Научная статья на тему 'Концептуальные основы высшего лесного образования в России как составная часть национальной Доктрины образования'

Концептуальные основы высшего лесного образования в России как составная часть национальной Доктрины образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы высшего лесного образования в России как составная часть национальной Доктрины образования»

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВЫСШЕГО ЛЕСНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ДОКТРИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ

А.Н. ОБЛИВИН, академик, ректор МГУЛа

Кардинальные изменения, начатые 10 лет назад, пагубно отразились на Российской системе образования и науки. Материальная база вузов, да и многих НИИ в значительной степени выработала свой ресурс, недопустимо низким является уровень оплаты труда работников образования, не обеспечивающий во многих случаях даже прожиточного минимума. И без того сложное положение усугублялось длительными задержками выплаты или неполной выплаты заработной платы. Даже исполняющий обязанности Президента России В.В. Путин вынужден был признать, что «Россия впервые за последние 200...300 лет стоит перед лицом реальной опасности оказаться во втором, а то и в третьем эшелоне государств мира». Как никогда образование остро нуждается в государственной заботе и поддержке.

14—15 января 2000 г. в Государственном Кремлевском Дворце проходило Всероссийское совещание работников образования, на котором обсуждалась Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

Доктрина- основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основополагающие направления его развития. Она определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 г.

Выступая с докладом, Президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, академик Российской Академии наук В.А. Садовничий отметил, что реформы предыдущего десятилетия во многом базировались на ошибочном утверждении,

что в России «слишком много науки» и «слишком много образования». Жизнь отвергла эту установку. Необходимо срочно поставить перед обществом и государством задачу придания системе образования приоритетного значения в делах дальнейшего обустройства России. И эту задачу нужно решать уже сегодня!

Наука и образование были намеренно вынесены за рамки реформ. Осуществить же глубокую перестройку всего государственного, общественного и экономического механизма без твердой опоры на науку и образование оказалось невозможным. И в этом страна убедилась сполна.

Идея о необходимости иметь Доктрину как федеральный документ, определяющий роль и место образования в развитии страны, возникла потому, что прежнее правительство строило свои отношения с наукой и образованием на непрерывной череде несостоятельных обещаний, а лидеры некоторых партий и движений, среди которых были и кандидаты в президенты, в своих посулах и намерениях даже не вспомнили о приоритетности образования и науки. Как и все предыдущие годы, школа оказалась позади всех иных мыслимых и немыслимых государственных приоритетов.

В эпоху современного развития основной, если не единственной базой в каждой конкретно взятой стране, является уровень образованности её народа и этому нет альтернативы. Высокий уровень образованности нужен прежде всего для того, чтобы уметь пользоваться высокотехнологичными, интеллектуальными продуктами и создавать новые технологии на базе фундаментальных исследований.

Говорят, что утечка умов - это хорошо, это торжество демократии, но тогда почему одни страны создают все условия, чтобы

лучшие умы мира перетекали к ним, а другие, наоборот создают такие условия, при которых не то что лучшие умы, но и рядовые специалисты считают за благо для себя навсегда покинуть пределы своей родины, в их числе и Россия.

Цель Доктрины заключается в том, чтобы государство в условиях общей бедности народа, взяло на себя как фундаментальную константу справедливости в стране, все обязательства по обеспечению для молодежи доступности образования. Обустраивая свое будущее Россия не может рассчитывать ни на какие другие ресурсы, кроме интеллектуальных и природных, а лес, как вы знаете, это единственный возобновляемый ресурс на нашей планете.

Вторая главная идея Доктрины - это судьба учителя и преподавателя вуза. Николай Константинович Рерих писал: «Срам стране, где учителя пребывают в бедности и нищете... не только срам народу, который не заботится об учителях будущего поколения, но знак невежества...».

Кардинальной мерой должно быть законодательное отнесение учителя школы и преподавателя вуза к государственным служащим со всеми вытекающими отсюда правовыми и материальными условиями. Это иное социальное место в обществе, иная зарплата, иная пенсия.

Третья проблема- федерализация образования. Это новое прочтение роли и места высшей школы в системе мер по обеспечению национальной безопасности России, ибо никем не скрываемые сепаратические тенденции в определенных субъектах РФ приобрели явную форму, которая влечет за собой разрушение единого образовательного пространства.

В Обращении участников Всероссийского совещания работников образования к исполняющему обязанности Президента Российской Федерации, Федеральному собранию Российской Федерации записано: «Со стороны Государства необходимы конкретные меры по реализации провозглашенной приоритетности образования, согласованных действий всех ветвей власти на федераль-

ном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимо совершенствование норма-тивно-правовых основ функционирования системы образования с целью обеспечения реальной академической и финансовохозяйственной самостоятельности учебных заведений, обеспечения реальных прав граждан на образование. При этом использование системой образования внутренних ресурсов не должно служить поводом для уменьшения объемов государственного финансирования и государственного участия в образовании».

В результате реализации Доктрины всем гражданам Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения должно быть обеспечено: общедоступное и бесплатное:

- школьное образование всех уровней;

- начальное и среднее профессиональное образование;

- бесплатное высшее профессиональное образование;

- а также бесплатное послевузовское образование в аспирантуре и докторантуре на конкурсной основе.

Финансирование системы образования обеспечивать предполагается в размере:

- на первом этапе (до 2003 г.) не ниже 6 % от валового внутреннего продукта (ВВП);

- на втором этапе (до 2010 г.) не ниже 8 % от ВВП;

- на третьем этапе (до 2025 г.) не ниже 10 % от ВВП.

Оплата труда педагогических работников должна быть повышена:

- на первом этапе - в соответствие с законом РФ «Об образовании» и Федеральным законом «О высшем и послевузовском образовании»;

- на последующих этапах - до уровня соответствующих показателей экономическим развитых стран.

Вместе с тем, очевидно, что система отечественного технического образования требует дальнейшего развития, совершенствования и решения существующих в ней проблем, к которым, в первую очередь, относятся:

- сохранение узкопрофильное™ подготовки в конкретной области и, как следствие этого, неспособность выпускников гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой технологий или требований рынка;

- недостаточный уровень академических свобод инженерных вузов в формировании основных образовательных программ и технологичности учебного процесса, обусловленных содержанием первого поколения Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников;

- отсутствие объективной оценки потребностей отраслей в инженерах, бакалаврах и магистрах по всему спеюгру направлений и специальностей высшего технического образования, что затрудняет прогнозирование и регулирование структуры подготовки кадров;

- нарастающие сложности в одной из главных составляющих высшего технического образования - практической профессиональной подготовки и выполнении студентами научных исследований вследствие

медленного обновления, а в ряде случаев-явного устаревания технологической, исследовательской и испытательной техники, а также вследствие трудностей в организации производственных практик;

- сокращение научных исследований в технических вузах, что нарушает принцип единства учебного процесса и научных исследований и приведет как к снижению качества подготовки специалистов, так и к дальнейшему спаду инновационных процессов в производстве;

- угроза прерывания преемственности в научных школах вузов в связи с физическим старением профессорско-преподавательского состава и оттоком перспективных и молодых научных кадров в коммерческие структуры за рубеж.

Следует отметить, что в обсуждаемый в Кремле новым правительством проект «Доктрины» были внесены дополнительные предложения, в основном, исключающие вопросы о бесплатном образовании в России, а бюджетное финансирование высшей школы заменяется на принципы инвестирования через систему кредитования абитуриентов, поступающих в вузы. Эти предложения вносят существенные изменения и узаконивают платное обучение в государственных вузах.

Таблица 1

Производство основных видов лесоматериалов по Российской Федерации за 1990-1999 гг.

Наименование Единицы измерения 1990 1995 1996 1997 1998 1999 1999 в % к 1990

Вывозка древесины млн. м’ 304,0 116,0 96,8 85,4 78,2 86,1 28,3

Пиломатериалы млн. м3 75,0 26,5 21,9 19,6 18,6 17,9 24,8

Клееная фанера Древесностружечные млн. м3 млн. м3 млн. м3 1,597 0,939 0,97 0,94 1,10 1,3 81,4

плиты Древесноволокнистые 5,568 2,206 1,47 1,49 1,57 1,97 35,4

плиты 483 234 184 197 193 241 49,9

Целлюлоза (варка) тыс. т 7525 4197 3075 3164 3210 4195 55,7

Бумага тыс. т 5240 2773 2302 2226 2454 2941 56,1

Картон тыс. т 3085 1301 922 1114 1141 1527 49,5

Мебель в ценах 1998 г. млрд. руб. 27,3 17,4 8,2 7,4 7,4 9,1 33,3

В экономике России на долю лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности приходится 4,5 % промышленного производства, 8 % численности и промышленно-

производственного персонала, сосредоточено 3,7% стоимости основных фондов,

4,1 % экспортной валютной выручки.

Лесобумажная продукция имеет спрос почти во всех отраслях экономики: машиностроение, топливно-

энергетический комплекс, строительство, сельское хозяйство, полиграфия, торговля. Оказывает непосредственное влияние на социальный и культурный уровень жизни населения.

Объёмы производства основных видов продукции лесопромышленного комплекса в целом по стране за период 1990-1999 гг. приводятся в табл. 1.

За рассматриваемый период по всем видам лесоматериалов объёмы производства снизились.

Однако начиная с четвертого квартала 1998 г., наметилась четкая тенденция роста производства. В 1998 г. по сравнению с 1997 г. возросло производство фанеры, целлюлозы и бумаги. В 1999 г. увеличился выпуск деловой древесины, пиломатериалов, древесных плит, целлюлозы, бумаги, картона, мебели. Характерной особенностью 1998 г. и 1999 г. является опережающий рост продукции химической и химико-механической переработки древесины, что свидетельствует о совершенствовании структуры продукции лесопромышленного комплекса.

Анализируя причины активизации лесопромышленного производства в 1999 г., следует отметить, что главным стимулирующим фактором подъёма явилось изменение во второй половине 1998 г. курса доллара по отношению к рублю и благоприятная конъюнктура на внешнем рынке. По данным Департамента экономики лесного комплекса Минэкономики России за 9 месяцев 1999 г. доля экспорта в рублевом эквиваленте составила почти 60 % в общем объёме товарной продукции

лесопромышленного комплекса страны. Что касается внутреннего потребления лесобумажной продукции, то в 1997 г. оно увеличилось незначительно, а по пиломатериалам даже снизилось.

Несмотря на то, что в 1999 г. все отрасли лесопромышленного комплекса стали рентабельными, их финансовое положение по-прежнему неустойчиво. По состоянию на конец 1999 г. свыше 51 % всех лесопромышленных предприятий были убыточны. Их кредиторская задолженность с начала года возросла на 14,8 % и превысила млрд. руб. Увеличилась на 31 % дебиторская задолженность.

Сравнение объемов производства лесобумажной продукции 1999 г. с показателями 1990 г. показывает реальную картину спада лесопромышленного производства, которое составило: по вывозке древесины - 3,5 раза, круглым лесоматериалам -

4,1 раза, фанере - 1,3 раза, древесностружечным плитам - 2,8 раза, древесноволокнистым плитам - 2,2 раза, целлюлозе - 1,8 раза, бумаге - 1,8 раза, картону - 2,0 раза, мебели - 3 раза.

Низкой остается инвестиционная деятельность. Общая сумма инвестиций в развитие лесопромышленного производства составила в 1998 г. 3,3 млрд. руб., в 1999 г. (ожидаемая) 6,6 млрд. руб. При этом почти 80 % приходится на собственные средства предприятий. По материалам разработанной Федеральной программы реструктуризации лесопромышленного комплекса Российской Федерации для обеспечения стабильной работы отрасли требуется ежегодно не менее 16 млрд. руб. инвестиций.

Из-за дефицита инвестиций в последние годы практически не осуществляется строительство новых лесопромышленных предприятий, низкими темпами ведется техническое перевооружение и модернизация производства. За период 1990-1998 гг. в целом по лесопромышленному комплексу более чем в два раза уменьшился коэффициент обновления основных промышленнопроизводственных фондов и одновременно в 1,5 раза возрос коэффициент выбытия.

О подготовке специалистов лесного профиля

Специалистов лесного профиля в настоящее время готовят в 37 государственных высших учебных заведениях. В этих вузах готовятся основные инженерные кадры по 6 лесным специальностям и двум направлениям. По состоянию на 1 сентября 1999 г. общее количество студентов, обучающихся по лесным специальностям, составляет около 33 тыс. человек, в том числе около 2 тыс. студентов из стран СНГ и дальнего зарубежья. Подготовку специалистов ведут более 300 профессоров, докторов наук и более 1,5 тыс. доцентов, кандидатов наук только по специальным дисциплинам.

В настоящее время подготовка инженеров для лесопромышленного комплекса ведется по шести специальностям.

Специальность 170400 «Машины и оборудование лесного комплекса», включающая в себя шестнадцать специализаций. Основной сферой деятельности дипломированных специалистов является работа на предприятиях, в научно-исследовательских, проектных институтах и конструкторских бюро в области конструирования, проектирования, эксплуатации и ремонта машин и оборудования, используемых в лесозаготовительной, деревообрабатывающей, перерабатывающей отраслях промышленности, а также лесного и лесопаркового хозяйства и др.

Специальность 260100 «Лесоинженерное дело», включающая в себя двенадцать специализаций. Основной сферой деятельности дипломированных специалистов является работа на предприятиях, в научно-исследовательских, проектных институтах и конструкторских бюро в области технологии лесопромышленного производства; лесных складов, рейдов и портов; проектирования строительства и эксплуатации лесовозных дорог и водного транспорта леса; производства товаров народного потребления, информационного обеспечения, экспертизы и сертификации лесопродукции; менеджмента и предпринимательской деятельности на лесопромышленных предприятиях и др.

Специальность 260200 «Технология деревообработки», включающая в себя тринадцать специализаций. Основной сферой деятельности дипломированных специалистов является работа на предприятиях, в научно-исследовательских проектных институтах и конструкторских бюро в области технологии деревообрабатывающих производств, домостроения и защиты древесины, производства деревянных музыкальных инструментов, дизайна и конструирования мебели, архитектуры и строительства деревянных зданий и сооружений и др.

Специальность 260300 «Технология химической переработки древесины», включающая в себя девять специализаций. Основной сферой деятельности дипломированных специалистов является работа на предприятиях, в научно-исследовательских, проектных институтах и конструкторских бюро в области технологий лесохимических, гидролизных и микробиологических процессов; а также физико-химии растительных полимеров, сертификации продукции, экологии и др.

Специальность 260400 «Лесное хозяйство», включающая четырнадцать специализаций. Основной сферой деятельности дипломированных специалистов является работа на предприятиях, в проектноизыскательских и научно-исследовательских институтах, связанная с лесоустройством, экологией и охраной природы, питомничьим хозяйством и лесовосстановлением, защитой леса, исследованием лесных ресурсов (в том числе и аэрокосмическими методами), охотоведением и получением недревесной продукции леса, охраной лесов от пожаров и др.

Специальность 260500 «Садово-парковое и ландшафтное строительство», включающая в себя три специализации. Основной сферой деятельности дипломированных специалистов является работа в проектных институтах и организациях, связанных с садово-парковым хозяйством, ландшафтным дизайном, декоративным садоводством и растениеводством и др. Кроме того, в ведущих вузах лесного профиля осуществляется подготовка бакалавров и магистров по направлениям: 560900 «Лесное дело» и 553700

«Технология и оборудование лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств».

О РАБОТЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СОВЕТОВ УМО

В прошлом году к 6 научно-мето-дическим советам по специальностям (17.04.00, 26.01.00, 26.02.00, 26.03.00,

26.04.00, 26.05.00) добавилось ещё два научно-методических совета по направлениям:

- 553700 «Технология и оборудование лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств»,

- 560900 «Лесное дело».

Оба этих совета возглавляет ректор С.-Петербургской государственной лесотехнической академии, академик В.И. Онегин.

Основной задачей научно-методи-ческих советов в прошедшем году была разработка нового поколения государственных образовательных стандартов. В настоящее время стандарты направлены в Минобразование РФ, где идет их утверждение.

Проводилась экспертиза аттестационных дел по присвоению ученых званий преподавателям вузов, готовящих специалистов лесного профиля. Всего было рассмотрено около десятка таких дел.

Проведено рецензирование рукописей восьми учебников и учебных пособий на предмет выдачи грифа УМО.

К сожалению, Советы упустили в своей работе очень важный момент - работу над планами издания учебной литературы.

В настоящее время издательская база вузов и, в первую очередь МГУЛеса, вполне готова к изданию такой литературы.

Президиум УМО принял несколько решений об открытии нескольких специальностей в непрофильных вузах (это Дальний Восток, Дагестан и др.).

О КАДРОВОМ СОСТАВЕ ЛЕСНЫХ ВУЗОВ

По тем сведениям, которые были представлены некоторыми вузами, положение с

преподавательским корпусом близко к критическому. Контингент преподавателей катастрофически стареет. Средний возраст профессоров, докторов наук во многих вузах перевалил за 60 лет, а средний возраст доцентов, кандидатов наук близок к пенсионному. Так, в С.-Петербургской ГЛТА средний возраст профессоров по специальности 260100, 260200, 260400 и 260500 колеблется от 64 до 66 лет. В Воронежской ГЛТА - от 55 до 63 лет, в Архангельском ГТУ - от 59 до 67 лет.

Основной причиной такого положения является отсутствие должного внимания правительства к положению в высшей школе и низкая оплата труда преподавательского состава.

Вопросы фундаментализацни образования

Уровень фундаментальной подготовки в последние годы значительно снизился. Если проанализировать учебные планы, количество часов на фундаментальную подготовку снижено до критических пределов (это касается практически всех специальностей). Это, безусловно, опасная тенденция, которая может привести к потере уровня квалификации инженеров, снижения до уровня подготовки в профессионально-технических учреждениях. Поэтому, во втором поколении государственных образовательных стандартов (и это настоятельное требование Министерства образования) фундаментальной подготовке уделена значительная составляющая.

Технологическая подготовка и

информационные технологии

Все наши вузы стали полноправными пользователями мировой компьютерной информационной сети Internet. Это позволяет внедрять новые технологии обучения. Конфигурация аппаратных и программных сетевых средств комплекса обеспечивает полный Internet-ctpBuc, включающий работу с Мировыми базами данных в сети, электронную почту в режиме online, поиск абонентов в сети, участие в мировых телеконференциях,

работу в дискуссионных группах по интересам, а также проведение расчетов на ЭВМ, удаленных суперкомиьютерных центров, дистанционное обучение и т. д.

О вопросе интеграции науки и образования

Сегодня практически все наши ведущие вузы представляют собой крупнейшие учебно-научно-производственные комплексы. Например, в состав Московского государственного университета леса входит 11 факультетов, 63 кафедры, из них: 23 выпускающих, 16 общепрофессиональных, 7 гуманитарного, 9 естественнонаучного, 6 экономического, 2 военного профиля. Кроме того, в структуру вуза входят 5 научно-исследовательских институтов (системных исследований леса, комплексного использования древесины, композиционных материалов, экономики и международного права, космических информационных систем), а также 29 филиалов кафедр на производстве и в НИИ, 8 представительств в лесных районах России, центр новых информационных технологий (ЦНИИ'Г), филиал Международного института торговли и инвестиций в лесном комплексе, Международная школа управления и бизнеса, 3 сертификационных центра.

Интеграция науки и образования, безусловно, та перспектива, которая обеспечит сохранение и развитие научных и учебных центров России. В апреле в Московском государственном университете леса состоялась встреча-семинар с участием академика Шо-ринаВ.П., намечены масштабные мероприятия в С.-Петербургской государственной лесотехнической академии и в Воронежской государственной лесотехнической академии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Здесь нам следует руководствоваться следующими основными принципами:

- единство научного и образовательного процессов и их направленность на экономическое, социальное и духовное развитие общества;

- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях исследований;

- поддержка и развитие научно-технического творчества молодежи;

- поддержка ведущих ученых, научных коллективов, научных и научнопедагогических школ, способных обеспечить опережающий уровень образования и научных исследований;

- развитие многообразия форм организации научно-исследовательской и инновационной деятельности в системе образования;

- конкурсные начала формирования тематических планов вузов, научно-технические и инновационные программы при обеспечении гласности;

- ориентация учебно-научно-инно-вационного комплекса системы образования на проведение полного цикла исследований и разработок, заканчивающихся созданием готовой продукции;

- поддержка предпринимательской деятельности в научно-технической сфере;

- интеграция в международное научно-образовательное сообщество.

О зарубежных связях

Наши ведущие вузы имеют договора с вузами в США, Иране, Великобритании, КНР, Австрии, Германии, Хорватии, Финляндии, Польше, Греции, Болгарии, Словакии; поддерживает академические контакты со многими зарубежными вузами и деловые отношения с фирмами лесной и деревообрабатывающей промышленности; осуществляет подготовку иностранных учащихся, обмен преподавателями, студентами и аспирантами, участвует в международном научно-техническом сотрудничестве в программах ДААД, ТАСИС; ведут совместные учебные программы. Сотрудничают с профильными вузами зарубежных стран, а также с бизнес-школами; имеют партнеров для участия в международных программах ТЕМПУС.

Международные связи дают возможность сотрудникам вузов повысить свою квалификацию и установить сотрудничество с ведущими зарубежными специалистами и организациями. Ежегодно по системе лесного

образования направляется около 200 студентов, аспирантов, преподавателей, научных сотрудников для прохождения стажировок, повышения квалификации и чтения лекций в зарубежные страны.

Укрепляя международные связи следует распространить опыт С.-Петербургской государственной лесотехнической академии по созданию департамента Всемирного технологического университета.

О КАЧЕСТВЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Состояние дел в отрасли, как и во всех сферах жизни общества, во многом зависит от квалификации инженерно-техни-ческого персонала на всех уровнях управления, особенно в такой хрупкой сфере как лес, которая очень чувствительна к любому вмешательству.

В дипломах технологической направленности (260200, 260300, 260100...) недостаточно использование фундаментальных знаний. По существу три года обучения тратится только на развитие студента. Слабо используются информационные технологии и программные продукты. Налицо разрыв и в учебниках по технологическим специальностям.

Многолетнее существование вузов в условиях, когда не обновляется лабораторная база, учебное оборудование и не пополняются библиотеки, когда нет средств на качественное проведение производственных и преддипломных практик может привести к тому, что вузы начнут выпускать малоквалифицированных специалистов, не способных к работе в отрасли.

Для поддержания высокого уровня подготовки лесных специалистов необходимо принять срочные меры по целевому финансированию этого важного этапа в деле обучения студентов.

В качестве одного из вариантов -может быть стоит войти с ходатайством в соответствующие органы федеральной власти о создании на базе передовых региональных предприятий отрасли учебнонаучно-производственных межвузовских полигонов для комплексного круглогодичного их использования. Эти полигоны должны быть обеспечены соответствующей социально-бытовой инфраструктурой, а также помещениями для ведения учебных занятий и выполнения научно-исследовательских работ. На этих полигонах могут также функционировать и опорные учебные пункты.

УСЛОВИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ РЕКЛАМЫ В ЖУРНАЛЕ «ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК»

Объявления и реклама публикуются в черно-белом исполнении. Материалы принимаются в напечатанном виде через 2 интервала. Вы должны представить готовый оригинал-макет вашей рекламы или по вашему заказу редактор и художник разработают оригинальную рекламу, товарный знак или другую символику.

По вопросам размещения рекламы обращаться в редакцию.

Тел. (095) 588-57-62, 588-54-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.