Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕОРИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ'

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕОРИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
абстрактное мышление / моделирование баз данных / концептуально моделирование / модель "сущность-связь" / изучение баз данных / abstract thinking / database modeling / conceptual modeling / entity-relationship model / study of databases

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А С. Лагоха

В статье рассматриваются возможности развития абстрактного мышления студентов, будущая сфера профессиональной деятельности которых связана с проектированием информационных систем на основе баз данных. Дана последовательная характеристика образовательной программе, в рамках которой реализуется алгоритм развития абстрактного мышления с использованием технологии концептуального моделирования, описан инструментарий моделирования по схеме «сущность – связь», определены особенности применения технологии, возможности развития базовых форм абстрактного мышления на основных стадиях реализации алгоритма концептуального моделирования, проанализированы результаты применения алгоритма с точки зрения соответствия базовым формам абстрактного мышления – понятия, суждения, умозаключения. Сформулированы перспективы использования алгоритма для студентов, обучающихся по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL MODELING AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF ABSTRACT THINKING IN THE STUDY OF DATABASE THEORY

The article discusses possibilities for the development of abstract thinking of students, the future sphere of professional activity of which is related to the design of information systems based on databases. A consistent characteristic of the educational program is given, within the framework of which the algorithm for the development of abstract thinking is implemented using the technology of conceptual modeling, modeling tools are described according to the “entity-relationship” scheme, the features of the application of technology, the possibilities of developing basic forms of abstract thinking at the main stages of the implementation of the algorithm of conceptual modeling are defined, the results of applying the algorithm are analyzed from the point of view of compliance with the basic forms of abstract thinking – concepts, judgments, inferences. The prospects of using the algorithm for students studying in the direction of training 09.03.03 “Applied Informatics” are formulated.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕОРИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ»

According to the results of diagnostics of orientation-motivational component students of experimental group show 54,5% empirical level of component, and students of control group of KU named after Sh. Ualikhanov 58,5% (24 of 41), students of Gorno-Altaisk State University - 28% (7 of 25). Nevertheless, the orientation-motivational component was formed in 52% (13 out of 25) students of Gorno-Altaisk State University at the reproductive level, which indicates the interest of students in the readiness to SRS of university through benchmarking-technology. Students of control group of Kokshetau University demonstrated 36.5% (15 from 41) of formation of orientation-motivational component at reproductive level. The clear aspiration showed 20% (5 of 25) students of SASU; 5% (2 of 41) students of control group of Kokshetau University and 14.5% (7 of 48) students of the experimental group.

Theoretical and practical significance of the results of the work. With the correct pedagogical approach and competent organization, independent work through benchmarking technology develops the ability to search for information on the Internet, forms the ability to plan and allocate personal time for self-study. Students discover in themselves the possibilities to make the most of and develop strong personality traits, learn to calculate the time correctly, choose ways and methods of work.

The novelty of the research lies in the fact that the essence of the orientation-motivational component in the formation of university students' readiness for independent work is defined. The effectiveness of benchmarking-technology in the formation of university students' readiness for independent work is proved experimentally.

Библиографический список

The practical significance of the study is determined by the fact that created and implemented the technology of forming university students' readiness for independent work, contributing to the effectiveness of this activity.

Overall conclusions. With the right pedagogical approach and competent organization, independent work through benchmarking-technology develops the ability to search for information on the Internet, shapes the ability to plan and distribute personal time for self-study. Students discover opportunities to maximize and develop strong personal qualities, learn to properly manage time, choose ways and methods of activities.

Thus, having studied information about students' life priorities, a teacher has an opportunity to motivate students for self-education and self-study more effectively. Knowing the life values of the students will make it possible to work more effectively and productively in groups.

Perspective for further research. The performed research has made a certain contribution to the solution of the problem of formation of readiness to independent work of university students by means of benchmarking-technologies. At the same time, it does not exhaust the variety of the stated problem. The study of such a complex phenomenon as formation of readiness to independent work of university students through benchmarking-technologies can be continued in the direction of finding other ways to contribute to this process at different stages of education, and mechanisms for the development of the culture of independent work of university students.

1. Jossberger H., Brand-gruwel S., Boshuizen H., Wiel M. The challenge of selfdirected and self-regulatSed learning in vocational education: A theoretical analysis and synthesis of requirements. Journal of Vocational Education and Training. 2010; № 62 (4): 415 - 440.

2. Темербекова А.А., Зиязиева Л.Р Влияние бечмаркинг-технологии на формирование готовности студентов вуза к самостоятельной работе. Тезисы докладов межвузовской конференции. Екатеринбург: РГППУ 2020: 193 - 195.

3. Pintrich P.R., Marx R.W., Boyle R. A. Beyond cold conceptual change: the role of motivational beliefs and classroom contextual factors in the process of conceptual change. Review of Educational Research. 1993; Vol. 63, № 2: 167 - 199.

4. Zimmerman B.J. A social cognitive view of self-regulated academic learning. Journal of Educational Psychology. 1989; Vol. 81, № 3: 329 - 339.

5. Gasco J., Goni A., Villarroel J.D. Sex differences in mathematics motivation in 8th and 9th grade. Procedia - Social and Behavioral Science. 2014; Vol. 116: 1026 - 1031.

6. Schunk D.H. Self-regulated learning: the educational legacy of Paul R. Pintrich. Educational Psychologist. 2005; Vol. 40; № 2: 85 - 94.

7. Dornyei Z. Motivational Strategies in the Language Classroom. New York: Cambridge University Press, NY, USA, 2001.

8. Alderman M.K. Motivation for Achievement: Possibilities for Teaching and Learning. London, UK, 2004.

9. Мамаева В.А. Формирование готовности студентов к самостоятельной работе средствами инновационных технологий. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2018.

10. Ноговицина О.В. Формирование готовности студентов университета к самообучению в процессе математической подготовки. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2008.

11. Георге И.В. Формирование профессиональных компетенций студентов образовательных организаций высшего образования на основе организации самостоятельной работы: монография. Тюмень, 2016.

12. Диниц Г.Н. Самостоятельная работа как средство профессиональной подготовки студентов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2002.

13. Поднебесных Е.Л. Формирование духовно-нравственных ценностей студентов в условиях инновационной среды колледжа. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Калининград, 2006.

14. Rokeach M. The nature of human values. New York: Free Press, 1973.

References

1. Jossberger H., Brand-gruwel S., Boshuizen H., Wiel M. The challenge of selfdirected and self-regulatSed learning in vocational education: A theoretical analysis and synthesis of requirements. Journal of Vocational Education and Training. 2010; № 62 (4): 415 - 440.

2. Temerbekova A.A., Ziyazieva L.R. Vliyanie bechmarking-tehnologii na formirovanie gotovnosti studentov vuza k samostoyatel'noj rabote. Tezisy dokladov mezhvuzovskoj konferencii. Ekaterinburg: RGPPU, 2020: 193 - 195.

3. Pintrich P.R., Marx R.W., Boyle R. A. Beyond cold conceptual change: the role of motivational beliefs and classroom contextual factors in the process of conceptual change. Review of Educational Research. 1993; Vol. 63, № 2: 167 - 199.

4. Zimmerman B.J. A social cognitive view of self-regulated academic learning. Journal of Educational Psychology. 1989; Vol. 81, № 3: 329 - 339.

5. Gasco J., Goni A., Villarroel J.D. Sex differences in mathematics motivation in 8th and 9th grade. Procedia - Social and Behavioral Science. 2014; Vol. 116: 1026 - 1031.

6. Schunk D.H. Self-regulated learning: the educational legacy of Paul R. Pintrich. Educational Psychologist. 2005; Vol. 40; № 2: 85 - 94.

7. Dornyei Z. Motivational Strategies in the Language Classroom. New York: Cambridge University Press, NY, USA, 2001.

8. Alderman M.K. Motivation for Achievement: Possibilities for Teaching and Learning. London, UK, 2004.

9. Mamaeva V.A. Formirovanie gotovnosti studentov k samostoyatel'noj rabote sredstvami innovacionnyh tehnologij. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2018.

10. Nogovicina O.V. Formirovanie gotovnosti studentov universiteta k samoobucheniyu v processe matematicheskoj podgotovki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2008.

11. George I.V. Formirovanieprofessional'nyhkompetencijstudentovobrazovatel'nyhorganizacijvysshegoobrazovaniyanaosnoveorganizaciisamostoyatel'nojraboty: monografiya. Tyumen', 2016.

12. Dinic G.N. Samostoyatel'naya rabota kak sredstvo professional'nojpodgotovki studentov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2002.

13. Podnebesnyh E.L. Formirovanie duhovno-nravstvennyh cennostej studentov v usloviyah innovacionnoj sredy kolledzha. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kaliningrad, 2006.

14. Rokeach M. The nature of human values. New York: Free Press, 1973.

Статья поступила в редакцию 01.10.21

УДК 004.652.4

Lagokha A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Information Technologies of the Institute of Information Technologies and Physics and Mathematics Education, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: ldakas@mail.ru

CONCEPTUAL MODELING AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF ABSTRACT THINKING IN THE STUDY OF DATABASE THEORY. The article discusses possibilities for the development of abstract thinking of students, the future sphere of professional activity of which is related to the design of information systems based on databases. A consistent characteristic of the educational program is given, within the framework of which the algorithm for the development of abstract thinking is implemented using the technology of conceptual modeling, modeling tools are described according to the "entity-relationship" scheme, the features of the application of technology, the possibilities of developing basic forms of abstract thinking at the main stages of the implementation of the algorithm of conceptual model-

ing are defined, the results of applying the algorithm are analyzed from the point of view of compliance with the basic forms of abstract thinking - concepts, judgments, inferences. The prospects of using the algorithm for students studying in the direction of training 09.03.03 "Applied Informatics" are formulated.

Key words: abstract thinking, database modeling, conceptual modeling, entity-relationship model, study of databases.

А.С. Лагоха, кан. пед. наук, доц., ФГБО ВО «Алтайский государственный педагогический университет», Е-mail: ldakas@mail.ru

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕОРИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ

В статье рассматриваются возможности развития абстрактного мышления студентов, будущая сфера профессиональной деятельности которых связана с проектированием информационных систем на основе баз данных. Дана последовательная характеристика образовательной программе, в рамках которой реализуется алгоритм развития абстрактного мышления с использованием технологии концептуального моделирования, описан инструментарий моделирования по схеме«сущность - связь», определены особенности применения технологии, возможности развития базовых форм абстрактного мышления на основных стадиях реализации алгоритма концептуального моделирования, проанализированы результаты применения алгоритма с точки зрения модтвеесохиоВлзонымформамябстдаквннго мвшдления - понятия, суждения, умозаключения. Сформулированы перспективы использования алгоритма для студентов, обучающихся по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика.

ВТюоевые сеовд. «бстроотхве мышленил.модеоаролтнте баз данном, концвпауальнооммделоровтнве,модель«су«цнтсть - связь», изучение баз данных.

Актуальностьразвитияабстрактногомышления, вполне вероятно играющего доминантную роль в определении уровня компетентности специалиста в сфтре 1Т, оррслявипвизтзяканкретнпитирребятанияли к решеняю задан ррон фессиональной деятельности. Точнее, необходимостью управления в рамках этоИ дазтсльностяотрлеаоннымл объекрарс, не имеюшсми прямынаиалаоов в реальном мире. Речь идёт о программировании, в частности объектно-ориен-тярипатнорврозктииотатри, иазрмботнеИаннтнвыт, аоделировании структур данных, формализации предметной области и т.д. В большинстве работ, посвященных снсреминмапидхмдо к леиоирацир тоНили иной доятвлияоитз р сфнре 1Т, например, в работах [1 - 5] подчеркивается, что использование абстрактно-гониршлянтя - эрооонаизфнтднмеающио «технологий» для решения профессиональных задач. Однако сама проблема развития такого мышлeиир(oтoTeззoпpемевителзнткрoнктынолy в иду профeтcрлноюьилйыа-ятeтьнocтмИкaр п^всли, авао^мите ртастыритаетсяЛактм стрлзлм,иредпа-лагая, что студент на этапе обучения в вузе уже обладает, хотя бы на начальном уровне, cплcобнoстаlтик aяPT»лканoтншышьeниlмcфмpмтлитyeтнллтьcслф-дования - анализ возможностей развития таких способностей с использовани-рм дидантвоерто га ьнл ао мoлилинoвaния прз

изучении дисциплин, ориентированных на разработку баз данных (БД) как одной иатaмрlxлacштлЛнтlи, воятреЛивоннах, динамтчно »рз-втающихая оТлаттлй ня современном рынке информационных технологий.

Длаоосрижонтн црш pашииьсecкcаькнзaдaч:

Охарактеризовать образовательную программу, на примере которой рас-смотана возможность использования технологии концептуального моделирования для развития абстрактного мышления.

т редолииьиcноeвнocтмп»тм е неииятох-олигти ко нцептуального моделирования, его роль в цикле разработки БД.

Оп мыватглрртмрариаооткр мод ели реляционной БД с

применением технологии концептуального моделирования.

о аачec■гвднынлдоитoтннлизииoватн тлзапьиаоы применения алгоритма концептуального моделирования с учётом соответствия форм абстрактного мышления элементам разработки модели.

Подчеркнем, что с точки зрения практической значимости в статье акцен-титовлнтвкиатнзеюа лeаоикaлвк»»ртьФЙ затази - тменно в процессе её решения предложен алгоритм, который используется для развития абстрактного маряезияо сщеттов, лурающир теopишпpоeюФpoрaния баз данных. Решение первой и второй задач необходимо для теоретического обоснования алгорит-ил,нттвeрта я -доррнлризнтeзол ьтлтависследс вания.

^ейдтмн и аереш ения поставленных за-

даи»

^алив». логии^спрц и типу формв»отанкя каа нитивных способностей к абстрагированию у студентов соответствующих направлений подготовки, в пер-вяю отеиеднотметим, что 0лoкюaтeвртзтeокиx отсптплин составляет методологическую основу реализации практически любой образовательной программы в эиотя^ости, и и№ннср-нестт саллинуюнaгpтзнyнoформированию абстрактного мышления. К моменту изучения дисциплин специализации в качестве результата освоения «математики» необходимо уметь оперировать понятиями и категориями относительно объектов, не существующих в реальном мире, а именно:

- анализировать;

- систематизировать и классифицировать;

Развитие абстрактного мышления

ПРИНЦИП МНОГООБРАЗИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Рис. 1. Структура учебного плана (основные логические модули) понаправлениюподготовки 09.03.03Прикладная информатика

- определять причинно-следственные связи и отношения между объектами;

- сравнивать;

- делать умозаключения;

- доказательно рассуждать и т.д.

Тогда как для развития перечисленных способностей абстрактного мышления технологию концептуального моделирования возможно применить при реализации условно выделенного блока дисциплин по «разработке проектов автоматизации» - проектный практикум, базы данных, проектирование информационных систем, моделирование бизнес-процессов и т.д.

В качестве примера на рис. 1 приведена условно-модульная структура учебного плана по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика Института информационных технологий и физико-математического образования ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет». Схема иллюстрирует взаимосвязь модулей дисциплин с акцентом на процессах формирования (блок математических дисциплин) и развития (блок дисциплин по разработке проектов автоматизации) абстрактного мышления.

В соответствии с определениями концептуальная модель - это в первую очередь абстрактная модель, с помощью которой определяется смысловая нагрузка рассматриваемой предметной области [6; 7; 8]. Состоит концептуальная модель из совокупности взаимосвязанных понятий, их свойств, характеристик, классификаций _

по различным признакам (по типам, ситуациям, параметрам законов протекания процессов в предметной области и т.д.). Авторы энциклопедических работ по теории проектирования БД [2; 3; 4; 9] подчеркивают что концептуальная модель, несомненно, играет важную роль в жизненном цикле системы, именно она определяет реализацию её фундаментальных свойств, в частности структуру для хранения данных с учётом определенных требований. Это структурная достоверность, отсутствие избыточности, расширяемость, целостность и т.д.

Фактическим стандартом при концептуальном моделировании БД стала модель «сущность - связь», или Entity Relationships (ER), предложенная П. Ченом [9] ещё в 1976 г Общепринятым стало сокращенное название ER-мо-дель, строится она с использованием различных нотаций, называемых ER-диаграммами.

Основу ER-диаграммы составляет:

1. Сущность (класс объектов одного типа). Имеет уникальный идентификатор имени в рамках моделируемой предметной области. Сущности соответствует множество экземпляров.

2. Объект, в свою очередь, определяется совокупностью атрибутов или характеристик его свойств. Здесь ключевым является требование к набору атрибутов, он должен позволять идентифицировать конкретные экземпляры сущности.

3. Связь является ассоциативным отношением между двумя сущностями.

Большинство современных CASE-средств содержат инструментальные возможности для оп сания данных в формализме этой модели, кроме того, разработаны методы автоматического преобразования ER-модели в реляционную БД, при этом учитываютсятребования системы управления базами данных, для которой разрабатывается модель.

Для графической иллюстрации элементов модели на рис. 2 приведен пример ER-диаграммы, реализованной сиспользовааием нпттцииЮЕЦХ1 и case-средства Toad Data Modeler.

По своей сути ER-моделирование предсеавляетсобой пиоциссвссоцис-тивной абстракции или отражение элементов реальности в элементах модели с учётом семантики предметной области и термииомогсисредствотимания - сцщ-ностей, атрибутов, связей между сущностями. Конечно, и этот вид моделирования реализуется с использованием опредерённогоалгомитма (рис.П-, однако.р точки зрения работы абстрактного мышления, следует отметить одну характеризующую особенность - отсутствие строгой последовательности при выполнении этапов моделирования. Так, сущность (ЕИВу)тртдмвтеой обтасти ясидтия рв-зультатом абстрагирования реального объекта. Абстрактное мышление работает на уровне «понятий» и отражает существевныосразвнки ссесмидвиродвыс предметов. Обычно они обозначаются именем существительным. Предположим, что речь идёт о разработке базы данных длясчёта ииф°выаниссб умиеааемс-сти студентов, в этом случае сущностями модели будут «Студент», «Преподаватель», «Дисциплина», «Группа», «Ведомость» и т.д.

Однако сущность описывается с помощью данных, именуемых свойствами или атрибутами сущности. Такой способ определения ведёт к преодолению когнитивной сложности путем абстрагирования на уровне «суждений» - фиксируются атрибуты, которые содержат утверждение о характеристиках (атрибутах) и игнорируются (отрицаются) несущественные для решения проблемы детали. Как правило, атрибуты являются определениями в высказывании о сущности и также обозначаются именами существительными естественного языка. Например, в случае с сущностью «Студент» необходимо учесть такие характеризующие атрибуты, как ФИО, дата рождения, год поступления и т.д., но такой характеристикой, как семейное положение, вполне можно пренебречь, она не имеет значения для решения задачи учета информации об успеваемости.

Сущности не автономны, они вступают в отношения или связи (Relationships) через свои атрибуты.

Обычно связь обозначается глаголом. Эти связи должны быть отражены в модели предметной области. При определении отношений акцент делается

Преподаватель

ФИО

научная степень научное звание

Short Text(50) Short Text(50) Short Text(50)

"1

ю<

I__

запись в ведомости

Дата Date/Time Оценка Integer

IX_Relat¡onship1 (1X1 ) IX_Relationsh¡p2 (IX2) IX_Relationship3 (IX3)

Дисциплина

Наименование шифр

Short Text(50) Integer

Рис.2.Концептуальная модель,реализованная сиспользованием нотации IDEFX1

на фиксации связей через их характеристики - абстрактное мышление уже работает на уровне «умозаключений», продуцируя новое суждение в виде связи наосновепонятийисуждений , свомощыюкоторыхзафиксировавысущвмсри предметной области и атрибуты, их характеризующие. Так, в приведенном выше примере сущность «Студент» связана с сущностями «Группа» (студент обучается в груопр), иущиоото «Девимхсть» ивозана ссущнисвя ми«Стсоепт», «Ирспо-даватель», «Дисциплина» и т.д.

Обобщенвопусседвиахеоьность paзиa0откиER-мoфe»и сросвтхя с выполнению следующих действий: определение сущностей предметной оУлортм, поличхьихопищкм атри»итов, опьедьлерио фщькюиокалиных дащи-симостей и потенциальных ключей, процесс нормализации и корректировка модепдуо резyлктсоaмегщкуlпдлнсиия, фощмулииодкапоавилподрсрови целостности, определение связей между сущностей, их мощностей и правил поддержки целостности. Заключительный этап разработки модели - это её ккoвepку.Moщько в тсе отучае, еилиоьоораоение эсемеьтявреольнисро в элементы модели выполнен должным образом, моделью можно воспользо-вaиьхяплясeмениязамаии.сроверкв модоли«судвость-свкзю» пьохяуив по экспертной оценке определенных параметров (допускаются случаи, когда куииедии несоомнстимы, поэиомрпнихоуиоияидти ва везосрры« коюгщу-мисс), например, оцениваются избыточность, возможность расширяемости и целостность данных.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Определить сущность предметной области

2.Получить список атрибутов сущности

2.1 Определить функциональные зависимости

2.2 Определить возможные ключи

2.3 Выполнить нормализацию сущности

2.4 Назначить первичные ключи новых, полученных в результате нормализации сущностей

2.5 Сформировать бизнес-правила поддержки целостности

■ 3. Определить связи между сущностями

определить мощность связи;

сформировать бизнес-правила поддержки целостности связей

4. Проверка модели

ставляется в виде нескольких итераций, вариабельность выполнения которых (циклично, параллельно, последовательно) зависит от специфики конкретной предметной области, для которой строится модель. Выделяется условно «первый» этап, на котором реализуется анализ известных ER-моделей, разработка на их основе собственных модификаций, усвоение приёмов моделирования, их поэлементная отработка. Условно «второй» этап включает перенос сформированных приёмов моделирования на «новую» предметную область, имеющую как стандартную, так и нетривиальную структуру.

Для дополнительного подтверждения результатов использования алгоритма в табл. 1 приведены в соответствие формы абстрактного мышления и элементы модели, при определении которых они срабатывают. Отметим, что абстрактное мышление с опорой на опосредствованное представление конкретных объектов позволяет отразить основные закономерности исследуемых объектов или процессов предметной области с использованием таких составляющих его содержания, как понятие, суждение и умозаключение. Перечисленные базовые формы абстрактного мышления характеризуются следующим образом. Понятие отражает существенные признаки одноэлементного класса, суждение - это утверждение (или отрицание) понятий об объектах предметной области, закономерностях их существования и взаимосвязях. Умозаключение - несколько более сложная форма абстрактного мышления, которая позволяет сделать вывод в виде нового суждения с опорой на понятия и утверждения. Анализируя степень достижения цели исследовательской работы, следует отметить, что процесс отражения элементов реальности в элементы модели последовательно затрагивает все перечисленные формы абстрактного мышления (результаты проведены в табл. 1) и реализуется по определенному, хотя и вариабельному алгоритму моделирования (описательная часть и схема приведены ранее, в том числе на рис. 3).

Таблица 1

Соответствие форм абстрактного мышления поэлементной разработке модели

Формы абстрактного мышления Элементы ER-модели

Сущность Атрибуты сущностей Связи между сущностями (характеризуется типом связи 1:1, 1: N, N: М)

Понятие V V V

Суждение V V

Умозаключение V

Рис.З.Алгоритмразработки ЕИ-модели

В качестве заключения и итогового обобщения возможностей применения концептуального ER-моделирования для развития абстрактного мышления отметим, что с учётом несомненной практической значимости в процессе обучения возможно использовать приведенную выше схему разработки модели «сущность - связь» в рамках двухэтапного алгоритма. Процесс обучения пред-

Для повышения эффективности изучения теории концептуального моделирования реляционных баз данных, а соответственно, и повышения уровня абстрактного мышления на начальном этапе рекомендуется предоставить студенту самостоятельный выбор предметной области, для которой разрабатывается модель, такой выбор послужит фасцинирующим элементом процесса обучения. В качестве перспективы использования результатов исследования отметим возможность репликации алгоритма концептуального моделирования на всём цикле дисциплин, затрагивающих вопросы изучения теории проектирования баз данных, также алгоритм применим во время выполнения выпускной квалификационной работы.

Библиографический список

1. Одинцов И.О. Профессиональное программирование. Системный подход. Санкт-Петербург: БХВ - Петербург, 2002.

2. КрёнкеД. Теория ипрактикапостроениябазданных.Санкт-Петербург: Питер.2006.

3. Когаловский М.Р Энциклопедия технологий баз данных. Москва: Финансы и статистика, 2002.

4. Дейт К.Дж. Введение в системы баз данных. Москва: Издательский дом «Вильямс», 2001.

5. Репин В.В., Елиферов В.Г Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. Москва: Стандарты и качество.

6. Поспелов Д.А., Захаров В.Н., Попов Э.В., Хорошевский В.Ф. Искусственный интеллект. Модели и методы. Москва: Радио и связь, 1990.

7. ПоспеловГ.С. Искусственныйинтеллектосновановойинформационнойтехнологии. Москва: Наука,1988.

8. Крылов А.А. Организация информационного управляющего процесса в системе мозга. Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда: в 2ч.Ленинград:ИздательствоЛенинградского государственногоуниверситета,1975; Ч.2:3 -39.

9. Чен П. Модель «сущность - связь» - шаг к единому представлению о данных. Системы управления базами данных. Перевод с английского М.Р Когаловского. Москва, 1995; № 3: 137 - 158.

References

1. Odincov I.O. Professional'noeprogrammirovanie. Sistemnyjpodhod. Sankt-Peterburg: BHV - Peterburg, 2002.

2. KrenkeD. Teoriyaipraktikapostroeniyabazdannyh. Sankt-Peterburg:Piter. 2006.

3. Kogalovskij M.R. 'Enciklopediya tehnologijbaz dannyh. Moskva: Finansy i statistika, 2002.

4. Dejt K.Dzh. Vvedenie v sistemy baz dannyh. Moskva: Izdatel'skij dom «Vil'yams», 2001.

5. Repin V.V., Eliferov V.G. Processnyjpodhod kupravleniyu. Modelirovaniebiznes-processov. Moskva: Standarty i kachestvo.

6. Pospelov D.A., Zaharov V.N., Popov 'E.V., Horoshevskij V.F. Iskusstvennyjintellekt. Modeliimetody. Moskva: Radio i svyaz', 1990.

7. Pospelov G.S. Iskusstvennyj intellekt osnova novoj informacionnoj tehnologii. Moskva: Nauka, 1988.

8. Krylov A.A. Organizaciya informacionnogo upravlyayuschego processa v sisteme mozga. Metodologiya issledovanij po inzhenernojpsihologii ipsihologii truda: v 2 ch. Leningrad: Izdatel'stvo Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta, 1975; Ch. 2: 3 - 39.

9. Chen P. Model' «suschnost' - svyaz'» - shag k edinomu predstavleniyu o dannyh. Sistemy upravleniya bazamidannyh. Perevod s anglijskogo M.R. Kogalovskogo. Moskva, 1995; № 3: 137 - 158.

Статья поступила в редакцию 04.10.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.