Научная статья на тему 'Концептуальная модель стратегического управления энергосбытовыми компаниями на основе процессноориентированного анализа клиентской рентабельности'

Концептуальная модель стратегического управления энергосбытовыми компаниями на основе процессноориентированного анализа клиентской рентабельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ / ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ / КЛИЕНТСКАЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / ENERGY SUPPLY COMPANY / PROCESS-ORIENTED ANALYSIS OF PROFITABILITY / CUSTOMER PROFITABILITY / BUSINESS MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крупский А. В.

Задача повышения эффективности энергосбытовой компании на основе снижения издержек сводится к сокращению себестоимости оказываемых клиентам услуг. Основной сложностью при этом является расчет себестоимости обслуживания клиента, а именно распределение косвенных затрат, что может быть реализовано на основе процессно-ориентированного анализа рентабельности, который основывается на совмещении концепций сбалансированной системы показателей и процессно-ориентированного менеджмента, включающего в себя методики учета затрат и бюджетного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual model of the energy supply companies strategic management in terms of the process-oriented analysis of customer profitability

The task of improvement of the effectiveness of the energy supply company on the basis of reducing costs comes down to the contraction of the prime cost of customer service. In this case the main difficulty is to calculate the prime cost of the customer service, especially the allocation of indirect costs that can be implemented in terms of the process-oriented analysis of profitability based on a combination of the concepts of balanced scorecard system and process-oriented management including the method of cost accounting and budget management.

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель стратегического управления энергосбытовыми компаниями на основе процессноориентированного анализа клиентской рентабельности»

Концептуальная модель стратегического управления энергосбытовыми компаниями на основе процессно-ориентированного анализа клиентской рентабельности

А.В. Крупский

Характерной особенностью энергосбытовой компании (ЭСК) является отсутствие производственного процесса, следовательно, незначительные объемы запасов и материальных активов. Таким образом, клиент — это центральный элемент, формирующий стоимость энергосбытовой компании. Для привлечения и удержания наиболее рентабельных клиентов предлагается использовать модель комплексного маркетинга 4С, предложенную Р. Лотеборном1. Данная модель противопоставляется широко использовавшейся ранее концепции 4P (рис. 1) и позволяет учесть новые реалии, сформировавшиеся в результате прошедшей реформы электроэнергетики, выделения конкурентных секторов отрасли и повышения динамичности изменения рыночных условий и отражает смещение акцента маркетинговой деятельности предприятия с продукта на покупателя1 2.

4P

4C

Рис. 1. Эволюция моделей комплексного маркетинга 4Р-4С

1 Официальный сайт профессора Р Лотеборна // http://rlauterborn.com/pubs/pdfs/4_Cs.pdf (дата обращения: 15.04.2014).

2 Крупский А.В. Комплексный маркетинг энергосбытовой компании на основе согласованного уровня предоставления услуг и анализа клиентской рентабельности // Фундаментальные исследования. 2013. № 8 (часть 2). С. 424-428.

112

Выпуск 1 2015

А.В. Крупский

Реализация модели комплексного маркетинга направлена на повышение эффективности собственной деятельности компании за счет обеспечения клиентоориентированного подхода, основанного на концентрации внимания на ценностях, нуждах и затратах потребителя. Ценность, как и эффективность, является многокритериальной категорией и выступает как субъективная оценка конкретных свойств товара или услуги; другими словами, ценность определяется потребителем34. Категория потребительской ценности исследована в различных теориях, в т. ч. «экономической ценности для потребителя» (EVC - economic value to the customer)5, согласно которой цена на товар или услугу устанавливается на основе ценности предложения для потребителя. В свою очередь, ценность продукции — это максимальная цена, которую покупатель готов заплатить, принимая во внимание комплексную оценку свойств данного предложения и прочих рыночных аналогов и субститутов. Важность формирования потребительской ценности определяет необходимость разработки бизнес-модели компании, способной оперативно адаптироваться к рыночным тенденциям, определяя оптимальный перечень и себестоимость бизнес-процессов, необходимых для оказания услуг, представляющих максимальную ценность для потребителя.

Себестоимость обслуживания клиента является суммой затрат на осуществление бизнес-процессов, необходимых для оказания услуг по энергоснабжению клиента. Таким образом, ключевые элементы, на которых должно быть сконцентрировано внимание компании, — ценность услуги и эффективность процесса ее предоставления, что, в свою очередь, позволяет перейти к понятию клиентской рентабельности для компании-поставщика как комплексного показателя, отражающего эффективность деятельности энергосбытовой компании.

Оценка и рост клиентской рентабельности могут быть реализованы на основе применения принципов процессно-ориентированного анализа рентабельности (Activity-Based Performance Analysis, ABPA)6, который основывается на совмещении концепций сбалансированной системы показателей (Balanced Score card, BSC)7 и процессно-ориентированного менеджмента (Activity based management, ABM), включающего в себя методики учета затрат (Activity based Costing, ABC) и бюджетного управления (Activity based budgeting, ABB). Процессно-ориентированный анализ рентабельности, совмещая BSC и ABM, позволяет сопоставить доходы от бизнес-процесса, осуществляемого в компании в интересах ее клиентов, с затратами на его выполнение. В отличие от традици-

3 ЛаСалль Д, Бриттон Т. А. Бесценные: как превратить обычные товары в необычные впечатления. М.: Вильямс, 2006. 192 с.

4 Маркова В.Д., Курцевич А.И. Дополнительная ценность для потребителей: Методические аспекты формирования. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2007. Том 7, вып. 2.

5 Щеголев В.В. Потребительская ценность товара на промышленных рынках. Современное машиностроение. Наука и образование. 2013. № 3. С. 565-576.

6 Мейер М., Маршал В. Оценка эффективности бизнеса: что будет после сбалансированной системы показателей. М.: ООО «Вершина», 2004. 272 с.

7 Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию. М.: «Олимп-бизнес», 2010. 320 с.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

113

Научные сообщения

онного подхода, когда затраты относятся на себестоимость товара, а доходы на потребителей, концепция ABPA позволяет соотнести расходы на потребителей и доходы на бизнес-процессы. Таким образом, процессно-ориентированный анализ рентабельности позволяет выявить те бизнес-процессы, которые обеспечивают рост ценности услуги/товара для потребителя, и, кроме того, оценить клиентскую рентабельность на основе сопоставления прибыли от клиента и себестоимости бизнес-процессов, необходимых для предоставления ему услуг. В ABPA единицей управления является бизнес-процесс, а единицей анализа — клиент, так как он является центром формирования прибыли и затрат (рис. 2).

Стоимость компании

Top-down

индикаторы

(TDI)

Выручка

OIBDA

Чистая

прибыль

_Л_______

Уровень

долга

Дивиденды

\ Я \ / у'

Себестоимость \ Себестоимость \ Себестоимость \| Клиентская I/ Выручка бизнес-процесса у услуги / клиента рентабельность от клиента

Рис. 2. Процессно-ориентированный анализ клиентской рентабельности

В целях реализации идеологии процессного подхода и оптимального распределения ресурсов компании по ключевым бизнес-процессам сформирована бизнес-модель энергосбытовой компании, совмещающая организационную и финансовую структуры. На основе анализа существующих организационных структур энергосбытовых компаний и учитывая высокую важность взаимодействия с клиентами, наиболее соответсвующим специфике энергосбытовой компании является сочетание подразделений «фронт-офис, мидл-офис, бэк-офис», что обеспечит декомпозицию бизнес-процессов до уровня каждого клиента (рис. 3). Реализуя принцип процессно-ориентированного бюджетного управления (ABM), осуществлена классификация подразделений по центрам финансовой ответственности согласно производимыми ими доходам и расходам, что позволит оптимально распределить ресурсы компании, обозначить зоны ответственности.

114

Выпуск 1 2015

А.В. Крупский

Рис. 3. Концепция организационно-финансовой бизнес-модели энергосбытовой компании

С учетом характерных особенностей энергосбытовой компании задача повышения эффективности деятельности на основе снижения издержек сводится к сокращению себестоимости оказываемых клиентам услуг. Основной сложностью при этом является расчет объема затрат на обслуживание клиента, а именно распределение косвенных затрат. В структуре необходимой валовой выручки ЭСК наиболее весомыми статьями затрат являются расходы на оплату труда и социальные нужды, что составляет более 40% (рис. 4), при этом материальные расходы — не более 15%. Таким образом, ключевым ресурсом и элементом затрат в случае энергосбытовой компании является персонал.

Структура и объем затрат Структура сбытовой надбавки

на реализацию электрической энергии энергосбытовой компании

Услуги Сбытовые

онфрнаисацуиГных^^Р'>чие расходы, 0,1% 3,7/0

Прочие расходы, 17%

Капитальные вложения, 5%

Услуги

по передаче Покупная электроэнергии, электроэнергия, 6% 46,6%

Амортизация ОС, 6%

Материальные ' расходы, 17%

Расходы на оплату труда и отчисления

на социальные нужды, 6%

Рис. 4. Структура и объем затрат на реализацию электрической энергии (мощности)

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

115

Научные сообщения

Автором разработана методика расчета себестоимости клиента энергосбытовой компании на основе оценки затрат на выполнение бизнес-процессов, что позволяет определять их оптимальный состав и структуру в целях формирования максимальной добавочной стоимости услуг (рис. 5).

црсл'юор | | |£ЦрСЛ'ЮОр | j |£ЦрСЛ'ЮОр |

затрат I I ресурса I i процесса i

Рис. 5. Методика расчета себестоимости клиента энергосбытовой компании

Методика расчета себестоимости клиента энергосбытовой компании включает в себя следующие этапы:

1. Перенос затрат на стоимость ресурса. Наиболее значимым ресурсом в случае энергосбытовой компании является персонал. Затраты на персонал можно разделить на прямые (например, заработная плата) и косвенные (стоимость аренды помещения и пр.). Таким образом, стоимость r-го работника Срг можно определить как сумму этих затрат:

ск = У С,

м с

у Чдад

z =1

d=

=1Q

q Pr d

■ffid

(1)

где Cnpimz — прямые затраты; N — общее количество прямых затрат; СДМ — стоимость d-го драйвера затрат; — общее количество единиц d-го драйвера

затрат; qPrd— количество единиц d-го драйвера затрат, потребляемое r-ым работником; M — общее количество распределяемых затрат.

2. Перенос стоимости ресурса на стоимость бизнес-процессов СБпр. Расчет на этом этапе осуществляется по следующей формуле:

С

БПр

N t

У 1Шрг * с

г= 1 эфг

Pr

(2)

где N — общее количество работников, занятых в p-м процессе; Срг — стоимость r-го работника; tEnpr — время выполнения p-го процесса r-м работником; Тэфг— эффективный фонд рабочего времени r-го работника.

3. Перенос стоимости бизнес-процесса на услуги. На данном этапе стоимость основных процессов переносится на клиентов в соответствии с драйверами процессов:

СУ =У apC

Р БПР ,

р=1

(3)

116

Выпуск 1 2015

А.В. Крупский

где Cy. — стоимость j-й услуги; а.— доля p-го бизнес-процесса, участвующая в оказании j-й услуги (для бизнес-процессов, участвующих в нескольких услугах, определяется, например, как доля услуги в общей выручке); C — стоимость p-го бизнес-процесса.

4. Определение себестоимости клиента. Себестоимость клиента определяется как сумма оказанных ему услуг:

Са = Е C-, (4)

где CKk — себестоимость k-го клиента; Cyj — стоимость j-й услуги, оказываемой k-му клиенту; N — количество услуг, оказываемых k-му клиенту.

На основе расчета себестоимости обслуживания клиента и полученной от него выручки определяется клиентская рентабельность:

R=( -£ C„,)l E,, (5)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где R — рентабельность г-го клиента, E. — выручка от г-го клиента, ЕС . — себестоимость оказанных г-му клиенту услуг.

Механизм расчета себестоимости клиента энергосбытовой компании на основе оценки затрат на выполнение бизнес-процессов позволяет определять их оптимальную структуру и перечень в целях формирования максимальной добавочной стоимости услуг. Реализация предложенных методических и практических рекомендаций позволит сформировать оптимальную организационнофинансовую бизнес-модель энергосбытовой компании, способную обеспечить устойчивое функционирование и развитие на основе определения зон ответственности за финансовый результат компании, повышения эффективности бизнес-процессов и роста клиентской рентабельности.

Список используемых источников

1. Каплан Р., Нортон Д. «Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию». М.: «Олимп-бизнес», 2010. 320 с.

2. Крупский А.В. Комплексный маркетинг энергосбытовой компании на основе согласованного уровня предоставления услуг и анализа клиентской рентабельности // Фундаментальные исследования. 2013. № 8 (часть 2).

3. ЛаСалль Д., Бриттон Т. А. Бесценные: как превратить обычные товары в необычные впечатления. М.: Вильямс, 2006. 192 с.

4. Маркова В.Д., Курцевич А.И., «Дополнительная ценность для потребителей: Методические аспекты формирования» Вестник НГУ Серия: Социально-экономические науки 2007. Том 7, выпуск 2.

5. Мейер М., Маршал В. Оценка эффективности бизнеса: что будет после сбалансированной системы показателей. М.: ООО «Вершина», 2004. 272 с.

6. Официальный сайт профессора Р. Лотеборна // http://rlauterborn.com/pubs/pdfs/4_ Cs.pdf (дата обращения: 15.04.2014).

7. Щеголев В.В. Потребительская ценность товара на промышленных рынках. Современное машиностроение. Наука и образование. 2013. № 3.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.