КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА КАК ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
Н.А. Тютюнькова
(г. Екатеринбург, Россия)
Аннотация. Данная статья представляет обзор исследований по когнитивной лингвистике, изучающих языковую картину мира и ее передачу такими языковыми явлениями, как метафора. В статье рассматривается репрезентация действительности посредством концептуальной метафоры на примере романа Стивена Фрая «Лжец».
Ключевые слова: концептуальная метафора; языковая картина мира; процесс метафоризации; художественная картина мира.
CONCEPTUAL METAPHOR AS A SOURCE OF REALITY REFLECTION IN FICTION
N. Tyutyunkova
(Yekaterinburg, Russia)
Abstract. This article reviews researches on cognitive linguistics that study linguistic worldview and its reproduction with the help of linguistic phenomena such as metaphor. The article considers representation of the reality through conceptual metaphor in the context of the ‘Liar’ novel by Stephen Fry.
Key words: conceptual metaphor; linguistic worldview; process of metaphorization; literary worldview.
На протяжении длительного времени метафора представляет интерес для отечественных и зарубежных лингвистов и занимает важное место в стилистических, психолингвистических, семантических, прагматических и других лингвистических исследованиях. Метафора представляет собой языковое явление, суть которого заключается в «понимании и переживании сущности одного вида в терминах сущности другого вида» [1, с. 27].
Однако метафора это не только языковое явление, она соответствует процессам человеческого мышления [1, с. 27]. Сфера действия метафоры не ограничена речью и познанием, она передает отношение человека к существованию в целом. Метафора как порождение мышления генерирует новые понятия, которые отражают приобретенный человеком опыт. Посредством метафоры знания преобразуются в языковую форму, которая отражает повседневную реальность. Метафора является механизмом, «с помощью ко-
торого мы воспринимаем абстрактные понятия и оперируем ими как дискретными сущностями на основании нашего физического опыта и в соответствии с культурными традициями того общества, в котором мы живем» [1, с. 240-241].
Необходимо отметить, что метафора не представляет собой лишь средство номинации, в первую очередь это средство, позволяющее создавать новую реальность. Метафора является средством вторичной номинации, которое рассматривает новые приобретенные знания через имеющийся опыт, выраженный языковыми единицами. Это означает, что метафора отражает реальную действительность средствами языка, передающими познанный опыт человека.
Метафоризация - это «способ создания новых концептов с использованием знаков, уже имеющихся в данной семиотической системе» [4, с. 48]. Посредством метафоризации происходит создание новых языковых средств выражения и отображение концептов в языке. Данный
Сопоставительные исследования языковой картины мира. Метафорическая картина мира.
процесс основан на взаимодействии двух структур знаний - «когнитивной структуры “источника” и когнитивной структуры “цели”» [1, 26]. Метафоризируемое явление представляет собой концептуальную область цели, в свою очередь концепты, используемые для его осмысления, относятся к сфере источника.
Художественная картина мира подобна языковой. Она возникает в сознании читателя при восприятии им художественного произведения. Образ действительности, который складывается в процессе осознания художественной картины мира, влияет на язык.
Представление действительности в художественном произведении происходит при помощи языковых средств. Такое отображение реальности воплощается в подборе элементов содержания произведения, в подборе языковых средств (здесь могут быть представлены как тематические группы языковых единиц, так и индивидуальные средства, присущие лишь автору) и в использовании различных образных средств, т.е. системы тропов [2, с. 75].
В основе концептуальной метафоры, отображающей художественную картину мира, лежат исторические события, социальные, экономические, политические и культурные явления, факты биографии автора и др. Метафора представляет собой средство создания образности речи, передающее новые понятия, и выполняет номинативную, оценочную, когнитивную и другие функции.
Язык художественных произведений подобен повседневной речи, но не равен ей, поскольку посредством него возникает отдельная художественная действительность. Эта картина мира сочетает в себе как знакомый всем образ реальности и мира, так и особые индивидуальные представления автора об этой действительности. Автор произведения показывает свое восприятие реальности и предлагает читателю примерить его на себя. Именно в представлении индивидуальной авторской картины мира кроется один из вариантов концептуализации.
Рассмотрим некоторые типы метафорических представлений концептов и их языковую репрезентацию на примере романа Стивена Фрая «Лжец».
ЛЮБОВЬ - БОЛЕЗНЬ. Любовь определяется как болезнь, от которой страдает человек: It (love) shrinks my stomach... pickles my guts. (У меня все сжимается в животе. Любовь разъе-
дает меня изнутри). Любовь - это заболевание, у которого есть свои симптомы: It had taken him two painful terms to identify the symptoms. It was love (Два мучительных триместра потребовалось ему, чтобы разобраться в симптомах. Это была любовь). Степень болезни можно определить, сравнивая ее симптомы с тем, что переживают другие: But who else had snakes wrestling in their stomachs like this? (У кого еще змеи извиваются в животе, как у него?)
ЛЮБОВЬ - ТАЙНА. Любовь - это постыдное чувство, которое необходимо скрывать: Love was Adrian’s guilty secret, sex his public pride. (Любовь была постыдной тайной Адриана, секс - предметом его открытой гордости).
Концептуальные области «источника», которые дают основу формированию метафорических концептов, отличаются друг от друга. Они могут относиться к абсолютно разным областям знания человека, не связанным друг с другом. Это происходит в связи с субъективными авторскими ассоциациями, которые воспринимает читатель художественного произведения.
ПАМЯТЬ - АЛЬБОМ. Память представляет собой коллекцию изображений и впечатлений: ... a snapshot he could develop and pore over later with all the others that he had pasted into the private album of his memory. (. снимок, который он сможет потом проявить и исследовать, как и другие, уже наклеенные в потаенный альбом его памяти). Эти изображения человек собирает на протяжении своей жизни: bit-players in the film of his life (исполнители эпизодических ролей в фильме его жизни).
Мы можем также наблюдать ассоциативное развертывание отдельных групп метафорических концептов посредством другого концепта или концептов. В таком случае внутри концепта формируется определенная иерархическая структура, относительно которой создаются концепты, связанные между собой различными видами отношений (целое - части, причина - следствие и т.д.).
СОЗНАНИЕ - ПУТЬ. Сознание является дорогой, по которой движется человек: making a short journey across their minds (совершить хотя бы краткую прогулку по извивам своих умов). В пути человек преодолевает различные препятствия: Treading these pathways with books waist-high was like negotiating a maze. (Человек, продвигавшийся среди доходящих ему до пояса книжных стопок, ощущал себя попавшим в лабиринт).
СОЗНАНИЕ - ПОМЕЩЕНИЕ Помещение может быть как жилым, так и рабочим, с освещением или без: ... to forging something new in the dark smithy of your fine brain. (. выковать в темной кузнице вашего превосходного мозга нечто совершенно новое) Как и в любое помещение, в сознание можно проникнуть и из него можно уйти: He became aware of Biffen’s voice knocking at the door of his dreams. (Тут он услышал голос Биффена, стучащийся в двери его грез).
В некоторых случаях различные метафорические концепты одного понятия не связаны между собой, они являются обособленными друг от друга.
ЗНАНИЕ - ВЕЩЕСТВО для заполнения помещения сознания. If you canfurnish me with a piece of work that contains even the seed of novelty. (Если вы представите мне (букв. наполните меня) работу, в которой будет присутствовать хотя бы семя новизны) Вещество материально, а это значит, и воспользоваться им может не только владелец: exhibition of stolen goods (school report) (демонстрация краденого товара (доклад в школе)).
Итак, рассмотрев основные характеристики языковой картины мира и процесса метафо-ризации, мы можем сделать вывод, что концептуальная метафора отображает способ описания одного явления действительности через другой, что помогает увидеть данное явление по-новому. Также метафора способствует более наглядному представлению действительности, она облегчает процесс мышления, поскольку при помощи доступных человеку понятий объясняет более сложные абстрактные явления.
Проанализировав группу метафорических высказываний, мы можем сделать вывод, что в основе создания концептуальной метафоры лежит тесная связь между компонентами метафорического переноса. Это приводит к возникновению у человека ассоциативных связей, которые основаны на индивидуальной авторской оцен-
ке определенных явлений и событий, происходящих в реальной действительности. Данная связь объясняется переносом структуры «источника» на структуру «цели». Таким образом, язык выступает средством создания вторичной, художественной картины мира, которая отражает картину мира создателя художественного произведения.
Список литературы
1. Tendahl M. Complementary perspectives on metaphor: Cognitive linguistics and relevance theory / M. Tendahl, R.W. Gibbs Jr. // Journal of Pragmatics. - 2008, № 40. P. 1823-1864.
2. Fry S. The Liar / S. Fry. - New York: Soho Press, Inc., 1993. - 280 p.
3. Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живем / Дж. Лакофф, М. Джонсон / Под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 256 с.
4. Маслова В. А. Когнитивная лингвистика / В. А. Маслова. - 3-е изд., перераб. и доп. -Минск: ТетраСистемс, 2008. - 272 с.
5. Попова З. Д. Когнитивная лингвистика / З. Д. Попова, И. А. Стернин. - М.: АСТ: Восток - Запад, 2007. - 314, [6] с. - (Лингвистика и меж-культурная коммуникация. Золотая серия).
6. Телия В. Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира / В. Н. Телия // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. - М.: Наука, 1988.- С. 173-204.
7. Тимофеева О. В. Метафора в художественной репрезентации мира (на материале произведений английских и американских писателей): дис. канд. филол. наук. - Москва, 2011. -159 с.
8. Шевченко Л. Л. Метафора как средство моделирования концептуальной системы автора (на материале произведений Айрис Мердок): дис. канд. филол. наук. - Барнаул, 2005. - 194 с.