Научная статья на тему 'Концептуальная модель социально-ориентированной налоговой нагрузки наноуровня'

Концептуальная модель социально-ориентированной налоговой нагрузки наноуровня Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / ЭФФЕКТ ДОХОДА / ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ / НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Печенегина Т. А.

Область исследования социальной значимости налогообложения предполагает теоретико – эмпирический подход к социальным векторам налоговой политики для решения задачи оптимального поведения потребителя в условиях экономической неопределенности включает показатель – налоговая нагрузка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель социально-ориентированной налоговой нагрузки наноуровня»

УДК 336.2.02 - 047.58

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НАНОУРОВНЯ CONCEPTUAL MODEL OF SOCIO-ORIENTED TAX BURDEN NANOLEVEL

Печенегина Т.А., кандидат экономических наук, доцент кафедры Экономическая теория, Пермский национальный исследовательский

политехнический университет E-mail: Pechenegina52@yandex. ru Pechenegina T.A., candidate of Economics, Docent, Department of Economic theory, the State National Research Politechnical University of Perm

E-mail: Pechenegina52@yandex. ru

Аннотация. Область исследования социальной значимости налогообложения предполагает теоретико - эмпирический подход к социальным векторам налоговой политики для решения задачи оптимального поведения потребителя в условиях экономической неопределенности включает показатель - налоговая нагрузка.

Ключевые слова: налог, эффект дохода, эффект замещения, налоговое бремя

Annotation. Field studies of social value taxation involves theoretical and empirical approach to social vectors of fiscal policy to address the problem of optimal consumer behavior in the context of economic uncertainty include parameter - the tax burden.

Keywords: tax, income effect, the substitution effect, the tax burden.

Развернувшиеся в современной российской экономике процессы объективно предопределяют императивный характер качественного обновления диалектики идей, отражающих реальную динамику хозяйственных и налоговых отношений, характеризующих логику формирования конкурентно

- рыночной экономики и основ постиндустриального общества. Необходим теоретико - эмпирический подход к социальным векторам налоговой политики, к изучению налога как социального явления.

Реалии современного периода диктуют необходимость инновационного подхода к концепциям потребительского выбора Дж. М. Кейнса, Ф. Модильяни, М. Фридмена, Е.Е. Слуцкого.

Целостного представления о фундаментальных законах развития налоговых отношений не дает ни одно из названных направлений экономикотеоретической мысли.

«Нулевой» уровень нагрузки потребителя - налогоплательщика «первый» уровень - НДФЛ: не описываются в научной литературе и находятся вне поля зрения современных исследований.

Совокупная кластерная налоговая нагрузка на индивидуума воспроизводится исключительно в системе созидательных (производительных) сил общества, оставаясь индифферентной в системе социальных отношений. Потребительский выбор на наноуровне зависит от решений экономических субъектов, как распорядиться своим доходом: какую часть потратить сегодня, а какую отложить на будущее, что является крайне важным в условиях инновационной экономики. Все концепции потребительского выбора можно разделить на две группы:

- величина дохода выступает как экзогенный параметр (модели Дж.М. Кейнса, Ф. Модильяни, М. Фридмена);

- величина дохода выступает как эндогенный параметр (неоклассическая модель).

Ниже приведены концепции потребления.

Основа концепции потребления: гипотеза абсолютного дохода.

Потребление и сбережение зависят от предпочтения потребителя.

Основной психологический закон: поведение потребителей, склонных увеличивать свое потребление с ростом доходов, но не в той мере, в какой растет их доход.

Потребление С зависит от текущей стоиости дохода в данном периоде Y1 и дисконтированной стоимости будущего дохода

Y2.

С = У1 +

14г’

C=47,6+ 0,73Y

И. Фишер В первый период жизни индивид потребляет С1 и сберегает й: Во второй период жизни индивид имеет доход Y2: С2 Г 2 " ' : - ■ _ ; ■’ У 2 С = У 1 1-г

Ф. Модильяни Потребитель предполагает: - прожит лет - Т; - располагает богатством - W; - ожидает получить доход - Y; - до момента выхода на пенсию планирует проработать лет - С = ——; С = 0,0614/ + 0,7К

М. Фридмен Доход экономических субъектов: Y=WN+rV. V - величина избыточного налогового бремени, N - кол-во обработанного времени Объем потребления домохозяйств есть убывающая функция от ставки процента: где С0 - автономное потреблении, не зависящее от дохода и ставки процента; Yt - располагаемый доход; Сг - изменение потребления от изменения ставки на 1%

Концепции потребления Дж.М. Кейнса, И. Фишера, Ф. Модильяни, М.

Фридмана составлены без учета влияния налогов на экономическое поведение налогоплательщиков.

Налоговые реакции экономических агентов лежат в основе различных эффектов, которые являются традиционным предметом исследований при анализе экономической эффективности налогообложения. К числу основных относится эффект дохода и эффект замещения.

Эффект дохода является непосредственным результатом уплаты налога и состоит в уменьшении посленалогового дохода, а соответственно, в увеличении

вследствие этого предложения труда физическим лицом, пытающимся за счет этого компенсировать сокращение дохода и потребления.

Эффект замещения является опосредованным результатом налогообложения и состоит в замещении видов деятельности, продуктов и ресурсов, подлежащих обложению, необлагаемыми или облагаемыми в меньшей степени: труда - досугом, сбережений - текущим потреблением, налогооблагаемых товаров - неналогооблагаемыми или облагаемыми по более низким ставкам.

Эффект замещения является порождаемой налогообложением деформацией (искажением), а налоги, создающие такой эффект, называются деформирующими налогами.

Результатом использования деформирующих налогов являются потери эффективности, под которыми следует понимать дополнительное снижение благосостояния налогоплательщика сверх того, которое обусловлено снижением его доходов в результате уплаты налога.

Потеря эффективности или избыточное налоговое бремя - это дополнительное бремя, порожденное эффектом замещения, по сравнению с налоговым бременем, созданным эффектом дохода.

Величину избыточного налогового бремени можно определить с помощью формулы расчета площади прямоугольного треугольника Харбергера

V=1/2AQAP,

где ЛQ - показатель количества благ; АР - показатель изменения цены.

Используя показатель эластичности спроса по цене (Е), получаем величину избыточного налогового бремени (V):

Е^/ЛР)(Р1^1).

Из этой формулы можно вывести показатель количества блага (ЛQ):

ЛQ=EЛPQl/Pl.

Показатель изменения цены ЛР определяется по формуле ЛР=Р2-Р1 =Р(1+г)-Р1 =Р1 (1+г-1) =гР1.

Наконец, находим V через количество благ:

V=1/2Et2P1Q1.

Получим зависимость, предложенную А. Харбергером.

Данная формула принципиально важна, так как позволяет установить факторы, влияющие на уровень избыточного налогового бремени, а это эластичность спроса по цене (Е), а также квадрат налоговой ставки, с увеличением которого прогрессивно увеличивается избыточное налоговое бремя.

За период 1989-1999годов, в преддверии изменения Трудового кодекса, в ходе мониторинга трудовых доходов (средний заработной платы, среднего дохода) было определено, что тарифная часть ФЗП составляет 40%, а 60% составляли законодательно утвержденные доплаты. Это, по существу, характеризовало нежизнеспособность тарифной системы, основой первого разряда которой стал минимальный уровень заработной платы. Таким образом, государство постоянно вмешивается в процесс ценообразования, утверждая минимальный уровень заработной платы, придавая импульс налоговой нагрузке потребителя. Реально действующие цены не являются рыночными, поскольку основа цен (основная заработная плата) сформирована законодательно утвержденной величиной МРОТ.

Практика поиска налогового предела цены приобретения благ

предопределила следующие модели:

«Жесткая» модель при сумме налоговой нагрузки: С0(5-10%) +Спр(25%) +Сндс(18%) =53% для товаров спецназначения Ц=См+Стэр+Соз+Сдз+Со(34% от ЕСоз+Сдз)+5Сцр+ 7Сзр+0,01Скр+0,25СПр(25% от Спс)+0,18Сндс(18% от Спс)

«Умеренная» модель при суме налоговой нагрузки: Со(5-10%) +Спр(25%) +Сндс(10%) =45% для гражданского назначения Ц=См+Стэр+Соз+0,12Сдз+Со(34% от Соз+Сдз)+0,2Сцр+0,3Сзр+0,01Скр+(1 %от Ссп)+0,25Спр(25% от Спс)+0,1Сндс(10% от Спс)

«Мягкая» модель при сумме налоговой нагрузки: Со(5-10%) +Спр(7%) +Сндс(18%) =35% для товаров народного потребления Ц=См+Стэр+Со3+Сдз+0,34Со(34% от ЕСоз+Сдз)+0,2Сцр+0,3Сзр+0,01Скр(1 % от Спс)+0, 07Спр(7%)+0,18Сндс(18%)

В действительности налоговой бремя многократно по отношению к базовой модели. Применяя метод декомпозиции Данцига - Вульфа, сведем решение конкретной задачи к решению отдельных подзадач между собой блоками (Б).

Б1 См + Стэр + Соз+0,12Сдз+0,34С

отч

(ЕС

оз+ Сдз) +

+5Соц+7Сзр+0,01Скр+0,25Спр+0,18Сндс. Б2=Стэр + Соз + 0,12Сдз + 0,34Сотч(ЕСоз + Сдз) + +5Соц+7Сзр+0,01Скр+0,25Спр+0,18Сндс.

Бсвязка =Б1 +Б2+(Соз+0,12Сдз)+0,34Сотч+5Соц+7Сзр+0,01Скр+0,25Спр+0,18Сндс=0Ц

0,2+0,2 0,04+0,03 0,04 0,05 0,05 0,02 0,25 0,18

Задача оптимального налогообложения товаров может быть определена как задача поиска таких значений, с помощью которых можно было бы мобилизировать заданный уровень налоговых доходов при минимальной потере эффективности, используя правила налогообложения:

- правило пропорциональности налогообложения утверждает, что в случае, если все товары и услуги подлежат налогообложению, оптимальной является та структура налогов, при которой отношение суммы налога у цене постоянно для всех товаров;

- модель оптимального налогообложения товаров и услуг Рамсея рассматривает несколько рынков. Результатом работы Рамсея является утверждение, что ставка налогообложения товара прямо пропорциональна эластичности замещения этим товаром досуга. Достаточным условием для введения единой ставки в этом случае является равенство перекрестных эластичностей замещения каждым товаром досуга;

- правило обратных эластичностей может быть сформулировано следующим образом: в случае, если спрос на налогооблагаемый товар зависит только от цены этого товара, но не от цен на остальные товары, оптимальная налоговая

ставка для этого товара обратно пропорциональна значению эластичности спроса на этот товар по его цене;

- правило налогообложения Корлетта-Хейга утверждает, что товар, который является более сильным комплементом досуга (или его более слабым субститутом), чем другой, должен облагаться по более высокой ставке.

На величину цены приобретаемых благ оказывают влияние внутренние факторы (цели организации, стратегия комплекса маркетинга, издержки, организация, ценообразование) и внешние факторы (тип рынка, конкуренция, экономическая ситуация, государственное регулирование цен).

В основу определения базовых исходных цен могут быть положены издержки, мнение покупателей, цены конкурентов.

Благоприобретатель стремится сократить свои налоговые обязательства, но чаще всего происходит обратное.

В молодости люди берут в долг, рассчитывая на высокие заработки в зрелости, т.е. в молодости индивид потребляет и сберегает. Во - втором периоде жизненного цикла индивид потребляет, но не сберегает, однако пользуется сбережениями первого периода жизни (включая процент по ним). Индивид-потребитель предполагает:

- прожить лет - Т;

- располагает богатством - Ж;

- ожидает получить доход - 7;

- до момента выхода на пенсию планирует проработать лет - R.

Ресурсы, которыми потребитель располагает на протяжении жизни складываются из начального богатства (Ж) и ^7) дохода.

С=(Ж+К7)/Т;

С=(1/Т)Ж+(ШД;

С=аЖ+в7.

Функция потребления Модильяни и Андо предполагает, что средняя склонность к потреблению:

С/7=(аЖ/7)+в.

В основе гипотезы постоянного перманентного дохода лежит положение о том, что субъекты формируют свои потребительские расходы в зависимости не от текущего (как у Дж. Кейнса), а от постоянного (перманентного) дохода, стремясь таким образом обеспечить равный уровень потребления на протяжении жизни.

С математической точки зрения количество каждого из товаров, приобретенное потребителем, характеризуется набором Х=(Х1, Х2,...Хп), где Х)-обозначает количество /-го блага, приобретенного потребителем. Предпочтения потребителя описываются функцией полезности и(.), для которой выполняется неравенство и(Х)>и(Т) при предпочтительности товара X над 7. Для выборочных наборов товаров и услуг, удовлетворяющих заданным ограничениями по доходам и рыночным ценам, вычисляются соответствующие значения функции полезности. Поведение потребителя заключается в поиске набора X, максимизирующего полезность. Для каждого конкретного уровня доходов оптимальный набор товаров и услуг выявляется на основе следующей классической модели нелинейного программирования:

Д=РХ1+Р2Х2+...РХп где и(Х1, Х2, ...Хп)^тах; Рг- - цена единицы товара; Х- количество товара.

В рамках этой процедуры множество потребителей разбивается на g категории по уровням вариационных доходов г 1(1, I, g), часть из которых они готовы или способны потратить на покупки товаров из данного сегмента.

Данный подход позволяет решить задачу оптимального поведения потребителя в условиях экономической неопределенности. Это дает возможность более адекватно описывать функцию потребительского спроса, прогнозировать реакцию рынка в ответ на изменение цен, потребительских свойств товара, маркетинговых и PR-технологий. В итоге фирмы могут более эффективно формировать свои производственные планы и ценовую политику.

Потребление по Фридману пропорционально постоянному (перманентному) доходу:

С=а7постР(а=0,88).

Разделив обе части уравнения на Y, получим соотношение

С/7=(а7ПостР)/7,

т.е. средняя склонность к потреблению зависит от отношения постоянного дохода к текущему.

Концепция эндогенного дохода предполагает, что экономические субъекты не сталкиваются с ограничениями на рынке труда, поэтому сами определяют величину своего дохода, исходя из критерия максимилизации полезности, состоящего из двух благ: дохода и свободного времени:

т=7,7).

Доход экономических субъектов определяется по формуле

7=т=г¥,

где Ж - реальная ставка заработной платы; N - количество обработанного времени; V- величина имущества; г - доходность имущества.

Доход индивида испытывает налоговую нагрузку, как было указанно выше, а неоклассическая функция потребления не учитывает эту важную предпосылку. Представляется необходимым учесть налоговую нагрузку на потребителя:

С=0,88Х7ПостП, где п - степень налоговой нагрузки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Величина налоговой нагрузки присуща и левой, и правой части уравнения.

Бюджет потребителя (по Б.Е. Савицкому) представлен равенством

Д=Р1Х1+Р2Х2...РХп-

С одной стороны, все приобретаемые товары несут «некомпенсированную» налоговую нагрузку в цене товара, т.е. блочную налоговую нагрузку, и чем больше (нерационально) приобретение единиц товара, тем больше индивид испытывает налоговое бремя. С другой стороны, располагаемого дохода, принудительно уменьшенного на величину НДФЛ, величину транспортного налога, налога на имущество, налога на землю, явно недостаточно на приобретение благ (необходимых благ). Доход индивид

должен увеличивать на величину кредита, ибо по теории Кейнса, индивид осуществляет потребление даже при нулевом доходе.

Потребители по поведению разделены на рациональных и нерациональных. Чем нерациональнее потребление, тем выше налоговая нагрузка по цене приобретения благ. Минимальная потребительская корзина -это не что иное, как рациональный уровень потребления при минимальной рациональной налоговой нагрузке, формируемой на основе минимального уровня заработной платы.

Нулевой уровень нагрузки потребителя - это правая составляющая формулы Р1Х1+ Р2Х2+РпХп. Уровень нагрузки потребителя Д-0,13Д (НДФЛ). Налогообложение трудового дохода, уменьшая чистый доход налогоплательщика, обуславливает повышение его предельной полезности.

В работе Е.Е. Слуцкого «К теории (сбалансированного) бюджета потребителя» доказывается существование некоторой «системы предпочтения», которая лежит в основе поведения потребителя, и функции полезности, описывающей это предпочтение исходя из очень естественных предположений относительно поведения совокупности потребителей при изменении цен и доходов. Это дает возможность рассматривать функцию полезности как объективную характеристику поведения совокупности потребителей и освободить ее от субъективно-психологической трактовки. Концептуальная модель налоговой нагрузки потребителя, учитывая нулевой и первый уровни, представляется выражением

Р1ЕНХ1 +Р2пХ2+РзпХз- =Д-0,13Д НДФЛ.

Таким образом, потребление на наноуровне представлено уравнением:

СЕННП=ОЦиНИ

Потребитель руководствуется потребительскими предпочтениями, но при этом не может выйти за пределы бюджетной прямой (дохода, уменьшенного на величину индивидуальных налогов). Это и усложняет поведение потребителя -покупателя: как потребитель он учитывает свои склонности и потребности, но

как покупатель - ограничен толщиной своего кошелька (дохода, уменьшенного на величину индивидуальных налогов).

Поскольку рынок обращен, прежде всего, к покупателю, то рыночное поведение потребителя, ставшего покупателем, определяется законом спроса. Потребитель - покупатель определяет свое экономическое равновесие самостоятельно вне экономического равновесия налоговой системы. Потребительское равновесие - это совпадение возможностей потребителя с желанием максимизировать полезность при ограниченной величине дохода. Сочетание приобретаемых товаров (рациональное и нерациональное потребление), потребитель соотносит с величиной дохода, увеличенной на сумму кредита, то есть реальным измерителем налоговой нагрузки потребителя

- покупателя выступают заемные средства.

Современный инновационный подход к восприятию модели налоговой нагрузки индивида, изучению нулевого и первого уровней налоговой нагрузки позволяет оптимизировать налоговую нагрузку на наноуровне и, как следствие, прогнозировать экономический рост сообществ.

Список литературы

1. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 242 с.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд. - М.: Азбуковник, 1999. - С.59.

3. Финансы. Оксфордский толковый словарь. Англо-русский. - М.: Весь мир, 1997. - 414 с.

4. Сердюков А.Э., Вылкова Е.С., Тарасевич А.Л. Налоги и налогообложение: учеб. для вузов. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 704с.

5. МаркЛерца. Социология налога: пер. с фр. - М.: Дело и Сервис, 2006. -

96 с.

6. Майбуров И.А. Налоговая политика. Теория и практика: учеб. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 579 с.

7. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учеб. - М.: Юрайт, 2011 - 680 с.

References

1. Pushkareva V.M., 2001. The history of financial thought and tax policy. - M.:

Finance and Statistics. - 242 p.

2. Burns S.I., Shvedova N.Y., 1999. Dictionary of Russian language. - 4th ed. -Moscow: Azbukovnik. - P.59.

3. Finance. Oxford Dictionary. Anglo-Russian. - M.: Worldwide, 1997. - 414.

4. Serdyukov A.E., Vylkova E.S., Tarasevich A.L., 2008/ Tax and Taxation: studies. for high schools. - 2nd ed. - St. Petersburg.: Peter.- 704 p.

5. Mark Lertsa. 2006. Sociology tax: per. with Fr. - M.: Business and Service. -96.

6. Mayburov I.A. 2010. Tax policy. Theory and practice: studies. - Moscow: UNITY-DANA. - 579 p.

7. Panskov V.G. 2011. Tax and Taxation: Theory and Practice: Textbook. -Moscow: Yurayt. - 680 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.