pedagogical sciences
УДК 37.014.3
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
© 2017
Султанова Татьяна Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургский государственный университет (460018, Россия, Оренбург, проспект Победы, 13, e-mail:[email protected])
Аннотация. Представлена концептуальная модель прогнозирования развития школы. Уточнена ее сущность в ракурсе теоретико-методологического обоснования деятельности образовательной организации по созданию условий становления системы прогнозирования собственного развития, интегрирующей представления о целях, содержании, способах организации, средствах и результатах данной деятельности. Дано определение прогнозирования развития школы как целостно выстроенной системы, обеспечивающей взаимосвязь ценностей, смыслов, целей и деятельностных норм, порождаемой полисубъектным взаимодействием и выступающей условием и многофункциональным средством развития школы. Обоснованы концептуальные идеи исследуемой системы, уточнены структурно-содержательные и процессуальные основания ее реализации. Описаны морфологические, структурные, функциональные и генетические особенности моделирования исследуемого феномена. Концептуальная модель прогнозирования развития школы раскрыта через совокупность целевого, теоретико-методологического, научно-педагогического, практико-ориентированного и результативного блоков. В целевом блоке зафиксированы цели функционирования системы прогнозирования развития школы на федеральном, региональном, отраслевом и локальном уровнях. В теоретико-методологическом блоке представлены основные подходы, противоречия, закономерности и принципы исследовательской деятельности. В научно-педагогическом блоке раскрыто концептуальное видение прогнозирования развития школы как системного феномена, описаны его компоненты, свойства, функции и механизмы. В практико-ориентированном блоке уточнены условия и стадии реализации системы прогнозирования развития школы. В результативный блок включены уровни, критерии и результат функционирования исследуемой системы.
Ключевые слова: прогнозирование развития школы, система прогнозирования развития школы, концептуальная модель, подсистема прогнозирующих субъектов, деятельностная подсистема, обеспечивающая подсистема.
CONCEPTUAL MODELING OF THE SCHOOL DEVELOPMENT FORECASTING
© 2017
Sultanova Tatyana Anatolievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of department
of general and professional pedagogy Orenburg State University (460018, Russia, Orenburg, Prospect Pobedi 13, e-mail: [email protected])
Abstract. There are showed the conceptual model of the school development forecasting. There are clarified its essence in the view of the theoretical and methodological substantiation of the school's activity in creating the conditions for the formation of the forecasting system of its own development, integrating the ideas about the goals, content, ways of organization, means and results of this activity. There are disclosed the definition of the school development forecasting as an integral aligned system providing the interconnection of values, goals, and activity norms, generated by polysubject interaction and serving as a condition and a multifunctional significance of the school development. There are substantiated the conceptual ideas of the exploring system, clarified the structural, substantive and procedural foundations of its implementation. Morphological, structural, functional and genetic features of the exploring phenomenon's modeling are described. The conceptual model of school development forecasting is revealed in a number of target, theoretical, methodological, gauche, pedagogical, practice-oriented and effective blocks. In the target block the goals of the school development forecasting system are fixed at the federal, regional, sectoral and local levels. The main approaches, contradictions, regularities and principles of exploring activity are presented in the theoretical and methodological block. The conceptual vision of school development forecasting as a systematic phenomenon is disclosed and its components, properties, functions and mechanisms are described in the scientific and pedagogical block. The conditions and stages of the implementation school development forecasting system are specified in the practice-oriented block. The levels, criteria and result of the exploring system functioning are included in the effective block.
Keywords: the school development forecasting, the school development forecasting system, conceptual model, subsystem of forecasting subjects, activity subsystem, providing subsystem.
В настоящее время инновационное обновление отечественного образования стимулирует научный интерес к разработке теоретических основ и совершенствованию инструментария прогнозирования в деятельности образовательных организаций [1; 2; 3]. Одной из значимых проблем практического воплощения прогнозирования развития школы является необходимость преодоления его фрагментарности и ситуативности [4; 5; 6]. В этой связи актуальным становится системное представление исследуемого феномена, предполагающее конкретизацию его целевых ориентиров, содержания, используемых средств и возможных результатов, уточнение организационной структуры, отражение особенностей взаимодействия прогнозирующих субъектов и т.д. Цель настоящей статьи мы связываем с целостным представлением системы прогнозирования развития школы в виде концептуальной модели.
Моделирование как общенаучная категория является «методом исследования, при котором изучается не сам объект познания, а его изображение в виде так называемой модели, но результат исследования переносится с
модели на объект» [7, с. 126.]. Следовательно, модель - это соответствующий оригиналу объект, раскрывающий определенную информацию о самом объекте или его частях и способный заменить его в контексте познания. При этом модель должна отражать важные в ракурсе проводимого исследования характеристики объекта и исключать незначительные.
В качестве положений, позволяющих уточнить сущность концептуальной модели прогнозирования развития школы, выступают следующие. Во-первых, существующие базовые определения концептуальной модели, представляющие ее как «модель предметной области, состоящей из перечня взаимосвязанных понятий, используемых для ее описания, вместе со свойствами и характеристиками, классификацией этих понятий по типам, ситуациям, признакам в данной области и законов протекания процессов в ней» [8]; «стратегический план исследования, содержащий теоретико-методологические подходы, проблемы исследования, понятийный аппарат, гипотезы, методику сбора и обработки данных» [9]. Во-вторых, трактовка понятия «концепция» в педа-
педагогические науки
гогических исследованиях как «сложной, целенаправленной, динамической системы фундаментальных знаний о педагогическом феномене, полно и всесторонне раскрывающих его сущность, содержание, особенности, а также технологию оперирования с ним в условиях современного образования» [10, с. 10]. Данные положения дают нам основания для понимания концептуальной модели прогнозирования развития школы как теоретико-методологического обоснования деятельности школы по созданию условий становления системы прогнозирования собственного развития, интегрирующей представления о целях, содержании, способах организации, средствах и результатах данной деятельности.
Состоятельность концептуального моделирования прогнозирования развития школы обусловлена соблюдением ряда требований к модели, которая должна: фиксировать систему, имеющую целевые ориентиры и результат; раскрывать реальные процессы существования системы; отражать соотношения сходства и различия с оригиналом; замещать оригинал в процессе познания; быть согласованной с образовательным пространством, в рамках которого ей предстоит реализоваться; открывать перспективы для прогнозирования, сравнения и оценки возможных результатов и выбора наиболее оптимального решения проблемы; предоставлять возможность получения нового знания об оригинале в процессе познания.
В нашем исследовании разработка модели прогнозирования развития школы предполагала обоснование концептуальных идей исследуемой системы, а также уточнение структурно-содержательных и процессуальных оснований ее реализации. Также основу разработки концептуальной модели прогнозирования развития школы составили выводы Ю.А. Конаржевского [11; 12] о возможности применения к педагогическим объектам и явлениям системного анализа, включающего морфологический, структурный, функциональный и генетический аспекты. Морфологический аспект анализа фиксирует компонентный состав системы прогнозирования развития школы. Структурный - уточняет наиболее существенные связи и отношения, обуславливающие целостность исследуемой системы и открывающие возможности наиболее полной реализации ее функций. Функциональный аспект связан с определением присущих системе функций, реализуемых в рамках ее существования. Генетический отражает динамику системы в контексте прохождения стадий ее становления (зарождение, развитие, целостность, распад). Органическое единство обозначенных аспектов системы прогнозирования развития школы обусловлено целостностью школы как социально-педагогической системы.
Важным этапом разработки модели являлось обоснование концептуальных идей. В качестве таковых нами выделены следующие положения.
Прогнозирование развития школы - это система социально-педагогического порядка. Она является подмножеством (структурной единицей) систем более сложного порядка (локальных, региональных, федеральных). Данные системы позиционируются как внешние контексты, задающие системе прогнозирования развития школы цели и условия функционирования, а также оказывающие на нее управленческие воздействия.
Система прогнозирования развития школы характеризуется открытостью и целостностью. Открытость обусловлена взаимодействием с внешними контекстами, целостность определяется наличием неотделимых друг от друга элементов и предполагает обеспечение многообразия взаимоотношений субъектов внутри собственного пространства. В качестве системообразующего основания прогнозирования развития школы выступает совместная активность субъектов управленческой, педагогической и учебной видов деятельности.
Прогнозирование развития школы может быть раскрыто в двух ракурсах. Первый описывает исследуемую
систему как фактор обновления жизнедеятельности образовательной организации, открывающий перспективы выбора наиболее адекватной модели развития школы согласно внутренним и внешним ресурсам. Второй определяет систему как средство оптимизации обновления жизнедеятельности образовательной организации, направленного на максимально возможное удовлетворение потребностей ее основных образовательных субъектов (учащихся) в получении качественного образования. Содержание прогнозирования развития школы при этом направлено на формирование поливариантного видения путей, способов и средств обновления жизнедеятельности школы согласно актуальным запросам общества и отдельной личности.
Представленные идеи позволили определить сущность прогнозирования развития школы как целостно выстроенной, обеспечивающей взаимосвязь ценностей, смыслов, целей и деятельностных норм системы, порождаемой полисубъектным взаимодействием и выступающей условием и многофункциональным средством развития школы.
Следование обозначенным выше положениям позволило отразить в концептуальной модели подсистемы, подходы, функции, закономерности, принципы и механизмы, условия, этапы и уровни реализации, а также критерии, позволяющие диагностировать и прогнозировать возможную динамику системы прогнозирования развития школы. Концептуальная модель прогнозирования развития школы (рисунок 1) раскрывается через совокупность блоков: целевого, теоретико-методологического, научно-педагогического, практико-ориентиро-ванного и результативного.
факторы - Прогнозирование развитии школы - факторы
1 1 1
- федеральный уровень: уточнаше ПерСГБКТНЕНЫХ «тяпр Ж1»рнн -v.ro -и-ротчяттяи и развития школы
- региональный уровень: отражен? национальных и региональных осооиностенЕ содержании
- отраслевой уровень: формнр сытная развитие прогвосгиче^койкомпетаетвосш педагогических
- .итть.чий (школьный) уровень: создание внутришколтогоыехг лффзкгишость р.;
Методологиям» .не подходы: цепа -я-™™™*
1
Закономерности на уро Енг су 6 ъект а; на уровне р еадняднн пр г но гир ота! на: на "уровне управления
пр отностнческоь деятельностью ш колы
¡1
фоятностнссть. самоопредз
- уровеньреолизаци и прогнозирования: в
ПрОвЕТНВИОСХЪ
- ур овень упр аелвнил: активизация суоье рефлекс
гармония су
Подсистемы:
— подсистема прогнозирующих субъектов
— деятельностноя подсистема
— обеспечивающая подсистема
- < о циорегулирующие педагогичен ?-¿пнхи и О ШЛЪНЪК
Условия: социально-педагогические, су ¡ъектно-личиостные. организационно-педагогические
Стаднн: стартоваяактуализчтгШ; инновац юнное погружение. фаснлнтацнонноеразЕнпв, рефлексивная
1
5 ровнн: аморфный, фрагментарный, ситуативный, целостный
Критерии, показатели, индикаторы прогнозировании развития школы
Результат:
становление и развитие вн'лрншкольяо и системы прогнозирования. ооеспечиваюшеи повышение
лЬбектиЕности образовательной деятель. ности школы
Рисунок 1 - Концептуальная модель прогнозирования развития школы
Целевой блок отражает цели функционирования системы прогнозирования развития школы. Теоретико-методологический блок представляет основные подходы, противоречия, закономерности и принципы ис-
pedagogical sciences
следовательской деятельности. Научно-педагогический блок раскрывает концептуальное видение прогнозирования развития школы как системного феномена, интегрирует описание его компонентов, свойств, функций и механизмов. Практико-ориентированный блок уточняет условия и стадии реализации системы прогнозирования развития школы. Результативный блок описывает уровни, критерии и результат функционирования исследуемой системы.
Целевой блок. Прогнозирование развития школы, являясь значимой составной частью целостной системы образования, находит отражение на различных уровнях функционирования: федеральном, региональном, отраслевом и локальном (школьном). Вместе с тем цели исследуемой системы на представленных уровнях имеют специфические особенности. Так, на федеральном уровне целевые ориентиры исследуемой системы связаны с уточнением перспективных направлений модернизации и развития школы как значимого социального института; формированием актуального содержания школьного образования на основе ФГОС; созданием инструментария эффективного развития образовательных систем и т.д. На региональном уровне цели прогнозирования развития школы согласуются с возможностью отражения национальных и региональных особенностей в содержании школьного образования, с оценкой и прогнозом количества выпускников школы и характера их общеобразовательной подготовки и т.д. На отраслевом уровне цели исследуемой системы связаны с обеспечением преемственности инновационных процессов, реализуемых в рамках жизнедеятельности начальной, основной и старшей ступенях школы; определяют значимость формирования и развития прогностической компетентности педагогических работников и т.д. На локальном уровне цели системы отражают необходимость создания вну-тришкольного механизма, гарантирующего эффективность развития образовательной организации.
Теоретико-методологический блок концептуальной модели отражает теоретико-методологический базис (целевой и аксиологический подходы) и регулятив становления системы прогнозирования развития школы (противоречия, закономерности и принципы).
Научно-педагогический блок. Понимание прогнозирования развития школы как системы предполагает определение ее компонентного состава, а также связей между отдельными составляющими. Структура или организация системы является важнейшим условием ее существования, поскольку в принципе не имеет смысла говорить о ее наличии без субъектного взаимодействия, происходящего в реальных условиях жизнедеятельности школы. В рамках исследования нами было установлено, что структура системы прогнозирования развития школы интегрирует три подсистемы: субъектную, дея-тельностную и обеспечивающую. Каждая из представленных подсистем взаимосвязана с другими. Характер данной обусловленности основывается на принципах взаимозависимости, взаимодополнения и взаимопроникновения.
Подсистема прогнозирующих субъектов отражает существование многоуровневого коллективного субъекта прогнозирования развития школы как сообщества управляющих субъектов, учителей и обучаемых [13]. Деятельностная подсистема фактически обеспечивает организацию и осуществление прогнозирования как доминирующего в конкретных условиях вида деятельности, направленного на обновление школы. Происходит это путем интеграции различных видов активности субъектов, способствующей максимально эффективной разработке прогнозов развития образовательной организации. Согласно общепризнанному научному подходу [14; 15; 16; 17] разработка прогнозов развития объекта, явления или процесса раскрывается через разнообразные формы познания будущего. К ним следует отнести предвидение, предсказание, предвосхищение, предуга-
дывание, собственно прогнозирование. В тоже время де-ятельностная активность любого субъекта регулируется актами целеполагания, планирования, программирования, проектирования, моделирования, которые составляют базис принятия решений. Представленные формы познания будущего в реальных условиях являются взаимосвязанными и взаимозависимыми. Обеспечивающая подсистема представляет собой совокупность средств и ресурсов, способствующих поддержанию стабильного функционирования системы прогнозирования развития школы и оптимальному протеканию процессов прогнозирования.
Важно отметить, что назначение концептуальной модели с одной стороны проявляется в формировании общего взгляда на организацию и содержание прогнозирования развития школы, с другой - в уточнении замысла его построения во взаимосвязи ключевых компонентов.
Полагаем, что ключевые закономерности и принципы соотносятся с выделенными в исследовании подсистемами как некие полярные точки, т.е. как концептуальные идеи и их воплощение. Условием синтеза обозначенных точек могут быть представлены процессы реализации механизмов, обеспечивающих существование и совершенствование системы прогнозирования развития школы. В качестве таковых в исследовании предложены социорегулирующие, психолого-педагогические и структурно-функциональные механизмы [18].
Практико-ориентированный блок. В процессе исследования было установлено, что эффективность функционирования системы прогнозирования развития школы обеспечивается разработкой и внедрением спектра условий. Соглашаясь с существующим определением [19], под условиями мы понимаем комплекс процессов, отношений и обстоятельств, актуализированных во внешнем и внутреннем пространстве школы и способных обеспечить ее субъектам возможность эффективной разработки прогнозов развития образовательной организации. Сложность исследуемой системы определила необходимость выявления следующих групп условий: социально-педагогические, субъектно-личностные, организационно-педагогические.
Принимая во внимание особенности разработанной концептуальной модели, актуальным становится определение основных стадий реализации системы прогнозирования развития школы, отражающих последовательность осуществления исследуемого процесса: стартовая актуализация, инновационное погружение, фа-силитационное развитие, рефлексивная стабилизация. Отсутствие одной из предложенных стадий, нарушая целостность процесса реализации исследуемой системы, обуславливает невозможность достижения ожидаемого положительного результата прогностической деятельности, направленной на развитие школы. Каждая из стадий имеет четко зафиксированную цель, характеризуется спектром решаемых задач и ориентирована на достижение конкретного качественного результата.
Результативный блок. Учитывая структуру концептуальной модели прогнозирования развития школы, данный блок раскрывает возможные уровни реализации прогностической деятельности, критерии, показатели и соответствующий диагностический инструментарий.
Таким образом, представленная концептуальная модель прогнозирования развития школы раскрывается через инвариантный набор блоков (целевой, теоретико-методологический, научно-педагогический, практико-ориентированный, результативный) и отражает теоретико-методологическое обоснование деятельности школы по созданию условий возникновения и совершенствования целостной системы прогнозирования собственного развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Осипова Л.Я. Функции системы образования в образовательно-педагогическом прогнозировании // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 5. С. 396-
педагогические науки
2. Карманчиков А.И. Технология коллективного прогнозирования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 4. С. 79-84.
3. Панова Е.С. Разработка системы педагогического прогнозирования успешности обучения в школе // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 4. С. 53-57.
4. Боруха С.Ю. Педагогическое прогнозирование развития школы в условиях изменяющейся внешней среды: дисс. ... канд. пед. наук. Белгород, 2002. 246 с.
5. Осипова Л.Я. Философско-педагогические основы прогнозирования социальной эффективности образования: автореферат дисс. .д-ра. пед. наук. Ульяновск, 2009. 51 с.
6. Шеховцова Т.С. Обучение будущих учителей педагогическому прогнозированию // Известия Южного федерального университета. 2011. № 6. С. 122-128.
7. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. 335 с.
8. Толковый словарь по искусственному интеллекту / А.Н. Аверкин, М.Г. Гаазе-Рапопорт, Д.А. Поспелов. Режим доступа: http://raai.org/library/tolk/aivoc. html#L306.
9. Социологический словарь. Режим доступа: http:// gufo.me/content_soc/model-konceptualnaja-156.html.
10. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М.: ВЛАДОС, 2006. 239 с.
11. Конаржевский Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе. Челябинск: ЧГПИ, 1986. 133 с.
12. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутриш-кольное управление. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 224 с.
13. Султанова Т.А. Коллективный субъект прогнозирования развития школы // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Том 7. № 5. Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/222PVN515.pdf.
14. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. 432 с.
15. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика. М.: Флинта, 2003. 768 с.
16. Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. Киев: Вища школа, 1986. 200 с.
17. Гершунский Б.С. Прогнозирование содержания обучения в техникумах. М.: Высшая школа, 1980. 144 с.
18. Султанова Т.А. Структурно-функциональные и психолого-педагогические механизмы прогнозирования развития школы // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. № 1. С. 161-164.
19. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1. С. 8-14.
Статья поступила в редакцию 29.07.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.