Научная статья на тему 'Концептуальная схема стратегии развития лесного сектора'

Концептуальная схема стратегии развития лесного сектора Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
113
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чочаев А. Х.

Дан анализ проделанной работы по разработке эффективной стратегии развития лесного сектора и сделаны основные выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Чочаев А. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальная схема стратегии развития лесного сектора»

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СХЕМА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

ЛЕСНОГО СЕКТОРА

А.Х. ЧОЧАЕВ, доцент кафедры экономики и организации внешних связей предприятий лесного комплекса МГУЛа, к.э.н.

Лесное хозяйство является базовой отраслью лесного сектора экономики России. Практическая реализация концепции устойчивого управления лесами, основные положения которой определены Конференцией ООН по Окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) документами Хельсинского и Монреальского процессов, требует не только сохранения для будущих поколений лесных ресурсов, но и улучшения их состояния.

Выработанная в б. Федеральной службе лесного хозяйства России «Стратегия устойчивого развития лесного хозяйства» направлена на реализацию Указа Президента Российской Федерации (от 1 апреля 1996 г. № 440), утвердившего «Концепцию перехода РФ к устойчивому развитию» и Постановления Правительства (от 3 мая 1996 г. № 559) определившего задачу - разработать национальную программу устойчивого развития.

Наряду с вышеперечисленными общеизвестными стратегиями развития лесного сектора, на сегодняшний день разработаны и разрабатываются новые, отвечающие рыночной экономике, концептуальные схемы стратегии развития лесного сектора.

Так, например, М.И. Кныш в своей работе «Стратегия развития регионального лесопромышленного комплекса» предлагает выбор стратегии (обоснование целевой структуры лесного фонда) осуществлять на основе трех факторов:

• сложившейся структуры лесного фонда и оценки функций лесов;

• учета роли лесных экосистем в защите ландшафтов от негативных воздействий;

• рационального использования, воспроизводства и охраны лесных ресурсов.

Основные составляющие лесного хозяйства приведены на рис. 1.

Ведение лесного хозяйства и лесопользование следует рассматривать как важнейшие составные части общего природопользования в регионе. Поэтому стратегия лесного хозяйства должна быть направлена на стабилизацию общей экологической обстановки в регионе и обеспечивать стабильное неистощительное лесопользование на длительную перспективу.

Эффективная и конкурентоспособная лесоперерабатывающая промышленность играет ключевую роль как в развитии лесного хозяйства, так и в удовлетворении потребностей общества в лесной продукции. Развитие лесоперерабатывающей промышленности является необходимым условием повышения продуктивности лесов и развития лесохозяйственных операций. Так, уровень рубок промежуточного пользования можно повысить только при наличии спроса на маломерную древесину. Это означает, что в регионе должны быть целлюлозно-бумажные и плиточные заводы.

Предложенная новая лесохозяйственная политика, предусматривающая увеличение объемов рубок ухода, требует нового подхода к стратегическому планированию ЛГ1К. Рост доли маломерной древесины в общем объеме рубок возможен лишь при условии соответствующих изменений в структуре спроса на древесину. Развитие промышленности, использующей как хвойные, так и лиственные балансы (целлюлозно-бумажной промышленности, производства бумаги и картона, производства ДСП и ДВП, МДФ), необходимо тесно увязать с программой развития лесного комплекса региона^!]

Рис. 1. Выбор стратегии развития лесного хозяйства

Производственно-хозяйственная внешнеэкономическая деятельность предприятия, содержанием которой является кооперация в сферах производства и обращения в инновационной, инвестиционной, внедренческой и сервисной областях, может осуществляться с использованием различных форм: ассоциаций делового сотрудничества, производственносбытовых предприятий, концессий, консорциумов, акционерных обществ, совместных предприятий, зон свободного предпринимательства, предоставления услуг (сервисные организации, рекламные бюро, лизинговые организации, технические центры и др.), совместных приграничных объектов производственного и инфраструктурного назначения, открытых городов и районов, международных экономических организаций и других.

Одной из эффективных форм привлечения иностранного капитала в Россию является создание совместных предприятий. При этом могут быть поставлены следующие цели:

• использование передовой зарубежной технологии и управленческого опыта;

• насыщение внутреннего рынка высококачественной продукцией;

• привлечение в страну (на предприятие) дополнительных материальных и финансовых ресурсов;

• замещение импорта;

• развитие экспортного потенциала;

• обучение национальных кадров.

Лесной сектор экономики нашей страны многоотраслевая производственная система, кроме лесного хозяйства, в нее входят: лесозаготовительная промышленность (базовая, добывающая отрасль ЛПК), лесопиление, шпалогшление, таропиление, столярное производство, деревянное домостроение, плитное производство, фанерная промышленность, спичечное производство, мебельная промышленность, гидролизная промышленность, лесохимическое производство, целлюлозно-бумажная промыш-

ленность, разнообразные виды деревообрабатывающей промышленности.

Несмотря на наличие многих общих черт в построении организационных структур управления и применяемых экономических приемах, методах и рычагах, имеется немало и специфических, зависящих от своеобразия технологических процессов особенностей функционирования организационно-экономического механизма управления лесного сектора.

То, что логично для лесозаготовительной промышленности, далеко не всегда может быть применено в спичечной промышленности и т.д.

На рис. 2 приведена концептуальная схема стратегий развития лесного сектора, разработанная нами на принципах программ-но-целевого подхода к управлению многоотраслевыми системами.

В этой схеме, исходя из генеральной цели построения данного механизма, определены основные проблемы, решение которых ведет к достижению поставленной цели.

Генеральная цель сформулирована как «устойчивое развитие и эффективное управление лесным сектором».

Исходя из системно выстроенных проблем, предлагаются взаимоувязанные программы, реализация которых и создает целостный механизм, опирающийся на организационно-экономические методы и приемы управления.

Главенствующая роль в построении стратегий развития лесного сектора отводится эффективному использованию ресурсного потенциала лесного комплекса страны.

Не случайно, лесозаготовительная (т.е. добывающая в системе ЛПК) отрасль называется базовой отраслью всего ЛПК. Именно здесь, где закладываются сырьевые гарантии успешной работы этого многоотраслевого комплекса, решаются (или создаются проблемы в решении) основные задачи эффективного менеджмента по всей организационнотехнологической цепочке ЛПК через систему технико-экономического механизма. Как ресурсный потенциал конкретной отрасли (или комплекса однородных отраслей - на примере

ЛПК), так и экономический потенциал в целом (например, региона, страны) - это способность использовать имеющиеся возможности для оптимального удовлетворения общественных потребностей в изделиях, товарах, услугах определенного направления.

Поскольку в системе лесного сектора мы имеем дело с возобновимыми ресурсами леса, это накладывает определенный отпечаток на проблему эффективного использования и воспроизводства лесных ресурсов.

Еще более интересным и продуктивным оказывается ресурсно-экономический потенциал лесного сектора экономики нашей страны после осознания такого эффекта, как совместимость осуществления на одной и той же территории лесного фонда нескольких видов лесопользования. Так, например, возможно одновременное совмещение защитных услуг леса, рекреационного лесопользования и сбора недревесных продуктов леса. И все эти разнообразные виды пользования лесом на одном участке лесного фонда дополняются возможностью использования ассимиляционного ресурса, т.е. леса оказывают при этом экологические услуги, работая как «легкие» нашей планеты.

Во всем этом и многом другом и состоит уникальность лесохозяйственной отрасли, которая своими многообразными и разнородными особенностями накладывает отпечаток на структу ру построения и развития лесного сектора, а также на его организационно-экономический механизм.

По мнению А.В. Антонова, структура такого механизма может быть построена таким образом (рис. 3), чтобы были задействованы методы государственного управления и регулирования, экономические рычаги, организационные формы управления, при наличии законодательно-нормативного и информационного обеспечения. [2]

Не оспаривая в принципе эту схему, добавим лишь необходимость наличия в структуре организационно-экономического механизма управления лесным сектором и такого важного по своему значению блока как кадровый, а также необходимость элементов рыночной инфраструктуры.

Стратегия развития лесного сектора

Генеральная цель создаваемой стратегии: устойчивое развитие и эффективное управление лесным сектором

Системный подход к формированию основных проблем устойчивого развития и эффективного управления лесного сектора

Проблема воспроизводства, охраны и защиты лесных ресурсов

Проблема повышения продуктивности лесов, эффективности лесного хозяйства

Проблема комплексного использования лесных ресурсов древесного и недревесного типа

Проблема привлечения инвестиций и эффективного маркетинга

Проблема подготовки, подбора и расстановки кадров, эффективного менеджмента

Организационно-экономические приемы и программы, направленные на достижение генеральной цели

Программа повышения комплексной продуктивности лесов, охраны, защиты и воспроизводства лесных ресурсов

Программа комплексного использования ресурсного потенциала лесов для удовлетворения потребностей страны и общества в продуктах и полезностях леса при сохранении биоразнообразия

Программа создания эффективной рыночной инфраструктуры национального лесного рынка и государственного регулирования через нормативнометодические документы, стимулирующие рациональное использование ресурсного потенциала

Программа подготовки и переподготовки высоко-квалифицированных кадров, внедрения современных средств коммуникации и вычислительной техники в управлении лесным сектором

1 г і Г 1 г л г

Финансы и инструменты механизма реализации программы

Рис. 2. Концептуальная схема стратегии устойчивого развития лесного сектора

Планирование и финансирование лесохозяйственной деятельности. Прогнозирование развития лесного сектора.

Программирование пользования ресурсами леса. Аренда участков лесного фонда. Кредитование и инвестирование отраслей лесного сектора

Экспортные и импортные пошлины на лесные товары. Платежи за пользование лесным фондом (лесные подати, арендная плата и др.). Субсидии на ведение лесохозяйственной и лесопромышленной деятельности.

Внебюджетные фонды для освоения новых видов продукции в отраслях л.х.

Внебюджетные фонды по воспроизводству, охране и защите лесов. Инвестиционные фонды в лесном комплексе. Инвестиции и кредиты

Министерство лесного комплекса или Федеральная служба лесного комплекса. Министерства, или комитеты или управления лесного комплекса в областях, провинциях, республиках в составе государства

Лесное законодательство: Лесной кодекс. Законы о лесах. Постановления Правительства по проблемам лесного комплекса. Инструкции, методические указания, нормы, касающиеся хозяйственной деятельности отраслей лесного сектора. Другие нормативные документы

Статистическая информация о состоянии и развитии отраслей лесного сектора. Информация о рациональном использовании различных природных ресурсов. Информация о пожароопасной ситуации в лесах. Данные государственного лесного кадастра, мониторинга лесов, лесоустройства

Организационно-экономический механизм управления лесным сектором

Рис. 3. Структура организационно-экономического механизма управления лесным сектором

Существуют различного рода механизмы и контуры управления, обеспечивающие функционирование и развитие производства и с точки зрения технологии управления действующие относительно независимо друг

от друга. В первую очередь из их числа можно выделить следующие: технико-экономические, организационно-технологические и организационно-экономические.

Технико-экономические механизмы связаны с управлением, функционированием и свойствами отдельных материальных компонент производственной техносферы: технологий, оборудования (машин), сырья (материалов, полуфабрикатов, комплектующих), готовой продукции и других. Именно изменения в составе этих предметов труда и средств производства определяют сущность структурной перестройки промышленности, т.е. переход на новые производственные технологии и выпуск новой конечной продукции.

Организационно-технологические механизмы обеспечивают согласованное функционирование и развитие разнородных технологических компонент управляемого объекта и управляющей системы: материальных, финансовых и информационных потоков и структур, а также трудовых ресурсов. При этом взаимодействие указанных компонент как между собой, так и с элементами внешней среды носит организационный характер. Задачи данного контура относятся к сфере логистического менеджмента.

Организационно-экономические механизмы обычно понимаются как управление бизнесом, т.е., прежде всего, как финансовый менеджмент. Как известно, сущность менеджмента вообще состоит в умении правильно определять цели для своей системы управления и способности эффективно добиваться их достижения при ограниченных ресурсах. Для этого менеджеры должны обладать целым спектром знаний и практических навыков, в том числе они должны знать возможности современных технологий управления и уметь практически их использовать в конкретных ситуациях. Финансовый менеджмент существенно основывается на знании и понимании менеджером не только самой системы управления, но и ее внешней среды.

Конечно, существуют и другие важные механизмы управления производством. Выделение в первую очередь трех указанных механизмов обусловлено тем, что рассматриваемый организационно-технологический механизм занимает промежуточное положение между технико-экономическим и экономикоорганизационным механизмами. Первые два

механизма соответствуют производительным силам, а третий в значительной мере опреде-лятеся производственными отношениями. Рассматриваемые задачи затрагивают вопросы как логистического, так, отчасти, и финансового менеджмента. При их постановке и решении обычно менеджеры выступают в качестве ЛПР (лица, принимающие решения), а специалисты - в качестве ЛОР (лица, обрабатывающие результаты).

Нередко используется термин «организационный механизм» ПС (производственные системы). Обычно под ним подразумевается либо организационно-технологический механизм, либо экономико-организационный механизм, либо их объединение. Организационный механизм представляет собой систему организационного управления и включает в себя структуры организационного управления и объекты организационного управления. В качестве последних выступают производственные объекты (участки, цеха, предприятия, объединения, производственные направления, подотрасли и другие), которые можно рассматривать как конкретные организационные формы производств. Важным является то, что как для ПС в целом, так и для их подсистем, характерно наличие самоорганизации.

К настоящему времени в науке об управлении сформировались следующие основные концепции: научного управления, административного управления, управления с позиций психологии и человеческих отношений, управления с позиций науки о поведении. Учеными и специалистами выделяются три научных подхода к управлению: подход к управлению как к процессу, системный подход, ситуационный подход. Высоко оценивая достоинства перечисленных выше концепций управления, дополняющих друг друга и более полно раскрывающих теорию управления, особое внимание необходимо обратить на развитие концепции административного управления. Представитель этой концепции А. Файоль высказал весьма важное положение о том, что управление следует рассматривать как процесс, включающий такие функции как планирование, организация, контроль. Заслуга А. Файоля состоит и в формулировке принци-

пов создания структуры организации и управления производством. [3]

В последние годы пристальное внимание ученых сосредоточено на проблемах функционирования экономических механизмов. А. Кульман в своей работе под экономическими механизмами понимает необходимую взаимосвязь, естественно возникающую между различными экономическими явлениями. В дальнейшем в этой работе автор приводит классификацию экономических механизмов. По мнению А. Кульмана, существует два основных типа экономических механизмов: закрытые и открытые. К первому типу (закрытым) относятся механизмы, характеризующиеся воспроизведением в тех или иных размерах исходного экономического явления. [4]

Механизмы открытого типа не воспроизводят исходные явления, а дают начало новым. Среди механизмов открытого типа А. Кульман выделяет:

• механизмы равновесия национальной экономики и внешнего мира (валютные механизмы);

• механизмы равновесия между производством и потреблением;

• механизмы превращения капитала в доход и дохода в капитал (финансовые механизмы);

• механизмы инфляции.

К механизмам закрытого гипа А. Кульман относит: механизм экономических циклов и механизм мультипликации. Автор полагает, что механизм экономических циклов не может количественно измерен, а механизм мультипликации поддается количественной оценке. Из общей теории мультипликаторов следует, что имеется определенное отношение между первичным эффектом и суммой эффектов (вторичных), полученных первоначально от какого-либо импульса. Это отношение и называется мультипликатором, который используется для нахождения совокупного эффекта. А. Кульман также сформулировал основные положения теорий мультипликатора с единичным начальным импульсом и мультипликационного механизма с постоянно возобновляемым импульсом. А. Кульман приводит

ряд направлений применения механизма мультипликации с начальным импульсом в виде дополнительных инвестиций и стимулами, связанными с изменениями, произошедшими во внешней торговли.

В теории и практике общественного развития необходимо различать хозяйственный механизм общества и механизм управления народным хозяйством. Механизм управления народным хозяйством, как составная часть его хозяйственного механизма, следует формировать под влиянием изменения форм собственности на средства производства и развития производственных отношений. Под экономическим механизмом управления народным хозяйством необходимо понимать систему экономических рычагов и стимулов, способствующих проведению работниками предприятий различных форм собственности и отдельными людьми определенных действий. Организационный механизм управления народным хозяйством следует рассматривать как систему организационных форм и методов государственного управления и регулирования предприятиями разных форм собственности.

По логике вещей, структура организационно-экономического управления народным хозяйством должна включать следующие важнейшие элементы: методы согласования интересов субъектов хозяйствования, методы государственного управления и регулирования, экономические рычаги, организационные формы управления, законодательно-нормативное обеспечение, информационное обеспечение.

К методам государственного управления и регулирования народным хозяйством следует отнести: долгосрочное и краткосрочное прогнозирование, программирование, планирование, кредитование и инвестирование отраслей экономики.

Методы согласования интересов субъектов хозяйствования, в основном, основаны на использовании рыночных регуляторов между продавцом и покупателем, и применении договорно-контрактной системы между предприятиями и отдельными .людьми.

В состав экономических рычагов управления народным хозяйством, как правило, включают: прибыль, цены, арендную плату, платежи, фонды, налоги, инвестиции, кредиты и т.д.

Организационными формами управления народным хозяйством могут быть: министерства, комитеты, комиссии и т.д.

Законодательно-нормативное обеспечение призвано содержать: законодательство, законы, указы Президента РФ, постановления правительства РФ и т.д. Информационное обеспечение должно обладать статистической информацией о состоянии и развитии отраслей народного хозяйства, экономической, научно-технической, экологической и другими видами информации.

Организационно-экономический механизм управления народным хозяйством следует рассматривать как совокупность организационно-экономических механизмов управления межотраслевыми комплексами такими, как топливно-энергетический, машиностроительный, агропромышленный, химический, строительный, лесной и другие.

Механизмы управления межотраслевыми комплексами необходимо строить с учетом поддержания не только единых технологических процессов в смежных отраслях, но и обеспечения воспроизводства природных ресурсов, связанных с работой некоторых комплексов (например, лесного).

На базе проделанной работы для разработки эффективной стратегии развития лесного сектора, нами сделаны нижеследующие выводы:

Разрабатывая направления совершенствования стратегического развития лесного сектора, необходимо прежде всего, учитывать специфику наиболее сложной стыковой зоны между лесным хозяйством и лесозаготовительной промышленностью. В этой важной зоне и закладывается самой жизнью и производственными отношениями корень всех проблем и противоречий.

Несмотря на наличие многих общих черт в различных отраслях лесного сектора (в

построении организационных структур управления и применяемых экономических приемах, методах и рычагах) имеется немало специфических, зависящих от своеобразия технологических процессов особенностей функционирования организационно-экономического механизма управления этим многоотраслевым сектором экономики.

Для практического решения поставленной задачи, прежде всего, необходимо наличие благоприятной политико-экономической ситуации в стране.

Основные положения формируемой концепции стратегии устойчивого развития лесного сектора должны базироваться на экономических, безотходных и малоотходных технологических процессах. Государственная лесная политика должна опираться на оптимальный уровень потребления каждого ресурса. Россия богата лесными ресурсами, но они нуждаются в бережном к ним отношении. Главенствующая роль в формировании устойчивого развития лесного сектора должна отводиться эффективному использованию ресурсного потенциала лесного сектора.

В целях проведения модернизации и реконструкции существующих лесопромышленных производств и для строительства новых, экспортно-направленных ЦБК и ДОК, необходимо привлечение иностранного капитала. Инвестиции возможны при благоприятном политическом, экономическом раскладе, т.е. нужно давать государственные гарантийные обязательства для наиболее эффективных, привлекательных инвестиционных проектов, создавать таможенный коридор, льготы по налогам.

Литература

1. Кныш М.И.. Стратегическое управление корпорациями. - СПб.: Изд. Любавич, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Антонов А.В.. Организационно-экономический механизм управления л/к. — М.: ООО «ВДВ»,

1999.

3. Файоль А.. Современная микроэкономика: анализ и применение. - М.: Наука, 1997.

4. Кульман А.М.. Экономические механизмы. - М.: Прогресс, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.