Научная статья на тему 'Концептуально-педагогические основы построения образовательных коммуникаций в современном вузе'

Концептуально-педагогические основы построения образовательных коммуникаций в современном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / EDUCATIONAL COMMUNICATIONS / ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGHER SCHOOL / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / PERSONALISATION OF EDUCATION / СТРУКТУРНЫЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ / STRUCTURAL AND DIDACTICAL FEATURES OF EDUCATIONAL COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шутенко А. И.

В статье обосновывается необходимость опосредованного внедрения современных информационных технологий в образовательный процесс вуза через развитие сети разнообразных образовательных коммуникаций. В представленной концепции описывается личностно развивающий ресурс образовательных коммуникаций, который активизируется посредством развертывания их компонентов (информационный, интерактивный, гностический, операциональный, интенциальный и др.), раскрываются ведущие признаки образовательных коммуникаций (диалогичность, сотрудничество, персонализация, академичность, предметность), а также уровни их функционирования (межличностный, групповой, институциональный). В концепции излагаются основные психолого-педагогические принципы применения образовательных коммуникаций: адресность, доступность, избыточность, разносторонность, рефлексивность, сензитивность, синергичность, обновляемость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual and pedagogical bases of formation of educational communications in modern higher school

The article defines the need of the mediated use of modern information technologies in educational process of the higher school through development of a network of various educational communications. The presented concept describes the personal developing resource of educational communications which becomes more active by means of realization of some components (informational, interactive, gnostic, operational, intentional, etc.), opens the leading signs of educational communications (dialogicity, cooperation, personalisation, academism, concreteness) and as well as levels of their functioning (interpersonal, group, institutional). Regulatory base for use of the concept in educational process explains the basic psychology-pedagogical principles for application of educational communications: target orientation, availability, redundancy, versatility, reflexivity, sensitivity, synergy, renewability.

Текст научной работы на тему «Концептуально-педагогические основы построения образовательных коммуникаций в современном вузе»

УДК 378.14

КОНЦЕПТУАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ 1

А. И. Шутенко, Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова (Белгород, Россия), e-mail: [email protected]

Резюме. В статье обосновывается необходимость опосредованного внедрения современных информационных технологий в образовательный процесс вуза через развитие сети разнообразных образовательных коммуникаций. В представленной концепции описывается личностно развивающий ресурс образовательных коммуникаций, который активизируется посредством развертывания их компонентов (информационный, интерактивный, гностический, операциональный, интенциальный и др.), раскрываются ведущие признаки образовательных коммуникаций (диалогичность, сотрудничество, персонализация, академичность, предметность), а также уровни их функционирования (межличностный, групповой, институциональный). В концепции излагаются основные психолого-педагогические принципы применения образовательных коммуникаций: адресность, доступность, избыточность, разносторонность, рефлексивность, сензитивность, синергичность, обновляемость.

Ключевые слова: образовательные коммуникации, высшая школа, информационные технологии, персонализация образования, структурные и дидактические особенности образовательных коммуникаций.

Введение. В современных условиях утверждения информационного общества задача высшей школы состоит в том, чтобы стать органичной частью этого общества, быть в его авангарде. Сегодня высшая школа должна выстроить свое образовательно-информационное пространство как сферу социо-культурного и профессионального развития личности. Продуцируя такое пространство, высшая школа может выйти на качественно новый уровень в деле информационного обеспечения образовательной деятельности в рамках важнейших задач профессиональной подготовки, может усилить возможности самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности студентов [3].

Для построения полноценной образовательно-информационной среды в современном вузе необходимо соблюдать и реализовывать императив личностного измерения образования. Данное измерение, в отличие от других доминант вузовской подготовки (информационной, профессиональной, технологической, научной, экономической и др.) устанавливает приоритеты и ценности личностного роста студентов в образовательно-информационном пространстве, их разностороннего развития и самоопределения в профессии и обществе, достижения самореализации, развития внутренней ответственности и субъектного статуса в процессе вузовской подготовки [5].

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 15-06-08802 на 2015-2016 годы

1 Рецензенты: В. А. Ситаров, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии высшей школы АНО ВПЛ «Московский гуманитарный университет» (Москва); Н. С. Данакие, доктор социологических наук, профессор, директор НИИ синергетики ФГБОУ ВПО «Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова» (Белгород).

Понятие образовательных коммуникаций. Становление информационной педагогики и сферы медиаобразования в русле личностного измерения неизменно влечет за собой обновление существующих дидактических походов, методов, форм и категорий в педагогике высшей школы [6]. К числу таких новых ключевых концептов относится, на наш взгляд, категория «образовательные коммуникации». В сложившемся понимании данным термином обозначается некая связанная совокупность, объединяющая способы, каналы, приемы, режимы, форматы и пр. продвижения специальной информации (учебной, научной, профессиональной, технической, социо-культурной и др.) и саму эту информацию в рамках организации и обеспечения образовательного процесса [2].

Под образовательными коммуникациями в вузе подразумевается в первую очередь процесс организации и передачи информации (дидактической, иллюстративно-графической, теоретической, справочной, научно- методической, эмпирической и др.), отражающей содержание обучения и опыт культуры в определенном профессиональном сегменте подготовки [7].

Образовательные возможности современных информационных технологий, как и любого обучающего средства, в полной мере раскрываются и реализуются в том случае, если они служат органичным инструментом развития образовательных коммуникаций. Сами по себе эти технологии не являются панацеей и не могут решить всех проблем в сфере образования, а их внедрение в высшую школу сопровождается своими трудностями [1]. Между тем, в рамках продвижения и обеспечения образовательных коммуникаций данные технологии могут занять свое адекватное место в образовательной практике высшей школы.

Рассматривая образовательные коммуникации нужно четко понимать, что они не могут функционировать вне действия субъектов образовательного процесса, что сами по себе эти коммуникации не существуют, а выступают как формы проявления межличностных и межсубъектных отношений, как каналы и способы обмена идеями, опытом, мыслями, позициями и пр. вступающих в образовательные отношения субъектов [4]. Именно субъекты являются носителями и авторами образовательных коммуникаций, какой бы сложностью и опосредованностью они не отличались.

Дидактическое и психологическое значение образовательных коммуникаций. Главный смысл образовательных коммуникаций заключается в их мета-функционировании, а именно в том, что они складываются между субъектами образовательного процесса - преподавателем и студентом. Если первый выступает как субъект обучения, то второй является субъектом учения. Объединению этих двух субъектов (равно как и их деятельностей) и служат образовательные коммуникации. Именно через них деятельность обучения трансформируется в деятельность учения, обучающий как бы передает эстафету своей активности и опыта обучаемому, который сам становится носителем этой активности.

Сегодня в связи с развитием информационного общества существует опасность распространения информационного детерминизма в образовании, который минимизирует роль субъектов преподавания и учения, отводит им функции обслуживающих агентов и реципиентов новейших информационных технологий. При этом последние носят самодостаточный и самодовлеющий характер, принимая на себя некоторые функции субъектов

В этой связи, ведущая задача дидактического построения высшего образования заключается, на наш взгляд, в организации, налаживании и активировании различных образовательных коммуникаций. Последние становятся предметом приложений основных усилий преподавательского сообщества, его умений и мастерства. Тем самым решается извечный вопрос педагогики и психологии об объекте педагогический воздействий - что (или кто) является объектом? Может ли обучаемый быть этим объектом? Как сохранить объектность педагогической деятельности преподавателя, на что-то ведь должна быть направлена его активность (поскольку всякая деятельность должна иметь свой объект)?

В качестве такого универсального объекта, на наш взгляд, могут выступать образовательные коммуникации, именно воздействуя на них, а точнее говоря, организуя и управляя ими преподаватель, организует и управляет образовательным процессом. Поэтому задача преподавателя - вовлечь обучаемого во взаимодействие, сделать его полноправным субъектом различных образовательных коммуникаций [7]. Ценность последних состоит также в том, что они снимают противоречия и потенциальную конфликтность в образовательном процессе, выводя его основных субъектов из эпицентра напряжения и возможного столкновения интересов и позиций. Все воздействия адресуются уже не личности, а коммуникациям. Тем самым сохраняется личная автономность и сфера самостоятельной ответственности обучаемых, что очень важно для обеспечения их независимой субъектной позиции в образовании.

Структура образовательных коммуникаций. Выступая как сложноорганизованное и системное явление, образовательные коммуникации складываются из присущих им компонентов, действие которых в совокупности приводит к формированию уникальной среды образовательного процесса как сферы социальной ситуации развития студентов.

Как показано на рисунке 1 в структуре образовательных коммуникаций выделяются следующие компоненты:

- информационный компонент составляет ведущую роль, представляя поток всей возможной информации, которая циркулирует и перерабатывается в образовательных коммуникациях;

- коммуникативный компонент представляет собственно систему связей и каналов передачи этой информации в образовательном процессе;

- интерактивный компонент вбирает все возможные контакты и взаимодействия в образовательном процессе: прямые, косвенные и опосредованные, формальные и неформальные, вербальные, невербальные, символические и пр.;

- гностический компонент представляет систему знаний и необходимых сведений для их усвоения в образовательном процессе;

- операциональный компонент представляет совокупность технологий (педагогических, информационных, психологических и пр.), а также навыков, умений и действий, которые применяются и передаются в образовательном процессе;

- отношенческий компонент подразумевает включение различных отношений (формальные, неформальные, ролевые, статуные и пр.) в которые вступают субъекты образовательного процесса посредством образовательных коммуникаций;

- интенциальный компонент отражает совокупность желаний, мотиваций, намерений, устремлений участников образовательного процесса, вступающих в образовательные коммуникации;

Компоненты образовательных шппинщш

5

С

с с

информационный

э

КОММУНИКДТИЕ ныи

интерзкшвнып

) 3

-Г пюстнчеодм ^

С

с

операциональный

относпенчесыш

С

с

пнтенииальныи

ценностно-смысловой

3 3

Рис. 1. Структура образовательных коммуникаций

- ценностно-смысловой компонент представляет совокупность смыслов и ценностей, которые привносятся в образовательные коммуникации его участниками, а также усваиваются посредством этих коммуникаций.

Основные признаки и уровни образовательных коммуникаций. Как уже

отмечалось, образовательные коммуникации имеют свою присущую им специфику и отличаются от других видов коммуникаций. Для того, чтобы точно их идентифицировать и выстраивать нужно понимать, что не все виды коммуникаций могут быть отнесены к данному типу, а только те, которые обладают следующими основными признаками.

- диалогичность (задает основной режим и характер коммуникаций в образовательном процессе как открытого взаимодействия и постоянного обмена смыслами, взглядами, идеями в рамках задач подготовки);

- сотрудничество (полагает постоянно совместный режим решения образовательных задач в коммуникациях в партнерско-соучастной позиций);

- персонализация (означает нацеленность коммуникаций на развитие личностных ресурсов субъектов учения, учет их индивидуальных и психологических особенностей, личностный подход в обучении);

- предметность (подразумевает четкую концентрацию и построение коммуникаций вокруг соответствующего содержания образования, в рамках учебных программ, циклов, курсов и т.д.);

- академичность (означает режим и формы грамотного построения коммуникаций в соответствии с классическими традициями и правилами культуры общения в рамках принятых ролей, оперирования научной информацией и т.д.).

Система образовательных коммуникаций может развиваться и охватывать различные уровни социальной организации вузовской подготовки. В частности, среди основных уровней образовательных коммуникаций выступают следующие три:

- межличностный уровень отражает коммуникативный процесс в интерперсональном пространстве взаимодействие между отдельным преподавателем и студентом, главной особенностью этого уровня коммуникаций выступает личностное проникновение, обмен смыслами и личностным опытом;

- групповой (межгрупповой) уровень образовательных коммуникаций складывается между группой обучаемых как единой целостностью и обучающим в лице отдельно преподавателя или группы, сообщества преподавателей, этот уровень характеризуется отработкой общих профессиональных задач, знаний, компетенций;

- институциональный уровень охватывает коммуникации в рамках образовательного учреждения вуза и обучаемыми в общем социальном сообществе и характеризуется передачей корпоративных ценностей, формированием профессиональной культуры и единства профессионального сообщества.

Выводы. В представленной концепции обосновывается необходимость опосредованного внедрения современных информационных технологий в образовательный процесс через развитие сети разнообразных образовательных коммуникаций в вузе. Педагогическая целесообразность и адекватность применения данных технологий заключается в их встраивании в единый коммуникативно-образовательный процесс в качестве его инструментально- информационной составляющей.

Литература:

1. Красильникова, В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / В.А. Красильникова. - М.: ООО «Дом педагогики», 2006. - 231 с.

2. Матьяш, О. И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование / О.И. Матьяш // Сибирь. Философия. Образование. Альманах. - 2002. - № 6. - С.37-47.

3. Меламуд, В. Э. Информатизация образования как условие его модернизации / В.Э Меламуд. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. -464 с.

4. Роберт, И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогические и технологические аспекты) / И.В. Роберт. - М.: ИИО РАО, 2007. - 234 с.

5. Ситаров, В. А. Содержание образования в контексте личностного измерения вузовской подготовки / В.А. Ситаров, А.И. Шутенко // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 4. - С. 234-241.

6. Федоров, А. В. Медиаобразование в современной России: основные модели / А.В. Федоров, И.В. Челышева // Высшее образование в России. - 2004. - № 8. - С. 34-39.

7. Шутенко, А. И. Развитие образовательных коммуникаций в современном

вузе / А.И. Шутенко // Высшее образование в России. - 2011. - №.7. - С.80-86.

— • —

Shutenko A. I. Konceptual'no-pedagogicheskie osnovy postroenija obrazovatel'nyh

коттиткасц V sovremennom VUZe / А. I. Shutenko // Nauka. Mysl'. - № 6. - 2015.

— • —

© А. И. Шутенко, 2015. © «Наука. Мысль», 2015.

Сведения об авторе:

Андрей Иванович Шутенко - старший научный сотрудник НИИ Синергетики, кандидат педагогических наук, Белгородский государственный технологический

университет им. В. Г. Шухова, (Белгород, Россия), член-корр. МАНПО (г. Москва).

— • —

Abstract. The article defines the need of the mediated use of modern information technologies in educational process of the higher school through development of a network of various educational communications. The presented concept describes the personal developing resource of educational communications which becomes more active by means of realization of some components (informational, interactive, gnostic, operational, intentional, etc.), opens the leading signs of educational communications (dialogicity, cooperation, personalisation, academism, concreteness) and as well as levels of their functioning (interpersonal, group, institutional). Regulatory base for use of the concept in educational process explains the basic psychology-pedagogical principles for application of educational communications: target orientation, availability, redundancy, versatility, reflexivity, sensitivity, synergy, renewability.

Keywords: educational communications, the higher school, information technologies, personalisation of education, structural and didactical features of educational communications.

Подписано в печать 17.11.2015.

© Наука. Мысль, 2015.

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.