Научная статья на тему 'Концептуальные основы проектов экономический пояс Шелкового пути и Евразийский экономический союз'

Концептуальные основы проектов экономический пояс Шелкового пути и Евразийский экономический союз Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
671
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС ШЕЛКОВОГО ПУТИ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / РОССИЯ / КИТАЙ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / СОПРЯЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ни Ваншу

В статье рассматриваются концептуальные основы китайской инициативы «Экономический пояс Шелкового пути» и российского проекта «Евразийский экономический союз». Автор приходит к выводу, что ЭПШП представляет собой неизбежный результат регионального сотрудничества и общественного развития в эпоху экономической глобализации, то есть Китай выдвинул такую инициативу, учитывая не только необходимость собственного развития Китая, но и потребность долгосрочного развития Евразии. В свою очередь одной из идеологических вариаций в развитии России могут служить идеи евразийства, приобщение к которым позволит нашей стране объединить государства, с опасением относящихся к попыткам коллективного Запада во главе с США насадить свою гегемонию. В ходе подготовки исследования автором использовался широкий методологический инструментарий экономической и политической науки. В частности, применялся метод нормативного анализа, метод индукции и метод системного анализа (экономическая наука). Метод построения сценариев и нормативно-ценностный подход политический инструментарий данного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы проектов экономический пояс Шелкового пути и Евразийский экономический союз»

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

ПРОЕКТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС ШЕЛКОВОГО ПУТИ И ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ

Ни Ваншу

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются концептуальные основы китайской инициативы «Экономический пояс Шелкового пути» и российского проекта «Евразийский экономический союз». Автор приходит к выводу, что ЭПШП представляет собой неизбежный результат регионального сотрудничества и общественного развития в эпоху экономической глобализации, то есть Китай выдвинул такую инициативу, учитывая не только необходимость собственного развития Китая, но и потребность долгосрочного развития Евразии. В свою очередь одной из идеологических вариаций в развитии России могут служить идеи евразийства, приобщение к которым позволит нашей стране объединить государства, с опасением относящихся к попыткам коллективного Запада во главе с США насадить свою гегемонию.

В ходе подготовки исследования автором использовался широкий методологический инструментарий экономической и политической науки. В частности, применялся метод нормативного анализа, метод индукции и метод системного анализа (экономическая наука). Метод построения сценариев и нормативно-ценностный подход — политический инструментарий данного исследования.

Ключевые слова: Экономический пояс Шелкового пути, Евразийский экономический союз, Россия, Китай, Центральная Азия, сопряжение.

В современном мире, в период тенденции региональной интенсивности, Экономический пояс Шелкового пути и Евразийский экономический союз родились под знаком счастливой звезды. Экономический пояс Шелкового пути — это важная часть китайской стратегической инициативы

"Один пояс, один путь". Он воссоздает дух древнего Великого Шелкового пути, а также содействует экономическому развитию Евразийском континенте. Инициатива "совместное строительство Экономического пояса Шелкового пути" и цели Евразийского экономического союза совпадают, они оба являются двигателями экономического развития Евразии. Идея «Шелкового пути» как основа проекта «ЭПШП»

Две тысячи лет назад, посол династии Западная Хань Чжан Цзянь дважды посетил центральную Азию с мирной миссией, открыв путь с востока на запад, и таким образом шелковый путь стал мостом, соединяющим Азию и Европу. Великий Шелковый путь соединяет в себе множество культур, он - прошедший длинный исторический путь и блестящую историю развития человеческой цивилизации. Сегодня, Китай на основе взаимного уважения и доверия, взаимовыгодного сотрудничества и взаимного обучения цивилизаций, предлагает совместное строительство инициатив «Экономический пояс Шелковый путь» и «Морской Шелковый путь XXI в.», давая новую жизнь древнему Шелковому пути, внося новую мечту и принося развитие и процветание всех стран, расположенных вдоль пути.

Думая о настоящем, но одновременно принимая во внимание опыт древности, необходимо продумать как воссоздать Великий Шелковый путь, сохраняя его уникальность и помня о современных реалиях XXI в.

История Чжан Цзянь. История Чжан Цзянь является одной из самых широко известных историй. В 138 г. до н.э. он отправился с опасной дипломатической миссией к кочевникам из племени юэчжей, чтобы убедить их стать союзниками китайской империи Хань в борьбе с кочевниками сюнну, нападавшими на империю с севера. По легенде, Центральная Азия - мертвое место, это был путь в один конец. Можно себе представить, что для выполнения этой миссии нужно иметь исключительное мужество, мудрость и идеалы. Вот Чжан Цзянь - именно был таким человеком.

В 138 г. до н.э. Чжан Цзянь с его дипломатической миссией отправился с города Чанъань, но вскоре после входа в коридор Хэси он был пойман. Сюнну были очень недовольны тем, что Хань завязал дружбу с юэчжей, поэтому заключили их под домашний арест. Однако, даже сюнну уважали Чжан Цзянь и разрешили ему жениться. Через десять лет Чжан Цзянь выбрал удобный случай, и вместе с его свитой совершил побег из сюнну. Пройдя через Паркан, наконец он прибыл Юэчжи. Но Юэчжи уже стал богатым городом, и так как власти сменились за этот период несколько раз, они были равнодушны к его предложению. Чжан Цзянь ушел разочарованный, а по дороге снова был пойман конницей сюнну. В 126 г. до н.э. Чжан Цзянь еще раз удалось сбежать. Когда они отправлялись в путь, вся миссия составляла более 100 человек. Но когда они достигли Чанъань, остались только два человека -Чжан Цзянь и его слуга.

В 116 г. до н.э. Чжан Цзянь второй раз отправился в Центральную Азию. Тогда сюнну уже капитулировали перед Хань, Хань был в непосредственном контакте с Центральной Азией. На этот раз Чжан Цзянь, послал подчиненных в страны Центральной Азии, чтобы укреплять дружбу и содействовать торговле и культурному обмену между странами.

Известный древнекитайский историк Сыма Цянь в своей книге «Исторических записках» давал Чжан Цзянь высокую оценку, по его записям можно судить, что он думает про Чжан Цзянь — это первый китаец в мире.

Великий Шелковый путь. После того как Чжан Цзянь прошел Центральную Азию, с помощью труда нескольких поколений, был проложен торговый путь, который исходил из города Чанъань, через коридор Хэси и Центральную Азию, доходил до Средиземного моря, его общая длина составила более 7000 километров. Этот путь к миру способствующий политическому, экономическому и культурному обмену, процветал более 1700 лет.

Термин «Великий шелковый путь» (Great silk road) вошел в историческую науку в конце XIX в., после публикации в

1877 г. немецким историком К. Рихтгофе-ном книги «Китай» [Мамлеева, 1999. С. 5361]. Самым драгоценным продуктом в торговле на этом пути был шелк. Великий шелковый путь явился логистической системой, которая включает в себя несколько сухопутных и морских трасс, в том числе и их разветвляющиеся транзитные дороги. Этот путь исходя из запада Китая проходил на Запад, соединяя Восток и Запад мира.

По виду перевозки, Шелковый путь был разделен на сухопутный и морской шелковый путь. По региональному аспекту сухопутный шелковый путь был разделен на северный и южный шелковый путь. Между тем, по ландшафту можно разделить на степь-лесной, гора-ущелистый и пустыня-оазисный шелковый пути.

Во времена упадка сухопутного шелкового пути, при правлении китайских династий Сун и Юань морской шелковый путь получал свое развитие. Морской шелковый путь исходил из китайских портов Цюань-чжоу, Нинбо, Макао и Гуанчжоу, идя на север - достигая Корею и Японию, на юг -Вьетнам, Сингапур и Филиппины, пройдя мимо Индии и Шри-Ланки, и доходя до арабских стран Персидского залива.

Значение Великого Шелкового пути. Великий Шелковый путь имеет исключительное значение в человеческой истории. Он был каналом, через который Китай и западные страны познакомились друг с другом. Этот путь, открыл перед миром дверь в Китай.

Прежде всего, в перечне того, чем Китай и Запад обогащались в результате прохождения ВШП это обмен товарами. После открытия шелкового пути, китайские шелковые изделия стали известны на весь мир, в особенности в западных странах. Люди Запада рассматривали китайские шелковые изделия, как первосортный товар. В Римской империи, в период ее расцвета, шелковые ткани и другие восточные товары пользовались огромным спросом [Мамлее-ва, 1999. С. 53-61]. Консул Римской республики Цезарь одевался в шелковое платье. Клеопатра также носила шелковые одежды. Кроме шелковых изделий, Китай экспортировал железо, золото, серебро, зеркала и другие предметы роскоши, а им-

портировал виноград, грецкие орехи, морковь, перец, шпинат, огурцы и другие продукты.

Во-вторых, культурный обмен. Династия Хань был символом расцвета в древнем китайском феодальном обществе, когда в то время в Европе господствовала Римская империя, в которой была рабовладельческое хозяйство. Китайская культура влияла на территории Восточной Азии, как римская культура влияла на Европу и средиземноморские регионы. Эти две цивилизации были на стадии взаимопонимания, взаимодействия и взаимного поглощения. Таким образом, Великий Шелковый путь играл большую роль в истории культурных обменов. Великий Шелковый путь раньше Великих географических открытий на 1500 лет. С событий, произошедших с Чжан Цзянь в Центральной Азии, Китай и Европа стали иметь дружественные связи. Поэтому, значение Шелкового пути заключается не только в обмене товаров, но и в культурном обмене.

В-третьих, обмен техническими инновациями. Великий Шелковый путь был каналом, через который среднеазиатские народы принимали передовые культуры и знали о внешнем мире. В древности среднеазиатские народы в основном полагались на сельское хозяйство и животноводство, у них была низкая производственная мощность и простые сельскохозяйственные орудия труда. Во втором прибытии в Центральную Азию, Чжан Цзянь принес им технику чугуна, шелкомотания, орошения и т.д., что содействовало экономическому и культурному развитию Центральной Азии.

Идея Шелкового пути как основа ЭПШП. В течение многих столетий передавался дух Шелкового пути, основанный на принципах «мира и сотрудничества, открытости и толерантности, взаимного обучения, взаимной выгоды и обоюдного выигрыша», которые способствовали развитию человеческой культуры, а также прогрессу и процветанию стран, находившихся вдоль Шелкового пути. Этот дух стал символом взаимодействия и сотрудничества между Востоком и Западом, и составил общемировое культурное и историческое наследие всех государств.

Вступив в XXI в., ставший новой эпохой в основу, которой легли принципы «мира, развития, сотрудничества и взаимной выгоды», мы сталкиваемся с ситуацией слабого восстановления мировой экономики, сложной мировой и региональной обстановки. В этой ситуации, наследование и передача духа Великого шелкового пути стали еще важнее и ценнее.

7 сентября 2013 г. во время своего зарубежного визита в Казахстан председатель КНР Си Цзиньпин выступил с речью в Назарбаев Университете, в которой впервые была выдвинута идея о совместном построении Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП). ЭПШП — это огромная зона экономического сотрудничества, берущая свое начало в Китае и достигающая Европы. Зона, в которой проживает около 3 млрд жителей планеты. Данная инициатива получила активные отклики в странах и регионах, характеризующихся тесной взаимосвязью, и вызвала большой резонанс в международном сообществе. Позднее, в ноябре 2014 г., на заседании Центральной руководящей группы КНР по финансово-экономическим вопросам Председатель КНР Си Цзиньпин обещал оказать содействие странам, принимающим участие в проекте, в строительстве инфраструктурных объектов [Курылев и др., 2016. С. 8392].

В настоящее время, экономическая глобализация широко развивается, региональная экономическая интеграция продвигается вперед. Азиатские и Европейские страны находятся на критическом этапе экономических преобразований и модернизации, при этом необходимо стимулировать жизнеспособность развития и потенциал сотрудничества в регионе. Стратегическая концепция «Пояс и Путь» дает Великому Шелковому пути восстановление времени и вливает в него новые жизненные силы. Стратегическая концепция «Пояс и Путь» удовлетворяет потребности развития стран, расположенных вдоль Шелкового пути, открывает им новые возможности для использования преимуществ через взаимное дополнение. Основная идея «Пояса и Пути» заключается в пяти связующих элементах -политическая координация, взаимосвязь

инфраструктур, бесперебойная торговля, свободное передвижение капитала и укрепление близости между народами1/

«Один пояс, один путь» — это взаимовыгодная концепция, она означает, что Китай с Азиатско-Тихоокеанским регионом, Северной Африкой, и Европой сотрудничают между собой. Один пояс — это Экономический пояс Шелкового пути. Его основные три маршрута будут проходить из Китая через Центральную Азию, Россию до Европы (до Балтийского моря); из Китая через Центральную Азию, Западную Азию к Персидскому заливу, Средиземному морю; из Китая в Юго-Восточную Азию, Южную Азию, к Индийскому океану2/ Другой путь — это Морской шелковый путь XXI в. Его основные направления будут проходить по маршрутам из прибрежных портов Китая через Южно-Китайское море до Индийского океана и дальше до Европы, а также из прибрежных портов Китая через Южно-Китайское море в южную акваторию Тихого океана3/ В целом, область «Пояса и Пути» охватывает страны АСЕАН, Южную, Центральную и Западную Азию, Северную Африку, Европу и Океанию. Вдоль всего пути находятся более 60 стран. Без учета населения Океании, общая численность населения около 44 миллионов, экономический объем составляет 21 трлн. долларов, что соответственно составляет 63% и 29% в мире4/

С точки зрения развития экономики, цель совместного строительства инициативы «Один пояс, один путь» состоит в том, чтобы содействовать свободному передвижению экономик, эффективному распреде-

1 «Видение и действие, направленные на продвижение совместного строительства "Экономического пояса Шелкового пути" и "Морского Шелкового пути 21-го века"». http://ai.chma-embassY.org/chn/evxxs/t1257322.htm. 09.03.2017

2 Там же.

Там же.

^т. "-ш-т-^шда/оц. Фа

СБОШШЖпй. ±Ш. 2013, 03, 22 : 3. (Лу Фэн. Стратегия открытости «Пояс и Путь».Собрание №41 "Наблюдение китайской экономики". Шанхай. 22.03.2013:3)

лению ресурсов и глубокой интеграции рынков, стимулировать налаживание экономической политики в странах находящихся вдоль «Одного пояса и одного пути», развивать более масштабное, высокоуровневое и глубокое региональное сотрудничество, вместе создавать открытые, толерантные, сбалансированные и всем выгодные рамки регионального экономического сотрудничества. Совместное строительство «Одного пояса и одного пути» отвечает коренным интересам международного сообщества, отражает общие идеалы и стремление человечества к лучшему, является активным освоением новой модели международного сотрудничества и глобального управления, оно принесет новую позитивную энергию миру в его дальнейшем развитии. Сеть связей в строительстве «Одного пояса и одного пути», будет содействовать взаимной стыковке собственных стратегий развития прилегающих к «Одному поясу и одному пути» стран, развивать потенциал региональных рынков, активизировать инвестиции и потребление, создавать спрос и рабочие места, а также содействовать гуманитарному обмену и взаимному обучению народов государств, находящихся вдоль «Одного пояса и одного пути», что поможет создать мир на основе взаимного доверия и уважения, а также гармоничную, мирную и богатую жизнь для народов всех стран. 5

С точки зрения цивилизации и культуры, инициатива «Пояс и Путь» не только является экономической стратегией, но и путем к взаимному изучению цивилизаций. Если все страны вдоль «Одного пояса и одного пути» будут работать вместе, двигаться в одном направлении, то мы сможем вписать новую главу в строительство «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского шелкового пути XXI в.», чтобы все народы этих стран смогли насладиться результатами его строительства.

5 «Видение и действие, направленные на

продвижение совместного строительства "Экономического пояса Шелкового пути" и "Морского Шелкового пути 21-го века» 1йр://ги.сЫщ-embassv.org/chn/evxxs/t1257322.htm. 10. 03. 2017

Кыргызстан и другие страны Центральной Азии, неоднократно поднимали планы возрождения Великого Шелкового пути; в последние годы Россия не раз предлагала идею создания единого Евразийского пространства; США выдвинули стратегию создания нового шелкового пути в Центральной Азии; даже Япония выдвинула проект «новый шелковый путь» в Евразии. В течении 40 лет, китайская политика «реформы и открытость» сделала беспрецедентные достижения. Сейчас сотрудничество между Китаем и международным сообществом, стоит на новом этапе. При этом китайское правительство выдвинуло стратегическую инициативу «Пояс и Путь», не для конфронтации с другими странами, а для дальнейшего сотрудничества на евразийском пространстве и создания общности интересов и судеб6. Подтекст различных вариантов «Шелкового пути» состоит в том, что Центральная Азия считается логистическим, ресурсным, экономическим, и даже политическим центром, и все они стремятся одержать верх в конкуренции за Центральную Азию, для обеспечения своих экономической, энергетической и национальной безопасности, а также расширяют своё экономическое и геополитическое влияния. В сравнении, китайская инициатива «Пояс и Путь» детальнее, шире, и имеет больше выгоды. «Пояс и Путь» — это открытое, содержательное и взаимовыгодные видение мира.

Совместное строительство «Одного пояса и одного пути» — это не только инициатива Китая, но и общее желание Китая и всех других стран вдоль «Одного пояса и одного пути». Китай готов работать со всеми странами вдоль «Одного пояса и одного пути», проводить равноправные консультации, уважать выгоду каждой из сторон, реагировать на требования каждой из сторон, прилагать усилия по выходу на больший масштаб, более высокий уровень по достижению более глубокой открытости, боль-

6 доге.

шт^ттшт^тъв^. от швт,

2014—10 — 20 ( 11) . (Сян Гуанчен. Историческая ценность и современное Шелкового пути. Газета Гуанмин. 2014.10.20. (11).)

шего взаимодействия и большей конвергенции. Строительство «Одного пояса и одного пути» является более открытым, более толерантным, в нем приветствуется участие всех стран, а также международных и региональных организаций.

ЭПШП представляет собой неизбежный результат регионального сотрудничества и общественного развития в эпоху экономической глобализации, то есть Китай выдвинул такую инициативу, учитывая не только необходимость собственного развития Китая, но и потребность долгосрочного развития Евразии. Кроме того, существует историческая и реальная база строительства ЭПШП. С исторической точки зрения, соединение Евразии — это не только китайская мечта, но и вековая мечта в Европе и Азии. С другой стороны, хорошее сотрудничество Китая с странами Центральной Азии является реальной основой.

Евразийская идея как основа проекта «ЕАЭС».

Хотя историю России можно проследить на тысячи лет назад, но до времен Петра Великого, страна рассматривалась как пустыня. После реформ Петра I, Россия быстро начала развиваться, национальная мощь стала укрепляться, территория страны расширилась, а литература и искусство стало блистать в свете европейских салонов. Однако до начала XIX в., Россия все-таки сильно отставала от западных стран. В тот момент, западничество думало, что России необходимо учиться у западных стран и Россия должна продолжать идти по петровскому пути, ведь только в этом случае, у России будет будущее.

С момента появления таких отрицательных суждений о российских традиционных ценностях, многие стали выступать против них. Они считали, что Россия не должна быть насажена западными нормами и идеалами, даже реформы Петра I были не желательны. России не следует бежать за Западом, а нужно твердо придерживаться Православного вероучения. Необходимо объединить все славянские народы и руководить ими, конкурируя с Западом, только при этом Россия добьется процветания и могущества. Это был период так называемого славянофильства.

Кажется, что западничество и славянофильство резко противоречат друг другу, но на самом деле, во многих аспектах они тесно связаны между собой. В особенности их забота о стране и высокое мнение о российской миссии. Их сходства и различия я здесь не буду обсуждать. Просто хочу, рассказать о третьей доктрине: врага славянофильства, и врага западничества - Евразийство.

В 1920-х гг. в эмиграции на Западе появилась группа ученых, которая предложила «евразийство» с российской характеристикой, что в основном теоретически разъясняет российские культурные особенности и ее судьбу в будущем. В начале августа 1921 г., в Софии был издан сборник статей четырех авторов (П.Н. Савицкого, П.П. Сувчинского, Н.С. Трубецкого и Г.В. Фло-ровского) - «Исход К Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждения евразийцев», ознаменовавший собой начало движения евразийства. Так называемое евразийство означает, что Россия — это особый мир, а судьба этого мира отличается от западных стран (Европа), и между тем отличается от восточных стран (Азия). Этот особый мир должен называться Евразийством.

По стадии своего развития, евразийство можно разделить на классическое евразийство и неоевразийство.

После победы Великой Октябрьской Социалистической Революции, группа антисоветских элементов эмигрировала за границу, где они сформировали «русскую эмиграцию». Классическое евразийство, являлось популярной среди русских эмиграционных ученых в Праге, Париже, Софии, Берлине социально-философской школой. Эта школа была недовольна социальной реальностью после Октябрьской революции, не понимала и не принимала красную дорогу, выбранную Советским Союзом, поэтому не могла жить и развиваться в стране. Хоть эти люди и были в изгнании, они продолжали исследовать развитие российского общества. Деятели евразийства утверждали, что Россия должна идти по третьему пути, то есть Россия не является ни европейской, ни азиатской, а именно евразийской страной. Они надея-

лись, что Россия благодаря своей культурной традиции и геополитического положения найдет свою уникальную дорогу. Так родилась идейно-культурная и социально-политическая доктрина - евразийство, оригинальное классическое евразийство.

Основные теории классического евразийства можно свести к следующим аспектам: Теория «Евразия» и «Евразийские народы». Нельзя просто назвать русский народ восточными славянами. Он является уникальным культурным миром, что не только связан с Востоком, но и связан с Западом. Россия занимает центральную позицию в рамках всего континента... она не часть Европы и не продолжение Азии. Она

- самостоятельный мир, самостоятельная и особая духовно-историческая геополитическая реальность, которую П^. Савицкий называет «Евразией». [Дугин, 2000].

Понятие «Евразия» рассматривалось основателями евразийства в трех измерениях. Первое - географическое: Евразия представляла собой срединную территорию (континентальную равнинную часть Европы и Азии) между Европой (странами Западной Европы) и Азии (Восточная Сибирь, Индия, Китай). Второе - этническое: на территории Евразии (то есть - России) сформировался особый культурно-цивилизационный тип человека - «русские

- не европейцы и не азиаты, они - евразийцы». Наконец, третье измерение - экономическое: России необходимо развивать внутриконтинентальные экономические связи, исходя из ее географического расположения «моста» между Европой и Азией [Курылев, 2018].

Критика западной культуры. Западная философия и культура, построены на тупиковой рациональной основе и стремится к неопровержимой логике. Одна из крупнейших особенностей европейской культуры является чрезмерное развитие личности. Она поставила свой образ мысли и ценности на абсолютную высоту. И, по ее мнению, другие культуры должны уступить ей дорогу. Так называемая мировая цивилизация и прогресс — это только западная цивилизация и его прогресс. Запад навязывал свою цивилизацию "нецивилизованным" странам и рассматривал это как дары этим

народам. Чтобы избавиться от оков Европы, дезориентированные в европейской культуре интеллектуалы должны быть зрелыми, должны признать ценности своей культуры и понимать вредность вхождения европейской культуры в свою культуру.

Реформы Петра I ввели западную культуру в Россию, что привело к дифференциации российского общества. Через реформы Россия начала идти по западному пути, но эти изменения в главном случались в высшем обществе. Между тем, низшим классам отказывали в доступе к образованию, православная религиозная деятельность — это всё содержание их духовной жизни. Низы общества не понимали западную культуру, и сформировали свой спонтанный психологический отпор.

Русская революция — это» бунт против Бога. Большевиков представляют яркими представителями прозападных интеллектуалов, они выступали против Бога, что является исторической необходимостью. Между тем, революция уничтожила старый мир, толкнула угнетенный народ на следующую стадию истории. Большевизм не отразил волю народа, в конечном счете появился на мгновение. Только органически религиозная мысль (например, евразийская доктрина) будет верным проводником для евразийского народа. При этом народы завершат своё великое дело. Тогда свершится великий завет России, сбудется пророческая её тайна: умудренный и успокоенный народ и прозревшая интеллигенция примирено объединятся под одним великим и все разрешающим куполом Православной Церкви» [Сувчинский, 1921].

Создание независимого материкового рынка, развитие материковой экономики. По географическому положению, Евразия находится далеко от моря, и ее порты ограничены длинным замёрзшим берегом. Между тем, выходы к морю в руках враждебных стран, и поэтому она не может расширить справедливый "обмен океана" с Западом. В этом случае, нужно по принципу, установить независимый от океанской экономики материковый рынок, и развивать собственную разнообразную интеграционную материковую экономику. Не в обезьяньем копировании «океанической»

политики других, во многом к России несо-относимой, но в осознании «континентального» и в приспособлении — экономическое будущее России [Савицкий, 1921].

Политические амбиции. Евразийцы уважают волю к власти и верят в то, что идеи правящей партии имеют абсолютные права на общество. Россия под коммунистами и Италия под фашистами преследуют силу воли, но из-за отсутствия духовных и религиозных основ в ведущей идеологии, их власти были ослаблены. Евразийская доктрина выигрывает на этой территории. Евразийцы даже были готовыми к тому, что вместо Коммунистической партии они будут держать бразды правления России.

Из-за различий в академических взглядах и политических предпочтений между деятелями евразийства, евразийская школа в конце 1920-х гг. начала распадаться. Хотя до 1937 г. евразийство как единая школа исчезла, но евразийская идеология сохранилась и оказала влияние на русскую эмиграцию, только влияние было слишком мелким в советский период.

После распада СССР, перед всеми заботившимися о Родине людьми стоял вопрос о российской судьбе. При таком исходе себя проявило неоевразийство. Доктрина неоевразийства появилась на фоне упадка и тяжелой трансформации России и других стран СНГ, она стремится к восстановлению статуса России в международном обществе, исследует модель социально-экономического развития с российской спецификой, и всеми силами превращает эту политическую мысль на стратегию развития и принципы управления. Для того чтобы отличать её от евразийства 1920-х гг., мы называем эту доктрину неоевразийством.

Главным представителем доктрины неоевразийства является А.Г. Дугин. Он разъясняет теорию геополитики, основанной на евразийстве. По его мнению, принцип неоевразийства - «почва, а не кровь» [Дугин, 2000] то есть географический принцип выше этнического. В мае 2002 г. на учредительном собрании «Партия Евразия» А. Дугин в своем длинном докладе всесторонне изложил теоретическую программу евразийской доктрины.

Экономическая политика. В экономическом споре двух фундаментальных сил нашего общества - сторонников реформ и противников реформ - мы (современные евразийцы) придерживаемся позиции третьего пути.7 Евразийцы предложили создать благоприятные условия для развития частных малых и средних предприятий. Между тем, они думают, что все экономические, военно-промышленные и природно-ресурсные секторы имеющие стратегические значения, не могут быть переданы частным операторам, а должны наблюдаться государственной администрацией.

Для экономического развития Евразийцы предложили евразийскую модель и уверены, что концепция евразийского патернализма здесь оптимальна. Евразийская модель, суть которой можно выразить одним словом - «евразийский патернализм» или «автаркия больших пространств» -означает создание экономической модели, максимально развивающей внутренние ресурсы, в сочетании с дифференцированной открытостью всей территории евразийского "таможенного союза" по внешним геоэкономическим зонам. 8

Внешняя политика. Сегодня в мире происходит процесс глобализации. Евразийство считает, что это не просто сближение между собой различных культур и цивилизаций, а унитарное одномерное навязывание всему миру кода американского (западного) общества с его специфической системой ценностей9. По мнению Ду-гина, этот процесс глобализации разрушает цивилизационную самобытность, и поэтому он действительно негативный. Евразийцы предлагали вместо «глобальной» и «од-нополярной» глобализации - альтернативный мир, который основан на «многополярной глобализации» и будет осуществлять промежуточный этап объединения ряда цивилизационных пространств в (более или менее) единые стратегические, цивили-

7 Выступление А.Г. Дугина на учредительном съезде политической партии «Евразия». http://med.org.rU/article/220.1.3.2017

8 Выступление А.Г. Дугина на учредительном съезде политической партии "Евразия". http://med.org.rU/article/220.1.3.2017

9 Там же.

зационные, культурные и экономические блоки. Они предлагали альтернативную модель «мира по-евразийски», что заключается в сплочении «больших пространств», в интеграционных процессах на материке. Евразийцы - сторонники объединения Евразии, покрывающей приблизительно пространство СНГ, включая некоторые страны, которые цивилизационно входят в наш блок (такие, как Болгария, Монголия и Сербия)10.

Внутренняя политическая ситуация. По мнению А. Дугина, внутренняя политическая ситуация России очень сложна, и в какой-то степени находится под кризисом. Теперь, когда статус России в международной арене еще не определен, Россия находится в переходной геополитической структуре. Если Россия будет вовлечена в процесс глобализации и возвратится на Запад, то она будет еще раз расчленена. Будущее России лежит в том, чтобы стать центром и платформой в новой евразийской структуре. В качестве краткосрочной цели, можно построить «Евразийский союз», похожий на «Европейский союз», а в будущем создать новую и стабильную евразийскую структуру.

В «обрамление» России евразийским пространством он видит ключевую возможность для России как укрепить свой статус особой цивилизации, так и «собрать» все постсоветское пространство (пространство СНГ), поскольку фактически только Россия заинтересована в становлении этого региона глобальной силой. Отношения России с США А.Г. Дугин рассматривает в классических геополитических категориях «теллурократии» (то есть сухопутной державы или цивилизации Суши - России) и «талассократии» (морской державы или цивилизации Моря - США). Такой дуализм определяет неизбежное столкновение интересов двух сторон, исходя из их коренных, цивилизационных различий [Курылев, 2018]. Этот же подход определяет различное видение мирового устройства: по мнению А.Г. Дугина, любая цивилизация склонна к расширению, и столкновение их интересов обосновано тем,

Там же.

10

что прилегающие к ним стратегические зоны могут тяготеть как к цивилизации Суши, так и к цивилизации Моря [Дугин, 2015. С. 57]. Запад, по его словам, отказывает России в существовании в качестве самостоятельной цивилизации, поэтому в качестве альтернативы однополярному миропорядку политолог видит Евразийский экономический союз [Дугин, 2015. С. 75].

В мае 2000 г. В.В. Путин официально вступил в должность нового президента России. Обобщая опыт прошлых лет и извлекая уроки дипломатии 1999-х гг., Путин предложил найти пути реформы, подходящие русскому обществу. Он подчеркнул, что российская внешняя политика носит глобальный характер, что не только в связи с военными и экономическими потенциалами, но и с геополитической ситуацией. Россия существует и на севере и на юге, и в Европе и в Азии. Согласно курсу политики В. Путина в отношении евразийства, российская дипломатия строго руководствуется принципами важности, как западного направления, так и восточного. Проводится сбалансированная внешняя политика в отношении Европы и Азии. Именно из этого исходит в формировании современной политической доктрины сегодняшнее политическое руководство России.

В октябре 2011 г. в статье «Новый интеграционный проект для Евразии», опубликованной газетой «Известия», В.В. Путин отметил, что реинтеграция постсоветского пространства вокруг России является естественной геополитической судьбой евразийских стран, а также о том, что «только вместе наши страны могут войти в число лидеров глобального роста и цивили-зационного прогресса»11. В своей статье В. Путин, занимавший пост премьер-министра России, указывал на перспективы более глубокой интеграции на евразийском пространстве и о необходимости совместной работы евразийских стран, в качестве моста между Европой и АТР; на выгодность как для самих стран будущего союза, так и для всех участников мирового рынка.

В октябре 2013 г., выступая на заседании клуба Валдай, вернувшийся на пост президента России В.В. Путин указывал, что участие в проекте «Евразия» является шансом сохранить свою культурно-историческую идентичность, а также политическую субъектность. Как заявил российский лидер, «Европа ушла от своих христианских основ», религия стала вытесняться из общества. Это привело к тому, что стали искажаться семейные ценности и получать оправдания нетрадиционные виды отношений. Евразийские государства едины в убеждении, что это неверный путь развития: в российском обществе, а также в обществах других евразийских стран, сильна поддержка традиционных семейных ценностей, а также доверие государственным и религиозным лидерам. Согласно В.В. Путину, лишь сохраняя свою культурную самобытность, евразийские страны могут претендовать на то, чтобы стать «самостоятельным центром развития, а не периферией Европы и Азии»12.

Отдельно нужно сказать и о Казахстане, евразийские идеи президента которого весьма оригинальны и востребованы. В своем выступлении перед профессорско-преподавательским составом МГУ им. М.В. Ломоносова 29 марта 1994 г. глава Казахстана подчеркнул, что «теперь, в условиях независимости, признавая равные права всех, уважая суверенитет и независимость каждого государства, можно было бы создать совершенно новое объединение». Существенно, что при этом он подчеркнул: «Я бы его назвал Евразийский - не Евроазиатский! - союз». Также было отмечено -«никакой "старый Союз" этим самым не воссоздается. Никакая империя не наступает» [Назарбаев, 2000. С. 266-267]. Именно тогда в проекте «О формировании Евразийского союза государств» Н.А. Назарбаевым был инициирован новый этап в развитии евразийства как интеллектуальной концепции, как политического мировоззрения и

11 Путин В.В. Новый интеграционный проект

для Евразии — будущее, которое рождается сегодня [Электронный ресурс] // Известия. 03.11.2011. - Режим доступа: http://izvestia.ru/news/502761

12 Заседание международного дискуссионного клуба «Валдай» 19.09.2013 [Электронный ресурс] // Официальные сетевые ресурсы Президента России. - Режим доступа:

http://kremlin.ru/events/president/news/19243

интеграционной практики [Евразийство, 2004].

Новизна современной евразийской идеи определяется следующими составляющими: во-первых, она была предложена лидером тюркоязычного и, преимущественно, мусульманского, государства на постсоветском пространстве; во-вторых, имеет региональный и международный формат; в-третьих, новое евразийство стало казахским, казахстанским евразийством; в-четвертых, переход на новый уровень взаимоотношений бывших советских республик в политической, экономической и культурной сферах [Курылев, 2018].

За более чем десять лет, пройдя Таможенный союз (Россия, Беларусь и Казахстан), Евразийское экономическое сообщество (Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан) и Единое экономическое пространство (Россия, Беларусь и Казахстан), в конечном счете в мае 2014 г. президент России В. Путин, президент Беларуси А. Лукашенко, Президент Казахстана Н. Назарбаев подписали «Договор о Евразийском Экономическом Союзе». 1 января 2015 г. договор о создании Евразийского экономического союза вступил в силу. По договору «Евразийского Экономического Союза», к 2025 г. в Евразийском экономическом союзе будет достигнуты цели свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а конечной целью является создание экономического союза похожего на Европейский союз. В. Путин определил одну из главных целей Евразийского экономического союза следующим образом: «Мы предлагаем модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной "связки" между Европой и динамичным АТР»13/

В создании ЕАЭС ярко проявляется курс внешней политики по отношению к Евразии при В. Путине. С одной стороны, из-за условий, требуемых ЕС, как заверше-

13 Евразийский союз будет строиться на уни-

версальных интеграционных принципах как неотъемлемая часть Большой Европы. AVA. https://ava.md/2011/10/05/vladimir-putin-my-predlagaem-model-moschnogo/. 05.04.2017.

ние внутренних реформ, демократическая свобода, право человека и другие, Россия отказалась участвовать в европейской «политике соседства», между тем, руководители Евросоюза и России предпринимали попытки достичь своих целей путем экономического сотрудничества ЕС и Россией. С другой стороны, Россия стремится ускорить процесс интеграции в постсоветском пространстве, укрепить экономическое и политическое сотрудничество с странами Центральной Азии. И в этом контексте был создан Евразийский экономический союз. Стоит отметить, что, в настоящее время отношения ЕС и Россией находятся на самом низком уровне после Холодной войны. Вместе с тем, полагаем, что в общем, Россия не абсолютно выбрала «поворот на Восток», она просто стремится к равновесию между «Западом» и «Востоком», именно в этом заложен ключевой смысл доктрины евразийства.

Прежде всего, экономический пояс шелкового пути - это наследие и развитие Великого шелкового пути. Дух великого шелкового пути и принцип ЭПШП совпадают. Во-вторых, представляется, что одной из идеологических вариаций в развитии России могут служить идеи евразийства, приобщение к которым позволит нашей стране объединить государства, с опасением относящихся к попыткам коллективного Запада во главе с США насадить свою гегемонию. Ведь Россия всегда с уважением относилась к традициям других народов, никогда и никому не отказывала в своем самобытном развитии, что выгодно отличает ее других. В-третьих, китайская инициатива Экономический пояс Шелкового пути и российский проект Евразийский экономический союз имеют прочные теоретические основы и идеологические источники. В значительной степени они имеют общие интересы, и в которых заключается основа их сопряжения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Дугин А.Г. Война континентов. Современный мир в геополитической системе координат. - М.: Академический проект, 2015. - 359 с.

2. Дугин А.Г. Многополярный мир и рос-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сийская внешняя политика // Международная жизнь, № 9, Сентябрь 2012.

3. Дугин А.Г. Основы геополитики. М.: Арктогея, 2000.

4. Евразийство: от идеи к практике. Международная научно-практическая конференция, посвященная 10-летию Евразийской инициативы Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева. Астана, 2004.

5. Курылев К.П., Какенова Г.М., Алиева С.К., Смолик Н.Г. Идеология евразийства // Незападные теории международных отношений. М.: Аспект-пресс, 2018.

6. Курылев К.П., Станис Д.В., Ин В. Экономический пояс Шелкового пути как геоэкономический проект КНР // Диалог: политика, право, экономика. 2016. № 3. С. 83-92.

7. Мамлева Л.А. Становление Великого шелкового пути в системе трансцивили-зационного взаимодействия народов Евразии // Vita Antiqua. 1999. № 2

8. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Стратегия вечной дружбы. Казахстана - Россия. М, 2000.

9. Савицкий П.Н. Континент - Океан (Россия и мировой рынок). // Исход к востоку: предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. София, 1921.

10. Сувчинский П.П. Эпоха Веры // Исход к востоку: предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. София, 1921.

Сведения об авторе: Ни Ваншу — магистр в области международных отношений (e-mail: [email protected]).

CONCEPTUAL BASES OF PROJECTS THE ECONOMIC BELT OF THE SILK ROAD AND THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Ni Vanshou

Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia

Abstract. The article considers the conceptual foundations of the Chinese initiative "The Economic belt of the Silk Road" and the Russian project "Eurasian Economic Union". The author comes to the conclusion that EPS is an inevitable result of regional cooperation and

social development in the era of economic globalization, that is, China has put forward such an initiative, considering not only the need for China's own development, but also the need for long-term development of Eurasia. In turn, one of the ideological variations in the development of Russia can serve as the ideas of Eurasianism, the admission to which will allow our country to unite states, with fears related to attempts of the collective West led by the USA to plant its hegemony.

Preparing the study, the author used a huge methodological list of economic and political science. These are: the method of normative analysis, the method of induction, and the method of systemic analysis (economics). The method of constructing scenarios and the normative-value approach are the political tools of this study.

Keywords: Economic belt of the Silk Road, Eurasian Economic Union, Russia, China, Central Asia, conjugation.

REFERENCES

1. Dugin A.G. War of the Continents. The modern world in the geopolitical system of coordinates. - Moscow: Academic Project, 2015. - 359 p.

2. Dugin A.G. Multipolar world and Russian foreign policy // International life, No. 9, September 2012.

3. Dugin A.G. Fundamentals of geopolitics. M.: Arktogeya, 2000.

4. Eurasianism: from idea to practice. International scientific and practical conference dedicated to the 10th anniversary of the Eurasian initiative of the President of the Republic of Kazakhstan N.A. Nazarbayev. Astana, 2004.

5. Kurylev K.P., Kakenova G.M., Alieva S.K., Smolik N.G. Ideology of Eurasianism // Non-Western theories of international relations. Moscow: Aspect-Press, 2018.

6. Kurylev K.P., Stanis D.V., Van In. Economic belt of the Silk Road as a geo-economic project of the PRC // Dialogue: politics, law, economics. 2016. № 3. P. 8392.

7. Mamleva L.A. Formation of the Great Silk Road in the System of Transcivilizational Interaction of the Peoples of Eurasia // Vita Antiqua. 1999. № 2

8. President of Kazakhstan Nursultan Naz-arbayev. The strategy of eternal friendship. Kazakhstan - on - Russia. M, 2000.

9. Savitsky P.N. Continent - Ocean (Russia and world market). // Exodus to the East: forebodings and accomplishments. The statement of the Eurasianists. Sofia, 1921.

10. Suvchinsky P.P. The Age of Faith // Exodus to the East: Presentiments and Achievements. The statement of the Eurasianists. Sofia, 1921.

About the author: Ni Vanshou — Master in International Relations (e-mail: [email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.