УДК 332.1
концептуальная схема управления сектором
экономики региона
м. и. абакаров,
кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления E-mail: Ahil2000@mail. ru
а. а. омарова,
аспирант экономического факультета E-mail: Ahil2000@mail. ru дагестанский государственный университет
В статье представлена концептуальная схема управления агропромышленным комплексом Республики Дагестан на основе научно обоснованных, объективно востребованных методов организации единой системы управления, центральным звеном которой является блок управления АПК. Рекомендуемые авторами компоненты корпоративного управления в сотрудничестве с межуровневыми службами маркетинга и финансового менеджмента обеспечат эффективное управление агропромышленным комплексом Республики Дагестан.
Ключевые слова: региональная экономика, агропромышленный комплекс (АПК), государственная поддержка, управление.
Становление и развитие постиндустриальной цивилизации связано с необходимостью повышения эффективности функционирования всех звеньев народнохозяйственного комплекса [1]. Безусловно, это касается агропромышленного комплекса, занимающего немаловажное место в экономике Республики Дагестан. На эффективность функционирования регионального агропромышленного комплекса оказывает непосредственное влияние система управления, включающая организационные структуры, методы и формы управления, а также экономические рычаги и стимулы воздействия на производство отдельных сельскохозяйственных предприятий по переработке и транспортировке сельскохозяйственной продукции (рис. 1). При этом
одним из главных требований, предъявляемых к аппарату управления, является рациональность его структуры. От правильной рациональной структуры управления зависят экономичность управления и производительность управленческого труда.
Исследования показывают, что в настоящее время во всех регионах РФ идет процесс сокращения работников управленческого аппарата [2]. Это объясняется чрезмерной раздутостью управленческого аппарата, распыленностью и разобщенностью в деятельности каждого управления, что не идет на пользу общей эффективности работы управленческого аппарата. В связи с этим, по мнению авторов, следует стремиться к соблюдению следующих норм управляемости:
- в подчинении одного руководителя функциональной службы должно быть не менее 25-30 работников;
- в подчинении одного руководителя функциональной службы - не более 12-13 специалистов.
Необходимость сокращения численности управленческого аппарата объясняется также недостаточностью финансовых средств на его содержание. Кроме того, при высоком удельном весе работников аппарата управления и недостаточном их материальном стимулировании (а это имеет место во всех управленческих структурах региона) недостаточна и их отдача в руководстве производственными процессами, что отрицательно
РЕгионАльнАяэкономикА: теория и практика
35
Источник: составлено авторами.
Рис. 1. Методы управления АПК
сказывается на показателях валовой продукции на отдельных предприятиях.
Анализ работы управленческих структур на отдельных агропромышленных предприятиях Республики Дагестан позволил сделать вывод о том, что на тех предприятиях, где оптимальна доля управленческих работников в общей численности персонала агропромышленного предприятия, там более высокий уровень материального стимулирования работников управления и более высокая эффективность работы агропредприятия.
Таким образом, налицо зависимость конечных результатов деятельности агропредприятия от структуры управления, уровня материального обеспечения управленческих работников.
Для того чтобы достичь оптимального числа работников аппарата управления на агропредприятии, исходя из штатных нормативов, важно определить ассигнования на их содержание, которые бы выражали часть стоимости произведенной за год продукции. Естественно, что эти данные могут не совпадать в хозяйствах разной специализации, величины и условий производства. Однако величина расходов на управление в общей валовой продукции любого агропредприятия не должна превышать 8-10 %. За
этими пределами эффективность функционирования аппарата управления будет сокращаться [3].
Распространенные в настоящее время линейно-функциональные схемы построения управления давно исчерпали свои возможности. В современных условиях необходимы новые, легко трансформирующие схемы управления, способные адекватно реагировать на часто меняющиеся условия деятельности АПК.
Наиболее эффективными схемами построения оперативного управления можно признать программно-целевые с элементами корпоративности.
В настоящее время во всех регионах России, в том числе и Республике Дагестан, имеет место ряд негативных сторон в управлении АПК, а именно -недостаточность внедрения достижений научно-технического прогресса, низкий уровень трудовой дисциплины, слабая техническая база, недостаток квалифицированных кадров, способных управлять. В последнее время наметилось некоторое улучшение в системе управления. Меньше стало администрирования, часть своих функций центральный аппарат управления передал первичным звеньям, что способствовало развитию процессов демократизации. Улучшилось делопроизводство, уменьшился поток деловых бумаг, инструкций и т. д.
Вместе с тем анализ показывает, что современный уровень развития агропромышленного комплекса республики еще не соответствует рыночной экономике как самоокупаемой на любом уровне хозяйствования. к нерешенным проблемам следует отнести:
- несбалансированность денежных доходов населения и их товарного покрытия;
- острый дефицит сельскохозяйственной техники и минеральных удобрений, дефицитность регионального бюджета;
- большая зависимость социально-экономического регионального развития от федерального бюджета.
В современных условиях необходимо создать предпосылки для самостоятельного социально-экономического развития республики с учетом местных экономических, социальных, природных, демографических и других особенностей.
По мнению авторов, совершенствование управления АПК в целях обеспечения устойчивого развития должно в первую очередь решить следующие вопросы:
• исключить администрирование и бюрократический произвол;
• предоставить права самостоятельности и повысить ответственность агропромышленных предприятий за выполнение программ развития;
• обеспечить механизм перспективного конкурентоспособного развития с использованием различных форм финансового взаимодействия (лизинг, факторинг и инвестиционные процессы);
• укрепить горизонтальные экономические связи предприятий, основанные на добровольном партнерстве и сотрудничестве.
За министерством сельского хозяйства республики должны быть сохранены общие функции разработки основных направлений развития агропромышленного комплекса, основных нормативов, лимитов распределяемых материальных ресурсов. Усиление регионального и внутрирегионального момента в управлении уже начинает вносить свои коррективы в структуру экономики региона, в частности в структуру АПК республики, приспосабливая ее к нуждам местного развития.
В проводимой экономической политике не всегда приоритет отдавался решению проблем агропромышленного комплекса, хотя экономика
региона фактически носит аграрный характер. Поэтому эффективное функционирование АПК во многом определяет не только состояние экономики республики в целом, но и в решающей степени влияет на жизнеобеспечение населения.
Новые формы хозяйствования, базирующиеся на многообразии форм собственности, требуют радикальных изменений в хозяйственном механизме и методах управления. отставание в развитии и совершенствовании менеджмента в сельском хозяйстве и в агропромышленном комплексе в целом, несовершенство законодательства снижают инициативу и ответственность региональных органов управления, что в конечном итоге отрицательно сказывается на функционировании единого хозяйственного комплекса Республики Дагестан.
Современная система управления АПК формируется и развивается в условиях динамично изменяющейся социально-экономической и политической обстановки в стране. Возникает необходимость принципиальных изменений хозяйственного механизма и усиления организационно-экономических методов управления аграрной сферой.
Сущность организационно-экономических методов управления АПК заключается в формировании и реализации на всех уровнях кадрового, производственного и финансового менеджментов в целях формирования мотивационных установок и позиций у работников и трудовых коллективов действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных задач в соответствии с общегосударственными, коллективными и личными интересами.
Отсутствие научно обоснованных и объективно востребованных эффективных методов организации единой системы управления АПК в целом и отдельных его подкомплексов требует разработки концептуальных механизмов современного управления на всех уровнях с учетом развивающихся рыночных отношений и кризисной ситуацией в аграрном секторе экономики.
Вместе с тем государство должно занимать главное место в управлении социально-экономическими процессами, что доказано опытом развитых стран.
В совершенствовании системы управления на разных уровнях очень важно установление тесной взаимосвязи между всеми рангами управленческих структур, сохраняя при этом функции центрального аппарата управления. В современных условиях ре-
зультатом совершенствования управления, по мнению авторов, является повышение эффективности управленческого труда и как результат - повышение эффективности производства, что достижимо в том числе за счет сокращения численности управленческого аппарата, повышения материального стимулирования каждого управленца, повышения ответственности за вверенный участок работы, совершенствования качества управленческого труда.
Развитие организационно-экономического механизма управления региональным АПК становится особенно актуальным, поскольку оно служит целям продовольственного самообеспечения, обеспечения продовольственной безопасности региона.
В самом общем понимании АПК - это совокупность производственных отношений между связанными технологиями секторами экономики.
Агропромышленный комплекс включает в себя несколько сфер:
• первая - это сфера промышленности, производящая средства производства для сельского хозяйства;
• вторая - само сельское хозяйство как центральное звено комплекса;
• третья - сферы, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию;
• четвертая - сферы, занятые транспортировкой, хранением и реализацией конечной продукции;
• пятая сфера охватывает социальную инфраструктуру, включая подготовку кадров и науку.
На основе исследований, посвященных проблемам управления развитием АПК, выявлены целесообразность и необходимость решения следующих задач:
• создание новой, более эффективной, системы управления региональным АПК;
• создание аграрных финансовых объединений в регионе;
• объединение предприятий по производству и переработке продукции сельского хозяйства и обслуживающих их секторов эконоики в целостную систему в масштабе республики;
• обеспечение территориальной концентрации производства, хранения и переработки некоторых видов продукции сельского хозяйства;
• формирование новых механизмов корпоративного управления подкомплексами и АПК в целом;
• создание схем участия государства в управлении АПК и отдельных его подкомплексов;
• создание целостной системы инвестиционной привлекательности АПК и его подкомплексов;
• решение первостепенных социальных проблем в сельском хозяйстве;
• создание новых форм и методов управления АПК и его подкомплексами с учетом развивающихся процессов трансформации и глобализации.
Эффективное функционирование АПК, имеющего собственные проблемы, зависит от общего состояния экономики страны в целом. Проблемы АПК и его подкомплексов усугубляются еще и тем, что в трансформационном состоянии находится не только АПК, но и внешняя среда: правовое поле, социальная среда, политическая ситуация.
Таким образом, состояние и темпы становления и развития АПК зависят от целого ряда факторов.
Во-первых, состояния и влияния внешней среды, в том числе:
• состояния экономики страны, находящейся в переходном периоде;
• состояния и оказываемого влияния социальной среды в целом по стране;
• состояния и оказываемого влияния правового поля функционирования экономики страны;
• состояния и оказываемого влияния политической среды.
Во-вторых, состояния и влияния процессов глобализации и трансформации сфер экономики страны и региона.
В-третьих, состояния экономики республики и агропромышленного комплекса.
В-четвертых, состояния сельского хозяйства в республике в целом.
В-пятых, состояния внутренних факторов оценки и обеспечения развития производства, в том числе:
• основных фондов;
• себестоимости производства;
• рентабельности;
• инвестиционной привлекательности;
• социальной среды.
В-шестых, состояния управления экономикой на всех ее уровнях, в том числе:
• финансового менеджмента;
• производственного менеджмента;
• социального (кадрового) менеджмента.
По результатампроведенногоисследования можно определитьконцептуальную схемууправ-ления АПК республики (рис. 2), состоящую из четырех основных элементов.
1. Блок управления АПК республики, в зоне влияния которого находятся:
- подкомплексы АПК;
- сектора экономики, производящие средства производствадлясельскогохозяйства;
- другие сектора, обслуживающие АПК;
- социально-производственная сфера сельского хозяйства;
- социмьно-производственная сфера АПК в целом.
2. Рыночныемеханиш,ыр&улирования, целью которых является совершенствование механизмов управления АПК республики и формирование благоприятныхусловий для развития субъектов региона.
3. Механизмыгосрегулирования иуправления, целью которых является:
- совершенствование механизмов управления на уровне субъектовАПКресгг/блики;
- формирование социально-производственной сферы для благоприятного развития субъектов экономики регио наивсей страны.
4. Межуровневыемеханизмы развития и финансирования.
В целях качественного функционирования сельского хозяйства Республики Дагестан и его
подразделений в схеме управления АПК авторами разработан блокуправления, имеющий в своей структуре:
• агрофин ансовые объединения, которые управляются советами директоровв целях ежемесячного обсуждения состояния производства, хранения и реализациипродукции на предприятиях объединения, выявления требующих решения вопросови предоставления их на рассмотрение проблемных комиссий АПК;
• действующий экономический совет при Президенте РеспубликиДагестан в целях ежеквартального рассмотрения рекомендаций проблемных комиссий по АПК, направленных на решениевопросов, обозначенных советом директоров агрофинансового объединения. Проблемы, которые не уполномочен решать экономический совет, выносятся на следующий уровень корпоративного управления;
• постоянно действующего совета специалистов по АПК республиканского уровня с представи-телямиминистерств,комитетов правительства инародного собрания Республики. При совете специалистов формируются проблемные комитеты, которые рассматривают материалы, представленные проблемными комиссиями поАПКэкономического совета при Президенте Республики Дагестан и подготавливают их для рассмотрения в совете специалистов (рис. 3).
Сектора, производящие средства производства для сельского хозяйства
Сектора, об- рис. 2. Концеп-служиваю- туальная схема щие АПК управления АПК республики
<
м
н
и
«
го
О
X н
о и
1- ы
о
и ^
и
ч э
и и я ч
о и
и ^
н и
и о
р- ы н н Рч
и
я
1
Совет директоров агрофинансового объединения
Рис. 3. Блок управления АПК Республики Дагестан
/ л
Экономический совет при Президенте Республики Дагестан
г л
Совет специалистов по АПК Республики Дагестан
V»
У
V,
Проблемные комиссии:
> Промышленность.
> Сельское хозяйство.
> Экология.
> Управление.
> Инфраструктура.
> Рынки
Проблемные комитеты, соответствующие проблемным комиссиям Экономического совета при Президенте Республики Дагестан
.У
Совершенствование механизма государственного регулирования
Л
Совершенствование механизма рыночного регулирования
Рекомендуемые компоненты корпоративного управления в сотрудничестве с межуровневыми службами маркетинга и финансового менеджмента обеспечат эффективное управление агропромышленным комплексом Республики Дагестан.
Список литературы
1. Абакаров М. И., Алиев Б. Х. Эффективность сферы услуг трудоизбыточного региона в условиях
финансового кризиса // Финансы и кредит. 2010. № 5.
2. Денисова А. Ю., Жданов С. А. Экономическое управление предприятием и корпорацией. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2002.
3. Коробейников М. М. Государственное регулирование и поддержка аграрного сектора // АПК: экономика, управление. 2008. № 6.