Научная статья на тему 'Концептуальные основы организации системы педагогического сопровождения замещающих семей'

Концептуальные основы организации системы педагогического сопровождения замещающих семей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
373
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАМЕЩАЮЩИЕ СЕМЬИ / ДЕТИ-СИРОТЫ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ЦЕНТРЫ И СЛУЖБЫ ПО УСТРОЙСТВУ И СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ И ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ / REPLACING FAMILIES / ORPHAN CHILDREN / SPECIALIZED CENTERS AND SERVICES FOR THE DEVICE AND SUPPORT OF CHILDREN AND FOSTER HOMES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Андреева И.И.

В статье раскрывается система педагогического сопровождения замещающих семей, приводятся основные требования, принципы и направления её организации в современных условиях развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Андреева И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of pedagogical maintenance of the replacing families, the main requirements, the principles and the directions her the organizations are provided in modern conditions of development of society are concerned in the article.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы организации системы педагогического сопровождения замещающих семей»

ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 376.1 - 058.862 : 364.4

И.И. Андреева

Концептуальные основы

организации системы педагогического сопровождения

замещающих семей

В статье раскрывается система педагогического сопровождения замещающих семей, приводятся основные требования, принципы и направления её организации в современных условиях развития общества.

The system of pedagogical maintenance of the replacing families, the main requirements, the principles and the directions her the organizations are provided in modern conditions of development of society are concerned in the article.

Ключевые слова: замещающие семьи, дети-сироты, специализированные центры и службы по устройству и сопровождению детей и приемных семей.

Key words: replacing families, orphan children, specialized centers and services for the device and support of children and foster homes.

Сегодня в России активное развитие получили разнообразные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан. И в связи с этим начался процесс перепрофилирования детских домов и интернатных учреждений для этих категорий детей в специализированные центры и службы по устройству и сопровождению детей и приемных семей.

В Ленинградской области за последние годы сложилась традиция приема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в такие семейные формы устройства, как приемная семья, патронатное воспитание, усыновление, опека и попечительство.

В процессе передачи детей в семьи и их адаптации в этих семьях возникло множество проблем, и стал вопрос не только о необходимости подготовки патронатных воспитателей, но и профессионального сопровождения приемных семей.

Патронатное воспитание - это новая форма устройства ребенка в семью. Оно осуществляется на основе разграничения прав и обязанностей по защите прав ребенка между службой по устройству

© Андреева И.И., 2016

(уполномоченным учреждением органа опеки) и патронатным воспитателем (не все права передаются семье, за часть вопросов отвечает служба органа опеки). Патронатное воспитание означает как родительскую любовь, так и профессиональную работу. У патронатного воспитателя две роли: и родительская и профессиональная. Ребенок живет в патронатной семье и расценивает ее как свою. В то же время заключается трудовой договор. Это первая в России форма надомной работы по воспитанию ребенка, лишенного семьи. При этом имеется и служба, оказывающая семье разнообразную помощь - семья не останется наедине с проблемами. Это самая гибкая форма устройства как для ребенка, так и для семьи.

Основными направлениями работы службы сопровождения являются:

- разработка индивидуального плана развития и реабилитации ребенка в семье;

- составление плана текущего сопровождения семьи и ребенка;

- проведение мониторинга развития ребенка в семье;

- подготовка выписок из протокола консилиума по результатам мониторинга с конкретными рекомендациями для каждого ребенка, проживающего в замещающих семьях;

- устройство детей в дошкольные и школьные образовательные учреждения;

- посещение детей в семьях, детских садах, общеобразовательных учреждениях;

- проведение занятий, коррекционно-развивающих игр, индивидуальных бесед, консультаций специалистов с детьми и замещающими родителями;

- наблюдение за ходом адаптации и проживания ребенка в замещающей семье, предупреждение негативных моментов в поведении детей, и их взаимоотношениях с замещающими родителями;

- методическое сопровождение замещающих семей (семинары, консультации, индивидуально-методические консультации: устные и письменные).

Критериями эффективности работы отдела являются:

- прочность и надежность устройства ребенка в замещающую семью;

- положительная динамика развития ребенка в замещающей семье (улучшение его психического, эмоционального, интеллектуального, физического, социального развития);

- удовлетворенность ребенка и замещающей семьи;

- уменьшение риска возврата детей из семьи.

Для того чтобы эти критерии выполнялись, работа службы должна быть направлена на поэтапное, пошаговое сопровождение замещающей семьи, после помещения ребенка в данную семью,

т. е. в работе отдела (службы сопровождения) должны быть четкость, системность, последовательность.

Работу по сопровождению замещающих семей мы делим на несколько этапов.

Предварительная работа проводится до перехода ребенка на постоянное проживание в семью. Она включает в себя знакомство с личным делом воспитанника. Эта процедура помогает изучить прошлую жизнь ребенка: где он жил, кто были его кровные родители, почему ребенок оказался в государственном учреждении, в каких условиях проживал до помещения в учреждение, какой отпечаток его прошлая жизнь наложила на его эмоциональное, психическое состояние и т. д. Кроме этого, знакомство с личным делом помогает лучше понять причину определенного поведения ребенка. Например, если ребенок испытал на себе физическое насилие, то он может проявлять агрессию по отношению к окружающим, может переносить тот уклад жизни, который он видел в кровной семье, на новую, замещающую семью.

Весьма значимым здесь является знакомство с семьей, с заполненными анкетами кандидатов в приемные родители или патро-натные воспитатели, с тем материалом, который накоплен в отделе по развитию семейных форм устройства. Это необходимо для того, чтобы как можно больше узнать об индивидуальных особенностях самих кандидатов, об особенностях их семейного уклада, о правилах, установленных в семье, о режиме дня, месте и времени работы, об интересах и многом другом. Этот материал специалист по развитию семейных форм устройства передает в отдел сопровождения, и им в дальнейшем пользуются остальные специалисты.

На этом этапе идет тесное сотрудничество специалистов отдела сопровождения со специалистами комитета по опеке и попечительству по развитию семейных форм устройства, так как именно они ведут подготовку кандидатов в «Школе приемных родителей», проводят тренинги и семинары, проводят психологическое тестирование будущих родителей, дают заключение и прогнозируют готовность кандидатов к приему ребенка.

Непосредственное знакомство с ребенком и семьей, которая решила взять к себе данного ребенка, происходит при совместном участии как специалистов отдела по развитию семейных форм, так и специалистов отдела сопровождения. Проводятся беседы с кандидатами, наблюдение за общением ребенка с кандидатом в патро-натные воспитатели или приемные родители. На этом этапе специалисты отдела сопровождения налаживают доверительный контакт с кандидатами в патронатные воспитатели, приемные родители.

Кроме этого, происходит закрепление за ребенком и семьей специалистов из отдела сопровождения: педагога-психолога; социального педагога. Это делается для того, чтобы при переходе ребенка в семью на постоянное проживание замещающая семья знала, к кому в будущем они могут обратиться за помощью. Очень важно, чтобы одни и те же специалисты как можно дольше сопровождали семью, именно длительное общение специалистов с семьей помогает установлению доверительных отношений.

До помещения ребенка в семью каждый кандидат получает полную информацию о ребенке от специалистов отдела, с ними беседуют и социальный педагог, и специалист отдела по развитию семейных форм устройства, и руководитель учреждения, где находится ребенок. Доведение полной информации о ребенке до кандидата в замещающие родители - это необходимая мера при работе с замещающими семьями.

Консультации тех же специалистов по ребенку получают и специалисты отдела сопровождения, так как полученная информация помогает при планировании работы с семьей, при сопровождении ребенка и семьи, после помещения ребенка в данную семью. Она помогает решать многие проблемы в воспитании и развитии ребенка, находящегося в замещающей семье.

На основе полученных консультаций, наблюдений, бесед и после изучения индивидуального плана развития ребенка, специалистами отдела сопровождения составляется индивидуальный план развития и реабилитации ребенка в семье. В этот план входят следующие направления работы: эмоционально-психологическое, которое заполняет педагог-психолог, логопедическое - учитель-логопед; семейное - педагог-психолог. Индивидуальный план обязательно доводится до сведения замещающих родителей, так как в нем отражены основные направления работы специалистов с данным ребенком и рекомендации по воспитанию и развитию ребенка для родителей.

После заключения трехстороннего договора о передаче ребенка на воспитание в семью и оформления всех документов, сотрудниками отдела психолого-педагогического и социального сопровождения составляется текущий план сопровождения семьи и ребенка индивидуально для каждой семьи. В текущем плане сопровождения семьи отмечаются: посещение семьи, телефонные переговоры, индивидуальные беседы с патронатными воспитателями и с детьми, консультации членов замещающих семей со специалистами Центра, мониторинг развития ребенка, индивидуальные занятия с детьми. При постоянном сопровождении замещающей семьи возникают различные ситуации, требующие вмешательства специалистов, поэтому план постоянно дополняется и корректируется.

В течение первой недели проживания ребенка в семье осуществляется первый визит специалистов в семью. Социальный педагог и педагог-психолог во время визита беседуют с замещающими родителями о первых днях жизни ребенка в семье, знакомятся с бытом семьи, устанавливают контакт с другими членами семьи, с социальным окружением (по возможности).

Специалисты отдела оказывают помощь в устройстве детей в ДОУ, общеобразовательные учреждения.

Профессиональное сопровождение замещающих семей - это один из важнейших этапов в работе специалистов по работе с ребенком, помещенным в семью и членами данной семьи.

В начале нашей практической работы по сопровождению посещения семьи после помещения в неё ребенка проводились по такому плану:

- в первый месяц - еженедельное общение с родителями в виде телефонных звонков, посещений семьи, индивидуальных бесед с детьми и родителями, встреч с ними;

- во второй и третий месяцы проживания воспитанника в семье - его посещение один раз в месяц либо в семье, либо в детском саду или в школе, проведение бесед, телефонных звонков, встреч, консультаций, занятий;

- в четвертый, пятый и шестой месяцы проживания воспитанника в семье - посещать его ежеквартально, проводить беседы, консультации и прочее. Далее - один раз в полугодие.

Исходя из практики нашей работы, мы сделали вывод, что необходимо ежемесячное посещение ребенка либо в семье, либо в образовательном учреждении, независимо от срока нахождения ребенка в данной семье. Например, март - посещение в семье, апрель - посещение детского сада, май - посещение в семье и т. д. Но так как при проживании ребенка в семье могут возникать непредвиденные ситуации, которые требуют непосредственного вмешательства специалистов, то за месяц может набираться несколько посещений данной семьи.

Необходимо отметить, что специалистам, закрепленным за семьей, нужно выстраивать взаимоотношения с ребенком и семьей таким образом, чтобы семья не воспринимала их как представителей контролирующих организаций, а как «друга» семьи, который хочет им помочь. Заинтересованность самих специалистов в оказании помощи семье - это одно из важных условий сопровождения семьи.

Исходя из нашей практической работы, мы пришли к выводу, что необходимо постоянное и регулярное наблюдение за ходом адаптации ребенка к проживанию в замещающей семье, в социуме, так как процесс адаптации один из наиболее кризисных и требует особо тщательного и бережного подхода к сопровождению семьи со стороны специалистов Центра. Специалисты отдела сопровождения призваны облегчить адаптационный период, сгладить острые углы

взаимодействия, позволить замещающему родителю в безопасном виде выразить свое удивление и негодование по поводу ребенка, научить членов семьи в адекватном виде выражать чувства, скорректировать ожидания от приемного ребенка.

Специалистам необходимо помнить о том, что адаптация ребенка в семье - процесс двусторонний: ребенок привыкает к семье, усваивает ее правила, нормы функционирования, а семья, в свою очередь, перестраивается, привыкает к ребенку, меняя свои правила.

Сопровождение замещающих семей требует совместного взаимодействия всех отделов Центра. Особенно ярко это взаимодействие выражено при работе с кровными семьями детей, проживающих в замещающих семьях. Совместно с отделом профилактики социального сиротства происходит организация встреч детей, проживающих в замещающих семьях с кровными родственниками. Встречи организуются по обоюдному согласию (кровных родственников и замещающих родителей) на базе Центра и в обязательном присутствии специалистов обоих отделов. Эффективность такого взаимодействия выражается в случаях перехода ребенка из замещающей семьи в кровную.

Мониторинг развития ребенка, помещенного в патронатную семью, проводится три раза в год, а для ребенка, воспитывающегося в приемной семье - один раз в год. Мониторинг проводится в виде полного обследования детей специалистами Центра. В проведении мониторинга участвуют врач-педиатр, врач-психиатр (по запросу), педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед и социальный педагог.

Методики проведения мониторинга применяются в зависимости от возраста и от выявленных проблем или нарушений в личностном развитии. Результаты мониторинга обсуждаются на консилиуме.

На основе полученных сведений консилиум специалистов обсуждает дальнейшую судьбу ребёнка и решает, подлежит ли он передаче в семью, или состояние здоровья и психологическое состояние ребёнка не позволяют этого сейчас сделать. Есть дети, которые из-за своих личностных качеств или особенностей поведения не приживутся в новой семье и хорошо себя чувствуют в среде сверстников в детском доме. В то же время есть «домашние» дети, которым противопоказано длительное проживание в детском учреждении.

Все противоречия должны быть тщательно проанализированы специалистами, прежде чем будет принято решение о дальнейшей судьбе ребёнка: будет ли он передан в приёмную семью, патронат-ное воспитание, опеку или усыновление или же он будет находиться в учреждении. При решении судьбы ребёнка на этом этапе важно исходить из интересов ребёнка. Для исключения субъективизма и необходима комплексная диагностика развития ребёнка.

Наиболее важным при подготовке к жизни в семье является, как показывает наш опыт, построение представлений ребёнка о своём прошлом, истории его жизни, причинах перемещения из семьи в учреждение и перспективах на будущее согласно возрасту и возможностям понимания происходящего. Главное - научить ребёнка позитивной модели поведения в семье (так как опыт отсутствует). Это необходимо сделать, чтобы дети понимали происходящие перемены в их жизни и представляли, какое их ждёт будущее. Важно объяснить им, что случилось в их жизни и почему они не могут сейчас жить со своими родителями.

Работа на этом этапе подготовки должна быть направлена на снятие естественного опасения, уменьшение чувства тревоги. Подготовка необходима ещё и потому, что в новую семью ребёнок идёт, имея прошлый, порой негативный опыт жизни в семье. Но, несмотря на это, многие хотят попасть в семью и даже просят найти им «новых» родителей.

Сопровождением детей, помещенных в замещающие семьи, мы стали заниматься сразу, как только их стали передавать в семьи. В процессе работы по устройству детей в семьи и сопровождении таких семей мы поняли, что сопровождение должно быть сконцентрировано на ребенке. Именно ребенок является объектом семейного устройства: это его развитие в опасности, это он перенес предательство со стороны родителей, это он должен установить связь с семьей, ему незнакомой, это он должен жить со страхом потерять новую семью; это он должен преодолеть ситуацию тревоги, в которую его поставила жизнь.

Дети, которых мы передаем в семьи, дошкольного возраста, очень непростые, у всех них сложные недетские судьбы, негативный прошлый жизненный опыт, кроме того, у многих специфические нарушения психического развития и по 3-4 хронических заболевания. От патронатных воспитателей и приемных родителей требуется поистине героическое терпение, умение подойти к ребенку и «отогреть» его в буквальном смысле этого слова. Все эти факторы потребовали от нас разработки целой системы сопровождения именно ребенка, помещенного в замещающую семью.

Список литературы

1. Алексеева Л.С. Методики адресного социального патроната: науч.-метод. пособие. - М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001.

2. Лазуренко Н. В. Управление системой социальной защиты детства: муниципальный уровень: дис. ... канд. социолог. наук. - М., 2009. - 231 с.

3. Савинов Л.И. Социальная защита семьи, материнства и детства. - Саранск: Изд-во Саранского ун-та, 2004.

4. Сорокин П. Человек и общество в условиях бедствия (Фрагмент книги) // Вопросы социологии. - 1993. - №3.

5. Кладезь мудрости / сост. Б.П. Корольков. - СПб.: Лань, 1999.

6. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М.: Три-вола, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.