ПОЛИТОЛОГИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2GG7. № 4. С. 64-67.
УДК 329
Ю.В. Шкудунова
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА «ПУБЛИЧНОСТИ» И «ПРИВАТНОСТИ»
The article contains the analysis of social and political idea on the problem of public and private spheres.
«Публичность» и «приватность» как феномены получают множественное и вариативное обозначение. Этому явлению посвящены отдельные исследования в области социологии, психологии и культурной антропологии. Двигаясь от общего к частному, раскрытие сущности «публичности» и «приватности» возможно с позиции рассмотрения их концептуальной основы. Для наиболее полного исследования проблемы публичного и приватного в современном социально-политическом процессе, рассматривая данные феномены с позиции «концепта», удается упорядочить его составляющие, распределить их по зонам «соседства», в которых они постоянно соприсутствуют.
«Публичность» и «приватность» являются важным регулятором межличностных и институциональных отношений. Это фиксируется в моральной и юридической сферах общественного устройства, а также в многочисленных проявлениях ежедневного обыденного общения. В общественно-политической сфере «публичность», как нечёткое понятие, можно обозначить средой, в которой множеством голосов происходит процесс образования мнения, где сила заменена взаимопониманием
[1]. «Приватность» - среда, защищённая от вторжения органов власти, общественных организаций и государственных институтов, в которой формируется «Я» - мнение. Концепты «публичность» и «приватность» относятся к числу важнейших регулятивов поведения в политике. С их помощью определяется дистанцированность власти и народа (граждан). Как социокультурный феномен «публичность» и «приватность» находят множественное проявление в политической сфере, выражаясь во власти, государственной службе, норме права и т. д.
«Публичность» и «приватность» являются культурными концептами, т. е. имеют образные, понятийные и ценностные характеристики, обусловлены национальной спецификой, представляют собой сложное образование, в котором выделяются различные стороны. Они включают в себя ценностный компонент, так как ценность всегда социальна. Многие понятия (слова) нейтральны в социальном отношении. Но общественно-политическая лексика, как и философская, - это концепты социально обусловленного содержания [2]. Образная сторона данных концептов представляет собой базовый фрейм (модель построения концепта) физического и символического пространства личности; ценностная сторона - принятые в обществе -
О Ю.В. Шкудунова, 2007
эксплицитные и имплицитные нормы поведения, регулируемые соблюдением границ личного пространства участников общения.
«Публичность» и «приватность» выступают как специфические концепты, которые относятся к этническим, бытийным сущностям и в связи с этим чрезвычайно «текучи» и отличаются большой долей субъективности. Они не «привязаны» к конкретным словам языка, а выражаются опосредованно, в виде признака, отличающегося специфической комбинаторикой. «Публичность» и «приватность» выступают как сложные, многоаспектные категории, воспринимаемые человеком главным образом на подсознательном уровне. «Публичность» и «приватность»
как осознание человеком общественной и своей личной сфер моделируются в качестве общественной ситуации, участники которой или стремятся сохранить свое личное пространство от несанкционированного вторжения или же действуют вне присутствия границ такового. Во взаимопроникновении публичности и приватности человек «актуализирует» сам себя, где как личность «становится “текучим”», осуществляя приобщение к чужому существу [З].
В концептах «публичность» и «приватность» противопоставляются ценности: индивидуальные (действующий политик, кандидат в представительные органы власти, гражданин, избиратель), микрогрупповые (адресные группы, фокус-группы), макро-групповые (партии, электорат, парламент), общечеловеческие (политические системы, идеологии, государства). Индивидуальный концепт «приватность» богаче и разнообразнее, чем коллективный концепт «публичность», поскольку коллективное сознание и коллективный опыт есть ни что иное, как условная производная от сознаний и опыта отдельных индивидов, входящих в коллектив. Однако, с точки зрения исследования процесса коммуникации, больший интерес представляют концепты, существующие в коллективном сознании, так как именно они формируют общее основание (common ground) [4], которое является непременным условием для любого вида совместной человеческой деятельности. Философские, психологические, социологические, культурно-исторические
характеристики феноменов «публичность» и «приватность» оказывают существенное влияние на содержание соответствующего
концепта и позволяют строить их более полную модель.
Концепт «публичность» имеет основные значения, объединенные компонентами «публика» и «личность». Дериват Public (англ.) - государственный, коммунальный. Сочетаемость: публичная сфера,
публичная власть, публичная политика, публичное учреждение, публичное право, публичный характер, публичная служба, публичный порядок. Концепту «приватность» соответствует дериват Privet (англ.) - частный, личный, уединенный, конфиденциальный. Сочетаемость: приватная
сфера, приватная беседа, приватная атмосфера.
Концепты «публичность», «приватность» как проекции явлений окружающей действительности в сознании человека не могут существовать обособленно от других, подобных им единиц. Как и запечатленные в них феномены, концепты образуют целостную систему, компоненты которой, взаимодействуя между собой, устанавливают постоянные связи, переплетаются.
Ядро концепта «публичность» составляют понятия, которые непосредственно ассоциируются с публичностью: І) свобода; 2) открытость; З) доступность; 4) личность;
5) межличностные отношения; б) коммуникативность; 7) демонстрация. Ядро концепта «приватность» составляют понятия, которые непосредственно ассоциируются с приватностью: І) свобода; 2) интимность; 3) скрытность; 4) одиночество; 5) собственность;
6) личность; 7) межличностные отношения; В) нарушение приватности. Эти понятия, в свою очередь, составляют центры образуемых вокруг них полей, частично накладывающихся друг на друга и получающих специфическое наполнение. Налицо общие центры и образуемые вокруг них поля, такие как
І) свобода; 2) личность З) межличностные отношения; 4) нарушение приватности.
Происходит взаимопроникновение и взаимодополнение соответствующих концептов. І) Для концепта «приватность» свобода является ассоциативным аспектом как право на индивидуальную автономность и независимость, что непосредственно соотносится с одной из важных функций приватности. Для концепта «публичность» свобода ассоциируется с характеристикой поведения, которое, как правило, нарушает чужую приватность. Злоупотребление властью является характеристикой нарушения чужой приватности.
2, 3) Поля «личность» и «межличностные взаимоотношения» рассматриваются главным образом с точки зрения исторического развития и влияния соответствующих научных концептов, таких как «персона», «эгоизм», «индивидуализм» и противопоставляются концептам «народ», «группа», «общество». Различные отношения между людьми предполагают ту или иную степень приватности. Концепты, характеризующие эти взаимоотношения, оцениваются с точки зрения выражения приватности в терминах «большеменьше», выстраиваясь в порядке уменьшения степени приватности: интимность (близость), дружба, товарищество, знакомство. Пример: понимание концепта «дружба» в русской культуре предполагает близкие сокровенные взаимоотношения во всех сферах жизни, в том числе и политической, что указывает на специфику русской политики.
В основу построения фрейма концепта «приватность» ставится связанный признак приватности, признак «чужая территория», а также связанный оценочный признак «неправомерный», непосредственно ассоциируемый с нарушением территории. Таким образом, признак приватности конкретизируется в данном значении в направлении «нарушение приватности». 4) Нарушение приватности занимает существенную часть фреймов «приватность» и «публичность» и имеет отдельную классификацию: а) получение информации о ком-либо различными способами; б) распространение информации о ком-либо (широкой публике, конфиденциально...); в) воздействие на объект различными способами, вызывающее эмоциональную реакцию: занижение статуса другого человека, чрезмерное подчеркивание собственного статуса; г) символическое и физическое нарушение территории.
Характеристика людей по отношению к приватности распределяется по двум направлениям: 1) характеристика людей, нарушающих чужую приватность; 2) характеристика людей, чрезмерно реагирующих на нарушение приватности. В первом случае это ситуации: а) получение и распространение информации о других;
б) отрицательно оцениваемая манера поведения: недостаточность манер, их вольность, навязчивость, неприятные, неуместные манеры; в) статусные характеристики людей: завышение собственного
статуса или его чрезмерное подчеркивание, высокомерие, занижение статуса
других, злоупотребление властью; г) вмешательство: в чужие дела, навязывание собственных услуг или мнений, нарушение чужой территории, пространства. Ко второй группе относятся реакции на нарушение: а) люди, испытывающие чрезмерную эмоциональную реакцию на нарушения; б) люди, испытывающие физическое отвращение к чужому; в) люди, чрезмерно соблюдающие условности.
Объектами отрицательной оценки выступают следующие действия: 1) стремление получить личную (приватную, секретную) информацию о других людях; 2) нарушать чужую территорию; 3) распространять приватную информацию о других; 4) пристально и долго кого-либо разглядывать; 5) надоедать своим присутствием; 6) вмешиваться в чужие дела, вмешиваться в личную жизнь кого-либо;
7) навязывать услуги, мнение, знакомство, общество; 8) нарушать приличия, правила поведения; 9) контролировать кого-либо, держать в подчинении; 10) изолировать от общества, игнорировать кого-либо; 11) затрагивать в разговоре неприятные для человека темы; 12) критиковать кого-либо; 13) чрезмерно подчеркивать собственный статус, унижать других; 14) чрезмерно соблюдать условности. Положительно оцениваются следующие характеристики: 1) свобода, независимость;
2) невмешательство в чужие дела; 3) сохранение собственной приватности (не допускать вмешательства в свои дела); 4) соблюдение приличий, норм вежливости (учтивость, нормы поведения).
Наиболее подробно признак приватности представляется в поле «одиночество» за счет конкретизации таких элементов смысла, как добровольность/недобровольность одиночества, полное/неполное одиночество, духовное/физическое одиночество, а также действия, ведущие к одиночеству или его отсутствию. Специфику поля «собственность» раскрывает ситуация нарушения личной территории, конкретизируют такие признаки, как ненормативность, противозаконность действия, нарушение прав другого человека, нарушение приватности, нарушение границ чужой территории.
«Публичность» и «приватность» сопоставляются со следующими концептами: 1) дом, семья; 2) свое/чужое; 3) вежливость, приличия; 4) территория, про-
странство; 5) надзор.
68
Ю.В. Шкудунова
Устанавливается, что сохранение приватности предполагает табуирование действий, которые ассоциируются с ее нарушениями, а также эвфемизацию возможных завоеваний личного пространства. Процесс эвфемизации получает конкретное выражение в виде коммуникативных стратегий, т. е. повторяющихся действий, направленных на достижение желаемого результата.
Концепты «публичность» и «приватность» имеют связку признаков, образующих целостную признаковую структуру. Они становятся структурированными единицами, в которых выделяются определённые компоненты и отношения между ними; это модели, передающие знания и мнения об определённой часто повторяющейся ситуации, т. е. являются ситуационными, поскольку отражают знания событийного характера
[5]. Оба концепта сложные образования, они различаются мерой, уровнем простоты-сложности. Разделение их не абсолютно, а относительно и зависит от вектора рассмотрения. Концепты «публичность» и «приватность» относятся к типу вторичных концептов, т. е. признаков, в силу того что представляются обыденному сознанию не существующими самостоятельно вне вещей-тел, а только в мыслительном отвлечении от последних. Среди признаков они занимают место «не наглядных», наблюдаемых не прямо в ощущениях, а опосредованно, и принадлежат к признакам-отношениям, существуя в соотношениях и взаимодействиях вещей. Таким образом, концепты «публичность» и «приватность» входят в качестве элемента в прагматическую структуру (оценочно-прагматическую) и, как следствие, «прописываются» в координатах системы полезных оценок [6]. То есть «публичное» и «приватное» - это мыслительные образования, которые не имеют жестко детерминированной связи с реальной действительностью и не подчинены законам логики [7]. Эти концепты являются единицами этноязыкового сознания, репрезентирующими их социально значимую оценочность, образный фон и культурно-прагматический потенциал. Прагматические характеристики концептов «публичность» и «приватность» соотносятся с выбором темы общения и зависят непосредственно от фактора степени знакомства. В содержательном аспекте высокую степень табуированности получают
темы, предполагающие обсуждение личных и интимных взаимоотношений, а также финансовых вопросов и политического выбора. К наиболее серьезным нарушениям относятся: распространение личной информации о других, а также несоблюдение норм про-ксемного поведения. Позитивную оценку имеют прямой зрительный контакт во время общения и предложение помощи и услуг со стороны незнакомого человека. Эти результаты могут быть интерпретированы с точки зрения важности соблюдения проксемных норм в русской политической культуре (жестокость/ мягкость границ личного пространства) и осуждения злонамеренного распространения личной информации, получающей статус приватной.
Концепты «публичность» и «приватность» сопоставимы с понятиями «пространство», «дистанция», «территория».
Территориальное поведение, дистанциро-ванность и построение различных моделей пространства выступают как способы обеспечения приватности, включаясь в данное понятие как конкретные механизмы для достижения конечной цели -необходимого баланса личных и общественных интересов. Данные концепты как предмет изучения в рамках социальной философии и политической культуры являются одной из фундаментальных человеческих ценностей, представляя собой многоаспектные категории, и рассматриваются в рамках различных дисциплинарных направлений - философии, лингвистики, психологии, социологии.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуни-
кативное действие. СПб.: Наука, 2000. С. 215.
[2] Крючкова Т.Б. Особенности формирования и развития общественно политической лексики и терминологии. М.: Наука, 1989. С. 54.
[3] Гильдебранд Д. Метафизика коммуникации. СПб.: Алатея, 2000.
[4] Кларк Дж.Г.Д. Доисторическая Европа: Экон. очерк / Пер. с англ. М.Б. Граповой-Свири-довой. М.: Изд-во Иностр. лит., 1953. С. 218.
[5] Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лек-
ций по английской филологии. Тамбов, 2000.
[6] Никитин М. В. Развёрнутые тезисы о концептах //
Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 1.
[7] Алефиренко Н.Ф. Этноэйдемический концепт и внутренняя форма языкового знака // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 1.