Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАРАДИПЛОМАТИИ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАРАДИПЛОМАТИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
211
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Ключевые слова
ПАРАДИПЛОМАТИЯ / СУБНАЦИОНАЛЬНЫЙ АКТОР / ТРАНСГРАНИЧНАЯ ПАРАДИПЛОМАТИЯ / ТРАНСРЕГИОНАЛЬНАЯ ПАРАДИПЛОМАТИЯ / ГЛОБАЛЬНАЯ ПАРАДИПЛОМАТИЯ / РЕГИОН / ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Джорухова Виктория Львовна

Данная статья направлена на изучение концептуальных основ для исследования парадипломатии в рамках североамериканской, европейской и российской научных школ. Предполагается, что изучение термина “парадипломатия” и его классификации может стать основой для будущих тематических исследований по данной теме и прийти к новым выводам касательно того, через призму какого аспекта стоит рассматривать данное явление. В статье проведен сравнительный анализ толкования термина “парадипломатия” и его систематизации в рамках разных научных школ, на основе которого сделаны выводы касательно того, как должна восприниматься парадипломатия в рамках современного научного дискурса и какие факторы важны при оценке этого явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FRAMEWORK FOR THE STUDY OF PARADIPLOMACY

This article is aimed at studying the conceptual foundations for the study of paradiplomacy within the North American, European and Russian scientific schools. It is assumed that the study of the term "paradiplomacy" and its classification can become the basis for future case studies on this topic and come to new conclusions regarding the aspect through which aspect this phenomenon should be considered. The article provides a comparative analysis of the interpretation of the term “paradiplomacy” and its systematization within different scientific schools, on the basis of which conclusions are drawn regarding how paradiplomacy should be perceived within the framework of modern scientific discourse and what factors are important in assessing this phenomenon.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАРАДИПЛОМАТИИ»

УДК 32

Джорухова Виктория Львовна

г. Тюмень, РФ

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАРАДИПЛОМАТИИ

Аннотация

Данная статья направлена на изучение концептуальных основ для исследования парадипломатии в рамках североамериканской, европейской и российской научных школ. Предполагается, что изучение термина "парадипломатия" и его классификации может стать основой для будущих тематических исследований по данной теме и прийти к новым выводам касательно того, через призму какого аспекта стоит рассматривать данное явление. В статье проведен сравнительный анализ толкования термина "парадипломатия" и его систематизации в рамках разных научных школ, на основе которого сделаны выводы касательно того, как должна восприниматься парадипломатия в рамках современного научного дискурса и какие факторы важны при оценке этого явления.

Ключевые слова

Парадипломатия, субнациональный актор, трансграничная парадипломатия, трансрегиональная парадипломатия, глобальная парадипломатия, регион, транснационализация, интернационализация.

Dzhoruhova Viktoriya L.

Tyumen, Russia

CONCEPTUAL FRAMEWORK FOR THE STUDY OF PARADIPLOMACY

Abstract

This article is aimed at studying the conceptual foundations for the study of paradiplomacy within the North American, European and Russian scientific schools. It is assumed that the study of the term "paradiplomacy" and its classification can become the basis for future case studies on this topic and come to new conclusions regarding the aspect through which aspect this phenomenon should be considered. The article provides a comparative analysis of the interpretation of the term "paradiplomacy" and its systematization within different scientific schools, on the basis of which conclusions are drawn regarding how paradiplomacy should be perceived within the framework of modern scientific discourse and what factors are important in assessing this phenomenon.

Keywords

Paradiplomacy, subnational actor, cross-border paradiplomacy, transregional paradiplomacy, global paradiplomacy, region, transnationalization, internationalization.

Термин "парадипломатия" является относительно новым и дискуссионным в современной научной действительности и изначально был создан для того, чтобы подчеркнуть различие между национальным и субнациональным уровнем дипломатии. Однако невозможно рассматривать парадипломатию как деятельность, никак не связанную с государственным уровнем управления или тем более говорить о том, что субнациональные или нецентральные правительства находятся с ним в конфронтации, поскольку дипломатия скорее должна восприниматься как структура, позволяющая акторам разного уровня власти работать в многослойной политической системе.

Термин "парадипломатия" впервые начал массово употребляться в 1980-е годы, когда на

мировую арену вышли новые акторы международных отношений - такие как, например, региональные правительства, которые проводят собственную субнациональную политику. Ученые разных парадипломатических школ внесли большой вклад в изучение термина парадипломатии и выделение его видов, рассматривая данное политическое явление с точки зрения своей географии и парадигмы, индивидуальных региональных и национальных, а также государственных и федеральных законов. Именно поэтому крайне важно концептуализировать этот термин и рассмотреть то, на какие категории представители разных научных школ предпочитают делить парадипломатию.

Теоретическую базу исследования составили научные работы ученых, изучающих парадипломатию в рамках тех школ, представителями которых являются: 1) основоположники североамериканской научной школы - И. Духачек, П. Солдатос, Дж. Кинкейд, Д. Дериан; 2) европейской научной школы - М. Китинг, Н. Корнаго, Б. Хокинг; 3) российской научной школы -Н.М.Мухарямов, М.Н.Закамулина, Ю.Г.Акимов, А.С. Кузнецов.

Появление термина "парадипломатия" традиционно связывают с научной деятельностью Панайотиса Солдатоса, который трактовал парадипломатию как "прямое - в той или иной степени -продолжение зарубежной деятельности правительства государства" [14, с. 34]. Иво Духачек продолжил концепцию Солдатоса, добавив к ней утверждение о том, что префикс "пара" в слове "парадипломатия" наиболее точно и не уничижительно отражает международную политику субнационального образования, которая может быть параллельной, скоординированной или дополняющей политику центрального правительства [10, с. 32].

Именно эти ученые стали основоположниками первой научной школы парадипломатии -североамериканской или "школы Духачека", представителями которой являются такие ученые как Г. Мичелман, П. Солдатос, Д. Кинкейд, А. Лекур, И. Фрай, Д. Дериан и другие. Они заслуженно считаются классиками и основоположниками в парадипломатических исследованиях, так как именно они создали первоначальную теоретико-методологическую базу для изучения данного феномена.

Несомненно, североамериканская школа парадипломатии была названа "школой Духачека" не просто так, поскольку именно Иво Духачек впервые определил сущность "глобальной парадипломатии" в контексте федерализма и отметил, что она включает в себя не только отношения региональных или субнациональных акторов с экономическими и культурными зарубежными акторами, но и взаимодействие отдельных регионов с зарубежными правительствами [10, с. 30- 38]. Наравне с Духачеком Солдатос представил теоретическую основу для термина "парадипломатия", определяя ее как фундаментальный аспект глобализации и регионализации, в соответствии с которым "суб- и негосударственные акторы играют все более значимую роль в мировой политике" [14, с.35]

Однако стоит отметить, что между последователями "школы Духачека" все же возникали разногласия относительно того, как трактовать данную политическую деятельность. По мнению Кинкейда, который придерживается термина "учредительная дипломатия", политические единицы, ведущие парадипломатическую деятельность, должны рассматриваться как "учредительные правительства" и единственные участники парадипломатии [13, с. 54-58], тогда как Дер Дериан делает вывод о трансформации традиционной дипломатии, расширяя список ее участников, согласно которому парадипломатией могут заниматься любые международные акторы, которые не являются государствами [9, с. 316].

Если резюмировать работы представителей североамериканской школы парадипломатии, можно отметить, что акцент в них делается на устройстве и влиянии государства, соответственно парадипломатические процессы рассматриваются через призму федерализма, что закладывает основу для дальнейших исследований, однако не является исчерпывающим.

Именно это стало причиной возникновения и развития в 1990-е годы новой школы

парадипломатии - европейской. Ее основоположниками были такие ученые как Б. Хокинг, Н. Корнаго, И. Агирре, М. Китинг, которые и создали научное сообщество на базе исследовательского проекта-семинара "Парадипломатия в действии" в 1997 году, название которого полностью отражает сущность исследований, представленных в его рамках. Европейские политологи подробно раскрыли сущность парадипломатии на примере международной деятельности отдельных субнациональных акторов Германии, Швейцарии и Испании, а также рассмотрели ее через призму национализма, регионализации и глобализации и в рамках теории международных отношений, в отличие от представителей североамериканской школы, которые уделяли внимание скорее федерализму, чем иным политическим факторам.

Одним из основоположников европейской школы был Майкл Китинг, который считал, что для решения проблем парадипломатии необходимо обращать внимание не только на динамику развития внутригосударственных процессов, но и на изменения вне границ государств, на мировом политическом уровне. Майкл Китинг акцентирует внимание на нациях и регионах, стремящихся к самоопределению [12, с. 50-55]. Другой представитель европейской школы Корнаго определяет парадипломатию как один из методов государственного контроля за новой девиантной практикой, которая хоть и является правомерной, но воспринимается как явление, нуждающееся в фиксации и ограничениях [8, стр 11-36]

В то же время Б. Хокинг употребляет термин "многослойная дипломатия", так как он наиболее точно отражает многоуровневые и сложносоставные отношения, возникающие между регионами и иными государственными и негосударственными акторами или "запутанную сеть связей между этими сферами, через которые акторы соотносятся друг с другом различными способами". Главной проблемой в данном случае он считает как раз сложность этих взаимосвязей при интерпретации значимости субнациональных акторов [11, с. 20-25].

Резюмируя заложенные европейской школой концептуальные основы для исследования парадипломатии, можно отметить, что "европейцы" делают акцент на изучении эволюции международных отношений и явлений и рассматривают парадипломатию через призму проблем национализма, регионализации и глобализации.

Российская школа парадипломатии характеризуется в первую очередь изучением трансграничного сотрудничества и взаимоотношений расположенных у границ субъектов РФ и других государств, хоть и задевает также экономические международные связи иных регионов страны (например, Екатеринбурга или Тюмени). Такую научную направленность легко можно объяснить тем, что парадипломатические связи приграничных регионов РФ характеризуются большей интенсивностью и длительностью.

Среди российских авторов, изучающих парадипломатию, можно выделить А.С. Кузнецова, Ю.Г. Акимова, Г. О. Ярового, Н.В. Яковлеву, М.Я.Креер, Д.В.Макродченко, И.М.Левкину, С.В. Голунова и многих других. Представители отечественной школы привнесли в теорию парадипломатии собственную уникальную терминологию, которая хоть и является продолжением западной мысли, но все же имеет свои специфические аспекты. Так, российские ученые-теоретики парадипломатии Н.М.Мухарямов и М.Н.Закамулина определяют термин "парадипломатия" как абсолютно релевантное средство для аналитики международных связей "акторов вне суверенитета", которые включают в себя субнациональные регионы, субъекты федерации и иные территориальные единицы. Эту мысль продолжает в своих исследованиях Ю.Г.Акимов, отмечая характерную "субъектно-территориальную дипломатию", которая в рамках современных международных отношений является базовой чертой новых акторов в мировой политике (транснациональных корпораций, регионов, городов по отдельности).

Таким образом, российская школа парадипломатии характеризуется сочетанием признаков европейской и американской школ, учитывая при анализе парадипломатии и фактор федерализма, и фактор трансрегионализации, однако все же привносит в теорию парадипломатии собственный уникальный набор терминов и исследований тех регионов, которые мало освещены западными учеными.

Резюмируя все вышесказанное касательно американской, европейской и российской школ парадипломатии, можно выделить несколько принципиальных различий между ними, которые в своих исследованиях подчеркивает А.С.Кузнецов. Первое различие между североамериканской и европейской школами заключается в географии объекта исследования. И дело не только в расположении, но и в парадигме, которая используется при построении научной базы исследования. "Европейцы" рассматривают парадипломатию через призму "проблем национализма, регионализации и глобализации", а представители "школы Духачека" - через явление "федерализма" и в своих работах акцент делают на государство и его федеративное устройство, а "европейцы" - на эволюцию международных отношений и явлений, происходящих и развивающихся в них. Второе различие кроется в значимости и весомости концептуального вклада представителей каждой из школ. Вклад североамериканской школы, несомненно, больше, что обусловлено более долгим периодом существования - с 1980-х годов, тогда как европейская школа стала скорее новым образованием на базе уже существующей теоретической основы "школы Духачека"[3,стр.35]. Российская же школа парадипломатии выделяется на фоне первых двух относительно коротким периодом существования, а также узкой спецификой регионов изучения, которые в основном являются приграничными. Именно поэтому российские ученые делают акцент на трансграничном сотрудничестве в исследованиях парадипломатии.

Однако представители североамериканской, европейской и российской научных школ не только систематизируют парадипломатию по трем основным направлениям, но и выделяют по меньшей мере четыре вида такой дипломатии[5, с. 13].

Первый вид парадипломатии - трансграничная региональная, самый распространенный вид, поскольку он включает в себя парадипломатические взаимоотношения между субнациональными акторами, располагающимися в относительной географической близости, но при этом входят в состав разных государств. Эта форма дипломатического сотрудничества является также ключевым объектом тематических исследований для ученых из всех трех перечисленных научных школ.

Следующий вид - трансрегиональная парадипломатия, которая включает в себя взаимовыгодное сотрудничество между субнациональными акторами, которые расположены географически далеко (но обязательно в рамках одного континента), однако связаны политической и культурной средой. Ярким примером такого сотрудничества может послужить парадипломатия, связывающая торговыми договорами отдельные регионы Испании и Франции, которые расположены относительно далеко друг от друга, но в рамках одного материка.

Третий вид парадипломатии - глобальная, субнациональные акторы в рамках такого сотрудничества ищут партнерские связи на других континентах и как правило сотрудничают с другими акторами в сфере экологии, защиты прав человека, развития новых технологий и так далее. Такие мероприятия считаются крайне благоприятными для повышения международного имиджа региональных правительств и их лидеров.

И, наконец, четвертый вид - это идентичная парадипломатия, автором определения которой считается Стефан Пакин. Согласно его научным трудам, такая парадипломатия не включает в себя борьбу за независимость (как протодипломатия), а скорее ищет источники получения необходимых ресурсов и возможностей, которые не может обеспечить национальное правительство.

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ « БИУ »

!ББЫ (р) 2411-7161 / (е) 2712-9500

№1 / 2022

Существует еще одно деление парадипломатии на виды, которое сложилось в рамках российской научной школы и было определено Вардомским и Голуновым [2, с. 532-534] . Согласно их научным трудам, парадипломатию можно разделить на три вида - интернационализация, транснационализация, трансграничное сотрудничество.

Посредством интернационализации регионы стремятся продвигать свои интересы прямым или косвенным сотрудничеством субнациональных правительств и акторов за рубежом (например, национальных и субнациональных иностранных правительств, международных организаций). Косвенное взаимодействие подразумевает помощь таких партнеров в установлении международных контактов с новыми акторами. Считается, что этот вид парадипломатии был самым первым ее проявлением. Интернационализация начала активно развиваться в 1990-е годы на территории Европейского Союза и даже получила собственное название - "региональное лобби". Она была связана с тем, что субнациональные правительства стремились воздействовать на решения, которые касались развития регионов на уровне ЕС.

Другой вид парадипломатии, согласно Вардомскому и Голунову, - это транснационализация, которая включает в себя взаимоотношения между субнациональными и транснациональными субъектами (транснациональные корпорации, международные ассоциации, международные неправительственные организации). Транснационализация делится на два подвида -транснационализация участия (когда регион оказывается вовлечен в деятельность транснациональных субъектов) и транснационализация сотрудничества (когда региональные власти ведут активную деятельность и стремятся к укреплению сотрудничества с транснациональными субъектами) [5, с.19].

И, наконец, третий вид парадипломатии - это трансграничное сотрудничество, который включает в себя связи между субнациональными акторами и общественными акторами национальных государств, которые построены на институционализации и официальных договорах и в конечном счете принимают форму трансграничных регионов [6].

Резюмируя все вышесказанное, стоит отдельно отметить, что парадипломатию нельзя рассматривать как сегментированный процесс исключительно между субъектами внутри одной государственной структуры. Парадипломатия должна восприниматься как система, в которой смешиваются акторы с разных уровней управления - как субнационального, так и национального. Хотя за последние тридцать лет парадипломатия значительно продвинулась вперед, а тематические исследования стали намного более многочисленными, все еще остается несколько белых пятен в освещении данного вопроса. Разумеется, в силу такого разнообразия видов, форм, механизмов реализации и, наконец, концепций тематических исследований, достаточно сложно прийти к единому мнению, однако можно попытаться рассмотреть данное явление на отдельных специфичных примерах, чтобы попытаться прийти к определению того, как парадипломатию ведут отдельные субнациональные субъекты, действующие в рамках разных правовых, политических, культурных и экономических систем. Все эти факторы наделяют парадипломатию отдельных регионов собственными уникальными чертами, которые в перспективе смогут помочь прийти к чему-то принципиально новому в парадипломатических исследованиях. Именно поэтому так важно изучать концептуальную сущность парадипломатических исследований - в каждом из направлений возникают уникальные определения и способы систематизации парадипломатии, что сможет в перспективе стать основой для новых тематических исследований.

Список использованной литературы: 1. Акимов Ю.Г. Парадипломатия как средство выражения региональной идентичности субъектов федераций. Управленческое консультирование. 2016;(2):25-33. URL: https://www.acjournal.ru/jour/

article/view/254

2. Л.Б. Вардомский и С.В. Голунов. Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России / Под ред. Л.Б.Вардомского и С.В.Голунова. - М. - Волгоград: НОФМО, 2002. - стр. 532534, 572

3. Кузнецов А.С. Теория и практика парадипломатии: субнациональные правительства в международных делах 2015

4. Мухарямов Н.М и Закамулина М.Н. Парадипломатия в языковых измерениях: к построению концептуальной модели / Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2009. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/paradiplomatiya-v-yazykovyh-izmereniyah-k-postroeniyu-kontseptualnoy-modeli

5. А. А. Торреальба. Антидипломатия: Модели, Формы, Методы, Примеры и Риски, 2018. URL: https://studopedia.net/15_73105_raznovidnosti-vneshney-politiki.html (дата обращения: 23.01.2022)

6. Яровой Г. О. Европейский союз для регионов: что можно и нужно знать российским регионам о ЕС / Г. О. Яровой, Е. В. Белокурова. СПб., 2012

7. Cornago, N. (1999). Diplomacy and paradiplomacy in the redefinition of international security: Dimensions of conflict and co-operation. Regional & Federal Studies, 9(1)

8. Cornago, N. (2010). On the normalization of sub-state diplomacy. The Hague Journal of Diplomacy, 5(1-2)

9. Der Derian J. Critical practices in international theory. Routledge, 2009, 316 p.

10.Duchacek, I. D. (1990). Perforated sovereignties: Towards a typology of new actors in international relations. In H. J. Michelmann, & P. Soldatos (Eds.), Federalism and international relations: The role of subnational units. Oxford: Clarendon Press.

11.Hocking B. (Ed.) (1993). Foreign relations and federal states. Leicester: Leicester University Press.

12.Keating M. Paradiplomacy and regional networking. http://www.forumfed.org/libdocs/ForRelCU01/ 924FRCU0105-eu-keating.pdf

13.Kincaid, J. (1990). Constituent diplomacy in federal polities and the nation-state: Conflict and cooperation. In H. J. Michelmann, & P. Soldatos (Eds.), Federalism and international relations: The role of subnational units (pp. 54- 75). Oxford: Oxford University Press

14.Soldatos, P. (1990). Federalism and international relations: The role of subnational units

© Джорухова В.Л., 2022

УДК 32

Дмитриенко Александр Алексеевич,

Г. Тюмень, РФ

ВЛИЯНИЕ СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЙ МИГРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НА ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

Аннотация

Исследование миграционных систем в настоящее время приобретает повышенную значимость, что обусловлено интенсификацией людских перемещений и их влиянием на мировые процессы. Вследствие действия множества выталкивающих и притягивающих факторов формируются массовые потоки, которые становятся как источником проблем, так и перспектив для отдельных стран и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.