Научная статья на тему 'Концептуальные основы юридического плюрализма'

Концептуальные основы юридического плюрализма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
85
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЛЬТИКУЛЬТУРНОСТЬ / НЕПРАВОВЫЕ ПРАКТИКИ / ОБЫЧНО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / САМООРГАНИЗАЦИЯ / ЮРИДИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ЭТНОЛОГИЯ / MULTICULTURAL / NON-LEGAL PRACTICES / CUSTOMARY LEGAL SYSTEMS / SELF-ORGANIZATION / LEGAL PLURALISM / LEGAL ETHNOLOGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зарема З. М.

В статье анализируются доктринальные и концептуальные основы юридического плюрализма, рассматривается его значение в развитии правовой и политической системы общества, обсуждаются проблемы взаимодействия провинционального и национального правового пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL PRINCIPLES OF LEGAL PLURALISM

This article examines the doctrinal and conceptual framework of legal pluralism, it is considered important in the development of legal and political systems of society, discusses the interaction of local and national legal space.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы юридического плюрализма»

З.М. Зарема

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ПЛЮРАЛИЗМА

В статье анализируются доктринальные и концептуальные основы юридического плюрализма, рассматривается его значение в развитии правовой и политической системы общества, обсуждаются проблемы взаимодействия провинционального и национального правового пространства.

Ключевые слова: мультикультурность, неправовые практики, обычно-правовая система, самоорганизация, юридический плюрализм, юридическая этнология.

Правовой плюрализм в качестве доктринально-правового и теоретико-методологического принципа возник в рамках идеологии мультикультурализма. Принципы мультикультурализма являются базовыми в познании факторов и источников развития права, правовой культуры общества в сложноорганизованном обществе. Например, ряд исследователей считают, что юридический плюрализм выступает в качестве нормативной реакции на мультикультурность общества, т.е. неоднородность этнокультурных факторов, этнонациональное и этническое разнообразие. Причем, как полагает Б. Парекх, мультикультурность общества формирует особую социальную реальность, характеризующуюся многообразием общественных и локальных (провинциональных) контекстов политического и правового действия, имеет свои специфические фундаментальные философские, идеологические и юридические основания, обеспечивающие социальное единство. Причем данная «специфичность» обусловливает трансформацию роли и задач государства и права, пересмотр современных функции государства, принципов и целей развития правовой системы общества [1, с. 29-30].

Можно утверждать, ориентируясь на современные публикации в этой области, что в политико-правовом аспекте мультикультурализм выступает в качестве системы принципов развития государственности, представляющей собой нацию, социально интегрирующие внутри себя этнокультурные общности (этнокультурные подсистемы), эффективно объединить которые можно только на основании «интегративного включения» (т.е. учета прав, интересов, потребностей и специфических особенностей локальных общностей при реализации общенациональной правовой политики в ходе развития политической структуры и национальной правовой системы).

При этом национально-государственная идентичность трактуется в рамках юридического плюрализма как «свехидентичность», т.е. в качестве более широкой, интегративной и универсальной идентичности, не перекрывающей этническую*. Однако в рамках доктрины мультикультурализма утверждается, что наличие разнообразных этнических (или культурных) групп не угрожает национальному государству, потому что этническая идентичность не перекрывает, подменяет национальную идентичность (как сверхидентичность). В свою очередь уважение и охрана со стороны государства этнических правовых и политических обычаев (воспринимаемые в качестве подсистемы общей национальной системы) позволяют минимизировать этнонациональные конфликты, лояльность этноэлитарных групп, обеспечить государственное единство и целостность.

В свою очередь мультикультуралистская проблематика в развитии государственноправовой организации утверждает принцип ценностного плюрализма, предполагающего сосуществование различных правовых и политических ценностей в рамках одного национального государства и их иерархического взаимодействия. Причем учитывается, что существуют «главные» и «второстепенные» ценности, и в разных условиях и этнонациональных контекстах их соотношение может трансформироваться [1, с. 42].

Суммируя различные исследовательские позиции относительно юридического плюрализма, можно заключить, что в рамках последнего утверждается интегративный тип правового мышления, основанный на ценностно-нормативном плюрализме и цивилизационном подходе к праву. При этом различные юридические феномены в процессе познания «погружаются» в культурно-антропологическую парадигму. В свою очередь познание правогенеза в целом и эволюции юридических институтов и учреждений в частности основывается на принципах правовой синергии (самоорганизации) этнических групп и локальных правовых пространств.

Здесь, конечно, следует заметить, что методологические принципы правовой синергетики предназначены для познания и решения далеко не всех, а лишь строго ограниченных и определенных научно-практических проблем. И она, естественно, не может выступать в качестве интегративного типа правопонимания и всеобщей методологии познания юридических феноменов, как это нередко позиционируют ряд исследователей, поскольку «она имеет дело исключительно с динамическими процессами и изучает все явления только в движении». Однако «если задачи научного исследования требуют рассмотрения какого-либо объекта в статичном состоянии (например, при грамматическом толковании правовой нормы), то никакой помощи от синергетики ожидать не приходится», - совершенно справедливо по этому поводу отмечает Ю.Ю. Ветютнев [2, с. 300].

Тем не менее в рамках конкретного, определенного и относительно отдельного направления правового познания синергетика имеет достаточно весомый эвристический потенциал. В силу того, что синергетический принцип познания основывается на множественности факторов, влияющих на развитие правовой системы общества, выстраивает их в иерархических порядок, которому подчинены все остальные факторы правового развития общества - «переменные», обладающие в то же время относительной долей автономности и способностью оказывать обратное воздействие на сам этот иерархический порядок.

Кроме того, синергетический принцип правового познания позволяет не только высветить, но и адекватно исследовать взаимодействие и взаимовлияние официально действующей системы законодательства, с неформальными системами обычно-правовой, теневой сферой социального взаимодействия. Особо эта проблематика актуализируется именно в сложноорганизованном, неоднородном и полиэтническом обществе. Дело в том, что неучет (или игнорирование) в правовой политике государства интересов и потребностей, равно как и специфики локальных, провинциальных, этноправовых пространств, может привести к сознательному «уходу» от существующих официальных моделей и форм отношений в экономике, политике, правовой жизни общества. Причем унификация правового развития может обусловить дисфункциональность правовых институтов, регулирующих этнополитические и иные отношения в этническом сообществе, к дискомфорту от противоречия официального правового пространства и провинционального. Все это и приводит к формированию самоорганизационных неформальных практик, теневому праву и теневой юстиции.

В то же время следует учитывать, что неформальные практики - это не пассивная социальная субстанция, подлежащая модернизации, а вполне активное, самодостаточное социальное явление, стремящееся заполнить собой пробелы и коллизии в нормативноправовом регулировании общественных и этнонациональных процессов. В этом смысле неформальные практики обладают гораздо более гибкими и эффективными формами, чем легальные институты, а противостояние им рано или поздно приводит к тому, что неформальные практики вытесняют либо реформируют, либо приспосабливают легальные институты под свои цели и задачи [3].

Таким образом, синергетический принцип правового познания не может претендовать на роль парадигмальных оснований в исследовании юридических феноменов. В то же время положения синергетики весьма позитивны и созвучны принципам юридического плюрализма, отражают сложность и неоднозначность развития национальной правовой системы, системы законодательства, взаимодействия и взаимовлияния национального и локального (этнического) правовых пространств.

Можно утверждать, что правовой плюрализм выступает как принцип и направление правового познания в рамках относительно самостоятельного направления в системе юридических наук - правовой этнологии. Отметим, что правовая этнология является отдельным направлением и комплексной областью правового познания, изучающей «юридические явления в повседневной и политической жизни этнических сообществ, закономерности возникновения, функционирования и взаимодействия этнических правовых систем, особенности правовой культуры различных народов с целью защиты и сохранения культурной самобытности этнических групп» [4, с. 7-8].

Именно правовая этнология исследует обычно-правовые системы тех или иных этнических обществ как относительно самостоятельные и целостные правовые системы, которые могут быть как включены в государственно-организованный порядок (правопорядок) и действующее позитивное право, так и не включены, развиваясь автономно в качестве неофициального (теневого) права. В этом контексте правовая этнология исходит из широкого типа правопонимания, не отождествляет формы и источники права, признавая этнонациональные ценности, символы и культурные архетипы в качестве значимых источников развития правового взаимодействия, правовой коммуникации [5]. При этом система знаний правовой этнологии основывается на доктрине правового плюрализма, утверждающей существование различных идейно-концептуальных контекстов развития права и правовой системы, отдельных ее элементов, институтов, учреждений и проч., что выражает многообразие «идейных», «смысловых» оснований права, влияющих на развитие правовой системы конкретного общества [б].

В аспекте развития национальной правовой системы правовой плюрализм отражает самоорганизацию и сосуществование различных правовых систем (подсистем) в пространстве одной правовой системы, одного сложноорганизованного и многонационального государства.

Литература

1. Веретевская А.В. Значение и значимость мультикультурализма II Политическая наука: Сб. науч. тр. М., 2010.

2. Ветютнев Ю.Ю. Синергетика и правоведение II Современные методы исследования в правоведении I Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. Саратов, 2007.

3. Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Мамычев А.Ю. Теория государства и права. Ростов н!Д, 2010.

4. Фатхи В.И. Правовая этнология: концептуальные идеи и принципы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н!Д, 2007.

5. Овчинников А.И. Правовое мышление в герменевтической парадигме. Ростов н!Д, 2002.

6. Фатхи В.И. Идея правового плюрализма в контексте юридической этнологии II Философия права. 2007. № 1.

* Так, например, политико-правовая стратегия развития отечественных государственных институтов и структур всегда базировалась на презумпции плюрализма культурных форм,

т.е. не на одно- или двухполярности мира, ради которых стираются все национальнокультурные различия, а, наоборот, на признании культурной и цивилизационной многополярности, предполагающей взаимообогащающий диалог культур и поиск общих сверхнациональных интересов и целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.