действующего инвестиционного законодательства Бразилии и Китая. Определены основные обстоятельства, способствующие увеличению объема прямых иностранных инвестиций на примере Бразилии и Китая, к которым относятся установление национального правового режима для иностранных инвесторов, стабильность законодательства в целом и регулирующего иностранные инвестиции в частности, политическая ситуация в стране, гарантии прав собственности иностранных инвесторов, налоговые, финансовые и прочие льготы, наличие продуктивной судебной системы рассмотрения инвестиционных споров и отсутствие коррупции.
Ключевые слова: страны с развивающимся рынком, иностранные инвестиции, иностранный инвестор.
Ряд исследователей, например, Богатырев А.Г., считают, что национально-правовое регулирование иностранных инвестиций появилось и стало формироваться в связи с возникновением отношений по поводу иностранных инвестиций в последней четверти XIX века. С периода своего зарождения национально-правовое регулирование иностранного инвестирования использует нормы и институты часто встречающихся в законодательствах стран отраслей национальной системы права - конституционного, административного, гражданского, трудового, земельного, экологического, уголовного и пр.
Анализ инвестиционного законодательства разных групп стран показал, что национально-правовое регулирование иностранных инвестиций имеет свои характерные черты и особенности в различных странах.
Говоря о странах с развивающимся рынком других континентов, необходимо подчеркнуть, что государства Латинской Америки достаточно длительное время являются сферой приложения иностранного капитала.
Для России, как для страны с развивающимся рынком, наиболее интересен опыт этой группы стран. Этот интерес вызывается и политической направленностью действий стра-
ны на международной арене, а также углубляющимся экономическим сотрудничеством с указанной группой стран.
Богатейшие природные ресурсы Бразилии, относительно дешевая рабочая сила, емкий внутренний рынок сделали страну привлекательной для иностранного инвестирования. При этом Бразилия сама нуждается в дополнительных капиталовложениях с целью освоения обширных территорий, для создания и развития национальной промышленности, для выравнивания диспропорций в развитии регионов страны.
Согласно исследованию международной аудиторской компании KPMG, в 2019 году объем иностранных инвестиций в покупку бразильских компаний превысил оборот по сделкам внутренних инвесторов. При этом в 2019 году количество сделок на бразильском рынке слияний и поглощений снизилось на 5,5% по сравнению с предыдущим годом. В 2019 году в Бразилии было зарегистрировано 773 сделки по слиянию и поглощению. Из них 296 - это покупка бразильских компаний иностранцами. Эта цифра выглядит еще внушительней, если прибавить к ней 102 сделки, осуществленные между иностранными инвесторами, которые продали и купили бизнес в
Бразилии в прошлом году. Наибольшее количество сделок было заключено в следующих отраслях бразильской экономики - информационные технологии (121 сделка), интернет-провайдеры (70 сделок) и продукты питания, напитки и табачные изделия (65 сделок).
В 1945 г. в Бразилии были приняты первые нормативные акты, предоставлявшие национальный режим иностранным инвесторам, гарантии перевода полученных прибылей за границу.
В настоящее время к числу основных нормативных документов в области правового регулирования иностранных инвестиций относятся Конституция Федеративной Республики Бразилии от 5.10.1988 г., законы № 3141 от 3.09.1962 г. и № 4390 от 29.08.1964 г.
Принятый в 1962 году закон содержал конкретное определение иностранных инвестиций, которые охватывали все денежные и материальные средства, ввезенные в Бразилию и инвестированные в экономическую деятельность. Законом также устанавливалось, что иностранные инвестиции должны быть собственностью зарубежных компаний - юридических или частных инвесторов - физических лиц. Закон закреплял национальный режим для иностранного инвестора и практически не содержал никаких изъятий из него.
Тем не менее, все-таки существуют отрасли национальной экономики, в которых участие иностранного капитала ограничено законодательством - это разведка, добыча и переработка нефти; коммерческие воздушные перевозки; прибрежное каботажное плавание; средства массовой информации и др.
Иностранные инвестиции должны быть зарегистрированы в Центральном банке. Затем иностранный инвестор получает сертификат регистрации, который позволяет ему осуществлять такие операции, как перевод прибыли за рубеж, реинвестирование прибыли, репатриацию капитала. Инвестору разрешается осуществлять перевод прибылей за рубеж лишь по факту предоставления всех документов о полной уплате необходимых налогов. Какие-либо ограничения на перевод прибылей и репатриацию иностранного капитала не закреплены в законодательстве, но условием свободного перевода денежных средств является наличие свидетельства о регистрации иностранных инвестиций в Центральном бан-
ке и оплаты 25% от их стоимости. Банки Бразилии могут предоставлять кредиты предприятиям с иностранными инвестициями только с разрешения правительства. Кроме того, преимущества в вопросах кредитования имеют предприятия, в которых высока доля национального капитала.
Финансовым и инвестиционным компаниям Бразилии разрешается заниматься только акциями и облигациями филиалов иностранных компаний, составляющими контрольный пакет.
Организационно-правовыми формами совместного предприятия с участием иностранного капитала являются общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества. Законодательство Бразилии разрешает также открытие филиалов иностранных компаний. С этой целью требуется разрешение федерального правительства и регистрация по месту нахождения филиала.
Прямые иностранные инвестиции осуществляются путем приобретения акций или долей участия в местной компании или учреждения новой компании, валютных вложений, ввоза машин и оборудования или предоставления торговых марок и патентов в качестве оплаты доли участия иностранного капитала в совместном предприятии.
Самый большой объем инвестиций наблюдается из Китая. Одна из крупнейших сделок прошлого года была осуществлена в электроэнергетическом секторе. После встречи бразильского президента Дилмы Руссеф и премьер-министра КНР Ли Кэцяна (Li Kiqiang), китайская корпорация «Три ущелья» приобрела в концессию две гидроэлектростанции — «Жупиа» и «Илья-Солтейра» за 13,8 млрд реалов (3,377 млрд долл. США).
Другое серьезное приобретение было оформлено в ноябре 2020 года, когда китайская группа NHA объявила о покупке 23,7% бразильской авиакомпании Azul за 1,700 млрд реалов (416 млн долл. США). Китайские инвесторы готовятся также войти в дорожную отрасль Бразилии. По данным газеты Valor Económico, они активно ведут переговоры о покупке участка трассы BR-153, Анаполис-Палмас, ранее переданного в эксплуатацию компании Galvao Ingeniería, которая вовлечена в антикоррупционную операцию «Lava Jato» («Отмывание машин») и срывом начала
никаких дорожных работ. Конкуренцию китайцам составляет испанская строительная компания Ferrovial, которая также проявила заинтересованность в участии в государственных тендерах на строительство дорог и аэропортов в Бразилии.
Существенный объем иностранных капиталовложений происходит также из США, Японии, Канады, а также стран Западной Европы - ФРГ, Швейцарии, Великобритании, Италии, Франции.
Иностранные капиталовложения в основном направляются в такие отрасли бразильской экономики, как машиностроение, металлургия, химическая и нефтехимическая промышленности.
В вопросах правовой защиты иностранных инвестиций и создания благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов весьма интересен опыт Китая.
Министерство коммерции КНР опубликовало отчет, согласно которому в I квартале 2019 года объем прямых иностранных инвестиций в китайскую экономику вырос на 4,5%. Объем прямых иностранных инвестиций в период с января по март 2019 года составил 224,21 млрд. юаней (37,4 млрд. долларов). Инвестиции в сектор услуг составляют 68,9% от общего объема иностранных капиталовложений. С начала 2019 года в этот сектор инвестировали более 154,38 млрд. юаней. Сотрудники министерства отметили, что объем инвестиций в сфере услуг в области высоких технологий вырос на 104,3%, составив 25,52 млрд. юаней. Инвестиции из стран-участниц проекта Нового шелкового пути продолжают увеличиваться. За первые 3 месяца этого года объем инвестиций из этих стран увеличился на 8% в годовом эквиваленте.
В конце 1978 г. в КНР приступили к реализации новой политики в области иностранных инвестиций, нацеленной на долгосрочную перспективу модернизации экономики страны при масштабном привлечении капиталовложений как отечественных, так и иностранных инвесторов. Привлечение частных иностранных инвестиций в страну является первоочередной задачей новой политики Китая в области иностранных инвестиций и внешней политики в целом.
Перед Китаем стоит задача привлечения как прямых, так и портфельных иностранных инвестиций. Привлечение ссудного капитала в форме кредитов и займов зарубежных стран должно привести к укреплению государственной собственности путем строительства новых и модернизации уже функционирующих государственных предприятий.
Отдельная роль принадлежит достоинствам применения иностранного капитала в виде прямых частных инвестиций, результатом чего должно стать учреждение в стране государственно-капиталистических предприятий.
Говоря другими словами, использование ссудного капитала нацелено создание национальной собственности, а использование прямых капиталовложений должно вести к формированию смешанной или всецело иностранной частной собственности в народном хозяйстве Китая.
С 1979 г. в Китае было введено в действие большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих и защищающих иностранные инвестиции. Но, прежде всего, в Конституции Китая закрепляется право иностранных инвесторов осуществлять капиталовложения в экономику страны и гарантируется им право на защиту национальным законодательством. Давая общую характеристику инвестиционному законодательству Китая, необходимо отметить, что его принятие и совершенствование было направлено на создание рыночных условий в стране, включая рынок инвестиций.
Совместное предприятие с китайским и иностранным капиталом обозначается как основная форма международного инвестиционного сотрудничества в стране.
В КНР иностранный капитал, главным образом, направляется в следующие отрасли экономики: энергетика, производство стройматериалов, химия и металлургия, машиностроение и приборостроение, производство глубоководного бурильного нефтяного оборудования, электроника, информационные технологии, легкая и пищевая промышленности, фармацевтика, производство медицинского оборудования, агропромышленный комплекс, предоставление туристических и прочих видов услуг.
В КНР успешно функционируют соответствующие судебные и арбитражные органы,
рассматривающие инвестиционные споры, существует также возможность разрешения споров по поводу иностранных инвестиций в государстве ответчика или в третьей стране.
Особенность правовой защиты в отношении иностранных инвестиций Китая заключается в том, что при провозглашении намерений привлекать иностранные инвестиции и широком предоставлении разнообразных льгот и преимуществ иностранным инвесторам закрепляется их строгое административное регулирование.
Законодательство в области иностранного инвестирования Китая в настоящее время требует дальнейшего развития и совершенствования, в законодательстве налицо большое количество пробелов и несовершенных положений. С целью компенсировать недостатки национального законодательства и поощрять приток иностранных инвестиций, Китай по образу и подобию России широко применяет практику заключения двусторонних соглашений о взаимном поощрении и защите иностранных капиталовложений.
Отличительной чертой регулирования иностранных инвестиций в развивающихся странах, а также в странах с развивающимся рын-
ствованием обширного количества инвестиционных законов в ряде стран Латинской Америки принимаются специальные кодексы, регламентирующие иностранную инвестиционную деятельность. К их числу относятся Нефтяной кодекс 1958 г. и Горный закон 1965 г. в Мексике, Горный кодекс 1966 г. и Нефтяной кодекс 1967 г. в Аргентине.
В современных условиях практически все страны мира независимо от уровня развития их национальной экономики для привлечения иностранного капитала активно применяют разного рода налоговые, финансовые и прочие стимулы. Применение таких стимулов предопределяет успехи в конкурентной борьбе на мировых рынках прямых иностранных инвестиций.
Опросы инвесторов показывают, что основными обстоятельствами, способствующими увеличению объема прямых иностранных инвестиций в странах с развивающимся рынком, являются стабильность законодательства в целом и регулирующего иностранные инвестиции в частности, политическая ситуация в стране, гарантии прав собственности, наличие продуктивной судебной системы рассмотрения инвестиционных споров и отсутствие коррупции.
ком является то, что одновременно с суще-
Библиографический список
1. Богатырев А.Г. Инвестиционное право. - М., 1992. - С. 56.
2. Дубровин Ю.И., Ряснов И.А. Региональное приграничное сотрудничество России и Китая как форма реализации преимуществ международного экономического сотрудничества // Сибирский международный. - 2015. - №17.
3. Зеленская С.Ю. Правовое регулирование использования иностранных инвестиций в национальной экономике Китая // Актуальные проблемы права. - 2017. - №4.
4. Толстых А.В. Организационно-правовое регулирование иностранных инвестиций в зарубежных странах // Финансы и учет. - 2015. - № 1 (27).
5. Демченко В.А. Прямые иностранные инвестиции в экономике зарубежных стран // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - №15.
6. КПМГ в СНГ - КПМГ в России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://home.kpmg (дата обращения 19.05.2024).
7. Демченко М.В., Чурилова А.В. Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций в контексте российско-китайского инвестиционного сотрудничества // Право и экономика. - 2018. - №1 (359).
8. Мельничук М.В., Демченко М.В., Ручкина Г.Ф., Котляров Н.Н., Дахненко С.С., Островский А.В. Правовое регулирование иностранных инвестиций в экономике России: опыт Китая. - М.: ФУ при Правительстве РФ, 2019.
CONCEPTUAL APPROACHES AND PRACTICE OF DEVELOPING MARKET COUNTRIES IN ESTABLISHING THE LEGAL REGIME FOR FOREIGN INVESTMENT
E.E. Veselkova, Doctor of Legal Sciences, Associate Professor Russian State University of Social Technologies (Russia, Moscow)
Abstract. The analysis of cross-border capital flows in emerging market countries from the standpoint of a modern view on innovation allows us to determine the development paths of the Russian economy, as well as to form an understanding of the possible future of foreign direct investment in the Russian Federation. A study of the current investment legislation of Brazil and China was conducted. The main circumstances contributing to the increase in the volume of foreign direct investment were identified using the example of Brazil and China, which include the establishment of a national legal regime for foreign investors, the stability of legislation in general and regulating foreign investment in particular, the political situation in the country, guarantees of property rights of foreign investors, tax, financial and other benefits, the presence of an efficient judicial system for considering investment disputes and the absence of corruption.
Keywords: countries with an emerging market, foreign investment, foreign investor.