Научная статья на тему 'Концептуальная модель туристского кластера как логистической системы'

Концептуальная модель туристского кластера как логистической системы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
186
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР / ЭЛЕМЕНТЫ КЛАСТЕРА / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / TOURIST CLUSTER / CLUSTER ELEMENTS / LOGISTIC SYSTEM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Коль Ольга Дмитриевна

В статье обосновывается актуальность применения логистического подхода к процессу формирования и развития туристского кластера. Формулируются основные задачи, требующие решения посредством использования логистической концепции, в процессе формирования и развития туристских кластерных образований. Приводится характеристика туристского кластера в разрезе его основных составляющих как логистической системы. Автором формулируется определение понятия «туристский кластер» с точки зрения логистического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL MODEL OF TOURIST CLUSTER AS A LOGISTICS SYSTEM

The article substantiates the relevance of applying the logistic approach to the process of formation and development of a tourist cluster. The main tasks are formulated that need to be solved using a logistic concept in the process of formation and development of tourist cluster entities. The characteristic of the tourist cluster in the context of its main components as a logistics system is given. The author formulates a definition of the concept of “tourist cluster” from the point of view of the logistic approach.

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель туристского кластера как логистической системы»

Ольга Дмитриевна Коль - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА КАК ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация. В статье обосновывается актуальность применения логистического подхода к процессу формирования и развития туристского кластера. Формулируются основные задачи, требующие решения посредством использования логистической концепции, в процессе формирования и развития туристских кластерных образований. Приводится характеристика туристского кластера в разрезе его основных составляющих как логистической системы. Автором формулируется определение понятия «туристский кластер» с точки зрения логистического подхода.

Ключевые слова. Туристский кластер, элементы кластера, логистическая система.

Kol O.D.

CONCEPTUAL MODEL OF TOURIST CLUSTER AS A LOGISTICS SYSTEM

Abstract. The article substantiates the relevance of applying the logistic approach to the process of formation and development of a tourist cluster. The main tasks are formulated that need to be solved using a logistic concept in the process of formation and development of tourist cluster entities. The characteristic of the tourist cluster in the context of its main components as a logistics system is given. The author formulates a definition of the concept of "tourist cluster" from the point of view of the logistic approach.

Keywords. Tourist cluster, cluster elements, logistic system.

Ведение

Развитию туризма сегодня в Российской Федерации придаётся большое значение, так как он является одним из наиболее важных и динамично развивающихся видов экономической деятельности, приносящих доход в бюджет страны. Именно поэтому утверждённая в 2019 г. Правительством РФ новая версия федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)» ставит главной своей целью создание условий для эффективного развития сферы туризма Российской Федерации, результатом чего станет' увеличение доли от-

ГРНТИ 06.71.57 © Коль О.Д., 2020

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 911-299-88-46. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 11.02.2020.

расли в ВВП страны к 2026 году; вклад отрасли в ВВП РФ должен возрасти до 5%, против нынешних 3,47%, и составить более 5 трлн рублей [12].

При этом, одним из ключевых направлений достижения поставленной цели выступает «комплексное развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры туристских кластеров по приоритетным видам туризма». Уже сегодня в 35 регионах России реализуются инвестиционные проекты по созданию 45 кластеров, в частности, 38 туристско-рекреационных и 7 авто-туристских кластеров [12]. Следует отметить, что задача формирования и развития туристских кластеров в Российской Федерации, как один из важнейших инструментов привлечения иностранных туристов и повышения активности внутреннего туризма, уже была поставлена в Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». В Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года кластерный подход рассматривается в качестве передового и эффективного механизма «концентрации усилий как органов государственной власти, так и частных предпринимательских инициатив для создания туристской инфраструктуры» [16]. В ней было предусмотрено создание 57 туристско-рекреационных и автотуристических кластеров на территории 43 регионов; 44 кластера должны были быть созданы за счет федерального бюджета, из которого было выделено почти 10 млрд рублей.

Однако, на конец 2017 г. из 44 туристических кластеров полностью были созданы и начали функционировать только два - это «Самоцветное кольцо Урала» в Свердловской области и «Кезеной-Ам» в Чеченской Республике. Как отмечают представители Счётной палаты РФ, парадокс заключается в том, что чем больше денег выделяют из федерального бюджета на создание туристского кластера конкретному региону, тем хуже идёт процесс [10].

Теоретические основы исследования

Следует отметить, что в отечественной и зарубежной научной литературе, различных практических разработках проблемам создания кластеров уделено достаточно много внимания. Например, ещё в декабре 2008 г. Минэкономразвития РФ были утверждены Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (№№ 20615-ак/д19). Сегодня, развитие теории и методологии туристских кластеров в нашей стране получило достаточно широкое развитие. Существует достаточно много научных подходов к определению понятия «туристский кластер». При этом до сих пор отсутствует единое мнение относительно сущности и содержания понятия «туристский кластер».

Например, автором были опубликованы исследования по концептуальным основам формирования туристского кластера в крупных городах [6]. С точки зрения логистического подхода таких исследований практически не проводилось. И это несмотря на то, что логистическая природа кластерных образований уже доказана и описана в современной научной литературе [2; 3; 7]. Анализ научной литературы по вопросам использования кластерного подхода в туризме показывает, что в основном научные исследования посвящены институциональным проблемам туристских кластеров, особенностям формирования и развития кластеров отдельных видов туризма, в отдельных регионах России, межрегиональных кластеров, особенностям кластера как основы для развития туристско-рекреационного потенциала региона, государственной финансовой поддержки туристских кластеров, проблемам частно-государственного партнёрства и т.д.

Однако, по нашему мнению, до сих пор не нашла должного внимания и, соответственно, применения методология современной логистической науки при изучении теоретических и методологических основ формирования и развития туристских кластеров. Представляется, что преодоление существующих проблем неэффективного формирования и развития кластерных образований в туризме, нецелевого расходования бюджетных финансовых ресурсов в России настоятельно требует апробации и широкого использования современной концепции логистики применительно к сфере туризма, что позволит рассматривать туристские кластеры по-новому: во-первых, как логистические системы, а, во-вторых, разработать механизм повышения эффективности их деятельности на основе оптимизации экономических потоков между всеми его подсистемами и элементами.

Как отмечает Сергеев В.И., логистическая система - это «система, состоящая из взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками элементов-звеньев, совокупность которых, границы и задачи функционирования объединены внутренними целями органи-

зации бизнеса и (или) внешними целями» [11, с. 52] и направлена на получение максимального синер-гетического эффекта на основе интеграции материальных, сервисных, финансовых, информационных потоков, что позволяет говорить о логистической природе кластеров. В начале ХХ в. в нашей стране активно началось исследование различных аспектов проявления логистического подхода в сфере туризма. Следует отметить исследования проблематики логистики в сфере туризма Скоробогатовой Т.Н. [13, с. 393-398; 14], Одинцовой Т.Н. [9], Новикова Д.Т. и Соколовой И.А. [8], Гвозденко А.А. [4], Смирнова 1.Г. [15], Янковенко В.А. [18], Чуваткиной П.П. и Косовой С.А. [17] и других.

Однако, необходимо отметить, что в последние 4 года развитие теории и методологии туризма с использованием логистической концепции практически отсутствует. Представляется, что это связано с тем, что логистика до сих пор отождествляется с определенными сферами деятельности, преимущественно с общественным производством (материальным производством или реальным сектором и отраслями его производственной инфраструктуры; материально-техническим обеспечением и сбытом, производством, транспортом, связью, складированием, сбытом) [1]. В то же время, при переходе современной цивилизации в этап постиндустриального развития произошло проникновение ключевых положений логистики в сферу услуг, к которой относится и туризм. В результате появилась сервисная логистика. На современной стадии «развития сервисной логистики ... [происходит - прим. ред.] ... ее выход за пределы сферы услуг и распространение в других сферах экономики» [13].

Применительно к туризму практическое отсутствие научных исследований можно объяснить сложностью этой сферы экономической деятельности как объекта логистического исследования. Туристская индустрия представляет собой многоотраслевой комплекс, объединяющий разнообразные по технологии производства и предоставления услуги (товары, работы) предпринимательские структуры, относящиеся к различным видам экономической деятельности [5, с. 31]. При этом межотраслевые связи в туризме возникают только в процессе оказания комплекса туристских услуг (продукции, работ) в рамках специально сформированного туроператором турпакета.

Сегодня турпродукт (предлагаемый туроператорами в виде турпакета) претерпел значительные изменения - он трансформировался в сферу духовного переживания потребителя, в сферу восприятия туристом культуры, быта и природы региона посещения. Кроме того, в условиях цифровизации всех сфер современной жизни и туризма, в том числе, необходима разработка новых подходов, методов и инструментов к формированию и продвижению турпродукта страны (региона) и непосредственно самих предприятий туризма в целях создания наиболее сильных и благоприятных впечатлений у туристов. Именно поэтому кластерные формы организации туристской индустрии в регионах сегодня являются одним из важнейших направлений повышения уровня конкурентоспособности российского туризма.

Обоснование актуальности исследования

В качестве важнейших причин необходимости развития кластерного подхода в отечественном туризме следует выделить следующие:

• во-первых, значительное повышение уровня конкуренции как между непосредственно предприятиями туризма внутри нашей страны, так и странами, отдельными регионами и городами как туристскими дестинациями;

• во-вторых, начало широкого внедрения цифровых технологий, что привело к тому, что сегодня туристы посредством различных цифровых инструментов стремятся упростить доступ к туристским услугам, минимизировать свои издержки, прежде всего временные, на их потребление. Следовательно, именно цифровые платформы и новые цифровые инструменты представляют сегодня новые формы коммуникационного взаимодействия в туризме, позволяя туристам путешествовать самостоятельно, покупая туры в интернете. Как показывает зарубежная практика, внедрение различных цифровых инструментов на всех уровнях управления туризмом (страна - регион (город) -предприятие) является одним из важнейших факторов конкурентоспособности не только на мировом, но и на внутреннем туристских рынках;

• в-третьих, по-прежнему одной из основных проблем, сдерживающих развитие как въездного, так и внутреннего туризма остается слабое развитие инфраструктуры (дорожной, инженерной, гостиничной и т.д.), которая требует привлечения дополнительных, причем значительных, инвестиций. Учитывая, что туристские кластеры формируются и развиваются на основе государственно-

частного партнёрства, при котором инженерную, дорожную инфраструктуру и другие виды региональной инфраструктуры (например, предприятия по переработке бытовых отходов), требующие значительных инвестиций, строит государство за счёт федерального и регионального бюджетов, инвестиции на развитие собственно туристских предприятий будут направлены только на создание и развитие туристского предложения (гостиниц, ресторанов, музеев, спортивных аттракционов, бальнеологических курортов и т.д.);

• в-четвертых, в рамках туристского кластера может быть решена проблема кадрового обеспечения предприятий, прежде всего, в отношении специально подготовленного, квалифицированного обслуживающего персонала (администраторов, горничных, официантов, тарификаторов и т.д.).

Основные результаты исследования

Представляется, что основными задачами, решаемыми посредством использования логистической концепции, в процессе формирования и развития туристских кластерных образований, должны быть следующие:

1. Организация эффективного взаимодействия основных элементов кластера (см. рис.), которые непосредственно или косвенно участвуют в создании, продвижении и реализации его турпродукта:

• ключевых туристских предприятий (организаций) или ядра кластера, в качестве которых выступают разнообразные аттракторы - различные культурно-исторические аттракторы (музеи, театры), природные объекты (скалы, каньоны, водопады, пещеры) и ресурсы (источники минеральных вод и грязей), водные объекты (моря, озёра), специально построенные современные торговые, развлекательные и бизнес комплексы, событийные мероприятия (карнавалы, спортивные события) и т.д.;

• обеспечивающих туристских предприятий, которые следует подразделять на две подсистемы: (1) поставщиков туристских услуг - предприятия, предоставляющие услуги соответствующего уровня качества (коллективные и индивидуальные средства размещения, предприятия общественного питания, экскурсионные бюро и т.д.); (2) организаторов туризма - это туроператоры и ту-рагенты, основная задача которых заключается в разработке турпродукта(тов) кластера, его продвижении на российском и зарубежном туристских рынках и реализации конечному потребителю; кроме того, именно эти предприятия, а также экскурсионные бюро осуществляют приём и сопровождение организованных туристов, прибывающих в туристский кластер (дестинацию);

• бизнес-среды или вспомогательной подсистемы, представляющей собой совокупность внешних факторов, влияющих на деятельность предприятий туризма (как входящих в ядро кластера, так и обеспечивающую подсистему кластера) и обеспечивающих им определённый уровень конкурентоспособности на отечественном и зарубежном туристских рынках. Её, в свою очередь, можно подразделить ещё на две подсистемы (подсистемы третьего уровня): (1) специальную бизнес-среду, включающую в себя организации, регулирующие создание, функционирование развитие туристского кластера на федеральном и региональном уровнях (например, местные органы законодательной и исполнительной власти в туризме, маркетинговый центр и туристско-информационный центр, общественные туристские организации (ассоциации, союзы и т.д.), образовательные учреждения, научные и исследовательские центры и др.); (2) общую бизнес-среду или институциональную среду туристского кластера, региональную бизнес-инфраструктуру, инженерную, транспортную и другие виды инфраструктуры и т.д.;

2. Построение формальных и неформальных связей (взаимоотношений) между всеми вышеперечисленными участниками туристского кластера в целях создания эффективных материальных, финансовых, информационных, сервисных и кадровых потоков;

3. Разработка механизма управления кластером как важнейшего условия эффективности его функционирования;

4. Формирование эффективных логистических потоков взаимодействия с другими кластерами региона (например, строительным, продовольственным, различного вида промышленными кластерами, телекоммуникационным и т. д.).

Следовательно, туристский кластер, представляющий собой комплекс территориально локализованных и взаимосвязанных предприятий (организаций) различных видов экономической деятельности региона, деятельность которых направлена на создание условий для духовных и эмоциональных пе-

реживаний потребителя туристских услуг и повышение конкурентоспособности дестинации на отечественном и международном туристских рынках, как логистическая система должен быть исследован на макроуровне и на микроуровне. На макроуровне туристский кластер - это единая логистическая система, устанавливающая различного вида связи с внешней средой. На микроуроне туристский кластер представляет собой систему, состоящую из отдельных подсистем и элементов, а также связей между ними, реализуемых на практике в виде логистических потоков в рамках логистического процесса. Именно на микроуровне логистический процесс включает формирование, продвижение и реализацию турпродукта(тов) и туруслуг для удовлетворения потребностей туристов в отдыхе, реализуемой в данном туристском кластере.

Рис. Взаимодействие элементов туристского кластера как логистической системы

По нашему мнению, данный процесс должен соответствовать правилам логистики 7Я: необходимый для потребителя турпродукт (туруслуга); высокого качества; в необходимом объёме; в установленные сроки проведения тура; в необходимом для потребителя туристском кластере (туристской дестинации); для конкретного сегмента туристского рынка (туриста); с оптимальной стоимостью тур-продукта (туруслуги) для конкретного потребителя. Поэтому связи между участниками туристского кластера могут быть различной степени интенсивности, но изменение их характеристик у одних подсистем и элементов туристского кластера приведёт к соответствующему изменению их у других.

Например, изменения в одном элементе турпродукта (различный способ доставки туриста - авиаперелёт, железнодорожный или автобусный транспорт и т.д.) приведут к изменению в сегменте рынка

(туристе), для которого данный турпродукт был сформирован, его стоимости, объёмах продаж и даже повлияют на сроки проведения тура. Поэтому, нам представляется, что для характеристики туристского кластера как логистической системы необходимо учитывать такие её составляющие как элементы, связи, структура, взаимодействие, системные свойства, внешняя среда, целостность, сложность и делимость. Их характеристика, применительно к туристским кластерам, представлена в таблице.

На основании вышеизложенного можно дать следующее определение понятия «туристский кластер» с точки зрения логистического подхода: это устойчивая инновационная туристская логистическая система на конкретной территории, включающая в себя тесно взаимосвязанные предприятия и организации различных отраслей хозяйства региона, с целью создания условий для духовных и эмоциональных переживаний потребителя регионального турпродукта (туруслуг) - туриста - и повышения конкурентоспособности региона на отечественном и международном туристских рынках на основе эффективного управления логистическими потоками между его участниками.

Таблица

Характеристика туристского кластера как логистической системы

Составляющие Характеристика

Элементы Ключевые туристские предприятия или ядро кластера - аттракторы. Поставщики туристских услуг (коллективные и индивидуальные средства размещения, предприятия общественного питания, экскурсионные бюро и т.д.). Бизнес-среда или обеспечивающая подсистема

Связи Материальные, финансовые, информационные, сервисные и кадровые потоки

Структура Совокупность составляющих туристский кластер предприятий (элементов) и связей между ними (эффективные логистические потоки)

Взаимодействие Предприятия ядра кластера, поставщики туруслуг и бизнес-среда воздействуют друг на друга как вхождением в туристский кластер, так и выходом из него, в том числе под воздействием факторов внешней среды

Системные свойства Туристский кластер имеет свойства, не сводимые к свойствам входящих в него подсистем и элементов. Главные свойства туристского кластера - это инновационность, комплексность, синергичность, устойчивость

Внешняя среда Предприятия, организации, органы государственного и муниципального управления и т.д., которые не являются частью туристского кластера, но существенно влияют на него как на логистическую систему

Целостность Подчинение единой цели - повышение конкурентоспособности всех предприятий -участников кластера на отечественном и международном рынках туризма на основе создания и предложения туристского продукта высокого уровня качества, способного удовлетворять разнообразные потребности туристов в процессе их путешествия, а также увеличения вклада предприятий, входящих в кластер, в экономику соответствующего административно-территориального образования (или их объединения в случае, например, приграничных и межрегиональных кластеров)

Сложность Так как в деятельности предприятий кластера участвуют люди, и его основные турпро-дукты (туруслуги) направлены на удовлетворение потребностей людей в отдыхе, то это затрудняет предсказуемость эффективности его функционирования. Также в кластер входит большое количество сложных элементов, имеющих социальные, экономические, технологические, психологические, информационные, юридические и другие особенности, что также затрудняет прогнозирование его развития

Делимость Наличие множества относительно самостоятельных подсистем и их элементов, имеющих свои собственные локальные цели и задачи (при сохранении приоритета общесистемных целей)

Заключение

В заключение необходимо сделать следующие выводы.

Во-первых, туристский кластер представляет собой сложную логистическую систему, требующую создания специальной методологии его формирования, функционирования и развития на основе оптимизации логистических потоков на макро- и на микроуровнях.

Поэтому, во-вторых, именно в кластере, где процесс формирования, продвижения и реализации турпродукта (туруслуг) проходит достаточно большое количество этапов и в нем участвуют большое количество предприятий (партнёров), иногда даже не входящих непосредственно в туриндустрию, возможна эффективная реализация принципов интегрированной логистики в целях удовлетворения разнообразных потребностей туристов в процессе их путешествия, а также повышения уровня конкурентоспособности региона на отечественном и международном рынках туризма.

В-третьих, представляется, что важнейшим инструментом логистического процесса формирования, продвижения и реализации турпродукта (туруслуг) туристского кластера на микроуровне должна стать реализация правил 7R, широко применяемых в логистике. Например, реализация принципов интегрированной логистики в кластерном образовании приведёт к возникновению синергетического эффекта не только для отдельного предприятия, но и для всего кластера в целом, за счёт более тесных связей по обмену информацией и различного вида ресурсами.

В-четвёртых, представляется, что применение логистического подхода позволит построить более эффективную систему управления туристским кластером, сформировать определённые стандартизированные логистические процессы, которые позволят сократить транзакционные затраты.

В-пятых, создание эффективной логистической системы в туристских кластерах потребует от её участников наличия специальных знаний и формирования специальных компетенций, что потребует формирования системы повышения квалификации или переподготовки в сфере логистики и управления цепями поставок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алон Х., Ремко В. Управление логистикой: разработка стратегий логистических операций. Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2007. 368 с.

2. Афанасенко И.Д., БорисоваВ.В. Логистика в системе совокупного знания. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. 395 с.

3. Еременко И.А., Еременко Т.И. Логистизация кластерного подхода развития региональной экономики // Молодой ученый. 2016. № 12. С. 1239-1249.

4. Гвозденко А.А. Логистика в туризме. М.: Финансы и статистика, 2004. 272 с.

5. Коль О.Д. Экономический потенциал туристских предпринимательских структур крупного города: теория и методология оценки. Монография. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. 95 с.

6. Коль О.Д. Туристские кластеры в крупном городе: сущность и особенности формирования // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер.: Экономика. 2009. Вып. 6 (33). С. 297-299.

7. Меньшенина И.Г., Капустина Л.М. Кластерообразование в региональной экономике: монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2008. 154 с.

8. Новиков Д.Т., Соколов И.А. Логистика туристического предприятия М.: Изд-во РЭА им. Г.В. Плеханова, 2006. 72 с.

9. Одинцова Т.Н. Логистические технологии в туризме: кластерный подход // Вестник экономической интеграции. 2009. № 3. С. 102-109.

10. Регионы провалили программу создания туристических кластеров. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mk.ru/social/2017/12/22/regiony-provalili-programmu-sozdaniya-turisticheskikh-klasterov.html (дата обращения 30.01.2020).

11. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе. М.: ИНФРА-М., 2001. 608 с.

12. Ростуризм рассчитывает благодаря ФЦП довести долю туризма в ВВП до 5% к 2026 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/pmef-2018/articles/5231622 (дата обращения 06.10.2019).

13. Скоробогатова Т.Н. Традиционная и сервисная логистика: разграничение и взаимопроникновение // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-2. С. 393-398.

14. Скоробогатова Т.Н. Логистика туризма в фокусе новых логистических направлений. // Сервис в России и за рубежом. Материалы VII заочной научно-практической конференции «Современные проблемы и перспективы модернизации и инновационного развития экономики». Том 10. 2016.

15. Смирнов 1.Г. Лопстика туризму. К.: Знання, 2009. 444 с.

16. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2014/06/09/turizm-site-dok.html (дата обращения 06.10.2019).

17. Чуваткина П.П., Косова С.А. Логистическая модель туристской системы // Российское предпринимательство. 2008. № 5, вып. 2 (111). С. 178-184.

18. Янковенко В.А. Логистика в туризме. Минкс: РИПО, 2014. 47 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.