Научная статья на тему 'Концептуальные основы изучения адаптационного потенциала населения'

Концептуальные основы изучения адаптационного потенциала населения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
320
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕСУРС АДАПТАЦИИ / ЛИКВИДНОСТЬ АДАПТАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пасовец Юлия Михайловна

В статье анализируются представленные в социологии теоретико-методологические подходы к исследованию адаптационного потенциала населения. Автором предпринимается попытка определения его сущности и структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual Principles of Analysis of Population's Adaptation Potential

The author analyzes theoretical and methodological approaches to population's adaptation potential, applied in sociology, and defines its essence and structure.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы изучения адаптационного потенциала населения»

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 3

Социология

УДК 316.1

Концептуальные основы изучения адаптационного потенциала населения1

Пасовец Ю.М.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и политологии Курского государственного университета

В статье анализируются представленные в социологии теоретикометодологические подходы к исследованию адаптационного потенциала населения. Автором предпринимается попытка определения его сущности и структуры.

Ключевые слова: социальная адаптация, адаптационный потенциал, ресурс адаптации, ликвидность адаптационных ресурсов.

Актуальность разработки концепции адаптационного потенциала населения в отечественной социологии определяется необходимостью теоретического и эмпирического анализа тенденций, проблем и перспектив социально-адаптивного поведения россиян в условиях продолжающейся социальной трансформации российского общества, связанной с модернизацией его социальных институтов. Раскрыть и охарактеризовать сущность адаптационного потенциала населения, возможности и ограничения его актуализации в изменяющихся социальных условиях позволяет, на наш взгляд, объяснительный потенциал ресурсного подхода.

Несмотря на частое упоминание в научных работах по проблематике социальной адаптации понятий адаптационного потенциала и ресурса адаптации, до настоящего времени в социально-гуманитарном знании не сформирована развернутая и обоснованная концепция адаптационного потенциала населения, описывающая его разнообразные компоненты. Вместе с тем рядом российских исследователей были заложены теоретико-методологические основы для концептуализации феномена.

В своей интегративной концепции социальной адаптации Л.В. Корель рассматривает адаптивный потенциал как совокупность свойств, качеств, характеристик (ресурсов), которые существуют у адап-танта в скрытом виде и «задействуются», то есть актуализируются, в ходе адаптации [1, с. 307]. Применительно к личности в качестве ресурсов адаптации выступают ценностно-нормативная структура адаптанта, его социальный статус (профессия, до-

ход, материальное положение, жилищный статус, образование, включенность в определенную социальную сеть и др.), демографический статус (здоровье, семейный и брачный статус, миграционная биография), этнический статус, социально-психологические характеристики и другие ресурсы.

Адаптивный потенциал, по мнению Л.В. Корель, складывается из двух векторов. С одной стороны, адаптивный потенциал включает способность к сопротивлению среде с ее последующей перестройкой «под себя», с другой - способность к ассимиляции со средой с последующим поглощением ею [1, с. 307].

Свойства адаптанта могут быть адаптивными, то есть существенно увеличивать его возможности к успешной адаптации, адаптивно нейтральными, то есть не повышать и не уменьшать его приспособленности, и, можно полагать, дезадаптивными, то есть препятствующими адаптации. При этом при изменении условий жизнедеятельности может меняться характер одних и тех же признаков субъекта. Иными словами, в новой ситуации ряд свойств адаптан-та могут потерять адаптивный характер, который они имели в прежних условиях, и стать нейтрально адаптивными или дезадаптивными и наоборот.

В целом качество адаптационного потенциала социального субъекта определяет степень успешности его адаптации. Адаптационный потенциал обусловливает скорость адаптации субъекта и ее конечные результаты.

1 Работа выполнена по гранту Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых (МК - 60.2011.6).

205

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 3

Следует отметить, что определенные социальные условия, в том числе условия места и времени, ограничивают возможности актуализации адаптационного потенциала субъекта. Это позволяет говорить о независимости ликвидности адаптивных возможностей субъекта от него самого. Однако именно субъект может осознавать собственные адаптивные свойства, возможности и ограничения для социальной адаптации, от результатов этой самооценки зависит дальнейшее развитие и наращивание своих адаптационных ресурсов. Для успешной адаптации субъекта необходимо адекватное осознание им социальных условий жизнедеятельности и собственного адаптационного потенциала. «Занижение собственных адаптивных возможностей подталкивает адаптанта к пассивной, выжидательной тактике, тем самым тормозя адаптивный процесс. Завышение чревато грубыми ошибками, срывами и неудачами в адаптивном процессе» [1, с. 307].

В концепции социально-экономической адаптации, разработанной Е.М. Авраамовой, адаптация понимается как вид взаимодействия личности и социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются взаимные требования и ожидания его участников [2, с. 38], а адаптационный потенциал характеризуется как ряд объективных и субъективных факторов, в качестве которых предстают уровень образования, социальный и профессионально-квалификационный статус, уровень материальной обеспеченности и др. [2, с. 46]. Автор определяет, что в целях социально-экономической адаптации субъект может использовать ресурсы двух типов: «человеческий капитал» как совокупность социально-демографических факторов адаптации (пол, возраст, уровень образования, демографический тип семьи, профессия, квалификация и т.п.) и «социальный капитал» как систему социальных связей индивида, его возможности ориентации в институциональной среде, понимание социокультурных сигналов и норм, поддерживающих хозяйственные взаимодействия [2, с. 48].

В дальнейшем, развивая положения своей концепции, Е.М. Авраамова совместно с Д.М. Логиновым выделяет нематериальные ресурсы адаптации, которые накапливаются человеком в процессе социализации и не могут быть отчуждены: образовательный капитал, профессионально-квалификационный капитал, информационно-культурный капитал и капитал социальных связей - и предлагает эмпирические индикаторы для их диагностики [3, с. 25-28]. Данными исследователями предпринимается попытка объединения нематериальных ресурсов адаптации в интегральный показатель адаптационного потенциала.

Образовательный капитал выражается в обще- и специально-образовательной подготовке человека и фиксируется определенным уровнем образования. Профессионально-квалификационный капи-

Социология

тал характеризуется степенью развития профессиональных умений и навыков и рассчитывается по самооценке профессионализма. Информационнокультурный капитал проявляется в посещении театров, кино, музеев и т.д., чтении книг, газет, журналов и т.д., просмотре телепрограмм, работе с компьютерными программами, базами данных, сетью Интернет, владении иностранным языком; его показатель строится на основе комбинации используемых респондентом возможностей развития этого ресурса. Капитал социальных связей представлен социальными связями, которые могут быть конвертированы или использованы в качестве замены экономических ресурсов, и измеряется используемыми в социальной адаптации социальными связями. Е.М. Авраамова и Д.М. Логинов выделяют три уровня используемых социальных сетей: государство, обеспечивающее своим гражданам пособие по безработице, субсидии по оплате коммунальных услуг и т.п.; социальные институты; друзья, знакомые, проживающие отдельно родственники, оказывающие помощь в домашнем хозяйстве, вещами, продуктами, деньгами - и количество видов социальной помощи (образование, лечение, жилищные проблемы, устройство на работу) [4, с. 14].

Наличие и уровень развития определенных адаптационных ресурсов, их сочетание у конкретного социального субъекта (индивида, социальной общности) обусловливают модель его адаптационного поведения.

Обращает на себя внимание тот факт, что в более поздних работах для обозначения компонентов адаптационного потенциала вместо понятия «фактор» Е.М. Авраамова использует термин «ресурс».

Применительно к российскому обществу Е.М. Авраамова и Д.М. Логинов обозначают проблему «ликвидности» адаптационных ресурсов и разрабатывают методический инструментарий для ее измерения. Основанием для возникновения проблемы недостаточной ликвидности адаптационного потенциала населения оказываются дисфункции социальной среды. «...Институциональная среда, не сфокусированная на максимальную реализацию “человеческого капитала”, блокирует модели адаптационного поведения, хотя и основанные на максимальном использовании адаптационных ресурсов, но не вписывающиеся в сложившуюся социальноэкономическую реальность» [3, с. 24-25].

Рассматривая специфику адаптации населения в трансформирующемся обществе, В.А. Кижеватова определяет адаптационный ресурс как средства, к которым обращаются при необходимости, и выделяет три основных адаптационных ресурса: экономический, социально-психологический и культурно-политический ресурсы [5, с. 28].

Экономический ресурс включает в себя материальное положение (уровень доходов, наличие

206

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 3

Социология

собственности, качество жилья и др.) и социальнопрофессиональный статус (высокодоходность, род занятий, престижность профессии, уровень, профиль и качество образования). Социально-психологический ресурс представлен характером взаимоотношений с окружающими людьми в малых и референтных группах (семья, друзья, коллеги, трудовой коллектив и др.) и социально-психологическими особенностями субъекта (стрессоустойчивость, толерантность к другим субъектам, гибкость и широта мышления и др.). Культурно-политический ресурс состоит из политической ориентации (политической культуры) и культуры (приверженности к ценностям).

Обобщая вышеприведенные теоретико-методологические подходы к исследованию адаптационного потенциала населения, приходим к выводу, что под адаптационным потенциалом можно понимать совокупность ресурсов субъекта (индивида, социальной общности), которые он использует в целях адаптации. В свою очередь, ресурс адаптации можно определить как качество (а) субъекта, позволяющие ему достигать желаемых результатов посредством актуализации своих потенциальных возможностей. Структурно адаптационный потенциал населения включает материальные и нематериальные ресурсы. Ключевыми материальными адаптационными ресурсами субъекта выступают уровень доходов, объем собственности, жилищные условия и др.; нематериальными - уровень образования, квалификации, социально-психологические качества, включенность в социальные сети и др. При этом в социально-гуманитарном знании понятия «адаптационный потенциал» и «адаптивный потенциал» используются как идентичные.

Полагаем, что в структуре адаптационного потенциала социального субъекта (индивида, социальной общности) можно выделить несколько значимых ресурсов:

- личностно-культурный ресурс, включающий качества личности, ее ценности, установки, идеалы и др.;

- образовательно-профессиональный ресурс, образуемый уровнем образования и квалификации, профессиональным статусом;

- демографический ресурс, представленный физическими характеристиками (пол, возраст, состояние здоровья и др.), семейным положением (брачный статус; наличие иждивенцев - несовершеннолетних детей, нетрудоспособных родителей и др.), местом проживания и др.;

- социальный ресурс, характеризующийся включенностью в различные социальные сети, обладанием властью и др.;

- материальный ресурс, включающий уровень доходов, объем собственности, жилищные условия и др.

В целом определение концептуальных оснований осмысления сущности и структуры адаптационного потенциала населения в социологическом знании позволяет в дальнейшем построить эмпирическую и операциональную модели рассматриваемого феномена и осуществить эмпирическое социологическое исследование.

Литература:

1. Корель Л.В. Социология адаптаций: Вопросы теории, методологии и методики. - Новосибирск: Наука, 2005. - 424 с.

2. Авраамова Е.М. Время перемен: социально-экономическая адаптация населения / Науч. ред. И.Е. Дискин. - М.: Ин-т соц.-экон. пробл. народонаселения, 1998. - 229 с.

3. Авраамова Е.М., Логинов Д.М. Социально-экономическая адаптация: ресурсы и возможности // Общественные науки и современность. - 2002.

- № 5. - С. 24-34.

4. Авраамова Е.М., Логинов Д.М. Адаптационные ресурсы населения: попытка количественной оценки // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2002.

- № 3 (59). - С. 13-17.

5. Кижеватова В.А. Адаптация населения в трансформирующемся обществе: анализ, прогнозы (региональный аспект). - Ульяновск: Изд-во Ульян. гос. ун-та, 2002. - 174 с.

Conceptual Principles of Analysis of Population’s Adaptation Potential

Y. Pasovets

Kursk State University

The author analyzes theoretical and methodological approaches to population S adaptation potential, applied in sociology, and defines its essence and structure.

Key words: social adaptation, adaptation potential, resource of adaptation, liquidity of adaptation resources.

207

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.