■ ■ ■ КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРИРАЩЕНИЕ ПРАВА НА ИНФОРМАЦИЮ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОСЛЕ 1945 Г
Автор: ЛЕВКИНА Л.И.
ЛЕВКИНА Лилия Ивановна — кандидат педагогических наук, докторант, доцент кафедры общественных связей и медиаполитики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ИГСУ РАНХиГС). Адрес: 119571, г Москва, проспект Вернадского, 84. Тел.: +7 (903) 785-16-33. Е-шаИ [email protected]
Аннотация: потребность в устойчивом развитии, безопасности, снижении рисков и угроз, достижении безопасности обусловило самоорганизацию государств в международные сообщества, и явилась в период после окончания Второй мировой войны основой усиления синергийно-информационного миропонимания. Соответственно право на информацию вышло за пределы конкретных государств и из ряда четырёх основных прав стало приматом. При этом в начале 20 в. информация обрела и милитаристскую функцию, стала фактическим оружием. Это повлекло за собой необходимость укрепления международного сотрудничества и развития как внутригосударственного, так и международного права на информацию. На основании анализа социальных и политико-правовых проблем, связанных с различными подходами к свободе информации, автором обнаруживаются потенциальные векторы развития концепции свободы информации, накопление и реализация информационно-коммуникационного потенциала.
Ключевые слова: устойчивое развитие, безопасность, информация, право на информацию, свобода информации, потенциальные векторы развития, коммуникация, коммуникативный потенциал, кросс- дисциплинарное исследование, международное сотрудничество, международные сообщества.
С появлением новых информационных технологий, возможностей связи, систем коммуникации информация становится необходимым атрибутом обеспечения деятельности государства, юридических лиц, общественных организаций и граждан. Понятие «информация» неоднократно менялось, его границы то расширялись, то сужались. Изначально она трактовалась как «представление», «понятие», позже как «сведения», «передача сообщений». Клод Шеннон ввел это понятие и (математическая теория информатики и передачи данных, 1948 г.) под «информацией» понимал все ее виды. Вместе с В. Уивер он описал методы определения количества передаваемой информации, но лишь ее знаковую структуру, не затрагивая содержания. Далее «информация» об-
рела смысл не всех сведений, но тех, которые отличаются новизной и необходимы для принятия решений и достижения целей управления. С позиции синергийно-информационного миропонимания, «информация представляет собой важный движущий фактор самоорганизующихся систем любой природы». Она является «одним из факторов развития общества, важнейшим продуктом общественной практики», обусловливая развитие «не только материального производства, но и социальных отношений, культуры, коммуникации, практически всех эволюционных процессов, радикально изменяя содержание деятельности человека» [1].
Изначальные основы вопроса свободы информации — базовые при взгляде на информацию как на предмет правоотношений в системе, предмет взаимоотношений государства, юридических и физических лиц. Они возвращают нас к его базису. Данное кросс-дисциплинарное исследование непосредственно связано и с другими разработками, касающимися права на информацию, основных проблем информационного права и коммуникаций.
Юридическая природа права на информацию, его содержание и международные стандарты в их комплексе исследованы недостаточно, посему легальные дефиниции этого права трактуются неоднозначно. Эффективность правового регулирования зависит от единого понимания права на информацию на международном уровне.
Россия выбрала демократический путь развития в соответствии с признанной в мире системой ценностей и стандартов жизни, ей предстоит обрести достойное место в мировом сообществе, оставаясь собою. Страна, имеющая прочные историко-культурные основы, может основываться исключительно на концепции справедливого общества [2, 3] и принимать обязательство обеспечения права гражданина на информацию. Для этого необходимо тщательное изучение международно-правовых норм, стандартов и принципов, имеющих отношение к информационно-коммуникационному праву. Изучение и анализ этих вопросов, раскрытие информационно-коммуникативного потенциала [4] и является целью данной статьи.
Вопросами свободы человечество задается все время своего существования. «Свобода есть вечное начало человеческого духа, дух и есть свобода. Свобода есть вечное начало человеческого общения, подлинное общение только и может быть свободным... Познаете Истину, и Истина сделает вас свободными. Неизбежен переход от формальной свободы, через которую каждый охраняет и защищает себя, к свободе реальной, через которую творчески преображается человеческое общение и человеческое общество», — Бердяев Н.А. [5]. К. Ясперс полагал, что свобода связана с трансформацией человека, коммуникациями между людьми, готовыми измениться. Привести людей к свободе, по мнению
Ясперса, значит привести их в такое состояние, когда они в диалоге будут открываться друг перед другом. Подлинное общение чистосердечно и откровенно, а истина рождается исключительно в абсолютной диалоговой открытости [6]. Быть готовым и расположенным к общению, ожидать того же от людей — это значит искать истину, считал Э. Фромм [7]. Для Д. Ролза свобода выступает первым и наиболее важным принципом справедливости, с которого все начинается [8].
Однозначного толкования понятия свободы человека нет. Свобода как свобода человека как личности и гражданина, экономическая, политическая, социальная, свободы государственного порядка и др. Нас интересует жизненно необходимая свобода человека, являющаяся основой любого выбора, на получение, распространение и обмен информацией.
Из понятия свободы информации происходит право на информацию, его понимание и реализация в современном обществе. Свобода информации не ограничивается функцией получения информации человеком, она является составляющей свободы человека и влияет на ее осуществление. Для реализации своей свободы человек пополняет имеющуюся у него информацию, например, путем обмена информацией с другими людьми, производит новую информацию [9]. Этот процесс представлен на Рис.1.
Постулирование права на информацию одним из основных прав — итог вектора развития международного права, выбранного после окончания Второй мировой войны [10]. Лозунг «свобода информации» — неприкосновенность международного обмена информацией со стороны государства провозглашён на межамериканской конференции в Мехико делегацией США в 1945 г. [11] На первой сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1946 г. была принята Резолюция 59 (I) под названием «Созыв международной конференции по вопросу о свободе информации». Свобода информации в ней обозначена как основное право человека собирать, передавать и опубликовывать информацию беспрепятственно [12]. При подготовке Декларации прав человека был учтен опыт работы над нормативным обобщением прав, в итоге положение о праве на свободу убеждений и их выражение включило в себя информационные правомочия, реализуемые, «независимо от государственных границ» [13]. Закрепление прав на информацию подобно практически во всех международных документах, касающихся прав и свобод человека. Различия касаются в основном механизмов обеспечения осуществления этого права.
Всеобщая декларация прав человека, провозглашенная 10 декабря 1948 г., установила: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо
Рис.1. Право на информацию как составная часть выражения свободы человека
от государственных границ» [14]. Статья 19 содержит общие принципы и наделяет свободу слова высоким статусом, поместив ее в преамбулу среди четырех основных свобод: «люди должны пользоваться свободой слова и убеждений и быть свободными от страха и нужды» [14].
В резолюции 59 (I) Генеральной Ассамблеи ООН отмечается, что «свобода информации является основным правом человека и критерием всех остальных свобод» [15].
Статья 19 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. провозглашает право каждого «беспрепятственно придерживаться своих мнений, включая свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему усмотрению» [16].
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) внесла значительный вклад в развитие институтов обеспечения и за-
щиты свободы слова. Сделано это было в основном на Конференции ОБСЕ по человеческому измерению, проходившей в три этапа: Париж 1989, Копенгаген 1990 и Москва 1991 г. В Итоговом документе Копенгагенского совещания (от 29 июня 1990 г.) государства-участники подтверждают, что «каждый человек имеет право на свободу выражения своих мыслей, включая право на общение. Это право включает свободу придерживаться своих мыслей и получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ» [17].
Последние 50 лет важная работа по расширению свободы слова и информации проводится Советом Европы (СЕ). Он сыграл решающую роль в содействии утверждения на континенте принципов демократии и прав человека, в частности, благодаря определению общих принципов законодательства и политики в отношении СМИ в контексте динамических политических, культурных, экономических и технических изменений.
В 1993 г. на Венской конференции главы государств и правительств стран-членов СЕ провозгласили, что «гарантированное соблюдение свободы слова, и особенно свободы СМИ, и в будущем останется основным критерием при оценке заявлений стран с просьбой о вступлении в Совет» [18]. Что касается государств — членов СЕ, — для них выработана система и специальный механизм оценки соблюдения обязательств, взятых при вступлении в эту организацию. Одно из важнейших — обязательства государства в полной мере обеспечивать гражданам действенную возможность пользоваться всеми правами и свободами, гарантированными Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г [18]. При этом ценности — свобода мнений, право получать и распространять информацию, обмениваться идеями без вмешательства органов государственной власти, свободная пресса, занимают центральное место в системе правового государства, подвижником которого является ЕС.
Основным документом, регламентирующим право на свободу слова и информацию, является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г, статья 10 (далее ст.10 Конвенции). Важнейшими правоустанавливающими позициями здесь выступают следующие:
— каждый человек может обратиться в Европейский суд по правам человека в случае нарушения его прав и свобод;
— каждый может свободно выражать свое мнение, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства органов государственной власти и независимо от государственных границ. Вместе с тем, государства могут осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий. Свобода информации сопряжена с ограничениями или санкциями, которые «предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе
в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия»;
— защищается не только высказываемая информация, но и средства её воспроизведения, передачи и распространения. Средства выражения позиции человека: слова, печатные средства, теле- и радиовещание, кинофильмы, сценические произведения, электронные системы, реклама и т.п., включающие в себя не только политические взгляды, но и информацию коммерческого характера, а также деятельность в художественной сфере;
— устанавливается перечень свобод: право выражать свои взгляды — свобода мысли, право получать информацию — свобода доступа к информации, право распространять информацию — право на свободу слова, который является расширением понятия «информационные права человека» и «свобода информации»;
— предусматривается запрет принуждения человека разглашать другим свою позицию и свобода «придерживаться своего мнения», а также защита человека от приписывания ему определенной позиции на основе его предыдущих высказываний и негативных последствий;
— свобода слова включает и взгляды, и критику, и предположения. Гарантии распространяются на право выражения человеком свои взглядов, а не только фактов; лицо не должно доказывать их правдивость — это является нарушением ст. 10 Конвенции;
— гарантирована свобода слова «всем» «без какой бы то ни было дискриминации», в т.ч. при выражении политических и иных убеждений национального или социального содержания независимо от принадлежности «к полу, расе, цвету кожи, языку, религии, национальным меньшинствам, от имущественного положения, рождения или по любым иным признакам»;
— государство должно защитить человека, когда угроза свободе выражения возникает со стороны органов или лиц, не связанных с государственными органами. При этом свобода «получать информацию» не предусматривает права доступа к конфиденциальной информации, ст. 10 лишь обязывает государство не ограничивать доступ к открытой информации;
— идеи и позиции политических лидеров должны стать достоянием общества, этому призвана служить предоставленная свобода прессы [18].
При этом Конвенция позволяет защищать репутацию каждого. Однако интерес общества к открытой дискуссии по политическим вопросам
может стать альтернативой мнению властных структур. Не только законодательные и судебные органы, но и пресса и общественное мнение могут являться выразителями и проводниками пристального внимания к недостаткам в действиях правительства и отдельных руководящих лиц, что свойственно для демократической системы.
Европейский Союз 26 мая 1994 г принял Рекомендации Европейского Совета «Европа и глобальное информационное общество», 19 июля 1994 г — «Европейский путь к информационному обществу. План действий», 12 декабря 2003 г — Декларация принципов «Построение информационного общества — глобальная задача в новом тысячелетии».
В ст. 13 Американской конвенции по правам человека, принятой 22 ноября 1969 г признается право каждого человека на свободу мысли и высказываний. Это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору. Также ч. 2 ст. 13 Конвенции запрещена цензура [19].
26 июня 1981 г в Найроби принята Африканская хартия прав человека и народов, признающая, что основные права человека проистекают из самой человеческой природы и поэтому требуют защиты на национальном и международном уровне, реальность и уважение прав народов обязательно должны гарантировать права человека. Значительное место в \артии заняло право каждого человека получать информацию, а также в рамках закона выражать и распространять свое мнение [20].
В ст. 11 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека указано, что «1. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи любым законным способом без вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. 2. Поскольку пользование этими свободами налагает обязанности и ответственность, оно может быть связано с формальностями, условиями и ограничениями, предусмотренными законом и необходимыми в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка или защиты прав и свобод других лиц» [21].
На Третьей Центральной конференции по вопросам средств массовой информации (г Алма-Аты, декабрь 2001), организованной Международным фондом защиты свободы слова «Адил ООЗ», принята Декларация по вопросам свободы средств массовой информации в период борьбы с терроризмом, акцентирущая внимание на том, что «правительства стран-участниц антитеррористического альянса в период кон-
фликта не должны использовать ситуацию конфликта для оправдания репрессивных мер против СМИ» [22].
Вывод: все универсальные и основные региональные соглашения по правам человека относят право на информацию и свободу слова к основным правам человека и предусматривают определенные механизмы ее реализации, соответственно, право на информацию и свободу слова относятся к обычным нормам международного права.
В международных документах используются различные категории, а именно: «свобода убеждений и право на свободное выражение», «свобода информации», «беспрепятственно придерживаться своих мнений», «свобода выражения», «свобода средств массовой информации», «свобода выражения своих мыслей, включая право на общение», «свобода мысли и высказываний». Итак, в международно-правовых актах отсутствует единый термин, обозначающий право на информацию. Указанные права и свободы включают в свое содержание также свободу средств массовой информации.
В результате реализации миллионами людей во всем мире международно-признанного права на информацию формируется глобальное информационное пространство.
Сказанное нами выше представим в Таблице 1, дающей сводное представление о «приращении» позиций права на информацию в международной правовой системе.
Таблица 1. Эволюция права на информацию в международной правовой практике после 1945 г.
1945 г Межамериканская конференция в Мехико Делегация США выдвинула лозунг «свободы информации», понимавшийся как неприкосновенность международного обмена информацией со стороны государства
1946 г Первая сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Резолюция 59(И)«Созыв международной конференции по вопросу о свободе информации» Свобода информации стала рассматриваться как основное право человека, заключающееся в возможности беспрепятственно собирать, передавать и опубликовывать информацию. В резолюции отмечается, что свобода информации является основным правом человека и критерием всех остальных свобод
1948 г Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 г) «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ»
Продолжение табл. 1
1950 г Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (статья 10) Гарантирует право на свободу слова и получение информации. Каждый имеет право в случае нарушения его прав и свобод со стороны государственных органов обратиться с жалобой о нарушении в Европейский суд по правам человека. Однако оговорены ограничения или санкции, которые «необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия». Ст.10 защищает не только высказывание, но и средства его воспроизведения, передачи и распространения, включает в себя проявление политических взглядов, деятельность в художественной сфере, информацию коммерческого характера. Право на свободу выражения взглядов трактуется как более общее понятие, включающее в себя перечень других прав, в т.ч. право придерживаться своих взглядов (свобода мысли), право получать информацию (свобода доступа к информации), право распространять информацию и идеи (право на свободу слова). Перечисленные свободы в своей совокупности — информационные права человека. Ст.10 также запрещает принуждать человека разглашать другим свою позицию
1966 г Международный пакт о гражданских и политических правах (Статья 19). Провозглашено право каждого беспрепятственно придерживаться своих мнений, включая свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему усмотрению
1969 г Американская конвенция по правам человека (принята 22 ноября 1969 г., ст. 13). Признается право каждого на свободу мысли и высказываний. Оно включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору. Ч. 2 ст. 13 Конвенции — запрещена цензура
Продолжение табл. 1
1976 г. Европейский суд по правам человека по делу Handyside (Страсбург) «Свобода выражения мнений лежит в основе [демократического] общества, является одним из основных условий его прогресса и развития каждого человека» ... эта свобода распространяется в т.ч. на те позиции, которые «оскорбляют, шокируют или беспокоят государство или какую-то часть населения. Таково требование плюрализма, терпимости и широты взглядов, без которых невозможно демократическое общество»
1981 г Африканская Хартия прав человека и народов (Найроби) Утверждается право каждого человека получать информацию, а также в рамках закона выражать и распространять свое мнение (ст. 9)
999 СО СО 03 г Конференция ОБСЕ по человеческому измерению: Париж 1989, Копенгаген 1990, Москва 1991 гг. Итоговый документ. «Каждый человек имеет право на свободу выражения своих мыслей, включая право на общение. Это право включает свободу придерживаться своих мыслей и получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ»
1993 г Венская конференция глав государств и правительств стран-членов Совета Европы «Гарантированное соблюдение свободы слова, и особенно свободы средств массовой информации, имеет и в будущем оставаться основным критерием при оценке заявлений стран с просьбой о вступлении в Совет». Одним из важнейших условий вступления государства в Совет Европы является «свобода мнений, право получать и распространять информацию и обмениваться идеями без вмешательства органов государственной власти, так же как и существование в стране свободной прессы». Свобода слова не ограничивается фактически подтверждаемыми данными, а включает взгляды, критику, предположения. Свобода «получать информацию» не предусматривает права доступа к конфиденциальной информации, но ст. 10 обязывает государство не ограничивать доступ к уже имеющейся информации
1995 г Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск) Каждый человек имеет право на свободное выражение мнения. Право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи любым законным способом без вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Однако оговорены ограничения, предусмотренные законом
Окончание табл. 1
и необходимые в «демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка или защиты прав и свобод других лиц»
2001 г III Центральная конференция по вопросам СМИ (Алма-Аты, декабрь 2001), организована Международным фондом защиты свободы слова «Адил ООЗ». Декларация по вопросам свободы СМИ в период борьбы с терроризмом. «Правительства стран-участниц антитеррористического альянса в период конфликта не должны использовать ситуацию конфликта для оправдания репрессивных мер против СМИ»
Глобальное информационное пространство стало объектом международно-правового регулирования. Его значение не только в осуществлении права на информацию, но и в осуществлении других международно-признанных прав и свобод. Его уникальность в истории человечества позволяет назвать это пространство универсальной ценностью, международным достоянием. К нему можно применить принцип общего наследия человечества.
Вместе с тем проявляется и обратная сторона информационной «свободы».
Первая компьютерная война состоялась в 1999г. Это были уловки хакеров в период кампании НАТО в Косове. С территории Косово были внесены вирусы в официальный сайт НАТО с территории Югославии. Затем были инициированы СМС в количестве, способном блокировать функционирование сайта [23]. ^оронники Сербии заблокировали несколько сайтов США, которые не были связаны с военными действиями; множество уведомлений было направлено для предупреждения о готовящемся нападении НАТО по электронной почте. Пентагон официально признался, что действия НАТО против Югославии действительно содержали признаки информационной войны, но главной их целью были счета в иностранных банках ряда сербских лидеров [24].
В 2008 г в Афганистане были установлены трансляционные вышки на территории, контролируемой организацией Талибан. Целью было блокирование информации от населения в адрес командования коалиционными силами. Сотовая связь была полностью прекращена более, чем на четырнадцать часов, что вызвало протест компаний сотовой связи. Однако в ответ на протест были ликвидированы примерно 40 трансляционных установок, стоимость которых составила более пятнадцати тысяч долларов.
Некоторые современные военные теоретики полагают, что информационные войны гораздо менее затратны, чем полномасштабные во-
енные действия в связи с тем, что разрушительные последствия минимизированы [25]. Скажем, что атаки на компьютерную сеть выходят за пределы вебсайтов, которые обслуживают правительство. Электростанции, воздушное движение, водоснабжение, регулирование распределения продуктов питания, материального обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций, оповещение об эвакуации и координация оказания медицинской помощи — вот сфера их распространения. Одновременно считается, что воздействия компьютерных операций и информационных технологий, направленные на быстрое восстановление разрушений, производимых принятыми сегодня традиционными военными действиями, занимают гораздо меньшее временное пространство. Так, доклад Минобороны США об итогах первой войны в Персидском заливе против Ирака информирует, что уничтожение электростанций в Ираке привело к недостатку электроэнергии для городского населения, исчисляемому десятками лет [26]. В результате разрушенная в результате бомбежки в 1999 г электростанция, захваченная в свою очередь боевиками в 2003 г, привела страну на грань катастрофы [27].
К долговременным последствиям могут привести информационные войны, разворачивающиеся в важнейших для жизнедеятельности сферах. В таких случаях любая вредоносная программа или интернет-вирус должны квалифицироваться как неизбирательное оружие. «Бескровное» оружие, как считается, не может нанести непосредственных разрушений и увечий [28]. Информационное оружие как оружие нового поколения соответствуют позициям Женевских конвенций об уменьшении наносимых страданий. «Международное гуманитарное право должно признать правомерным применение информационного оружия на том основании, что с его помощью можно наносить удары противнику с меньшими затратами человеческих жизней и меньшими разрушениями гражданских сооружений» (Дж. Келси) [29].
Враждебное воздействие на информационные системы и компьютерные атаки — новая угроза для человечества, проблема, созревшая для решения международными сообществами. Международных юридических норм, которые могли бы быть применены к регулированию правоотношений в сфере права на информацию в условиях компьютерных войн или нападений на информационные системы еще не существует.
После Второй мировой войны право на информацию расширялось, обретало все большие свободы как внутри государств, так и на международном уровне. В то же время информация, способы ее получения и передачи стали оружием, рычагом и инструментом военной угрозы, влекущей крушение социально-политических систем и человеческие жертвы.
Взаимодействие сообществ как внутри государств, так и между ними, должны основываться на расширении и углублении синергийно-информационного миропонимания. И при этом право на информацию
должно усилиями всех акторов сохранить свою первостепенную значимость и стать гарантом сохранения базовых «природных» и общественных прав человека: права на жизнь, свободный выбор, основой и накопления и реализации информационно-коммуникационного потенциала.
Список литературы
1. ВасиленкоЛ.А. Интернет в информатизации государственной службы России (социологические аспекты). Изд. 2-е дополненное. М.: Наука, 2008. 28 с.
2. УшаковаЛ.Н. Эффективность дефиниций в праве. // Наука: 21 век, 2009. №1. С. 26-34.
3. ЯдовВ.А. Россия как трансформирующееся общество: резюме многолетней дискуссии социологов. 2000. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/009/681/1219/048Yadov. pdf (дата обращения: 16.06.2015)
4. Левкина Л.И. Коммуникативный потенциал — исследование понятийно-терминологического аппарата. // Коммуникология, 2013. Том 2. №2. С. 51-64.
5. БердяевН.А. Судьба человека в современном мире. К пониманию нашей эпохи. — Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. 480 с.
6. ЯсперсК. Цель — свобода. // Новое время, 1990. №5. С.34-37. № 6. С.40-43.
7. Фромм Э. Бегство от свободы; Человек для себя. Минск: Попурри, 1998. 672 с.
8. Rawls J.A (1973) Theoryof Justice. N.-Y: Oxford University Press.
9. КротовА.В. Свобода информации и право на информацию человека. // Адвокатская практика, 2007. № 2. С. 2-5.
10. Xижняк В.С. Право человека на информацию: механизм реализации. / Под ред. В.Т. Кабышева. Саратов, 1998. С. 112.
11. Колосов Ю. М. Массовая информация и международное право. / Ю. М. Колосов. М., 1974. С. 117-118.
12. Международное публичное право: сб. док. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С. 125-128.
13. Башаратьян М. К. Информация как объект права и содержание права на информацию. // Современное право, 2006. № 12. С. 36-38.
14. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 13.06.2015).
15. URL: http://www.un.org (дата обращения: 15.06.2015).
16. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml (дата обращения: 15.06.2015).
17. URL: http://www.osce.org/ru/odihr/elections/14304 (дата обращения: 16.06.2015).
18. Основные международные нормы, относящиеся к свободе выражения мнений. URL: http://conventions.coe.int/treaty/rus/treaties/html/005.htm (дата обращения: 16.06.2015).
19. URL: http://www.memo.ru/prawo/reg/america.htm (дата обращения:16.06.2015).
20. URL: http://www.memo.ru/prawo/reg/afrika.htm (дата обращения: 16.06.2015)
21. http://www1.umn.edu/humanrts/russian/cis/Rconvention.html (дата обращения: 16.06.2015)
22. 'Declaration on the questions of freedom of the media in the period of the struggle with terrorism. Almaty. December 11, 2001' (2001).
23. Walker K.G. (2000) 'Information Warfare and Neutrality', 83 V. J. I. L. 2, November 2000, p. 3.
24. Pollock E.J. and Petersen A. (1999) 'Serbs Take Offensive in the First Cyber War, Bombing America', Wall Street Journal, April 8, р. A1.
25. Markoff J. (2008) Before the Gunfire, Cyberattacks (12 August 2008). URL: http:// www.nytimes.com/2008/08/13/technology/13cyber.html (дата обращения: 12.01.2013).
26. Department of Defense, Office of General Counsel, An Assessment of International Legal Issues in Information Operations. (May 1999), р. 5. URL: http://www.msnbc.msn. com/id/32726457 (дата обращения: 28.04.2011).
27. Associated Press, Iraq suffers hot summer amid power problems (7 September 2009).
28. Dervan L. (2011) 'Information Warfare and Civilian Populations: How the Law of War Addresses a Fear of the Unknown', Goettingen Journal of International Law, vol. 3, no. 1, pp. 373-396.
29. Kelsey J. T. G. (2008) 'Hacking into International Humanitarian Law: The Principles of Distinction and Neutrality in the Age of Cyber Warfare', 106 Michigan Law Review2008, no 7, р. 1445.
30. Шарков Ф.И. Социология социальных коммуникаций в контексте развития научного направления «Коммуникология» // Коммуникология. Т.7, № 5. С. 15-26.
31. URL: http://www.pravo.vuzlib.su/book_z1381_page_26.html (дата обращения: 17.06.2015)
32. URL: http://sl.krdu-mvd.ru/_files/sl-2009-1.pdf#7 (дата обращения: 17.06.2015)
33. URL: http://podelise.ru/docs/34751/index-3009-2.html (дата обращения: 17.06.2015)
34. URL: http://lawdiss.org.ua/books/791.doc.html (дата обращения: 17.06.2015)
■ ■ ■ CONCEPTUAL INCREMENT OF RIGHT FOR INFORMATION AND INTERNATIONAL COOPERATION AFTER 1945.
Author: LEVKINA L.I.
LEVKINA Liliya Ivanovna, Candidate of Pedagogical Science, Doctorant, Associate Professor of the Public Relations and Media Policy Department of the Institute of State Service and Human Resources of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (IGSU RANE). Address: 84, Vernadskogo prospect, Moscow, Russia, 119571. Tel.: +7 (903) 785-16-33. E-mail: [email protected]
Annotation: The article covers the issues of the need for sustainable development, safety, reducing risks and threats caused the self-organization of states to the international communities and became the basis of strengthening of the information — synergetic worldview in the period after the Second World War. Accordingly, the right to information has gone beyond the specific states and from the number of the four fundamental rights has become a primate. In the early 20th century information gained militaristic function also and became the actual weapon. This resulted in the need to strengthen international cooperation and the development of both domestic and international law on the information. By the analysis of social, political and legal problems associated with the different approaches to informational freedom the author proves the potential vectors
of the development of the concept in Russian and international law and the implementation of communicative potential.
Keywords: sustainable development, safety, information, right to information, freedom of information, potential vectors of development, communication, communicative potential, cross-disciplinary research, international cooperation, international communities.
References
1. Vasilenko L.A. Internet v informatizatsii gosudarsvennoi sluzhby Rossii. M.: Nauka, 2008. 28 S. [Vasilenko, L.A. (2008) Internet in informatisation of state service in Russia (sociological aspects), Moscow].
2. Ushakova, L.N. Effektivnost definitsii v prave. // Nauka: 21 vek, 2009. №1. S. 26-34. [Ushakova, L.N. (2009) 'The effectiveness of definitions in law', Nauka: 21 century, no. 1, pp. 26-34].
3. Yadov V.A. Rossiya kak transformiruyusheesya obshestvo: rezyume mnogoletnei diskussii sotsiologov. 2000. 391 s. URL: http://ecsocman.hse.ru/ data/009/681/1219/048Yadov. pdf
[Yadov, V.A. (2000) Russia as a transforming society: summary of many years sociologists' discussion. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/009/681/1219/048Yadov.pdf].
4. LevkinaL.I. Kommunikativnii potencial — issledovanie ponyatiino-terminologicheskogo apparata. Communicology. 2013. Vol 2. № 2. S. 51-64 [Levkina L.I. (2013) 'Communicative potencial — conceptual and terminological apparatus', Communicology, vol 2, no 2, pp. 51-64].
5. BerdyaevN.A. Sudba cheloveka v sovremennom mire. K ponimaniiy nashei epokhi. Philosophiya svobodnogo dukkha. M.: Respublika, 1994. 480 s. [Berdyaev, N.A. (1994) Fate of Man in the modern world. Understanding our time. — The Philosophy of the Free Spirit, Moscow].
6. JaspersK. Tsel — svoboda. // Novoe vremya, 1990. №5. S. 34-37. № 6. S. 40-43. [Jaspers, K. (1990) 'The goal — freedom', Novoe vremya, no 5. pp.34-37, no 6, pp.40-43].
7. Fromm E. Begstvo ot svobody: chelovek dlya sebya. Minsk: Poppuri, 1998. 672 s. [Fromm, E. (1998) Escape from Freedom: a man for himself, Minsk]
8. Rawls J.A (1973) Theory of Justice. N.-Y: Oxford University Press.
9. Krotov A.V. Svoboda informatsii I pravo na informatsiiy cheloveka. // Advokatskaya praktika, 2007. № 2. S. 2-5. [Krotov A.V. (2007) 'Freedom of information and the human right to information', Advokatskayapractika, no 2, pp. 2-5].
10. Hizhnyak V.S. Pravo cheloveka na informatsiiy: mekhanizm realizatsii. / pod red. V.T. Kabysheva. Saratov, 1998. S. 112. [Hizhnyak V.S. (1998) The human right to information: the mechanism of realization, Saratov].
11. KolosovIu.M. Massovaya informatsiya I mezhdunarodnoe pravo: sb. dok. T. 1. M.: BEK, 1996. S. 117-118. [Kolosov Iu.M. (1996) Mass media and international law, Moscow].
12. Mezhdunarodnoe publichnoe pravo, Vol. 1. M. : VEK, 1996. Pp. 125-128. [International public law: doc. coll. (1996), vol. 1. Moscow].
13. BasharatianМ. ^ Informatsiya kak obiekt prava I soderzhanie prava na informatsiiy. // Sovremennoe pravo, 2006. № 12. S. 36- 38. [Basharatian M. K. (2006) 'Information as an object of rights and content of the right to information', Sovremennoe pravo, no 12, pp. 36- 38].
14. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml [13.06.2015]
15. URL: http://www.un.org [15.06.2015]
16. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml [15.06.2015]
17. URL: http://www.osce.org/ru/odihr/elections/14304 [16.06.2015]
18. URL: http://conventions.coe.int/treaty/rus/treaties/html/005.htm [16.06.2015]. [The main international norms relating to the freedom of expression. URL: http:// conventions.coe.int/treaty/rus/treaties/html/005.htm [16.06.2015].
19. URL: http://www.memo.ru/prawo/reg/america.htm [16.06.2015].
20. URL: http://www.memo.ru/prawo/reg/afrika.htm [16.06.2015].
21. URL: http://www1.umn.edu/humanrts/russian/cis/Rconvention.html [16.06.2015].
22. 'Declaration on the questions of freedom of the media in the period of the struggle with terrorism. Almaty. December 11, 2001' (2001).
23. Walker K.G. (2000) 'Information Warfare and Neutrality', 83 V. J. I. L. 2, November 2000, p. 3.
24. Pollock E.J. and Petersen A. (1999) 'Serbs Take Offensive in the First Cyber War, Bombing America', Wall Street Journal, April 8, р. A1.
25. Markoff J. (2008) Before the Gunfire, Cyberattacks (12 August 2008). URL: http:// www.nytimes.com/2008/08/13/technology/13cyber.html [12.01.2013].
26. Department of Defense, Office of General Counsel, An Assessment of International Legal Issues in Information Operations. (May 1999), р. 5. URL: http://www.msnbc.msn. com/id/32726457 [28.04.2011].
27. Associated Press, Iraq suffers hot summer amid power problems (7 September 2009).
28. Dervan L. (2011) 'Information Warfare and Civilian Populations: How the Law of War Addresses a Fear of the Unknown', Goettingen Journal of International Law, vol. 3, no. 1, pp. 373-396.
29. Kelsey J. T. G. (2008) 'Hacking into International Humanitarian Law: The Principles of Distinction and Neutrality in the Age of Cyber Warfare', 106 Michigan Law Review2008, no 7, р. 1445.
30. Шарков Ф.И. Sociology of social communication in the context of the development of scientific direction "Communicology"// Коммуникология. Т.7, № 5. С. 15-26.
31. URL: http://www.pravo.vuzlib.su/book_z1381_page_26.html/ [17.06.2015]
32. http://sl.krdu-mvd.ru/_files/sl-2009-1.pdf#7 [17.06.2015
33. http://podelise.ru/docs/34751/index-3009-2.html [17.06.2015]
34. http://lawdiss.org.ua/books/791.doc.html [17.06.2015]