Научная статья на тему 'Концептуальные основы подготовки обучающихся в процессе физического воспитания'

Концептуальные основы подготовки обучающихся в процессе физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЙСЯ / КОНТРОЛЬ / CONTROL / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / ЗАДАЧИ / TASKS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / TRAINEES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рютина Лариса Николаевна, Козлова Светлана Михайловна, Пошвенчук Борис Леонидович

В данной статье рассмотрены проблемы определения приоритетов физического воспитания при подготовке обучающихся к трудовой деятельности, проанализированы ключевые направления в процессе физического развития. Приведена структура по формированию профессионально значимых физических качеств для успешной профессиональной деятельности. Выявлена необходимость формирования гармонично и физически развитого специалиста. Сформулированы ключевые направления при подготовке обучающегося, обоснована цель проведения теоретических занятий по профессионально-прикладной подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рютина Лариса Николаевна, Козлова Светлана Михайловна, Пошвенчук Борис Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы подготовки обучающихся в процессе физического воспитания»

CONCEPTUAL BASES OF TRAINING OF STUDENTS IN PHYSICAL EDUCATION

12 3

Ryutina L.N. , Kozlova S.M. , Pochvenchuk B.L. (Russian Federation) Email: Ryutina427@scientifictext.ru

1Ryutina Larisa Nikolaevna - Candidate of pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS; 2Kozlova Svetlana Mikhailovna - Student, FACULTY OF ECONOMICS AND FINANCE, IRKUTSK STATE TRANSPORT UNIVERSITY; 3Pochvenchuk Boris Leonidovich - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION, IRKUTSK STATE MEDICAL UNIVERSITY, IRKUTSK

Abstract: this article discusses the problems of determination of priorities of physical education in preparing students for work, analyzed the key trends in the process of physical development. The structure on the formation of professionally important physical qualities for a successful professional career. Identified the need for the formation of a harmonious and physically fit professional. Formulated key areas in the preparation of the student, and justifies the purpose of theoretical lessons in vocational and applied training. Keywords: professional training, trainees, control, formation, tasks.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1 2 3

Рютина Л.Н. , Козлова С.М. , Пошвенчук Б.Л. (Российская Федерация)

1Рютина Лариса Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физической культуры и спорта; 2Козлова Светлана Михайловна - студент, факультет экономики и финансов, Иркутский государственный университет путей и сообщения; 3Пошвенчук Борис Леонидович - старший преподаватель,

кафедра физического воспитания, Иркутский государственный медицинский университет, г. Иркутск

Аннотация: в данной статье рассмотрены проблемы определения приоритетов физического воспитания при подготовке обучающихся к трудовой деятельности, проанализированы ключевые направления в процессе физического развития. Приведена структура по формированию профессионально значимых физических качеств для успешной профессиональной деятельности. Выявлена необходимость формирования гармонично и физически развитого специалиста. Сформулированы ключевые направления при подготовке обучающегося, обоснована цель проведения теоретических занятий по профессионально-прикладной подготовке. Ключевые слова: обучающийся, контроль, формирование, задачи, профессиональная подготовка.

При подготовке специалистов железнодорожного транспорта уделяется внимание физическому воспитанию, основная цель которого заключается в формировании гармонично и физически развитого специалиста, способного успешно выполнять

профессиональные задачи в различных условиях. Для проведения занятий по физической культуре в институтах имеются спортивный и тренажерные залы, спортивная игровая площадка, оздоровительный комплекс. Физическая культура и спорт определяет свои приоритеты при подготовке обучающихся к трудовой деятельности [2].

Профессионально-прикладная подготовка в процессе физического воспитания обучающихся включает в себя теоретические и методологические представления и знания, свойственные их будущей трудовой деятельности. Ведущее место в процессе физического воспитания отводится исследованию ключевых направлений при подготовке обучающихся.

1. Профессиональная направленность обучения и воспитания физической культуры в вузах РЖД, система контроля за физической подготовленностью обучающихся.

2. Физическая подготовка и ее прикладные особенности профессиональной направленности в обучении и воспитании здоровье сберегающих аспектов.

3. Модель специалиста-выпускника вуза РЖД, сформированная с применением здоровьесберегающих технологий и спорта.

4. Методы определения прикладных особенностей физической подготовки в вузах МПС, которые связанны с социальными условиями учебы и с профессиональной деятельностью.

5. Средства и методы экспресс-диагностики функционального состояния человека в учебном процессе, а также в условиях производственной деятельности специалиста МПС.

На рисунке 1 приводится структура по формированию профессионально важных физических качеств (ПВФК) для успешной профессиональной деятельности [1].

Программой физического воспитания предусматривается проведение теоретических занятий по профессионально-прикладной подготовке, цель которых вооружить будущих специалистов нужными знаниями, снабжающими сознательное и методически правильное использование средств физической культуры и спорта для подготовки к профессиональным видам труда с учетом специфики каждого факультета. Следует использовать и форму краткой тематической беседы во время проведения, а также во время практических занятий по дисциплине физического воспитания [3].

Задачи профессионально-прикладной физической подготовки обучающихся заключаются в следующем: пополнить и улучшить персональные двигательные умения, навыки и физкультурно-образовательные знания обучающихся, содействующих освоению выбранной профессиональной деятельности; Ускорить развитие профессионально важных физических качеств и способностей, непосредственно связанных со спецификой железнодорожного транспорта, обеспечить стабильность повышенного на этой основе уровня дееспособности; Увеличить степень резистентности организма по отношению к неблагоприятным воздействиям условий труда, в которых проходит трудовая деятельность, способствовать увеличению его адаптационных способностей по сохранению и укреплению здоровья. Эта задача приобретает ключевое значение, естественно, том случае, когда средовые условия трудовой деятельности значительно отличаются от комфортных условий, для организма опасны перегреванием или переохлаждением тела, шумовыми перегрузками, недостатком кислорода и т. д.; способствовать успешному выполнению общих задач, реализуемых в системе профессиональной подготовки кадров, воспитанию нравственных, духовных, волевых и других качеств, характеризующих целеустремленных, высокоактивных членов общества, созидающих его материальные и духовные ценности [4, 5].

Рис. 1. Структура формирования и развития ПВФК

Следовательно, многообразие условий работы вузов целевой направленности и содержания ППФП в них и на факультетах различного профиля предоставляет выбор и использование различных форм и методов ППФП студентов.

Список литературы /References

1. Авдеев Н.Н. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие / Н.Н. Авдеев. М. Академия, 2001. 240 с.

2. Агеевец В.У.Организация физической культуры и спорта / В.У. Агеевец, Т.М. Каневец. М.: ФиС, 1986. 192 с.

3. Айзенк Г.Ю. Новые методы и средства обучения / Г.Ю. Айзенк. № 1. М.: Знание, 1988. 119 с.

4. Виленский М.Я. Физическая культура работников умственного труда / М.Я. Виленский. М.: Знание, 2001. 340 с.

5. Баевский Р.М. Проблемы адаптации и учение о здоровье / Р.М. Баевский. М.: Изд-во РУДН, 2006. 284 с.

Список литературы на английском языке /References in English

1. Avdeev N.N. Sociology of Physical Culture and Sports: Textbook. Allowance / N.N. Avdeev. M.: Academy, 2001. 240 p.

2. Ageevets V.U. Organization of Physical Culture and Sports / V.U. Ageevets, T.M. Kanevets. M.: ®hC, 1986. 192 p.

3. Eysenck G.Yu. New methods and means of teaching / G.Yu. Aizenk. № 1. M.: Knowledge, 1988. 119 p.

4. Vilenskiy M.Ya. Physical culture workers / M.Y. Vilensky. Moscow: Znanie, 2001. 340 p.

5. Baevsky R.M. Problems of adaptation and teaching health / R.M. Baevsky. M.: publishing house of PFUR, 2006. 284 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.