Научная статья на тему 'Концептуальная модель дальнейшего развития кафедры физической культуры в современном образовательном пространстве вуза'

Концептуальная модель дальнейшего развития кафедры физической культуры в современном образовательном пространстве вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ / МОНИТОРИНГ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОГРАММА / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / CONCEPTUAL MODEL / INITIAL HEALTH LEVEL / MONITORING / PERSONALITY DEVELOPMENT / PROFESSIOGRAM / SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капленко Ольга Михайловна

Концептуальная модель модель системы достижения цели. В статье описывается схема модели и раскрываются составляющие данной схемы с учетом современных требований к предмету «Физическая культура» в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL MODEL OF DEVELOPMENT FOR THE DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION IN CURRENT EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Conceptual model is to be applied to the goal achievement system. The model scheme is described, its components are shown taking into account modern requirements to the subject of physical education at higher school.

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель дальнейшего развития кафедры физической культуры в современном образовательном пространстве вуза»

УДК 796

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Ольга Михайловна Капленко

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры физической культуры, тел. (383)361-01-80, e-mail: [email protected], e-mail: o-m- [email protected]

Концептуальная модель - модель системы достижения цели. В статье описывается схема модели и раскрываются составляющие данной схемы с учетом современных требований к предмету «Физическая культура» в вузе.

Ключевые слова: концептуальная модель, исходный уровень здоровья, мониторинг, личностное развитие, профессиограмма, самореализация личности.

CONCEPTUAL MODEL OF DEVELOPMENT FOR THE DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION IN CURRENT EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Olga M. Kaplenko

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., senior lecturer, Department of Physical Education, tel. (383)361-01-80, e-mail: [email protected], e-mail: [email protected]

Conceptual model is to be applied to the goal achievement system. The model scheme is described, its components are shown taking into account modern requirements to the subject of physical education at higher school.

Key words: conceptual model, initial health level, monitoring, personality development, professiogram, self-realization.

В связи с переходом на новые федеральные образовательные стандарты высшего профессионального образования возник вопрос об изменении и дополнении к имеющимся нормативам и требованиям по предмету «Физическая культура». Основным требованием данной дисциплины являются формирование общекультурной компетенции - ОК-17.Задачей данной компетенции является овладение методами физического самовоспитания и укрепление здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности и полноценной социальной и профессиональной деятельности.

Концептуальная модель - модель системы достижения цели. Предлагая модель дальнейшего развития кафедры физической культуры, были учтены концептуальные направления современного физкультурно-спортивного образования. Эти направления способствуют уточнению теоретической базы обучения в новых условиях и опираются на следующие принципы:

• человек как целостное социобиологическое существо совершенствует свое интеллектуальное, нравственное, гражданское, практическое и физическое бытие [1]. Физическая составляющая не рассматривается отдельно, а тесно взаимодействует с другими составляющими здоровья [2].;

• человек потенциально способен осваивать ценности физической культуры и спорта [1], [2];

• человек способен действовать в условиях самоопределения и самопостроения как личность средствами физической культуры и спорта;

• современное мышление человека можно определить, используя логику научного познания, логику мышления гуманитарного типа, свободу выбора и меру ответственности за этот выбор;

• человек способен использовать все формы физической культуры и спорта как потенциал эффективного образования.[1]

При составлении концептуальной модели предлагаем следующую схему:

1. Исходный уровень;

2. Структура;

3. Цель.

Рассмотрим подробнее каждую из этих составляющих.

Исходный уровень - это тот багаж, с которым студент приходит в вуз. Из многолетнего опыта работы на кафедре мы можем констатировать тот факт, что уровень подготовки поступивших студентов находиться на среднем уровне. Кроме того, необходимо, на наш взгляд, учитывать не только уровень физической подготовки и здоровья, но и возрастные изменения, и социально -психологический портрет первокурсника та, а так же его предыдущий опыт общественно - организационной работы, участие в соревнованиях и т.д.

Для этого на кафедре физкультуры необходимо проводить до начала практических занятий медицинский осмотр, мониторинг, анкетирование.

Следующей составляющей концептуальной модели является структура, т.е. те занятия и мероприятия во всем своем многообразии, которые кафедра проводит для достижения цели. В этой составляющей на данном этапе развития, наш взгляд, необходим анализ той работы, которая ведется сейчас. Далее, учитывая современные требований к предмету, результаты исходного уровня (п.1 модели) и анализа текущей работы операционализировать данную модель. Для этого пересмотреть и по необходимости внести изменения, как в зачетные требования, так и непосредственно все разделы программы.

Последней составляющей является цель, т.е. тот «продукт», который кафедра должна выпустить по окончании курса обучения.

Цель физического воспитания студентов в вузе - формирование физической культуры личности студента как результат образовательно -воспитательного социокультурного процесса его духовного и физического развития, интегрирующего мотивационно - ценностное отношение к

физической культуре, самоопределение в ней системы знаний. Умений и убеждений, организующих познавательную, практическую физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, обеспечивающую здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и подготовку к профессиональной деятельности [3].

В процессе физического воспитания реализуются следующие задачи:

• Понимание социокультурной значимости физической культуры и ее роли в обеспечении здоровья, духовного и физического развития личности, подготовке к профессиональной деятельности;

• Знание ценностей образовательного процесса по физической культуре, социально-биологических, психолого - педагогических и практических основ физической культуры;

• Формирование мотивационно - ценностного отношения к физической культуре, установок на здоровый стиль жизни, духовное и физическое самосовершенствование, самовоспитание, привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом и туризмом;

• Овладение системой практических умений и навыков, необходимых для сохранения и укрепления индивидуального здоровья , самоопределения в физической культуре развития и самосовершенствования психических, физических способностей, качеств и свойств личности, повышение резервных возможностей организма;

• Приобретение личностного и коллективного опыта общекультурной и профессиональной подготовки средствами физической культуры и спорта, участия в физкультурно - оздоровительной и спортивной деятельности;

• Сознание основ для проявления творчества в организации здорового образа жизни в целях последующих жизненных и профессиональных достижений[3].

По дисциплине «Физическая культура» будущие бакалавры и специалисты после окончания обучения должны:

Знать:

• Гуманистическую и гуманитарную сущность физической культуры в социокультурном и профессионально - личностном развитии выпускника высшей школы;

• Научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни.

Уметь:

• Творчески использовать средства физической культуры для профессионально - личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни;

• Обеспечить психофизическую готовность к успешному выполнению социально - профессиональных ролей и функций.

Владеть:

• Системой практических умений использования средств, методов и способов физической культуры для сохранения и укрепления здоровья,

физического развития и подготовленности, регулирования индивидуальной двигательной активности;

• Методами и способами самопознания, диагностики и тестирования развития индивидуальных физических, психических и функциональных проявлений личности в физическом самосовершенствовании.

Так же основой для выявления итогового уровня выпускников может служить профессиограмма. Професиограмма -описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к человеку Она представляет собой описание системы признаков, характеризующих ту или иную профессию и включающее в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. Профессиограмма может включать в себя, например, перечень гигиенических или психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп.

Исходя из вышесказанного, еще раз хочется заострить внимание на необходимости дополнить, а возможно и изменить программу и требования по предмету «Физическая культура»

БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/И.С. барчуков, А.А. Нестеров; под общей редакцией Н.Н. Маликова. -М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 528с.

2. Капленко О. М. Место физической культуры в жизни человека // Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геопространство в социальном и экономическом дискурсе» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 1. - С. 151-155.

3. Физическая культура : учебник/ коллектив авторов; под ред. М.Я. Виленского. -М.: КРОНУС, 2012. - 424 с.

© О. М. Капленко, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.