Научная статья на тему 'Концептуализация языковой личности в различных типах дискурса'

Концептуализация языковой личности в различных типах дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
295
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / GENDER / РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ / VERBAL PORTRAIT / КОНЦЕПТ / CONCEPT / ЯЗЫКОВАЯ ИГРА / LANGUAGE GAME / ИМЯ СОБСТВЕННОЕ / PROPER NAME / ПРЕЦЕДЕНТНОЕ ИМЯ / CASE NAME / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / LINGUISTIC IDENTITY / LANGUAGE PERSON

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лаврова С.Ю., Минец Д.В., Бирюкова Е.О., Елистратова К.А.

Монография посвящена описанию способов концептуализации языковой личности в различных типах дискурса. Объект реализации различных типов языковых личностей автодокументальный, публичный (телевизионный) и поэтический дискурсы. Охват материала от текстов первой половины XIX века до современной поэзии и ток-шоу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Лаврова С.Ю., Минец Д.В., Бирюкова Е.О., Елистратова К.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptualizing of the language person in different types of discourse: the collective monograph

The monography is devoted to the description of ways of modelling of the language person in various types of a discourse. Object of realization of various types of language persons autodocumentary, public (television) and poetic discourses. Scope of a material from texts of first half XIX century up to modern poetry and talk-show.

Текст научной работы на тему «Концептуализация языковой личности в различных типах дискурса»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Презентация научных работ - Лауреатов Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2012 года, проводимого Фондом развития отечественного образования

Лаврова С.Ю., Минец Д.В., Бирюкова Е.О., Елистратова К.А.

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ ДИСКУРСА

Монография, выполненная коллективом авторов, отсылает к освещению проблем, связанных с дискурсом как объектом междисциплинарного изучения, и акцентирует внимание на дискуссионности обсуждаемых направлений дискурсивной деятельности. В работе идет речь об автодокументальном, телевизионном и поэтическом дискурсах как разнохарактерных компонентах широкого дискурсивного пространства, в котором языковая личность репрезентирует себя посредством языковой концептуализации мира.

Первая глава представляет собой анализ индивидуальных особенностей в репрезентации гендерных концептов в женском мемуарно-автобиографическом дискурсе. Материалом исследования являются произведения пяти жанровых модификаций мемуарной прозы - записки Н.А. Дуровой, три дневника - М.К. Башкирцевой, З.Н. Гиппиус, Г.Н. Кузнецовой, дилогия мемуаров И.В. Одоевцевой, автобиография Н.Н. Берберовой, сводные тетради М.И. Цветаевой. Описание разножанровых и разновременных мемуарно-автобиографических текстов как особого типа дискурса позволяет предложить новаторскую методику анализа базовых гендерных концептов в дискурсе рассматриваемых женщин-авторов. Предпринятый в рамках главы анализ показал, что гендер является важным дискурсивным параметром языковой личности.

Автор второй главы коллективной монографии обращается к телевизионному дискурсу, рассматривая модель индивидуального речевого портрета говорящего и предпринимая анализ речевого поведения ведущих интеллектуального ток-шоу «Школа злословия». Контекст языковой игры позволяет рассмотреть способы и средства актуализации языковой игры в речи Т.Толстой, А.Смирновой, А. Гордона. Предпринятый в рамках главы анализ показал, что языковая игра является важным структурным параметром языковой личности, квалифицирующим ее социальный и коммуникативный статус. В главе выделяются основные параметры создания индивидуального речевого портрета говорящего в телевизионном дискурсе и намечены пути моделирования такого портрета на примере речевого поведения телеведущих Татьяны Толстой и Авдотьи Смирновой (ток-шоу «Школа злословия»).

Третья глава монографии посвящена проблематике поэтического дискурса, в частности - дискурса современного поэта Веры Полозковой. Констатируя, что прецедентный ономастикой представляет собой ядерный культурный слой языка текстов поэзии, автор третьей главы показывает, как современный молодой поэт-блогер активно использует различные типы транскультурных связей, которые характеризуют его индивидуально-авторский почерк. Лингвокультуремы из «энергетически сильных макротекстов» становятся концептуально значимым феноменом поэтического дискурса Веры Полозковой: как общая коммуникативная установка и способ кодирования информации в тексте, репрезентирующие основной принцип поэтического творчества автора.

Монография адресована специалистам по стилистике и лингвистике текста, преподавателям русского языка, аспирантам, магистрантам и студентам.

56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.