Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АНТРОПОЛОГИИ ТЕХНИКИ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АНТРОПОЛОГИИ ТЕХНИКИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

67
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
техника / антропология техники / техногенное общество / технофобия / трансформация / одиночество / отчуждение.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — М Т. Уксукбаева, Ж У. Дагарова

В данной статье рассматриваются концептуальные особенности антропологии техники. Целью статьи является анализ изучения вопросов философии техники как «антропология техники». В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка оценить позиции мыслителей по отношению техники к человеку и обществу. В статье поднимается вопрос о смысле и значении человеческой жизни в техногенном обществе, приспособление человека к техносфере. Обосновывается идея о том, что одним из аспектов описания человека в истории антропологии является отождествление его с машиной. Также выделяются и описываются характерные особенности антропологии техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АНТРОПОЛОГИИ ТЕХНИКИ»

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АНТРОПОЛОГИИ ТЕХНИКИ

М. Т. Уксукбаева, Ж. У. Дагарова

Старшие преподаватели кафедры философии и теории культуры Карагандинского университета им. Е.А.Букетова (г.Караганды, Казахстан)

mery-7878@yandex.kz

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются концептуальные особенности антропологии техники. Целью статьи является анализ изучения вопросов философии техники как «антропология техники». В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка оценить позиции мыслителей по отношению техники к человеку и обществу. В статье поднимается вопрос о смысле и значении человеческой жизни в техногенном обществе, приспособление человека к техносфере. Обосновывается идея о том, что одним из аспектов описания человека в истории антропологии является отождествление его с машиной. Также выделяются и описываются характерные особенности антропологии техники.

Ключевые слова: техника, антропология техники, техногенное общество, технофобия, трансформация, одиночество, отчуждение.

Одним из важнейших аспектов философской сущности техники является проблема жизни человека в современном техническом обществе. Так как этот тип человеческой цивилизации привел к коренному изменению всех этико-эстетических, психологических качеств, общественного сознания, общественных отношений и потребовал иного их изучения и осмысления. И в таком обществе вновь поднимается вопрос о смысле и значении человеческой жизни, который всегда касается интеллектуальных сил человечества. Одним из основных вопросов философии техники является «антропология техники», т. е. состояние человека по отношению к технике. Введенный представителем немецкой философии техники Алоизом Хуннингом, этот термин обозначает условия, необходимые для приспособления человека к жизни в современном техногенном обществе. Сегодня это направление является одним из основных направлений в философии ХХ века. Поэтому человеку техногенного общества нужна совсем другая подготовка к жизни, специальные знания, и жизнь современного человека сложна, его каждое действие наполнено всевозможными правилами и техническими «табу». Существует важная причинно-следственная связь между техническими «табу» и технофобией.

April, 2022

201

Причина не только в самой технике, но сила «табу» также вызывает страх у человека. С этим связаны наказания за несоблюдение и нарушение простых правил безопасности.

Как человек приспосабливается к окружающей среде, так и современный человек готовится к жизни в техносфере, и поэтому он должен быть вооружен всеми необходимыми знаниями. Человек в своей жизни живет среди тысячи машин и устройств, используемых в промышленности и в быту, и если он не знает их язык, то могут быть опасны не только для своей жизни, но и для окружающей среды. Поэтому многие исследователи отметили следующие проблемы техники по отношению к человеку: 1) мир (общество) стал большой машиной, и эта машина становится одним из его механизмов, потому что вынуждена приспосабливаться к порядку и ритму предметной среды, что само по себе ограничивает субъективность человека, его индивидуальную свободу. Значит человек не машину, а машина подчиняет человека. 2) Механическая, технологическая среда, процессы превращают человеческие отношения в некие механические отношения. Антропосферные эмоциональные, нравственные отношения стали заменяться системой отношений, характерной для чистой техносферы. 3) Человек владеет техникой, но и «благодаря» самой техники человек становится «имуществом» техники. 4) Экологические последствия, катастрофы, землетрясения посредством техники, стихийные бедствия показывают, что экология нуждается в защите биосферы от вторжения техносферы. 5) Для человека важен и ряд футурологических (неоантропологических, техно-генетических) проблем, возникающих в контексте техники в зависимости от перспектив человека. Эти проблемы охватывают не только экзистенциальную сторону жизни человека, но и психологические и физиологические аспекты. Поэтому в связи с развитием техники возникают социальные опасения, связанные с предположением о возможности появления нового неоатропологического, или техногенно-модифицированного человека. А понятие «человек техногенного общества» необходимо для того, чтобы отличать психологические, культурные и социальные особенности современного человека от других эпох или других культур.

Одним из аспектов описания человека в истории антропологии является отождествление его с машиной. Культуролог П.С. Гуревич в своей книге «Философия человека» дает следующее определение машины-человека: «Машина-человек - это метафора, образ... который умеет думать, страдать, и значит, - это нравственная машина.» [1, с. 64]. Известно, что природа человека, специфика его потребностей открыли новые тайны мира. Уделять особое внимание человеку в этой среде есть требование сегодняшнего мира. Как бы мы это ни называли, это человеческая орбита

April, 2022

посреди современного мира. Определение души, чувств и ценностей людей с помощью неодушевленной, бесчувственной, безыдейной, свободной от идеологии техники является одним из способов замедления процесса дегуманизации и деградации, о котором сегодня часто говорят. Возникновение в ХХ веке множества пересекающихся дисциплин, таких как инженерная социология, инженерная психология, инженерная этика, эстетика, инженерная физиология, является отражением работ, направленных на изучение человека, живущего в новой технологической среде. Но именно философия объединяет эти отдельные направления и создает общую теорию о данных науках. Опасность здесь заключается в том, что технологии сейчас являются не необходимым инструментом для реализации индивидуальных или общечеловеческих ценностей, а уже общей целью, которую необходимо развивать всем странам. Идея о том, что остановить технику может только человек или общество, имеет большое методологическое значение. Это связано с тем, что, как заметили многие мыслители, техника является производным, инструментом, и, следовательно, возникающие из-за нее проблемы проистекают из человеческих инстинктов и негативных эмоций. И эти проблемы направлены на гуманистическую философию в контексте широкого культурного, социального и исторического развития. Изучение человека с точки зрения техники должно помочь ему открыть новую сторону человека, познать самого себя.

Среди западных мыслителей, изучавших техногенную цивилизацию, существует множество мнений о трансформации человека. Видный представитель гуманистического психоанализа Эрих Фромм в своей книге «Здоровое общество. Догмат о Христе» об отчуждении человека пишет следующее: «Отчуждение, каким мы видим его в современном нашем обществе, носит почти всеобщий характер, оно пронизывает отношение человека к своей работе, к потребляемым им вещам, к государству, к своим ближним и к самому себе. Человек создал мир рукотворных вещей, какого никогда не существовало прежде. Он разработал сложное общественное устройство, чтобы управлять созданным им техническим механизмом. Однако все созданное им возвышается и главенствует над ним. Он чувствует себя не творцом и высшей руководящей инстанцией, а слугой Голема, сделанного его руками. Чем могущественнее и грандиознее высвобождаемые им силы, тем более бессильным он чувствует себя как человеческое существо. Он противостоит себе и своим собственным силам, воплощенным в созданных им вещах и отчужденным от него. Он больше не принадлежит себе, а находится во власти собственного творения [2, с.116].

Русский ученый Л.П.Гримак затрагивает присущую современному компьютерному веку проблему «одиночества»,

April, 2022

которое также является особым типом отчуждения: «в ХХ1 веке одиночество человека будет определяться не толко экологически обусловленными дефектами его характера, но и своеобразием построения его бытового и профессионального поля деятельности, появлением новых психотехнологий отдыха и развлечений. Характерной особенностью грядущего века становится то обстоятельство, что и работа, и свободное времяпровождение будут осуществляться преимущественно с помощью компьютерных программ... Человек отвыкает от реальной действительности и начинает бороться непосредственно живого общения с себе подобными... Безобидные ежедневные путешествия по глобальной компьютерной сети, Интернету на самом деле ведут к усилению депрессии и обострению чувства одиночества... Причина этого вселенского недоразумения лежит в далеко не безобидной мысли человечества, что его будущее счастья полностью зависит от технического прогресса, к тому же понимаемого весма однобоко» [3, с.84]. Как мы видим, это тоже современная форма отчуждения и заблуждения. Поэтому, чтобы с нашим подрастающим поколением не произошло подобной ситуации нам необходимо уметь использовать ценности нашей культуры, потенциал родственных и семейных отношений. Думаем, что в нашей культуре не должно быть такой проблемы, так как у нас широко распространена традиционная форма человеческих отношений, а компьютерные технологии не так культивированы, как в других, например западных странах.

REFERENCES

1. Гуревич П.С. Философия человека. Ч.2. - М., 2001. - 209 с.

2. Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе. - М: ACT: Транзиткнига, 2005.— 571 с.

3. Гримак Л.П. Грядущий век - век одиночества// Мир психологии, 2009. №2. С. 84-89.

® о

April, 20221 International Scientific Conference1

©

ф'

204

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.