Налоги и налогообложение
УДК 336.027
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ И ОБОСНОВАНИЕ ЕЕ СТРУКТУРНЫХ ПАРАМЕТРОВ*
И.А. КОРОСТЕЛКИНА, доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета и налогообложения E-mail: [email protected] Государственный университет — учебно-научно-производственный комплекс, г. Орел
В статье отмечается, что конкретное поведение экономического субъекта определяется главной целью предпринимательской деятельности, а именно максимизацией потенциального дохода. Экономические субъекты одновременно с совершенствованием организации и управления, внедрением новейших технологий и оборудования, как правило, стремятся увеличить собственные доходы за счет снижения налоговой нагрузки. С этой точки зрения необходима разработка корпоративной налоговой политики, которая позволит экономическим субъектам своевременно учитывать изменения внешней среды, обеспечивать рациональное распределение и использование ресурсного потенциала, а также повышать при минимальных затратах свою финансовую устойчивость.
Ключевые слова: налоговая политика, параметр, налогообложение, налоговое планирование
В современных условиях совершенствования качества управления корпоративное налогообложение представляет одно из самых перспективных направлений развития внутрифирменных систем, при этом являясь обязательным инструментом при
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Государственном университете - учебно-научно-производственном комплексе, г. Орел
принятии того или иного управленческого решения. Также оно выступает одним из базовых инструментов формирования показателей эффективности функционирования предприятия, поскольку расчет последних без учета налоговых последствий является нерациональным.
Авторы многих работ, рассматривая и изучая эффективность налоговой политики или налогового менеджмента как на уровне государства, так и на уровне отдельных предприятий, либо вообще не раскрывают содержания соответствующих понятий, либо определяют их таким образом, что установить различия между ними не представляется возможным.
В различных экономических теориях содержатся неоднозначные определения терминов, имеющих непосредственное отношение к системе управления налоговыми платежами в организации. Прежде всего это связано со всем процессом становления и развития системы налогообложения в стране. Постепенный переход России к рыночным отношениям сформировал возможность использовать на практике многообразные способы и методы регулирования налоговых платежей. Широкие возможности для развития теории налогообложения связаны с функциями и ролью налогов в финансовой системе организации, которые со временем видоизменялись,
с выделением новых инструментов регулирования налогообложения, а также с введением специальных должностей в организациях, например таких как бухгалтер по налогам, налоговый аналитик, налоговый менеджер.
В желании налогоплательщика воздействовать на сумму налоговых платежей с максимальной выгодой и одновременным стремлением государства реа-лизовывать приоритетную по значению фискальную функцию налогов заключается двойственность природы налогов и попыток их регулирования. Возникающая двойственность ведет к поиску компромисса. Таким образом, развитие теории управления налогообложением необходимо рассматривать через призму противопоставления интересов налогоплательщика, с одной стороны, и государства - с другой.
Исходя из анализа воздействия различных факторов можно определить исторические этапы развития категории управления налогообложением на корпоративном уровне (рис. 1).
По мере развития налоговых систем, появления различных режимов налогообложения, расширения сферы применения льгот экономия на налогах стала важным дополнительным источником финансовых ресурсов и способом повышения конкурентоспособности продукции предприятий по ценовому фактору. Государство, в свою очередь, начало принимать меры, чтобы не допустить уменьшения налоговых обязательств. Особое значение в этот период приобретает признак законности в управлении налоговыми платежами.
Системный подход к содержанию понятия налогового планирования (как корпоративной политики предприятия) в период с 2000 по 2003 г. кардинально не менял направления развития теории и практики налогообложения, внимание исследователей главным образом было обращено на определение содержания понятия «налоговое планирование». В 2004 - 2005 гг. понимание ограниченности налогового планирования, направленного на минимизацию налоговых последствий по отдельным операциям и конкретным налогам, привело к появлению нового подхода в налоговом планировании - к оптимизации налогообложения.
Применительно к налогообложению на микроуровне термин «налоговая оптимизация» трактуется различными исследователями по-разному. Так, И.С. Землянской и А.И. Гончаровым [3] была предложена классификация, а также было выделено пять групп научных трактовок, раскрывающих сущность налоговой оптимизации (рис. 2).
Представленные определения позволяют обозначить различные признаки данного явления, к которым относятся: деятельность; комплексность; целевая направленность; правомерность; использование специальных методик и способов.
Принимая во внимание точки зрения ученых и экономистов-практиков, можно сделать вывод о том, что налоговая оптимизация представляет собой деятельность по определению эффективного способа распределения и использования ресурсов предприятия, которая способствует достижению наиболее выгодной величины налоговой базы.
Исторические этапы развития категории управления налогообложением на корпоративном уровне
1 2 3 4 5
Рис. 1. Исторические этапы развития категории управления налогообложением
на корпоративном уровне
я
ев
3
S S
Ё
о §
и о
и О
4
ев
Я
2н
СЕН
SH
/■ N Классификация научных трактовок, раскрывающих сущность налоговой оптимизации
Д. Г. Черник, A.B. Брызгалин, И. И Кучеров V J С N Деятельность, реализуемая налогоплательщиком в рамках действующего законодательства с учетом правомерности его действий V У
С N Право налогоплательщика трактовать и применять все неясности, противоречия актов законодательства о налогах и сборах в свою пользу V " У
И.Н. Соловьев
г > О. Стороженко С \ Деятельность, реализуемая налогоплательщиком в целях достижения наиболее выгодной для компании величины налоговой базы по основным значимым налогам
( л Н.В. Воронина, В.А. Бабанин, Ж.С. Фомина V
г л Деятельность по снижению налоговых выплат и достижению финансовой устойчивости ^ >
И. С. Землянская, А.И. Гончаров V > /■ \ Механизм увеличения числа налогоплательщиков, снижения количества налогов и их ставок, применяемый государством в эпоху глобализации экономических процессов
Источник: авторская разработка по данным: Исаев А.Ю. Этапы развития категории корпоративного налогового менеджмента в России. URL: http://www.beintrend.ru.
Рис. 2. Классификация научных трактовок, раскрывающих сущность налоговой оптимизации как корпоративной политики предприятия, в период с 2004 по 2005 г.
Поскольку возможности налогового планирования гораздо шире, чем минимизация налогов, то, следовательно, оно призвано не просто уменьшить налоговые отчисления, но и стать регулятором процесса управления предприятием, а также способствовать росту финансовой устойчивости.
В период с 2006 по 2009 г. расширяется понятийный аппарат системы управления корпоративным налогообложением. На этом этапе развития идеи и принципы, образующие концепцию налогового менеджмента, предложенные Т.Ф. Юткиной, обращают на себя внимание ученых, а в дальнейшем становятся основой развития системы управления налогообложением.
На данном этапе формируется концепция налогового менеджмента (рис. 3).
В 2010 г. в России наметилась положительная тенденция сближения интересов бизнеса и госу-
дарства в распределении налоговых потоков от компаний в бюджет. Таким образом, целесообразно выделить еще один этап исторического развития концепции управления налоговыми платежами в России.
Из тактики сокращения налогов постепенно управление налогообложением превратилось в стратегию оптимального управления компанией в целом, что на современном этапе может быть обозначено как корпоративный налоговый менеджмент. Исходя из того, что в общем смысле налоговый менеджмент - это воздействие на объект управления, ведущее к изменениям в соответствии с заданными целями, то можно сделать вывод о том, что налоговый менеджмент является деятельностью по разработке и реализации управленческих решений, связанных с исчислением и уплатой налогов.
E.H. Евстигнеев
hin
C.B. Барулин
Налоговый менеджмент
И С
Органическое соединение двух противодействующих видов менеджмента (государственного и корпоративного)
Часть общей системы управления рыночной экономикой
Налоговая часть финансового менеджмента как на уровне компании, так и на уровне
государства
Присущи черты управленческого характера
Система управления налоговыми потоками за счет использования научно обоснованных рыночных форм и методов принятия управленческих решений в области доходов и
расходов на микроуровне
Рис. 3. Развитие налогового менеджмента как корпоративной политики предприятия
в период с 2006 по 2009 г.
Исследователь А.А. Гунякова1 в своем определении данный признак считает основополагающим, а под корпоративным налоговым менеджментом она подразумевает управление налоговедением на предприятии посредством создания управляющей и управляемой подсистем и выработки механизма их взаимосвязи.
Поскольку налоги входят в систему корпоративных финансов, то цель налогового менеджмента не должна отличаться от цели, присущей финансовому менеджменту. Российское корпоративное управление немало элементов, способов и приемов заняла у зарубежных стран, которые также не нашли единого определения корпоративной политики. Наряду с этим необходимо создать такое определение, которое бы наиболее полно раскрывало суть взаимодействия налоговой политики и управления предприятием как на микро-, так и на макроуровне,
1 Гунякова А.А. Инструментарий организации корпоративного налогового менеджмента. Уфа, 2010. 25 с.
а также (что немаловажно) явилось бы международным определением как для России, так и для развитых зарубежных стран.
Таким образом, процессу образования нового понятия «корпоративная налоговая политика» способствовало как многообразие всевозможных точек зрения российских и зарубежных исследователей на различных этапах формирования и управления политикой предприятия, так и изменение функциональной роли налога в финансовой системе предприятия и использование новых инструментов регулирования налогообложения. Значимой также стала потребность предприятия воздействовать на налоговые платежи с помощью определения оптимальной величины налоговых баз.
Автор считает, что корпоративная налоговая политика представляет собой совокупность законодательно установленных приемов, способов, правил и процедур, которые применяются экономическим субъектом в процессе ведения налогового учета,
планирования, анализа, составления налоговой отчетности, оптимизации налогообложения в целях минимизации налоговых обязательств.
Конкретное поведение экономического субъекта определяется главной целью предпринимательской деятельности, а именно максимизацией потенциального дохода. Экономические субъекты одновременно с совершенствованием организации
и управления, внедрением новейших технологий и оборудования, как правило, стремятся увеличить собственные доходы за счет снижения налоговой нагрузки. С этой точки зрения необходима выработка корпоративной налоговой политики, концепция которой представлена на рис. 4.
Разработка налоговой политики и ее реализация при соответствующем теоретико-методологическом
Концепция формирования многоуровневой налоговой политики (локальный уровень)
Цель корпоративной налоговой политики (КНП): организация системы налогообложения для достижения максимального финансового результата при минимальных затратах
Субъект КНП: налогоплательщик
Объект КНП: конкретный налоговый режим, выбранный экономическим субъектом
Принципы КНП
►
Принцип законности
Принцип единства стратегии и тактики
Принцип разумности
Принцип учетно-информационного обеспечения
Принцип оптимальности
Принцип конфиденциальности
--------------------------------------------1
Налоговая стратегия представляет собой направления налоговой политики, рассчитанные на I длительную перспективу и предусматривающие решение конкретных задач, поставленных общей стратегией экономического субъекта
I Налоговая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития экономического ' субъекта за счет адекватного изменения способов организации налоговых отношений
Инструменты и методы КНП: налоговый режим, налоговые льготы, методы налогового планирования (ситуационный, нормативный, балансовый), методы анализа (предикативный, дескриптивный)
Элементы КНП: стратегия оптимального управления, учетно-отчетная система, налоговое планирование, регулирование, анализ, контроллинг, бюджетирование, налоговые риски
Требования к формированию КНП:
- достаточный уровень законодательной реализации условий налоговой вариантности;
- законодательное структурирование условий налоговой стратегии;
- оперативное информирование экономических субъектов о планируемых изменениях;
- возможность выбора элементов налога, формирующих индивидуальную налоговую нагрузку экономического субъекта
Механизм реализации КНП:
- определение стратегических направлений в сфере налогообложения;
- формирование стратегических и тактических целей деятельности экономического субъекта в области налогового планирования, регулирования, контроля;
- анализ целевых показателей налоговой стратегии;
- определение направлений налоговой политики в отношении конкретных видов деятельности;
- разработка конкретных мероприятий по обеспечению реализации налоговой политики;
- оценка эффективности разработанной налоговой политики по критериям согласованности, сбалансированности, реализуемости, результативности, приемлемости уровня рисков
Рис. 4. Концепция формирования многоуровневой налоговой политики (локальный уровень)
и научно-методическом сопровождении позволят смягчить влияние внешней среды на тактические и стратегические условия функционирования экономического субъекта, а также обеспечить равновесие между фискальной и регулирующей функциями налогов.
В современных условиях модернизации экономики, инновационной направленности деятельности предприятий корпоративная налоговая политика представляет собой одно из самых перспективных направлений развития внутрифирменных систем управления, являясь обязательным инструментом при решении управленческих задач.
Для рационального использования финансовых ресурсов возникла необходимость формирования налоговой политики в рамках отдельных организаций. Эффективное управление основными элементами налоговой политики будет способствовать высвобождению финансовых ресурсов, использование которых может обеспечить развитие производства, погашение кредиторской задолженности, достижение социальных целей.
Налоговая политика организации прежде всего должна обеспечивать оптимальные налоговые выплаты в бюджет. При этом по каждому виду налоговых платежей должен быть разработан комплекс мер по формированию налогооблагаемой базы и оптимизации налоговых выплат.
Корпоративная налоговая политика представляет собой политику, описывающую все основные функции и задачи, решаемые предприятием в рамках процесса налогообложения, определяя цели, пути их достижения через соответствующие процедуры
и методики, и включающую в себя учетную политику предприятия, обязательную к формированию в соответствии с законодательством.
Таким образом, корпоративную налоговую политику можно рассматривать как внутрифирменную стратегию управления налоговым процессом предприятия, поиск пути наилучшего сочетания самой структуры налогов и модели налогообложения.
Учитывая, что предпринимательская деятельность нацелена на получение прибыли, а не на уплату налогов, то результатом формирования корпоративной налоговой политики должна быть оптимизация общего уровня налоговых издержек.
В корпоративной политике во взаимодействии основных ее элементов (налогового регулирования, налогового планирования и налогового контроля) можно выделить следующие базовые подпроцессы:
- налоговый учет;
- налоговый анализ;
- управление налоговыми рисками;
- налоговую оптимизацию;
- налоговое бюджетирование;
- налоговую отчетность.
Все элементы корпоративной налоговой политики тесно взаимодействуют между собой (рис. 5).
Одним из элементов корпоративной налоговой политики является налоговое планирование, включающее в себя ряд мероприятий, которые позволяют оптимизировать уровень налогов. Как правило, эти меры представляют собой законные способы снижения и оптимизации налогообложения.
Регулярное и обдуманное планирование налогов позволяет избежать негативных последствий
для хозяйственной деятельности предприятия, таких как уменьшение величины оборотных средств предприятия, потеря финансовой устойчивости, сокращение возможностей для дальнейшего развития и процветания предприятия.
Налоговое планирование заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых отчислений за счет применения методов стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия [5].
Подпроцессы участвуют в формировании информационного обеспечения налогового планирования, а также являются связующими звеньями между всеми элементами корпоративной налоговой политики. На налоговое планирование оказывают влияние следующие подпроцессы корпоративной налоговой политики: налоговый анализ во взаимосвязи с налоговым учетом и налоговой отчетностью, управление налоговыми рисками и налоговое бюджетирование.
При осуществлении налогового планирования существенное внимание уделяется схемам финансовых, документарных и товарно-материальных потоков. На основе необходимой информации, полученной в результате налогового анализа, строится налоговое планирование на предприятии. Данный подпроцесс также является базовым для элемента внутреннего налогового контроля.
Аналитическая работа должна осуществляться систематически. Это позволит отслеживать динамику возникновения обязательств и своевременность их погашения, выявлять просроченную задолженность перед налоговыми органами, осуществлять
контроль за изменением налоговой нагрузки с точки зрения ее оптимальности для осуществления данного вида деятельности и предупреждать налоговые правонарушения.
В качестве источников информации для налогового анализа используются данные налогового учета и отчетности, в состав которых включаются декларации и расчеты по налогам, которые уплачивает организация или физическое лицо.
Таким образом, самостоятельный налоговый анализ, являющийся ключевой подсистемой корпоративной налоговой политики предприятия, может способствовать повышению налоговой дисциплины и укреплению финансового благополучия.
На втором этапе необходимо оценить риски, возникающие вследствие того или иного толкования законов, применения схем налогообложения, наличия отражения всех хозяйственных операций в налоговой политике. Подпроцесс управления налоговыми рисками также является значимым в формировании информационной базы для налогового планирования на предприятии. В нем учитываются возможные негативные варианты и последствия определенных действий.
Одним из важнейших элементов корпоративной налоговой политики является внутренний налоговый контроль. Задачи данного элемента представлены на рис. 6.
Повышение эффективности процесса внутреннего налогового контроля заключается в повышении качества внутреннего контроля за налоговой функцией, а не количества перепроверенных операций (действий) [1].
Рис. 6. Задачи внутреннего налогового контроля
Также к функциям налогового контроля можно отнести формирование той части корпоративных учетных принципов, которая определяет порядок исполнения налогового законодательства и выработку наиболее приемлемых решений в части его исполнения. Одновременно формирование учетных принципов налогообложения позволяет предприятию выработать стратегию поведения в различных хозяйственных ситуациях. В учетные принципы могут быть также включены элементы учетной политики предприятия для целей налогообложения.
Вместе с тем внутренний налоговый контроль должен включать следующие мероприятия: оценку эффективности ведения налогового учета, мониторинг, анализ и аккумулирование информации об исчисленных и уплаченных налоговых платежах в бюджет, контроль за взаимодействием представителей предприятия с налоговыми органами, прочие вопросы контроля за исполнением налогового законодательства [2].
Таким образом, налоговый контроль может выступать как определенный механизм управленческого процесса на предприятии, который выполняет одновременно организационную, контрольную и информационную функции. Налоговый контроль может аккумулировать информацию о состоянии расчетов с бюджетом, на основе чего заинтересованные пользователи могут принимать обоснованные управленческие решения. Кроме того, данная информация может быть использована для оценки адекватности систем управления и контроля за налоговыми рисками.
Следующим этапом является расчет налогового бюджета. Подпроцесс «налоговое бюджетирование» обеспечивает согласованность бюджетов отдельных подразделений и позволяет задавать контрольные показатели деятельности, что является важным этапом при осуществлении налогового планирования. Он также является информационной базой для элемента «налоговое регулирование».
Налоговый бюджет может быть рассчитан исходя из укрупненных показателей, достигнутых по результатам хозяйственной деятельности за текущий год, а может основываться на отдельных сметах по бюджету продаж, бюджету закупок материалов, смете расходования материалов, бюджету закупок работ и услуг, бюджету расходов на оплату труда, бюджету социальных выплат и льгот, бюджету инвестиций. Детализация учета хозяйственных
операций в бюджетах (сметах) должна обеспечить расчет налогооблагаемых объектов. Планирование налогового бюджета ведется раздельно по каждому налогу.
Первоначально может производиться расчет платежей на год, затем на квартал, а затем на месяц. Для расчета периодичности уплаты налогов и взносов составляется календарь налоговых платежей на год, квартал, месяц. В месячном или квартальном расчете определяется срок уплаты налога, установленного законом. Суммы налоговых платежей, взносов и сборов распределяются по срокам их уплаты в соответствии с порядком, предписанным законодательством РФ [4].
Налоговое бюджетирование представляет собой результирующую часть корпоративного налогового планирования, регулирования и внутреннего контроля, а также комбинированный способ оптимизации налоговых потоков хозяйствующим субъектом. Оно основано на выборе оптимальных решений в области налоговых доходов и расходов в целях получения максимума налоговой прибыли с последующим принятием решений по эффективному вложению (использованию) налоговой прибыли. Конечной целью налогового бюджетирования является обеспечение долгосрочной финансовой стабильности организации. Результаты корпоративного налогового бюджетирования должны отражаться в разрабатываемом организацией налоговом бюджете.
Процессы планирования и регулирования на предприятии очень тесно взаимосвязаны, переплетены и их довольно сложно идентифицировать. Налоговое регулирование является связующим звеном между планированием и контролем, поскольку регулирование призвано не только детально обосновать принятый вариант плана по ресурсам, методам и времени реализации, но и выявить, а затем и зафиксировать такую совокупность параметров плана, которая будет достаточной для проведения эффективного контроля за исполнением принятых плановых заданий. Налоговое регулирование - это составная часть процесса управления налогами, направленная на обеспечение реализации концепций налоговой политики предприятий.
Поэтому основные методические направления налогового планирования и регулирования рассматриваются в совокупности как единое целое, как оптимизация корпоративных налоговых доходов, налоговых расходов и налоговой прибыли за счет
налогового бюджетирования и других форм и методов корпоративного налогового планирования и регулирования.
Таким образом, корпоративная налоговая политика представляет собой систему управления налоговыми потоками коммерческой организации за счет использования научно обоснованных форм, методов налогового регулирования и принятия управленческих решений в области налоговых доходов и налоговых расходов на микроуровне. Все элементы корпоративной налоговой политики тесно взаимодействуют друг с другом.
Каждый элемент корпоративной налоговой политики предлагается раскрывать через определенные показатели, сгруппированные по количественному и качественному признаку, совокупность которых и определяет структурные параметры корпоративной налоговой политики. Количественное определение параметров корпоративной налоговой политики в данном случае заключается в числовом выражении оценки анализируемого показателя, в то время как качественные параметры характеризуются показателями, не имеющими определенных единиц измерения.
Комплексный подход к формированию принципиальной схемы соответствия показателей каждому элементу корпоративной налоговой политики позволяет оценить их в совокупности, а также определить способы оптимизации налоговых обязательств не только по какому-либо отдельному налогу, но и проводить объективный анализ налоговой ситуации
в целом по предприятию. Оценить результативность налоговой политики возможно с помощью определения ряда ее структурных параметров (рис. 7).
Качественным параметром в оценке корпоративной налоговой политики является структура формирования налогового поля предприятия, а именно:
- реестр основных налогов, которые необходимо уплачивать в бюджеты различных уровней;
- налоговые ставки;
- налоговые льготы.
Представленная комплексная схема отражает соответствие показателей каждому структурному элементу корпоративной налоговой политики и служит эффективным инструментом в определении способов оптимизации налоговых обязательств предприятия. Применение данной схемы на практике позволяет дать объективную оценку текущей налоговой ситуации на предприятии и добиться эффективного взаимодействия элементов корпоративной налоговой политики в перспективе.
Выделенные параметры целесообразно применять как при выборе оптимального варианта налоговой политики экономического субъекта, так и в процессе налогового планирования. Объединив и проанализировав полученные значения налоговых индикаторов за прошлые периоды, экономический субъект получает прогнозные значения, на основе которых может осуществлять корректировку, планирование своей деятельности, оптимизировать налоговые платежи, регулировать экономические
Рис. 7. Структурные параметры корпоративной налоговой политики
показатели и осуществлять за ними контроль, а в конечном результате - повышать эффективность финансово-хозяйственной деятельности.
Внедрение корпоративной налоговой политики позволяет определять наиболее и наименее эффективные элементы налогового управления, оценивать их результативность как с позиции получаемой экономии, так и с позиции стоимости внедрения, а также корректировать действующую налоговую политику в разрезе ее элементов и принимать решения об отказе применения неэффективных методов или о разработке новых. Реализуемая на локальном уровне налоговая политика оценивается с помощью показателя налоговой нагрузки, адекватность методики расчета которого способствует объективной оценке происходящих изменений в налоговой системе.
Список литературы
1. Быченков В.М. Формы и методы внутреннего налогового контроля (аудита) // Налоговый учет для бухгалтера. 2010. № 6. URL: http://www. delo-press.ru.
2. Гостева М. Налоговый контроль как часть системы внутреннего контроля предприятия // Финансовый директор. URL: http://www.ippnou.ru.
3. Землянская И.С. Налоговая оптимизация: развитие понятийного аппарата / И.С. Землянская, А.И. Гончаров // Информационно-аналитическая газета «Налоги». 2007. № 23. С. 15-18.
4. Последовательность проведения планирования налогов. URL: http://www.pnalog.ru/material/ posledovatelnost-nalogovogo-planirovaniya.
5. Теоретические вопросы налогового планирования в работе предприятия. URL: http://www. pnalog.ru/material/nalogovoe-planirovanie-teoriya.
Taxes and taxation
CONCEPTUAL MAINTENANCE OF CORPORATE TAX POLICY AND JUSTIFICATION OF ITS STRUCTURAL CHARACTERISTICS
Irina A. KOROSTELKINA
Abstract
The article notes that the concrete behavior of the economic subject is determined by a main goal of business activity, namely maximizing the potential income. Economic subjects seek to increase own income due to decrease in tax loading with organization and management improvement, introduction of new technologies and equipment. Formulation of a corporate tax policy will allow economic subjects to consider in due time environment changes, to provide rational distribution and use of resource potential, and also to increase the financial stability at the minimum expenses
Keywords: tax policy, parameter, taxation, tax planning
References
1. Bychenkov V.M. Formy i metody vnutrennego nalogovogo kontrolia (audita) [Forms and methods of internal tax control (audit)]. Nalogovyi uchet dlia bukhgaltera- Taxaccountingfor accountant, 2010, no. 6. Available at: http://www.delo-press.ru. (In Russ.)
2. Gosteva M. Nalogovyi kontrol' kak chast' sistemy vnutrennego kontrolia predpriiatiia [Tax control as part of internal control system at the enterprise]. Finansovyi director - Finance director. Available at: http://www.ippnou.ru. (In Russ.)
3. Zemlianskaia I.S. Nalogovaia optimizatsiia: razvitie poniatiinogo apparata [Tax optimization: development of conceptual framework]. Informatsionno-analiticheskaia gazeta "Nalogi " - Information and analytical newspaper "Nalogi", 2007, no. 23, pp.15-18.
4. Sequence of carrying out of tax planning. Available at: http://www.pnalog.ru/material/posledo-vatelnost-nalogovogo-planirovaniya. (In Russ.)
5. Theoretical questions of tax planning in enterprise work. Available at: http://www.pnalog.ru/ material/nalogovoe-planirovanie-teoriya. (In Russ.)
Irina A. KOROSTELKINA
State University - Educational Scientific-Industrial Complex, Orel, Russian Federation [email protected]