Научная статья на тему 'Концептуальная метафора как средство создания образа политического деятеля на страницах современной немецкой печати'

Концептуальная метафора как средство создания образа политического деятеля на страницах современной немецкой печати Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1252
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА / ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА / ОРИЕНТАЦИОННАЯ МЕТАФОРА / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ПРАГМАТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / CONCEPTUAL METAPHOR / ONTOLOGICAL METAPHOR / ORIENTATIONAL METAPHOR / POLITICAL DISCOURSE / PRAGMATIC FUNCTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ганзина Олеся Юрьевна

Целью предлагаемой статьи было обозначить явление концептуальной метафоры в политическом дискурсе, показать актуальность применения этого явления в прессе и выразить прагматическую функцию концептуальной метафоры при создании образа политического лидера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic concerns were to study the conceptual metaphor in the political discourse, to show the topicality of using it in periodicals and newspapers and to describe the pragmatic functions of the conceptual metaphor by creating the image of any political leader.

Текст научной работы на тему «Концептуальная метафора как средство создания образа политического деятеля на страницах современной немецкой печати»

од с 01.01.1997 по 30.05.2009, в объеме более 600 выпусков).

Те статьи словаря, чьё содержание нуждается в особом пояснении, снабжены комментариями. Их задача состоит в том, чтобы как можно более полно разъяснить значения описываемых лексем и тем самым дополнить дефиниции путем анализа семантики и этимологии описываемой лексики, а также приведения вариантов её перевода в различных контекстах. При необходимости, в комментариях могут описываться смысловые варианты заголовочной лексемы.

«Толковый словарь вербализации универсального смысла “противодействие” в общественнополитических текстах англоязычных СМИ» является первым в своём роде и поэтому не содержит всеобъемлющего лексикографического описания соответствующей лексической сферы. Впрочем, такая задача и не ставилась. Однако, при объёме, превышающем 300 статей и 500 единиц лексики, он является реальным и рассчитанным исключительно на практические цели - инновационным средством обучения генерированию специализированных текстов, которое впервые даёт пользователю возможность комплексно, системно и последовательно подойти к изучению способов вербализации универсального смысла «противодействие», то есть той лексики, без ко-

торой немыслим общественно-политический дискурс англоязычных СМИ.

Данный словарь является началом серии аналогичных работ, посвященных универсальным смыслам дискурса англоязычных СМИ. В перспективе двуязычные словари универсальных смыслов должны быть созданы для различных языков, различных типов иноязычного дискурса и представителей целого ряда специальностей. Они должны стать отражением оптимальных стандартов того, каким именно вокабуляром и как именно нужно владеть, чтобы по-настоящему качественно и на высоком профессиональном уровне выражать на иностранном языке наиболее фундаментальные, непреложные и трансцендентные идеи, лежащие в основе логико-семантической структуры текстовых континуумов. При этом особенно важно, чтобы они оставались словарями-учебниками живого современного языка, рассчитанными, в первую очередь, на сугубо практические, утилитарные цели.

Библиографический список

1. Гагарин С.Н. Толковый словарь вербализации универсального смысла «противодействие» в общественно-политических текстах англоязычных СМИ. - М.: Дрофа, 2009.

2. Cambridge Advanced Learner's Dictionary of English - 2nd ed. - Cambridge University Press, 2006.

УДК 81'38:82-053.2/(81'38)

Ганзина Олеся Юрьевна

Московский педагогический государственный университет им. В.И. Ленина

[email protected]

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ПОЛИТИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ НА СТРАНИЦАХ СОВРЕМЕННОЙ НЕМЕЦКОЙ ПЕЧАТИ

Целью предлагаемой статьи было обозначить явление концептуальной метафоры в политическом дискурсе, показать актуальность применения этого явления в прессе и выразить прагматическую функцию концептуальной метафоры при создании образа политического лидера.

Ключевые слова: концептуальная метафора, онтологическая метафора, ориентационная метафора, политический дискурс, прагматическая функция.

Само явление концептуальной метафоры приобрело наибольшую значимость с появлением теории Джоржа Лакоффа и Марка Джонсона «Метафоры, которыми мы живем», в которой наиболее четко прописаны все основные положения этого явления. Следует отметить, что изучению метафоры в целом посвящено множество работ. Изучение ме-

тафоры всегда отличалось разнообразием подходов, которые, тем не менее, укладывались в сравнительно небольшое количество основополагающих концепций. Однако практически все исследователи прошлого и современности сходятся в том, что метафора состоит из двух элементов, которые связаны определенным образом. В этом выражении «определенным образом»

и кроется суть проблемы. Здесь мнения сильно расходятся: одни считают, что эта связь носит только риторический характер, другие полагают, что она осуществляется по сходству или аналогии, третьи доказывают ее психологический характер, а кое-кто договаривается до утверждения, будто метафора есть не что иное, как паразитический элемент на теле языка, с которым необходимо бороться всеми доступными способами. Подобные споры ведутся на протяжении многих десятилетий и даже веков, однако никаких признаков концептуального консенсуса здесь пока не предвидится [5].

Тем самым мы можем отметить тот факт, на который обращали свое внимание многие лингвисты, что интерес к метафоре очень широк. Если ранее ее выделяли только в поэтической прозе, в различных произведениях, часто путая ее со сравнением, то сейчас спектр использования метафоры очень велик. Так, можно обозначить прозу, газеты, телевидение, радио, где метафора используется как средство создания некой образности, оценочности.

О некоторых функциях метафоры писал Р. Хоффман в своей работе «Some implications of metaphor for philosophy and psychology of science»: «Метафора исключительно практична.

.. .Она может быть применена в качестве орудия описания и объяснения в любой сфере: в разговорах между пилотами авиаций, в языке программирования, в художественном воспитании. Метафора, где бы она нам ни встретилась, всегда обогащает понимание человеческих действий, знаний и языка» [7].

Затрагивая различные виды человеческой деятельности, проникая в сознание, метафора становится непосредственной частью нашего мышления. «В ее основе - предположение о том, что человеческие когнитивные структуры (восприятие, язык, мышление, память, действие) неразрывно связаны между собой в рамках одной общей задачи - осуществления процессов усвоения, переработки и трансформации знаний, которые, собственно, и определяют сущность человеческого разума».

Метафора обладает способностью влиять на процесс принятия решений. А.Н. Баранов и Е.Г. Казакевич указывают на «свойство метафор - подсказывать, настраивать, наводить на определенный тип решения и поведения» [1]. Они считают, что когнитивная сила метафоры делает

ее незаменимым инструментом при поиске решений проблемных ситуаций: «Метафорическое мышление в политике является признаком кризисного мышления, мышления в сложной проблемной ситуации, разрешение которой требует значительных усилий ее когнитивной системы».

Итак, можно сделать вывод, что метафора является незаменимым элементом нашей речи, если мы говорим о речи яркой, выразительной, несущей в себе некий отпечаток или даже просто намек на прагматическую функцию описываемого образа или явления.

Выше мы дали некий исторический экскурс общего явления «метафоры». Теперь необходимо затронуть сам объект нашего исследования, а именно - концептуальную метафору.

Несмотря на то что некоторые исследователи продолжают утверждать, что термин «метафора» может быть применен только в отношении к языку (например, Р. Джакендофф и Д. Аорон [8]), большинство исследователей фокусируется на концептуальном аспекте. Наиболее отчетливо эта идея сформулирована у Дж. Лакоффа и М. Джонсона, в связи с выделением ими в своей работе концептуальной метафоры, которую они описывали как отображение / пересечение (conceptual mapping) знаний об одной концептуальной области в другой концептуальной области (conceptual domain).

У истоков когнитивной (концептуальной) метафоры стоят Дж. Лакофф, М. Джонсон и Э. МакКормак. Дж. Лакофф, говоря о механизме иносказания, рассматривает его как перенос между концептуальными сферами. Перенос осуществляется за счет набора соответствий между сущностями в области источника и области цели. При активизации этих устойчивых соответствий структура области источника проецируется на структуру области цели [3].

Согласно представлениям Дж. Лакоффа и М. Джонсона, сущность метафоры состоит в понимании и ощущении одного явления в терминах другого. При этом под явлением понимается не отдельно изолированный объект, как в случаях традиционного подхода к метафоре, а целостная картина видимого реального мира, который используется для репрезентации и осмысления объемного и многоаспектного абстрактного явления.

Дж. Лакофф и М. Джонсон выделяют два типа метафоры:

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2010

157

- онтологические метафоры, позволяющие видеть события, действия, эмоции, идеи и т.д., как некое существо или субстанцию;

- ориентационные метафоры, не определяющие один концепт в терминах другого, но организующие всю систему концептов в отношении друг к другу. Большинство из этих метафор имеет дело с пространственной ориентацией.

В современных исследованиях также выделяется другие три типа метафор: номинативная, образная и когнитивная [2]. По утверждению Дж. Ла-коффа и М. Тернера, самую немногочисленную группу концептуальных метафор составляют образные метафоры, образованные при помощи сопоставления образов, а не при помощи переноса значения из одной области в другую [9].

Так, концептуальную метафору можно определить как ментальную репрезентацию, в рамках которой структура абстрактной цели концептуализируется через более конкретный по своей природе источник посредством ее отражения в нашем опыте и наших знаниях. Концептуальная метафора признается, таким образом, когнитивным инструментом, а не чисто риторическим приемом.

Блэк говорит о значительной когнитивной функции метафоры, которая заключается в ее способности не выражать ранее существовавшее сходство, а создавать его, генерируя новое значение [6].

В результате взаимодействия концептуальные структуры субъектов сближаются, их значения изменяются так, что свойства одного субъекта могут быть использованы в приложении к другому.

Так, А.П. Чудинов выделяет следующие основные функции концептуальной метафоры:

1. Когнитивная функция. В современной лингвистике метафорическое мышление рассматривается как не менее значимое, чем мышление рациональное. Соответственно метафора понимается как основная ментальная операция, способ познания и категоризации мира. В процессе мыслительной деятельности аналогия играет не меньшую роль, чем формализованные процедуры рационального мышления. Обращаясь к чему-то новому, сложному, не до конца понятному, человек нередко пытается использовать для осмысления элементы какой-то более знакомой и понятной сферы. При метафорическом моделировании политической сферы, отличающейся сложностью и высокой степенью абстракции,

человек часто использует более простые и конкретные образы из тех сфер, которые ему хорошо знакомы.

Метафора - это особый способ мышления, повседневная реальность языка, обусловленная проявлением аналогичных возможностей человеческого мышления. Метафорические образы заложены уже в самой интеллектуальной системе человека, это особого рода схемы, по которым человек думает и действует.

2. Коммуникативная функция метафоры. Язык - это не только орудие мышления, но и средство передачи информации. Если человек мыслит метафорами, то вполне закономерно, что и передача информации осуществляется с использованием метафор. Больше того, во многих случаях метафора позволяет передавать информацию в более удобной для адресата форме.

3. Прагматическая функция метафоры. Метафора является мощным средством преобразования существующей в сознании адресата политической картины мира, побуждения его к определенным действиям и формирования у него необходимого адресату эмоционального состояния. Использование метафоры способствует усилению действенности побуждения граждан к политической деятельности. Метафорическая аргументация постоянно используется в политической речи как способ изменения политических воззрений адресата. На первом этапе аргументации метафора позволяет обратиться к некоторому общему для коммуникантов фонду знаний и тем самым создать своего рода общую платформу, опираясь на которую, говорящий с легкостью может развить свою точку зрения [4]. Концептуальная метафора является, таким образом, важнейшим когнитивным механизмом, позволяющим познавать сложное через простое, абстрактное через конкретное, неизвестное через известное. Очень важны для газеты воздействующая и оценочная функции концептуальной метафоры. Политическая метафора оживляет официальный газетный стиль, она привлекает и удерживает внимание читателя, незаменима при поиске проблемных ситуаций.

Каждая метафора формирует модель восприятия политической действительности. Концептуальная метафора является объектом изучения лингвистики (общей и когнитивной) и философии. Концептуальная метафора, отражая в своей природе естественный для носителя способ метафо-

рического мышления, принадлежит сфере узуальных явлений, легко воспринимаемых всеми «пользователями» языка, являясь достоянием всего языкового сообщества, при этом понимание концептуальной метафоры однозначно. В силу всеобщности и узуальности концептуальной метафоры ее декодирование не зависит непосредственно от окружающего вербального контекста. Даже вырванная из контекста концептуальная метафора доступна пониманию. Для адресата концептуальная метафора - словесный штамп, не вызывающий, как всякий штамп, никаких эмоциональных или эстетических ассоциаций.

Большую роль в употреблении концептуальной метафоры в газете играет тот факт, что концептуальная метафора более знакома читателю и привычна для него, более конкретна и понятна. В языке газеты широко распространено метафорическое употребление военной, спортивной, театральной, медицинской терминологии.

Затрагивая предмет нашего исследования, а именно образ политического деятеля на страницах немецкой печати, следует заметить следующее.

Наиболее часто образ политика создается при помощи метафорических концептов, которые невольно заставляют читателя рассматривать описываемого политика не с привычных позиций, а через призму используемой журналистом концептуальной метафоры, что позволяет сформировать зрительные образы с помощью конкретных, хорошо известных на основании эмпирического опыта картин.

При создании образа политика через метафорические концепты описывается, в основном, не внешность политика, а его деятельность на внешне- и внутреннеполитической арене, деятельность в сравнении с деятельностью предшественника, поведение во время выборной кампании, профессиональные качества, взаимоотношения с другими политиками и т.д.

Метафорические концепты, используемые для создания образа политика, соотносятся с конкретными представлениями. Эти представления могут иметь некоторые физические или абстрактные характеристики, например, указания на порядок и беспорядок, гармонию и дисгармонию. Эти характеристики могут быть представлены в качестве шкал, в которых противопоставлены два противоположных полюса, например, «новое -старое», «прогрессивное - консервативное». Между этими полюсами располагаются элемен-

ты, формирующие целостную шкалу, причем эти элементы могут подвергаться неоднократному повторению в тексте, акцентируя необходимые параметры образа. Шкала, находящаяся в состоянии покоя, является отправной точкой для формирования образа и соответствует образу идеального политика. Отклонения будут формировать, в зависимости от характера шкалы, положительный или отрицательный образ.

Метафорическая концептуализация и использование в газетном тексте некоторых стилистических приемов в большинстве случаев встречаются не изолированно, а пересекаются и взаимодействуют, делая создаваемый образ более рельефным.

Так, при создании образа Ангелы Меркель немецкие издания часто используют концепт «войны». Например, «Suddeutsche Zeitung» (28 Sept. 2009):

... die SPD werde doch nicht in eine Koalition unterMerkelsFuhrung eintreten [12].

Также «Stuttgarter Zeitung» (28 Sept. 2009): Die SPD in Brandenburg feiert keinen groffen Sieg [11].

Немецкое издание «Spiegel» (28 Sept. 2009): Nach dem Fernsehduell zwischen Merkel und Steinmeier rumort es einem Zeitungsbericht zufolge in der Union - die CSU ist unzufrieden mit der Performance der Kanzlerin und mahnt mehr Profil in der Wirtschaftspolitikan [10].

Мы можем видеть следующее: три разных издания в своих политических рубриках пишут об актуальности событий, происходящих в стране, а в частности - об итогах прошедших выборов. Данные издания «Suddeutsche Zeitung», «Stuttgarter Zeitung» и «Spiegel» придают некоторую красочность сообщению путем использования концептуальной метафоры (в данном случае наложения двух ментальностей: ментальности войны и ментальности политики, которые совершенно независимы друг от друга).

Итак, можно сделать следующие выводы, относительно исследуемого явления.

Метафоризация является одним из наиболее существенных методов воздействия на аудиторию. Использование концептуальной метафоры в политическом тексте не только позволяет перестраивать сознание человека, но и одновременно является сильным механизмом, проникающим в сознание. В собственно имиджелогии традиционно считается, что использование концептуаль-

Вестник КГУ им. KA. Некрасова ♦ № З, 2010

159

ной метафоры является наиболее выгодным и эффективным средством для описания новой деятельности или создания нового образа, поскольку для этих явлений еще не существует соответствующих специальных языковых способов выражения. В этом случае метафора становится описанием одной области деятельности при помощи языковых средств из другой области.

Мы можем заключить, что концептуальная метафора является одним из наиболее эффективных средств, служащих для создания образа политического деятеля, так как за исключением красочности она несет в себе немаловажную функцию, а именно прагматическую, которая является неотъемлемой частью политической прессы.

Библиографический список

1. Баранов А.Н., Казакевич Е.Г. Советский политический язык (от ритуала к метафоре) - М., 1991. - С. 17.

2. Захарова М.А. Стратегия использования образных фразеологизмов английского языка (на

материале ФЕ с пространственной структурой): Дис. ... канд. филол. наук. - М., 1999. - С. 38; Арутюнова Н.Д. Метафора // Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990. - С. 296.

3. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. - М., 2004.

4. Чудинов А.П. Политическая лингвистика. -М., 2008.

5. ШуваловВ.И. Метафорический дискурс. -М., 2005. - С. 11.

6. BlackM. Models and Metaphors: Studies in Language and Philosophy. - New York, 1962.

7. Hoffman R. Some implications of metaphor for philosophy and psychology of science // The ubiquity of metaphor. - Amsterdam, 1985. - С. 327.

8. Jackendorf R. Semantics and Cognition. -Cambridge, 1983. - С. 320-338.

9. Lakoff G., TurnerM. More Than Cool Reason: a Field Guide to Poetic Metaphor. - Chicago, 1989.

10. Spiegel. - 28.09.2009. - № 39.

11. Stuttgarter Zeitung. - 23.10.2009. - .№44.

12. Suddeutsche Zeitung. - 28.09.2009. - .№12.

УДК 81

Гурская Юлия Александровна

кандидат филологических наук Белорусский государственный университет им. Максима Танка

[email protected]

ФАМИЛИИ ОТЭТНОНИМИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО

Рассматриваются фамилии отэтнонимического происхождения в памятниках письменности Великого княжества Литовского, устанавливаются связи отэтнонимических фамилий с топонимами. Выделены наиболее древние этнонимы: Русь, Литва, Гуды, от которых образованы отэтнонимические фамилии.

Ключевые слова: имена собственные, древние этнонимы, фамилии, топонимы.

Исследователи исторической антропо-нимии выделяют фамилии, образованные от этнонимов - названий народов, наций, племен либо группы племен или народов. Среди этнонимов выделяются автоэтнонимы и названия этноса, данные ему представителями других народов. Фамилии, образованные от этнонимов, являются важным источником для изучения ономастики, диалектологии, а также этноязыковых и культурных контактов. Целью настоящей статьи является рассмотрение фамилий отэт-нонимического происхождения в памятниках письменности Великого княжества Литовского (ВКЛ) [1; 2; 3]. В качестве дополнительных источников были использованы метрические книги XVII-

ХУШ вв., созданные на территории Беларуси [4; 5; 6], книги «Память», которые содержат антропони-мические данные из разных регионов Беларуси, относящиеся к концу XIX - началу XX вв.

Для сопоставления привлекался антропоними-ческий материал Смоленского края, представленный в исследовании [7], который в 1404-1514 гг. входил в состав Великого княжества Литовского.

Исследуемый ареал, охватывающий территорию бывшего Великого княжества Литовского, является своеобразным культурным ландшафтом, на котором в течение нескольких столетий сосуществовали белорусская, литовская, латышская, польская, русская, украинская, немецкая, татарская, и другие лингвокультуры. Для описа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.