повышение инвестиционной привлекательности лесного сектора российской федерации как механизм формирования и обеспечения эффективной системы его экономической безопасности
Г. Ю. ГАГАРИНА,
кандидат экономических наук, доцент
с. а. филин,
кандидат технических наук, доцент Российская экономическая академия имени Г. В. Плеханова
Ведение лесного хозяйства России является важнейшей частью экономики страны, значение которой трудно переоценить. Так, по прогнозу ООН, мировые объемы потребления деловой древесины к 2020 г. возрастут еще на 100 млн м3. Единственный источник, который может удовлетворить эти потребности, — Россия: при площади около 1690 млн га на территории России находятся пятая часть всех лесов мира и половина мировых особенно ценных хвойных пород лесов. Общая площадь лесного фонда и лесов, не входящих в него, составляет в России около 1180,6 млн га (это приблизительно 70 % от всей территории страны) с запасом древесины 83065,6 млн м3 [1]. Лес нельзя рассматривать только как источник сырья. Помимо потребительской функции, у леса есть еще и экологическая1. Только в России и Бразилии остались массивы девственных бореальных лесов, поэтому российские леса в настоящее время рассматриваются не только как источник биологических ресурсов для производства лесобумажной продукции, но и как главный климатообразующий фактор на планете. Россия является самым крупным хранилищем углерода (до 75 %), и его запасы на Земле имеют
1 Выполняя одну из этих функций, необходимо не допустить полной ликвидации другой.
мировое значение, поскольку оказывают положительное влияние на состояние окружающей среды и предотвращают негативное изменение климата. В настоящее время значение лесов России для сохранения биосферы планеты в целом с экономической точки зрения исследовано недостаточно.
В России растут высоколиквидные породы деревьев, обладающие уникальными потребительскими свойствами. Например, беломорская ель, ангарская сосна и сибирская лиственница по физико-механическому воздействию являются самыми прочными в мире, изделия из них могут вытеснить с рыночных ниш зарубежных конкурентов, поэтому они наиболее конкурентоспособны в строительной индустрии. Лесной сектор экономики России имеет и ряд других конкурентных преимуществ: это относительно дешевые трудовые ресурсы, газ и электроэнергия, быстрорастущий рынок потребления товаров из древесины. Значимость лесного сектора подтверждается такими факторами, как растущая доля промышленного производства в объеме ВВП, стабильные валютные поступления от экспорта лесных товаров, возрастающая потребность в количестве рабочих мест, а также постоянно растущий спрос на лесобумажную продукцию на внутреннем и внешнем рынках.
- 19
Лесное хозяйство России как товаропроизводящая отрасль с самостоятельным статусом входит в лесной сектор экономики России, который традиционно подразделяется на две части: лесопромышленный комплекс и государственное лесное хозяйство. К сожалению, лесное хозяйство традиционно рассматривается правительством как нечто дополнительное к лесопромышленному комплексу, а сами леса России как сырьевая база для лесозаготовок. Лесопромышленный комплекс включает в себя лесозаготовительные и деревоперерабатываю-щие предприятия, целлюлозно-бумажные комбинаты (ЦБК), мебельные комбинаты и производства, обслуживающие лесную промышленность. Лесное хозяйство — выращивает древесину, обеспечивает рациональное использование лесов и заботится о сохранении биологического разнообразия лесных экосистем.
Лесное хозяйство в настоящее время является централизованно управляемой бюджетной отраслью. В системе управления лесным хозяйством заняты государственные предприятия лесоустройства и лесоинвентаризации, сеть научно-исследовательских институтов, выполняющих целевые разработки по совершенствованию ведения лесного хозяйства, включая систему мониторинга за состоянием лесов и их деградации в результате антропогенно-техногенных воздействий. Государство как собственник лесов возложило на органы лесного хозяйства выполнение лесовосстановительных функций на землях государственного лесного фонда, создание полезащитных лесонасаждений, охрану лесов от пожаров, болезней и вредителей леса, от расхищения, формирования и развития сети особоохраняемых территорий и национальных парков, организации ведения хозяйства в лесах, зараженных радионук-леидами, заготовки пищевых продуктов и лекарственных растений. На субъектах лесохозяйственного комплекса лежит ответственность за сохранение и увеличение площадей с повышенным качеством лесов, которые могут вовлекаться в хозяйственный оборот в качестве: источников древесины, мест заготовки недревесных продуктов, пищевых продуктов и лекарственных растений, биосферной основы для развития туристическо-рекреационного предпринимательства. Например, в настоящее время за счет средств федерального бюджета реализуются мероприятия по развитию материально-технической базы, включая авиационную и наземную технику для профилактики и борьбы с лесными пожарами, строительству дорог лесохозяйственного и противопожарного назначения, авиакосмическому мониторингу лесов и др.
20 -
Как результат от всех вышеперечисленных видов лесохозяйственной деятельности государство стремится получить максимально возможный доход. При эффективном использовании лесной сектор, наряду с отраслями ТЭК, может стать одним из основных бюджетообразующих секторов экономики России. К тому же лесосырьевые ресурсы возобновляемы и при умелом хозяйствовании могут надежно гарантировать экономическую безопасность России. Однако благоприятному развитию событий может препятствовать ряд следующих факторов.
1. В настоящее время российский лес составляет 30 % сырья на мировом рынке. Однако при столь высокой доле на мировом рынке сырой древесины вклад лесопромышленного комплекса (ЛПК) в ВВП России, по данным Минприроды, составляет всего 1 % производства ВВП и около 4 % общего объема промышленного выпуска. Хотя темпы прироста лесопромышленного производства в 2007 г. составили, по оценкам, 5 % (в 2006 г. — 2 %), но это существенно ниже показателей других отраслей обрабатывающей промышленности. В структуре экономики России лесная отрасль занимает 5-е место по объемам ВВП и 4-е место по объемам экспорта. В мировой лесобумажной торговле доля России — менее 3 % [2,3].
Российский лесной сектор и ЛПК в целом при столь огромном лесоресурсном потенциале не готов к полноценному функционированию: экономический потенциал лесного сектора при правильном использовании лесов, по оценкам экспертов, может составить 100 млрд долл. (в настоящее время объем товарной продукции составляет около 19,5 млрд долл.); возобновляемые запасы лесосырьевых ресурсов в России позволяют без экологического ущерба ежегодно заготавливать около 700 млн м3 древесины (в настоящее время 180 млн м3) [3].
Это означает, что российский ЛПК не способен эффективно использовать лесные ресурсы. Именно поэтому предприятия лесной промышленности больше ориентированы на экспорт необработанных материалов.
2. Истощение доступных лесов и невозможность устойчивого обеспечения лесной отрасли древесным сырьем по приемлемым (с точки зрения конкурентоспособности конечной продукции) ценам вообще не рассматриваются как фактор, способный ограничить развитие лесной отрасли по отмеченным выше сценариям.
Дело в том, что в переходный период к рыночной экономике в кризисном состоянии оказались практически все отрасли лесного комплекса России. Резко сократились объемы производства, ухудшилось финансовое состояние предприятий,
снизился технический уровень лесопромышленного производства и производительность труда, большинство лесопромышленных предприятий стали низкорентабельными или даже убыточными, уменьшилась доля отечественной лесобумажной продукции на международном лесном рынке, резко ухудшилось состояние лесов. Свидетельством тому служат снижение коммерческой ценности лесов, где ведется интенсивная лесопромышленная деятельность; смена коренных хвойных лесов производными осинниками и березняками; пребывание лесного хозяйства в состоянии дотационной отрасли государственного бюджета.
3. Слабое освоение лесосырьевых ресурсов в многолесных районах страны обусловлено отсутствием транспортных коммуникаций и развитой инфраструктуры для лесозаготовительных производств, удаленностью деревообрабатывающих и целлюлозно-бумажных предприятий от лесосырьевых баз, а также высокими тарифами на железнодорожные перевозки, делающими нерентабельными поставки древесины из удаленных районов. Например, на Европейском Севере, который является основным лесопромышленным районом страны, протяженность дорог всех видов на 1000 га общей площади лесов по областям равна 0,5—1,6 км, что в 20—30 раз меньше, чем в Швеции и Финляндии. В связи с этим большая часть лесов Севера транс-портно недоступна для проведения в них лесохо-зяйственных мероприятий.
4. Предусмотренное Лесным кодексом РФ создание лесного дохода за счет продажи леса на корню как посредством аукционов, так и без торгов (это положение касается местного населения, сельскохозяйственных и бюджетных организаций, а также предпринимателей при отсутствии конкуренции на тот или иной участок), аренды лесов, лесных податей и других источников, не покрывает дефицит финансирования лесного хозяйства в силу изношенного состояния основных фондов предприятий ЛПК. Ежегодно устанавливаемые Правительством РФ минимальные ставки лесных платежей за древесину, отпускаемую на корню, занижают истинную (рыночную) цену этого ресурса. От таких административных действий лесозаготовительное производство не улучшается, а бюджет недополучает значительные суммы дохода от лесного сектора.
Согласно пресс-релизу Рослесхоза в основе формирования стартовых размеров разовых платежей на лесные участки, которые выставляются на аукционы, должен лежать метод остаточной стоимости. Это означает, что цена лесного ресурса должна формироваться путем вычитания из рыночной цены
лесопродукции всех издержек на ее производство и сбыт, включая прибыль лесопользователя. Здесь необходимо четко прописать, как комплексно и объективно должны оцениваться производственные затраты на региональных рынках лесной продукции. Необходимо создать механизм, при котором отсутствие конкуренции не сможет создаваться искусственно, а льготы не станут очередными «лазейками» для продажи леса за бесценок. Без таких механизмов в ущербе могут оказаться как государство, так и лесопользователь.
5. Ситуация с лесной охраной вызывает серьезное беспокойство. В настоящее время масштабы незаконных порубок в России и нелегального вывоза древесины приняли угрожающий характер: объем нелегального оборота древесины велик. Бюджет страны, по оценке экологов, теряет ежегодно более 1 млрд долл. Основу криминальных проявлений в ЛПК составляют: нелегальные заготовки и контрабандный вывоз древесины, невозврат валютной выручки из-за границы, незаконное возмещение НДС; противоправный захват земель лесного фонда и его уничтожение с целью дальнейшего индивидуального строительства; незаконный перевод лесных земель в нелесные главами местных администраций; злоупотребления должностными полномочиями и нецелевое использование бюджетных денежных средств; экономические и налоговые преступления.
Исследование, проведенное Европейским институтом леса, показало, что российские незаконные рубки и экспорт незаконно заготовленной древесины приводят к снижению рыночных цен на древесное сырье на 5—10 % как в самой России, так и в странах Евросоюза. Следствием этого является снижение доходов от хозяйственной деятельности собственников леса, законных заготовителей и перевозчиков древесины в России и во всей Европе. Модель, разработанная специалистами института, позволяет оценить выгоды, которые получат участники лесных отношений от снижения доли незаконной заготовки древесины в России. Результаты показывают, что выиграют лесовладельцы во всей Европе, причем в наибольшей степени — Скандинавские страны и Правительство России (как владелец лесных ресурсов). В то же время некоторые дополнительные расходы лягут на производителей продукции переработки и потребителей.
Страны Балтии и Китай в последнее время резко увеличили выпуск продукции высокого передела. В частности, в Китае, где введен мораторий на вырубку древесины, построено более десяти лесоперерабатывающих комбинатов, все из которых
- 21
работают на российском сырье, а на московском рынке реализуется китайская фанера. Причина этого заключается в том числе в хищении леса, в незаконных вырубках и вывозе леса из России.
6. Лесоохранные функции должна выполнять служба Росприроднадзора, которая в настоящее время не имеет для этого в необходимом количестве специалистов, средств и ресурсов. В итоге с нарушителями по традиции борются рабочие лесхозов (лесхозы ранее осуществляли охрану леса), которые не имеют на это права. Лесники в лесхозах сокращены на 90—100 %.
7. Часть лесного фонда — леса 1 -й группы. Это леса вокруг водоемов и населенных пунктов, где промышленная заготовка древесины запрещена. Так как эти леса нельзя отдавать в аренду, возложив заботы о ведении лесного хозяйства на арендаторов, соответственно, необходимо искать средства на их содержание.
8. Россия является одним из крупнейших в мире экспортеров леса: до 30 % круглого леса в последние годы (по официальной статистике) шло на экспорт, тогда как в среднем по миру этот показатель составляет 5,4 %. В то же время в экономически развитых лесопромышленных странах доход получают на втором-третьем переделах. Например, Финляндия, которая при объемах заготовки леса в 2 раза меньше российских получает в 3 раза больше доходов за счет экспорта древесины и продуктов ее переработки.
Необходимы также другие конкретные решения, позволяющие стимулировать развитие глубокой переработки древесины на территории РФ и обеспечивающие переход от вывоза круглого леса к поставкам продукции глубокой переработки на мировой рынок. Учитывая ситуацию, которая сложилась в ЛПК России, необходимо, чтобы таможенные ставки были скорректированы так: чем глубже переработка, тем ниже пошлина.
С февраля 2007 г. действует постановление «Об утверждении ставок вывозной таможенной пошлины в отношении необработанной древесины товарных позиций 4403 ТН ВЭД, вывозимой с территории Российской Федерации при реализации приоритетного проекта в области освоения лесов», регулирующее поэтапное введение ставок вывозной таможенной пошлины в отношении необработанной древесины, в соответствии с которым с 01.01.2008 г. ставка таможенной пошлины на необработанный «круглый» лес хвойных пород составила 15 евро за 1 м3 [4]. С целью повышения доли производства древесины глубокой переработки Правительство РФ с 01.01.2009 г. планирует введение запретительных вывозных пошлин на
22
хвойный лес, а с января 2011 г. — на балансовую березовую древесину [3].
В свою очередь, на лесной передел (доски, бумага, картон, пиломатериал, готовая фанера и др.) таможенная пошлина, наоборот, должна быть уменьшена (вплоть до отмены). При этом процентные ставки экспортных таможенных пошлин должны быть дифференцированы и зависеть, например, от породы дерева: экспорт редких сортов (дуб, бук, ясень) должен быть дороже, а более распространенных (ель, сосна) — наоборот, дешевле (за исключением деревьев с диаметром ствола свыше 250 мм — такого леса становится все меньше).
Вывоз из России круглого леса должен стать невыгодным делом. Высокие пошлины на экспорт «круглого» леса должны способствовать усилению внутренней переработки и потребления леса. Переориентация потоков «круглого» леса в Россию позволит полностью загрузить сырьем действующие перерабатывающие мощности, которые испытывают сложности с лесообеспечением вследствие большого объема экспорта необработанной древесины, в особенности в приграничных регионах.
9. Оздоровлению ситуации препятствует нестабильная, часто меняющаяся нормативно-правовая база, несовершенное лесное законодательство и таможенно-тарифное регулирование экспорта и импорта продукции из древесины, ввоза в страну лесопромышленного оборудования. Сюда же можно отнести и слабую защищенность собственности добросовестных акционеров и инвесторов от корпоративных рейдеров, высокую бюрократизацию и коррумпированность чиновников, в компетенции которых находятся разрешительные процедуры, связанные с созданием новых мощностей и т. д.
Процесс недружественного поглощения лесопромышленных компаний распространился на большинство многолесных регионов страны, т. е. получил массовый характер, что стало угрожать социально-экономической безопасности территорий, где ЛПК является основой жизнеобеспечения. Необходимо принимать срочные меры, чтобы обеспечить гарантии защиты прав собственности и инвестиций как российских, так и зарубежных акционеров, а также пресекать деструктивные действия чиновников из силовых и надзорных министерств и ведомств и представителей судебной системы, которые часто оказываются на стороне организаций, проводящих политику недобросовестной конкуренции, и в первую очередь рейдеров.
Сфера лесного хозяйства весьма капиталоемкая. В отличие от других отраслей промышленности ЛПК вынужден в условиях высокой конкуренции
с зарубежными производителями одновременно решать проблемы роста объемов производства продукции, обеспечивать восстановление потребляемых лесных ресурсов и снижать экологическую нагрузку на окружающую среду. Ситуация осложняется тем, что экологические нормативы с каждым годом становятся все более жесткими в связи с глобальными изменениями климата и среды жизнедеятельности, а законы конкуренции требуют роста качества продукции и снижения затрат на ее производство.
10. В экономически развитых лесопромышленных странах создана конкурентная среда, обеспечены равные возможности для всех участников рынка лесных товаров и лесных ресурсов, разработаны эффективные стимулы к экономическому развитию. Применительно к воспроизводству лесных ресурсов следует отметить рыночный механизм, обеспечивающий рост эффективности воспроизводства лесных ресурсов, а также институт ответственности и высокую мотивацию работников лесного хозяйства в результатах своей деятельности. Сформировано институциональное окружение, обеспечивающее государственный надзор за соблюдением принципа неистощительности многоресурсного лесопользования в лесах всех форм собственности и реализацию прав государственной собственности на лесные ресурсы. И здесь важное значение имеет детальное изучение опыта формирования институционального окружения в лесном хозяйстве в странах с развитой рыночной экономикой, таких как США, Канада, Германия, Швеция, Финляндия, Австрия и др.
11. В соответствии с Законом РФ «О распределении полномочий» функции по управлению лесами полностью перейдут от федерального центра к субъектам Федерации, и здесь нельзя допустить, чтобы в субъектах Федерации леса и земли лесного фонда хищнически использовались и расхищались для решения сиюминутных экономических и социальных проблем.
12. Система управления лесным фондом в настоящее время морально, экономически и технически устарела. Структура управления лесным сектором по всей вертикали власти очень несовершенна. Работу отраслей, выращивающих или перерабатывающих лес, курируют в настоящее время множество федеральных министерств и ведомств; нет центрального координирующего органа власти, который бы обеспечивал консолидацию и согласование интересов всех участников лесных отношений. Государственное лесное хозяйство не является целостной товарной отраслью.
В экономически развитых лесопромышленных странах в качестве объекта стратегического планирования рассматривается единый лесной сектор, или «кластер» национальных экономик, который объединяет в единую систему все отрасли как по выращиванию и охране лесов, так и по переработке древесины.
В России до настоящего времени нет национальной лесной стратегии и политики. До сих пор фактически нет ясности, какие федеральные целевые программы и в каком количестве необходимо разработать для вывода лесного сектора на лидирующие позиции в мире. В ноябре 2002 г. Правительство Российской Федерации утвердило два программных документа — «Концепцию развития лесного хозяйства» и «Основные направления развития лесной промышленности». В 2004 г. Рослес-хоз и Внешторгбанк с привлечением группы экспертов разработали «Сценарии развития лесного комплекса России до 2015 года». Всего было представлено четыре сценария — от «очень хорошего» (если немедленно будут созданы идеальные условия для развития лесной отрасли) до «инерционного» (если ничего на государственном уровне не делать для развития лесной отрасли). Оптимистический сценарий предусматривает резкий рост производства всех основных видов лесной продукции и инвестиций в лесную отрасль, которые, как сообщает МПР, должны к 2015 г. вырасти в 50 раз. Остальные три сценария, включая даже «инерционный», тоже предусматривали определенный рост производства и инвестиций.
Ни одна из программ не была выполнена в полном объеме. Например, сравнение сценарных показателей с данными Росстата за 2005 и 2006 гг. показало, что целлюлозно-бумажная промышленность развивалась даже хуже, чем в худшем из разработанных сценариев («инерционном»), а плитное производство — лучше лучшего [5].
В экономически развитых лесопромышленных странах разработана национальная лесная политика или доктрина, а также созданы программы стратегического развития национальных лесных секторов. Если Лесной кодекс РФ может в любое время корректироваться или даже изменяться, то национальная лесная политика, как, например Конституция России, должна оставаться стабильной в течение длительного периода времени.
Национальная лесная политика и модели лесопользования весьма разнообразны по странам. Например, в Финляндии преобладает частное лесовладение — 63 % площади лесных земель (26 800 тыс. га). Государство владеет 24 % площади лесных земель, акционерные компании — 9 % и
- 23
4 % площади лесных земель Финляндии находится во владении местных органов самоуправления и в смешанном владении. Управление лесами разделено между государствами, коммерческими и смешанными ведомствами. Для развития лесного хозяйства и эксплуатации лесов, а также повышения профессиональной квалификации лесовладельцев создана лесная охрана, охватывающая всю страну. Реализация лесной политики осуществляется в Финляндии на базе нескольких национальных программ, а также нескольких международных программ, в том числе двусторонней Программы устойчивого развития лесного сектора Северо-Запада России. Основу составляет практически бессрочная Национальная программа развития лесного сектора. Основные направления этой Программы:
• повышение производительности лесов и улучшение их состояния;
• обеспечение развития экономики и роста реальных доходов для лесовладельцев за счет налоговых льгот и условий финансирования деятельности лесного хозяйства;
• приостановление дальнейшего дробления лесных владений.
Лесная политика Швеции направлена на удовлетворение долговременной тенденции в мире по возрастанию потребности в древесине и продуктах ее переработки при сохранении биологического разнообразия и улучшения качества лесов Швеции. В Швеции из 26 551 тыс. га лесопокрытой площади в собственно частном владении находится 50 % лесов, в коллективном частном владении как собственность компаний — 24 % лесов и 26 % лесов являются общественными лесами или государственными. Шведское лесное законодательство, как и финское, требует, чтобы рубки в частновладельческих лесах проводились только с разрешения государственных органов управления лесным хозяйством. Лесная политика реализуется через различные объединения лесовладельцев.
В Германии по 40 % от общей площади лесов находится в частном владении и государственной (федеральной и земельной) собственности, и примерно 20 % — это лес, находящийся в так называемой корпоративной собственности (принадлежит общинам, монастырям, церковным орденам и пр., его еще называют «коммунальным»). Особой формой частной собственности на леса в Германии является лес коллективного владения. Лесная политика Германии, закрепленная в лесном законодательстве, запрещает производить вырубку насаждений, не достигших возраста спелости, и
24 -
запрещает при выборочной рубке леса сокращать запас древесины на корню более чем на 40 %.
В Австрии практически отсутствует государственное лесовладение, но существует система государственного управления лесами, включающая в себя:
• план развития лесного фонда, составленный земельными старейшинами с привлечением лесовладельцев;
• специализированный лесохозяйственный план, учитывающий интересы государства и лесовладельцев;
• законодательная увязка местных планов лесопользования и ведения лесного хозяйства с общенациональными.
В США лесная политика на федеральном уровне определяется президентом страны и Конгрессом. Существует специальная Лесная служба США, которая управляет федеральными лесами и проводит лесную политику страны в государственных и частных лесах. В США около 74 % всей лесопок-рытой площади находится в частном владении. В каждом штате имеется специальный комитет из лесопромышленников и лесовладельцев, который занимается вопросами заготовки посадочного материала, лесопользования и охраны леса. Лесозаготовки могут производиться только с письменного разрешения органов Лесной службы.
Лесная политика, проводимая Правительством Канады, достигла самых высоких показателей лесного дохода. Свыше 90 % лесных земель принадлежит государству, и традиционно существует государственная собственность на леса. Около 80 % всех лесов законодательно принадлежит провинциям и находится в их ведении, на долю Федерации и частных лесовладельцев приходятся лишь незначительные лесные площади. В каждой провинции существует свое собственное лесное законодательство, свои правила, нормы и программы лесного сектора, на основе чего провинция определяет политику лесопользования и регулирование лесных ресурсов. В Канаде национальная лесная политика непосредственно и добровольно реализуется лесопромышленными компаниями.
Особый интерес представляет опыт бывших социалистических стран, а также республик бывшего СССР (Чехия, Словения, Латвия, Эстония), в которых создана правовая и экономическая база для формирования рыночных отношений не только в лесопользовании, но и в сфере воспроизводства лесных ресурсов. В этих странах проведено полное разграничение функций государственного управления лесами лесохозяйственного менедж-
мента. Для этого созданы государственные акционерные общества.
Общей чертой лесной политики зарубежных стран являются вопросы государственного регулирования лесопользования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, а также разнообразные аспекты организации ведения лесного хозяйства, охраны природы, лесоинвентаризации и лесоустройства в лесах, находящихся в государственной, корпоративной и частной собственности.
Международное сотрудничество является важнейшим аспектом деятельности государства в лесной сфере. Без активного международного сотрудничества невозможно решение вопросов повышения инвестиционной привлекательности лесного сектора экономики России и обеспечение его экономической безопасности. Правительство России должно самым активным образом участвовать в разработке Всемирной лесной конвенции, регулирующей национальные и глобальные программы лесного хозяйства. Особое значение международное сотрудничество в сфере лесного хозяйства приобретает при вступлении России в ВТО, задачей Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) в этих условиях станет эффективное использование нового экономического статуса России в интересах развития национального лесного хозяйства.
Стратегическое развитие российской лесопромышленной отрасли не может быть обеспечено без глубоких и качественных изменений в ее структуре, экономике и технологиях и должно осуществляться на базе научных знаний, использование которых невозможно без создания системной информационно-аналитической базы данных, которая бы содержала, наряду со сведениями о состоянии и тенденциях развития лесного хозяйства за рубежом, их анализ и научно обоснованный на основе этого анализа прогноз. В свою очередь, повышение эффективности международного сотрудничества Рослесхоза также требует соответствующего инструментария. Этим обусловлена необходимость создания научно-методического и информационно-аналитического обеспечения выполнения обязательств Рослесхоза в рамках межправительственных соглашений, протоколов и договоров по сотрудничеству на межведомственном уровне в сфере лесного хозяйства.
Каждое государство стремится использовать передовой зарубежный опыт, опираясь на сложившиеся традиции лесопользования и социально-экономический уклад жизни общества. Результаты глобальной лесной политики не могут не оказывать самого существенного влияния на находящуюся в
настоящее время на стадии разработки Стратегию развития ЛПК на период до 2020 г. и на ее основе — Национальную лесную политику, предусматривающую реализацию инвестиционных Программ инновационного развития ЛПК.
Предполагается, что легальный вывоз круглого леса с 2009 г. впервые перестанет быть экономически целесообразным. Поэтому необходимо разработать варианты для переработки круглого леса на технологических мощностях в регионах России, причем у всех возможных вариантов производственных и сбытовых сценариев должна быть единая концептуальная основа.
На совместном заседании Государственной комиссии по развитию Дальнего Востока и Забайкалья и Совета по развитию лесопромышленного комплекса 16 апреля 2008 г. был принят за основу Проект концепции стратегии развития ЛПК на период до 2020 г. Концепция предусматривает оценку доступных лесных ресурсов в региональном разрезе и составление балансовых расчетов по увязке прогнозируемых объемов производства с запасами леса и его качественными характеристиками.
Целью Концепции является импортозамеще-ние на внутреннем рынке продукцией, сделанной из российского сырья, и выход на мировой рынок с собственной конечной продукцией.
Задачей Концепции является создание современной, инновационно ориентированной и инвестиционно привлекательной отрасли, развитие которой опирается на российскую специфику.
Определение основных направлений Стратегии в Концепции предполагается проводить на основе учета ресурсного потенциала отдельных субъектов Федерации и России в целом, а именно: Россия имеет ежегодный экологически разрешенный объем в размере около 0,5 млрд м3 (в настоящее время этот объем используется менее чем на четверть).
Поскольку естественное развитие ресурсной базы напрямую не увязано с административным делением страны, предложения по территориальному планированию размещения предприятий отрасли должны носить межрегиональный характер. Структуру размещения предприятий предполагается оптимизировать. Новые производства предполагается развивать преимущественно в лесодостаточ-ных районах европейской части России, Сибири и Дальнего Востока. При этом рост объемов бумаги, картона и других видов лесной продукции с высокой добавленной стоимостью предполагается обеспечить за счет модернизации и технического перевооружения уже существующих предприятий.
Учитывая высокую емкость растущих потреби- 25
тельских рынков, в Концепции обосновывается необходимость строительства новых ЦБК. В настоящее время в России строятся ЦБК, срок строительства которых от 3 до 7 лет, и другие лесоперерабатывающие производства. К моменту введения запретительных пошлин высвободившиеся лесные ресурсы в результате введения запретительных вывозных пошлин должны использоваться на этих производствах.
Таким образом, наряду с учетом распределения ресурсов и мощностей по географическим и экономическим районам нашей страны, во главу стратегического планирования надо поставить потребности внутреннего и внешних рынков сбыта лесобумажной продукции.
Концепция предусматривает решение проблем низкого уровня лесопользования и недостаточного развития высокотехнологичных производств по глубокой механической, химической и энергетической переработке сырья, особенно низкокачественной древесины, поставивших в совокупности экономику России в зависимость от импорта высококачественной лесобумажной продукции.
Определяя основные «точки роста» в лесном секторе, предполагается соотнести потребность в инвестициях, источники инвестиций и реально достижимые социально-экономические результаты. Территориальную схему размещения объектов ЛПК предполагается увязать с наличием энергетической и транспортной инфраструктур, а именно: учитывать «Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 года», «Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года» и соответствующие планы развития Росавтодора в рамках реализации Транспортной стратегии и ФЦП модернизации транспортной системы России.
Концепция предполагает инициирование создания инфраструктур жизнеобеспечения в местах реализации инвестиционных проектов, воссоздание демографических и образовательных ресурсов, полноценной кадровой инфраструктуры отрасли [2].
13. Лесохимический комплекс остается одним из наиболее проблемных с точки зрения изношенности основных фондов. Изношенность основных фондов, пик которой ожидается в 2008 г., составляет в целом по отрасли порядка 65 %, а в лесозаготовке — 70—80 %. По лесопромышленному комплексу объем инвестиций до последнего времени не превышал 45 млрд руб. и ожидается, что в 2008 г. объем инвестиций не превысит 4 млрд долл., в то время как существующие в настоящее время потребности лесного сектора предполагают ежегодное инвестирование не менее 120 млрд руб. в год. В настоящее время Министерство промышленности и энерге-
26 -
тики получило 200 инвестиционных предложений в сфере лесопереработки на сумму около 1,1 трлн руб. Для финансирования этих проектов предполагается использовать средства государственных, частных банков и «Инвестфонда». Реализация этих проектов позволит увеличить объем заготовок до 14 млн м3 древесины ежегодно, обеспечить постоянной работой около 8 тыс. чел. рядом с местами их постоянного проживания и предложить существующим заготовителям из бывших экспортно-сырьевых регионов поставлять заготовленную древесину на внутреннюю переработку [2,3].
За период с 2000 по 2006 г. доля зарубежной техники в общем объеме продаж на российском рынке лесозаготовительных машин возросла с 13 до 54 %. Если будет запущен массовый поток инвестиционных проектов в ЛПК, соответствующим образом возрастет заказ для российских предприятий лесного машиностроения. Для получения таких заказов этим предприятиям необходимо поднимать технический уровень производства и производить инвестиции в НИОКР. В частности, в рамках бюджета министерства промышленности и энергетики на 2008—2010 гг. предполагается софинансирование двух НИОКР: по созданию комплекса лесозаготовительных машин со сменным оборудованием (305 млн руб., из них 150 млн руб. из бюджета) и по созданию колесных шасси для харвесторов и форвардеров (385 млн руб., из которых 190 млн руб. планируется бюджетным финансированием).
Мониторинг, в том числе космический, лесо-восстановление и лесоразведение, защита лесов, а также решение других задач ЛПК требуют современной техники и оборудования, научно-методического обеспечения и инновационных решений. Все это, в свою очередь, требует создания соответствующей инфраструктуры. При этом до настоящего времени основным источником финансирования лесного хозяйства является государственный бюджет. Очевидно, что использование только бюджетного финансирования не позволяет лесному хозяйству выполнять возложенные на него функции на требуемом уровне.
В сложившихся условиях дальнейшее развитие лесного хозяйства в соответствии с поставленными Президентом РФ приоритетами качественного развития экономики невозможно без привлечения инвестиций на основе частно-государственного партнерства. Инвестиции в инфраструктуру лесного хозяйства должны в значительной степени стать частными. Необходимо привлечение также частных иностранных инвестиций. В этой ситуации бюджетные ассигнования должны стать катализа-
тором для привлечения частных инвестиций в лесное хозяйство. Государство при этом сохраняет все возможные рычаги регулирования этой деятельности в качестве заказчика. Для реализации этого сценария необходимым условием также является повышение инвестиционной привлекательности лесного хозяйства.
Чтобы заниматься ведением лесного хозяйства, лесхозы сами должны зарабатывать, занимаясь бизнесом. Однако в настоящее время бизнес в лесхозах, призванных осуществлять государственные полномочия по управлению лесами, осуществляется в основном на морально и физически устаревшей технике, в частности, посадка леса — с помощью морально устаревших приспособлений. И здесь может пригодиться опыт экономически развитых лесопромышленных стран, в которых обслуживанием лесного фонда занимаются специализированные фирмы на принципах аутсорсинга. Например, в государствах Скандинавии, Германии и ряде других стран лесосеменное хозяйство, выращивание посадочного материала на селекционной основе, производство лесокультурных работ, противопожарная профилактика лесов, лесные мелиорации и строительство лесохозяйственных дорог выполняют частные фирмы, укомплектованные по последнему слову техники, по договору с государственными органами управления лесным хозяйством. В погашении своих затрат фирмы используют, в основном, часть продукции, получаемой от реализации лесохозяйственных мероприятий.
Основой любого бизнеса является способность привлекать кредиты для его развития, но взять кредит на обновление техники субъектам ЛПК очень трудно. Привлечение кредитов и иных форм инвестиций — это самостоятельный бизнес-процесс, требующий соответствующих технологий и инфраструктуры, которая в российском лесном хозяйстве практически отсутствует. Ее создание является важнейшей задачей. В частности, возможность и эффективность привлечения кредитов и иных форм инвестиций определяется инвестиционной привлекательностью действующих в ней субъектов и ЛПК в целом. В свою очередь инвестиционная привлекательность ЛПК определяется ее положением в стране и экономическом регионе, позицией государства и межгосударственных структур по отношению к отрасли, доступностью комплекса инфраструктурных услуг и региональными аспектами инвестиционной привлекательности. В настоящее же время инвестиционная привлекательность субъектов ЛПК и ЛПК в целом невысокая. Повышение же инвестиционной привлекательности лесного
хозяйства требует научно-методического обеспечения и разработки механизма повышения инвестиционной привлекательности лесного сектора экономики Российской Федерации.
Уровень инвестиций зависит и от уровня интеграции в ЛПК. Необходим переход от «лесхоза» к комплексному и структурированному ведению и обслуживанию лесного хозяйства. Имея возможность привлекать инвестиции и концентрировать капитал за счет хорошего залогового обеспечения, крупные компании и холдинги могут покупать и модернизировать лесозаготовительные комплексы и совершенствовать технологии.
Необходимо применение дополнительных инструментов государственной поддержки. В частности, для снижения экологических рисков необходимо субсидирование процентных ставок по кредитам на реализацию мероприятий, направленных на улучшение соответствующих показателей работы предприятий в процессе их технического перевооружения. Эта льгота должна распространяться как на экологическую безопасность процесса производства, так и на экологическую безопасность продукции. Необходимо предусмотреть стимулирование технического перевооружения лесозаготовительной подотрасли современным отечественным высокопроизводительным оборудованием путем компенсации 2/3 процентной ставки банковского кредита на его приобретение. Эта мера будет способствовать техническому перевооружению и повышению производительности труда в подотрасли [2]. Необходимо предусмотреть также стимулирование создания производств по переработке леса, введение налоговых льгот при строительстве в России новых ЦБК, в частности, предоставление инвесторам льгот по имущественным налогам на период строительства и выхода ЦБК на проектную мощность. Также необходимо обнуление пошлин на ввоз станков и оборудования для переработки леса.
В заключение следует отметить, что в целях обеспечения экономической безопасности лесного сектора правительству необходимо признать лесной сектор стратегически важным сектором экономики России и обеспечить повышение его инвестиционной привлекательности. Перед формированием Стратегии развития ЛПК на период до 2020 г. и на ее основе — Национальной лесной политики и федеральной целевой программы необходимо провести инвентаризацию всего ресурсного потенциала лесного сектора.
Если государство признает единый лесной сектор стратегически важным для развития экономики России, примет научно обоснованную национальную лесную стратегию и политику, разработает и
- 27
приступит к реализации эффективной федеральной Лесной программы, обеспечит инвестиционную привлекательность отрасли для привлечения необходимого объема инвестиций в нее, российский лесной сектор и ЛПК в целом смогут довольно быстро выйти на путь инновационного развития.
Перечисленные выше факторы, обусловившие системный кризис в лесном секторе, и предложенные меры по их преодолению помогут выявить «точки роста» среди действующих лесопромышленных компаний, наметить строительство недостающих мощностей по глубокой переработке древесины и решить другие поставленные вопросы.
В свою очередь, обеспечение экономической безопасности лесного сектора РФ предполагает разработку целостной системы экономической безопасности лесного сектора Российской Федерации для решения задач социально-экономического развития России на среднесрочный и долгосрочный периоды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Продукты (общие) лесного фонда и лесопользование (общие сведения) — http://www. roslesinforg. ra/tomcat/Vers_01/info_03_01_05_01.jsp
2. О разработке концепции стратегии развития лесопромышленного комплекса на период до 2020 г. — http://www. minprom. gov. ru/appearance/showAp pearanceIssue?url=appearance/report/67.
3. Принят Проект концепции стратегии развития лесопромышленного комплекса России до 2020 года. — http://www. eg-online. ru/news/detail. php?ID=28565.
4. Первый лесопромышленный портал. — http://www. wood. ru/ru/lonewsid-18679.html.
5. Таможенная пошлина на необработанный «кругляк» хвойных пород будет повышена. — http://www. real-color. ru/?p=news&n=109.
6. Рыбальченко И. Экспорт сырой древесины: рубят на корню... //Коммерсантъ, 14.05.2005.