ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ
13 (70) - 2010
концептуальные основы обеспечения национальной безопасности России и повышения благосостояния населения на основе аграрно-промышленной кластеризации
и. с. важенина,
доктор экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник E-mail: isvazhenina@mail. ru Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук (ИЭ УРО РАН)
Предлагается концепция аграрно-промышленной кластеризации России, которая позволит существенно поднять уровень и качество жизни населения, будет способствовать росту национального благосостояния, нивелирует соответствующие угрозы национальной безопасности. Предлагаемая комплексная программа создания региональных аграрно-промышленных кластеров, обладающая мощным мультипликативным эффектом, может стать крупнейшим антикризисным проектом.
Ключевые слова:региональная экономика, аграрно-промышленный комплекс, сельское хозяйство, аграрно-промышленная кластеризация, национальная безопасность.
В России сложилась ситуация, которая препятствует реализации национальных интересов и подрывает социально-экономическую безопасность государства. Речь идет о том, что страна попала в сильнейшую зависимость от импорта товаров, определяющих не только качество и уровень жизни, но и процесс физического воспроизводства населения и рабочей силы. Внутреннее производство не способно удовлетворить первоочередные, базовые, самые насущные потребности людей. Кризисная экономика современной России характеризуется наряду с перепроизводством в отдельных отраслях наличием существенного недопроизводства (по сравнению с реальными потребностями) в ряде социально значимых отраслей, что еще более усугубляется низким
2 -
качеством предоставляемых ими товаров и услуг. Конституция Российской Федерации провозглашает страну социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Реализация же этого тезиса предполагает оптимальное удовлетворение совокупности разумных потребностей людей.
В научных изданиях наиболее часто приводится иерархия (пирамида) потребностей А. Маслоу [10], которая по своей сути является конкретизацией классификации К. Маркса1 [5]. В этой теории просматривается также диалектика возвышения
1 К. Маркс в I томе «Капитала» разделил личные потребности по общественно-функциональному признаку на физические, интеллектуальные и социальные. В. И. Ленин диалектику развития потребностей назвал «законом возвышения потребностей», который проявляется в количественном насыщении и качественном совершенствовании как самих потребностей, так и общей структуры потребления. Первым этапом является удовлетворение насущных потребностей, необходимых просто для обеспечения жизнедеятельности (для человека — это еда, одежда, жилище, безопасность и т. д.). Вторым этапом в возвышении потребностей является оптимизация структуры потребления, что включает в себя:
1) уменьшение или полное исчезновение одних потребностей и рост других; 2) возникновение совершенно новых потребностей или качественную трансформацию ранее существовавших потребностей.
И, наконец, третий этап возвышения потребностей заключается
в изменении способов и формы потребления. Возвышение потребностей происходит по мере развития производительных сил, углубления общественного разделения труда, роста производительности труда, которые влекут за собой изменение структуры, способов и формы потребления [1].
потребностей: в пирамиде А. Маслоу потребности расположены снизу вверх, исходя из степени их настоятельности, необходимости для обеспечения жизнедеятельности, а именно:
• физиологические потребности;
• потребности в безопасности, стабильности,
уверенности в завтрашнем дне;
• потребности в принадлежности и любви;
• потребности в признании;
• потребности в самоактуализации.
Реализация каждого последующего уровня
потребностей предполагает удовлетворение ниже лежащих в пирамиде нужд, а также новые способы, формы и продукты потребления.
Потребности в питании, жилье, одежде, лекарствах являются первоочередными, базовыми, они находятся в основании «пирамиды потребностей». Второй по значимости уровень предполагает обеспечение физической и экономической безопасности. Самодостаточное государство должно обеспечивать своим гражданам если не оптимальный, то, по крайней мере, достаточный уровень удовлетворения этих нужд. В противном случае возникают серьезные угрозы безопасности страны.
Применительно к современной России можно говорить о том, что, во-первых, страна находится в серьезной продовольственной зависимости от импорта, в совершенно недостаточной степени удовлетворяя потребности населения в продуктах питания за счет собственного сельскохозяйственного производства (по разным оценкам, от 25 до 50 %)2. Более того, зависимость от импорта продовольствия быстро нарастает. Если в 2000 г. в Россию было завезено продуктов питания и сельскохозяйственного сырья на 7 384 млн долл., то в 2008 г. — уже на 35 173 млн (кроме текстильного сырья, в фактических ценах)3. Стоит упомянуть и о том, что фактическое потребление населения России существенно отстает от рациональных норм по наиболее ценным продуктам питания, составляя, например, по мясу и мясопродуктам 81,3 %, молоку и молокопродуктам — 79,3 %, овощам — 73,3 %, фруктам и ягодам — 77,1 % от норматива [9].
2 В Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия предусматривается использование значения показателя «доля отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка соответствующих продуктов», составляющего в отношении: зерна — не менее 95 %, сахара — не менее 80 %, растительного масла — не менее 80 %, мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) — не менее 85 %, молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) — не менее 90 %, рыбной продукции — не менее 80 %, картофеля — не менее 95 %, соли пищевой — не менее 85 %.
3 Данные Росстата. URL: http://www. gks. гu/bgdДegl/b09_13/ IssWWW. ехе^/Ыш16/25-11.Ыт.
Во-вторых, сегодня Россия находится в совершенно недопустимой зависимости от импорта фармацевтических препаратов. На импортные лекарства приходится около 75 % российского фармацевтического рынка, самая большая доля импорта — в государственных закупках (около 90 %). По оценке Минпромторга России, если данные тенденции не переломить, через десять лет 85 % препаратов в России будут импортными [6], т. е. лекарственная зависимость страны только усилится.
В-третьих, Россия почти полностью зависит от импорта продукции отраслей легкой промышленности: текстильной, обувной, швейного производства и т. д. Если в 2000 г. текстиля, текстильных изделий и обуви было завезено на 1 991 млн долл., то в 2008 г. — уже на 11 657 млн (в фактических ценах)4. Население страны одевают и обувают Турция, Польша, Италия, Греция, Китай и т. д. Огромный российский рынок потребительских товаров для многих стран стал полигоном, обеспечившим подъем национальных экономик, рост ВВП, количество рабочих мест и т. д. Напротив, в России индекс текстильного и швейного производств в 2007 г. по отношению к 1991 г. составил всего 27,4 %, индекс производства кожи, изделий из кожи и производства обуви за тот же период — 26,6 %5. Специалисты утверждают, что даже та обувь, которая производится в России, практически полностью шьется из импортных заготовок, что определяет почти 100 %-ную импортозависимость в плане обеспечения обувью населения страны.
В-четвертых, в плачевном состоянии находятся отрасли обслуживания, жизненно важные для населения: здравоохранение, образование, социальное обеспечение и т. д., не получающие в течение длительного времени достаточных бюджетных средств, обеспечивающих их нормальное функционирование и развитие. Те же финансовые ресурсы, которые все-таки выделяются, расходуются крайне неэффективно, без ориентации на первоочередные нужды людей. Так, например, строятся и оборудуются баснословно дорогие медицинские центры, при этом элементарная медицинская помощь становится все менее доступной и все более деградирует.
В-пятых, строительство жилья в стране осуществляется недостаточными темпами, а то жилье, которое строится, «не по карману» большинству россиян, что не позволяет снять остроту жилищной проблемы.
4 Там же.
5 Данные Росстата. URL: http://www. gks. гu/bgd/гegl/B08_11/ IssWWW. ехе^Д02/14-03.Ыт.
Все названные отрасли и сферы должны обеспечивать удовлетворение основополагающих потребностей населения, без реализации которых невозможно говорить не только о росте уровня и качества жизни, но и о простом «сбережении народа». Автор напоминает, что, по данным Росстата, за 20 лет (1989—2009 гг.) население России уменьшилось на 5,1 млн чел., составив в 2009 г. 141,9 млн6. Согласно прогнозу ООН, при сохранении существующих основных демографических параметров уровня смертности и рождаемости к середине текущего столетия численность населения России уменьшится до 101 млн7. И совсем не последнюю роль в усугублении демографической ситуации в стране играет упадок отраслей, производящих продукты питания, товары первой необходимости, лекарства, отраслей, оказывающих населению жизненно важные услуги и т. д.
Не вызывает сомнения, что поиск путей выхода российской экономики из кризиса следует осуществлять параллельно с реализацией курса на обеспечение национальной безопасности во всех сферах, повышения благосостояния населения, уровня и качества его жизни. Представляется, что решить данные задачи возможно посредством диверсификации экономики, развития соответствующих сфер и отраслей народного хозяйства на новых организационно-экономической и технико-технологической основах.
Невозможно прописать «лекарство от всех болезней» для экономики России. Автор предлагает одно из направлений стратегии обеспечения социально-экономического благополучия страны, реализация которого возможна наряду со многими другими проектами — комплексную программу аграрно-промышленной кластеризации. При этом автор исходит из гуманистической предпосылки, что экономика должна функционировать не ради самой себя, а в целях обеспечения национального благосостояния, оптимального удовлетворения
6 Данные Росстата. URL: http://www. gks. ru/bgd/regl/b09_11/ IssWWW. exe/Stg/d01/05-01.htm.
7 В Российской Федерации ежегодно умирает в расчете на тысячу человек населения в 2 раза больше, чем в Европе и США. Продолжительность жизни мужчины в России составляет неполные 59 лет — ниже, чем в Египте и Боливии. Аналогичный показатель в
Старой Европе составляет в среднем 74 года. Вероятность смерти в возрасте от 15 до 60 лет в нашей стране в 3 и более раз выше, чем в странах Старой Европы. Наличие депрессивного стрессового синдрома проявляется в чрезвычайно высоком уровне самоубийств, по которым страна занимает первое—второе (вместе с Литвой) место в мире. Количество самоубийц в Российской Федерации в
3 раза больше, чем в среднем по миру: на 100 тыс. чел. — 43 (для сравнения: Германия — 14, Франция — 20, Испания — 9, Португалия — 5,4, США — 14, Парагвай — 4,2). URL: http://www. kroupnov. ru/pubs/2006/06/09/10359.
потребностей жителей страны, расширенного воспроизводства населения и квалифицированной рабочей силы. Предлагаемая аграрно-промышленная кластеризация, кроме того, может стать одним из механизмов выхода России из кризиса за счет оптимизации структуры экономики, роста аграрного и перерабатывающего производств, легкой промышленности, увеличения численности занятых, стимулирования внутреннего спроса и т. д.
Решение проблем удовлетворения жизненно важных потребностей населения за счет отечественного производства следует начинать с сельского хозяйства. Это особенно важно именно в период кризиса и рецессии. Известно, что одно рабочее место, созданное в сельском хозяйстве, дает возможность организовать пять—шесть рабочих мест в перерабатывающей промышленности. Именно этот мультипликативный эффект особенно важен в условиях экономического кризиса и роста безработицы.
Однако сельское хозяйство России до настоящего времени сравнивают с «черной дырой». Вкладываемые средства исчезают, не принося существенных результатов. По мнению автора, проблема низкой эффективности вложений в сельское хозяйство заключается в отсутствии продуманной концепции подъема аграрного сектора экономики, комплексного подхода к планированию развития агропромышленного кластера, конкурентного распределения бюджетных средств, адекватной оценки результатов вложений, системы персональной ответственности за их эффективное использова-ние8 [7]. Кроме того, требуется серьезная работа по восстановлению утраченной трудовой мотивации сельскохозяйственных производителей посредством открытия для них экономических и социальных перспектив.
Автор предлагает разработать общероссийскую комплексную программу по созданию на определенных территориях региональных агропромышленных кластеров, частично финансируемую из государственного бюджета, а также предполагающую привлечение инвесторов на основе государственно-частного партнерства. Особенностью данной программы является ее нацеленность не только на
8 В настоящее время государственные средства, предназначенные для развития сельского хозяйства, расходуются крайне неэффективно, если не сказать, преступно. Генеральная прокуратура недавно обнародовала результаты проверки госкомпании «Росагроли-зинг», которая создавалась для того, чтобы на выгодных условиях поставлять на село технику и племенной скот. Оказалось, что на свое содержание «Росагролизинг» в 2007—2008 гг. потратила более 1,5 млрд руб. Это вдвое больше, чем было направлено на закупку племенного скота для сельскохозяйственных предприятий четырех федеральных округов, подсчитала прокуратура.
агропромышленную сферу, но и на решение многих взаимосвязанных социально-экономических проблем. Комплекс мероприятий, сформулированный в концепции, способен породить мощнейший мультипликативный эффект, что позволяет рассматривать программу в качестве значимого антикризисного проекта.
В работах российских экономистов уже указывалось на рациональность формирования агропромышленного кластера в условиях трансформации экономики России9 [3]. Однако особенностью формирования агропромышленного кластера, предлагаемого автором, является то, что кластер формируется не только и не столько за счет объединения уже существующих хозяйствующих структур и налаживания связей между ними. В авторской концепции создание кластера и ряда структур, его составляющих, происходит почти «с нуля». Такой подход совершенно не противоречит логике и истории возникновения кластеров в мировой экономике. Существуют примеры, когда кластеры складывались не самопроизвольно в процессе развития экономики, разделения, специализации и кооперации производства, а именно сознательно создавались, например «Силиконовая долина» в США, где сосредоточено около половины всего научно-технического потенциала страны в области электроники и вычислительной техники, или винодельческий кластер в Калифорнии. Европейская комиссия в своем обращении от 13.09.2006 отметила: «Быть частью кластера является важным конкурентным преимуществом бизнеса. Кластеры помогают заполнить пробел между бизнесом, исследованием и ресурсами, таким образом, быстрее выдавая знания на рынок. Успешные кластеры пропагандируют интенсивную конкуренцию одновременно с сотрудничеством. Они увеличивают производительность, привлекают инвестиции, пропагандируют исследования, усиливают промышленную базу, разрабатывают специальные продукты и услуги и становятся базой развития навыков. Новое поколение программ европейской региональной политики на 2007—2013гг. пропагандирует подход, который базируется на региональных инноваци-
9 Авторам представляется возможным определить агропромышленный кластер в условиях современной России как территориальное сочетание организаций, связанных производственно-сбытовой деятельностью в целях повышения конкурентоспособности продукции и активизации инвестиционной деятельности. На наш взгляд, агропромышленный кластер в отношении продуктового отраслевого подкомплекса следует трактовать как процесс объединения организаций различных сфер деятельности в едином воспроизводственном цикле — от производства сырья до реализации готовой продукции с включением всех стадий производства, результатом которого должно быть получение синергического эффекта.
онных кластерах, не только в развитых городах, но также в более бедных сельских регионах» (выделено авт.) [4, с. 46].
Многие страны эффективно используют кластерный подход в формировании и регулировании своих национальных инновационных программ. Кластеры сознательно создаются там, где необходим или возможен качественный скачок в области техники и технологии производства с последующим выходом на новые рыночные рубежи10. Думается, что в целях повышения конкурентоспособности страны, построения экономики национального благосостояния и выхода из кризиса именно региональные кластеры должны стать конкретными объектами проведения государственной аграрно-про-мышленной кластерной политики.
Построение экономики национального благосостояния и выхода России из кризиса на основе аграрно-промышленной кластеризации предполагает разработку и реализацию соответствующей национальной программы, которая совсем не ограничивается рамками агропрома. Предлагаемая автором программа представляет собой целый комплекс мероприятий, затрагивающих практически все сферы жизни страны и позволяющих разрешить самые наболевшие социально-экономические проблемы.
В самом общем виде алгоритм предлагаемой автором комплексной программы по созданию региональных агропромышленных кластеров состоит из следующих слагаемых.
1. Инициатива по принятию общего курса на аграрно-промышленную кластеризацию должна исходить от первых лиц страны и органов государственной власти. При принятии данного курса требуется сформировать федеральные институты, ответственные за разработку программы, за проведение ее обсуждения, а после принятия программы — за организацию деятельности по ее реализации в регионах России.
2. В рамках программы необходимо наметить приоритеты, выделить механизмы и инструменты ее реализации, определить источники и принципы финансирования, механизмы учета и контроля, мониторинга и коррекции результатов и т. д. Тре-
10 Известно, что кластеризация, проводимая по инициативе и при поддержке государства, способствует освоению производства продукции с высокой добавленной стоимостью, активизации инновационных процессов. Она стимулирует совершенствование процессов комплексной переработки сырья, применение ресурсосберегающих технологий, обеспечивает высокий уровень специализации и кооперации различных производств, что способствует более эффективному взаимодействию предприятий, входящих в кластер, обеспечивая высокую конкурентоспособность их продуктов и услуг на национальном и международном рынках.
буется разработка комплекса необходимых законодательных актов, направленных на создание и обеспечение эффективного функционирования аграрно-промышленного кластера, определяющих соответствующие механизмы стратегического планирования в рамках программы, финансирования, целенаправленной денежно-кредитной, налогово-бюджетной, ценовой политики и т. д. Также необходимо проработать механизмы контроля.
3. Реализация программы предполагает исследование территории России на предмет изыскания земель, пригодных или уже используемых для сельскохозяйственной деятельности, территорий, подходящих для размещения поселков малоэтажной застройки, а также предоставляющих возможности для развития перерабатывающих производств. Искомыми могут быть, например:
• территории моногородов и прилегающие к ним земли11;
• территории, имеющие особо благоприятные условия для конкретного вида сельскохозяйственной деятельности;
• территории, имеющие развитую инфраструктуру;
• территории, где имеются благополучные аг-роструктуры или ранее успешно функционировали сельскохозяйственные предприятия, которые можно возродить;
• территории, на которые по тем или иным причинам необходимо привлечь население (например Восточная Сибирь, Дальний Восток) и т. д.12.
Оптимальным вариантом будет выбор территорий, имеющих сочетание ряда перечисленных характеристик. Первоначально может быть определено несколько регионов, являющихся «полигонами» для апробации и отработки технологий создания аг-
11 Сейчас моногородами признаны 400 муниципалитетов, которые «стоят в очереди» за федеральными финансовыми вливаниями. В 2010 г. из антикризисного фонда на поддержку моногородов предполагается направить 10 млрд руб., еще столько же Инвестфонд может выделить на строительство в таких населенных пунктах. Федеральной целевой программой запланировано 100 млрд руб. направить на переселение жителей неперспективных городов. Может быть, часть этих средств следует использовать на перепрофилирование моногородов посредством создания там агропромышленного кластера?
12 Плотность населения на значительных территориях Восточной
Сибири и Дальнего Востока в настоящее время крайне низка. И это содержит в себе потенциальную угрозу безопасности и целостности России, поскольку эти территории могут стать предметом притязаний других государств, а то и просто превратятся в ареал «тихого» заселения незаконными мигрантами из стран, страдающих от перенаселенности, справиться с которыми впоследствии будет чрезвычайно сложно. То есть достаточно остро стоит вопрос об экономическом и политическом «удержании» данных территорий в ближайшем будущем.
ропромышленного кластера. Возможно придание им статуса своеобразных особых экономических зон с соответствующими преференциями.
4. Создание специализированной региональной структуры, предназначенной для организации процесса формирования кластера на избранной территории (например кластерной ассоциации), обеспечивающей привлечение участников и координацию их действий. Функционирование кластерной ассоциации должно осуществляться под контролем соответствующего федерального института. Институциональные предпосылки программы представлены на рис. 1.
5. Исходя из территориальной индивидуальности, необходимо определить специализацию аг-рарно-промышленного кластера, формируемого на данной территории. Основой формирующихся кластеров должны стать интегрированные структуры с полным циклом производства от выращивания сельскохозяйственной продукции до выпуска того или иного конечного продукта переработки. При этом необходима предварительная тщательная проработка структуры и элементов кластера с позиций оптимизации его состава, объема производственных функций и связей13.
Например, в самом общем виде возможно построение следующих кластерных цепочек аграрных и перерабатывающих производств, предприятий легкой, пищевой и фармацевтической промышленности, в частности:
• выращивание зерна — мукомольно-крупяное производство — производство хлебопекарной, макаронной, кондитерской продукции и т. д.;
• выращивание кормов, в том числе фуражного зерна — производство комбикормов — выращивание крупного рогатого скота, свиноводство, овцеводство, козоводство, кролиководство, коневодство, птицеводство, звероводство, и т. д. — производство мясной и молочной продукции, яиц, кожевенное и меховое производство, камвольное производство — производство одежды и обуви из кожи и меха, галантереи, вязаных изделий, трикотажа и т. д.;
13 Недавно министром сельского хозяйства Е. Скрынник инициировано создание агропромпарков, учредителями которых, по ее мнению, выступят сами фермеры. Агропромпарки будут включать в себя перерабатывающие мощности, логистические центры, оптово-розничные рынки, склады, транспортную службу. На территории агропромпарков могут также размещаться учебные структуры (подготовка и переподготовка специалистов широкого профиля), машинно-тракторные станции (ремонт и сервисное обслуживание сельскохозяйственной техники), бизнес-центры, информационно-консультационные пункты и прочие инфраструктурные объекты. Автору представляется, что данное предложение нуждается в глубокой и всесторонней проработке.
• выращивание текстильных культур (хлопчатник, лен, джут и др.) — текстильное производство — швейное производство; производство галантереи; производство тары, шпагата, мешковины, канатов, пакли; производство масла и т. д.;
• выращивание картофеля, овощей, бахчевых и садовых культур — производство свежей, консервированной и быстрозамороженной продукции;
• рыбоводство — производство свежей, консервированной и быстрозамороженной продукции;
• выращивание лекарственных растений — разработки инновационных лекарственных, косметических и др. препаратов и технологий — производство лекарственных, косметических и др. препаратов и субстанций для последующего производства и т. д. Это, в частности, полностью соответствует положениям Стратегии развития фармацевтической промышленности РФ до 2020 г., которая предполагает локализовать производство и разработку лекарственных средств на территории РФ в соответствии с мировыми стандартами, развивать лицензионные производства инновационных лекарств, создавая интегрированные структуры разработчиков и производителей лекарств.
6. Разработка стратегии формирования кластера и комплекса мероприятий по ее реализации. Планирование и стимулирование вхождения в кластер аграрных, промышленных, логистических и др. предприятий различных форм собственности, а также создание новых структур, например:
• формирование государственных аграрных структур по типу совхозов, однако на иных, соответствующих сегодняшнему дню основаниях и принципах;
• интеграция и кооперация (производственная, снабженческая, сбытовая, перерабатывающая, финансово-кредитная) существующих фермерских хозяйств и мелких сельскохозяйственных организаций, небольших перерабатывающих предприятий и их укрупнение, тем более что
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОГРАММЫ
Формирование федеральных институтов, ответственных за разработку программы, за проведение ее обсуждения, за организацию ее реализации Формулирование приоритетов программы, выделение механизмов и инструментов ее реализации
Определение источников и принципов финансирования программы Определение необходимых для реализации программы элементов денежно-кредитной, налогово-бюджетной, ценовой политики и т.д.
Разработка комплекса законодательных актов, необходимых для реализации программы Определение механизмов учета и контроля, мониторинга процесса реализации программы и коррекции ее результатов
Создание системы экономической и административной ответственности за результаты деятельности. Создание региональных структур для организации процесса
формирования кластера на избранной территории
Рис. 1. Институциональные предпосылки программы
это соответствует наметившейся тенденции. По данным Минсельхоза России, в текущем году в несколько раз увеличилось число фермеров, желающих объединиться. На 1 января 2009 г. было зарегистрировано 5,1 тыс. сельскохозяйственных потребительских кооперативов, том числе 912 перерабатывающих, 2 450 заготовительных и снабженческо-сбытовых и 1 738 кредитных. Только за 2008 г. таких организаций стало на 1 137 больше14; поощрение создания новых фермерских хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК и оказание им возможной помощи15.
14 Например, в Тамбовской области работают около 10 кооперативов по приему молока. Фермеры пользуются поддержкой местных властей: в июне 2009 г. была утверждена региональная программа развития семейных молочных ферм, согласно которой в ближайшие три года в такие хозяйства будет инвестировано порядка 3, 5 млрд руб. Члены кооперативов могут рассчитывать и на госсубсидию в размере 3,5 руб. за литр молока. Есть прецеденты, когда объединившиеся хозяйства открывают собственное производство. Так, в Липецкой области осенью 2010 г. должен вступить в строй завод «Молоко Черноземья» мощностью 200 т в сутки, в создании которого на кооперативных началах участвуют несколько организаций. На строительство завода фермеры планируют занять около 600 млн руб. в Сбербанке России и Россельхозбанке. См.: РБК. 2009. № 11. С. 59—60.
15 Комплекс мер, призванных обеспечить рост производства и реализации сельхозпродукции малыми хозяйствами, предусмотрен, в частности, целевой программой «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009—2011 годы».
Несомненно, потребуется строительство новых перерабатывающих предприятий пищевой, легкой и фармацевтической отраслей, а также создание системы логистической поддержки (специализированные оптовые торговые и транспортные организации; сбытовая кооперация16 и т. д.) [8].
Аграрным организациям кластерная принадлежность позволит снизить риски, связанные с производством сельскохозяйственной продукции, нивелирует стихийность рынка сельхозпродукции, позволит избежать диктата перерабатывающих организаций, даст возможность повысить конкурентный иммунитет. Это делает возможным постановку вопроса о включении в кластер даже неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций при условии их «санации» и «оздоровления».
Перерабатывающие организации при вхождении в кластер получат надежную сырьевую базу, хорошее сырье, что позволит им выпускать продукцию более высокого качества с меньшими затратами, легче завоевывать рынки сбыта и получать стабильно высокие прибыли. Обслуживающие организации, входящие в кластер (транспортные, складские, ремонтные и т. д.), также получают гарантированные объемы работ и доходы.
7. Создание (модернизация) предприятий по производству современной, высокоэффективной сельскохозяйственной техники, технологических линий и оборудования для перерабатывающих производств пищевой, легкой и фармацевтической отраслей.
8. Привлечение высококвалифицированных специалистов, в том числе иностранных (в истории нашей страны приглашение иностранцев для решения назревших проблем использовалось неоднократно: можно вспомнить, например, эпоху Петра I или более близкие времена индустриализации). Помимо достойной оплаты труда им требуется предложить комфортные условия проживания для всей семьи, обеспечить доступность услуг социальной инфраструктуры и т. д.
9. Привлечение отечественных и иностранных инвесторов. При этом необходимо учитывать, что, помимо прибыльности вложений, потенциальных
16 В настоящее время сбытовая кооперация в России развита совершенно недостаточно (например в скандинавских странах 100 % реализации молока происходит через кооперативы). Тем не менее сегодня создание сбытовых кооперативов в России стало экономически оправданным в результате предоставления им всех тех льгот, которыми пользуются сельхозпроизводители, в том числе и по льготному кредитованию. Автор полностью согласен с председателем Совета Ассоциации отраслевых союзов АПК В. Семеновым, что процесс развития сбытовой кооперации должен инициироваться и направляться местными властями.
инвесторов всегда интересует наличие ресурсов, развитая инфраструктура, гарантия сохранности вложений, возможности минимизации рисков/затрат, прогрессивное законодательство, приемлемая налоговая политика, позитивная репутация руководства территории базирования, низкий уровень коррупции и т. д.
10. Изыскание и освоение наиболее совершенных аграрных технологий, поиск и приобретение передовых технологий переработки сельхозсырья и производства потребительских товаров, организация и внедрение соответствующих собственных инновационных разработок. При этом следует подчеркнуть, что упор следует делать на создание собственных разработок, интенсификацию процессов применения знаний и внедрения технологий, что обеспечит реальный рост конкурентоспособности кластера, региона и страны в целом. Опыт развитых стран демонстрирует несомненную эффективность интеграции научных, инновационных и производственных процессов. Предполагается широкое привлечение к разработке инновационных технологий соответствующих научно-исследовательских институтов, Российской академии наук, проведение конкурсных отборов инновационных проектов независимых исследователей и практиков.
11. Строительство дорог и объектов производственной инфраструктуры на территории функционирования будущего аграрно-промышленного кластера. Это направление деятельности благодаря мультипликативному эффекту позволит обеспечить рост производства и занятости в смежных отраслях.
12. Строительство поселков малоэтажной застройки, таунхаусов, коттеджных поселков и др., а также объектов социальной инфраструктуры на избранной территории в целях привлечения квалифицированных специалистов, жителей, работников. В настоящее время существуют возможности осуществлять строительство комфортабельных домов в достаточно короткие сроки и сравнительно недорого при условии использования новых материалов и инновационных технологий строительства. Строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры будет особенно эффективным на основе частно-государственного партнерства и использования механизмов госзаказа. Как и любое строительство, оно сопровождается существенным мультипликативным эффектом — растет занятость в производстве стройматериалов, перевозках и т. д.
13. Привлечение жителей и квалифицированной рабочей силы. Оно становится возможным при условии предоставления жилья, например на
Основные составляющие комплексной программы создания региональных аграрно-промышленных кластеров
условиях льготной ипотеки или с использованием механизма жилищных сертификатов (например отставным военным), или даже бесплатно в исключительных случаях (например для особо ценных специалистов из числа бывших советских граждан, желающих переехать на жительство в Россию). При этом возможно осуществлять передачу жилья в собственность либо в пользование на условиях социального найма. Следует подчеркнуть, что именно решение жилищного вопроса может стать основой формирования четкой мотивации смены места жительства и эффективной трудовой деятельности на предприятиях аграрно-промышлен-ного кластера.
14. Подготовка кадров для предприятий сельского хозяйства, перерабатывающих производств, логистики, фарминдустрии и т. д. Резервом являются постоянные и потенциальные жители данной территории.
15. Руководство реализацией программы на конкретной территории предлагается поручать высококвалифицированным управленцам из кадровых резервов различного уровня, для которых это будет и серьезной проверкой, и школой одновременно. При этом крайне необходимо возрождать систему экономической и административной ответственности за порученное дело.
16. Имиджевое и информационное сопровождение проекта на всех этапах работы над программой [2].
Комплексная программа создания региональных аграрно-промышленных кластеров в России схематично представлена на рис. 2.
В ходе реализации предлагаемой автором программы можно решить значительное число жизненно важных для страны проблем:
• поднять сельскохозяйственное производство на новый уровень;
• воссоздать отечественное перерабатывающее производство на современной технологической и экономической основе;
• внести вклад в решение жилищной проблемы в России;
• решить проблему занятости в моногородах, разместив в них предприятия пищевой, легкой и фармацевтической промышленности,
Рис. 2. Основные составляющие комплексной программы создания региональных аграрно-промышленных кластеров
строительные и ремонтные производства, логистические организации (транспортные, складские, снабженческие и др.), предприятия, производящие машины и оборудование для сельского хозяйства и перерабатывающих производств, научно-исследовательские и учебные заведения и т. д.; создать дополнительные рабочие места в дорожном и жилищном строительстве, в производстве стройматериалов, в создании объектов инфраструктуры, в сферах разработки и производства сельскохозяйственной техники и оборудования для перерабатывающей промышленности и т. д.; стимулировать внутреннее потребление; создать условия для восстановления трудовой мотивации работников в сельском хозяйстве;
• решить продовольственную проблему и обеспечить продовольственную безопасность России;
• обеспечить удовлетворение потребностей населения за счет собственного производства одежды, обуви, кожгалантереи и т.д. из отечественного сырья;
• улучшить лекарственное обеспечение населения и т. д.
Реализация комплексной программы аграрно-промышленной кластеризации России позволит существенно поднять уровень и качество жизни населения, будет способствовать росту национального благосостояния, нивелирует соответствующие угрозы национальной безопасности. Кроме того, программа создания региональных аграрно-промышленных кластеров, обладающая мощным мультипликативным эффектом, может стать крупнейшим антикризисным проектом.
Список литературы
1. Важенина И. С., Важенин С. Г. Потребности в услугах в системе возвышения потребностей трудящихся. / Личное потребление в механизме воспроизводства населения: Сб. статей. Рига: Зи-натие, 1983.
2. Важенина И. С., Важенин С. Г. Имиджевое и информационное сопровождение хозяйственного
освоения территорий России // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 27.
3. Грядов С. И., Ковалева И. В. Агропромышленный кластер: проблемы и перспективы развития // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2009. № 4 (54).
4. Лаврикова Ю. Г. Кластеры: стратегия формирования и развития в экономическом пространстве региона. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008.
5. Маркс К. Капитал / Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 23.
6. Новиков А, Хохлов О. Неизлечимая фармацевтика // Деньги. 2009. № 18. URL: http://www. kommersant. га/doc. aspx?DocsID=1161977&print=true.
7. Помощь селу по-русски: миллиард — на зарплаты и корпоративы, а что останется — на комбайны // Комсомольская правда. 20.11.2009.
8. Семенов В. Приоритет — продовольственная безопасность // Человек и труд. 2009. № 9.
9. Скрынник Е. Б. Доктрина продовольственной безопасности — базисный документ агропро-довольственной стратегии Российской Федерации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. № 12.
10. Maslow A. Motivation and Personality. New York: Harper &Row, 1970.
Нужны статьи
в электронном виде?
На сайте Электронной библиотеки «dilib.ru» собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами.
Доступ к ресурсам библиотеки осуществляется на платной основе: моментальная оплата электронными деньгами, банковской картой, отправкой SMS на короткий номер. Возможны и другие способы оплаты.
Подробности на сайте библиотеки: www.dilib.ru
lib
ДЕНЫ"И@ГТ1СИ1.ГиL II Masffi
V/SA
ilndex
money-yandex-ru