УДК 615.825:616.831-005
М. П. Бандаков, Г. В. Ковязина
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОСТИНСУЛЬТНЫХ ПАЦИЕНТОВ НА ПОЗДНЕМ ПЕРИОДЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ
В статье раскрываются концептуальные основы системы адаптивной физической реабилитации: цели, задачи и принципы. Понимание их содержания позволяет авторам наметить подходы к совершенствованию методики использования средств физической реабилитации на различных формах занятий с постинсультными пациентами.
The article is devoted to the conceptual basis in the system of adaptive physical rehabilitation: objectives, problems and concepts. Their contents help the authors to identify the approaches to the development of physical rehabilitation during different forms of activities with post-stroke patients.
Ключевые слова: инсульт, адаптивная физическая реабилитация, принципы, концептуальные основы.
Key words: insult, adaptive physical rehabilitation, concepts, conceptual basis.
Одним из современных видов деятельности, основанным на выполнении физических упражнений с целью восстановления качества движений и повышения уровня физической работоспособности постинсультных пациентов, является адаптивная физическая реабилитация [1].
Теоретический анализ и обобщение литературных источников показали, что организация и содержание занятий адаптивной физической реабилитации постинсультных пациентов зависят от многих факторов: этиологии инсульта, локализации очага поражения, степени двигательного дефекта, прогностических критериев восстановления двигательных функций, функционального состояния сердечно-сосудистой системы, особенностей психоэмоционального состояния [2].
Анализ результатов анкетного опроса, данных об уровне сформированности мотивационной направленности личности к деятельности, уровне развития координационных и кондиционных способностей, функциональной работоспособности у постинсультных пациентов и обобщение результатов ранее проводимых исследований выявили причины низкой эффективности действующей системы адаптивной физической реабилитации на позднем периоде восстановления, что позволяет сделать заключение о необходимости более детального на-
© Бандаков М. П., Ковязина Г. В., 2012
учного исследования и изучения методических подходов к совершенствованию процесса организации и проведения занятий адаптивной физической реабилитацией.
Целью таких исследований должны быть восстановление и коррекция качества движений, повышение уровня функциональной работоспособности и стабилизация психоэмоционального состояния постинсультных пациентов за счет разработки новой экспериментальной программы непрерывной адаптивной физической реабилитации и методики дифференцированного использования средств адаптивной физической реабилитации в реабилитационных центрах, поликлиниках по месту жительства и в домашних условиях на различных формах занятий.
Теоретико-методологической основой исследования явились теоретические положения о восстановлении нарушенных функций вследствие острого нарушения мозгового кровообращения [3], общие положения о целях, задачах, принципах и методах физической реабилитации [4], теоретические основы физической реабилитации постинсультных пациентов [5], концепции развития адаптивной физической культуры [6], концепция о развитии личности и ее личностно-деятельностной направленности как одного из ведущих условий успешности реабилитационного процесса [7], концепция о психологическом содержании таких понятий, как «переживание болезни», «реакция личности на болезнь», «сознание болезни», в рамках которых в настоящее время и происходит обсуждение проблемы «личность - болезнь» [8].
С целью теоретического обоснования и разработки экспериментальной модели непрерывной адаптивной физической реабилитации постинсультных пациентов на позднем периоде восстановления разработаны и содержательно сформулированы ее концептуальные основы (цель, задачи и принципы), представленные на рисунке.
Были определены этапы реабилитационного процесса, средства, методы и формы занятий по физической реабилитации в различных лечебно-профилактических учреждениях и в домашних условиях.
Цель непрерывной адаптивной физической реабилитации - восстановление качества двигательной активности, функциональной работоспособности и стабилизация психоэмоционального состояния постинсультных пациентов в позднем периоде заболевания как условий для их социализации в общество.
Для реализации поставленной цели предполагалось решить следующие задачи:
1) разработать экспериментальную Программу непрерывной адаптивной физической реабилитации в различных лечебно-профилактических учреждениях и на самостоятельных занятиях физическими упражнениями в домашних условиях;
Требования адаптивной физической реабилитации к новому уровню двигательной активности и функциональной работоспособности постинсультных пациентов в позднем периоде
восстановления
1 г 1 г 1 г
Цель -► Задачи -► Принципы
1 1 г 1 г
Поздний период
Основной этап V Дополнительный этап У
' 1 г
Лечебно-профилактические учреждения (поликлиники по месту жительства)
Занятия физическими упражнениями в домашних условиях
Содержание процесса адаптивной физической реабилитации
с N
Средства
V У
Формы занятий
<-►
Методы
Контроль за уровнем восстановления качества двигательной активности и функциональной
работоспособности
Достигнутый уровень двигательной активности и функциональной работоспособности постинсультных пациентов в позднем периоде восстановления
Экспериментальная модель непрерывной адаптивной физической реабилитации постинсультных пациентов
в позднем периоде восстановления
2) в рамках экспериментальной Программы непрерывной адаптивной физической реабилитации предусмотреть и разработать содержание теоретических и организационно-методических занятий с целью:
- повышения мотивации к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;
- повышения уровня знаний по применению средств и методов адаптивной физической реабилитации на самостоятельных занятиях в лечебно-профилактических учреждениях по месту жительства и в домашних условиях;
- формирования потребности в систематических занятиях физическими упражнениями;
3) уточнить и дополнить в содержательном плане методические принципы физической культуры и специальные принципы адаптивной физической реабилитации;
4) разработать методику дифференцированного использования средств адаптивной физической реабилитации на различных формах занятий с учетом типа отношения постинсультных пациентов к болезни;
5) обеспечить методическое сопровождение организации и проведения занятий по физической реабилитации с целью восстановления двигательных функций и функциональной работоспособности, коррекции вторичных нарушений и сопутствующей патологии у постинсультных пациентов на позднем периоде восстановления в условиях реабилитационного центра, поликлиник по месту жительства и в домашних условиях.
Поздний период восстановления постинсультных пациентов был разделен на два этапа: основной, который осуществлялся в реабилитационном центре, и дополнительный, который реализовывал-ся в поликлиниках по месту жительства и в домашних условиях.
Достижение общей цели непрерывной адаптивной физической реабилитации осуществлялось путем решения общих задач на выделенных реабилитационных этапах и частных задач на различных формах занятий.
Организация деятельности проводилась с соблюдением методических принципов физической культуры и специальных принципов адаптивной физической реабилитации, в том числе и ряда психологических принципов.
При выполнении физических упражнений соблюдались следующие методические принципы физической культуры:
1. Принцип непрерывного и комплексного воздействия на личность занимающихся на различных формах занятий.
Суть принципа заключается в организации и проведении непрерывных и разнообразных форм занятий физическими упражнениями с постинсультными пациентами при нахождении их в реабили-
тационном центре, посещении поликлиник по месту жительства и в домашних условиях при проведении различных форм занятий.
2. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода.
Суть принципа дифференцированного подхода заключается в объединении пациентов в относительно однородные подгруппы, в зависимости от заболевания, возраста, уровня физической подготовленности, функциональных возможностей организма пациента.
Индивидуальный подход означает учет особенностей, присущих одному человеку. Опираясь на конкретные особенности пациента, создаются необходимые условия для его восстановления после перенесенного инсульта. Индивидуальные занятия позволяют учитывать пол, возраст, двигательный опыт, состояния сохранных функций: двигательных, сенсорных, психических, интеллектуальных способностей - и на этой основе устранять и проводить коррекцию индивидуальных и вторичных отклонений в состоянии здоровья, создавать максимальные условия для восстановления временно утраченных функций у постинсультных пациентов.
3. Принцип систематичности и последовательности педагогических воздействий.
Суть принципа заключается в организации и проведении различных форм занятий в течение недели, месяца, года: обязательные занятиям по программе реабилитационного центра (уроки лечебной гимнастики, занятия на тренажерах), урочные формы в виде теоретических и организационно-методических занятий, дифференцированные занятия физическими упражнениями с учетом типа отношения к болезни, индивидуальные занятия физическими упражнениями, самостоятельные занятия физическими упражнениями в домашних условиях.
Кроме методических принципов физической культуры при проведении занятий по физической реабилитации соблюдали специальные принципы:
1. Принцип единства диагностики и коррекции.
Данный принцип позволяет выявить потенциальные возможности пациента, определить оптимальный путь коррекции имеющихся нарушений.
2. Принципы, ориентированные на особенности психоэмоционального состояния пациента:
1) принцип неманипулятивного подхода к пациенту.
Принцип предполагает активное участие пациента в процессе адаптивной физической реабилитации, осознание пациентом своей роли в процессе восстановления после инсульта, подведение пациента к пониманию основ восстановления нарушенных двигательных функций и функциональных систем организма, получение необходимых знаний о своем заболевании и процессе восстановления и необходимости социальной адаптации в обществе;
2) принцип безоценочного отношения к пациенту и уважение его личности.
Принцип учитывает особенности личности пациента при организации процесса физической реабилитации и направлен на оказание всесторонней и постоянной психологической поддержки пациенту;
3) принцип ориентации на нормы и ценности пациента.
Принцип рекомендует ориентироваться на личность пациента, его систему ценностей, решаемые им задачи, учет его социального статуса в обществе.
Для достижения цели и решения поставленных задач непрерывной адаптивной физической реабилитации были разработаны специальные комплексы физических упражнений: комплексы специальных корригирующих упражнений для нормализации тонуса нервной системы, комплексы специальных корригирующих упражнений для восстановления двигательной и функциональной активности, индивидуальные комплексы физических упражнений для коррекции сопутствующей патологии и профилактики вторичных отклонений в состоянии здоровья с учетом типа отношения постинсультных пациентов к болезни.
Организация деятельности по выполнению этих комплексов физических упражнений на различных формах занятий осуществлялась с соблюдением требований по реализации вышеперечисленных принципов, что обеспечило решение задач и достижение поставленной цели.
Примечания
1. Соколова Ф. М. Адаптивная физическая реабилитация больных нейрохирургического профиля / Ф. М. Соколова, С. П. Евсеев, Н. Е. Иванова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2008. № 9(43). С. 85-120.
2. Новикова Т. В. Физическая реабилитация инвалидов в позднем периоде инсульта: дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. С. 23-39; Таховиева Ф. В. Нарушение двигательных функций при мозговом инсульте: оценка, реабилитация, прогноз: дис. ... д-ра мед. наук. М., 2004. С. 5-23; Файззулин Е. Р. Реабилитация больных церебральным ишемическим инсультом в позднем восстановительном периоде на амбулаторно-поликлини-ческом этапе: дис. ... канд. мед. наук. Иркутск, 2009. С. 65-87.
3. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 349 с.; Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 306 с.; Исано-ва В. А. Система реабилитации при неврологических двигательных нарушениях: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. Иванова, 1996. 19 с.
4. Епифанов В. А. Лечебная физическая культура: справочник / под ред. В. А. Епифанова. 2-е изд., пе-рераб. и доп. М.: Медицина, 2001. С 123-154.
5. Белова А. Н. Нейрореабилитация. М.: Антидор, 2002. С. 212-234.
6. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке) // Теория и практика физической культуры. 1998. №1. С. 2-7.
7. Ильин В. П. Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев: Вища школа, 1998. С. 107-263; Менде-левич В. Д. Клиническая и медицинская психология: практическое руководство. 4-е изд. М.: «МЕДпресс-ин-форм», 2002. С. 221-285.
8. Вассерман Л. И, Иовлев Б. В. Усовершенствованный вариант опросника для психологической диагностики типов отношения к болезни (ТОБЛ): методические рекомендации. СПб., 2001. С. 4-30.