Научная статья на тему 'Концептуальная основа "публичности" и "приватности"'

Концептуальная основа "публичности" и "приватности" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
457
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шкудунова Ю. В.

The article contains the analysis of social and political idea on the problem of public and private spheres.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual framework of "publicity" and "privacy"

The article contains the analysis of social and political idea on the problem of public and private spheres.

Текст научной работы на тему «Концептуальная основа "публичности" и "приватности"»

ПОЛИТОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2GG7. № 4. С. 64-67.

УДК 329

Ю.В. Шкудунова

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА «ПУБЛИЧНОСТИ» И «ПРИВАТНОСТИ»

The article contains the analysis of social and political idea on the problem of public and private spheres.

«Публичность» и «приватность» как феномены получают множественное и вариативное обозначение. Этому явлению посвящены отдельные исследования в области социологии, психологии и культурной антропологии. Двигаясь от общего к частному, раскрытие сущности «публичности» и «приватности» возможно с позиции рассмотрения их концептуальной основы. Для наиболее полного исследования проблемы публичного и приватного в современном социально-политическом процессе, рассматривая данные феномены с позиции «концепта», удается упорядочить его составляющие, распределить их по зонам «соседства», в которых они постоянно соприсутствуют.

«Публичность» и «приватность» являются важным регулятором межличностных и институциональных отношений. Это фиксируется в моральной и юридической сферах общественного устройства, а также в многочисленных проявлениях ежедневного обыденного общения. В общественно-политической сфере «публичность», как нечёткое понятие, можно обозначить средой, в которой множеством голосов происходит процесс образования мнения, где сила заменена взаимопониманием

[1]. «Приватность» - среда, защищённая от вторжения органов власти, общественных организаций и государственных институтов, в которой формируется «Я» - мнение. Концепты «публичность» и «приватность» относятся к числу важнейших регулятивов поведения в политике. С их помощью определяется дистанцированность власти и народа (граждан). Как социокультурный феномен «публичность» и «приватность» находят множественное проявление в политической сфере, выражаясь во власти, государственной службе, норме права и т. д.

«Публичность» и «приватность» являются культурными концептами, т. е. имеют образные, понятийные и ценностные характеристики, обусловлены национальной спецификой, представляют собой сложное образование, в котором выделяются различные стороны. Они включают в себя ценностный компонент, так как ценность всегда социальна. Многие понятия (слова) нейтральны в социальном отношении. Но общественно-политическая лексика, как и философская, - это концепты социально обусловленного содержания [2]. Образная сторона данных концептов представляет собой базовый фрейм (модель построения концепта) физического и символического пространства личности; ценностная сторона - принятые в обществе -

О Ю.В. Шкудунова, 2007

эксплицитные и имплицитные нормы поведения, регулируемые соблюдением границ личного пространства участников общения.

«Публичность» и «приватность» выступают как специфические концепты, которые относятся к этническим, бытийным сущностям и в связи с этим чрезвычайно «текучи» и отличаются большой долей субъективности. Они не «привязаны» к конкретным словам языка, а выражаются опосредованно, в виде признака, отличающегося специфической комбинаторикой. «Публичность» и «приватность» выступают как сложные, многоаспектные категории, воспринимаемые человеком главным образом на подсознательном уровне. «Публичность» и «приватность»

как осознание человеком общественной и своей личной сфер моделируются в качестве общественной ситуации, участники которой или стремятся сохранить свое личное пространство от несанкционированного вторжения или же действуют вне присутствия границ такового. Во взаимопроникновении публичности и приватности человек «актуализирует» сам себя, где как личность «становится “текучим”», осуществляя приобщение к чужому существу [З].

В концептах «публичность» и «приватность» противопоставляются ценности: индивидуальные (действующий политик, кандидат в представительные органы власти, гражданин, избиратель), микрогрупповые (адресные группы, фокус-группы), макро-групповые (партии, электорат, парламент), общечеловеческие (политические системы, идеологии, государства). Индивидуальный концепт «приватность» богаче и разнообразнее, чем коллективный концепт «публичность», поскольку коллективное сознание и коллективный опыт есть ни что иное, как условная производная от сознаний и опыта отдельных индивидов, входящих в коллектив. Однако, с точки зрения исследования процесса коммуникации, больший интерес представляют концепты, существующие в коллективном сознании, так как именно они формируют общее основание (common ground) [4], которое является непременным условием для любого вида совместной человеческой деятельности. Философские, психологические, социологические, культурно-исторические

характеристики феноменов «публичность» и «приватность» оказывают существенное влияние на содержание соответствующего

концепта и позволяют строить их более полную модель.

Концепт «публичность» имеет основные значения, объединенные компонентами «публика» и «личность». Дериват Public (англ.) - государственный, коммунальный. Сочетаемость: публичная сфера,

публичная власть, публичная политика, публичное учреждение, публичное право, публичный характер, публичная служба, публичный порядок. Концепту «приватность» соответствует дериват Privet (англ.) - частный, личный, уединенный, конфиденциальный. Сочетаемость: приватная

сфера, приватная беседа, приватная атмосфера.

Концепты «публичность», «приватность» как проекции явлений окружающей действительности в сознании человека не могут существовать обособленно от других, подобных им единиц. Как и запечатленные в них феномены, концепты образуют целостную систему, компоненты которой, взаимодействуя между собой, устанавливают постоянные связи, переплетаются.

Ядро концепта «публичность» составляют понятия, которые непосредственно ассоциируются с публичностью: І) свобода; 2) открытость; З) доступность; 4) личность;

5) межличностные отношения; б) коммуникативность; 7) демонстрация. Ядро концепта «приватность» составляют понятия, которые непосредственно ассоциируются с приватностью: І) свобода; 2) интимность; 3) скрытность; 4) одиночество; 5) собственность;

6) личность; 7) межличностные отношения; В) нарушение приватности. Эти понятия, в свою очередь, составляют центры образуемых вокруг них полей, частично накладывающихся друг на друга и получающих специфическое наполнение. Налицо общие центры и образуемые вокруг них поля, такие как

І) свобода; 2) личность З) межличностные отношения; 4) нарушение приватности.

Происходит взаимопроникновение и взаимодополнение соответствующих концептов. І) Для концепта «приватность» свобода является ассоциативным аспектом как право на индивидуальную автономность и независимость, что непосредственно соотносится с одной из важных функций приватности. Для концепта «публичность» свобода ассоциируется с характеристикой поведения, которое, как правило, нарушает чужую приватность. Злоупотребление властью является характеристикой нарушения чужой приватности.

2, 3) Поля «личность» и «межличностные взаимоотношения» рассматриваются главным образом с точки зрения исторического развития и влияния соответствующих научных концептов, таких как «персона», «эгоизм», «индивидуализм» и противопоставляются концептам «народ», «группа», «общество». Различные отношения между людьми предполагают ту или иную степень приватности. Концепты, характеризующие эти взаимоотношения, оцениваются с точки зрения выражения приватности в терминах «большеменьше», выстраиваясь в порядке уменьшения степени приватности: интимность (близость), дружба, товарищество, знакомство. Пример: понимание концепта «дружба» в русской культуре предполагает близкие сокровенные взаимоотношения во всех сферах жизни, в том числе и политической, что указывает на специфику русской политики.

В основу построения фрейма концепта «приватность» ставится связанный признак приватности, признак «чужая территория», а также связанный оценочный признак «неправомерный», непосредственно ассоциируемый с нарушением территории. Таким образом, признак приватности конкретизируется в данном значении в направлении «нарушение приватности». 4) Нарушение приватности занимает существенную часть фреймов «приватность» и «публичность» и имеет отдельную классификацию: а) получение информации о ком-либо различными способами; б) распространение информации о ком-либо (широкой публике, конфиденциально...); в) воздействие на объект различными способами, вызывающее эмоциональную реакцию: занижение статуса другого человека, чрезмерное подчеркивание собственного статуса; г) символическое и физическое нарушение территории.

Характеристика людей по отношению к приватности распределяется по двум направлениям: 1) характеристика людей, нарушающих чужую приватность; 2) характеристика людей, чрезмерно реагирующих на нарушение приватности. В первом случае это ситуации: а) получение и распространение информации о других;

б) отрицательно оцениваемая манера поведения: недостаточность манер, их вольность, навязчивость, неприятные, неуместные манеры; в) статусные характеристики людей: завышение собственного

статуса или его чрезмерное подчеркивание, высокомерие, занижение статуса

других, злоупотребление властью; г) вмешательство: в чужие дела, навязывание собственных услуг или мнений, нарушение чужой территории, пространства. Ко второй группе относятся реакции на нарушение: а) люди, испытывающие чрезмерную эмоциональную реакцию на нарушения; б) люди, испытывающие физическое отвращение к чужому; в) люди, чрезмерно соблюдающие условности.

Объектами отрицательной оценки выступают следующие действия: 1) стремление получить личную (приватную, секретную) информацию о других людях; 2) нарушать чужую территорию; 3) распространять приватную информацию о других; 4) пристально и долго кого-либо разглядывать; 5) надоедать своим присутствием; 6) вмешиваться в чужие дела, вмешиваться в личную жизнь кого-либо;

7) навязывать услуги, мнение, знакомство, общество; 8) нарушать приличия, правила поведения; 9) контролировать кого-либо, держать в подчинении; 10) изолировать от общества, игнорировать кого-либо; 11) затрагивать в разговоре неприятные для человека темы; 12) критиковать кого-либо; 13) чрезмерно подчеркивать собственный статус, унижать других; 14) чрезмерно соблюдать условности. Положительно оцениваются следующие характеристики: 1) свобода, независимость;

2) невмешательство в чужие дела; 3) сохранение собственной приватности (не допускать вмешательства в свои дела); 4) соблюдение приличий, норм вежливости (учтивость, нормы поведения).

Наиболее подробно признак приватности представляется в поле «одиночество» за счет конкретизации таких элементов смысла, как добровольность/недобровольность одиночества, полное/неполное одиночество, духовное/физическое одиночество, а также действия, ведущие к одиночеству или его отсутствию. Специфику поля «собственность» раскрывает ситуация нарушения личной территории, конкретизируют такие признаки, как ненормативность, противозаконность действия, нарушение прав другого человека, нарушение приватности, нарушение границ чужой территории.

«Публичность» и «приватность» сопоставляются со следующими концептами: 1) дом, семья; 2) свое/чужое; 3) вежливость, приличия; 4) территория, про-

странство; 5) надзор.

68

Ю.В. Шкудунова

Устанавливается, что сохранение приватности предполагает табуирование действий, которые ассоциируются с ее нарушениями, а также эвфемизацию возможных завоеваний личного пространства. Процесс эвфемизации получает конкретное выражение в виде коммуникативных стратегий, т. е. повторяющихся действий, направленных на достижение желаемого результата.

Концепты «публичность» и «приватность» имеют связку признаков, образующих целостную признаковую структуру. Они становятся структурированными единицами, в которых выделяются определённые компоненты и отношения между ними; это модели, передающие знания и мнения об определённой часто повторяющейся ситуации, т. е. являются ситуационными, поскольку отражают знания событийного характера

[5]. Оба концепта сложные образования, они различаются мерой, уровнем простоты-сложности. Разделение их не абсолютно, а относительно и зависит от вектора рассмотрения. Концепты «публичность» и «приватность» относятся к типу вторичных концептов, т. е. признаков, в силу того что представляются обыденному сознанию не существующими самостоятельно вне вещей-тел, а только в мыслительном отвлечении от последних. Среди признаков они занимают место «не наглядных», наблюдаемых не прямо в ощущениях, а опосредованно, и принадлежат к признакам-отношениям, существуя в соотношениях и взаимодействиях вещей. Таким образом, концепты «публичность» и «приватность» входят в качестве элемента в прагматическую структуру (оценочно-прагматическую) и, как следствие, «прописываются» в координатах системы полезных оценок [6]. То есть «публичное» и «приватное» - это мыслительные образования, которые не имеют жестко детерминированной связи с реальной действительностью и не подчинены законам логики [7]. Эти концепты являются единицами этноязыкового сознания, репрезентирующими их социально значимую оценочность, образный фон и культурно-прагматический потенциал. Прагматические характеристики концептов «публичность» и «приватность» соотносятся с выбором темы общения и зависят непосредственно от фактора степени знакомства. В содержательном аспекте высокую степень табуированности получают

темы, предполагающие обсуждение личных и интимных взаимоотношений, а также финансовых вопросов и политического выбора. К наиболее серьезным нарушениям относятся: распространение личной информации о других, а также несоблюдение норм про-ксемного поведения. Позитивную оценку имеют прямой зрительный контакт во время общения и предложение помощи и услуг со стороны незнакомого человека. Эти результаты могут быть интерпретированы с точки зрения важности соблюдения проксемных норм в русской политической культуре (жестокость/ мягкость границ личного пространства) и осуждения злонамеренного распространения личной информации, получающей статус приватной.

Концепты «публичность» и «приватность» сопоставимы с понятиями «пространство», «дистанция», «территория».

Территориальное поведение, дистанциро-ванность и построение различных моделей пространства выступают как способы обеспечения приватности, включаясь в данное понятие как конкретные механизмы для достижения конечной цели -необходимого баланса личных и общественных интересов. Данные концепты как предмет изучения в рамках социальной философии и политической культуры являются одной из фундаментальных человеческих ценностей, представляя собой многоаспектные категории, и рассматриваются в рамках различных дисциплинарных направлений - философии, лингвистики, психологии, социологии.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуни-

кативное действие. СПб.: Наука, 2000. С. 215.

[2] Крючкова Т.Б. Особенности формирования и развития общественно политической лексики и терминологии. М.: Наука, 1989. С. 54.

[3] Гильдебранд Д. Метафизика коммуникации. СПб.: Алатея, 2000.

[4] Кларк Дж.Г.Д. Доисторическая Европа: Экон. очерк / Пер. с англ. М.Б. Граповой-Свири-довой. М.: Изд-во Иностр. лит., 1953. С. 218.

[5] Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лек-

ций по английской филологии. Тамбов, 2000.

[6] Никитин М. В. Развёрнутые тезисы о концептах //

Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 1.

[7] Алефиренко Н.Ф. Этноэйдемический концепт и внутренняя форма языкового знака // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.