Политика и Общество
Правильная ссылка на статью:
Соколова А.В. Концептуализация ведения информационных войн в условиях развития современных социальных сетей // Политика и Общество. 2024. № 2. DOI: 10.7256/2454-0684.2024.2.69815 EDN: QRSPWI URL: https://nbpublish.com'llbrary_read_article.php?id=69815
Концептуализация ведения информационных войн в условиях развития современных социальных сетей
Соколова Арина Вадимовна
студент, кафедра сравнительной политологии, МГИМО М/1Д РФ 119454, Россия, г. Москва, ул. Проспект Вернадского, 76
Статья из рубрики "ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ"
DOI:
10.7256/2454-0684.2024.2.69815
EDN:
QRSPWI
Дата направления статьи в редакцию:
10-02-2024
Дата публикации:
05-05-2024
Аннотация: В работе автор рассматривает основные теоретические направления в исследовании информационных войн, как феномена современного политического процесса в мире. Большое внимание уделяется анализу отечественных подходов к определению составных частей информационных войн, их целеполагания и механизмов. Отдельно в работе исследуется феномен социальных сетей, как важнейшей составляющей информационной войны. В результате проведенного исследования была подтверждена тесная взаимосвязь между социальными сетями и технологиями ведения информационной войны. Этому способствуют следующие факторы: большое количество пользователей, отсутствие контроля за виртуальным пространством, имитация реального общения виртуальным. В ходе исследования были концептуализированы в трудах российских учёных основные понятия для анализа использования технологий
социальных сетей в политической пропаганде и информационной войне. Концепция публичной сферы, разработанная Ю. Хабермасом и модель медиа-коммуникаций, разработанная в рамках данной концепции позволяют систематизировать и прогнозировать технологии медиа-воздействия. Актуальность темы исследования определена ростом использования политической пропаганды в современном информационном и всё более цифровизирующемся мире. В работе проведена операционализация понятий "информационная война" и "политическая пропаганда", изучены технологии и методы политического воздействия, факторы и этапы развития политической пропаганды, а также описана роль социальных сетей в качестве инструментов политической пропаганды. В результате проведенного исследования была подтверждена тесная взаимосвязь между социальными сетями и технологиями ведения информационной войны. Этому способствуют следующие факторы: большое количество пользователей, отсутствие контроля за виртуальным пространством, имитация реального общения виртуальным. В ходе исследования были концептуализированы в трудах российских учёных основные понятия для анализа использования технологий социальных сетей в политической пропаганде и информационной войне.
Ключевые слова:
информационная война, пропаганда, социальные сети, концептуализация, гибридные войны, контрпропаганда, когнитивные войны, дезинформация, средства массовой информации, информационная безопасность
Информационная война с использованием политической пропаганды на современном этапе развития отношений между государствами на международной арене является одним из самых распространенных способов ведения войн и достижения политических целей.
Актуальность темы исследования определена ростом использования политической пропаганды в современном информационном и всё более цифровизирующемся мире. Связь между войной и пропагандой ещё со времён исследований Г. Лассуэлла считается
неразрывной, а Ж. Бодрийяр в эссе «Войны в Заливе не было»-1! на примере американской военной кампании 1991 г. в Персидском заливе продемонстрировал усиливающееся влияние на военную пропаганду фактора цифровизации, декларировав тем самым приход новой эпохи в информационных войнах и политической пропаганде.
Имеющийся по данной проблематике корпус литературы составляют работы, раскрывающие особенности ведения информационной войны. В ряду авторов, на подходы и позиции которых в той или иной степени опирается данное исследование, Е.
Г. Пономарева В. В. Барабаш-^, В. В. Кихтан Е. А. Сергеева М. Кастельс ^ Дж. Най ^^ Дж. Аркилла Труды данных ученых заложили научный фундамент анализа понятия информационной войны; позволили выявить специфику технологий информационной войны, а также возможности применения социальных сетей как инструментов политической борьбы.
Основной целью данного исследования является концептуализация в трудах российских учёных основных понятий для анализа использования технологий социальных сетей в политической пропаганде и информационной войне. Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
• Провести операционализацию понятий "информационная война" и "политическая пропаганда";
• Изучить технологии и методы политического воздействия, факторы и этапы развития политической пропаганды;
• Описать роль социальных сетей в качестве инструментов политической пропаганды.
Теоретическая и методологическая основа исследованияпредставлена преже всего трудами Г. Лассуэлла У. Липмана Дж. Дьюи чьи работы помогли выявить характерные особенности политической пропаганды в качестве средства воздействия на определенные группы людей при помощи информационно-психологических методов.
Концепция публичной сферы, разработанная Ю. ХабермасомИ^!, и модель медиа-коммуникаций, разработанная в рамках данной концепции, стали крайне значимыми для исследования. Эта модель позволяет систематизировать и прогнозировать технологии медиа-воздействия, включая традиционные СМИ и цифровые медиа.
Конструктивистский подход к исследованию позволил проанализировать современные СМИ, которые выступают как средства конструирования реальности мировой политики государствами и негосударственными акторами, а также как акторы этой реальности. Развитие информационных технологий позволяет говорить о становлении глобального информационного пространства, которое функционирует в соответствии со своей внутренней логикой. Взаимодействие и взаимное влияние разнообразных СМИ различных уровней и форматов, транслирующих социо- культурные установки и видения, называемые "социальными конструктами", лежит в основе его функционирования.
В ходе исследования был использован критический концептуальный анализ при изучении особенностей концептуализации понятий информационная война, политическая пропаганда и социальные сети в работах различных учёных, а также систематизации конкретных технологий политической пропаганды в социальных сетях.
Научная новизна исследования заключается в теоретико-методологической проработке анализа информационных войн и концептуализации основных понятий для последующих исследований.
Информационная война
Появление термина «информационная война» относится к периоду окончания Холодной войны. Поскольку перед Министерством обороны США стояли новые задачи, то их реализацию было призвано обеспечить ведение информационной войны. В 1998 году Министерство обороны США приняло "Объединенную доктрину информационных операций" с целью уточнения взаимосвязи между информационными операциями и информационной войной. В новом определении информационная операция была определена как: «меры, принимаемые для воспрепятствования сбору, обработке, передаче и хранению информации информационными системами противника при обороне собственных информационных и информационных систем; информационная война - это операция, проводимая с целью получения информационного преимущества над противником» ИЗ!.
Информационная операция направлена на контроль за собственным информационным пространством, обеспечение безопасности доступа к своей информации, использование информации о противнике, дестабилизацию его информационных систем и нарушение
информационного потока.
Владение информацией врага — это способ повысить наши собственные возможности, ослабить или противостоять возможностям противника, а также защитить наши собственные активы, включая информацию. Информационная война заключается в направленном воздействии на информационные функции противника, защищая при этом свои собственные интересы и дезориентируя его. Из определения информации и информационных функций информационная война может быть определена как: «любое действие по защите наших информационных функций, независимо от средств» И4!.
Информационная война - это не цель внешней политики государства, а скорее средство для достижения целей. Достижение цели при ведении информационной войны происходит в следующих направлениях:
1) стратегическое нападение;
2) перехват инициативны;
3) деструктивное воздействие;
4) оперативно-стратегический камуфляж;
5)обман;
6) физическое разрушение инфраструктуры.
В. В. Барабаш приводит следующее определение термина «информационная война»: «форма виртуального конфликта, цели которого состоят в нанесении ущерба информационным процессам, системам и ресурсам, воздействии на психику граждан, не вовлеченных в активные (боевые) действия, а также, использовании ресурсов в своих
интересах путем формирования общественного мнения» ¿А5!. Такое определение гражданской войны позволяет говорить о том, что одной из задач ведения гражданской войны является раскол гражданского общества.
А. А. Азарян отмечает важность информационной войны в противоборстве между
государствами в современный период --16!. Именно информация, как подчеркивает исследователь, становится основным средством реализации внешней политики государств. С точки зрения В. В. Кихтан, информационная война как явление показывает абсурдность ведения боевых действий --17!.
Н. И. Мартишина выделяет такие средства ведения информационной войны, как:
1) фейки;
2) пропаганда;
3) провокация [18!.
Использование таких средств способствует тому, что народ становится дезориентированным, вследствие чего возникает необходимость установления контроля со стороны государства за собственным населением. В качестве метода ведения информационной войны Я. И. Стрелецкий называет подталкивание населения к мятежам и выступлениям против руководства страны. Это достигается с помощью психологического воздействия. Последствиями такого воздействия, по мнению М. Г. Федотовой, является:
1) возникновение дестабилизирующей обстановки в государстве;
2) разрушение стабильности государства;
3) снижение авторитета государства
Опасность информационной войны состоит в том, что с помощью определенных методов воздействия, связанных с психологическим давлением в обществе возникают опасные социальные явления, которые приводят к разрушению общества и государства изнутри.
Таким образом, термин «информационная война» возник в целях внешней политики США после окончания холодной войны. Информационная война является средством достижения целей внешней политики государства. Основной целью холодной войны является разрушение гражданского общества изнутри при помощи информации, которая является фейковой и с помощью которой происходит психологическое давление на население другого государства.
Технологии и средства политической пропаганды
Ведение информационной войны предполагает психологическое воздействие на общество с помощью особых технологий и средств.
Основными технологиями ведения информационной войны являются:
1 ) Пропаганда- использование медиа для распространения информации, которая поддерживает определенную политическую или идеологическую позицию;
2 ) Контрпропаганда- противодействие распространению альтернативных позиций в своем информационном пространстве через ограничения или критику;
3 ) Дезинформация- распространение неправдивой информации, которая не соответствует реальности I20!.
Данные технологии информационной войны имеют определенные средства реализации, к которым относятся:
1) использование предрассудков, заблуждений, а также различных лексических и фонетических приемов. Целью использования таких средств является неверная отрицательная или положительная эмоциональная окраска с возникновением презрения к стороне-оппоненту;
2) искажение статистических данных;
3) избирательность по отношению к тем событиям, которые освещаются различными медиаресурсами;
4) ссылка на анонимность источников;
5) подтверждение приведенных фактов мнениями экспертов.
При ведении информационной войны речь идет об определённом воздействии на сознание населения с помощью различных каналов коммуникации.
Особая роль при ведении информационной войны отводится средствам языка. Характеризуя средства языка как инструмент ведения информационной войны, можно выделить следующие их виды:
1) языковые клише, постоянно сопровождающие высказывание о некотором объекте;
2 ) Использование оценочной лексики, которая выражает одновременно и оценку и собственное мнение относительно какого- либо события или явления;
3) Использование заимствованных слов и выражений, на основе которых строится новое представление о явлениях, возникающих в обществе --21!.
Результативность применения языковых инструментов при ведении информационной войны объясняется тем, что сознание общества имеет потребность в компенсации пе ре груж е ннос ти инфо рма цие й.
Таким образом, основными технологиями ведения информационной войны являются пропаганда, контрпропаганда, дезинформация. Данные технологии реализуются с помощью различных средств. Наибольшую роль в результативности ведения информационной войны играют языковые средства.
Социальные сети как инструмент политической пропаганды
Распространённость информационных сервисов и постоянный рост количества пользователей социальных сетей свидетельствует о том, что именно социальные сети являются в последнее время одним из самых активных средств ведения информационной войны. Рост количества наглядной информации приводит к тому, что пользователи социальных сетей непроизвольно анализируют событие через его освещение в новостных каналах сети Интернет и социальных сетей.
Именно социальные сети являются ключевым инструментом информационной войны. С помощью социальных сетей реализуются донесение до населения таких средств информационной войны, как:
1) подача недостоверной информации;
2) использование понятий, несоответствующих действительности;
3) использование фактов, содержание которых искажено;
4) вывод причинно-следственных связей, которые являются недостоверными [22].
Пользователи социальных сетей являются уязвимыми с точки зрения манипуляторного воздействия по причине того, что публикации нельзя проверить на достоверность. Такая особенность социальных сетей как их открытость для обмена мнениями и точками зрения по определенным вопросам свидетельствует о том, что именно эти мнения могут выступать средством манипуляции по отношению к сознанию людей. О том, что социальные сети в настоящий момент являются ключевым средством ведения информационной войны, свидетельствуют и такие факторы, как большое количество пользователей, отсутствие контроля за виртуальным пространством, имитация реального общения виртуальным.
Среди манипулятивных методов ведения информационной войны Е. А. Куянцева отмечает замалчивание важной информации, управляемость комментариями со стороны администраторов информационных каналов I23!. Также среди методов манипулятивного воздействия исследователь отмечает смешение понятий. Сущность данного метода состоит в том, что определенное сообщение может принимать различные значения.
Критериями для этого будут выступать цели передачи данного сообщения. Кроме того, следует отметить и такой метод манипуляции, как выбор положительного или отрицательного эффекта от определенного сообщения, хотя в самом сообщении уже заложен определённый контекст. Этот эффект определяется понятием «духовные скрепы», которое означает усваивание информации на интуитивном уровне без какого-либо, прямо высказываемого смысла.
Воздействие в процессе информационной войны осуществляется и с помощью увеличения негативной информации в новостном контенте.
Таким образом, в настоящее время именно социальные сети являются одним из ключевых инструментов информационной войны. Этому способствуют следующие факторы: большое количество пользователей, отсутствие контроля за виртуальным пространством, имитация реального общения виртуальным.
В результате проведенного исследования были концептуализированы в трудах российских учёных основные понятия для анализа использования технологий социальных сетей в политической пропаганде и информационной войне.
Библиография
1. Baudrillard J. The Gulf War did not take place //Hollywood and war, the film reader. Routledge, 2023. P. 303-314.
2. Пономарева Е.Г. Теория и технологии социальной деструкции. Глоссарий // Теория и технологии социальной деструкции (на примере "цветных революций"). М.: Русский биографический институт, ИНЭС. 2016. С. 366-410.
3. Барабаш В. В., Котеленец Е. А., Лаврентьева М. Ю. Информационная война: к генезису термина //Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019. №. 3 (33). С. 7689.
4. Кихтан В.В., Качмазова З.Н. Информационная война: понятие, содержание и основные формы проявления // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2018. № 2. Т. 2. С. 228-235.
5. Сергеева Е. А. Социальные сети как инструмент информационной войны // Современное профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы. 2021. С. 322-325.
6. Кастельс,М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 607 с.
7. Nye J.S., Jr. Soft Power: The Means to Success in World Politics. N.Y.: Public Affairs, 2004.
8. Arquilla J., Ronfeldt D. Cyberwar is coming! //Comparative Strategy. 1993. No 12(2). Pp. 141-165.
9. Lasswell H.D. World Politics and Personal Insecurity. N.Y: Free Press, 1965.
10. Lippmann W. Public opinion. Routledge, 2017.
11. Dewey J. The public and its problems //Hermes, La Revue. 2001. No 31(3). Pp. 77-91.
12. Habermas J. The structural transformation of the public sphere: An inquiry into a category of bourgeois society. - MIT press, 1991.
13. Арутюнян В.А. «Окно Овертона» как инструмент ведения информационной войны // Информационные войны как борьба геополитических противников, цивилизаций и различных этосов: сборник трудов Всероссийской научной конференции. Новосибирск: СибГУТИ, 2018. С. 38-44.
14. Шакирова Е. Ю., Герасимов Н. Н. Кибервойна: реалии современной цифровой эпохи //Гуманитарные проблемы военного дела. 2018. № 1. С. 112-116.
15. Барабаш В. В., Котеленец Е. А., Лаврентьева М. Ю. Информационная война: к генезису термина //Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019. №. 3 (33). С. 7689.
16. Азарян А. А. Сущность и механизмы информационных и маркетинговых войн // Менеджер. 2020. № 4(94). С. 129-132.
17. Кихтан В.В., Качмазова З.Н. Информационная война: понятие, содержание и основные формы проявления // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2018. № 2 (2). С. 228-235.
18. Мартишина Н. И. Языковые средства в информационных войнах // Гуманитарные проблемы военного дела . 2019. № 2(19). С. 94.
19. Федотова М. Г. Пропаганда как технология информационной войны на Украине // Омские социально- гуманитарные чтения-2017. 2017. С. 155-159.
20. Манойло А. В. Информационная война в контексте специальной военной операции на Украине // Международная жизнь. 2022. № 12. С. 74-83.
21. Мартишина Н. И. Языковые средства в информационных войнах // Гуманитарные проблемы военного дела. 2019. № 2(19). С. 92-96.
22. Ищенко Н. С. Дегуманизация русских Украины как прием информационной войны // Актуальные проблемы информационного противоборства в современном мире: вызовы и угрозы для России и Русского мира: Материалы Международной научно-практической конференции. Донецк: Донецкий национальный университет, 2019. С. 47.
23. Куянцева Е. А. Украинские медиакритические материалы как важная составляющая информационной войны Украины-России // Вестник. 2022. № 4. С. 125.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Предметом рецензируемого исследования выступает специфика использования социальных сетей в политической пропаганде и информационных войнах. Несмотря на то, что у самого автора «актуальность... определена... актуальностью...», нельзя не признать, что в современном информационном и всё более цифровизирующемся мире актуальность выбранной автором темы для исследования крайне высока. Связь между войной и пропагандой ещё со времён исследований Г. Лассуэлла считается неразрывной, а Ж. Бодрийяр в эссе «Войны в Заливе не было» на примере американской военной кампании 1991 г. в Персидском заливе продемонстрировал усиливающееся влияние на военную пропаганду фактора цифровизации, декларировав тем самым приход новой эпохи в информационных войнах и политической пропаганде. Поэтому логика обращения автора к столь актуальной проблематике вполне понятна. Чего нельзя сказать об использованной им методологии. Если в концептуальном плане можно принять декларируемое автором использование в процессе работы концепций политической пропаганды Г. Лассуэлла, У. Липпмана, Дж. Дьюи и концепции публичной сферы Ю. Хабермаса, то притягивание к конструктивизму представителей Франкфуртской школы М. Хоркхаймера, Т. Адорно, Г. Маркузе и Э. Фромма выглядит крайне сомнительным. Не указаны также конкретные методы, которые были использованы в процессе исследования. Авторская отсылка к конструктивистскому подходу, а также к «выбранному в качестве теоретико-методологического принципа подходу» [какому именно подходу? кроме того - «подход в качестве принципа»?] не говорит ровным счётом ничего о тех конкретных методах, которые применялись в процессе работы. Тем не менее, из контекста можно понять, что автор использовал
критический концептуальный анализ при изучении особенностей концептуализации понятий информационная война, политическая пропаганда и социальные сети в работах различных учёных, а также систематизации конкретных технологий политической пропаганды в социальных сетях, выявленных и описанных этими учёными. Для серьёзной научной работы, конечно, не густо, и больше подходит для конспекта на заданную тему, но некоторая новизна предмета позволяет рассматривать данный способ работы в качестве предварительной теоретико-методологической проработки некоего проблемного поля и концептуализации основных понятий для последующих конкретных исследований. О чём, собственно, и заявлено в названии рецензируемой статьи. Соответственно, следует признать наличие некоторых признаков научной новизны в полученных автором результатах исследования. Прежде всего, речь может идти не о «подтверждённой» автором «тесной связи между социальными сетями и технологиями ведения информационной войны», чему посвящен уже целый пласт научной литературы, и не о пропаганде, контрпропаганде и дезинформации как «основных технологиях ведения информационной войны», что также банально, а об особенностях концептуализации в трудах российских учёных основных понятий для анализа использования технологий социальных сетей в политической пропаганде и информационной войне. Это то, что было действительно сделано. Достаточно новаторским было бы исследование специфики использования в процессах информационной войны конкретной сети Telegram, исследование которой было заявлено в качестве цели статьи, но никак не реализовано автором. Что и стало главной причиной решения рецензента об отправке статьи на доработку. В структурном плане работа не идеальна, но приемлема: её логика достаточно последовательна и отражает основные аспекты проведённого исследования. Стиль статьи научный. В тексте встречается некоторое количество стилистических (например, повторы слов: «Актуальность темы исследования определена вновь возросшей актуальностью...»; или странные сочетания вроде «основанный в рамках»: «.Модель медиа-коммуникаций, основанная в рамках данной концепции.»; или «результаты исследования обнаружили»; и др.) и грамматических (например, пропущенная запятая в предложении «В ряду авторов, на подходы и позиции которых в той или иной степени опирается данное исследование Е. Г. Пономаревой.»; и др.) ошибок, но в целом он написан достаточно грамотно, на приемлемом русском языке, с корректным использованием научной терминологии.
Библиография насчитывает 25 наименований, в том числе источники на иностранных языках, и в должной мере отражает состояние исследований по проблематике статьи. Правда, необходимость использования работ на иностранных языках вызывает сомнения: например, работа Уолтера Липпмана «Общественное мнение» переводилась на русский язык ещё в 2004 г., также как и классическая работа Гарольда Лассуэлла «Техника пропаганды в мировой войне» (правда, вместо этой работы, непосредственно посвящённой теме использования пропаганды в войне, автор почему-то выбрал другую работу Г. Лассуэлла «World Politics and Personal Insecurity»); переводилась на русский я з ык и ра бота Д ж о на Д ьюи «О б ще ств о и е г о пр о б л е мы». Н о в це ло м ни офо рмле ние , ни содержание библиографического списка особых нареканий не вызывает. Апелляция к оппонентам имеет место при обсуждении основных аспектов концептуализации понятий информационной войны и политической пропаганды
ОБЩИЙ ВЫВОД: предложенную к рецензированию статью на данном этапе её подготовки можно квалифицировать в качестве научной работы, лишь частично отвечающей основным требованиям, предъявляемым к работам подобного рода. Несмотря на высокую актуальность выбранной автором темы для исследования, поставленная цель «анализ использования социальной сети Телеграмм в качестве
инструмента политической пропаганды» так и не была реализована. В результате работа имеет скорее обзорный и конспектный характер, чем исследовательский. В связи с этим необходима доработка статьи или корректировка заявленной цели. В целом же, полученные автором результаты будут представлять интерес для политологов, социологов, специалистов в области медиа и коммуникаций, а также для студентов перечисленных специальностей. Представленный материал соответствует тематике журнала «Политика и Общество» и после доработки может быть рекомендован к публикации.
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Данная статья посвящена такому идеологическому аспекту международной политики как распространение потенциально опасной для стабильности государства и общества информации посредством фабрикации политического контента в социальных сетях. Автор концептуализиовет понятие «информационной войны» как способ осуществления пропагандисткой работы с использованием современных коммуникативных инструментов. В методологическом отношении автор опирается на разработки исследователей, описывающих идеологические процессы политики с точки зрения конструктивистской парадигмы, позволяющей анализировать формирование, распространение и замещение идей в субъективном пространстве социума. Актуальность представленной статьи обусловлена все возрастающей ролью цифровизации в различных социально-политических процессах, что оказывает непосредственное влияние на текущие методы и формы конструирования общественного мнения. Политологические и социологические основы исследования опираются на фундаментальные труды и современные работы авторов в сфере коммуникаций и идеологической сферы политики: М. Кастельс, Г. Лассэул, Дж. Най и др. Статья достаточно хорошо структурирована, имеет сильную вводную и методологическую часть, в которой артикулированы ключевая целевая исследовательская установка, задачи исследования, методы и основные базовые понятия, используемые автором в публикации. Список литературы представлен значительным количеством отечественных и зарубежных источников. Автор операционализирует понятия «информационная война», «пропаганда», «гибридная война» с точки зрения медиатизации политического контента и его распоостранения в социальных сетях, чем вносит значимый вклад в исследование представленной проблематики. Научная и практическая значимость данной статьи подтверждаются разработкой сильной теоретической основы для последующего прикладного анализа содержания основных информационных каналов и политических пабликов в современных медиа и социальных сетях. Вместе с тем, автору рекомендуется использовать больше эмпирических источников, статистических данных, а также прикладные методы анализа для подтверждения собственных гипотез и научных предположений. Статья может быть рекомендована к публикации после внесения ряда доработок и дополнений, представляется, что она вызовет неподдельный интерес читательской аудитории журнала «Политика и общество» в случае использования метода анализа отдельного случая (case study) и на примере современного российского материала (анализ пабликов VK и Telegram-каналов). В качестве примеров данных исследований автору рекомендуется обратиться на страницы современных политологических журналов из рецензируемого перечня ВАК, добавив тем самым степень научной разработанности представленной проблематики. Статья написана на
грамотном научном языке, но в данном виде не представляет собой завершенное политологическое исследование. Однако, на основе представленного автором материала, могут быть выполнены более обстоятельные и сфокусированные исследования современного идеологического контента в социальных медиа. Рекомендую отправить статью на доработку, и автору дополнить ее прикладной частью.
Результаты процедуры окончательного рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Проведенный анализ представленной на рецензирование статьи на тему: «Концептуализация ведения информационных войн в условиях развития современных социальных сетей» позволяет сделать следующее заключение. Исследуемая проблема в рецензируемой статье достаточно актуальна.
Рецензируемая статья, в целом, содержит необходимые компоненты, позволяющие ее идентифицировать в качестве научной статьи. Однако, как мы считаем, есть отдельные замечания, связанные с рядом моментов. Во-первых, объем статьи и ее название не совсем коррелируются. Для заявленной «концептуализации» автором/ами проанализировано недостаточное количество разработок современных отечественных и зарубежных исследователей понятия «Информационная война». Кроме того, ссылки на позиции представленных авторов в библиографическом списке имеются, но, к сожалению, отсутствует авторское отношение к ним, что исключает научную дискуссию как таковую и критическую оценку современных научных работ по исследуемой проблеме. Таким образом, в статье, по сути, не проведена концептуализация, но предложено небольшое исследование состояния научных разработок в отечественной науке по проблеме ведения информационных войн с учетом развития социальных сетей. Объем статьи не соответствует требованиям глубокого и всестороннего исследования. Считаем, в этой связи, что используемый в названии статьи термин «Концептуализация» не соответствует проведенному объему научного анализа.
В статье, по нашему мнению, представлены далеко не все разработанные в отечественной науке концепты «информационной войны». Многие научные разработки этой достаточно популярной у исследователей темы остались за рамками настоящей статьи.
Статья структурирована и в ней представлены цель исследования, задачи и теоретико-методологическая основа исследования.
Библиографический список, отражающий источниковую базу исследования, состоит из 23 позиций. Представленные источники разноплановы и вполне актуальны по дате публикации и соответствия с темой исследования. Ссылки на использованную литературу в статье имеются.
Содержательно в статье рассматривается этимология, происхождение термина «информационная война» и ее основные направления. Автором/ами приводятся примеры толкования термина «Информационная война» различными отечественными исследователями, понимания его сущности и содержания.
Автором/ами подчеркивается роль психологического воздействия информационной войны в качестве определяющей, формулируются основные технологии ведения информационной войны, ее языковые (лингвистические) особенности.
В качестве основного средства ведения информационной войны автор/ы определяют социальные сети, распространённость которых и постоянный рост количества пользователей социальных сетей способствует их широкому использованию для
деструктивных целей.
Считаем, что рецензируемая статья способна вызвать определенный читательский инте ре с .
Таким образом, исходя из вышеизложенного, считаем, что статья на тему «Концептуализация ведения информационных войн в условиях развития современных социальных сетей», в целом, соответствует требованиям, предъявляемым к такому виду работ и она может быть рекомендована к опубликованию в искомом научном журнале.