УДК 814
Е. А. Энгель
Концептуальная интеграция в ментальном пространстве «Spider-man» (на материале комиксов о человеке-пауке)
В статье рассматривается номинация супергероя Spider-man американских комиксов «The Amazing Spider-man» в результате визуальной метафоризации как лингвокреативного процесса, в основе которого лежит концептуальная интеграция. Делается вывод о том, что создание бленда «Spider-man» стало возможным благодаря проекции когнитивных признаков ментальных пространств «зооморфное существо» и «человеческое существо». Приводятся примеры, показывающие, что источником знаний для осуществления данной интеграции послужили наблюдения за образом жизни и способностями паука (способность плести паутину, паучье чутье, быстрота движений по вертикальной и горизонтальной поверхности); насыщенная положительными и отрицательными моментами подростковая жизнь (несчастная любовь, насмешки, восхищение, сомнение, самопознание), а также общественно-политические события 60-х гг. XX в. (освоения космоса, испытаний ядерного оружия, борьбы с криминальными структурами).
The author analyzes the nomination of the superhero «Spider-man» in the American comic books «The Amazing Spider-man» because of the visual metaphorization as linguistic and creative process, based on conceptual integration. It is concluded that the blend "Spider-man" was possible by the projection of the cognitive symptoms in mental spaces "zoomorphic creature" and "human being". The author gives examples showing the source of knowledge for this integration - the lifestyle and abilities of the spider (ability to spin a web, spider sense, speed of movement on vertical and horizontal surfaces); positive and negative aspects of teenagers' life (unrequited love, ridicule, admiration, doubt, self-knowledge) and socio-political events in 60-ies of XX century (space exploration, nuclear weapons testing, fight against criminal structures).
Ключевые слова: концептуальная метафора, метафоризация, концептуальная интеграция, ментальные пространства, супергерой комикса, лингвокреативный процесс.
Keywords: conceptual metaphor, metaphorization, conceptual integration, mental space, comic book superhero, linguo-creative process.
Настоящая статья посвящена вопросу о формировании ментального пространства в ходе когнитивного процесса концептуальной интеграции. Объектом исследования является концептуальная метафора «Spider-man». В качестве предмета исследования выступают языковые средства выражения концептуальной интеграции когнитивных пространств «зооморфное существо» - «человеческое существо» - «супергерой». Цель статьи состоит в том, чтобы выявить когнитивные признаки концептуальной интеграции при формировании ментального пространства «Spider-man». Материалом послужил корпус языковых лексем, высказываний, микроконтекстов в количестве 500 единиц из комиксов «The Amazing Spider-man» 60-х гг. XX в., № 1-41. Актуальность темы связана с повышенным вниманием лингвистов к процессам метафоризации и концептуальной интеграции, представляющим более широкие лингвокреативные процессы.
Лингвокреативность как активный творческий процесс создания речевого произведения наиболее характерна для креолизованных текстов, в частности текстов комиксов. Создание американского супергероя Spider-man (1962 г.) оказалось возможным в результате визуальной ме-тафоризации как лингвокреативного процесса, в основе которого лежит концептуальная интеграция. В данном персонаже нашло отражение новое для той эпохи видение общественно-политической жизни 60-х гг. и идеология холодной войны, коммунизма, освоения космоса, испытаний ядерного оружия, отношений с СССР времен Хрущева, борьбы с криминальными структурами.
К основным понятиям исследования относятся термины концептуальная метафора, метафоризация, концептуальная интеграция, ментальные пространства.
Концептуальная метафора определяется как процесс когнитивного уровня и является основной ментальной операцией, как отмечают Дж. Лакофф и Е. С. Кубрякова [1]. М. Джонсон и И. А. Дмитриева признают метафору как способ познания, структурирования и объяснения окружающего нас мира [2]. О. Г. Самаркина рассматривает данный процесс как результат лингвотворче-ского когнитивного процесса, в ходе которого знание об одной концептуальной области репрезентируется в терминах другой [3]. Метафора имеет структурный, ориентационный, онтологический и другие виды (Дж. Лакофф, М. Джонсон, О. Ю. Ганзина), ей присущи номинативная, моделирующая, информативная, эмоционально-оценочная и другие функции (Ю. А. Феденева, М. А. Никитина), а
© Энгель Е. А., 2016 132
также отмечается ее участие в формировании языковой картины мира (В. И. Шувалов, Э. В. Балаян). Большой вклад в исследование метафоризации и концептуальной интеграции ментальных пространств внесли наряду с Ж. Фоконье и М. Тернером российские ученые. Л. П. Ковальчук исследует концептуальную интеграцию в сказочном дискурсе [4]. Н. Ю. Белькова изучает метафорические переосмысление как результат концептуальной интеграции [5]. В работе Т. В. Кортовенковой исследуются отношения между ментальными пространствами и их функции в интегрированном пространстве художественного произведения [6].
Теория концептуальной метафоры была разработана Дж. Лакоффом и М. Джонсоном. Согласно их теории в основе метафоризации лежит процесс взаимодействия двух структур знаний (фреймов и сценариев) двух концептуальных доменов - сферы-источника и сферы-мишени. Источником знаний в этом случае выступает опыт человека, результатом которого является сфера-мишень. Перенос когнитивных структур (метафорическая проекция) осуществляется из области-источника в область-мишень [7]. В результате данного переноса происходит структурирование информации в области-цели по образцу области-источника. В качестве исходной области, как правило, выступают образующие ее наиболее известные и актуальные понятия [8]. В основе концептуальной метафоры лежит сложный когнитивный процесс - концептуальная интеграция. Два независимых друг от друга явления/понятия сопоставляются, что приводит к соединению ментальных пространств: два исходных пространства, одно общее пространство (родовое) и смешанное пространство (бленд) [9].
Исходные пространства и бленд являются важнейшими понятиями в сфере концептуальной интеграции. Исходные пространства представляют собой независимые друг от друга ментальные пространства, символизирующие различные явления и понятия. Под общим (родовым) пространством понимается ментальное пространство, отображающее сходные сущности/элементы исходных пространств. Таким образом, бленды, или смешанные пространства, являются ментальными пространствами, которые образуются на основе проекции родового пространства, проекции некоторых элементов исходных пространств, не вошедших в общее пространство, и добавочных элементов, определяющихся фоновыми знаниями, когнитивными и культурными моделями в соответствии с логическими структурами [10].
Непосредственно способность создавать новые смыслы на основе уже имеющихся, в результате чего порождается бленд, является, как отмечают Ж. Фоконье и М. Тернер, отличительной особенностью человека [11]. В процессе концептуальной интеграции может происходить соединение «не соединяемого», что можно признать лингвокреативным процессом. При этом правильная генерация и интерпретация метафоры в различных коммуникативных контекстах зависит от общей для некого общества системы концептов.
Указанные выше ученые придерживаются в своем исследовании схемы осуществления концептуальной интеграции, представленной на рис. 1.
Данной схемой концептуальной интеграции, а также рассмотренными определениями и суждениями мы будем пользоваться в нашей статье, главная идея которой состоит в том, что создание метафорической номинации героя комикса «Человек-паук» происходило в результате концептуальной интеграции, что говорит о когнитивной основе. В широком смысле мы рассматриваем метафору как некое видение мира, выражение креативности мышления, а в узком смысле - как концептуальную единицу.
Выявим признаки интегрального пространства «Spider-man». Оно включает 4 пространства - входное пространство 1 (input 1) «Зооморфное существо», входное пространство 2 (input 2) «Человеческое существо», родовое пространство (generic space) и смешанное пространство/бленд (blend) «супергерой Spider-man».
Входное пространство 1 «Зооморфное существо» представлено лексемой spider. Концептуальными признаками данного пространства выступают паукообразное существо с типичными биологическими характеристиками, способность производить паутину, ловкость, паучье чутье, прагматичность, быстрая скорость движений по вертикальной и горизонтальной поверхности, неприязнь/страх. Паук как паукообразное существо имеет свои определенные биологические характеристики, которые в свою очередь привлекли создателей комиксов. С помощью волосков паук, взятый прообразом человека-паука, способен определять место излучения звука, интерпретируя движение воздуха, произведенного этим звуком. Еще одной важной характеристикой
133
Generic Space
Blend
Рис. 1. Схема осуществления концептуальной интеграции
является способность производить паутину для различных целей - для построения ловчих сетей и коконов для яиц, бегства в случае опасности и пр. Хорошее зрение в темноте и способность лазить по любой поверхности горизонтально и вертикально, помогает ловить добычу и укрываться от опасности [12]. Внешний вид пауков порой вызывает страх и неприязнь, некоторые культуры даже связывают с ним зло и потусторонний мир.
Входное пространство 2 репрезентировано существительными, номинирующими эмоциональный мир и жизнь подростка Питера Паркера. Данный мир, представленный различными концептами, имеет следующие признаки: ум, издевательства со стороны сверстников, влюбленность, денежные проблемы, окончание школы.
Главный персонаж комикса, подросток Питер Паркер, «с его обычными человеческими проблемами и слабостями...» быстро завоевал симпатию со стороны молодежи. В номерах 60-х гг. Питер Паркер представлен как умный подросток, проявляющий интерес к науке: (1) «Peter, you're the best student tin the entire senior class!», № 24, с. 6, что вызывает одобрение и похвалу со стороны учителей и родных, а также издевательства и насмешки со стороны сверстников - (2) «All bets are off about puny Parker! He's as hope less asever!», № 39, с. 5. В силу умственных способностей и прилежания Питера Паркера считают книжным червем, а также трусом, так как он не вступает в драки и не реагирует на оскорбления: (3) «Parker's funny guy!...he is talking to Harry like a Dutch uncle! He is ether a real weak sister ...or a lot more man than we ever thought he was!», № 39, с. 6; (4) «Parker! Come back an' fight, you chicken!», № 25, с. 9; (5) «He's a big a snob as everyone says he is!», № 37, с. 20; (6)«So, he's too good for us, huh?... Guys like him don't wanna know anybody...», № 37, с. 20 [13].
Как типичного подростка Питера Паркера несчастная и безответная любовь к Бетти Брант, секретарю издательства, не обошла стороной: (7) Unable to understand the motive soft he girl he loves., № 10, с. 8; (8) «So shell end up marrying Leeds..and living quiet, uneventful life she dreams of! There's only one thing I've got to figure out!...How do I forget about the girl I love?», № 30, с. 11.
Окончание школы - важный этап в жизни каждого подростка, в том числе и Питера Паркера. Получение стипендии дает ему право учиться бесплатно: (9) «And now I'm proud to announce our two scholarships awards to empire state university, here in New York City! <A science scholarship is awarded to Peter Parker!»», № 28, с. 17; (10) «I did it! This means I can go to college ...Free! Gosh, it's like a dream come true!», № 28, с. 17.
Переживания о Бетти Брант и больной тете Мэй не покидают Питера Паркера на протяжении нескольких десятков номеров: (11) «All my problems... all my tough breaks... are due to being spider-man! If I were just an ordinary joe, Betty would still be my girl», № 18, с. 19; (12) «How can I study with aunt May in the hospital, no dough for the operation, my midterm exams coming up soon - what a life!», № 9, с. 6.
В связи с тем, что Питер учится и может заработать деньги только продажей фотографий главному редактору Дж. Дж. Джеймсону, семья не имеет постоянных доходов, в связи с чем возникают проблемы с оплатой счетов, операции и лекарств для больной тети Мэй: (13) «If I could get a full-time job...bring in some real money... that's what we need», № 31, с. 12.
Указанные выше признаки и примеры подтверждают, что Питер Паркер переживает те же самые моменты и проблемы в жизни, что и любой другой американский подросток, - отношения с окружающими людьми, влюбленность, окончание школы и поступление в колледж. Так мы смогли проникнуть в жизнь и мысли Питера Паркера, а также «заглянуть в душу» любого подростка.
Родовое пространство представлено номинациями, репрезентирующими человеческое существо, с одной стороны, и биологические способности паука, с другой стороны. Укус радиоактивного паука меняет жизнь Питера Паркера - он превращается в супергероя и приходит к пониманию того, что приобретенная суперсила может быть полезна в борьбе с преступностью не только города, но и государства в целом.
Выходное смешанное пространство представлено номинацией «Spider-man». В образе супергероя переплелись, таким образом, две ипостаси - подросток и паук. «Spider-man» как смешанное пространство имеет следующие концептуальные признаки - человеческое существо, сверхспособности (способность плести паутину, паучье чутье, ловкость, быстрота движений по вертикальной и горизонтальной поверхности), ум, прагматичность, неприязнь, насмешки, восхищение, сомнение, самопознание, харизма, смекалка, чувство долга.
Питер Паркер - это застенчивый подросток-книжный червь (2-е пространство), перевоплощающийся в гибкого и выносливого супергероя со сверхспособностями, одними из которых являются, например, биологические способности паука (1-е пространство) для борьбы со злодеями и преступниками. Человек-паук способен выпускать органическую паутину без использования каких-либо приспособлений и подниматься по отвесным стенам - (14) Like a wraith in the night, the world's most amazing web-spinner take sup the city-wide search for the elusive looter! № 36, с. 8; обладает паучьем чутьем - (15) «My spider sense... it's starting to tingle!» № 34, с. 14; обладает чувством равновесия, невероят-134
ной скоростью и ловкостью - (16) Moving with dazzling speed, the amazing Spider-man does a sudden, breath-taking, acrobatic flip-over, and then..., № 35, с. 13, имеет сверхсилу - (17) «If not for ofspider speed, Id be a trapped little web-spinner!» № 34, с. 12, (18) «Why don^t you fall? fve hit you hard enough to stagger a rhino! What are you made of??!» № 34, с. 18, что придает ему уверенность в себе как супергерое - (19) <«4s Peter Parker, I was just a helpless, confused school kid! But as spider-man, things are gonna be a lot different... As soon as I track down the enforcers! № 10, с. 8; (20) «The amazing spider-man! Able to climb walls... to fight, to run, to think better and faster than any dozen ordinary men!» № 40, с. 19.
Человек-паук всегда одерживает победу в сражениях со злодеями благодаря своим сверхспособностям, ловкости, смекалке, самодельному оружию (синтетический клей-полимер, сходный по свойствам с паутиной, водопроницаемые веб-шутеры, боло): (21) «ГП just stick one of my little "spider tracers" behind the lapel of his jacket — there!» № 35, с. 7. В сражениях Человек-паук подшучивает над своими врагами и высмеивает их способности, что позволяет говорить о его харизме: (22) «Boy, if unpopularity ever became popular, Id be topman around here!» № 37, с. 6; (23) «Who^s been giv^g you your boxing lessons lately - Woody Allen?» № 39, с. 7.
Человеку-пауку приходится вести двойную жизнь обычного подростка и супергероя, так как он не знает, как к этому отнесутся его родные и одноклассники, что терзает его и приводит к разного рода сомнениям: (24) «Being spider-man is just plain habit - forming! ...I can't give it up!» № 26, с. 9; (25) «I wonder if the world will ever acclaim me as it does others? Or am I always to go through life shunned and loathed!» № 21, с. 20. Человек-паук, как и подросток Питер Паркер, сталкивается с проблемами: (26) In which our web-spinning wonder encounters a brand new foe, while finding himself still beset by the same old problems! № 30, с. 1. Его ненавидят: (27) «Web-headed weasel» № 30, с. 14; (28) «Acheappublicitystunt»> № 41, с. 4; (29) «Trying to get rid of spidey seems to be the national underworld pastime!» № 37, с. 19, им восхищаются: (30) «How can anyone so normal sized be so powerful, and so dangerous??!» № 22, с. 15.
Представим процесс концептуальной интеграции следующим образом (рис. 2).
Данный рисунок наглядно показывает когнитивную основу номинации Spider-man в результате интеграции. Метафора «Spider-man» возникла на основе слияния двух ипостасей - паука как зооморфного существа и подростка. После укуса паука подросток-книжный червь Питер Паркер становится отважным и ловким супергероем со способностями паука. Метафора способствует тому, что аудитория, в частности подростки, увидели в супергерое типичного подростка, переживающего наряду с подростковой жизнью также общественно-политические события 60-х гг. XX в. Появление подростка в роли супергероя было настолько успешным, что создатели посвятили этому герою отдельные серии. Сам создатель комикса Стэн Ли отмечает успех своего героя: «Общеизвестно, что человек-паук - самый успешный из новых супергероев со времен фантастической четверки» (№ 6, с. 2), «Самого яркого, самого невероятного, самого восхитительного из всех супергероев» (№ 16, с. 2), «Самый впечатляющий супергерой мира» (№ 10).
Рис. 1. Схема осуществления концептуальной интеграции Spider-man
Созданию уникального и столь любимого читателями героя Spider-man способствовала концептуальная метафора. Источником знаний в данном случае послужил опыт человека в мире природы и общества. Время создания супергероя «Человек-паук» - бурные общественно-политические события 60-х гг. XX в. Супергерой появился на основе концептуальной интеграции пространства «Зооморфное существо» и пространства «Человеческое существо» с характерными для них концептуальными признаками. В результате проекции элементов исходных пространств в бленде Spider-man произошло «метафорическое рождение» супергероя.
Примечания
1. Lakoff G. Metaphorsweliveby / G. Lakoff, M. Johnson. Chicago ; London, 1980. P. 100-101.
2. Дмитриева И. А. Метафора как способ познания: логико-гносеологический статус : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Якутск, 2000. 28 с.
3. Самаркина О. Г. Метафоризация и интенсификация в английской фразеологии: когнитивно-коммуникативные аспекты : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2010. 34 с.
4. Ковальчук Л. П. Концептуальная интеграция смешанного пространства «женщина-лягушка» в русском сказочном дискурсе // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 25(240), вып. 58. С. 87-90.
5. Белькова Н. Ю. Метафорическое переосмысление как результат концептуальной интеграции ментальных пространств (на материале современного английского языка) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Иркутск, 2010. 34 с.
6. Кортовенкова Т. В. Способы языковой репрезентации концептуального пространствами в художественном произведении: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Калининград, 2011. С. 32.
7. Lakoff G. Op. at. P. 100-101.
8. Кириллова Ю. Н. Спортивная концептуальная метафора в современном немецкоязычном дискурсе СМИ : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2011. С. 18.
9. Ковальчук Л. П. Концептуальная интеграция исходного пространства «женщина-лягушка» в сказочном дискурсе : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Челябинск, 2012. C. 9.
10. Там же.
11. Fauconnier G., Turner M. Mental spaces: conceptual integration networks // Cognitive linguistics: basic readings / ed. by Dirk Geeraerts. Walter de Gruyter GmbH & Co. KG, 2006. P. 303-371.
12. Иванов А. В. Пауки, их строение, образ жизни и значение для человека. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1965. C. 238-239.
13. The Amazing Spider-man. № 1-40. URL: http://www.readcomics.tv /comic/amazing-spider-man- complete (дата обращения 11.11.16).
Notes
1. Lakoff G. Metaphorsweliveby / G. Lakoff, M. Johnson. Chicago ; London, 1980. Pp. 100-101.
2. Dmitrieva I. A. Metafora kak sposob poznaniya: logiko-gnoseologicheskij status : avtoref. dis. ... kand. filos. nauk [Metaphor as a way of knowledge: logical-gnoseological status: abstract. dis. Cand. philosophy]. Yakutsk. 2000. 28 p.
3. Samarkina O. G. Metaforizaciya i intensifikaciya v anglijskoj frazeologii: kognitivno-kommunikativnye aspekty : avtoref. dis. ... kand. filol. nauk [Metaphorization and intensification in English phraseology: a cognitive-communicative aspects: abstract. dis. Cand. philol. sciences]. M. 2010. 34 p.
4. Kovalchuk L. P. Konceptual'naya integraciya smeshannogo prostranstva «zhenshchina-lyagushka» v russkom skazochnom diskurse [Conceptual integration of mixed space "woman-frog" in Russian fairy-tale discourse] // Vest-nik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta - Herald of the Chelyabinsk State University. 2011, No. 25(240), iss. 58. Pp. 87-90.
5. Bel'kova N. Yu Metaforicheskoe pereosmyslenie kak rezul'tat konceptual'noj integracii mental'nyh pros-transtv (na materiale sovremennogo anglijskogoyazyka) : avtoref. dis. ... kand. filol. nauk [Metaphorical reinterpretation as the result of conceptual integration of mental spaces (on the material of modern English language): abstract. dis. Cand. philol. sciences]. Irkutsk. 2010. 34 p.
6. Kortovenkova T. V. Sposoby yazykovoj reprezentacii konceptual'nogo prostranstvami v hudozhestvennom proizvedenii: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk [Ways of language representation of conceptual spaces in fiction: abstract. dis. Cand. philol. sciences]. Kaliningrad. 2011. P. 32.
7. Lakoff G. Op. cit. Pp. 100-101.
8. Kirillova Yu. N. Sportivnaya konceptual'naya metafora v sovremennom nemeckoyazychnom diskurse SMI: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk [Sports conceptual metaphor in contemporary German discourse of media: abstract. dis. Cand. philol. sciences]. Barnaul. 2011. P. 18.
9. Kovalchuk L. P. Konceptual'naya integraciya iskhodnogo prostranstva «zhenshchina-lyagushka» v skazochnom diskurse : avtoref. dis. ... kand. filol. nauk [Conceptual integration of the source space "woman-frog" in the fairy-tale discourse. Dis. Cand. Philol. sciences]. Chelyabinsk. 2012. P.9.
10. Ibid.
11. Fauconnier G., Turner M. Mental spaces: conceptual integration networks // Cognitive linguistics: basic readings / ed. by Dirk Geeraerts. Walter de Gruyter GmbH & Co. KG, 2006. Pp. 303-371.
12. Ivanov A.V. Pauki, ih stroenie, obraz zhizni i znachenie dlya cheloveka [Spiders, their structure, lifestyle and value for people]. L. Publishing house of Leningr. University. 1965. Pp. 238-239.
13. The Amazing Spider-man. № 1-40. Available at: http://www.readcomics.tv /comic/amazing-spider-man-complete (accessed 11.11.16).