Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНОСТЬ ПОДХОДОВ К СОЗДАНИЮ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ В РОМАНЕ А. ЕВТЫХА «УЛИЦА ВО ВСЮ ЕЕ ДЛИНУ»'

КОНЦЕПТУАЛЬНОСТЬ ПОДХОДОВ К СОЗДАНИЮ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ В РОМАНЕ А. ЕВТЫХА «УЛИЦА ВО ВСЮ ЕЕ ДЛИНУ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДЫГЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЕВТЫХ А / РОМАН "УЛИЦА ВО ВСЮ ЕЕ ДЛИНУ" / КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ / РЕАЛИЗМ / ПСИХОЛОГИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ / МЕНТАЛЬНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Апанасенко О. П.

В работе актуализируется проблема концепции личности, во многом определяющая в процессе выявления особенностей творческого метода писателя и являющаяся смысловым и концептуальным центром реалистического текста. Выявлены и описаны основные типы личностей, способы их создания, на основе чего определена авторская позиция и эволюция его творческого метода, заключающаяся, на наш взгляд, в углублении психологизма и отходе от стереотипизации и идеологизации в создании художественных образов героев. Установлено, что творческий метод А. Евтыха развивается в русле тенденций общелитературного процесса второй половины XX века и имеет новаторский характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUALITY OF APPROACHES TO CREATING PERSONALITY TYPES IN THE NOVEL BY A. EVTYKH "A STREET IN ITS ENTIRE LENGTH"

The work actualizes the issue of the concept of personality, which is largely determinative in the process of identifying the features of the creative method of the writer and which is the semantic and conceptual center of the realistic text. The main types of personalities, methods of their creation were identified and described, on the basis of which the author's position and the evolution of his creative method were determined, which, in our opinion, lies in deepening psychologism and moving away from stereotypization and ideologization in creating artistic images of heroes. The author shows that the creative method of A. Evtykh is developing in line with the trends of the general literary process of the second half of the 20th century and is innovative in nature

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНОСТЬ ПОДХОДОВ К СОЗДАНИЮ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ В РОМАНЕ А. ЕВТЫХА «УЛИЦА ВО ВСЮ ЕЕ ДЛИНУ»»

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Научная статья

УДК 821.352.3.09

ББК 83.3. (2=602)6,444

А 76

DOI: 10.53598/2410-3489-2022-3-302-93-99

Концептуальность подходов к созданию типов личности в романе А. Евтыха «Улица во всю ее длину»

(Рецензирована)

Ольга Павловна Апанасенко

Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия, apanasenko.olga96@bk.ru

Аннотация:

В работе актуализируется проблема концепции личности, во многом определяющаяся в процессе выявления особенностей творческого метода писателя и являющаяся смысловым и концептуальным центром реалистического текста. Выявлены и описаны основные типы личностей, способы их создания, на основе чего определена авторская позиция и эволюция его творческого метода, заключающаяся, на наш взгляд, в углублении психологизма и отходе от стереотипизации и идеологизации в создании художественных образов героев. Установлено, что творческий метод А. Евтыха развивается в русле тенденций общелитературного процесса второй половины XX века и имеет новаторский характер.

Ключевые слова: адыгейская литература, А. Евтых, роман «Улица во всю ее длину», концепция личности, реализм, психологизм в литературе, менталь-ность, национальный характер, традиции

Для цитирования: Апанасенко О.П. Концептуальность подходов к созданию типов личности в романе А. Евтыха «Улица во всю ее длину» // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение, 2022. Вып. 3 (302). С.93-99. DOI 10.53598/2410-3489-2022-3-302-93-99

Original Research Paper

Conceptuality of approaches to creating personality types in the novel by A. Evtykh «A Street in Its Entire Length»

Olga P. Apanasenko

Adyghe State University, Maykop, Russia, apanasenko.olga96@bk.ru

Abstract:

The work actualizes the issue of the concept of personality, which is largely determinative in the process of identifying the features of the creative method of

the writer and which is the semantic and conceptual center of the realistic text. The main types of personalities, methods of their creation were identified and described, on the basis of which the author's position and the evolution of his creative method were determined, which, in our opinion, lies in deepening psychologism and moving away from stereotypization and ideologization in creating artistic images of heroes. The author shows that the creative method of A. Evtykh is developing in line with the trends of the general literary process of the second half of the 20th century and is innovative in nature.

Keywords: Adyghe literature, A. Evtykh, the novel «A Street in Its Entire Length», personality concept, realism, psychologism in literature, mentality, national character, traditions

For citation: Apanasenko O.P. Conceptuality of approaches to creating personality types in the novel by A. Evtykh «A Street in Its Entire Length» // Bulletin of Adyghe State University. Series: Philology and Art Criticism, 2022. No. 3 (302). P.93-99. DOI 10.53598/2410-3489-2022-3-302-93-99

Введение.

В каждой национальной литературе есть писатели, которые создают произведения, оказывающиеся знаковыми для всего культурного этнического пространства. К ним, несомненно, можно отнести адыгейского писателя Аскера Евтыха -национального, глубоко знающего культуру и историю своего народа, ценящего традиции и ментальные ценности, и в силу этого неравнодушного к различным негативным проявлениям в обществе и жизни своего народа. Тексты А. Евтыха всегда были созвучны движению времени, его привлекала острая социальная тематика, но главным проблемным пространством, идейным центром каждого произведения становилась личность - в комплексе ее национальных и общечеловеческих проявлений. Гуманистическая направленность творчества А. Евтыха, его глубокое аналитическое проникновение в социальные проблемы, их философское осмысление, способность к обнаженной критичности и объективности позволяют говорить о реализации в творческом методе писателя основных установок реализма, который в чистом виде без идеологической окраски соцреализма со всей очевидностью проявился в творчестве писателя в период после 60-х годов. Именно этот метод позволил адыгейскому писателю создать

масштабное художественное полотно - дилогию «Шуба из двенадцати овчин», состоящую из двух романов («Улица во всю ее длину» и «Двери распахнуты настежь»), в которой, на наш взгляд, впервые в национальной литературе на столь осмысленном мировоззренческом уровне актуализировались серьезные социальные и морально-нравственные проблемы жизни адыгского народа. Особое значение для эволюции национальных литератур имеет разработанная А. Евтыхом концепция личности -сложная, неоднозначная, психологически обусловленная, в которой в комплексе отражаются ментальный уровень, индивидуальные проявления и общечеловеческие ценности.

Материалы и методы.

Целью исследования является выявление новых подходов А. Евты-ха в создании типажей адыгейского бытия послевоенного периода. Методология исследования основана на принципах сравнительно-типологического анализа с привлечением приемов текстологического анализа. Для полноценной научной реализации проблемы, поставленной в публикации, наиболее адекватны методы сравнительно-типологического анализа. Выявление черт типического и индивидуального в личностях персонажей романа «Улица во всю ее длину» проводится на основе анализа социальной и

психологической обусловленности проявлений сознания и мышления героев, а также их поступков. Основная задача работы - исследование процесса эволюции личности в романе А. Евтыха - решается на основе анализа ментального/национального сознания и общегуманистических ценностей. Научная гипотеза, требующая подтверждения текстологическим анализом, заключается в предположении об амбивалентности характеров персонажей романа, что делает их более жизненными и реалистическими, по сравнению с типажами большинства произведений национальных писателей. В данном случае речь идет о формировании новой тенденции, созвучной поискам литературы второй половины XX века.

Обсуждение.

Гочияева Л.Ю. в своем диссертационном исследовании «Художественная концепция национального характера в русской и северокавказских литературах» (2007) отмечает, что «Исследование проблем, связанных с художественной концепцией национального характера на материале литератур народов Северного Кавказа, является на сегодняшний день первоочередной задачей в силу важности и актуальности исследования эволюции художественного сознания литератур, путей формирования реалистических традиций в изображении национального характера» [1: 3].

Для реалистической литературы, к которой относится исследуемый текст, характерен прежде всего интерес к личности, становление и развитие которой обусловлено социально-историческим контекстом. При анализе произведений национальных литератур, в частности северокавказской, особое и важное значение имеют ментальность, национальная картина мира, традиции, духовные и морально-этические ценности, сформированные веками. Очевидно, что научное осмысление процесса эволюции

личности в художественной северокавказской прозе должен опираться на специфические национальные проявления личности и на общегуманистические ценности, обусловленные конкретной социально-исторической ситуацией.

В романе воссоздается жизнь небольшого аула в послевоенный период, но в ретроспекции затрагиваются и события периода коллективизации и становления колхозного хозяйства, ставшие толчком для изменения сознания жителей аула, своеобразным маркером, проявившим истинную человеческую суть героев романа.

На наш взгляд, главным достижением А. Евтыха в обрисовке типов личности является отказ от их идеологической и стереотипной трактовки, доминирующих в северокавказской литературе этого периода. С.В. Гриппа отмечает: «Лишь эпизодически встречающиеся в произведениях фрагменты позволяют думать, что прозаики Северного Кавказа, осмысливая национальные процессы, все же видят их своеобразие в органическом синтезе общенародного и национального - или, если говорить упрощенно, синтезе идеологически-универсального и этнического. В то же время анализ специфики национального характера сводится у большинства писателей к выявлению определенных черт психических реакций, характерных даже не столько горцам, сколько некоему литературно-обобщенному образу «горца»» [2: 112].

Герои романа «Улица во всю ее длину» выписаны с максимальной объективностью. Этот подход сломал стереотипы, сложившиеся в национальной литературе, начиная с 20-х годов XX века. Гочияева Л.Ю. отмечает, что «главным объектом изображения национальной художественной традиции народов Северного Кавказа был человек как представитель этноса. Эта традиция была продолжена в литературах народов Северного Кавказа в поисках

концепции героя как главного объекта изображения.

Художественная концепция образа кавказца вызревала с опорой на изображение человека как носителя этнических и нравственных традиций своего народа, его идеалов и устремлений» [1: 4]. В данном утверждении не учитывается существенный фактор - движение истории объективно вовлекает личность в глобальные события (тематической основой романа стали Великая Отечественная война и период восстановления сельского хозяйства) и неизбежно подводит к переоценке ценностей. Одним из главных вопросов, вокруг которого возникает много дискуссий, является концепт адыгство, о котором все время говорит один из главных персонажей - старец Ибрагим Ша-лахов. Личность старшего Шалахо-ва не эволюционирует, он замкнулся на своде правил адыгского бытия и не желает принимать ничего нового. Более того, изрекая безусловные истины, он пытается возвыситься над остальными, сохраняя имидж безупречного в своем поведении адыга. А.Евтых развенчивает образ Ибрагима Шалахова, подведя в конце романа его жизнь и патриархальную идеологию к краху: внук по своей глупости и самоуверенности погибает совершенно бессмысленной смертью, сын-председатель Хатажук обкрадывает свой колхоз и доводит аульчан до нищеты и голода, при этом, ничуть не стесняясь, возводит в центре аула огромный дом, жена Хатажука Гошенай восстает в конце романа и говорит мужу и свекру всю правду, все, что накипело за долгие годы унижений. Получается, что адыгство у Ибрагима Шалахова не настоящее, не внутреннее, а показное, и проявляется тогда, когда нужно утвердить свою власть и возвыситься над другими аульчанами. Говоря современным языком, старший Шалахов представляет тип эгоцентрика, им движут жажда власти и тщеславие,

прикрываемые правильными и высокими словами.

Антиподом Ибрагима Шалахова является Саферби Мешлоков - человек, к которому весь аул относится с уважением и любовью за его человечность, справедливость, способность к самопожертвованию во имя других. Саферби живет очень скромно, но он воспитал достойных сыновей, один из которых - Мос Устоков - приемный, сын его умершего друга. Сыновья Сафербия вместе с Юрой Бешуковым, Измаилом Тохом и другими восстают против шалаховщины и в итоге добиваются справедливости. Финал позитивный: аул начинает процветать и во главе его становятся достойные люди, настоящие адыги, для которых на первом месте человечность и справедливость.

А. Евтых употребляет концептуальное понятие адыгство наравне со словом человечность, возведя его в ранг высокого гуманистического идеала, одинакового по содержанию для людей всех национальностей. И в его романе Федор Грибцов не менее уважаем аульчанами, чем Мос Усто-ков, Юра Бешуков, Тох Измаил и другие простые, но высокие в духовно-нравственном плане люди.

Эволюция в изображении личности, на наш взгляд, проявляется в глубоком психологизме - портреты персонажей Евтыха, даже по сравнению с его более ранними произведениями, стали объемнее, психологичнее, в их поступках нередко проявляется противоречивость. Например, очень показателен в этом плане образ Нашхо - старика, которого ненавидел и боялся весь аул за то, что он строчил доносы, следил за каждым движением всех жителей аула, постоянно читал нравоучения и уличал своих соплеменников в недостаточной преданности партийным идеалам, что в то время было жизненно опасно. Многие пострадали от его злобы и непримиримости, от его отторжения любого эволюционного движения. Но в конце жизни

у Нашхо происходит переоценка ценностей, и он просит прощения у тех людей, которых обидел - у преследуемой им «кулачки», у жены Дарихан, которой разрушил жизнь. Нашхо даже сжигает свою знаменитую тетрадь, в которой долгие годы фиксировал прегрешения всех жителей аула, чтобы в нужный момент использовать эту информацию. В романе, пожалуй, только один отрицательный персонаж не прозревает

- это Хатажук Шалахов. Причина душевной черствости председателя колхоза заключается в том, что ведущая черта его личности - это стремление к обогащению и власти, которая так сладка для него, что он идет на самые низкие поступки, чтобы ее сохранить.

Описывая меркантильные

стремления и нравственную ущербность Шалаховых, А.Евтых приходит к широким мировоззренческим обобщениям и вводит определение «шалаховщина», которое по фонетической и семантической аналогии близко понятию «барщина». Шала-ховы, действительно, считали себя в ауле высшей кастой, людьми, которым все позволено. Даже Эдик, который ничего хорошего или полезного в своей короткой жизни не совершил, произнося про себя свою фамилию, восхищался тем, как красиво и гордо она звучит. Глубоко символичен образ трещины, которая неожиданно появляется в фундаменте нового дома Шалаховых. Это глубокая ментальная метафора

- трещина в душе, трещина в жизни, которую, как понимает старый Шалахов, можно на время замазать, но она все равно разрушит дом.

Стремление А. Евтыха к предельной объективности, историзму и социальному детерминизму в создании характеров, типов эпохи было обусловлено самой спецификой литературной эпохи. С.В. Гриппа отмечает: «Развитие национальной литературы естественным образом связано с процессом усвоения русскоязычной прозой Северного

Кавказа принципов социальности и историзма. Вершинной точкой такой эволюции становится появление национального русскоязычного исторического романа как формы, в наиболее полном виде отвечающей этносоциальным эстетическим требованиям времени. Поэтому роман оказывается своеобразным ведущим жанром литературного процесса в русскоязычном сегменте региональной литературы, тем жанром эпического рода, который в значительной мере отвечает потребностям эпохи» [2: 111].

Противостояние «шалаховщи-ны» и человечности отражается в структурном решении произведения, имеющего четко градированную по принципу оппозиции систему персонажей. Люди отсталого мышления, не способные на сопереживание и самопожертвование, противопоставлены образам героев нового типа, точно охарактеризованным в исследовании У. М. Панеша и С. Н. Сиюхова: «Новые герои Евты-ха - это цельные натуры, душевную силу которых питает кровная связь с землёй, но в тоже время это люди, несвободные от внутренних раздоров, мучительных сомнений, напряженных духовных поисков своего места в изменяющемся мире. Они представлены через взаимоотношения с другими обитателями «улицы», родственниками, через отношение к национальным традициям и обычаям (адыгству). Это новый тип личности с амбивалентным мышлением, но в то же время с индивидуализированным взглядом на жизнь, с чувством собственного достоинства, задумывающийся о своем месте в жизни, о своей значимости, самостоятельно определяющий свой жизненный путь, способный принимать свободное, а не навязанное кем-то нравственное решение» [3: 180]. Наряду с понятием «амбивалентность», исследователи акцентируют внимание на определении «самодостаточная личность», которое становится концептуальным при выявлении

типологических черт новых героев. Не менее важной У. М. Панешу и С. Н. Сиюхову представляется проблема выбора, которая, по их вполне обоснованному мнению, решается автором «в духе эстетики революционного реализма. Выбор, оказывается, подвластен анализу и оценке, а то, что происходит в реальности, на самом деле не фатально. Каждый, даже маленький человек, может вмешаться в жизнь и оказать воздействие на происходящее. Такое движение авторской мысли и определяет характер действия и оптимистический в общем финал произведения» [3: 180]. Философия бытия изложена А. Евтыхом в одной краткой, но емкой фразе: «Интересно, как бы плохо ни складывалась жизнь человека или даже целого общества, и человек и общество живут надеждами на то, что в конце концов и к ним придет эта хорошая жизнь, и для них сыграется праздник» [4].

Результаты.

Новая концепция личности появляется у А. Евтыха именно в 60-годы, которые стали переломными во всей отечественной литературе, начавшей стремительно двигаться к подлинному историзму и объективизму при раскрытии исторической тематики. Очевидно, что писателя в первую очередь интересует

личность, человек, и окружающий мир становится внешней средой, определяющей его жизнь и судьбу. Именно реакция человека на внешние вызовы характеризует его как личность. У.М. Панеш [и др.] отмечают: «Возросший интерес к человеку на фоне переосмысления исторической реальности - одна из самых заметных тенденций в формировании общественного сознания времени - приводит А. Евтыха к освобождению от стереотипных, ограниченных в идеологическом плане и упрощенных представлений о жизненных конфликтах. Углубление проблемности в интерпретации героя современной реальности, внимание к «отдельной человеческой личности» становятся характерной особенностью творческой позиции писателя, что определяет обостренный интерес к внутренней жизни персонажа, усиление глубины психологического анализа в толковании характера. Именно в произведениях 60 - 70-х гг. главным объектом художественного изображения становится по-настоящему человек. И нужно, в связи с этим вести речь о новом творческом начале в подходе автора, для которого оказываются свойственными напряженное самопознание, лирический самоанализ, драматическая тональность» [5: 74].

Примечания:

1. Гочияева Л.Ю. Художественная концепция национального характера в русской и северокавказских литературах: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / Гочияева Лейла Юзефовна. Карачаевск, 2007. 154 с.

2. Гриппа С.В. Категория автора в русскоязычной прозе Северного Кавказа XX века: этнокогнитивный аспект: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / Гриппа Сергей Вячеславович. Пятигорск, 2007. 171 с.

3. Панеш У.М., Сиюхов С.Н. Особенности художественной структуры современного северокавказского романа-мифа // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение. 2016. Вып. 2 (177). С. 177-181.

4. Евтых А. Шуба из двенадцати овчин: роман из двух книг. Москва: Сов. писатель, 1989. 704 с.

5. Панеш У.М., Сиюхов С.Н., Казанова И.И. Э. Хемингуэй и А. Евтых: типологические связи // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение. 2015. Вып. 3. С. 105-111.

References:

1. Gochiyaeva L.Yu. The artistic concept of the national character in the Russian and North Caucasian literatures / L.Yu. Gochiyaeva: Diss. for the Cand. of Philology degree. Karachaevsk, 2007. 154 pp.

2. Grippa S.V. Category of the author in the Russian-language prose of the North Caucasus of the 20th century: ethno-cognitive aspect / S.V. Grippa: Diss. for the Cand. of Philology degree. Pyatigorsk, 2007. 171 pp.

3. Panesh U.M., Siyukhov S.N. Features of art structure of the North Caucasian modern novel-myth / U.M. Panesh, S.N. Siyukhov // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Philology and the Arts. Iss. 2 (177) 2016. P. 177-181.

4. Evtykh A. Fur coat from twelve sheepskins: a novel in two books / A. Evtykh. Moscow: Soviet Writer, 1989. 704 pp.

5. Panesh U.M., Siyukhov S.N., Kazanova I.I. E. Hemingway and A. Evtykh: typological relationships // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Philology and the Arts. Iss. 3(164). 2015. P. 105-111.

Статья поступила в редакцию 23.08.2022; одобрена после рецензирования 11.09.2022; принята к публикации 22.09.2022.

The paper was submitted 23.08.2022; approved after reviewing 11.09.2022; accepted for publication 22.09.2022.

© О. П. Апанасенко, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.