УДК 1:78.01:78.071.1
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННЫХ И ТВОРЧЕСКИХ ИСКАНИЙ Г.В. СВИРИДОВА В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ «РУССКОГО МИРА»
CONCEPTUALIZATION OF THE LIFE AND CREATIVE ASPIRATIONS OF G.V. SVIRIDOV IN THE CONTEXT OF IDEAS OF «RUSSIAN WORLD»
Л.А. Кинаш 1, М.С. Жиров 2 L.A. Kinash 1, M.S. Zhirov 2
'Белгородский государственный институт искусств и культуры, Россия, 308033, Белгород, ул. Королева, 7
State Institute of arts and culture, 7 Queen St, Belgorod, 308033, Russia
2Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85
Belgorod State National Research University, 85 Pobeda St., Belgorod, 308015, Russia
E-mail: [email protected]; [email protected]
Аннотация. В статье осуществляется ретроспективный анализ некоторых аспектов творческого наследия Г.В. Свиридова, сублимирующего культуру как внутреннее, органическое явление, в которой «великий и величавый духовный простор открыт современному человеку». Богатейшие духовно-нравственные императивы творчества Г.В. Свиридова, пока ещё не познаны и не осмысленны в полной мере как в историко-культурном, так и в содержательно-субстанциональном (сущностном) контексте. Речь идёт о музыкальном и литературном наследии композитора, являющем собой эпохальное явление русской национальной культуры, воплотившем философско-культурологические, религиозные, художественно-этические воззрения Человека, Гражданина, Художника.
Resume. The article is a retrospective analysis of some aspects of the creative heritage of G.V. Sviridov, sublimating culture as internal, organic phenomenon, in which "the great and majestic spiritual space open to modern man". The richest moral and spiritual imperatives of creativity of G.V. Sviridov, yet not known and not meaningful as a historical and cultural, and in the substantial-substantial (entity) context. We are talking about musical and literary heritage of the composer, which is an epochal phenomenon of Russian national culture, to embody the philosophical-cultural, religious, artistic and ethical attitudes of a Person, Citizen and Artist.
Ключевые слова: мироздание, национальная культура, музыкальное творчество, духовные ценности, душа, нравственность, язык, ум, слово, музыка, искусство, композитор, поэзия, синтез.
Key words: universe, national culture, musical creativity and spiritual values, the soul, morality, language, mind, words, music, art, composer, poetry, synthesis.
В реалиях современного философско-культурологического дискурса проблеме творчества как основе преобразования бытия человека и мира уделяется пристальное внимание. В связи с этим актуализируются вопросы сохранения духовного потенциала и человеческой цивилизации как таковой в контексте культуры, искусства, музыки, посредством обращения к ценностям полифонического типа. Одним из наиболее востребованных в исследовательских направлениях является художественное творчество, реализующееся в различных сферах деятельности, в том числе музыкальной, всё активнее приобретающей философско-культурологический, мировоззренческий, идеологический, социальный, духовно-нравственный и иные ракурсы научного познания.
Анализируя социально-художественные проблемы конца Х1Х - начала ХХ столетия, величайший русский философ И.А. Ильин провидчески констатировал, что культура являет собой внутреннее, органическое явление, и, лишь тот, кто «продумывает, а главное прочувствует, тот увидит, какой великий и величавый духовный простор открыт современному человеку» [1: 334]. Ещё не зная, какой путь развития изберёт человечество, русский философ предчувствовал «целый ряд великих заданий», связанных с воспитанием, православием, наукой, искусством, творчеством и культурой в целом.
Музыкальное творчество Георгия Васильевича Свиридова (1915 - 1998 гг.) относится к числу наиболее крупных событий в истории мировой и отечественной культуры прошлого столетия. Возникнув в обстановке радикальной смены культурных парадигм, оно судьбоносно определило вектор развития российской музыки в новом тысячелетии. Обозначенные положения нашли отражение в диссертационном исследовании «Философско-культурологические основания музыкального творчества Г.В. Свиридова» (2015 г.), результаты которого использованы в тексте данной статьи [2; 3; 4; 5].
Имя Г.В. Свиридова по праву стоит в ряду таких мыслителей-творцов, созидателей и проповедников высоких духовно-нравственных целей и идеалов, бережного продолжения и развития
традиций, утверждая тезис «создавать, - не отвергая доселе созданное, но творчески преображая его из свободной глубины преображённого духа» [1].
Ставший классиком русской музыки ещё при жизни, Г.В. Свиридов - всей силой своего таланта напоминает об этически возвышающей функции музыкального искусства. Основную его миссию он видит в духовном совершенствовании человека; её созидательную направленность -нести истину человечеству, утверждая духовные смыслы и исчерпывающие ответы «на самые важные, самые сокровенные вопросы своей судьбы и жизни» [6] оружием музыки, главными качествами которой являются самобытность, «новая простота», душевная отзывчивость. Действительно, музыка Г.В. Свиридова имеет художественную ценность, яркий образный мир, тончайшие интонации, музыка, в которой нот мало, а музыки очень много (Д. Шостакович о «Курских песнях») доступна, проста, безыскусна. Однако, эта простота музыки - следствие глубокого познания бытия жизни, умения художника сказать о ней просто, но глубоко, наглядно и убедительно.
Музыкально-поэтический язык Г.В. Свиридова («язык души»), основанный на единстве Логоса и Мелоса, представлен не только как средство культурной коммуникации, но и как важнейший фактор межпоколенческих связей и диалога. Сила свиридовских текстов, литературных и музыкальных, состоит в многослойности ассоциаций, запечатлевших характерные черты облика и поведения, психологии и душевного склада людей разной социальной принадлежности, разной национальной типизации. Основанная на традициях русской музыкальной философии, многовековой русской культуры, соединяющая коллективное и индивидуальное, народное и профессиональное, философия музыкальной поэзии Г.В. Свиридова обеспечивает путь от «простого», временного к бытийному, «вечному». Это объясняется тем, что философское осмысление творчества Г.В. Свиридова, на наш взгляд, рассматривается в широком культурологическом контексте, сублимирующее глубокий метафизический и экзистенциальный смысл, вмещающее огромный потенциал для диалога разных культур, для духовного сближения поколений в синхронической и диахронической их сопряжённости.
В стремлении осмыслить историю своей страны, её современность и будущность в духовно-нравственных категориях композитор не мог не чувствовать глубину политических, общественных, социально-культурных событий и не видеть их взаимосвязь. Поэтому, не стараясь выбрать «путь, чтобы протоптанней и легче» (В.В. Маяковский), как любой русский гений, Г.В. Свиридов не замыкался в узкой сфере профессионального творчества. Он оставил потомкам огромное мемуарное наследие (рабочие тетради, дневниковые размышления), содержание которых позволяет говорить о нём как о мыслителе-философе, политике, критике, литературоведе, общественном деятеле. Одним словом, как о русском человеке с поистине необъятными запросами к жизни, творческое наследие которого, по мысли Д.С. Лихачёва, современника композитора, «будет иметь огромное значение в грядущем возрождении русской культуры» [7], а гениальность - по-настоящему ещё не оценена.
Вполне обоснованная позиция признанного патриарха отечественной гуманитарной мысли Д.С. Лихачёва подтверждается богатейшим духовно-творческим наследием Г.В. Свиридова, пока ещё не познанным и не осмысленным в полной мере как в историко-культурном, так и в содержательно-субстанциональном (сущностном) аспектах. В настоящее время более трети музыкальных сочинений Г.В. Свиридова, равно как и рукописных записей и дневников пока не опубликованы. Речь идёт о музыкальном и литературном наследии композитора, являющем собой эпохальное явление русской национальной культуры, воплотившем философско-культурологические, религиозные, художественно-этические воззрения Художника, Человека, Гражданина. И во всех этих ипостасях бытия зримо открывается дар композитора проникать в глубинную суть мироздания: слышать эпоху, отображающую грандиозные шаги истории, воплотившей разные времена далёкого прошлого, чувствовать «дыхание» настоящего и будущего; но более всего «слышать Россию в её громадной необъятности значений, <......> слышать людей очень разной национальной типизации» [8].
Говоря словами А. Блока, Свиридов потонул в народной душе, поскольку никогда не отрекался ни от своей эпохи, ни от своих убеждений, не «перекрашиваясь» и не «перестраиваясь», радовался и страдал вместе с народом. Поэтому всё созданное этим великим художником ассоциируется с неким идеалом, к которому должен стремиться человек, а более всего - творческая личность, обладающая устойчивой системой социально-значимых качеств. В его музыке есть та самобытность, духовная красота и мощь, которая, несмотря на все национальные и мировые катаклизмы и метаморфозы, является внутренним миром собирательного русского характера, подтверждая слова Г.В. Свиридова: «Для меня Россия - страна простора, страна песни, страна печали, страна
минора, страна Христа» <......>. Я хочу создать миф: «Россия». Пишу всё об одном, что успею, то
сделаю, сколько даст Бог» [8]. Полагаем, творчество Г.В. Свиридова в полной мере отвечает призывам к сохранению традиций отечественной и всечеловеческой культуры, которые в последнее время всё чаще раздаются в среде творческой интеллигенции.
Представление об этой высокой гражданской и творческой миссии Г.В. Свиридова в полной мере даёт том авторских текстов, так называемых «толстых тетрадей», озаглавленный словами самого композитора - «Музыка как судьба» [8: 350]. Важнейший фактор цельности данного издания - работа публикатора - А.С. Белоненко, кандидата искусствоведения, племянника композитора, доцента Санкт-Петербургской консерватории, заслуженного деятеля искусств РФ, президента Национального Свири-довского фонда, подготовившего книгу, тонко учитывающего и особенности характера композитора, и событийный контекст излагаемых им событий, фактов, высказываний. Работа «Музыка как судьба» содержит обширное предисловие, охватывая биографию и творчество Г.В. Свиридова «во времени и пространстве». Содержание этой работы открывает современникам новые грани творчества Г.В. Сви-
ридова, которое представляет собой органичную корреляцию композиторского, писательского и философского дара необыкновенным образом проявившегося лишь в творчестве композитора, убедительно утверждающего своё главное жизненное кредо: «Художник призван по мере своих сил служить раскрытию Истины (Истины Мира)» [8: 230], т.е. «правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом, воспроизводящее их так, как они существуют вне и независимо от сознания; объективное содержание человеческого познания» [9].
Этот ключевой тезис, по нашему мнению, даёт основание осмысливать творческое наследие композитора в предметной области философско-культурологического знания - особой формы общественного сознания и познания мира, вырабатывающей систему комплексных знаний о базовых основах человеческого бытия, о наиболее сущностных характеристиках человеческого мировосприятия, целостном единстве человека с духовной жизнью и обществом [10].
Таким образом, многогранное творческое наследие Г.В. Свиридова (музыкальное, литературное), раскрывает художественные искания композитора, его убеждения, пристрастия, компендиум мировоззренческих взглядов и воззрений на историю, культуру, политику, православную веру, судьбу России и её народов в настоящем и будущем. Это свидетельствует о высоком уровне философской культуры композитора, в целом культуры этой незаурядной личности, способной применять философские знания в общественной жизни, потребности человеческой, профессиональной заботы художника о корневой системе «древа» музыкального творчества, которое является основой творческого «цветения и плодоношения» национальной музыки и духовности нации.
Список литературы References
1. Ильин, И.А. Основы христианской культуры // Ильин И.А. Одинокий художник / Сост., предисл. и примеч. В.И. Белов. - М.: Искусство, 1993. - 348 с. - С. 334.
Il'in, I. A. the basics of the Christian culture / / Ilyin I. A. the Lone artist / Comp., Foreword. and notes. V. I. Belov. - Moscow: Iskusstvo, 1993. - 348 S. - S. 334.
2. Кинаш, Л.А. Философско-культурологические основания музыкального творчества Г.В. Свиридова: Дис...канд. философ. наук: 24.00.01 / Л.А. Кинаш. - Белгород, 2015. - 163 с.
Kinash, L. A. Philosophical and cultural bases of musical creativity of G. V. Sviridov: Dis...Cand. philosopher. Sciences: 24.00.01 / L.A. Kinash. - Belgorod, 2015. - 163 S.
3. Кинаш, Л.А., Жиров М.С. Г.В. Свиридов: линия сопряжения духовно-нравственных начал в творчестве и жизни / Л.А. Кинаш // Наука. Искусство. Культура / Научный рецензируемый журнал БГИИК. -2013. - Вып. 2. - С. 107-115.
Kinash L.A., Zhirov M.S. Georgy Sviridov: line pairing of spiritual and moral principles in art and life / L.A. Kinash // Science. Art. Culture / Scientific peer-reviewed journal of BGIIK. - 2013. - Vol. 2. - S. 107-115.
4. Кинаш, Л.А., Жиров М.С. Творчество Г.В. Свиридова как метод познания Истины Мира / Л.А. Кинаш // «Вестник ТНУ» Таджикского национального университета (научный журнал): серия гуманитарных наук, Душанбе: «СИНО». - 2013. - №3/5 (118). - С. 211-219.
Kinash L. A., Zhirov M. S. creative Work of G. V. Sviridov as a method of knowing the Truth of the World / L. A. Kinash // "journal of TNU" the Tajik national University (scientific journal): a series of humanitarian Sciences, Dushanbe: "SINO". - 2013. - №3/5 (118). - P. 211-219.
5. Кинаш, Л.А., Жиров М.С. Творческое наследие Г.В. Свиридова как код познания традиций русской национальной культуры / Л.А. Кинаш // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова: научно-теоретический журнал. Серия: Естественные и гуманитарные науки. - Белгород: БГТУ. - 2014. - № 3. - С. - 249-253.
Kinash L. A., Zhirov M. S. Creative heritage GV Sviridova code of knowledge as traditions of Russian national culture / by L. A. Kinash // Vestnik BGTU im. V. G. Shukhov, scientific-theoretical journal. Series: Natural Sciences and Humanities. - Belgorod: BSTU. - 2014. - No. 3. - S. 249-253.
6. Свиридов, Г.В. Искания и победы / Г.В. Свиридов // «Литературная газета». - 1957. - 28 марта.
Sviridov, G. V. Quests and win / G. V. Sviridov / / Literaturnaya Gazeta. - 1957. - March 28.
7. Белоненко, А.С. Хоровая «теодицея» Свиридова // Георгий Свиридов. Полн. собр. соч. Т.21: Песнопения и молитвы. М. - СПб., 2001. - С. XVIII.
Belonenko, A. S. Choral "theodicy" Sviridov / / Georgy Sviridov. Full. Coll. Op. vol. 21: Motets and prayers. M. - SPb., 2001. - S. XVIII.
8. Свиридов, Г.В. Музыка как судьба / Сост., авт. предисл. и коммент. А.С. Белоненко. - М.: Молодая гвардия, 2002. - 798 [2] с.: ил. (Б-ка мемуаров: Близкое прошлое; Вып. 2). - С. 539.
Sviridov, G. V. Music as fate. / Comp., ed. Foreword. and comments. A. S. Belonenko. - M.: Molodaya Gvar-diya, 2002. - 798 [2] p.: Il. (B-ka of memoir: near past; Vol. 2). - S. 539.
9. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. - Изд. 4-е. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 1600 с.: ил. - С. 516.
Soviet encyclopedic dictionary / chief editor A. M. Prokhorov. - Ed. 4-E. - M.: Soviet encyclopedia, 1987. -1600 p.: Il. - S. 516.
10. Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с. URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E8%EB%EE%F1%EE%F4%F1%EA%E8%E9_%FD%ED%F6%E8%EA%EB %EE%EF%E5%E4%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E9_%F1%EB%EE%E2%E0%F0%FC (дата последнего обращения -11.09.2016).
Philosophical encyclopedic dictionary / chief editors: L. F. Ilichev, P. N. Fedoseev, S. M. Kovalev, V. G. Panov. - M.: Soviet encyclopedia, 1983. - 840 p. URL:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E8%EB%EE%F1%EE%F4%F1%EA%E8%E9_%FD%ED%F6%E8%EA%EB%EE% EF%E5%E4%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E9_%F1%EB%EE%E2%E0%F0%FC (last date is 11.09.2016).