3. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КРИМИНОЛОГИЯ
УДК 343.9 ББК 67.51
Б.Б. Тангиев*
концептуальные основы правового обеспечения системы экологической безопасности
Аннотация: Экокриминология — учение об экологическом преступлении, его причинах и условиях, причинноследственной связи, личности экопреступника.
Ключевые слова: экологическая криминология; экологическая безопасность.
B.B. Tangiev
conceptual fundamentals of legal support to the environment protection system
Summary: Ecocriminology — science of ecological crime, its causes and conditions, causal relations, the identity of the criminal.
Key words: ecological criminology; environment protection.
Роль и место экокриминологии, эко-лого-криминологической инноватики, информационно-криминологических, криминалистических технологий
По моему глубокому убеждению система экологической безопасности должна быть действенной, в противном случае это всего лишь декларативно-виртуальная субстанция. Понятно, что и сама система здесь имеет особый режим и статус и включает в себя различные подсистемы и блоки поддержки. Но пока никто из специалистов так и не ответил, что должна представлять современная система экобезопасности — полный перечень подсистем, блоков поддержки, их количественные и качественные составляющие, по компетентности, взаимодействию и ответственности, не говоря уже о норма-
* Бахаудин Батырович Тангиев — кандидат юридических наук, кандидат технических наук, профессор, гранд-доктор права (Оксфорд), профессор кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, член Санкт-Петербургского международного криминологического клуба (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: [email protected] © Б.Б. Тангиев, 2012
тивных показателях оперативного реагирования.
Всё это даёт основание говорить об отсутствии работоспособной, функционирующей по всем параметрам системы экологической безопасности. Особо впечатляют правовые параметры ныне существующей системы (соответствующие подсистемы и блоки поддержки) или их практическое отсутствие. Замечу, что правоприменитель должен разобраться по всем экокриминологическим составляющим, с чем и кем ему предстоит бороться, используя какую методологию. Какое место он занимает в этой системе экобезопасности. По всей видимости, никакого, т.к. не выстроена и не отлажена сама система и её структура, в соответствии с имплементационной и унифицированной составляющей нормативных правовых норм международного права и ратифицированных Россией Конвенций в этой сфере. Вот почему необходима экокриминология и её методология. Экокриминология может рассматриваться как научное направление (отрасль криминологии), как правоприменительный механизм, как учебная дисциплина (спецкурс).
28 3. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ
Правоприменительная сторона проблемы
Структурно экокриминология должна входить в систему экобезопасности в качестве основного превентивного компонента (элемента) подсистемы правового обеспечения, с соответствующими блоками поддержки. Дальнейшее развитие экокриминологической инноватики позволило выявить основные прорехи в обеспечении действенности системы экобезопасности. Так в ходе исследования было установлено, что самым бездейственным во всей системе остаётся блок превенции (предупреждения и профилактики) и правореализационный механизм обеспечения неотвратимости наказания, возмещения ущерба, причинённого здоровью или имуществу граждан, вне зависимости от установления виновного лица, совершившего противоправное деяние. Одним из основных показателей уровня развития правового государства должен стать экок-риминологический индекс — «ЭКОКРИМ».
При разработке современной системы обеспечения экологической безопасности предлагается усилить функциональную (правовую) подсистему тремя блоками: экокриминология, криминалистика охраны окружающей среды, экологическая де-виантология. Всех их объединяет научный эколого-криминологический комплекс (НЭКК) по обеспечению действенности системы экобезопасности и противодействию экологической преступности. При рассмотрении данной функциональной подсистемы вне системы экобезопасности её можно представить в виде комплексной системы под названием «ЭКОКРИМЕН» (если проще «ЭКОКРИМ»). В исследуемой области только единый подход, позволяющий объединить указанные ниже научные направления, способен достичь искомого результата для получения эффективной превенции (предупреждения и профилактики) и правореализационного механизма обеспечения неотвратимости наказания и возмещения ущерба.
Понятие экологической криминологии
Экокриминология (oikoscrimenlogos) — (от греч. oikos — дом, родина; от лат. crimen / criminis/ — преступление; от греч. logos
— слово, понятие, учение; англ. ecocrimi-
Криминодогия
ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА
nology) — учение об экологическом преступлении, его причинах и условиях, причинно-следственной связи и зависимости, личности экопреступника, учение об экологической преступности. Новое научное, междисциплинарное направление, возникшее на стыке криминологии — экологии — экологического права.
На первом этапе своего зарождения экокриминология сформировалась как частная дисциплина криминологии, основанная на экологических фактах и научно-эмпирической основе. Изучает экопреступления и правонарушителя окружающей среды, а также разрабатывает оптимальные концепции контроля над экологической преступностью (с использованием инновационных достижений науки и техники и оптимизации их внедрения). В долгосрочной перспективе прогнозирует уровень и степень причин и условий, экодевиаций и детерминантов, обусловливающих возникновение и развитие экологических агрессий, экологического терроризма, экодиверсий, транснациональной экопреступности, беловоротничковой экологической коррупции.
Экокриминология при проведении своих экспертиз исходит из презумпции потенциальной криминологической опасности по отношению к окружающей среде (экосистемам), различной планируемой, намечаемой хозяйственной (антропогенной, техногенной) и иной деятельности как юридическими, так и физическими лицами.
В настоящее время «экокриминология» получила всестороннюю поддержку гражданского и научного сообщества. А выделение её как отдельной отрасли криминологии позволило привести в соответствие с современной экологической доктриной, систематизировать и классифицировать экопреступления, сформулировать понятие экопреступности, обосновать её причины и условия, дать анализ социальных последствий, а также выработать комплекс правореализационных механизмов, необходимых и достаточных для борьбы с такого рода преступлениями. Наряду с этим экокриминология служит теоретическим базисом для дальнейшей разработки методологии криминалисти-
ческого исследования окружающей среды по закреплению вещественных доказательств, в области совершенствования экологического контроля, экологического надзора, проведения объективной экок-риминалистической экспертизы.
Экокриминология на основе семантической методологии и синергетических подходов выработала свои методы и средства. Как пишет Д.А. Шестаков: «В монографии Б.Б. Тангиева «Экокриминология» даётся анализ обеих подсистем экологической преступности: 1) множества экологических преступлений и 2) детерминации преступного поведения в сфере окружающей среды. Исследуется вопрос о латентности этих преступлений.1
Криминалистика охраны окружающей среды (Criminalistics of guard of environment)
Эмпирическая база экокриминологии позволила разработать авторскую концепцию криминалистики охраны окружающей среды (ранее мною предполагались и другие названия: «криминалистика в сфере экологии», «криминалистика экобезопасности», «криминалистика окружающей природной среды», «криминалистика экопреступности» или по А.М. Воронцову «экологическая криминалистика»). Какой термин приживется, покажет время.
Криминалистика охраны окружающей среды (criminalistics of guard of environment)
— (от лат. Criminalis; англ. Criminalistics)
— термин, относящийся к преступлению, посягающему на охрану окружающей среды, экологическую безопасность. Междисциплинарная отрасль криминалистики, разрабатывающая средства и механизмы (технологии), частные методы расследования экологических преступлений, поисково-познавательные модели выявления и закрепления доказательной базы для судебно-следственной практики.
Создание экокриминологии, как нового научного направления, позволило разработать не только присущие ей мето-
1 Тангиев Б.Б. Экокриминология. Парадигма и теория. Методология и практика правоприменения. Монография. — СПб., Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. — С. 10.
ды информационно-криминологических технологий, но и сформулировать принципы и требования к методам и средствам криминалистического исследования природных сред (различных экосистем). В частности: АСЭПМ (автоматизированная система эколого-правового мониторинга; АСЭКМ (автоматизированная система экокриминологического мониторинга); ГИКС, ГИЭКС (геоинформаци-онная криминолого-криминалистическая система, геоинформационная экокрими-нологическая система) при проведении КОВОС (ЭКОВОС) криминологическая (экокриминологическая, экокриминалис-тическая) оценка воздействия на окружающую среду, ЭКЭ (экокриминалистиче-ская экспертиза).
Экологическая девиантология (Ecological deviantology) — учение об экологических девиантных отклонениях (положительные или негативные) от нормальных, общепринятых условий существования и развития конкретной экосистемы в окружающей среде и обратной реакции природной среды, как результат этих отклонений (в т.ч. антропогенных, техногенных и др.).
Все наши исследования подтверждают, что решить проблему «предупреждения» в данной специфической области возможно лишь решив проблему девиантного поведения в области экологии. Нам предстояло ответить на ряд вопросов: Каким образом происходят экологические девиации? На какой фазе своего развития человек наиболее подвержен девиантному поведению? Что в большей степени влияет на формирование психологии отклоняющегося поведения по отношению к окружающей среде? Что и в какой степени формирует экологизированное и антиэкологичное сознание? Каковы причины, условия, детерминанты отклоняющегося поведения, приводящие к совершению экологических преступлений?
Проблемы законотворческой деятельности по совершенствованию законодательной и юридической техники
В ближайшее время предстоит кропотливая законотворческая деятельность, так как до сих пор не приняты необходимые федеральные законы: «Об экологической
30 3. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ
информации», «Об охране растительного мира», «Об опасных химических (бактериологических) веществах и их компонентах», «Об охоте», «Об охране водных биоресурсов», «О защите Ладожского озера», «О криминологической (экокри-минологической) экспертизе», «О безопасности потребительских товаров и услуг», «О генномодифицированных продуктах» и др.
В последнее время наблюдается процесс, когда при нарастании сложности экологических проблем государственное управление на федеральном уровне в этой области постоянно ослабляется или саботируется (для этого достаточно проанализировать сколько в год и каких указаний прямого назначения Президента и Премьера не выполняется, какова причинно-следственная связь?).
На современном этапе развития системы экобезопасности нас в большей степени должна волновать правоприменительная проблема, для решения которой необходимы, в первую очередь, фундаментальные научные достижения и наработки теоретико-прикладного значения, отвечающие реалиям и вызовам транснациональной экопреступности. Практически отсутствует судебно-следственная практика по отдельным составам экологических преступлений. Удельный вес экологических преступлений в общем количестве зарегистрированной преступности вырос более чем в пять раз за последние двадцать лет. При этом количество официально зарегистрированных преступлений и правонарушений не отражает реальной действительности и лишь носит фрагментарный характер, определяющий лишь степень реакции правоохранительных органов.
По мнению специалистов-экокримино-логов, латентность в этой сфере самая вы-
сокая и составляет почти 100 %. Мы предполагаем рост количества экологических преступлений к 2020 году по сравнению к 1990 году не менее, чем в 30,5 раза, т.е. более 100 тысяч преступлений.
Экокриминологическое образование
При укреплении экологического правопорядка не в полной мере используются различные рычаги таких современных институтов, как: экологическое страхование; экологический аудит; экологическая сертификация; экологическое лицензирование, сервис экологической безопасности и т.п. Система высшей школы не в достаточной степени нацелена на подготовку специалистов по этим направлениям. В большинстве вузов страны отсутствуют профильные факультеты или кафедры по подготовке специалистов, обученных проводить эколого-криминологическую (криминалистическую) экспертизу, комплексную эколого-правовую, независимую судебно-экологическую экспертизы.
На правоприменительной практике сказывается нехватка, а порой и вовсе отсутствие юристов-экологов, криминалистов охраны окружающей среды. Практически не представлены криминологи по экологической преступности, специалисты по экологической девиантологии. Не ведётся целенаправленная подготовка (и курсы повышения квалификации) сотрудников экологической полиции, природоохранной прокуратуры, следователей и дознавателей по экологическим правонарушениям и преступлениям, отсутствует институт экологических судов и судей.
Указанный пробел надлежит устранить в ближайшее время, а будущим специалистам не упустить свой шанс и определиться в выборе своей специализации, так как нет более благородной и возвышенной цели, чем служение своему Отечеству!
Криминология
ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА