Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ ИДЕОЛОГИИ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ ИДЕОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идеологический кризис / интеллектуальная природа / интеллектуальные ресурсы / интеллектуальные достижения / кадровая политика / теория идей / интеллософия / научные открытия / изобретения / ideological crisis / intellectual nature / intellectual resources / intellectual achievements / staff policy / theory of ideas / intellosophy / scientific discoveries / inventions

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Леонтьев Борис Борисович

Цель исследования: обоснование концептуальных основ формирования и реализации научной идеологии современного государства на современном этапе развития интеллектуальной природы. Методы исследования: методы системного, комплексного и ресурсного подходов, адаптированные к теории и методологии интеллософии, новой интеграционной науки, ставшей естественным результатом авторского открытия интеллектуальной природы. Научная новизна: абсолютная и беспрецедентная в российской и мировой научной системе современных знаний. Практическая значимость: изменение и качественное оздоровление информационного и законодательного пространства граждан России и других стран, не обремененного многовековой идеологией денег, исходящей от Запада. Освобождение от идеологического колониализма в сознании российских и граждан остальных стран. Переход от денежных к интеллектуальным ценностям граждан всех стран. Зарождение новой идеологической парадигмы, возврат к платоновским идеям о том, что государствами должны править мудрецы, системно мыслящие и имеющие наиболее ценные результаты интеллектуальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS FOR FORMING SCIENTIFIC IDEOLOGY

Purpose of the study: justifying the conceptual foundations for forming and implementing the scientific ideology of the modern state at the modern stage of development of intellectual nature. Methods used in the study: methods of system, complex, and resource approach adapted to the theory and methodology of intellosophy, a new integrative area of science, a natural result of the discovery of intellectual nature by the author. Research novelty: absolute and unprecedented in the Russian and global system of modern scientific knowledge. Practical value: modification and qualitative improvement of the information and legislative space for citizens of Russia and other countries, a space not burdened by centuries-old ideology of money coming from the West. Liberation from ideological colonialism in the conscience of citizens of Russia and other countries. Transition from monetary to intellectual values for citizens of all countries. Emergence of a new ideological paradigm, return to Plato’s ideas that the state should be ruled by sages with systemic thinking and most valuable results of intellectual activity.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ ИДЕОЛОГИИ»

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ ИДЕОЛОГИИ

Леонтьев Б.Б.1

Ключевые слова: идеологический кризис, интеллектуальная природа, интеллектуальные ресурсы, интеллектуальные достижения, кадровая политика, теория идей, интеллософия, научные открытия, изобретения.

Аннотация

Цель исследования: обоснование концептуальных основ формирования и реализации научной идеологии современного государства на современном этапе развития интеллектуальной природы.

Методы исследования: методы системного, комплексного и ресурсного подходов, адаптированные к теории и методологии интеллософии, новой интеграционной науки, ставшей естественным результатом авторского открытия интеллектуальной природы.

Научная новизна: абсолютная и беспрецедентная в российской и мировой научной системе современных знаний.

Практическая значимость: изменение и качественное оздоровление информационного и законодательного пространства граждан России и других стран, не обремененного многовековой идеологией денег, исходящей от Запада. Освобождение от идеологического колониализма в сознании российских и граждан остальных стран. Переход от денежных к интеллектуальным ценностям граждан всех стран. Зарождение новой идеологической парадигмы, возврат к платоновским идеям о том, что государствами должны править мудрецы, системно мыслящие и имеющие наиболее ценные результаты интеллектуальной деятельности.

йй!: 10.24412/2226-0692-2024-3-97-107

Введение

Проблема наличия, признания и влияния идеологий в современном обществе является одной из наиболее сложных в системе общественных знаний. Заявления руководителей западных государств о том, что у них отсутствует какая-либо идеология, весьма неверны, и для многих исследователей, включая А.А. Зиновьева, ее наличие является совершенно очевидным2. Однако далеко не все идеологии следует расценивать как официальные, категоричные, жесткие и агрессивные инструменты политики и зомбирования населения. Идеологии бывают мягкими, неформальными и опосредованными.

Разработанные в нашем институте основы подлинно научной идеологии ориентированы на формирование и укрепление идеологического суверенитета России. А это принципиально иной подход к пониманию идеологии. В этой статье мы излагаем научно обоснованную идеологию как альтернативную точку зрения на идеологию Клауса Шваба и его единомышленников.

2 Зиновьев А.А. Фактор понимания. М. : Агентство «Социальный проект», 2011. С. 311—318.

Идеологический кризис

Наши многолетние наблюдения и исследования показывают, что эволюционно накопленная Западом многовековая культура сегодня демонстрирует свое естественное устаревание. Это происходит примерно так же, как и с любым человеческим инструментом, требующим своей периодической модернизации [1].

Ценностная трансформация западной культуры, выстроенной на идеологии доллара, потеряла свои здоровые ориентиры. Лицам, живущим внутри этой культуры и взращенным с детства в условиях этой «культурной идеологии», крайне сложно разобраться в том состоянии, в котором она сегодня оказалась. Публикуемые последние десятилетия на Западе, начиная с Освальда Шпенглера, исследования западных аналитиков с названием «Закат Запада», «Закат западной цивилизации», «Разрушение западной культуры», не в состоянии изменить ее сущность и предотвратить ее крах. Эти исследования, иллюстрируя сотни признаков деградации западной культуры, не добираются до ее сущности. Большое видится на расстоянии. Для того чтобы оценить в целом западную культуру и говорить о ее

1 Леонтьев Борис Борисович, доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, МАГИ, Инженерной академии им. А.М. Прохорова, ге-

неральный директор ООО «Федеральный институт сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса», г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

сущности, необходимо изменить формат взгляда и за основу взять иные, более естественные критерии.

Открытие нами феномена интеллектуальной природы и комплекса ее законов и закономерностей позволяют нам отличать естественное от искусственного и прогрессивное от регрессивного, деградирующего [2, 3, 4].

Естественное развитие Запада, как и всего мира людей, исторически шло от биологической природы, где одни организмы питаются другими, где конкуренция за блага происходит не только как межвидовая, но и как внутривидовая. В биосреде человек человеку — волк. Последние сотни лет Запад был пиратом, агрессором и колонизатором. Он грабил более слабых и жировал за их счет, насаждая им свои язык и культуру. Запад грабил не только материальные ценности: золото, серебро и драгоценности. Он грабил и культурные ценности, включая произведения искусства, литературы, науки и техники, присваивая себе приоритеты и авторство их создателей. Например, Шекспир по-своему переписал итальянские новеллы эпохи Возрождения и тем не менее был провозглашен великим гением Англии. Хотя это была своя авторская переработка произведений итальянских интеллектуалов, которые так же заимствовали эти сюжеты у других народов. Так Англия провозгласила себя родиной футбола, хотя, если быть точным, то китайского футбола. В императорском дворце 2 тысячи лет назад китайцы играли в эту игру тряпочными мячом так же, как это сегодня мы видим в мини-футболе. Англия выдала патент на изобретение радио не имевшему технического образования г-ну Маркони после того, как Александр Степанович Попов продемонстрировал свой прибор публично и опубликовал его сущность в прессе. Наполеон вывозил культурные ценности со всех территорий стран, им побежденных, включая российские территории.

С развитием товарно-денежных отношений Запад плавно сменил идеологию физической силы на идеологию денег. Отцы-экономисты, начиная от Уильяма Петти, Адама Смита, Кейнса и Шумпетера, глубоко внедрили эту идеологию в сознание своих сограждан. После их публикаций о том, что деньги фактически являются главной ценностью Запада, незаметно стала активно и массово развиваться адаптивная к ней культура стремления к богатству, прибыли, доходам, а вместе с тем обостряющейся конкуренции, развития жадности, коварства, провокаций, скрытой и открытой подлости и обмана. Артур Конан Дойл, благодаря своим наблюдательности, таланту и рассказам, стал подлинным энциклопедистом англосаксонской душевности, ее коварства и подлости, идеологически характеризующих западного человека и, в частности, англичанина.

Идеология западного паразитария уже столетие назад там стала нормой. Ее фундаментальными разрушителями в итоге стали К. Маркс, Ф. Энгельс, К. Каутский, Г. Плеханов и В. Ленин. Еще за 20 лет

до Октябрьской революции самым глубоким российским марксистом, о чем писали Красин, Луначарский и Горький, А.А. Богдановым-Малиновским был написан учебник по экономике социализма. Восторженный Ленин приблизил его к своей партии. Но когда Богданов стал объяснять Ленину, что марксизм — это не религия, а наука, и ее нужно развивать, чего Ленин не мог, а Богданов написал «Всеобщую теорию организации», их пути разошлись. И Ленин как организатор партии путем интриг избавился от более компетентного Богданова, по программе которого СССР развивался все 70 лет, начиная с предложенной им электрификации всей страны3.

Далее марксизм в СССР превратился в религию и спустя 70 лет, как не актуализированный идеологический инструмент, постепенно стал разрушаться. Продуктами этого распада стали М. Горбачев и Б. Ельцин. При этом вовремя актуализированный марксизм в Китае, яростно критикуемый в СССР как ревизионистский, оказался более жизнеспособным и успешным. Сегодня Китай по всем своим основным показателям в экономике, науке, технике и инноватике стал мировым лидером. А Си Цзиньпин как наследник реформатора Дэн Сяопина и далее Ху Цзиньтао фактически стал идеологическим лидером страны и сумел вернуть в бюджет страны основную массу капитала, награбленного нечистоплотными китайскими приватизаторами.

Сегодня идеологическая многополярность должна быть поддержана финансовой многополярностью. Доминирование доллара как резервной валюты, вышедшее из разумных берегов и утопившее весь мир в своей избыточной идеологии, должно исчезнуть и быть «разбавленным» другими континентальными резервными валютами, имеющими хождение между странами БРИКС, ШОС, ЕАЭС.

Муаммара Каддафи как инициатора и организатора общеафриканской валюты Запад лицемерно ликвидировал, якобы как нарушителя демократических норм. А трагедия 11 сентября 2001 года вдруг состоялась как нельзя вовремя: за три месяца до выхода в свет евро как более справедливой и независимой валюты. Новорожденный евро в этих условиях на мировом финансовом рынке сразу же был подчинен доллару. Это произошло весьма и весьма своевременно. Поэтому за климатической обстановкой в финансовом пространстве доллара американцы вместе с МИ-6 и другими «идеологическими патологоанатомами» руку держат на пульсе и мировую обстановку вовремя контролируют. Тем не менее идеология доллара приходит к своему естественному устареванию. Не может быть многополярного мира с монополярной резервной валютой, несущей с собой идеологию колониализма, шантажа, провокаций и подкупа слабых, трусливых и жадных.

3 Ягодинский В.Н. Александр Александрович Богданов (Малиновский). 1873—1928 / Отв. ред. С.И. Донсков. М. : Наука, 2006. 268 с.

Сущность идеологии Запада

Идеологическая деградация Запада с его проблемами однополых браков, педофилии и разлучения детей с их родителями прикрывается лозунгами демократизации, свободы выбора и принципами высшей справедливости [5]. Все это легко усваивается весьма доверчивыми гражданами разных стран, привыкших взирать на Америку как на образец демократии и лидера во всех сферах: науки, инно-ватики, экономики, образования, правоведения политики и социальной сферы. Эта доверчивость фактически превращает людей в компаньонов большого американского бизнеса, который собирается лидировать и процветать вечно.

Знатоки рыночной экономики знают: чтобы быть лидером на мировом рынке, необходимо опережать всех остальных в зарождении новых перспективных рыночных ниш товаров и услуг. Но для этого нужны новые идеи, способные развиваться во времени, не устаревая, как любые технические решения. Здесь новые социальные идеи гораздо более ценные, перспективные, чем любые научные и технические. Социальные идеи — это идеи большей свободы и справедливости, чем традиционные. Поэтому, становясь идеологом рынка и доминанты доллара во всем мире, необходимо развивать именно их, ссылаясь на «новейшие» исследования биологов, нейрофизиологов и социологов.

Однако одно лишь это несложное понимание создания нестареющих рыночных ниш не способно сбить с толку миллионы экономистов, политиков, предпринимателей и деятелей культуры во всем мире. Здесь нужен передовой класс, продвигающий эти идеи. Роль этого класса в США и странах Запада выполняют юристы, социологи и психологи, которых в западном мире становится все больше и больше, и конкуренция между ними постоянно обостряется. Этот класс гуманитариев, активно поддержанный страховыми компаниями и экспертным сообществом, привыкший расширять сферу своих услуг и иметь доходы существенно выше среднестатистического уровня в своих странах, до этого был весьма стеснен рамками традиционных ценностей и традиционных услуг. Им нужны новые горизонты, новые ниши, новые конфликтные ситуации и новые идеи. Они давно развивают идеологию выхода за рамки традиционных ценностей, и потому результаты их исследований и нормативных новаций как наиболее для них выгодных не только поддерживают, но и активно развивают, ссылаясь на свою науку как якобы самую достоверную.

Эта идеологическая волна, идущая от американских и западноевропейских проповедников конфликтов в обществе, в школах, в семьях, между полами, не будет спадать и останавливаться ввиду настроений этого «передового» коммерческого класса западных гуманитариев, жаждущих денег через конфликты. Основной их преградой сегодня являются традиционные религиозные конфессии. Именно они

являются их главной угрозой и сдерживающим фактором их рыночных перспектив. Именно поэтому на Олимпийских играх в Париже, к которым обращено внимание всего мира, был нанесен первый мощнейший удар по христианским ценностям церкви и христианской культуре. Однако, понимая рыночную сущность этого механизма и коммерческую жажду «передового» класса западных гуманитариев, следует предполагать, что это только начало. Далее аналогичные удары и акции по дискредитации других религиозных конфессий будут повторяться и нарастать, пока Запад по главе с США и его резервной валютой будет доминировать на мировом рынке.

Поэтому все, что касается ЛГБТ, — это не сумасшествие Запада, а завуалированный акт его лицемерия ради денег, ради новых, весьма доходных рыночных ниш на мировом рынке, где они явные лидеры и собиратели всех денег по всему миру. Раскрытие этого секрета грозит всему Западу полным идеологическим и финансовым банкротством.

Потребность в актуализации идеологии

Навязанная Западом в нашей Конституции в статье 13, п. 2, формулировка: «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной», как оказалось, совершенно не случайна. Неопределенность идеологии дезорганизует кадровую политику государства. При этом отметим, что во всём мире, контролируемом США, неформально действует идеология денег и потребительства. Её действие неформально ориентирует интересы жителей всех стран на приобретение выгоды на основе доллара. Она как мягкая сила дезорганизует любые суверенные и патриотические отношения внутри стран и всего мирового сообщества. Здесь важно учитывать, что резервная валюта — доллар — является главной денежной единицей измерения всего и вся в мире. Этого же неформально придерживаются все мировые СМИ, все международные финансовые и экспертные организации, включая основные международные аудиторские компании. Все они подконтрольны и подотчетны «обкому» США. Поэтому, находясь в мировом экономическом пространстве, контролируемом США и его долларом как эталоном измерения всех валют, ни о каких свободе, справедливости, равенстве и братстве речь идти не может. Еще Маркс и Энгельс эти ценности в рамках капитализма называли «мифологическими феями»4, культивирующими самообман граждан своих стран. Прозападная идеологичность М.С. Горбачёва и Б.Н. Ельцина возникли в условиях деградирующей религиозности советской идеологии и ее неспособности к актуализации и адаптации к меняющимся международным отношениям вокруг СССР. Именно

4 Точнее: «современной мифологией широко вошедших в моду богинь». К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 34. М. : Издат. политической литературы, 1964. С. 54—55, 234.

об этой нежелательной религиозности марксистской идеологии В.И. Ленину в свое время еще до революции говорил А.А. Богданов. Именно эта негибкость идеологии в СССР, по мнению автора5, привела к нынешней ситуации, когда все мы, отказавшись от своей идеологии, невольно оказались в идеологическом долларовом пространстве США, якобы не признающих никакую идеологию. Однако свято место пусто не бывает.

Давосский идеолог Клаус Шваб ныне не случайно оказался в центре внимания со своей профашистской идеологией «золотого миллиарда». Она как «мягкая сила» ориентирована на сокращение численности населения Земли сначала до 1,2 млрд человек, а затем до 450 млн лояльных интеллектуалов, которых будут обслуживать роботы и искусственный интеллект.

Отметим, что по этой идеологии, навязываемой Давосом, ныне уже негласно развиваются все основные отношения на Западе касательно не только отношения к непокорной России, но и гендеров, педофилии, расовой дифференциации и многого другого, включая провокации с пандемиями в стане стран-оппонентов, несогласных с этой идеологией. Ясно, что началась активная фаза деградации идеологии Запада.

Однако с позиции России, КНР, Индии и других стран-членов БРИКС ныне не наблюдается никаких внятных ответных мер в противостоянии этой идеологии. Кстати, КНР и Индия, имея свои исторически сложившиеся идеологии на государственном уровне, идеологического дефицита не испытывают, в отличие от России. Потребность в новой мировой научной идеологии сегодня ощущает большинство интеллектуалов мира.

Преимущества России

Непокорность России и россиян во все исторические времена объясняется тем, что мы как цивилизация огромны, многообразны и неагрессивны, и потому со своей мультикультурой и ментально-стью всегда были интеллектуально самодостаточны. Именно поэтому в России всегда были свои высочайшие и многообразные интеллектуальные успехи и достижения. А в период с 2010 по 2017 годы конкретно у автора произошло весьма значимое научное открытие «феномена интеллектуальной природы» и комплекса ее законов и закономерностей6. Его фактическое признание состоялось 21 февраля 2017 года на заседании Президиума Российской академии естественных наук в присутствии сорока академиков. Это открытие позволяет достаточно обо-

5 Леонтьев Б.Б. Современная теория идей: Методологические основы инновационной экономики: Часть I. М. : ИНИЦ «ПАТЕНТ», 2010. 343 с.: илл., табл. ISBN 978-5-91808-032-0.

6 Леонтьев Б.Б. Об открытии комплекса закономерностей интеллек-

туальной природы и обоснование феномена интеллектуальной приро-

ды. М. : РАЕН, 2017. 63 с.: илл., табл.

снованно разобраться со всей сложной идеологической проблемой. Идеологии бывают религиозные, финансовые, юридические, административные и научные с приоритетом научно обоснованной истины. Сегодня только мы, россияне, в состоянии создать научную идеологию.

Авторские интеллектуальные авуары

Пока данное открытие, позволяющее разрешить множество наиболее сложных современных проблем, для руководства страны остается незамеченным. Основная причина — в том, что это открытие произошло во внебюджетной сфере. Поэтому весьма вероятно, что оно также оказалось неудобным для ученых-бюджетников, испытывающих дефицит своего финансирования со стороны государства.

У нас это открытие возникло не вдруг. Оно достаточно медленно вызревало ещё с 1980 года с момента предыдущего авторского открытия касательно трёх фундаментальных свойств идей, впоследствии обоснованных в двух (1990 и 2007 гг.) диссертациях автора. Далее на этой основе автором были открыты три фундаментальные формы идей. Второе наше открытие позволило объяснить и опубликовать свои гипотезы объяснения природы ряда известных исторических артефактов. Далее, в начале 2000-х годов на этой же основе был открыт трёхкоординатный метод АМЦУФ7, позволяющий расшифровать общую логику функционирования природных феноменов и язык самоорганизации природы. Стала понятной логика самоорганизации системных функций для всех природных феноменов и устойчивость естественных отношений между ними. Далее у нас периодически происходили другие ценные авторские открытия [4]. В частности, была открыта общенаучная система знаний интеллосо-фия, статья о которой на Всероссийском конкурсе, организованном издательским домом «Интеллектуальная собственность» в мае 2024 года, заняла второе место.

Автору как эксперту Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) от России с 1997 года важно отметить, что ничего подобного и даже близкого этому масштабному открытию феномена интеллектуальной природы и единой системы научных знаний на Западе не было и до сих пор нет. Эти открытия изначально стали возможными благодаря могуществу русского языка, системно выстроенного М.В. Ломоносовым, а также лучшему в мире среднему и высшему образованию в СССР, воспроизводившему множество уникальных системно мыслящих русскоязычных деятелей. Недаром си-

7 АМЦУФ — асимметричное моделирование ценностей управляемых феноменов. Это позволило выявить язык природы и функции природных феноменов. Опубликовано в статье «Моделирование ценностей бизнеса» // Журнал для акционеров. № 6. 2002.

стемные основы всей неживой природы в 1869 году открыл Д.И. Менделеев своей таблицей химических элементов. По нашей версии, в этой таблице отображена лишь четверть всех природных элементов8. Всю систему геофизических сфер научно обосновал В.И. Вернадский, предсказавший их эволюцию как интенсивно развивающейся ноосферы. Спустя 70 лет после открытия Д.И. Менделеева, следующую системную основу для всей биологической природы открыл в начале 50-х годов прошлого столетия наш русский физик Г.А. Гамов, создавший генетический код и математически его обосновавший. Как уехавшего из СССР невозвращенца, советские власти постарались его забыть, к сожалению.

Изобретение наиболее ценных технических феноменов и воспроизводства наиболее значимых пионерских технических средств — радио, телевидения и Google — обеспечили российские ученые: А.С. Попов, В.К. Зворыкин и С.М. Брин. Поэтому открытие феномена интеллектуальной природы, комплекса законов и закономерностей и новой интеграционной науки интеллософии так же вполне естественно произошло в России. Интеллектуальная природа так же, как живая и неживая, системно самоорганизована, самосохраняема и саморазвиваема на основе живого интеллекта, существенно более ценного, чем искусственный. Иерархия субъектов интеллектуальной природы от личности, семьи, организации и до человечества насчитывает десять типов. Все субъекты на подсознательном уровне имеют свои идеологии как базовые многоэтажные системы ценностей. В истории цивилизации известно, что наиболее устойчивыми и общими являются религиозные идеологии. Они закономерно возникали как идеологические фундаменты и механизмы устойчивости общества. Именно они сохранили от самоликвидации все народы и все человечество.

Исторический прецедент

Однако сегодня для любого современного государства в усложняющихся условиях также необходимо, как минимум, иметь свою единую национальную идеологию. Сегодня в России действуют несколько религиозных идеологий и начисто отсутствует единая обобщенная научная. Именно такую научную идеологию более двухсот лет назад во Франции пытались создать Дестют де Траси и Каба-нис и их коллеги. Это происходило в период Великой французской революции. Для многих французских дворян она была идеологией революции. К сожалению, наши историки этого важнейшего факта не знают, как и его связей с Французской революцией. Но их идеологов в период Реставрации юридически и политически ликвидировал Наполеон со словами: «Ваши идеологи разрушают все иллюзии, а время

иллюзий для отдельных людей, как и для народов — время счастья»9. Возродить подобную идеологию пытался и сам А.А. Зиновьев10. Однако в своем более раннем произведении «Запад» он писал, что, может быть, когда-нибудь появится человек, который продолжит дело де Траси11. Можно констатировать, что этот человек уже в тот момент пошагово приближался к своим масштабным открытиям. Письма автора об открытии феномена интеллектуальной природы в адрес первых лиц государства ничего путёвого не дали. Для нашей власти, живущей до сих пор в пространстве неформальной идеологии доллара, это неожиданное для них открытие, возникшее во внебюджетной сфере, пока что остается сложным вопросом и вроде бы не требующим срочного решения. Но это не так.

Наш ответ на вызовы Запада

Сегодня политическая ситуация вынуждает российских интеллектуалов аргументированно ответить сугубо предвзятой философской концепции идеологии Клауса Шваба своими более высокими человеколюбивыми идеологическими позициями.

Наша национальная идеология должна быть более объективной и справедливой. Для этого она должна быть:

Во-первых, научной, вполне закономерной, обоснованной в рамках законов и закономерностей интеллектуальной природы.

Во-вторых, самодостаточной и системно завершенной. Она не должна спорить и быть конфрон-тационным вариантом философской идеологии Клауса Шваба. Она не должна ввязываться в бессмысленную с ним полемику.

В-третьих, более точно обосновать образ будущего россиян и перспективы всей интеллектуальной природы.

В целом же она должна полностью соответствовать реальным закономерностям и законам развития интеллектуальной природы. В этом случае Клаус Шваб будет полностью разоружен и не сможет ей ничего внятного противопоставить. Нашим политикам останется лишь провозгласить нашу идеологию для начала в качестве национальной, а далее межнациональной. Но спустя время, она в итоге должна стать всеобщей, научной и затем общециви-лизационной.

В этом будет состоять заключительный акт победы России на всех фронтах, победы окончательной и безальтернативной. Любой фашизм и

8 Леонтьев Б.Б. Идеосфера Менделеева // Журнал для акционеров. 2008. № 11-12. C. 37—40.

9 Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. и сост. А.А. Грипанов. М. : АСТ, Мн. : Харвест, Современный литератор, 2001. С. 386—387.

10 Зиновьев А.А. Фактор понимания. М. : Агентство «Социальный проект», 2011. 528 с.

11 Зиновьев А.А. Запад: избранные сочинения. Статья «Основные черты идеология западнизма». М. : Астрель, 2008. С. 271—272.

милитаризм как явные и скрытые идеологии колонизаторов должны исчезнуть раз и навсегда. Они должны быть осуждены странами БРИКС, ШОС, ЕврАзЭс актом о капитуляции Украины, НАТО и любой колониальной идеологии [6, 7].

Историческая обоснованность

По мнению авторов, данная идеология должна относиться не ко всему российскому населению, а лишь к государственным служащим, включая всех силовиков как профессиональных охранников интересов государства. Порядок и дисциплина изначально должны быть среди госслужащих, которые должны быть образцом для остального населения.

Примерно это же в своё время предрекал Пла-тон12, разделивший по идеологическому признаку основных функционеров и созидателей любого государства на три типа: на мудрецов, охранников или стражей и торговцев. Все эти три типа определяют состояние государств и сегодня. Именно они обеспечивают государственную безопасность и наилучшее всестороннее процветание. У каждого из этих типов свои представления об идее Блага и, соответственно, своя идеология. У мудрецов — истина; у охранников или стражей — честь, чины и знаки доблести; у торговцев — выгода, деньги, лукавство и удовольствия. При этом Платон предупреждал, что именно торговцы в случаях пришествия к власти, в пространстве своих интересов устанавливают свои, удобные им, порядки. Они стремятся законы государства выстроить под себя, включая все идеологические рамки, задачи, права и обязанности силовиков и чиновников как «охранников» государства. У торговцев идея Блага — это выгода любыми способами. По Платону, они идентифицированы как корыстолюбцы. Их не очень-то интересует истина. За истину они принимают лишь то, что им удобно и выгодно. Именно это мы сегодня наблюдаем, когда правящие банкиры США, убеждённые в силе и неисчерпаемости своей резервной валюты, своих интересов, в своей правоте и полной безнаказанности, пытаются вокруг себя сотворить выгодный для них мир с его услужливыми для них обитателями.

Возникшая по рекомендациям американских экспертов деидеологизация всего постсоветского и, в частности, российского населения ныне вскрыла колоссальную коррупцию в армии. И это происходит не только в России или на Украине. Коррупционеров отличает от мудрецов полное отсутствие каких-либо ценных общественных и научных достижений и масштабных результатов их личной интеллектуальной деятельности, даже когда они разными способами покупают себе дипломы, ученые степени и звания. Они — изощренные имитаторы интеллектуальной деятельности [8]. В своих рассуждениях

12 Платон. Государство. Законы. Политика / Предисл. Е.И. Темнова. М. : Мысль, 1998. С. 327—352.

они не разрешают реальные актуальные проблемы, как якобы философы и интеллектуалы. Все они — идеологические бездари, банкроты и никчемыши. Именно этим команда заместителей С.К. Шойгу, вполне очевидно, отличается от самой личности А.Р. Белоусова и его команды. Подобные проблемы наблюдаются и в военно-промышленном комплексе США [8].

Принципы построения идеологии

Основными принципами нашей более полноценной научной идеологии являются:

во-первых, использование исторически сложившегося института интеллектуальной собственности в качестве средства организации отношений с творчески активными гражданами и как средства измерения количества и качества их результатов интеллектуальной деятельности. Высшими среди них являются научные открытия [9]. Ныне эти объекты оценки, методы, способы, критерии и идентификаторы известны во всем мире;

во-вторых, системная научная обоснованность российской научной идеологии должна быть выстроена на объективных законах и закономерностях интеллектуальной природы, действующих объективно и независимо от воли политиков и государственных деятелей [10];

в-третьих, многолетняя интеллектуальная авторская продуктивность, воплощенная на практике в виде ряда реализованных общественно значимых систем организации и управления продуктивными отношениями, доказывает свою состоятельность [11];

в-четвертых, назначение идеологии для работников бюджетной сферы, являющихся, по Платону, стражами государства и образцом для остальных граждан государства, состоит в выстраивании эталонных образов честности, справедливости и порядка;

в-пятых, именно поэтому основными требованиями для всех работников бюджетной сферы и особенно для высших чинов должны быть:

> компетентность,

> результативность,

> ответственность на каждом рабочем месте;

> высокая нравственность в отношениях;

> альтруизм в целях, задачах и результатах.

При этом компетентность, результативность, ответственность, высокая нравственность и деловой альтруизм высших должностных лиц государства не должны быть демагогическим прикрытием говорунов, но должны быть убедительно продемонстрированы всему российскому народу.

Это, в свою очередь, потребует полной перестройки идеологии прежде всего центральных СМИ, которые ныне ради своих быстрых и больших доходов рекламируют эпатаж, скандалы и

продавцов воздуха, в том числе эпатажных артистов, спортсменов, журналистов и прочих бесценных персонажей как якобы цвет нашей нации. Для руководителей наших СМИ сегодня важнее всего их личные доходы. Именно поэтому самых умных и объективно самых ценных личностей они не показывают ввиду неочевидности получения от них доходов, в первую очередь для самих себя. Все это демонстрируемое нашим ТВ для наших граждан уже стало совершенно очевидно, и всем это давно надоело.

Для России с целью ее выживания, а тем более для устойчивого развития и процветания необходима чёткая и ясная идеология с приоритетом научно обоснованной истины. Для этого нам необходима радикальная идеологическая перестройка, отходящая от неформальной западной деградирующей масс-культуры и неформально действующей идеологии выгоды как смысла жизни людей. Идеология общества потребления — это идеология его «оскотинивания», возврат к биологическим инстинктам со всеми его худшими агрессивно-конкурентными хитростями и стратегиями.

Базовые основы идеологии

В трактовке предлагаемых идеологических основ авторами были использованы знания фундаментальных законов и закономерностей интеллектуальной природы.

Статья 1. Природа вечна, бесконечна, самоорганизована, самосохраняема и саморазвиваема. Природа проявляется на трех своих иерархических уровнях. Основная природа — неживая, астрофизическая и микромир. Вторичная — живая, биологическая. Третичная как надстроечная над биологической является зависимой от высших видов природы, функционирующей в уникальных условиях, названная и идентифицированная нами как интеллектуальная. Все три природы изнутри и внешне системны во всех отношениях. Они самоорганизованы и самосохраняемы по всем своим законам, закономерностям и эффектам их проявления. Здесь у россиян есть явный приоритет перед всем Западом и всеми его идеологическими ценностями.

Статья 2. Интеллектуальная природа в целом и на всех ее иерархических уровнях так же самоорганизована, самосохраняема и саморазвиваема. Человек является ее главным, центральным и наиболее ценным интеллектуальным ресурсом, он содействует её сохранению и процветанию. Его права и свободы являются его основными интеллектуальными ценностями. Интеллект — способность выявлять и разрешать проблемы. Все проблемы междисциплинарны и требуют своего компетентного и высоконравственного разрешения. Интеллектуалом является личность, воспитанная, компетентная, высоконравственная и междисциплинарно высокооб-

разованная, озабоченная важнейшими проблемами природы и ее сохранения. Ее главной ценностью являются ее реальные интеллектуальные, теоретические, инновационные и практические достижения.

Статья 3. Высшая способность и ценность интеллектуала состоит в выявлении, познании и научном обосновании истины, законов и закономерностей интеллектуальной и живой природы. Вторая по значимости способность состоит в применении этих знаний во Благо человеку и всему человечеству. Третья важнейшая способность состоит в распространении Благ интеллектуальных, формальных и материальных на безопасных и возможно комфортных условиях. Критерием ценности всех теорий и теоретиков является практика.

Статья 4. Добро и Зло есть две противоборствующие сугубо человеческие сущности. Во всей природе и в трёх её формах они как природные феномены не существуют. Все три формы природы самоорганизованы и самодостаточны. Субъекты интеллектуальной природы как наследники биологической природы наделены естественным в рамках своих социальных отношений эгоизмом. Лучшие наделены высокой долей альтруизма, а избранные личности как эталонные редкости наделены альтруизмом. Ценность альтруистов — в бескорыстном воспроизводстве Благ и повсеместном подавлении Зла. Зло — это деяние рукотворное и преднамеренное, во вред конкретным людям и всему обществу. Оно возникает по причинам некомпетентности и корысти и имеет форму выражения в двусмысленности слов и действий, во лжи, хитрости, жадности, провокациях, двуличии, зависти, лицемерии и в нанесении ущерба ради выгоды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья 5. Государственная личность не лжет себе, своим коллегам, близким и своему народу. Из некомпетентности, безнравственности и самообмана вырастают нелепости, природная неадекватность, социальная неестественность и ущербность личности, очевидная для многих граждан. Истина — продукт нашего воспитания и самовоспитания, нашего образования и самообразования, наших навыков и опыта. Во всех наших знаниях и отношениях истинные результаты нашей деятельности превыше всего.

Статья 6. Государственная личность не корыстна, ответственна и самодостаточна. Она не нарушает права третьих лиц и не берет чужого ни у соседа, ни у друзей и знакомых, ни у врагов, живых и поверженных, ни у своего и иного народа и государства.

Статья 7. Государственная личность любознательна, деятельна, инициативна и самокритична. Она постоянно оценивает проблемное пространство вокруг себя, ищет себя, свои способности и свой оптимальный путь. Она развивает себя через свои лучшие идеи, знаний, навыки и свои наиболее яркие таланты в себе, в своих друзьях, детях и учениках. Наш интеллект — источник наших благ и нашего здоровья.

Статья 8. Каждый индивид, родившийся естественным образом в современном обществе, неминуемо проживает стадии своего индивидуального жизненного цикла: биологизации, игрализации, лингвуализации (языка общения), интеллектуализации, социализации, коммерциализации, политизации и своей общесистемной заключительной самореализации. Навыки от всех этих стадий в той или иной мере сохраняются. После ухода из жизни каждый из нас получает свою достойную презентацию от людей, его знавших, а лучшие получают свою широкую и долголетнюю сакрализацию в памяти своих сограждан. Жить следует естественной жизнью истинно, активно и добропорядочно, не нарушая природного и общественного порядка.

Статья 9. Каждая государственная личность трудится на Благо своего народа и государства по мере своих сил и способностей. Изначально всякая личность обеспечивает безопасность своему народу, государству, себе, своим коллегам и близким. Далее она при поддержке свыше, снизу и вокруг себя обеспечивает достаточный для своего труда комфорт. Далее она активно трудится, самовыражается на благо своему народу, себе, своим близким, государству и всей интеллектуальной природе.

Статья 10. Дееспособные личности живут естественными стимулами со стороны государства, взаимной поддержкой близких и далеких дееспособных. Недееспособные дети, женщины, старики и индивиды поддерживаются государством. Они с помощью близких и добросердечных граждан порой вынуждены жить лишь по потребностям биологической природы. Деятельностные живут заботой, помощью и поддержкой своих деятельных лидеров. Предприимчивые живут интересами государственной, общественной и личной выгоды. Патриотичные — охраной и соблюдением интересов и ценностей государства. Мудрые — истинными достижениями, ценностями и интересами справедливого распределения общественных благ. Смыслом жизни мудрецов и деятельных личностей является активное воспроизводство общественно полезных интеллектуальных и материальных благ во имя ближних, дальних и будущих поколений.

Статья 11. Актуализация терминов. Дух — это интеллект деятельный, продуктивный и высоконравственный. Интеллектуальность как известная всем Духовность — это сравнительные качества интеллектуалов меж собой по критерию нравственности, справедливости, компетентности, полезности и стабильности.

Интеллософия

Это — наука об интеллектуальной природе, интеллекте, интеллектуальности, интеллектуальных типажах, субъектах, системах и объектах интеллектуальной природы, их идеологии и результатах интеллектуальной деятельности. Это единая интегра-

ционная система научных знаний как новая современная научная парадигма мировой классической философии, ее новая форма. По своей структуре она состоит из:

1. Базовых знаний о феномене интеллектуальной природы, её пространстве, месте, циклах, ценностях, субъектах, структурах и функциях в локальной и общей природе.

2. Принципов идентификации базовых знаний и естественных полноценных отношений (заповеди субъектов интеллектуальной природы).

3. Изложения эволюции интеллектуальной природы и ее перспектив.

4. Теории идей: о свойствах, формах, структурах, языках, функциях феноменов интеллектуальной природы и их измерениях.

5. Научной идеологии как науки об интеллектуалах, их типажах и основных принципах, их идеях Блага, системных знаниях и отношениях.

6. Теории научных антропоцентрических устойчивых отношений (теория механизмов):

> природных (фундаментальных);

> технических (отраслевых);

> социальных (гуманитарных);

Все три вышеизложенные системы научных знаний в теории механизмов обозначают всеобщую закономерность развития интеллектуальной природы: научно-технический прогресс, лидирующий как эволюционный бессменный вектор исторического развития интеллектуальной природы, сопровождающийся системной гуманизацией его последствий.

7. Теории научных школ и традиций:

> дисциплинарных, междисциплинарных, отраслевых;

> синергетических научных знаний (общесистемное естествознание);

> самоанализа и актуализации знаний и отношений субъектов интеллектуальной природы, включая оценки и рейтинги достижений: индивидуальных, национальных и общецивилизаци-онных.

8. Теории конфликтов:

> в сфере безопасной и комфортной материальности (глощей13 и вещей);

> в сфере физиологических и психоневрологических отношений; в сферах здравоохранения;

> в сферах воспитания, образования, социализации, коммерциализации, политизации и сакрализации человека.

9. Теории организации, самоорганизации, самоинтеллектуализации и самоактуализации всех субъектов интеллектуальной природы (личности, семьи, предприятия, организации, корпорации, отрасли, региона, государства, содружества государств (мно-

13 Глощи — авторский термин, обозначающий все поглощаемые человеком элементы внешней среды: воздух, вода, пища, напитки, лекарства, БАДы и пр. Противоположность понятию «вещи» как всего, находящегося во внешней, не поглощаемой человеком сфере.

гополярности), человечества), включая самоинтеллектуализацию и самоактуализацию всего общества (интеллектуальной природы и всех её субъектов), институты воспитания, образования, науки, здравоохранения, энергетики, техники, экономики, права, социальной сферы, культуры и перевоспитания.

10. Методологии применения и периодической актуализации системных знаний, начиная с основного закона эволюции интеллектуальной природы. В нашей последней формулировке он трактуется как: «Исторически наблюдается естественная, имманентная для всех субъектов объективизация, интеграция, глобализация всех знаний, отношений, вещей, глощей и субъектов интеллектуальной природы».

11. Методологии прогнозирования состояния интеллектуальной природы: человечество медленно, но неминуемо превращается в единый многофункциональный живой интеллект, воспроизводя и периодически актуализируя самого себя и свое сознание по мере изменения внешней среды.

12. Прогноз: поскольку интеллектуальная природа разумна и самосохраняема, то никаких глобальных катастроф, самоуничтожающих войн и масштабных потрясений не предвидится. Интеллектуальные субъекты как лидеры будут конфликтовать и договариваться. В процессе интеграции и глобализации количество небольших локальных конфликтов в мире будет нарастать, но их масштабы будут неминуемо падать. Решение конфликтов будет более продуктивным. Темпы развития знаний и отношений будут нарастать в геометрической прогрессии. Через сто-двести лет основной формой разрешения проблем и конфликтов будут демонстрации, дискуссии, споры и научные доказательства, художественные имитации периодически обновляемых истин, идущие со стороны высших интеллектуалов. Выявление научных истин будет происходить на всех этажах интеллектуальной природы. Однако проблема экологии будет центральной, нарастающей и фатальной.

У авторов этого произведения имеется также множество других важных и сопутствующих авторских прогнозов весьма интересных событий будущего интеллектуальной природы и ее субъектов. Однако всему свое время и место.

Заключение

Любая идеология поляризует граждан их стран по вектору продвижения своих ценностей. Расширив свою идеологию доллара до масштабов всего мира, США, естественно, способствовали ликвидации марксистско-ленинской идеологии. Однако, потеряв прежнюю, мы не приобрели новую полноценную. Наши центральные СМИ во многом копируют американские, выстроенные вокруг денег и финансового криминала, чего в принципе не было в СССР [12].

Реализация и продвижение нашей научно обоснованной идеологии должны идти снизу, сверху и сбоку. Ее должны осуществлять личности, наиболее компетентные, добропорядочные и системно мыслящие. Эта реализация должна иметь как минимум три шага.

Первый. Для начала на уровне Государственной Думы необходимо обсуждение представленного автором варианта научной идеологии и организация идеологического центра в структуре думских партий, готовых к ее созданию и продвижению.

Второй. Внутрипартийным Центром создается и обсуждается на расширенном совете партии Программа тактических и стратегических действий по обоснованию и продвижению приемлемого варианта идеологии.

Третий. Программа должна отображать решение трех основных вопросов:

> принятие текста завершенного концептуального варианта российской государственной идеологии с предложением по корректировке статьи 13 Конституции РФ;

> наметить шаги по организации продвижения идеологии в Российской Федерации и ее регионах;

> наметить шаги по организации продвижения идеологии на международном уровне в рамках ЕАЭС, БРИКС, ШОС, включая создание альтернативной Римскому клубу Международной экспертной организации со своими СМИ (Московский клуб с филиалами в Пекине, Дели, Претории, Сан-Паулу и т. д.).

Эти приоритетные для всего современного мира идеи, открытия и предложения полноценно могут быть реализованы лишь при поддержке первых лиц государства, его ведущих ученых, политиков, управленцев и специалистов. В дальнейшем на международном уровне должен появиться свой евразийский совет мудрецов, более продуктивный, чем Римский клуб.

Литература

1. Глобальный кризис западной цивилизации и России : сб. статей известных социологов, экономистов, философов. М. : Ли-броком, 2020, с. 528.

2. Леонтьев Б.Б. Феномен интеллектуальной природы // Библиосфера. № 2. 2014.

3. Леонтьев Б.Б. Об открытии комплекса закономерностей интеллектуальной природы и обоснование феномена интеллектуальной природы. М. : РАЕН, 2017. 63 с.

4. Леонтьев Б.Б., Леонтьева В.Б. Интеллектуальная природа. Системное мышление. Интеллектология. Идеология. М. : Изд-во РИНФО, 2019. 518 с.

5. Атагимова Э.И. Государственная политика в сфере духовно-нравственного воспитания молодежи: вопросы реализации // Мониторинг правоприменения. 2022. № 4. С. 22—28.

6. Управление процессами интеллектуальной собственности в Евразийском союзе. Т. I / Под общ. ред. С.Б. Алиева, М.К. Ибато-ва, Т.М. Сулейменова. Караганда : КарГТУ, 2020. 324 с. ISBN 978-601-315-789-4.

7. Ху Цзяци. Спасите человечество. М. : Эксмо, 2022. 464 с.

8. Волокитина И.Н., Тимофеев В.И., Щеглов Д.К. Особенности подготовки специалистов высшей квалификации в образовательных, научных и промышленных организациях России // Инновации. 2022. № 5. С. 36—47.

9. Карлберг И. Альфред Нобель: биография человека, который изменил мир. М. : КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2022. 688 с. ISBN 978-5-389-17633-1.

10. Троян Н.А., Полякова Т.А. Современные подходы к систематизации информационного законодательства России в условиях цифровизации, проблемы и перспективы развития // Мониторинг правоприменения. 2020. № 4. С. 50—56.

11. Можаев Е.Е., Балашов С.В., Кораблин А.О. Человеческий капитал как инновационный фактор развития российской экономики // Вестник Российской академии естественных наук. 2023/2. Т. 23. С. 50—55.

12. Еремин В.В., Сильвестров С.Н. Кризис военно-промышленного комплекса США — опыт преодоления // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2023. № 3. С. 121—136.

DISCUSSION PODIUM

CONCEPTUAL FOUNDATIONS FOR FORMING SCIENTIFIC IDEOLOGY

Boris Leont'ev14

Keywords: ideological crisis, intellectual nature, intellectual resources, intellectual achievements, staff policy, theory of ideas, intellosophy, scientific discoveries, inventions.

Abstract

Purpose of the study: justifying the conceptual foundations for forming and implementing the scientific ideology of the modern state at the modern stage of development of intellectual nature.

Methods used in the study: methods of system, complex, and resource approach adapted to the theory and methodology of intellosophy, a new integrative area of science, a natural result of the discovery of intellectual nature by the author.

Research novelty: absolute and unprecedented in the Russian and global system of modern scientific knowledge.

Practical value: modification and qualitative improvement of the information and legislative space for citizens of Russia and other countries, a space not burdened by centuries-old ideology of money coming from the West. Liberation from ideological colonialism in the conscience of citizens of Russia and other countries. Transition from monetary to intellectual values for citizens of all countries. Emergence of a new ideological paradigm, return to Plato's ideas that the state should be ruled by sages with systemic thinking and most valuable results of intellectual activity.

References

1. Global'nyi krizis zapadnoi tsivilizatsii i Rossii : sb. statei izvestnykh sotsiologov, ekonomistov, filosofov. M. : Librokom, 2020, p. 528.

2. Leont'ev B.B. Fenomen intellektual'noi prirody. Bibliosfera. No. 2. 2014.

3. Leont'ev B.B. Ob otkrytii kompleksa zakonomernostei intellektual'noi prirody i obosnovanie fenomena intellektual'noi prirody. M. : RAEN, 2017. 63 pp.

4. Leont'ev B.B., Leont'eva V.B. Intellektual'naia priroda. Sistemnoe myshlenie. Intellektologiia. Ideologiia. M. : Izd-vo RINFO, 2019. 518 pp.

14 Boris Leont'ev, Dr.Sc. (Economics), Professor, Academician of the Russian Academy of Natural Sciences, the International Academy of Global Studies, and Prokhorov Engineering Academy, Director General of the Federal Institute of Certification and Evaluation of Intellectual Property and Business, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]

5. Atagimova E.I. Gosudarstvennaia politika v sfere dukhovno-nravstvennogo vospitaniia molodezhi: voprosy realizatsii. Monitoring pravoprimeneniia. 2022. No. 4. Pp. 22-28.

6. Upravlenie protsessami intellektual'noi sobstvennosti v Evraziiskom soiuze. T. I. Pod obshch. red. S.B. Alieva, M.K. Ibatova, T.M. Suleimenova. Karaganda : KarGTU, 2020. 324 pp. ISBN 978-601-315-789-4.

7. Hu Jiaqi. Spasite chelovechestvo. M. : Eksmo, 2022. 464 pp.

8. Volokitina I.N., Timofeev V.I., Shcheglov D.K. Osobennosti podgotovki spetsialistov vysshei kvalifikatsii v obrazovatel'nykh, nauchnykh i promyshlennykh organizatsiiakh Rossii. Innovatsii. 2022. No. 5. Pp. 36-47.

9. Karlberg I. Alfred Nobel': biografiia cheloveka, kotoryi izmenil mir. M. : KoLibri, Azbuka-Attikus, 2022. 688 pp. ISBN 978-5-38917633-1.

10. Troian N.A., Poliakova T.A. Sovremennye podkhody k sistematizatsii informatsionnogo zakonodatel'stva Rossii v usloviiakh tsifrovizatsii, problemy i perspektivy razvitiia. Monitoring pravoprimeneniia. 2020. No. 4. Pp. 50-56.

11. Mozhaev E.E., Balashov S.V., Korablin A.O. Chelovecheskii kapital kak innovatsionnyi faktor razvitiia rossiiskoi ekonomiki. Vestnik Rossiiskoi akademii estestvennykh nauk. 2023/2. T. 23. Pp. 50-55.

12. Eremin V.V, Sil'vestrov S.N. Krizis voenno-promyshlennogo kompleksa SShA - opyt preodoleniia. Menedzhment i biznes-administrirovanie. 2023. No. 3. Pp. 121-136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.