Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
элементы процесса подготовки / тренировочная деятельность / соревновательная деятельность / elements of the preparation process / training activity / competitive activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В. В. Шантарович

Статья посвящена проблеме рационализации планирования тренировочного и соревнова-тельного процессов. Изложены основные принципы цикличной системы подготовки спортсменов в спорте высших достижений. Представлен анализ составляющих структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности спортсменов в их взаимосвязи. Исследована работа спортивно-тренировочных центров и выделены группы факторов, повышающих эффективность тренировочного процесса и соревновательной деятельности в соответствии с мировыми стандартами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF RATIONAL PLANNING AND ORGANIZATION OF THE PROCESS OF TRAINING ATHLETES

The article examines the problem of rationalizing the planning of training and competitive processes. The basic principles of the cyclic system of training athletes in elite sports are outlined. The analysis of the components of the structure of competitive activity and the structure of athletes' preparedness in their interrelation is presented. The work of sports training centers has been studied, and the groups of factors that enhance the effectiveness of the training process and competitive activity in accordance with international standards have been identified.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ»

УДК 37.013

В. В. Шантарович

Профессор, старший тренер национальной команды Республики Беларусь по гребле на байдарках и каноэ, Республиканский центр олимпийской подготовки по гребным видам спорта,

г. Заславль, Республика Беларусь

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

Статья посвящена проблеме рационализации планирования тренировочного и соревновательного процессов. Изложены основные принципы цикличной системы подготовки спортсменов в спорте высших достижений. Представлен анализ составляющих структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности спортсменов в их взаимосвязи. Исследована работа спортивно-тренировочных центров и выделены группы факторов, повышающих эффективность тренировочного процесса и соревновательной деятельности в соответствии с мировыми стандартами.

Ключевые слова: элементы процесса подготовки, тренировочная деятельность, соревновательная деятельность.

Введение

По закону адаптации, впервые описанному Гансом Селье в 1951 году, эффективная тренировка призвана обеспечивать рациональное сочетание трех ведущих факторов: величину тренировочного воздействия, специфику тренировки, приспособляемость спортсменов к тренировочным воздействиям. Величина тренировочного воздействия зависит от величины и интенсивности нагрузки, а также новизны тренировочных заданий. Эффективность тренировочной нагрузки, определяемая и измеряемая уровнем подготовленности спортсмена, достаточна при рациональной дозировке нагрузки. Недостаточная нагрузка или перегрузка в современной тренировке не эффективны. Соответственно, величина нагрузки должна быть заранее программирована и подлежит дальнейшему контролю. Учитываются следующие компоненты тренировочной нагрузки: ее объем, интенсивность и новизна тренировочного упражнения. Контроль объема тренировочной нагрузки традиционно подсчитывается в циклических видах спорта. Интенсивность тренировочного воздействия оценивается как параметр уровня мощности тренировочного или соревновательного воздействия относительно максимума, а также как параметр общего объема тренировочного воздействия, выполненного на уровне мощности выше среднего или высоком. Новизна тренировочного воздействия используется ведущими тренерами с целью внести разнообразие в творческий процесс, вовлечь спортсменов в эту деятельность с применением творческого подхода. Специфичность тренировочного воздействия определяется специфичностью тренировок для развития двигательных навыков и для совершенствования технической подготовленности.

Многие поколения ученых занимались исследованием проблемы улучшения спортивных результатов. Были изучены вопросы рационального использования тренировочного воздействия как за счет рационального планирования процесса подготовки, так и за счет благоприятного сочетания индивидуальных возможностей спортсменов. Оптимальное решение поставленных вопросов было получено за счет использования метода рациональной периодизации спортивной тренировки как рациональной последовательности различных компонентов тренировки (длительных или коротких циклов и периодов тренировки) [1].

Концепция блоковой периодизации (КБП) спортивной подготовки характеризуется высокой концентрацией спортивной нагрузки, что является сильным раздражителем для увеличения уровня проявления двигательных качеств и технических навыков спортсменов. Рациональная последовательность мезоциклов на этапе подготовки позволяет получить оптимальное наложение и суммирование остаточных тренировочных эффектов. Общий объем тренировочных воздействий при использовании планирования КБП значительно снижается, что уменьшает риск перетренированности спортсменов, многопиковая система тренировок позволяет успешно выступать на соревнованиях в течение спортивного сезона, контроль тренировочной эффективности осуществляется легче и точнее за счет того, что оценивается меньшее количество навыков, формируемых в процессе тренировки.

© Шантарович В. В., 2023

Цель настоящего исследования - провести анализ подходов к планированию тренировочного и соревновательного процессов и обосновать эффективность реализации единой стратегии подготовки высококвалифицированных спортсменов в создаваемых спортивных тренировочных центрах Республики Беларусь.

Методы и методология исследования

Проведен аналитический обзор специальной научно-методической литературы, обобщение собственных исследований по данной теме, анализ содержания направлений деятельности спортивного тренировочного центра. Теоретической основой исследования являются современные представления о содержании, структуре, средствах и методах спортивной тренировки Л. П. Матвеева [2], Н. Г. Озолина [3], В. Н. Платонова [4].

Результаты исследований и их обсуждение

В отношении решения проблемы соревновательной готовности показательным является опыт спортивной теории и практики в подготовке ведущих спортивных команд. Установлено, что коммерциализация многих видов спорта в конце 1990-х годов прошлого столетия и сопутствующее расширение календаря различных коммерческих соревнований привели к тому, что соревновательная деятельность спортсменов резко увеличилась [1], что отрицательно сказалось на качестве подготовки и уровне мастерства спортсменов, резко снизилась вероятность достижения ими наивысших результатов на чемпионатах мира и Олимпийских играх. Редкими стали выступления с мировыми рекордами на соревнованиях.

Есть мнение, что бессистемная и хаотичная подготовка и участие в большом количестве соревнований, часто с интервалом не более недели, дальними перелетами, не только отрицательно сказываются на спортивных результатах, но и резко повышают вероятность травм, профессиональных заболеваний, что приводит к сокращению периода выступлений, снижению эффективности тренировочного и соревновательного процессов. Установлено, что современная система спортивной подготовки - это многолетний, круглогодичный, специально организованный и управляемый процесс воспитания, обучения и тренировки в соответствии с индивидуальными особенностями спортсмена, проводимый при его активной деятельности в условиях надлежащего педагогического контроля, руководства и эффективной организации [1; 3].

Основные методические положения, вытекающие из принципа цикличности, при построении тренировки требуют:

- исходить из необходимости систематического повторения элементов тренировки и одновременного изменения их содержания в соответствии с закономерностями процесса подготовки;

- рассматривать любой элемент процесса подготовки в его взаимосвязи с более и менее крупными составляющими структуры тренировочного процесса;

- осуществлять выбор тренировочных средств, характер и величину нагрузок в соответствии с требованиями закономерно чередующихся этапов и периодов подготовки, находя им соответствующее место в структуре тренировочных циклов [5].

Достижения науки и практики на современном этапе предполагают использование принципов, которые способны оптимизировать систему знаний в области теории и методики подготовки спортсменов и повысить ее эффективность:

- единство и взаимосвязь тренировочного процесса и соревновательной деятельности с внетренировочными факторами;

- взаимосвязь процесса подготовки и профилактики перетренированности, травматизма и заболеваний.

Рациональное построение процесса подготовки предполагает его строгую направленность на формирование оптимальной структуры соревновательной деятельности, обеспечивающей эффективное ведение соревновательной борьбы, достижение избранной модели соревновательной деятельности. Это возможно лишь при наличии развернутых представлений о факторах, определяющих эффективность соревновательной деятельности, повышающих эффективность функционирования систем тренировки и соревнований [6].

Необходимо четко уяснить органическую взаимосвязь между составляющими соревновательной деятельности и подготовленности [6]:

- соревновательная деятельность как интегральная характеристика подготовленности спортсмена;

- основные компоненты соревновательной деятельности (старт, скорость на различных отрезках дистанции, финиш - в циклических видах спорта, важнейшие технико-тактические элементы - в спортивных играх, единоборствах, сложно-координационных видах спорта и др.);

- интегральные качества, определяющие эффективность действий спортсмена при выполнении основных составляющих соревновательной деятельности;

- скоростно-силовые возможности, специальная выносливость;

- основные функциональные параметры и характеристики, определяющие уровень развития интегральных качеств (например, по отношению к специальной выносливости - это показатели мощности и емкости систем энергообеспечения, экономичности работы, устойчивости и подвижности в деятельности основных функциональных систем и др.);

- частные показатели, определяющие уровень основных функциональных параметров и характеристик (например, по отношению к максимальному потреблению кислорода - интегральной характеристике мощности аэробной системы энергообеспечения - это процент МС-волокон, объем сердца, сердечный выброс, емкость капиллярной сети, активность аэробных ферментов и др.).

Процесс построения подготовки спортсменов высокой квалификации, осуществляемый с учетом сочетания и взаимодействия перечисленных выше элементов соревновательной деятельности и подготовленности, позволяет упорядочить процесс управления, тесно связать структуру соревновательной деятельности и модельную структуру подготовленности спортсменов к тренировочной и соревновательной деятельности с методикой оценки уровня функционального потенциала спортсменов, показателями моделей определенных уровней готовности, системой средств и методов, используемых для совершенствования отдельных компонентов подготовленности к тренировочной и соревновательной деятельности [5; 7].

Реализация данного положения в мировой практике предполагает своевременную оценку статуса функционального потенциала спортсменов для осуществления тренировочной и соревновательной деятельности [2].

Для того чтобы обеспечить результативность процесса подготовки спортсменов, следует осуществлять не только предвидение расчетной модели, но и практическое моделирование с разработкой прогнозируемых (модельных) параметров предстоящей деятельности, с включением в тренировочный процесс специально-подготовительных упражнений, связанных с отдельными компонентами соревновательной деятельности (прохождением соревновательной дистанции, например), отражающееся в целостных формах искомой модели [2]. Данное положение практического моделирования определяет преимущественную направленность тренировочного процесса, соотношение методов и средств, способствующих становлению различных составляющих спортивного мастерства [1].

На ранних этапах многолетней подготовки направленность тренировочного процесса в значительной мере ориентирована на создание необходимых предпосылок для эффективной соревновательной деятельности в конкретном виде спорта. На этапе специализированной базовой подготовки и на последующих этапах годичного цикла подготовки объем средств специально-подготовительной направленности, специфичных для соревновательной деятельности в данном виде спорта, постоянно возрастает. Совершенствование целого комплекса компонентов тренировочной деятельности, обеспечивающих успех в соревновательной деятельности, неразрывно увязывается со средствами интегрального воздействия, объединяющими в единое целое все компоненты подготовленности спортсмена в условиях, характерных для эффективной соревновательной деятельности.

Единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности, обеспеченной грамотным построением тренировочного процесса, учитывается в каждом последующем макроцикле олимпийского цикла подготовки.

Развитие различных качеств и способностей, обеспечивающих необходимые предпосылки для эффективной специальной подготовки, осуществляется в начале каждого цикла подготовки. Для последующих этапов подготовки характерно постепенное включение все более специфических компонентов подготовленности, которые логично продолжают и закрепляют базовые компоненты функциональной подготовленности спортсменов, приближая функциональный статус спортсменов к требованиям предстоящей соревновательной деятельности.

Средства интегрального воздействия подготовки, основанной на моделировании разных компонентов соревновательной деятельности, приближают к активной соревновательной практике, подчиненной задачам достижения модельных параметров в создании целостного соревновательного статуса.

При подготовке спортсменов велика значимость спортивного тренировочного центра (СТЦ), предназначенного для спортсменов, тренеров и других специалистов. В деятельности спортивных тренировочных центров по созданию благоприятных условий и предоставлению качественных услуг прослеживается, как минимум, восемь групп факторов, повышающих эффективность процесса спортивной подготовки (таблица 1). Важнейшим направлением деятельности СТЦ является качественное обеспечение тренировочного процесса и соревнований в соответствии с установленными мировыми стандартами и передовыми технологиями. Этому способствует наличие специализированных залов по видам спорта для проведения соревнований, специально-подготовительной, вспомогательной и общеподготовительной подготовки.

Таблица 1 - Содержание направлений деятельности спортивных тренировочных центров по обеспечению благоприятной внешней среды системы подготовки спортсменов

Направления Содержание

Тренировочное Обеспечение тренировочного процесса (помещения, оборудование, инвентарь)

Сервисное Проживание, питание, досуг, бытовые и транспортные услуги

Медицинское Диагностика, профилактика, лечение, восстановление

Научное Научно-исследовательская работа, научно-методическое обеспечение

Образовательное Образование, повышение квалификации спортсменов

Социальное Социальная адаптация, защита, развитие спортсменов

Информационное Хранение и предоставление информации спортсменам и специалистам

Административно-хозяйственное Административная работа, финансовое и материально-техническое обеспечение

Идеальный вариант функционирования СТЦ следующий. Наличие, помимо узкоспециализированных помещений, разнонаправленных сооружений (водной акватории, бассейна, тренажерного зала, крытых и открытых спортивных площадок, дорожек для кросса и т. п.) позволяет разнообразить тренировочный процесс спортсменов. Все места проведения тренировочного процесса и соревнований оснащаются необходимым снаряжением, инвентарем и оборудованием, которые соответствуют требованиям международных спортивных федераций, а также диагностической и управляющей аппаратурой. Практикуется моделирование экстремальных условий подготовки и соревнований.

Сервисное обеспечение спортсменов реализуется в трех направлениях: комфортное проживание, качественное питание спортсменов и организация досуга. Этому способствует наличие в СТЦ гостиничного комплекса, комбината питания и культурно-развлекательного комплекса. В гостиничном комплексе, являющем собой специализированное заведение коллективного размещения спортсменов, важно создать максимально комфортные условия для длительного их пребывания в условиях централизованной подготовки.

В местах проживания спортсменов предусматривается наличие бытового обслуживания (парикмахерская, прачечная, химчистка, камера хранения и т. д.), транспортного сервиса (места для стоянок личного автотранспорта, транспортировка спортивных команд к местам проведения соревнований, их встреча и проводы в аэропорту, на вокзале и т. п.).

В деятельности СТЦ перспективным представляется создание комбината питания с полным циклом производства блюд из экологически чистых продуктов собственного производства или от благонадежных поставщиков, собственной лаборатории с тестовым оборудованием для проверки продуктов на предмет их соответствия стандартам WADA; выпуск и реализация продуктов специального питания для спортсменов. Предусматриваются условия для пассивного (просмотр кинофильмов, компьютерные игры, чтение книг и журналов, настольные игры и др.) и активного (прогулки на свежем воздухе, катание на велосипедах, лодках, подвижные игры и т. д.) отдыха [1].

Медицинское обеспечение направлено на сохранение состояния здоровья и повышение функциональных возможностей спортсменов. Проведение этой работы возлагается на кабинеты неотложной медицинской помощи, которые должны располагаться в непосредственной близости от мест проведения тренировочного процесса и соревнований, кабинеты специалистов по спортивной и общей медицине (терапевтов, физиологов, биохимиков, психологов, травматологов, диетологов, дантистов и др.), восстановительные центры, центры травматологии, центры спортивной медицины, поликлиники, центры психологической службы. Их наличие позволяет проводить комплекс

диагностических, профилактических, лечебных и восстановительных мероприятий, в том числе по повышению резервных возможностей организма спортсменов. Должна проводиться активная антидопинговая робота [1].

Научное направление деятельности СТЦ отвечает за разработку и внедрение новых знаний и технологий в практику подготовки спортсменов. Осуществляется два вида деятельности: научно-исследовательская работа и научно-методическое обеспечение подготовки спортсменов. В зависимости от имеющегося научного потенциала проводятся фундаментальные и прикладные исследования, выполняются научные разработки, которые апробируются и внедряются в практику. Научные мероприятия определяются возможностями центра и избранной организацией научного обеспечения. Наличие научно-исследовательского института, научных лабораторий по спортивно-педагогическим технологиям, функциональной диагностике, психологии, биохимии, биомеханике и др. придает работе тренировочного центра инновационный характер, позволяет максимально приблизить деятельность научных работников к спортивной практике, объективно и оперативно изучать различные проблемы подготовки спортсменов, придавать результатам научно-исследовательской деятельности прикладной характер, активизировать процесс внедрения ее результатов в практику. При отсутствии стационарных научных заведений или лабораторий научным сотрудникам обеспечивают временные места для проведения необходимых мероприятий [5].

В СТЦ спортсменам, тренерам, обслуживающему персоналу предоставляются образовательные услуги, направленные на повышение общеобразовательного и профессионального уровня членов центра. Предусматриваются обучение спортсменов на разных уровнях образования в соответствии с их призванием, интересами и способностями, совершенствование научной и профессиональной подготовки тренеров и других специалистов. Проводится активное взаимодействие работы СТЦ и профильных высших учебных заведений - получение спортсменами высшего профильного образования двух уровней (бакалавриат и магистратура), стажировка на рабочем месте специалистов СТЦ. Подобный тип сотрудничества используется в г. Мозыре, где спортсмены национальной команды Республики Беларусь по гребле на байдарках и каноэ являются студентами, магистрантами и выпускниками Мозырского государственного педагогического университета имени И. П. Шамякина. Одновременно могут применяться различные формы организации и проведения учебного процесса: очные, заочные или дистанционные; специализированные, целевые или тематические; долгосрочные, краткосрочные или экстерном; коллективные, индивидуальные или самостоятельные. Для этого центры тесно сотрудничают с заинтересованными учебными заведениями, создают условия для организации учебного процесса в непосредственной близости к местам проведения тренировочных занятий и/или проживания спортсменов (наличие учебных аудиторий, конференц-залов с необходимой мультимедийной аппаратурой и т. д.) [1].

Социальное направление деятельности СТЦ отвечает за обеспечение социальной поддержки атлетов, которое заключается в предоставлении им защиты, возможностей духовно-культурного и личностного развития.

Реализация спортсмена как личности предусматривает коррекцию его психологического состояния, адаптацию к общественной среде, получение знаний, которые содействуют его социальному становлению и реализации, в том числе по завершении спортивной карьеры. Духовно-культурное развитие направлено на формирование у спортсменов положительных интересов. Работа возлагается на социальную службу, кабинеты социальной помощи, специалисты которых проводят консультации, организуют курсы, оказывают помощь по решению вопросов бизнеса, личной жизни, карьеры, коммуникации и т. п. [6].

Информационное направление обеспечивает необходимой информацией лиц, задействованных в подготовке спортсменов и функционировании СТЦ. В структуре центров действуют информационные и информационно-аналитический центры, оформляются информационные стенды, работают архивы и библиотеки печатных изданий и документов, службы сетевого сервиса, создающие комфортные условия для работы с информацией (беспроводная связь, интернет-комнаты, читальные залы и т. п.). Создание такого подразделения делает информационное обеспечение регулярным, систематическим, подчиненным определенным правилам, увеличивая эффективность использования информационных и других ресурсов, находящихся в распоряжении специалистов, связанных с подготовкой спортсменов.

В рамках административно-хозяйственной деятельности в спортивных центрах большое внимание уделяется решению организационных вопросов по подготовке команд, спортсменов (участие в соревнованиях, сборах), их юридическому и документальному сопровождению, рациональной

эксплуатации территории, зданий и помещений, взаимоотношениям с организациями-партнерами, спонсорами, поставщиками спортивных материально-технических средств и т. п.

Повышению эффективности организационного обеспечения подготовки спортсменов способствует вхождение в структуру центров, помимо административно-хозяйственного отдела, подразделений государственных и общественных органов управления спортом, национальных спортивных федераций. Деятельность всех подразделений СТЦ взаимосвязана и взаимообусловлена. Так, административно-хозяйственная деятельность обеспечивает регулярную и комфортную работу других направлений, научная - разрабатывает и оперативно внедряет достижения науки и научно-технического процесса в деятельность остальных структур, медицинская - контролирует соответствие санитарно-гигиеническим нормам предоставляемых всеми подразделениями услуг и условий, информационная - обеспечивает коммуникацию между различными службами спортивного центра, учебная - повышает уровень квалификации всех работников центра, социальная - базируется на разнонаправленной деятельности [1].

Спортсменов, которым рекомендуется подготовка в центре, на наш взгляд, можно разделить на три группы:

- спортсмены высшей квалификации, являющиеся членами национальных сборных команд;

- спортсмены высокого класса, способные добиться результатов мирового уровня и составляющие ближайший резерв национальных сборных команд;

- перспективные молодые спортсмены, рекомендованные для просмотра региональными центрами.

Эта деятельность способствует привлечению детей и подростков в спорт и оказывается полезной для самих атлетов, решая задачи их речевой и коммуникативной подготовки.

В основу рационально организованной деятельности спортивных тренировочных центров положены следующие принципы:

- целостности - заключается в выделении СТЦ как целостного образования, которое отражает структуру и внутренние связи системы обеспечения подготовки и социализации спортсменов;

- полноты - предусматривает предоставление полного спектра условий и услуг, необходимых для эффективного функционирования системы подготовки спортсменов и их социальной адаптации;

- перманентности - рассматривает обслуживание участников централизованной подготовки как постоянный и непрерывный процесс, не допускающий хаотичной и фрагментарной деятельности;

- инновационности - обусловлен важностью целесообразного осуществления нововведений в развитии системы обеспечения спортивной подготовки, в совершенствовании существующих и внедрении новых ее компонентов [5].

Заключение

Результативность подготовки спортсменов и эффективное планирование тренировочного и соревновательного процессов в современном спорте в равной мере оцениваются уровнем спортивных достижений отдельных спортсменов и спортивных команд. Использование принципа цикличности подготовки спортсменов, при котором обеспечиваются единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовки, существенно повышает эффективность тренировочного процесса за счет более целесообразной организации тренирующих воздействий и значительного сокращения общего годового объема нагрузки. Основная идея создания СТЦ -внедрение единой стратегии подготовки высококвалифицированных спортсменов от начального звена подготовки до уровня высшего спортивного мастерства в деятельность национальных федераций и видов спорта, итогом которой будут победные выступления спортсменов на международном уровне.

СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Менеджмент подготовки спортсменов к Олимпийским играм / С. Н Бубка [и др.] ; под ред. С. Н. Бубки, В. Н. Платонова. - Киев : Олимпийская лит., 2017. - 480 с.

2. Матвеев, Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л. П. Матвеев. - Киев : Олимпийская лит., 1999. - 320 с.

3. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н. Г. Озолин. - М. : Астрель, 2004. - 864 с.

4. Платонов, В. Н. Теоретические аспекты отбора в современном спорте / В. Н. Платонов,

B. А. Запорожанов // Отбор, контроль и программирование в спортивной тренировке. - Киев, 1990. -

C. 5-16.

5. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения : учеб. [для тренеров] : в 2 кн. / В. Н. Платонов. - Киев : Олимпийская лит., 2015. - Кн. 1. -2015. - 680 с.

6. Платонов, В. Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и ее практическое применение / В. Н. Платонов. - Киев : Олимпийская лит., 2013. - 624 с.

7. Иванченко, Е. И. Основы планирования спортивной подготовки : пособие / Е. И. Иванченко ; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. - 6-е изд., стер. - Минск : БГУФК, 2019. - 59 с

Поступила в редакцию 29.05.2023 E-mail: shantarovich1952@icloud.com

V. V. Shantarovich

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF RATIONAL PLANNING AND ORGANIZATION OF THE PROCESS OF TRAINING ATHLETES

The article examines the problem of rationalizing the planning of training and competitive processes. The basic principles of the cyclic system of training athletes in elite sports are outlined. The analysis of the components of the structure of competitive activity and the structure of athletes' preparedness in their interrelation is presented. The work of sports training centers has been studied, and the groups of factors that enhance the effectiveness of the training process and competitive activity in accordance with international standards have been identified.

Keywords: elements of the preparation process, training activity, competitive activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.