Научная статья на тему 'Концептуальные основы анализа циклических колебаний социального кластера'

Концептуальные основы анализа циклических колебаний социального кластера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
224
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ / ЦИКЛИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО КЛАСТЕРА / АНАЛИЗ ЦИКЛИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ / BUSINESS CYCLE / CYCLICAL FLUCTUATIONS IN THE SOCIAL CLUSTER / ANALYSIS OF CYCLICAL FLUCTUATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларионова Нина Ивановна

Определены концептуальные основы анализа циклических колебаний социального кластера, предложена методика названного анализа. Применение теоретических основ экономических циклов и системного подхода позволило исследовать социальный кластер в аспекте цикла и системы, это позволило расширить представление о циклических колебаниях в развитии социального кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article defines the conceptual framework for the analysis of cyclical fluctuations of the social cluster. A new technique for the analysis of cyclical fluctuations in the social cluster is based on common principles of the economic analysis. The application of theoretical foundations of economic cycles and the systematic approach explain the social aspect of the cluster, using the cycle and system perspective. The results lead to better understanding of cyclical fluctuations in the development of the social cluster.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы анализа циклических колебаний социального кластера»

гий в текущей работе российских компаний создает важнейшее условие для улучшения их

финансовых показателей.

Литература

1. Walter W. Massie, Charles R. Underhill. The Future of the Wireless Art. Wireless Telegraphy and Telephony (1908).

2. Годин А. А., Комаров В. М. Интернет-реклама. Москва : Дашков и Ко, 2009.

3. Оборот онлайн-торговли стабильно растет. Национальная Ассоциация Участников Электронной Торговли. [В Интернете] 3 Июль 2008 r. http://www.nauet.m/news.php?sub=1&news=30&p=1.

4. Стенографический отчет о встрече с руководством Всероссийской политической партии «Единая Россия». Сайт Президента России. [В Интернете] 8 Апрель 2009 r. http://kremlin.ru/transcripts/3700.

5. Nizza, Mike. Russia’s New Leader: Fan of the Internet. The New York Times. [В Интернете] 14 Апрель 2008 r. http://thelede.blogs.nytimesxom/2008/04/14/mssias-new-leader-fan-of-the-internet/?hp.

6. Rappa, Michael. Business models on the WEB. Institute for Advanced Analytics. [В Интернете] http://digitalenterprise. org/models/models.html.

7. Джоббер, Д. Принципы и практика маркетинга: Учебное пособие. Москва : Вильямс, 2000.

8. Христофорова, И.В. Современные подходы к маркетингу услуг. // Науч. журнал «Сервис plus». 2000. № 1.

9. Соловьев Н.В., Казеннова С.Ю. Служба тематических толковых словарей «Глоссарий.ру». [В Интернете]

10. Библиотечка российской газеты. Проблемы современного информационного общества: предпосылки, достижения, перспективы. М. : Российская газета, 2006.

11. Платонова Н.А., Комаров Н.М. Развитие сервисного менеджмента высокотехнологичной техники в России. Вестник МГУС. 2007. № 1(1).

12. Варшавский А.Е. Наукоемкие отрасли и высокие технологии: определения, показатели.../ Экономическая наука современной России. 2000. № 2.

УДК 338.3 330.33.01

концептуальные основы анализа циклических колебаний социального кластера

Ларионова Нина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой

nina_larionova@mail.ru,

ГОУВПО «Марийский государственный технический университет», г. Йошкар-Ола

The article defines the conceptual framework for the analysis of cyclical fluctuations of the social cluster. A new technique for the analysis of cyclical fluctuations in the social cluster is based on common principles of the economic analysis. The application of theoretical foundations of economic cycles and the systematic approach explain the social aspect of the cluster, using the cycle and system perspective. The results lead to better understanding of cyclical fluctuations in the development of the social cluster.

Определены концептуальные основы анализа циклических колебаний социального кластера, предложена методика названного анализа. Применение теоретических основ экономических циклов и системного подхода позволило исследовать социальный кластер в аспекте цикла и системы, это позволило расширить представление о циклических колебаниях в развитии социального кластера.

Key Words: business cycle, cyclical fluctuations in the social cluster, analysis of cyclical fluctuations

Ключевые слова: экономический цикл, циклические колебания социального кластера, анализ циклических колебаний.

Глобальный экономический кризис, охва- экономических циклов на уровне макроэконо-

тивший мир, показал, что одной из важнейших мики, однако проблемы цикличности развития

проблем современности является проблема хозяйствующих субъектов на уровне кластеров

циклических колебаний экономики. Ученые- не выделены в самостоятельное направление

экономисты (А. Бернс, У. Митчелл, П. Саму- и с теоретической точки зрения недостаточно

эльсон, Й. Шумпетер и др.) создали теорию проработаны.

Еще одним аспектом проблемы является вопрос функционирования социального кластера как института развития новой российской экономики, ориентированной на повышение эффективности и конкурентоспособности российских предприятий и формирование социального государства. Концепция как определенный способ понимания явления или процесса позволяет представить направление анализа циклических колебаний социального кластера как целостную систему в ее комплексной характеристике и динамике развития.

Цель статьи заключается в разработке концептуальных основ анализа циклических колебаний социального кластера, задача — проведение анализа циклических колебаний социального кластера.

При проведении анализа циклических колебаний социального кластера могут быть использованы общие принципы экономического анализа: системность, комплексность, научность, регулярность, конкретность, объективность, действенность [1]. Системность означает, что социальный кластер рассматривается в контексте системы. Комплексность подразумевает всестороннее изучение явлений и процессов, происходящих в рамках исследования циклического развития социального кластера. Научность связана с раскрытием экономической сущности циклического колебания социального кластера, правильной оценки тенденции и темпов изменения. Регулярность проявляется в определении времени проведения анализа для первичного объекта анализа в зависимости от темпов его изменения и подвижности. Конкретность — это целевая направленность и адресность анализа циклических колебаний социального кластера. Объективность — обеспеченность и доказательность выводов анализа. Действенность — оценка тенденций и силы влияния факторов на цикл развития социального кластера. Преемственность реализуется соблюдением единых принципов аналитической работы, сопоставимостью выводов, сделанных на основе различных тематических анализов и возможностью их взаимной увязки, а также сопоставимостью анализа, проведенные за разные периоды. Экономичность (затраты на проведение анализа) должны быть соизмеримы с эффектом, который он обеспечивает.

Современная экономическая наука базируется на теории экономических циклов и

учитывает наличие длинных волн в экономике, цикличность и механизм инновационной деятельности, кластеры базисных нововведений и др. В рамках данного исследования цикл рассматривается в аспекте единого процесса, многокомпонентного процесса как колебание вокруг трендовой траектории хозяйственного роста и положения равновесия, а также государственного регулирования.

Экономический цикл характеризуется сменяемостью периодов подъема периодами спада, амплитудой колебаний, переходом системы из одного состояния в другое. Из множества определений экономического цикла, данных в разное время учеными-экономистами, наиболее близко к тематике нашего исследования определение А. Бернса и У. Митчелла: «Экономические циклы — это тип колебаний в совокупной экономической активности наций, организующих свою деятельность преимущественно в форме деловых предприятий; состоит из периода подъема, наблюдаемого одновременно во многих видах экономической деятельности, который сменяется также общим для всей экономики периодом спада, сокращением производства с последующим оживлением, переходящим в фазу подъема следующего цикла; такая смена фаз цикла является повторяющейся, но необязательно периодической; продолжительность экономических циклов колеблется от одного года до 10—12 лет, при этом нельзя выделить из них более короткие циклы сходного типа и равной амплитуды»[6]. А. Бернс и У. Митчелл сделали попытку выделить общие тенденции в механизмах развития деловых циклов. По их мнению, цикл деловой активности представляет собой колебания вокруг возрастающего долговременного тренда, который представляет собой результат действия факторов, обуславливающих долговременный рост в экономике. Переходными моментами цикла в данной модели являются высшие (точка А) и низшие (точка В) точки цикла (рис.1).

Цикл имеет две фазы. Видный теоретик экономических циклов Й. Шумпетер в отличие от А. Бернса и У. Митчелла считал, что переходные моменты находятся в точках перегиба (точки С, D, Е), которые ученый назвал «окрестности точки равновесия» [5]. Чем дальше система удаляется от окрестностей точки равновесия, тем крепче становятся силы, которые задерживают нарастающее движение и тянут систему назад, к зоне равновесия. Если «на-

ложить» модель цикла А. Бернса, У. Митчелла на модель Й. Шумпетера, то видно, что цикл имеет четыре фазы. Совмещенные модели экономического цикла по А. Бернсу, У. Митчелл и Й.Шумпетеру представлена на рис. 1. В процессе своих разработок Й. Шумпетер перешел от идеи двухфазного цикла к четырехфазному. Он использовал в качестве деловой активности занятость в экономике. Верхняя половина цикла (от С до D) делится на две части: процветание и рецессия. Нижняя половина цикла (от D до Е) - на фазу депрессии и фазу восстановления. В результате каждого очередного цикла осуществляется переход в состояние равновесия на более высоком уровне.

В классическом смысле экономический цикл включает в себя четыре фазы: кризис (спад, рецессия), депрессия (стагнация), оживление (экспансия), подъем (бум, пик). Однако некоторые разработки по теории циклов показывают, что между ростом и спадом существует фаза стабилизации, при которой показатели деловой активности в течение определенного периода времени не претерпевают существенных изменений.

Т. Лобовиков сформулировал концепцию стадийного развития предприятия следующим образом: резервное состояние, рост, стабилизация 1, спад, стабилизация 2, рост [2].

Тренд

Рис. 1. Модели экономического цикла

Эта концепция может быть применена в теории кластерного подхода, в том числе ее более узкой направленности теории социального кластера, когда необходимо исследовать взаимовлияние циклического колебания экономики региона и социального кластера. Определим, что социальный кластер — это устойчивое территориально-отраслевое партнерство, состоящее из конгломерата юридически независимых фирм, с различной организационноправовой формой образования, состоящее из государственных и негосударственных орга-

низаций, связанных общностью деятельности; функционирующих в определенной сфере и географической территории; объединенное инновационной программой внедрения передовых производственных, инжиниринговых и управленческих технологий с целью повышения конкурентоспособности и эффективности функционирования участников кластера, стремящихся к достижению конкретного экономического и социального эффекта.

Формирование на территориях регионов социальных кластеров, несомненно, будет оказывать существенное влияние как на мезо-, так и на макро-уровне экономики. В свою очередь, экономическая система будет активно влиять на развитие социальных кластеров.

При формировании социального кластера, основанного на создании «новых комбинаций», основными видами которых являются: производство новых благ, коммерческого использования благ существующих, предоставление новых услуг, освоение существующих и новых рынков сбыта, применима теория экономической динамики Й. Шумпетера. Можно предположить, что функционирование социального кластера (нововведение) окажет двойственное влияние на динамику развития региона, в котором он функционирует: с одной стороны кластер откроет новые возможности для расширения экономики, с другой — «свернет» расширение в традиционных, но устаревших направлениях. Последствиями таких преобразований могут быть: нарушение экономического равновесия внутри территории, созидательное разрушение устаревших хозяйствующих агентов, переход во временное равновесное состояние. Другими словами, функционирование социального кластера способно вызвать также цикличность в экономическом развитии региона. Создание социального кластера на мезо-уровне выступает нововведением, которое должно активно поддерживаться государством у которого существуют рычаги воздействия на экономику, а значит на динамику экономических циклов, их глубину и т.д. Кластер выступает инструментом государственного воздействия на экономику территорий, так как часть предприятий, входящих в социальный кластер имеет государственную форму собственности и может активно влиять на весь воспроизводственный процесс. Таким образом, социальный кластер имеет двойственную природу. С одной стороны, он выступает как один из фак-

торов воздействия стихийно-рыночного механизма на экономику территории в виде циклических колебаний, с другой как инструмент сознательного государственного воздействия на экономику мезоуровня.

Социальный кластер является сложной системой, для которой, согласно системному подходу, характерно наличие связей и отношений между ее элементами, целостность, единство со средой, а также наличие системных объектов, таких как вход, процесс, выход, обратная связь (рис. 2). Социальный кластер объединяет в себе понятие цикла и системы. В. Спицнадель, например, считает, что носителем цикла является непосредственно та система, системообразующим фактором которой является продукция цикла [5]. Правильная соотнесенность цикла и системы-носителя — один из важнейших принципов анализа и проектирования сложных систем и комплексов. Процессы изменения, развития объекта цикла являются одновременно процессами становления, формирования и реализации соответствующей системной эффективности [3]. Система выражает полный цикл развития социального кластера. После завершения цикла развития система социального кластера должна качественно преобразоваться и вместе с началом нового цикла должна возникнуть новая система, выход которой будет являться входом во вторую систему. На рис. 2 показано входное воздействие, которое складывается из воздействий внешней среды: государственные стандарты, законодательство, лицензирование, финансирование, а также инвестиции, кредиты, финансовые ресурсы потребителей платных социальных услуг (вход 1), выход первой системы (вход 2).

Неосязаемые ресурсы в виде политики и идеологии социального кластера являются входом 3. Затем эти ресурсы объединяются и трансформируются в процесс предоставления услуг. На выходе — удовлетворенность или неудовлетворенность потребностей получателей услуг, а также объем продаж, налоговые отчисления, прибыль, которая частично является входом во вторую систему. Обратной связью является информация, направленная на корректировку входного воздействия. Рассматривая социальный кластер в аспекте концепции анализа циклических колебаний, необходимо отметить, что он является субъектом анализа циклических колебаний. Другими субъектами анализа циклических колебаний могут высту-

пать также экономика страны, экономика региона и др.

В рамках концепции анализа циклических колебаний социального кластера кроме определения субъекта, необходимо определить предмет анализа циклических колебаний. С. Барнгольц и М. Мельник пришли к выводу, что «предметом анализа является деятельность конкретных хозяйствующих субъектов любой формы собственности, направленная на получение прибыли или обеспечение сбалансированности расходов и доходов, изучаемая комплексно с целью объективной оценки ее эффективности и выявления резервов ее повышения, а также обеспечения устойчивости функционирования анализируемого хозяйствующего субъекта» [1]. Предметом анализа циклических колебаний социального кластера являются причинноследственные связи, вызывающие колебания его деятельности в динамике, направленных на обеспечение его устойчивого развития. Поэтому к классическим общим принципам экономического анализа можно добавить принцип совокупного влияния, когда цикл развития социального кластера складывается из совокупности циклов входящих в него предприятий.

В рамках концепции анализа циклических колебаний социального кластера его первичным объектом является цикл развития социального кластера. Другими объектами могут выступать циклы развития экономики страны и региона. Взаимосвязь субъектов и объектов анализа циклических колебаний представлена на рис. 3.

Ранее было определено, что в классическом смысле цикл включает в себя четыре фазы: кризис (спад, рецессия), депрессия (стагнация), оживление (экпансия) и подъем (пик). Цикл развития социального кластера будет состоять из стадий: внедрение (экспансия), рост, стабилизация 1 (зрелость), спад, стабилизация 2 (кризис).

Выход

Внешняя среда

Рис. 2. Функционирование социального кластера как системы

Процесс

предоставления

услуг

Обратная связь

Внутренняя среда

—!——►

|Вход 2 Объединенные

—1 ► ресурсы

1 ►

■Вход 3

Рис. 3. Социальный кластер в его двойственном видении

На стадии внедрения жизненного цикла социального кластера предоставляется ограниченный объем социальных услуг. Эта стадия завершается в точке, когда кластер начинает увеличивать объем социальных услуг. Далее идет стадия роста, на котором социальный кластер увеличивает объем продаж социальных услуг.

В это время совершенствуется технологический процесс.

На стадии стабилизации 1г (зрелости) социальный кластер! сосредотачивает свои усилия на снижении издержек, повышения производительности труда.

На стадии спада возникают неблагоприятные экономические условия, когда рост предложения услуг приведет к насыщению рынка и спрос на услуги резко упадет, объем капитала, задействованного в социальном кластере в период активного расширения, окажется избыточным - наступает депрессия. В этот период происходит стабилизация работы социального кластера, в период которой происходит активная модернизация, перераспределение ресурсов, внедрение новых технологий. Система переходит на новый уровень развития.

Таким образом, концептуальные основы анализа циклических колебаний социального кластера базируются на следующих принципах: системность, комплексность, научность, регулярность, конкретность, объективность, действенность. Социальный кластер объединяет в себе понятия «цикл» и «система». На основе теории экономических циклов цикл со-

циального кластера рассматривается в аспекте единого многокомпонентного процесса, как колебание вокруг трендовой траектории хозяйственного роста и положения равновесия, а также государственного регулирования.

Социальный кластер является сложной системой, для которой характерно наличие связей и отношений между ее элементами, целостность, единство со средой, а также наличие системных объектов, таких как вход, процесс, выход, обратная связь. Система социального кластера рассмотрена в аспекте цикла развития. В ходе исследования определены субъект, объект и предмет анализа циклических колебаний социального кластера. Предложено авторское видение жизненного цикла социального кластера.

Литература

1. Барнгольц С.Б. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта / С.Б. Барн-гольц, М.В. Мельник. М.: Финансы и статистика. 2003. С. 46.

2. Лобовиков Т.С. Общая концепция развития форм лесного хозяйства и лесной промышленности / Т.С.Лобовиков // Лесное хозяйство и лесная промышленность СССР. К VII международному лесному конгрессу. 1972. С. 61—69.

3. Поздеев В.Л. Анализ циклических колебаний в развитии хозяйствующего субъекта: монография / В.Л. По-здеев. Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2007. С. 22.

4. Спицнадель В.Н. Основы системного анализа: учебное пособие / В.Н. Спицнадель. СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2000. С. 117—118.

5. Шумпетер Й. Теория экономического развития: Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры / Й.Шумпетер. М.: Прогресс, 1982. С.112.

6. Burns A., Mitchell,W., Measuring Business Cycles. N.Y. National of Economic Research, 1946. Р.37.

УДК 338.46

| ПРОДВИЖЕНИЕ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Христофоров Алексей Владимирович, аспирант, nikolka_@list.ru,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The author examines the use of social Internet networks for the promotion of services. The articles analyses the tendencies for the growing importance of social networks as a channelfor the promotion of services, the strengthening of the power of social networks and the influence of bloggers on the audience of social networks. The study overviews the methods of promotion in social networks and proposes approaches to manage the process.

Статья посвящена проблемам применения социальных сетей в интернете для продвижения услуг. Рассмотрены тенденции роста значимости социальных сетей как канала продвижения услуг, усиление влияния социальных сетей и роли блоггеров на аудиторию социальных сетей. Проанализированы существующие технологии продвижения в социальных сетях и предложены подходы к управлению этим процессом.

Key Words: promotion, social networking marketing services, Internet Ключевые слова: продвижение, социальные сети, маркетинг, услуги, интернет

В комплексе маркетинга продвижение является обязательным, и, как показывает практический опыт, наиболее активно используемым инструментом [4]. Этим обусловлено огромное внимание со стороны специалистов коммуникационному комплексу маркетинга, особенно тем его видам, которые продвигаются по наиболее инновационным и бюджетным каналам: с помощью мобильных телефонов и интернета [2, 3, 7, 9]. Данные о развитии этих каналов коммуникации свидетельствуют, что в период экономического кризиса они, в отличие от большинства способов продвижения, наращивают обороты.

По мнению экспертов, в 2009 году мобильные средства связи будут активно привлекаться к продвижению брендов, поскольку эти технологии «позволяют брендам напрямую общаться с потребителями, где бы те ни находились»: сочетая мобильные купоны с технологией GPS, новые технологии позволяют отслеживать потребителей в нужных местах и в нужное время передавать им информацию о специальных акциях и предложениях [26]. Например, человек может получить купон на скидку в кафе точно в тот момент, когда он проезжает мимо него. Если печатными купонами пользуются в среднем 3% потребителей, то на мобильные купоны реагируют 5—15%.

При продвижении услуг при помощи инновационных каналов учитываются специфика

самой услуги (процесса, действия) и особенности построения коммуникаций с клиентами в сервисной сфере [3, 5, 15]. В качестве иллюстрации применения технологий мобильного маркетинга в сфере услуг можно использовать акцию сети фитнес-клубов Crunch Gyms, предоставляющую возможность бесплатно посетить занятие каждому, кто сфотографирует рекламу спортзалов клуба на улицах на свой мобильный телефон и покажет фотографию на входе.

Кризис не изменил позитивной динамики развития рынка различных видов продвижения в Интернете. По данным рекламного агентства Mindshare Interaction, общий объем рынка интернет-рекламы в России в 2008 году составил 14,7 млрд руб., что на 55% больше результата 2007 года [24]. На выставке AD:TECH-2008 компания MarketingSherpa провела опрос маркетологов крупнейших корпораций. Вопросы касались актуальных тенденций в продвижении товаров и услуг последнего времени. Было опрошено 332 респондента, которые в 2006 году выделили на продвижение через интернет 46% своих рекламных бюджетов, а в 2007 году это сумма возросла до 49% [20].

В интернете как одном из наиболее востребованных и эффективных каналов продвижения появляются совершенно новые, инновационные формы коммуникаций. Одним из вопросов, заданных маркетологам на выстав-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.