Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ЭКОСИСТЕМ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ В УСЛОВИЯХ ЧЕТВЕРТОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ЭКОСИСТЕМ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ В УСЛОВИЯХ ЧЕТВЕРТОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЧЕТВЕРТАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ЭКОСИСТЕМА / ЦИФРОВАЯ ЭКОСИСТЕМА / ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА / АРХИТЕКТУРА ЭКОСИСТЕМЫ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мыльник Алексей Владимирович, Голов Герман Романович

Статья посвящена исследованию развития такого направления цифровой экономики как цифровые экосистемы. Авторами проводится анализ существующих предпосылок к формированию экосистем. Рассматриваются отдельные типы действующих крупных экосистем. Формируется авторское определение терминов «цифровая экосистема» и «цифровая платформа». Анализируется структура и основные типы современных цифровых платформ, а также определяются ключевые инструменты для их разработки. Отдельное внимание уделяется рассмотрению организационной структуры и архитектуры цифровых экосистем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FRAMEWORK FOR THE DEVELOPMENT OF DIGITAL ECOSYSTEMS IN THE MODERN ECONOMY IN THE CONTEXT OF THE FOURTH INDUSTRIAL REVOLUTION

The article is devoted to the study of the development of such a direction of the digital economy as digital ecosystems. The authors analyze the existing prerequisites for the formation of ecosystems. Some types of existing large ecosystems are considered. The author's definition of the terms «digital ecosystem» and «digital platform» is formed. The structure and main types of modern digital platforms are analyzed, and the key tools for their development are identified. Special attention is paid to the organizational structure and architecture of digital ecosystems.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ЭКОСИСТЕМ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ В УСЛОВИЯХ ЧЕТВЕРТОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ»

392

DOI: 10.38197/2072-2060-2023-240-2-392-406

концептуальные

основы развития

цифровых экосистем

в современной

экономике в условиях

четвертой

промышленной революции

conceptual framework for the development of digital ecosystems in the modern economy in the context of the fourth industrial revolution

МЫЛЬНИК АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

Доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», к.э.н.

ALEXEY V. MYLNYK

Associate Professor of the Department of Management and Marketing of High-Tech Industries, Moscow Aviation Institute (National Research University), Ph.D.

ГОЛОВ ГЕРМАН РОМАНОВИЧ

Студент ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

GERMAN R. GOLOV

Student of the Financial University under the Government of the Russian Federation

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию развития такого направления цифровой экономики, как цифровые экосистемы. Авторами проводится анализ существующих предпосылок к формированию экосистем. Рассматриваются отдельные типы действующих крупных экосистем. Формируется авторское определение терминов «цифровая экосистема» и «цифровая платформа». Анализируется структура и основные типы современных цифровых платформ, а также определяются ключевые инструменты для их разработки. Отдельное внимание уделяется рас-

394

смотрению организационной структуры и архитектуры цифровых

экосистем.

ABSTRACT

The article is devoted to the study of the development of such a direction of the digital economy as digital ecosystems. The authors analyze the existing prerequisites for the formation of ecosystems. Some types of existing large ecosystems are considered. The author's definition of the terms «digital ecosystem» and «digital platform» is formed. The structure and main types of modern digital platforms are analyzed, and the key tools for their development are identified. Special attention is paid to the organizational structure and architecture of digital ecosystems.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Цифровая трансформация, Четвертая промышленная революция, экосистема, цифровая экосистема, цифровая платформа, архитектура экосистемы, искусственный интеллект. KEYWORDS

Digital transformation, Fourth Industrial Revolution, ecosystem, digital ecosystem, digital platform, ecosystem architecture, artificial intelligence.

В условиях активного распространения в последние годы концепций и технологий Четвертой промышленной революции происходят структурные сдвиги и трансформация всей мировой экономики. Как показывает уже имеющийся практический опыт, цифровые технологии существенным образом расширяют горизонт возможностей в сфере интеллектуальной автоматизации компаний и высокотехнологичных предприятий из различных отраслей экономики. В частности, за счет применения технологии искусственного интеллекта становится возможна автоматизация даже высокоуровневых интеллектуальных функций

анализа, контроля и оперативного управления различными процессами предприятий и организаций, которая ранее была недоступна в принципе вследствие ограниченности как самих моделей искусственного интеллекта, так и вычислительных мощностей, используемых для его обучения различным прикладным функциям и задачам [1].

Наравне со структурными и технологическими изменениями, происходящими во внутренней среде компаний и предприятий, одним из важнейших направлений Четвертой промышленной революции выступает формирование новых типов взаимодействия между ними в рамках решения совместных задач и соразвития в рамках общих проектов и областей деятельности [2, 3]. В контексте данного направления особое место занимают экосистемы. Истоки самой модели экосистемного развития находятся в области биологии.

В 1935 году термин «экосистема» был введен английским ботаником Артуром Тэнсли. Он рассматривал природную среду как комплекс взаимодействующих между собой факторов, включая биоту и неорганические компоненты. Тэнсли выделил основные компоненты экосистемы: био-ту, циклы вещества и потоки энергии [11]. Он также заметил, что экосистемы могут быть различных размеров, от маленьких прудов до целых континентов. В последующие годы исследования других биологов расширили понимание экосистем. Они обратили внимание на взаимодействие между живыми организмами в рамках экосистемы. В частности, эколог Р. Макартур продемонстрировал, как соревнование между видами может оказывать влияние на численность популяции и даже приводить к исчезновению некоторых видов [10]. Кроме того, достаточно

396

широкую известность получило исследование Р. Лин-демана, проведенное им в 1942 году в рамках изучения экосистемы озера в Миннесоте [9]. Он выделил трофические уровни, определявшие структуру пищевых цепочек и позволившие выявить взаимосвязь между сокращением организмов на низших и более высоких уровнях. В свою очередь, в рамках проводимых им исследований в сфере питания и зонирования живых организмов в 1950-1960-х годах биолог Д. Хатчинсон выявили важность постоянного взаимодействия между разными видами организмов в рамках общих экосистем и наличие тесных взаимосвязей между ними [8].

В экономике концепция экосистемного развития получила широкое распространение вследствие значительных преимуществ и возможностей для развития, которые позволяет получить экосистемное взаимодействие компаний и предприятий в рамках общего экономического пространства. В контексте экономической науки термин «экосистема» используется для описания сети связанных между собой компаний и организаций, работающих в одной сфере. К примеру, экосистема информационных технологий может включать производителей компьютеров, разработчиков программного обеспечения и поставщиков интернет-сервисов. Концепция экосистем способствовала эволюции понимания самой экономической деятельности. Вместо того чтобы фокусироваться на изучении экономической деятельности отдельных компаний, исследователи стали рассматривать ее в контексте более широкой системы обмена социальными благами [7]. В числе прочих в качестве примеров можно рассмотреть следующие типы крупных экосистем, базирующихся на цифровых технологиях:

• автомобильная экосистема: производители автомобилей создают цифровые экосистемы, в которых информация о движении автомобиля, данные датчиков и другие параметры собираются и передаются в цифровое облако для анализа, что позволяет оптимизировать процессы производства и эксплуатации автомобилей;

• «умные» города: с помощью Интернета вещей и других цифровых технологий системы управления городом могут стать более интеллектуальными и эффективными в использовании доступных ресурсов. К примеру, с помощью сенсоров становится возможным оптимизировать освещение и управление дорожным трафиком;

• финансовые экосистемы: благодаря блокчейну и другим цифровым технологиям, процессы финансового управления и инвестирования могут стать более быстрыми и надежными. К примеру, введение цифровых валют и финтех-стартапов упрощает процесс перевода денег и инвестирования;

• экосистема здравоохранения: с помощью цифровых технологий, таких как медицинские приборы и телемедицина, становится возможным собирать и анализировать медицинские данные. Обмен электронными медицинскими данными пациентов, больниц и других организаций позволяет повысить качество клинического анализа пациентов.

Таким образом, в составе экосистем многие компании и предприятия работают в рамках образования взаимосвязей и динамических моделей сотрудничества [6]. В данном контексте они имеют возможность не конкурировать между собой, а совместно создавать высококачественные продукты, используя знания, созданные другими участ-

398

никами экосистемы [4, 5]. На основе такого взаимодействия формируется распределенная сетевая структура, в которой каждая компания обладает собственным потенциалом и способна дополнять возможности других компаний.

В условиях Четвертой промышленной революции в качестве нового витка спирали экосистемного развития экономики возникает понятие «цифровая экосистема». Под цифровой экосистемой понимается динамически развивающаяся сеть взаимосвязанных экономических агентов, включая производителей различных товаров или услуг, разработчиков и поставщиков цифровых технологий, потребителей, посреднические и инфраструктурные организации.

С технической точки зрения цифровая экосистема включает в себя цифровую инфраструктуру, технологии и сервисы, которые способствуют взаимодействию между ее участниками. В число цифровых технологий, активно применяемых в рамках подобной экосистемы, входят облачные вычисления, Интернет вещей, искусственный интеллект и «умные» алгоритмы, аналитика данных и др. Одно из центральных мест в архитектуре современных цифровых экосистем занимают цифровые платформы. Под цифровой платформой понимается взаимосвязанная совокупность аппаратных и программных средств, которые позволяют создавать, управлять и предоставлять доступ к продуктам (в том числе цифровым) и услугам. Современные цифровые платформы, как правило, разрабатываются на основе открытых и масштабируемых технологий, обеспечивая возможность участия в ее работе значительного числа пользователей и высокую степень отказоустойчивости.

С технической точки зрения существует ряд ключевых компонентов цифровых платформ, определяющих их принципы функционирования, взаимодействия с участниками экосистемы и общий уровень эффективности. Одним из таких компонентов выступает интерфейс прикладного программирования (Application Programming Interface — API), от которого зависит эргономика, гибкость и функциональные возможности, которые платформа предоставляет пользователям. Кроме того, от API зависит возможность создавать новые приложения на основе данных, которые уже существуют в рамках платформы, и возможности интеграции с другими цифровыми платформами.

Вторым важным компонентом является ядро цифровой платформы, обеспечивающее организацию и обмен данными между функционирующими на ней приложениями. Его техническую основу составляют такие программные модули, как фреймворки (к примеру, Spring Boot, Django, Ruby on Rails), библиотеки (напр., Apache Commons, Jackson, Lombok), базы данных (к примеру, MongoDB, Cassandra, Apache HBase), облачные сервисы, системы мониторинга и управления, инструменты разработки и тестирования и т.д. Каждый из указанных модулей оказывает значимое влияние на отказоустойчивость, производительность, масштабируемость и гибкость самой платформы.

Еще одним важным компонентом платформы выступают сервисы, которые применяются при обработке данных и создании новых возможностей и прикладных функций для пользователей. Они могут включать в себя решения для реализации коммерческих функций цифровой экосистемы, общего анализа данных, предиктивной ана-

400

литики, машинного анализа Больших данных, обработки контента, реализации функций бизнес-логики и т.д.

В цифровых экосистемах существует несколько видов платформ. Некоторые из них — это открытые платформы, которые существуют для того, чтобы сторонние разработчики могли создавать на их основе свои собственные продукты и сервисы. Несмотря на то что открытые платформы позволяют компаниям расширять свои возможности, они также могут представлять риски для безопасности внутри компании. Существуют также закрытые платформы, которые используются только самой компанией, являющейся основным организатором экосистемы. Эти платформы обеспечивают более высокий уровень безопасности и контроля, но при этом могут быть менее гибкими и сложными для разработки и поддержки.

Организация цифровых экосистем обычно включает в себя несколько уровней. На нижнем уровне находятся инфраструктурные компоненты, такие как серверы, сетевое оборудование и хранилища данных. На следующем уровне расположены сервисы и приложения, которые базируются на инфраструктуре: эти компоненты обычно представляют из себя решения, которые создаются самой компанией-организатором или поставщиками услуг. На верхнем уровне находятся пользователи и клиенты, которые взаимодействуют с цифровой экосистемой. Взаимодействие участников в рамках экосистемы может происходить через различные каналы, такие как веб-приложения, мобильные приложения и устройства, подключенные к Интернету вещей. Одним из способов создания и поддержки цифровых экосистем является использование DevOps-подхода. DevOps (англ. Development & Operations — «разработка и эксплуатация») —

это совокупность методологий, практик и инструментов, которые позволяют автоматизировать и оптимизировать процессы разработки, тестирования и развертывания программного обеспечения за счет организации единой команды разработчиков и формирования единого сквозного цикла его разработки по всем ключевым стадиям. Данный подход позволяет компаниям быстро развивать цифровые экосистемы и быстро адаптироваться к новым требованиям рынка.

Рассматривая технологическую архитектуру современных цифровых экосистем с точки зрения ее практического функционирования, можно отметить, что она, как правило, включает множество элементов и компонентов, которые взаимодействуют между собой и обеспечивают функционирование экосистемы в целом. Первым элементом является клиентская часть, которая представляет собой интерфейс для взаимодействия пользователей с системой. Как правило, это мобильное приложение или веб-портал, который предоставляет пользователю доступ к функциям экосистемы. Серверная часть цифровой экосистемы представляет собой совокупность программных модулей, баз данных, а также инфраструктуры, которая позволяет обеспечить надежность, масштабируемость и безопасность системы. Также серверная часть обеспечивает взаимодействие с различными сторонними системами и платформами.

Высокую функциональную значимость имеют также компоненты интеграции, которые позволяют осуществлять взаимодействие между различными модулями экосистемы и внешними системами. Это могут быть стандарты обмена информацией или специальные протоколы, которые позволяют обеспечить взаимодействие с различными постав-

щиками услуг и другими системами. Также важной частью любой цифровой экосистемы являются аналитические инструменты, которые позволяют анализировать поведение пользователей и эффективность бизнес-процессов в режиме реального времени. В число таких инструментов входят средства сбора и анализа поведенческих данных пользователей, аналитические панели управления, а также системы картографирования потоков, позволяющие отслеживать пути движения пользователей по экосистеме.

В качестве примера успешной российской цифровой экосистемы можно рассмотреть экосистему «Сбера», которая является одним из ведущих высокотехнологичных проектов банковского сектора и реализуется в контексте концепции «банк будущего» [6]. Она объединяет не только банковские услуги, но и множество других сервисов, в том числе сферы медицины, образования, логистики и туризма. Одним из ее главных элементов, с которым непосредственно взаимодействуют пользователи, является мобильное приложение «Сбер», аудитория которого составляет более 90 миллионов человек. Данное приложение предоставляет возможность осуществлять множество операций, начиная от переводов и оплаты услуг до покупки авиабилетов и бронирования гостиниц. Кроме мобильного приложения, в рамках цифровой экосистемы «Сбер» также функционирует интернет-портал «СберОнлайн», который позволяет клиентам банка управлять своими счетами, осуществлять денежные переводы и платежи, получать информацию о текущем состоянии своих финансовых операций.

В основе цифровой экосистемы «Сбера» лежит комплекс взаимосвязанных интеллектуальных технологий, которые позволяют автоматизировать большинство рабочих про-

цессов и повысить качество предоставляемых услуг. Так, к примеру, для обработки заявок на кредиты используется скоринговая система на базе искусственного интеллекта, который автоматически принимает решения на основе анализа большого объема данных. В области онлайн-торговли Сбербанк успешно развивает такие платформы, как Сбер-Маркет, СберМегамаркет, Кухня на районе, Самокат. В сфере развлечений действуют такие сервисы, как Окко, SberGames и др. Применительно к области здравоохранения активно развиваются такие сервисы, как СберЗдоровье, Сбер ЕАПТЕ-КА и т.д.

Соответственно, уникальность цифровой экосистемы «Сбера» заключается в том, что она не ограничивается только банковскими услугами, но предоставляет комплексную инфраструктуру для повседневной жизни и бизнеса. Данная цифровая экосистема уже сегодня обладает существенным портфелем продуктов и услуг, в то время как разработчики продолжают создавать новые сервисы с тем, чтобы каждый клиент «Сбера» имел возможность найти в ней то, что соответствует его потребностям. Интеграция новых сервисов в цифровую экосистему происходит благодаря тесному сотрудничеству «Сбера» с крупными российскими и зарубежными компаниями, стартапами и инновационными центрами. Банк активно инвестирует в новые технологии и продукты, что позволяет ему оставаться в числе лидеров цифрового банкинга и предоставлять своим клиентам лучшие условия для реализации своих задач и планов.

В заключение можно отметить, что на сегодняшний день цифровые экосистемы являются ключевым элементом современных бизнес-стратегий. Они позволяют компаниям создавать новые возможности для коммерциализации

404

данных, повышать эффективность взаимодействия с клиентами и оптимизировать процессы внутри компании. При этом рациональное проектирование и поддержка цифровых экосистем обеспечивают компаниям конкурентное преимущество и представляют возможность быстро адаптироваться к динамически меняющимся требованиям рынка.

Библиографический список

1. Голов Р.С., Мыльник А.В. Цифровая трансформация высокотехнологичных предприятий в условиях Энергоперехода 4.0 // Экономика и управление в машиностроении. 2021. № 5. С. 16-19.

2. Голов Р.С., Мыльник В.В., Анисимов К.В. Классификация целей, достигаемых на основе комплексной автоматизации промышленного предприятия // Экономика и управление в машиностроении. 2018. № 2. С. 4-7.

3. Голов Р.С., Мыльник В.В., Паламарчук А.Г. «Индустрия 5.0» как основа развития высокотехнологичной промышленности // Экономика и управление в машиностроении. 2018. № 6. С. 8-11.

4. Люлюченко М.В. Цифровая платформа как инструмент развития инновационных экосистем мезоуровня // Инновационное развитие экономики. 2021. № 5 (65). С. 59-70.

5. Пудовкина О.Е. Формирование цифровой экосистемы промышленной кооперации на базе передовых цифровых платформ в условиях реиндустрилизации // Вестник университета. 2020. № 9. С. 41-48.

6. Романюк Е.В., Байракова И.В., Трусевич Е.В. Цифровые экосистемы на современном этапе развития // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2021. № 4 (46). С. 60-64.

7. Степнов И.М., Ковальчук Ю.А. Перспективы формирования экспортно ориентированных отраслевых цифровых платформ в рам-

ках развивающихся экосистем в промышленности // Экономика. Налоги. Право. 2019. Т. 12. № 4. С. 6-19.

8. Hutchinson G.E., & MacArthur R.J. A theoretical ecological model of size distributions among species of animals. American Naturalist. 1959. T. 93. Pp. 117-125.

9. Lindeman R. (1942). The trophic-dynamic aspect of ecology. Ecology, 23 (4). Pp. 399-418.

10. MacArthur R.H. Geographical Ecology. Princeton: Princeton University Press, 1972.

11. Tansley A.G. (1935). The use and abuse of vegetational concepts and terms. Ecology 16 (3). Pp. 284-307.

References

1. Golov R.S., Myl'nik A.V. Cifrovaya transformaciya vysokotekhnolog-ichnyh predpriyatij v usloviyah Energoperekhoda 4.0 // Ekonomika i upravlenie v mashinostroenii. 2021. № 5. S. 16-19.

2. Golov R.S., Myl'nik V.V., Anisimov K.V. Klassifikaciya celej, dostigae-myh na osnove kompleksnoj avtomatizacii promyshlennogo predpri-yatiya // Ekonomika i upravlenie v mashinostroenii. 2018. № 2. S. 4-7.

3. Golov R.S., Myl'nik V.V., Palamarchuk A.G. «Industriya 5.0» kak osnova razvitiya vysokotekhnologichnoj promyshlennosti // Ekonomika i upravlenie v mashinostroenii. 2018. № 6. S. 8-11.

4. Lyulyuchenko M.V. Cifrovaya platforma kak instrument razvitiya innovacionnyh ekosistem mezourovnya // Innovacionnoe razvitie ekonomiki. 2021. № 5 (65). S. 59-70.

5. Pudovkina O.E. Formirovanie cifrovoj ekosistemy promyshlennoj kooperacii na baze peredovyh cifrovyh platform v usloviyah reindustrilizacii // Vestnik universiteta. 2020. № 9. S. 41-48.

6. Romanyuk E.V., Bajrakova I.V., Trusevich E.V. Cifrovye ekosistemy na sovremennom etape razvitiya // Problemy social'no-ekonomicheskogo razvitiya Sibiri. .202.1.. . №. 4 (46); S. . 60-64.

406

7. Stepnov I.M., Koval>chuk YU.A. Perspektivy formirovaniya eksportno orientirovannyh otraslevyh cifrovyh platform v ramkah razvivayushchihsya ekosistem v promyshlennosti // Ekonomika. Nalogi. Pravo. 2019. T. 12. № 4. S. 6-19.

8. Hutchinson G.E., & MacArthur R.J. A theoretical ecological model of size distributions among species of animals. American Naturalist. 1959. T. 93. Pp. 117-125.

9. Lindeman R. (1942). The trophic-dynamic aspect of ecology. Ecology, 23 (4). Pp. 399-418.

10. MacArthur R.H. Geographical Ecology. Princeton: Princeton Universic ty Press, 1972.

11. Tansley A.G. (1935). The use and abuse of vegetational concepts and terms. Ecology 16 (3). Pp. 284-307.

Контактная информация / Contact information

ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», 125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4, корпус 5.

Moscow Aviation Institute (National Research University), 4, Volokolamskoe highway, building 5, 125993, Moscow, Russia. Мыльник Алексей Владимирович / Alexey V. Mylnyk vint215@yandex.ru

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», 125167, Москва, пр-кт Ленинградский, д. 49/2. Financial University under the Government of the Russian Federation, 49/2 Leningradsky Ave., Moscow, 125167. Голов Герман Романович / German R. Golov golovgerman11@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.