Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №2, Том 6 / 2018, No 2, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-2-2018.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/28PDMN218.pdf
Статья поступила в редакцию 27.03.2018; опубликована 21.05.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Ларин С.Н., Стебеняева Т.В., Худолей Г.С. Концептуальные основы и тенденции развития рынка бизнес -образования // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №2, https://mir-nauki.com/PDF/28PDMN218.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Larin S.N., Stebenayeva T.V., Khudoley G.S. (2018). Conceptual bases and tendencies of development of the market of business education. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(6). Available at: https://mir-nauki. com/PDF/28PDMN218.pdf (in Russian)
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 16-06-00002а «Методология развития рынка бизнес-образования в России: инновационные формы, модели, инструментарий и технологии»
УДК 377 ГРНТИ 14.37.27
Ларин Сергей Николаевич
ФГБУН «Центральный экономико-математический институт РАН», Москва, Россия
Ведущий научный сотрудник Кандидат технических наук Старший научный сотрудник E-mail: sergey77707@ramblr.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5296-5865 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=138489
Стебеняева Татьяна Викторовна
АНО ДПО «Институт международных стандартов учета и управления», Москва, Россия
Ведущий специалист Кандидат экономических наук E-mail: perl77717@ramblr.ru
Худолей Галина Серафимовна
АНО ДПО «Институт международных стандартов учета и управления», Москва, Россия
Ведущий специалист Кандидат экономических наук E-mail: hudosera@ramblr.ru
Концептуальные основы и тенденции развития рынка бизнес-образования
Аннотация. Авторами статьи показано, что динамичное развитие современной экономики и бизнес-структур обуславливает необходимость обеспечения растущих потребностей экономики и бизнеса в компетентных специалистах. Высокую актуальность данного исследования предопределяет то обстоятельство, что развитие рынка бизнес-образования является важным фактором подготовки и совершенствования квалификации работников управляющего звена предприятий и специалистов наиболее востребованных профессий. На современном этапе развитие рынка бизнес-образования во всем мире во многом определяется разнонаправленными воздействиями достаточно большого числа факторов глобализации, которые не только стремительно меняют облик современной экономики и
https://mir-nauki.com
способствуют становлению нового экономического уклада, но и влекут за собой появление новых тенденций в развитии рынка бизнес-образования и необходимость изменения концептуальных основ его функционирования в изменяющихся условиях. Основная цель проведенного исследования заключалась в выявлении современных тенденций развития мирового и российского рынков бизнес-образования. Для ее достижения был определен состав наиболее значимых факторов глобализации мировой экономики и степень их влияния на развитие рынка бизнес-образования. Таким образом в качестве объекта данного исследования выступает рынок бизнес-образования, а в качестве предмета исследования - факторы глобализации и их влияние на формирование новых концептуальных основ развития российского рынка бизнес-образования. В статье также кратко раскрыто содержание некоторых из предстоящих изменений в развитии рынка бизнес-образования и в деятельности бизнес-школ, как организационных структур, через которые предстоит реализовать данные изменения. Полученные в ходе проведения исследования результаты свидетельствуют о достижении поставленной цели.
Ключевые слова: глобализация экономики; факторы влияния; рынок бизнес-образования; подготовка специалистов; развитие; современные тенденции; новые концептуальные подходы
Рынок российского бизнес-образования можно считать достаточно молодым - совсем недавно он перешагнул в своем развитии 25-летний рубеж. Это событие осталось многими незамеченным, поскольку гораздо больше внимания уделялось исследованиям влияния санкционных ограничений на развитие российской экономики, сокращения ряда государственных программ, сдерживания темпов роста инфляции, увеличения затрат и налогового бремени для предприятий и рядовых граждан нашей страны. И вот в этих, казалось бы, в целом негативных условиях совершенно неожиданно был выявлен незначительный рост рынка бизнес-образования в России. Интерпретировать этот факт можно однозначно: нарастание неблагоприятных последствий санкционных ограничений фактически подтолкнуло как руководителей предприятий, так и квалифицированных специалистов к пониманию того, что для сохранения возможностей развития производства и профессионального развития специалистов необходимо принципиально изменить стратегические ориентиры, отдавая предпочтение стремлению получить новые знания, опыт, навыки и компетенции, которые позволят уже в ближайшем будущем реализовать планы развития предприятий и повышения личной квалификации или освоения смежных специальностей1.
Однако российский рынок бизнес-образования развивается не сам по себе, а под непосредственным взаимодействием современных тенденций развития мирового сообщества [1, 2]. Среди этих тенденций на развитие рынка бизнес-образования, пожалуй, наибольшее влияние оказывают факторы глобализации, например, такие, как: увеличение не только виртуальной, но и реальной мобильности квалифицированных специалистов, финансовых ресурсов и знаний в форме современных инновационных образовательных технологий [3]; усложнение культурно-образовательных взаимодействий в сфере делового предпринимательства на всех уровнях; постепенная утрата государством способности контролировать процессы экономических и других преобразований в обществе; размывание
1 Экономический спад увеличил спрос на бизнес-образование [Электронный ресурс]. - URL -http://www.profile.ru/obsch/item/103999-krizis-zovet-za-party (дата обращения: 25.03.2018).
Страница 2 из 10
Введение
28PDMN218
концептуальных основ государственного управления развитием образовательной сферы в целом и бизнес-образованием, как одного из ее сегментов.
Проявления воздействия факторов глобализации оказывают непосредственное влияние на формирование новых концептуальных особенностей и тенденций развития рынка бизнес-образования применительно к стремительно меняющимся условиям его функционирования. Среди факторов глобализации наибольшее влияние на указанные процессы оказывают следующие:
• формирование общества знаний и переход к цифровой экономике предъявляют новые требования к учебным заведениям и другим структурам, на базе которых функционируют бизнес-школы;
• увеличение спроса на подготовку квалифицированных специалистов и компетентных управляющих, способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям современного производства;
• стирание границ национальной политики между сферами экономики и образования, устранение государства от регулирования развития рынка бизнес -образования;
• выход развития рынка бизнес-образования на новый уровень, где практически отсутствуют ограничения на обучение в разных странах, поскольку качество программ обучения существенно повысилось и в основном стало соответствовать международным стандартам [4].
Необходимость адаптации рынка бизнес-образования к разнонаправленным воздействиям факторов глобализации мировой экономики повлекла за собой настоятельную потребность в разработке новых концептуальных основ его развития с учетом современных тенденций изменения развития мирового сообщества в целом [5]. В данной статье будет раскрыты новые тенденции рынка бизнес-образования в мире и в России, а также сформулированы некоторые концептуальные основы его развития, учитывающие разнонаправленное влияние факторов глобализации мировой экономики.
Основная часть 1. Новые тенденции развития бизнес-образования в мире
До настоящего времени общепринятого определения понятия «бизнес-образование» не существует единого, в науке. Во многом это связано, с одной стороны, с тем, что многие исследователи подходят к трактовке существа данного понятия по-разному, а с другой стороны появление рынка бизнес-образования стало неоднозначным явлением, которое предопределило стремительная глобализация мировой экономики и расширение информатизации практически всех ее сфер. Сегодня в качестве основного синонима понятия «бизнес-образование» используется термин «деловое образование». Его возникновение первоначально было связано с проведением краткосрочных курсов обучения руководителей и управляющих высшего звена частных предприятий, других негосударственных структур, а также индивидуальных предпринимателей.
В то же время возникновение рынка бизнес-образования стало во многом закономерным явлением, когда стремительные изменения в развитии экономики повлекли за собой перемены в сфере образования. Под воздействием этих изменений старая парадигма развития сферы образования была в сжатые сроки адаптирована к новым экономическим реалиям. В результате этого при существующих учебных заведениях были организованы новые образовательные
структуры, деятельность которых способствовала образовательной подготовке специалистов, обладающих новым качеством профессиональной квалификации в соответствии с новыми запросами новых экономических субъектов. Таким образом, динамичное развитие современной экономики предопределило возникновение и не менее динамичное развитие рынка бизнес-образования [6].
Мировой рынок бизнес-образования существует достаточно много лет. Его характерными особенностями в последние годы стало увеличение емкости и расширение ассортимента образовательных программ. Современный объем мирового рынка бизнес-образования оценивается в 4,5-5,0 трлн долл. США, а сохранение тенденций его уверенного роста позволяет сделать предположение о том, что в течение ближайших 2-3 лет этот показатель может преодолеть значение в 6-7 трлн долл. США. При этом доля онлайн-образования в общих показателях также будет уверенно расти и к 2020 году ее доля составит до 3 % (165 млрд долл. США) общего объема рынка2. По прогнозам ряда специалистов ожидается, что одной из преобладающих тенденций развития рынка бизнес-образования в мире к 2020 году станет обучение предпринимателей3.
Таким образом, несмотря на наличие комплекса проблем в развитии мировой экономики, связанных, прежде всего, с существенным замедлением темпов ее роста, рыночный сектор бизнес-образования продолжает достаточно успешно развиваться. Это происходит во многом благодаря его оперативной реакции на изменение объективных и субъективных реалий внешней среды, учету их предполагаемого воздействия на рынок и проведению своевременных преобразований в структуре его функционирования в новых условиях. Так, ответом рынка бизнес-образования на воздействие факторов глобализации стала выработка стратегий его интернационализации по следующим основным направлениям:
• согласованный подход (mutual understanding approach);
• привлечение квалифицированной рабочей силы (skilled migration approach);
• получение дохода (revenue generating approach);
• расширение возможностей (capacity building approach)4.
Реальным воплощением основных направлений интернационализации рынка бизнес-образования стало приоритетное развитие целого ряда новых направлений, а именно:
• повышение значимости обучения в бизнес-школах, функционирующих на базе государственных образовательных заведений;
• переориентация всех бизнес-школ на получение прибыли от процесса реализации услуг бизнес-образования;
• переход большей части бизнес-школ к модели полного цикла - несмотря на то, что практика ведения бизнеса в каждой стране различна, приоритет отдается экономическим моделям, пригодным для использования в любой стране мира;
2 Будущее онлайн-образования в России: рост и осторожные инвестиции [Электронный ресурс]. - URL -http:// www.forbes.ru/tehnologii/342961-budushchee-onlaYn-obrazovaniYa-v-rossii-rost-i-ostorozhnYe-investicii (дата обращения: 27.03.2018).
3 Mitra S. The Future of Education: 10 Trends to Watch [Electronic resource] / S. Mitra, 2014. URL: http://www.huffingtonpost.com/sramana-mitra/the-future-of-education-1_b_4617335.html (дата обращения: 25.03. 2018).
4 Экономический спад увеличил спрос на бизнес-образование [Электронный ресурс]. - URL -http://www.profile.ru/obsch/item/103999-krizis-zovet-za-partY (дата обращения: 25.03.2018).
Страница 4 из 10
28PDMN218
• многие бизнес-школы для поддержания своих лидирующих позиций на рынке бизнес-образования стремятся развивать свою деятельность с учетом влияния факторов глобализации и отражать это влияние в соответствующих программах обучения;
• появление на рынке бизнес-образования большего числа междисциплинарных программ обучения [7];
• идеальной моделью прошедшего обучение по одной из программ бизнес-образования становится менеджер, обладающий знаниями, высокой квалификацией и функциональными компетенциями по некоторому ряду управленческих специальностей;
• интеграция инновационных образовательных технологий и новых форм обучения в рамках программ бизнес-образования.
В эпоху глобализации мировой экономики, стремительной информатизации всех ее сфер, становления цифровой экономики и расширения практики использования ее продуктов для реализации программ бизнес-образования необходимо знать и умело использовать современные инновационные образовательные технологии. Только на этой основе можно оценивать действия конкурентов и своевременно противопоставлять им пользующиеся повышенным спросом программы бизнес-образования.
2. Современные тенденции развития рынка бизнес-образования в России
По оценкам некоторых российских исследователей объем рынка бизнес-образования в России составляет порядка 360-400 млн долл. США5. Однако ожидать роста российского рынка бизнес-образования в обозримой перспективе не приходится. Это утверждение основывается на двух главных причинах. Первая причина заключается в осознанном уходе государства от реальных мер поддержки и регулирования развития российского рынка бизнес-образования. При этом государством активно декларируется создание необходимых условий и оказание поддержки развитию предпринимательства. В настоящее время деятельность бизнес-школ на российском рынке бизнес-образования регулируется профессиональными структурами (Российской ассоциацией бизнес-образования - РАБО и Национальным аккредитационным советом делового образования России - НАСДОБР)6. Эти структуры заняты формированием структуры российского рынка бизнес-образования и разработкой системы общероссийских стандартов его функционирования, а также критериев его развития по аналогии с мировым рынком бизнес-образования. Но пока это еще достаточно отдаленная перспектива, а в современных условиях все проблемы, связанные с развитием российского рынка бизнес-образования, внедрением новых программ обучения, повышением качества образовательных услуг решают, главным образом, бизнес-школы, как структуры, которые непосредственно заняты практикой бизнес-образования. Вторая причина предопределена негативным воздействием санкционных ограничений, которые существенно ограничили наличие свободных финансовых ресурсов у основной массы государственных отечественных предприятий, не говоря уже о частных предприятиях и индивидуальных предпринимателях. В такой ситуации, вполне естественным выглядит решение руководства этих предприятий и отдельных предпринимателей вкладывать высвободившиеся финансовые ресурсы в развитие и
5 Экономический спад увеличил спрос на бизнес-образование [Электронный ресурс]. - URL -http://www.profile.ru/obsch/item/103999-krizis-zovet-za-party (дата обращения: 25.03.2018).
6 Рынок МВА и бизнес-образования России 2017. - М.: РБК, 2017. - 84 с.
модернизацию производственных мощностей, а выделение средств на подготовку квалифицированных руководителей и профессиональных специалистов откладывается на потом.
Воздействие факторов глобализации не обошло стороной и российский сегмент рынка бизнес-образования [8]. Их проявление нашло свое отражение в формировании новых направлений его развития, к которым относятся:
• на волне укрупнения государственных образовательных учреждений, функционирующие на их базе, бизнес-школы активно пытаются монополизировать российский рынок бизнес-образования;
• среди независимых бизнес-школ расширяется практика заключения ими альянсов с банками или государственными образовательными учреждениями, что обеспечивает необходимые финансовые ресурсы для их существования в рыночных условиях;
• российский рынок бизнес-образования все более активно стратифицируется по сегментам обучаемых и ценовым характеристикам программ обучения - при наличии трех основных ценовых сегментов все чаще возникают специальные ниши, которые занимают бизнес-школы, специализирующиеся на подготовке высоко квалифицированных специалистов наиболее востребованных профессий и специальностей;
• на теоретическом уровне продолжается борьба концептуальных подходов относительно регулирования или дерегулирования российский рынок бизнес-образования;
• деятельность большинства российских бизнес-школ ориентирована на одну из двух моделей их функционирования: глобальную и национальную.
Однако при этом руководство российских бизнес-школ отдает себе отчет в том, что западные стандарты ведения бизнеса не пригодны для современных российских реалий, что заставляет большее число бизнес-школ ориентироваться на национальную модель, которая учитывает все особенности российской бизнес-среды и бизнес-практики [9].
• сокращение на российском рынке бизнес-образования англоязычных программ подготовки квалифицированных специалистов;
• активное формирование нового сегмента российского рынка бизнес-образования на основе использования гибких краткосрочных программ и инновационных технологий обучения специалистов.
Расширение практики использования гибких краткосрочных программ и инновационных технологий обучения специалистов предопределяет то обстоятельство, что в современных условиях далеко не каждый специалист может позволить себе регулярно посещать занятия с отрывом от производства. Выход из этой ситуации был найден бизнес -школами за счет формирования гибких краткосрочных программ, эффективность которых обеспечивает их интеграция с инновационными технологиями и формами обучения специалистов (интерактивное или он-лайн обучение, а также другие виды и формы обучения). Наиболее удобным принято считать формат «смешанного обучения» (blended learning), который гармонично сочетает как очные, так и заочные формы обучения, опережающее развитие программ обучения, основанных на использовании так называемых хай-тек технологий.
Речь идет, прежде всего, о программах дистанционного обучения, которые в максимальной степени насыщаются интенсивными он-лайн и офф-лайн коммуникациями и другими, например, модульными, форматами, которые обеспечивают принципиально иное качество подготовки специалистов [10]. По существу, такие дистанционные модульные программы по качеству подготовки специалистов приближается к лучшим программам очного обучения, но их использование значительно расширяет возможности обучении для достаточно большого числа специалистов.
• продолжается поиск оптимальной модели для оценки качества обучения и уровня подготовки квалифицированных специалистов бизнес-школами российского рынка бизнес-образования;
• в плане международной деятельности перспективной тенденцией развития российского рынка бизнес-образования может стать его переориентация на работу с дружественными России странами, объединениями и регионами.
В этой связи каждая программа бизнес-образования должна учитывать особенности ведения бизнеса в том регионе, в котором будет работать подготовленный с ее помощью специалист. В последние годы все больше программа бизнес-образования переориентируются на учет специфики в модели управления предпринимательством в странах БРИКС. К специфике ведения бизнеса в странах БРИКС относится менее продолжительная по времени перспектива стратегического планирования, сильная вертикаль власти в управленческих структурах, недостаточная эффективность коммуникаций между всеми уровнями управления, высокий уровень неопределенности принимаемых управленческих решений и др. Учет этой специфики открывает возможности для понимания системных особенностей управления бизнесом и позволяет получить новые навыки управления. Не случайно представители ведущих бизнес-школ стран БРИКС достаточно регулярно проводят встречи, на которых они стремятся разработать общие концептуальные подходы к развитию рынка бизнес-образования7.
Осознавая необходимость дальнейшего развития указанных тенденций на российском рынке бизнес-образования, представляется целесообразным в самое ближайшее время решить ряд проблемных вопросов, на основании которых будут формироваться новые концептуальные подходы к его становлению, а именно:
• разработать новую систему оценки качества бизнес-образования и адаптировать ее к разным конфигурациям рынка и условиям его функционирования;
• учесть в составе новых концептуальных подходов различные варианты конфигурации рынка бизнес-образования и применительно к каждому из них определить: набор квалификационных требований к руководителям и квалифицированным специалистам; необходимые ресурсы для подготовки преподавателей и программ обучения, адекватных современным условиям; сформулировать позиции регулирующих структур (РАБО и НАСДОБР) относительно включения в состав программ обучения результатов научных исследований и признания равноценности очных программ обучения и он-лайн курсов, популярность которых будет только расти.
7 Мясоедов С.П. Своя колея. Российский рынок бизнес-образования обретает национальный колорит [Электронный ресурс]. - URL - http://www.emba-uams.ru/about/articles/2013/list308.html (дата обращения: 25.03.2018).
Страница 7 из 10
28PDMN218
Заключение
Не трудно предположить, что формирование новых концептуальных подходов к развитию российского рынка бизнес-образования повлечет за собой принципиальные изменения в организации деятельности самих бизнес-школ. Очевидно, что предстоит решать проблемы с научными исследованиями и генерированием новых знаний в программах бизнес-образования, потребуется адаптировать существующие или разработать новые модели функционирования самих бизнес-школ, наконец, необходимо определить новые подходы для бизнес-школ к формированию портфеля программ обучения. При этом надо учитывать, что все больше предпринимательских структур предпочитают проводить бизнес-образование своих специалистов в условиях реального бизнеса, предоставляя для этого свои площадки.
Кроме этого, с изменением условий окружающей среды, претерпевают изменения и программы бизнес-образования. Очевидно, что они в своем развитии стремятся соответствовать новым запросам рынка и предпринимательских структур. Так, еще осенью 2015 года в программы многих бизнес-школ были внесены существенные изменения, связанные с введением курсов обучения работе с большими объемами данных и бизнес-аналитике (big data), предпринимательским рискам и решениям по управлению потребительской ценностью. Эти направления актуальны и в зарубежных бизнес-школах.
В числе ожидаемых изменений, к которым должны быть готовы бизнес-школы, прежде всего, отметим следующие:
• активное внедрение информационных технологий и продуктов цифровой экономики под воздействием новых требований рынка труда, изменений среды ведения бизнеса и бизнес-моделей предпринимательской деятельности;
• появление нового более мотивированного к обучению поколения обучаемых, заинтересованного в поиске и получении новых знаний, повышении своих профессиональных компетенций, активно использующих в своем обучении продукты цифровой экономики;
• изменение форм и методов преподавания и на этой основе формирование нового типа преподавателей;
• постепенное стирание границ между традиционным очным обучением и on-line обучением, а также расширение возможностей для эффективного использования преимуществ каждого из указанных видов обучения в программах бизнес-образования.
Таким образом, на основании проведенных исследований были выявлены современные тенденции развития мирового и российского рынка бизнес-образования, обосновано предположение о необходимости разработки новых концептуальных основ развития российского рынка бизнес-образования, кратко раскрыто содержание некоторых из предстоящих изменений в развитии самого рынка и в деятельности бизнес-школ, как организационных структур, через которые предстоит реализовать данные изменения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ковалев В.А. Бизнес-образование в системе инновационной экономики: Монография - СПб: Изд-во СПбГУЭФ. 2010.
2. Леонгардт В.А. Услуги бизнес-образования как особый сегмент рынка дополнительного профессионального образования // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 5.
3. Тихомирова Н.В., Кочерга С.А. Роль и место бизнес-образования в контексте развития информационного общества // Информационное общество. - 2012. - № 2. - С. 26-36.
4. Баранова Н.М. Анализ рынка бизнес-образования России 2008-2014 гг. // Научное обозрение. - 2015. - № 5. - С. 368-375.
5. Айдрус И.А., Филиппов В.М. Мировой рынок образовательных услуг: Учеб. пособие. - М.: РУДН, 2008. - 194 с.
6. Худолей Г.С., Стебеняева Т.В., Ларин С.Н. Экономическая сущность «бизнес -образования» применительно к российским рыночным условиям // Международный научно-исследовательский журнал. -2016. - №4(46). Часть 3. -С. 107-110.
7. Силбигер С. MBA за 10 дней. Поэтапное овладение профессиональными знаниями, которые дают лучшие школы бизнеса. - М.: Альпина Паблишер, 2012.
- 365 с.
8. Стебеняева Т.В., Худолей Г.С., Лазарева Л.Ю. Тенденции развития рынка бизнес-образования в России // Современные гуманитарные исследования. - 2016. - № 2.
- С. 142-146.
9. Иванычева Т.А. Практико-ориентированная (дуальная) модель подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена // Международный журнал экспериментального образования. - 2017. - № 4-1. - С. 65-66.
10. Чигиринская Н.В. Особенности развития современного бизнес-образования в России // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4.
Larin Sergey Nikolaevich
Central Economical and Mathematical Institute RAS, Moscow, Russia
E-mail: sergey77707@ramblr.ru
Stebenayeva Tatiana Viktorovna
Institute of international standards accounting and management, Moscow, Russia
E-mail: perl77717@ramblr.ru
Khudoley Galina Serafimovna
Institute of international standards accounting and management, Moscow, Russia
E-mail: hudosera@ramblr.ru
Conceptual bases and tendencies of development of the market of business education
Abstract. The authors of the article showed that the dynamic development of the modern economy and business structures stipulates the need to meet the growing needs of the economy and business in competent specialists. The high relevance of this study is predetermined by the fact that the development of the market for business education is an important factor in training and improving the skills of managers of the company and the most demanded professionals. At the present stage, the development of the business education market throughout the world is largely determined by the multidirectional effects of a sufficiently large number of globalization factors that not only rapidly change the face of the modern economy and contribute to the emergence of a new economic order but also lead to the emergence of new trends in the development of the business-education and the need to change the conceptual foundations of its functioning in a changing environment. The main goal of the study was to identify current trends in the development of the world and Russian markets for business education. To achieve it, the composition of the most significant factors of the globalization of the world economy and the degree of their influence on the development of the market of business education was determined. Thus, the market for business education is the object of this research, and as a subject of research - the factors of globalization and their influence on the formation of new conceptual bases for the development of the Russian market of business education. The article also briefly describes the content of some of the upcoming changes in the development of the business education market and in the activity of business schools, as the organizational structures through which these changes are to be implemented. The results obtained in the course of the study indicate that the goal has been achieved.
Keywords: globalization of the economy; factors of influence; market of business education; training of specialists; development; modern trends; new conceptual approaches