Научная статья на тему 'Концептуальные основы развития лесного хозяйства в Украине'

Концептуальные основы развития лесного хозяйства в Украине Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
75
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / ЛЕС / FOREST / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ECONOMIC DEVELOPMENT / ГОСУДАРСТВО / STATE / ПРОБЛЕМА / PROBLEM

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Мазуренок Оксана Романовна

Основной задачей исследования является выделение основных причин возникновения проблем лесного хозяйства, связанных с воздействием государства на его процессы деятельности, и предложить ряд мер, которые бы способствовали быстрому экономическому развитию лесного хозяйства Украины в период экономического кризиса. В настоящее время не существует четкой концепции развития, которая способствовала расширению деятельности лесхоза. Поэтому необходимо обобщить теоретические основы государственной политики и ее влияния на макро и микроуровне в развитии лесного хозяйства, разработать и обосновать концептуальные основы совершенствования национальных программ развития лесного хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL DEVELOPMENT FRAMEWORK OF FORESTRY IN UKRAINE

The main objective of this study is to find the major causes of forestry issues, related to the state influence on its activity processes, and to suggest a number of measures that would contribute to the rapid economic development of forestry in Ukraine during the economic crisis. At the moment there is no clear development concept which would contribute to the forestry activity expansion. Therefore, it is necessary to summarize the theoretical foundations of public policy and its impact on the macro and micro levels of the forestry development and to develop and substantiate the conceptual basis of national forest programs improvement.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы развития лесного хозяйства в Украине»

УДК 330.3: 630.90: 338.24

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА В УКРАИНЕ

© 2014

О.Р. Мазуренок, кандидат экономических наук, ассистент кафедры финансов, учета и контроля

Тернопольский национальный технический университет имени Ивана Пулюя, Тернополь (Украина)

Аннотация. Основной задачей исследования является выделение основных причин возникновения проблем лесного хозяйства, связанных с воздействием государства на его процессы деятельности, и предложить ряд мер, которые бы способствовали быстрому экономическому развитию лесного хозяйства Украины в период экономического кризиса. В настоящее время не существует четкой концепции развития, которая способствовала расширению деятельности лесхоза. Поэтому необходимо обобщить теоретические основы государственной политики и ее влияния на макро- и микроуровне в развитии лесного хозяйства, разработать и обосновать концептуальные основы совершенствования национальных программ развития лесного хозяйства.

Ключевые слова: концепция, лес, экономическое развитие, государство, проблема.

Постановка проблемы. На современном этапе развития национальной экономики политика государства жестко регламентирует деятельность лесхозов в области торговли, поскольку есть предустановленные ценовые показатели, согласно которым продажа того или иного сырья не представляется возможным, если границы цен превышают норму или наоборот есть заменшенимы. Также характерно, что государство не допускает возможности разработки и установления соответствующими лесхозами своих стандартов качества, учитывая зоны размещения лесов, поскольку одна и та же порода деревьев выращенная на разной территории будет несколько видоизмененной по определенным заранее установленных характеристиках. Не существую четкой концепции развития, которая способствовала расширению деятельности лесхоза.

Анализ последних исследований и публикаций. Отдавая должное наработкам ученым, в частности Абринюку В.М., Вакулик П.Г., Самоплавский В.И., Басенко А., Дышко И.Ю., Иваницкому Б.Г., Шмидту В.Е., Pielou E.C., Preston F.W., Jaccard P. следует отметить, что многие проблемы, связанные с развитием лесного хозяйства еще не нашли однозначной трактовки. Остаются дискуссионными вопросы о принципах построения и направлений реформирования системы лесного хозяйства с учетом особенностей трансформационного периода. Значительные расхождения наблюдаются во взглядах ученых-экономистов на структуру данной системы. При реформировании национальной экономики не в полной мере учитывается опыт реформирования этой же систем в развитых и постсоциалистических странах. В связи с разработкой в некоторых постсоциалистических странах лесных кодексов центральной проблемой обсуждения стали направления совершенствования лесного хозяйства, прежде всего, количественные производства соответствующей продукции, льготное и упрощенное налогообложение, общий уровень развития. Итак, в настоящее время существует необходимость всестороннего исследования вопросов, связанных с влиянием государства на экономические процессы деятельности лесного хозяйства.

Постановка задачи. Обобщить теоретические основы формирования государственной политики и ее влияния на макро- и микропроцессов в развитии лесного хозяйства и разработать и обосновать концептуальные основы совершенствования национальной программы развития лесного хозяйства.

Изложение основного материала. Согласно Лесному кодексу Украины, принятого Верховной Радой в 2005 году леса нашего государства является национальным богатством и по своему назначению и месторасположению выполняют экологические, водоохранные, водорегулирующие, оздоровительные, рекреационные и другие функции имеют ограниченное эксплуатационное значение и подлежат государственному учету и охране. Согласно этому лесохозяйственной политике государства направлено на создание условий для воспроизводства и повышения продуктивности лесных насаждений,

усиление их полезных свойств, охраны и защиты лесов, обеспечение рационального использования лесных ресурсов.

Лес является единственным и незаменимым источником древесины - универсального материала, без которого не может обойтись ни один человек и ни одна отрасль народного хозяйства. Лес и то, что из него получают, сопровождает нас на протяжении всей жизни. В природе нет такого продукта, который по разнообразию применения можно было бы сравнить с древесиной. Несмотря на то, что появилось много заменителей древесины - пластмасс, синтетики, металлов, однако ее значение не уменьшается, а наоборот растет, сфера применения расширяется. Древесина - это строительный материал, топливо, бумагу, одежду, обувь, лекарственные препараты, мебель, продукты питания, кормовые дрожжи, технический спирт и т.п. более 25 тыс. наименований промышленных изделий и товаров народного потребления делают из древесины и с каждым годом их количество увеличивается [1].

В Лесном кодексе Украины отмечается, что лес - убежище для птиц и зверей, источник лекарственного сырья, ягод, орехов и различных плодов. В лесах заготавливается большое количество сена и гиллячкового корма. Лесные насаждения используют для выпаса скота и выставления пасек [1].

Государственные органы и постоянные лесопользователи в соответствии с Лесным кодексом Украины осуществляют планирование и ведение лесного хозяйства и использования лесных ресурсов с учетом их хозяйственного назначения и природно-климатических условий. Особенностями политики государства по использованию лесных ресурсов в экономических целях является четкий контроль за объемами вырубки лесов, их переработкой и последующей эксплуатацией в заранее указанных целях. Для того чтобы предотвратить сокрушительному уничтожению лесов и для ведения лесного хозяйства леса предоставлены в постоянное пользование предприятиям Госкомлесхоза (68,3%), Министерству аграрной политики (24,0 %) и другим ведомствам (7,7). Только они в праве проводить рубку деревьев и осуществлять продажу.

Благодаря развитию науки и техники люди получили большое количество заменителей древесины, однако леса, как живому организму и неотъемлемой составляющей биосферы, замены нет и быть не может. Теперь Украина использует ежегодно в пересчете на круглые лесоматериалы 13 млн. м. куб. древесины, а 13-15 лет назад эти потребности достигали 40 млн. м. куб. В недалеком будущем, когда пройдет экономический кризис, потребности государства в древесине постепенно расти, но площадь дозревающих и спелых древостоев не позволит значительно увеличить объемы лесозаготовок. Вот почему нужно сделать все для того, чтобы увеличить площадь лесов, повысить их качество и производительность, рационально использовать древесину, отходы лесозаготовок и деревообработки [4].

В условиях густо населенности Украины с ее высо-

ким уровнем развития промышленности и сельского хозяйства, в значительной распаханностью территории, обмелением и исчезновением малых рек, бурным развитием эрозии, которая повреждает 50 % пашни, леса государства ценятся не только как источник древесины, а за огромную экологическую, эстетическую и санитарно - гигиеническую роль. Учитывая защитную роль лесов, более 50 % должны быть отнесены к первой группе.

Общая площадь земель лесного фонда составляет 10,8 млн. га, из которых покрыты лесной растительностью 9,5 млн. га, это составляет 15,7 % от территории Украины. За 50 лет лесистость возросла почти в 1,5 раза. Запас древесины в лесах возрос в 2,5 раза и достиг 1,8 млрд. м3. Средний ежегодный прирост в лесах Госкомлесхоза равен 4,0 м3 на 1 гектар и колеблется от 5,0 м3 в Карпатах до 2,5 м3 в степной зоне.

Леса по территории Украины расположены очень неравномерно и сконцентрированы преимущественно в Полесье и Карпатах. Лесистость в различных природных зонах имеет значительные отличия и не достигает оптимального уровня, когда леса позитивно влияют на климат, почвы, водные ресурсы, противодействуют эрозионным процессам.

Леса Украины образуются более 30 видами деревьев, среди которых доминируют сосна, дуб, бук, ель, береза, ольха, ясень, граб, пихта. Хвойные насаждения занимают 42% общей площади, в том числе сосна - 33%. Твердолиственные насаждения составляют 43 %, в частности дуб и бук - 32%. Средний возраст насаждений превысил 55 лет, идет постепенное старение лесов, способствует ухудшению их санитарного состояния.

Приведем природный состав древесины Тернопольской области, что позволит понять, что твер-долиственные насаждения являются доминирующими, а следовательно это позволяет производить разнообразную продукцию, в частности: различного вида деревянные бревна, фанеру, плиты древесностружечные, шпон, окна, двери, паркет и многое другое (рис. 1.). Это свидетельствует о том что Украина может доминировать на мировых рынках как производитель лесопродукции в различных сегментах рынка, но для этого необходимо разработать четкую программу развития, которая была направлена на рост не только объемов производства, качества но и имиджа страны.

ного хозяйства и меры по его улучшению.

□ 5;50% -1 □ 2:20% -д | ■ 16.90% -=

Рис. 1. Породный состав деревьев Тернопольщины Источник: Государственная служба статистики Украины [15]

В основном леса Украины принадлежат предприятиям государственной собственности (рис. 2), что свидетельствует о том, что только государство вправе проводить те или иные мероприятия направлены на развитие лесного хозяйства

Концепция является важной составляющей общей стратегии сбалансированного социально - экономического развития страны. На ее основе формируются программы развития отрасли, разрабатываются нормативно-правовые акты лесного хозяйства.

В условиях рыночной экономики в Украине также разработана концепция по поводу реформирования и развития лесного хозяйства Украины. В ней предусмотрено общую характеристику текущего состояния лес-

□ 75.3051

□ Предприятия Госкомле его с па Украины, государственные лесхоз ные предприятия ■ Предприятия Министерства аграрной политики

□ Леса министерства транспорта Украины

□ Другие лесопользователи

Рис. 2 Распределение лесного фонда Тернопольской области между основными пользователями

Источник: Государственная служба статистики Украины [15]

Для финансирования позиций Концепции, имеющих местное значение, будут привлекаться средства местных бюджетов и фондов охраны окружающей среды. Реализация мероприятий, предусмотренных Концепцией осуществляться за счет средств государственного и местных бюджетов, собственных источников лесопользователей, средств специального бюджетного фонда финансирования лесного хозяйства, а также других источников, в том числе средств международных организаций и иностранных инвесторов.

Предусматривается обеспечение государственной поддержки за счет государственного бюджета: расширенного воспроизводства лесов и агролесомелиорации в степной и лесостепной природных зонах; содержания территорий и объектов природно-заповедного фонда; охраны и защиты лесов от пожаров, болезней и вредителей; лесоустройства, инвентаризации и мониторинга лесов, кадастров растительного и животного мира; содержание государственной лесной и охотничьей охраны (службы), развития лесной науки и образования, воспитание и пропаганды экологической культуры (развитие и поддержка школьных лесничеств, организация и проведение мероприятий по созданию лесов с участием общественности, издательская деятельность, подготовка радио и телепрограмм).

На основе положений Концепции предусматривается корректировка Государственной программы «Леса Украины « на 2002-2015 годы, в результате чего к 2015 году предлагается выполнить: лесовосстановление на площади 370 тыс. гектаров; лесоразведения (создание новых лесов) - 300 тыс. гектаров; лесозащитные мероприятия - 1,9 млн. гектаров; лесоустроительные работы - 7,6 млн. гектаров. Общая площадь лесов вырастет на 3 %, а запас древостоев - на 13 %.

К 2015 году площадь лесов может увеличиться на 1 млн. гектаров, а общий запас древесины составит около 2 млрд. куб. метров [ 1].

Если проанализировать деятельность предприятий лесного хозяйства за 2011-2013 годы, то можно сделать вывод, что в 2012 году в сравнении с 2011 годом деятельность лесного хозяйства Украины в целом ухудшилась, в связи с нестабильной ситуацией в стране, однако в 2013 году данная динамика несколько выровнялась и предприятия снова начали работать более эффективно, что и привело к увеличению объемов дохода.

Необходимость разработки новой Концепции обусловлена становлением новых экономических отношений в государстве, необходимости преодоления противоречий между экологическими, экономическими и социальными целями, обеспечения устойчивого развития лесного хозяйства путем повышения эффективности управления, многоцелевого использования лесных земель, лесных ресурсов и полезных свойств леса,

а также необходимостью увеличения площади лесов к

оптимальной.

■ Предприятии, которые получили прибыль, млн. грн.

■ Предприятии, которые получили убыток, млн. грн.

Рис.3. Деятельность предприятий лесного хозяйства за 2011-2013 годы

Источник: Государственная служба статистики Украины [15]

На сегодняшний день причинами возникновения проблемы:

- Слабая нормативно-правовая база по ведению лесного хозяйства.

- Несовершенство управления лесами, принадлежащих к различным формам собственности.

- Рост антропогенной нагрузки на лесные экосистемы.

- Отсутствие четкого механизма финансового и экономического развития лесного хозяйства.

- Несовершенство налоговой базы, которая не учитывает долгосрочного периода лесовыращивания.

- Не учет в полном объеме роста спроса на рынке древесины.

- Рост самовольных рубок, самозахватов лесных земель, ненадлежащий правовой статус лесной охраны.

Основными задачами Концепции должно быть:

- Улучшение нормативно - правовой базы в области лесного хозяйства в соответствии с международными законами и законодательными актами.

- Оптимизация структуры лесохозяйственных предприятий и организаций.

- Содействие быстрому росту ресурсного и экологического потенциала лесов.

- Эффективное использование лесных ресурсов с учетом ряда факторов.

- Внедрение четкого механизма финансового и экономического развития лесного хозяйства.

- Создание системы координации ведения лесного хозяйства в лесообепеченных регионах по ключевым направлением - повышение доходности.

- Расширение сферы международного сотрудничества.

- Постоянный мониторинг состояния лесного хозяйства общественностью.

Положительные качественные и количественные изменения в лесном фонде приведут к оптимизации его возрастной структуры, что позволит полнее удовлетворять растущие потребности общества в древесине, дру-

гих лесных ресурсах и полезных свойствах лесов.

Вывод. Реализация положений Концепции будет способствовать обеспечению устойчивого развития и управления лесным хозяйством, увеличению площади лесов государства, сохранению биоразнообразия и устойчивого лесопользования, удовлетворению потребностей общества в лесных ресурсах, созданию более благоприятных условий для развития предпринимательства, созданию новых рабочих мест, уменьшению угрозы деградации земель, росту доли продукции лесного хозяйства в ВВП, обеспечению занятости и социальной защищенности работников лесного сектора, росту инвестиций в лесную отрасль, а также гармонизации норм ведения лесного хозяйства Украины в соответствующих критериев Европейского Союза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Люовий кодекс Украши вщ 27.07.2013 № 3852-12 : [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: http: // www.zakon. rada.gov.ua

2. Абринюк В. М., Вакулик П. Г., Самоплавський

B.1. "Люовщновлення та люорозведення в Укрш'ш". -Харшв: "Прапор", 2006. - 384с.

3. Басенко А. Люи Украши мають бути державними [Текст] / А. Басенко // Люовий i мисливський журнал. — К., 2003. — №3. — С.2-5.

4. Букша I. Сучасш аспекти сшвпращ у загальноевропейському просторi [Текст] / I. Букша // Люовий i мисливський журнал. — К., 2004. — №2. —

C.8-9.

5. Вакулик П. Г., Самоплавський В. I. "Люоввдновлення i люорозведення в рiвнинних районах Украши". - Фаспв: Полiфаст, 2008. - 507с.

6. Вовчар В. В. "Тенденцп розвитку люу"/ Вовчар В. В. // Всеукрашська галузева газета "Деревообробник".-2008.- №21.- С. 18-23.

7. Дишко I. Ю. Конкурентоспроможнють вггчизняно! люопродукцп: ввдповщнють рiвнiв якосп та витрат ви-могам светового ринку [Текст] / I. Ю. Дишко // Актуальш проблеми економiки. — Кшв, 2009. — № 8. — С. 26-33.

8. !ваницький Б. Г. Люи й люове господарство на Украïнi: Т.2 / Б. !ваницький. - Варшава, 1936. - С.72 -79.

9. Морозов Г. Ф. Очерки по лесокультурному делу Текст. / Г. Ф. Морозов. — М., Л.: Гослесбумиздат, 1950. — 235 с.

10. Самоплавський В. I. Люова галузь Украши: по-гляд у майбутне / В. Самоплавський // Там само.- 2007.-№33.- С. 4-5.

11. ШМдт В. £. Лесные культуры в главнейших типах леса. - М.; Л.: Гослесбумиздат, 2006. -131с.

12. Pielou E. C. Ecological diversity/ E. C. Pielou. N. Y. etc.: Gordon a. Breach Sci. Publ., 1975. - 424 p.

13. Preston F. W. Ecology / F. W. Preston. 1948. - P. 254-283.

14. Jaccard P. Distribution de la flore alpine dans le basin de Dranses et dans quelques regions voisines / P. Jaccard // Bull. Soc. vaud. Sci. natur. 1901. - Vol. 37. -№ 140. -P. 241-272.

15. Державна служба статистики Украши : [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: http: // www.ukrstat.gov.ua

CONCEPTUAL DEVELOPMENT FRAMEWORK OF FORESTRY IN UKRAINE

© 2014

O.R. Mazurenok, candidate of economic sciences, assistant of department of finance, account and control

Ternopil National Technical University named after Ivan Pulyy, Ternopil (Ukraine)

Annotation: The main objective of this study is to find the major causes of forestry issues, related to the state influence on its activity processes, and to suggest a number of measures that would contribute to the rapid economic development of forestry in Ukraine during the economic crisis. At the moment there is no clear development concept which would contribute to the forestry activity expansion. Therefore, it is necessary to summarize the theoretical foundations of public policy and its impact on the macro and micro levels of the forestry development and to develop and substantiate the conceptual basis of national forest programs improvement.

Keywords: concept, forest, economic development, state, problem.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.