СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Презентация научных работ - Лауреатов Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2012 года, проводимого Фондом развития отечественного образования
Лаврова С.Ю., Минец Д.В., Бирюкова Е.О., Елистратова К.А.
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ ДИСКУРСА
Монография, выполненная коллективом авторов, отсылает к освещению проблем, связанных с дискурсом как объектом междисциплинарного изучения, и акцентирует внимание на дискуссионности обсуждаемых направлений дискурсивной деятельности. В работе идет речь об автодокументальном, телевизионном и поэтическом дискурсах как разнохарактерных компонентах широкого дискурсивного пространства, в котором языковая личность репрезентирует себя посредством языковой концептуализации мира.
Первая глава представляет собой анализ индивидуальных особенностей в репрезентации гендерных концептов в женском мемуарно-автобиографическом дискурсе. Материалом исследования являются произведения пяти жанровых модификаций мемуарной прозы - записки Н.А. Дуровой, три дневника - М.К. Башкирцевой, З.Н. Гиппиус, Г.Н. Кузнецовой, дилогия мемуаров И.В. Одоевцевой, автобиография Н.Н. Берберовой, сводные тетради М.И. Цветаевой. Описание разножанровых и разновременных мемуарно-автобиографических текстов как особого типа дискурса позволяет предложить новаторскую методику анализа базовых гендерных концептов в дискурсе рассматриваемых женщин-авторов. Предпринятый в рамках главы анализ показал, что гендер является важным дискурсивным параметром языковой личности.
Автор второй главы коллективной монографии обращается к телевизионному дискурсу, рассматривая модель индивидуального речевого портрета говорящего и предпринимая анализ речевого поведения ведущих интеллектуального ток-шоу «Школа злословия». Контекст языковой игры позволяет рассмотреть способы и средства актуализации языковой игры в речи Т.Толстой, А.Смирновой, А. Гордона. Предпринятый в рамках главы анализ показал, что языковая игра является важным структурным параметром языковой личности, квалифицирующим ее социальный и коммуникативный статус. В главе выделяются основные параметры создания индивидуального речевого портрета говорящего в телевизионном дискурсе и намечены пути моделирования такого портрета на примере речевого поведения телеведущих Татьяны Толстой и Авдотьи Смирновой (ток-шоу «Школа злословия»).
Третья глава монографии посвящена проблематике поэтического дискурса, в частности - дискурса современного поэта Веры Полозковой. Констатируя, что прецедентный ономастикой представляет собой ядерный культурный слой языка текстов поэзии, автор третьей главы показывает, как современный молодой поэт-блогер активно использует различные типы транскультурных связей, которые характеризуют его индивидуально-авторский почерк. Лингвокультуремы из «энергетически сильных макротекстов» становятся концептуально значимым феноменом поэтического дискурса Веры Полозковой: как общая коммуникативная установка и способ кодирования информации в тексте, репрезентирующие основной принцип поэтического творчества автора.
Монография адресована специалистам по стилистике и лингвистике текста, преподавателям русского языка, аспирантам, магистрантам и студентам.
56