Научная статья на тему 'Концептуальные аспекты деятельности подразделений ОВД в сфере охраны собственности'

Концептуальные аспекты деятельности подразделений ОВД в сфере охраны собственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC
73
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОН / КОДЕКС / ПРИКАЗ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ОХРАНА СОБСТВЕННОСТИ / ИМУЩЕСТВО / ПРАВО / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ЗАЩИТА ПРАВ / ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ / INTERNAL AFFAIRS BODIES / RIGHT / PROPERTY / PROPERTY PROTECTION / GOVERNMENT / ORDER / CODE / LAW / PROTECTION OF RIGHTS / LEGAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кулеш Елена Александровна, Лихолет Елена Николаевна, Симакина Ирина Александровна

Предмет исследования представленной статьи сведен к анализу действующего законодательства Российской Федерации в проявлениях его различных нормативных правовых актов, а также учтены различные взгляды ученых-изыскателей на проблему соотношения таких категорий как «имущество» и «собственность». Кроме того исследованию подверглись реализуемые в настоящее время полномочия должностных лиц органов внутренних дел в рассматриваемой области, процент их результативности в условиях реформирования системы МВД России, а также попытка определения проблемных аспектов действующего национального законодательства. Основа исследуемого материала построена на использование общенаучных методов познания, включающих в себя принципы объективности, системности, индукции, дедукции и другие. Конечными умозаключениями проведенного исследования являются обозначение проблемных вопросов в организации деятельности органов внутренних дел по реализации полномочий в сфере охраны собственности, а также выработка предложений по их решению, сведенная к необходимости создания самостоятельных подразделений полиции, ведающих рассматриваемым спектром вопросов. В частности обоснована целесообразность создания отдельного подразделения Главного управления по противодействию имущественным преступлениям в структуре центрального аппарата МВД России с внесением соответствующих изменений в указ Президента России от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации». Также авторами работы акцентировано внимание на необходимости отражения в Инструкции «О едином учете преступлений» Перечня преступлений, посягающих на имущество населения. Сформулированные выводы и предложения служат основой для совершенствования деятельности органов внутренних дел в условиях развития общества и государства на современном этапе их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кулеш Елена Александровна, Лихолет Елена Николаевна, Симакина Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL ASPECTS OF THE ACTIVITY PERFORMED BY THE DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIS SUBDIVISIONS IN THE SPHERE OF PROPERTY PROTECTION

The matter under research is the applicable laws of the Russian Federation as well as opinions of researchers on the correspondence of terms 'property' and 'belongings'. In addition, the authors of the article have also analyzed competences of internal affairs officials in property protection and their efficiency under the conditions of reformation of the Ministry of Internal Affairs system. The authors also discussed problems and gaps of the current national legislation. The basis of the research includes general research methods based on the principles of objectivity, systematicity, induction, deduction, and others. As the result of the research, the authors outline problems that arise in the process of arranging activities of internal affairs agencies aimed at execution of their powers in the sphere of property protection. The authors also offer relevant solutions and emphasize the need to create police subdivisions that would be responsible for the aforesaid range of issues. In particular, they prove the need to create a subdivision of the Main Directorate for Countering Property Crime as part of the central office of the Ministry of Internal Affairs of Russia and to make associated amendments in the Decree of the President of Russia No. 218 of March 1, 2011 'Issues of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation'. The authors also stress out the need to include a list of property crimes into The Instruction on Single Record of Crimes. The conclusions and suggestions made by the author may be used to improve the activity of internal affairs in a developing society and government.

Текст научной работы на тему «Концептуальные аспекты деятельности подразделений ОВД в сфере охраны собственности»

Административное и муниципальное право

Правильная ссылка на статью:

Кулеш Е.А., Лихолет Е.Н., Симакина И.А. — Концептуальные аспекты деятельности подразделений ОВД в сфере охраны собственности // Административное и муниципальное право. - 2019. - № 6. DOI: 10.7256/24540595.2019.6.30642 URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article.php?id=30642

Концептуальные аспекты деятельности подразделений ОВД в сфере охраны собственности

Кулеш Елена Александровна

кандидат юридических наук

заместитель начальника кафедры административного права и административно-служебной деятельности органов внутренних дел, Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования "Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних

дел Российской Федерации"

680020, Россия, г. Хабаровск, ул. Казарменный, 15 И eakulesh@mail.ru

Лихолет Елена Николаевна

кандидат юридических наук

начальник кафедры административного права и административно-служебной деятельности органов внутренних дел, Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования "Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской

Федерации"

680020, Россия, г. Хабаровск, пер. Казарменный, 15 И elenaliholet@mail.ru

Симакина Ирина Александровна

кандидат юридических наук

начальник кафедры специальных дисциплин, Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования "Дальневосточный юридический инстшут

Министерства внутреннихдел Российской Федерации"

680028, Россия, г. Хабаровск, пер. Казарменный, 15 И jazimina@inbox.ru

Статья из рубрики "Полицейское право."

Аннотация.

Предмет исследования представленной статьи сведен к анализу действующего законодательства Российской Федерации в проявлениях его различных нормативных правовых актов, а также учтены различные взгляды ученых-изыскателей на проблему соотношения таких категорий как «имущество» и «собственность». Кроме того исследованию подверглись реализуемые в настоящее время полномочия должностных лиц органов внутренних дел в рассматриваемой области, процент их результативности в условиях реформирования системы МВД России, а также попытка определения проблемных аспектов действующего национального законодательства. Основа исследуемого материала построена на использование общенаучных методов познания, включающих в себя принципы объективности, системности, индукции, дедукции и другие. Конечными умозаключениями проведенного исследования являются

обозначение проблемных вопросов в организации деятельности органов внутренних дел по реализации полномочий в сфере охраны собственности, а также выработка предложений по их решению, сведенная к необходимости создания самостоятельных подразделений полиции, ведающих рассматриваемым спектром вопросов. В частности обоснована целесообразность создания отдельного подразделения Главного управления по противодействию имущественным преступлениям в структуре центрального аппарата МВД России с внесением соответствующих изменений в указ Президента России от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации». Также авторами работы акцентировано внимание на необходимости отражения в Инструкции «О едином учете преступлений» Перечня преступлений, посягающих на имущество населения. Сформулированные выводы и предложения служат основой для совершенствования деятельности органов внутренних дел в условиях развития общества и государства на современном этапе их развития.

Ключевые слова: закон, кодекс, приказ, государственная власть, охрана собственности, имущество, пра в о, органы внутренних дел, защита прав, правовой инс титут

DOI:

10.7256/2454-0595.2019.6.30642

Дата направления в редакцию:

28-08-2019

Дата рецензирования:

28-08-2019

Защита прав собственности является одним из незыблемых принципов построения

современного государства Права человека призваны обеспечить физическое выживание и комфортное существование через свободное обладание ресурсами, соответственно их охрана и защита - один из основных государственных приоритетов.

При изучении правового института охраны собственности с позиции современных знаний появляется возможность трактовать отдельные категории намного глубже, чем позволяет практический подход юриспруденции, не предполагающий «плавающих границ».

Развитие экономики усложнило отношения, в первую очередь, по поводу имущества. Расширение круга объектов вещных прав модернизировало саму юридическую концепцию имущества, выраженную в признании некоторого количества невещественных

объектов, выходящих за пределы традиционного понимания «вещи»

Юридическое господство над вещью, именуемое вещным правом проявляется в различном виде, что позволяет представлять систему вещных прав как право собственности - наиболее полное, и ограниченные вещные права - производные от него. Регуляция отношений в сфере собственности предусматривает, не только совокупность правовых норм, воздействующих на владение вещью, но и устранение

вмешательства иных лиц в сферу такого господства. То есть, с позиции гражданского права - право собственности, представляет собой лишь часть правовых норм,

поглощенных гражданско-правовым институтом вещного права

Гражданское право, как специализированное по предмету частных отношений, показывает, что возникают и выражаются последние по поводу имущества не только в форме товара, но и в праве требования (например, банковский вклад), и по поводу оказания различного рода услуг, имеющих стоимостное выражение. Стоит отметить, что институт собственности столь же многообразен, как и другие направления общественной жизни, что выражается в интеллектуальной собственности [4, 5].

Наиболее острая дискуссия возникает, когда речь идет об уголовно-правовой охране имущества. В понимании большинства исследователей объектом такой охраны является именно собственность, однако существуют и другие точки зрения, в основе которых лежит идея рассматривать преступления против собственности в рамках более широкого

блока преступлений именуемых имущественными [6, 7].

Стоит отметить, что уголовно-правовое понятие собственности не соотносится с гражданско-правовой концепцией собственности, поскольку круг охраняемых уголовным правом имущественных прав и интересов не исчерпывается правом собственности и

фактически уголовном законом ^ охраняется не только право собственности, но и иные вещные права, имущественные интересы, а в некоторых случаях и сам порядок приобретения прав на имущество. Во многом это обуславливает тот факт, что само понятие хищения и его формы не соответствуют современным условиям уголовно-правовой охраны и связано это с тем, что объектом посягательства может быть не только вещь, но и ограниченные вещные права, т.е. имущественные права в целом.

Таким образом, позволительно судить о том, что весьма затруднительно ввести четкие рамки для понимания категории «имущественное преступление», так как многие преступления из числа экономических могут быть так же отнесены к категории имущественных, что стирает границы между главами и даже разделами уголовного закона.

При этом стоит также отметить, что также подчеркивает дискуссионность положений уголовного закона и абсолютно иной формат охраны имущественных прав,

установленный административно-деликтным законодательством которым объектами административных правонарушений в сфере собственности охвачен максимально широкий круг отношений, в том числе складывающихся при осуществлении различными субъектами управления и хозяйствования.

Учитывая вышеизложенное, закономерный вопрос относительно устойчивости системы пра в ов ой о хра ны собс тв е нно с ти на фоне в ыра ж е нного не соо тв е тс тв ия те рминологии, конечно же не стоит, поскольку имеет место скорее конфликт дефиниций и их субъективной трактовки, нежели практически непреодолимые проблемы функционирования.

Тем не менее, с позиции управления общественными отношениями, охрана имущества как государственная политика должна выражаться в терминологических формулировках, позволяющих охватывать наиболее широкий круг общественных отношений и в то же время служить основой для реализации круга прав участников таких отношений независимо от отрасли права задействованной в конкретном случае.

Надлежащее состояние правопорядка, как функция социального контроля, может реализовываться посредством различных технологий. При этом ни один из органов исполнительной власти, не является единственным и универсальным средством противодействия правонарушениям на современном этапе развития общества. Однако, при этом, как справедливо отмечают С.С. Маилян и И.В. Засыпкин: «Самым многочисленным по кадровому составу, самым полифункциональным и самым первичным звеном системы правоохраны, правопорядка и правосудия являются органы внутренних

дел Российской Федерации» Следовательно, основные функции по противодействию правонарушениям в целом, и в сфере имущественных прав, в частности, выполняют именно органы внутренних дел (полиция)

Говоря о разделении противоправных деяний по какому-либо четко обозначенному признаку провести такие разграничения не столько затруднительно, сколько просто

нецелесообразно, ведь критерий, заложенный законодателем в структуру уголовного административно-деликтного ^ и даже гражданского законодательства отражает правовую охрану отношений с присущими институту содержанием и предметами пос я г а те льс тв а .

Вместе с тем, имущественные посягательства являются одним из наиболее объемных направлений работы правоохранительных органов и, в частности, подразделений ОВД

(полиции), что отражено в их организационном построении ИЗ!, где направление работы и наименование подразделений отталкивается от совершаемых правонарушений, однако не всегда совпадает с доминирующей группой.

Например, в структуре МВД России имеются Главное управление по противодействию экстремизму, Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих

государственной защите и т.д. Безусловно, данные направления работы

представляют важность с точки зрения выработки государственной политики, хотя с большой долей вероятности и меньшие по объему структурные подразделения работали бы с той же эффективностью. Анализ системных и организующих аспектов конкретных структурных подразделений, работа которых связана именно с противодействием правонарушениям показывает, что функции головного подразделения находят продолжение в территориальных органах МВД России не на всех уровнях. Так, например, линия работы Главного управления по противодействию экстремизму не распространяется ниже уровня субъекта Российской Федерации, тогда как линия работы Главного управления по контролю за оборотом наркотиков, распространяется до районного уровня -Ш1.

Необходимо отметить, что построение конкретных подразделений и их наименование относится к компетенции начальника территориального органа МВД России на региональном уровне с учетом примерных моделей и нормативов организационного

построения, перечней должностей, предельных специальных званий и т.д.

Проводя анализ соответствующих ведомственных нормативных актов с рассматриваемом контексте вертикали структуры построения подразделений полиции, ведающих вопросами противодействия имущественным правонарушениям, стоит отметить, что на районном уровне отделения по противодействию совершению имущественных преступлений распространены повсеместно, что коррелирует с представляемыми МВД России официальными статистическими данными распространенности посягательств, однако организующая вертикаль замыкается Управлением организации борьбы с

преступлениями против собственности, в структуре Главного управления уголовного розыска МВД России.

Таким образом, обозначенные выше доктринальные противоречия в части разграничения категории имущества и собственности отражаются и на системных аспектах деятельности органов внутренних дел.

Проведенный анализ позволяет сформулировать следующие тезисы:

- во-первых, большинство правонарушений связаны с посягательством на имущество;

- во-вторых, имущество во многом характеризует социальное благополучие индивида;

- и, в-третьих, органы внутренних дел являются первичным звеном охраны прав в государстве.

С учетом социально-экономического положения государства охрана собственности находится в числе фундаментальных задач, однако изменения необходимые для гармонизации обозначенных аспектов структуры охраняемых отношений масштабны, а их поддержка маловероятна, в силу ряда дискуссионных положений и весьма устойчивых в з г ля до в с ообще с тв а .

При этом, обозначенное утверждение не ставит целью совершение научного переворота, а направлено на попытку выработки наиболее реалистичных решений в области организации деятельности органов внутренних дел и полноценной реализации ими своего функционального предназначения.

С учетом этого справедливо отметить точку зрения Ю.Н. Старилова, который отмечает, что одной из важнейших задач, стоящих перед учеными-юристами, разрабатывающими проблемы развития административного права, является инициатива (инициирование) обсуждения сформировавшихся проблем в той или иной сфере законодательства, анализ и выработка новых стратегий и планов модернизации законодательства, приведение законов в соответствие с новыми требованиями и условиями осуществления государственной деятельности -Ц6!.

Рассматривая институты охраны имущества в качестве своеобразной матрицы, определяющей возможные траектории выработки государственной политики, направленной на охрану правоотношений представляется возможным заключить ряд выводов.

Во-первых, очевидна необходимость уделения более пристального внимания управленческим функциям органов внутренних дел по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию отношений в сфере противодействия посягательствам на имущество в связи с доминирующим положением последних. В связи с чем, актуален вопрос о целесообразности создания в структуре центрального аппарата

МВД России-14 Главного управления по противодействию имущественным преступлениям.

Во-вторых, нивелировать догматические пробелы в соотношении категорий имущество/собственность необходимо с помощью изменения статистически важных показателей правоохранительных органов, в частности, представляется возможным во исполнение Инструкции «О едином учете преступлений» предусмотреть Перечни преступлений, посягающих на имущество населения.

Библиография

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Бойцов А.И. Преступления против собственности. СПб., 2002. С. 69-70.

3. Гражданское право : учебник / под ред. Е.А. Суханова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство «Волтер Клувер», 2004. С. 257-258.

4. Шевырёв Д.Н. О некоторых аспектах правового регулирования охраны здоровья и интеллектуальной собственности в области обращения лекарственных средств // В сборнике: Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. Сборник статей по материалам ежегодной всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией Ю.Е. Аврутина, А.И. Каплунова. 2018. С. 214-218.

5. Кулаков Н.А., Шевырёв Д.Н. Административная ответственность за нарушение патентных прав, прав на товарный знак и в области обращения фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств и медицинских изделий // Административное право и процесс. 2016. №

6. С. 59-61. б.Клепицкий И.А. Имущественные преступления (сравнительно-правовой аспект) // Законодательство. 2000. № 2. С.72-84.

7. Безверхов А.Г. Имущественные преступления: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.08. Ижевск, 2002. С.10.

8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

10. Маилян С.С., Засыпкин И.В. Актуальные вопросы принятия управленческих решений в органах внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 10. С. 62-65.

11. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. № . Ст. 900.

12. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

13. Приказ МВД России от 30 апреля 2011 г. № 333 «О некоторых организационных вопросам и структурном построении территориальных органов МВД России».

14. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 11. Ст. 1334.

15. Приказ МВД России от 5 июня 2017 г. № 355 «Об утверждении Типового Положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне».

16. Старилов Ю.Н. Модернизация административно-процессуального законодательства: основные задачи и главные направления законотворческой деятельности // Юридическая техника. 2015. № 9. С. 62.

17. Приказ Генпрокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений // Российкая газета. 2006. 30 января. № 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.