Научная статья на тему 'Концептуализация типов культурной идентичности малых этнических групп трансграничья'

Концептуализация типов культурной идентичности малых этнических групп трансграничья Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
171
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурная идентичность / малые этнические группы / трансграничье / этническая самоидентификация / квазидинамический процесс типы культурной идентичности: капсульный / консолидационный / диффузный / псевдоморфный / the cultural identity / small ethnic groups / transboundary region / an ethnic self-identity / quasivariety process / types of cultural identity: capsule / consolidating / diffuse / pseudomorphic

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сундуева Дина Борисовна

В статье установлено, что тип культурной идентичности является интегральным качествомвсех совокупных явлений, детерминирующих определенное состояние малых этнических групп вассимиляционных процессах трансграничья в их динамике. Интеграция совокупных явлений достигается засчет наличия в культурной реальности трансграничья определенной качественной характеристики состоянияидентификационных маркеров в структуре культурной идентичности, проявление которых в зависимости отхарактера совпадения усилий внешних и внутренних факторов формирует определенные типы: капсульный,консолидационный, диффузный псевдоморфный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Сундуева Дина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUALIZATION OF CULTURAL IDENTITY OF TYPES OF TRANSBOUNDARY SMALL ETHNIC GROUPS

The article manifests the type of cultural identity to be an integral quality of all dynamic, cumulative, determining a certain state of small ethnic groups in transboundary region assimilation processes phenomena. The cumulative phenomena integration is achieved through the presence of the definite quality characteristics identification markers condition in the cultural identity structure and the cultural reality of the transboundary region. Being dependent on the convergence nature of internal and external factors identification markers form some cultural identity types: capsule, consolidating, diffuse, pseudomorphic

Текст научной работы на тему «Концептуализация типов культурной идентичности малых этнических групп трансграничья»

УДК 008:130.2

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ТИПОВ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

МАЛЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП ТРАНСГРАНИЧЬЯ

Д.Б. Сундуева

Аннотация. В статье установлено, что тип культурной идентичности является интегральным качеством всех совокупных явлений, детерминирующих определенное состояние малых этнических групп в ассимиляционных процессах трансграничья в их динамике. Интеграция совокупных явлений достигается за счет наличия в культурной реальности трансграничья определенной качественной характеристики состояния идентификационных маркеров в структуре культурной идентичности, проявление которых в зависимости от характера совпадения усилий внешних и внутренних факторов формирует определенные типы: капсульный, консолидационный, диффузный псевдоморфный.

Ключевые слова: культурная идентичность, малые этнические группы, трансграничье, этническая самоидентификация, квазидинамический процесс типы культурной идентичности: капсульный,

консолидационный, диффузный, псевдоморфный.

CONCEPTUALIZATION OF CULTURAL IDENTITY OF TYPES OF

TRANSBOUNDARY SMALL ETHNIC GROUPS

D. Sundueva

Abstract. The article manifests the type of cultural identity to be an integral quality of all dynamic, cumulative, determining a certain state of small ethnic groups in transboundary region assimilation processes phenomena. The cumulative phenomena integration is achieved through the presence of the definite quality characteristics identification markers condition in the cultural identity structure and the cultural reality of the transboundary region. Being dependent on the convergence nature of internal and external factors identification markers form some cultural identity types: capsule, consolidating, diffuse, pseudomorphic.

Keywords: the cultural identity, small ethnic groups, transboundary region, an ethnic self-identity, quasivariety process, types of cultural identity: capsule, consolidating, diffuse, pseudomorphic.

Актуальность исследования феномена культурной идентичности малых этнических групп (МЭГ) обусловлена динамичностью современных процессов межкультурной коммуникации. МЭГ определяется как «часть каких-либо этносов, их внутренние подразделения, обладающие культурнобытовыми особенностями, отличающими их от основного ядра этноса» [2, с. 97]. Малые этнические группы, находясь в ситуации контакта с группой доминирующего большинства в условиях трансграничной интеграции, стремятся сохранить свою этничность, подчеркивая свое культурное своеобразие. В рамках данной работы мы обращаемся к сложившемуся в отечественной науке понятию «трансграничье», которое определяется как территория, состоящая из взаимодействующих приграничных

территорий, прилегающих к государственной границе двух или более соседних стран [4, с. 388]. Трансграничность, по определению А. Неклесса, есть мир, где «людское половодье сливается в некий безбрежный океан, бурлящий «водный мир», новую реальность, которая проникает в мир и с черного, и с

парадного входа. Социальная история в этой растворяющейся всех и вся среде распадается на множество частных повествований, амбициозных текстов, где личность синергийно с другими, подобными ей, реализует собственный проект и сюжет» [3]. В основе определения термина «культурная идентичность» лежит признание современных реалий существования этноса, а не набора объективных признаков этнической культуры. Культурная идентичность определяется как открытая система идентифицирующих, маркирующих факторов, актуализирующихся в процессах межкультурной коммуникации в конкретной пространственно-временной

континуальности, системообразующим ядром которой являются процессы этнической самоидентификации. К идентификационным признакам в структуре культурной идентичности МЭГ трансграничья, выделенным на основе интервьюирования субъектов исследуемых групп, относятся: язык; религиозная принадлежность; сохранность традиционных форм

природопользования и хозяйствования; наличие коллективной исторической памяти

408

об этноистории группы; корреляция внутренней самоидентификации и внешнего позиционирования. Изменения, происходящие с языком малой этнической группы, ведут к изменению качественных характеристик других идентификационных признаков в структуре культурной идентичности [5, с. 402].

Структура культурной идентичности МЭГ трансграничья, динамичная по своей природе, под воздействием внешних и внутренних факторов меняется в зависимости от того, как возрастает или, наоборот, снижается вес тех или иных составляющих ее элементов [1]. Вектор внутренних факторов может характеризоваться совпадением и

несовпадением действий (усилий физических, душевных, умственных) с внешними факторами. Совпадение, синтез внешних геополитических, природных,

демографических, социокультурных и внутренних условий является тенденцией, при которой происходит синергетический эффект взаимодействия двух или более факторов, определяющих динамику культурной идентичности, её стадиальность.

Предпосылками формирования концепции типов культурной идентичности МЭГ являются понятия «тип культурной идентичности», «капсульный»,

«консолидационный», «диффузный»,

«псевдоморфный» типы культурной идентичности. Тип культурной идентичности определяется как интегральное качество всех совокупных явлений, детерминирующих определенное состояние МЭГ в ассимиляционных процессах трансграничья в их динамике. Интеграция совокупных явлений достигается за счет наличия в культурной реальности трансграничья определенной качественной характеристики состояния культурных маркеров в структуре культурной идентичности МЭГ, проявление которых в зависимости от характера совпадения усилий внешних и внутренних факторов формирует определенный тип.

Исходными в проектировании типов культурной идентичности исследуемых групп являются представления об идеальной модели культурной идентичности, структуру которого составляют идентификационные признаки во всей своей полноте, выявленные при помощи метода обобщения. В данной работе предложена схема квазидинамического процесса изменения типов культурной идентичности МЭГ трансграничья (рис. 1). Квазидинамический процесс как

промежуточная стадия между статическим и

динамическим состоянием под влиянием внешних и внутренних факторов позволяет сравнить результаты ассимиляционных процессов, осуществляющихся достаточно длительное время (на протяжении одного столетия и более).

Капсульный тип культурной идентичности определяется как культурно-экономическая изоляция от материнской культуры и доминирующей культуры, которая отличается формированием параллельного общества при условии высокой степени локализованности и этнотерриториальной идентичности. Для

структуры культурной идентичности капсульного типа характерна полнота идентификационных маркеров,

тождественность между личным

экзистенциальным опытом и субъективным осознанием своей принадлежности к

определенному этносу. Структурная полнота

идентификационных маркеров проявляется в сохранности родного языка, определенности религиозной принадлежности, сохранности традиционных форм природопользования и хозяйствования, наличии коллективной памяти об историческом прошлом своей группы. Содержание самоидентификации

соответствует тому образу этноса, с которым человек себя идентифицирует. Способы позиционирования культурной идентичности капсульного типа свидетельствуют о единстве между внутренним самосознанием и формами его позиционирования.

Основу культурной идентичности

консолидационного типа составляет солидарность на основе этнической мобилизации при наличии внешнего

патернализма. Этническая мобилизация как целенаправленная деятельность, направленная на усиление групповой сплоченности через активизацию этнической идентификации

перед иными социальными солидарностями, обеспечивает целостность группы. Для

данного типа характерна достаточно четкая идентификационная иерархия, культурные границы самоопределения, вместе с тем наблюдается неравномерность иерархии

способов позиционирования при

доминировании выбранной стратегии. По существу, консолидационный тип отличает бикультуральное позиционирование на основе внутренней самоидентификации, что является наиболее показательным на примере языка. Потеря отдельных функций родного языка, что неизбежно при наличии доминирующей культуры, не приводит к утрате духовной самобытности.

409

Рисунок 1. - Схема квазидинамического процесса изменения типов культурной идентичности

малых этнических групп трансграничья

Специфика культурной идентичности консолидационного типа проявляется в определенности религиозной идентичности, инкорпорированной в образ жизни и выступающей в качестве весомого фактора этнокультурного позиционирования группы. Основанием продолжающего сохраняться чувства прежней этнической принадлежности является память о Родине, о прошлом своей группы. Векторы позиционирования культурной идентичности консолидационного типа, интенционально направлены на сохранение базовой идентичности.

Основной содержательной характеристикой структуры культурной идентичности диффузного типа является то, что выбор либо не определен длительное время как признак

инфантильности, либо переходит от одной определенности к другой. В

социолингвистическом плане для АМЭГ характерен языковой сдвиг, лингвистическими индикаторами которого являются

фонологические изменения под влиянием доминирующего языка, наличием в лексиконе дублетных элементов, исчезновением морфологических моделей, синтаксических конструкций родного языка, которые усваиваются на поздних стадиях его освоения. Структура языка АМЭГ, переходя от одной определенности к другой при взаимодействии с новой внешней культурной средой, испытывает проникновение черт доминирующего языка на структурном уровне. Субъективное осознание религиозной принадлежности обладателей

410

культурной идентичности диффузного типа базируется на символических культовых практиках, зачастую нерелигиозного характера. Отмечается частичное совпадение

самоидентификации и форм позиционирования, подвижность которых зависит от культурного контекста, экономической ситуации и личных предпочтений.

Культурная идентичность псевдоморфного типа характеризуется полной утратой структурной полноты функционирования идентификационных признаков.

Инструментальная ценность рассматриваемого термина «пседоморфоза» была оценена в гуманитарных исследованиях [6, с. 119]. Новое содержание культуры, включая совокупности смыслов, присущий уклад жизни и матрицы сознания, постепенно адаптируется к старой форме внутри, заполняет её пустоты. Старая форма изменяется под давлением «изнутри» под

Литература:

1. Жаде З.А. Российская идентичность как

многоуровневая структура / З.А. Жаде // [Электронный источник]: http://www.elcom.ru

/-human /2008ns/07jza.htm.

2. Малые этнические и этнографические группы: Сб. статей, 80-летию со дня рождения проф.

Р.Ф. Итса / Под. ред. В.А. Козьмина. - СПб.: Альтернативная полиграфия, 2008. - С. 97.

3. Неклесса А.И. Трансграничье: его

ландшафты и обитатели. Из беседы на берегу Телецкого озера [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.c-society.ru/main.php

?ID=529237.

4. Позиционирование территорий

Байкальского региона в условиях трансграничья. -Новосибирск: Наука, 2012. - С. 388.

5. Смолич Е. Языки меньшинств как центральные ценности // Социолингвистика и социология языка. - СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2012. - С. 402.

6. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. - Т.2. Всемирноисторические перспективы / Пер. с нем. и примеч. И.И. Маханькова. - М.: Мысль, 1998. - С. 119.

воздействием неадекватного ей нового содержания. Утрата подлинности и достоверности содержания ведет к глубинным преобразованиям в структуре культурной идентичности. Псевдоморфный механизм создает внутреннее напряжение, относительно равновесного существования компонентов в её структуре. Одной из основных характеристик культурной идентичности данного типа является языковая ассимиляция, завершающая процесс этнической ассимиляции. Потребность в самоидентификации, основанной на архаической идентичности, «стремление черпать идеалы и вдохновение у древних святынь», поддерживается другими идентификационными признаками культурной идентичности. Культурная идентичность псевдоморфного типа, завершая этапы ассимиляционных процессов, создает основу новой идентичности.

References:

1. Zhade Z.A. Rossijskaja identichnost' kak

mnogourovnevaja struktura / Z.A. Zhade // [Jelektronnyj istochnik]: http://www.elcom.ru/~human

/2008ns/07jza.htm.

2. Malye jetnicheskie i jetnograficheskie gruppy: Sb. statej, 80-letiju so dnja rozhdenija prof. R.F. Itsa / Pod. red. V.A. Koz'mina. - SPb.: Al'ternativnaja poligrafja, 2008. - S. 97.

3. Neklessa A.I. Transgranich'e: ego landshafy i obitateli. Iz besedy na beregu Teleckogo ozera [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.c-society.ru/main.php?ID=529237. Data obrashhenija 16.09.2015

4. Pozicionirovanie territorij Bajkal'skogo regiona v uslovijah transgranichja. - Novosibirsk: Nauka, 2012. -

S. 388.

5. Smolich E. Jazyki men'shinstv kak central'nye cennosti // Sociolingvistika i sociologija jazyka. - SPb.: Izd-vo Evropejskogo universiteta v Sankt-Peterburge, 2012. - S. 402.

6. Shpengler O. Zakat Evropy. Ocherki morfologii mirovoj istorii. - T.2. Vsemirno-istoricheskie perspektivy / Per. s nem. i primech. I.I. Mahankova. - M.: Mysl', 1998. - S. 119.

Сведения об авторе:

Сундуева Дина Борисовна (г. Чита, Россия), кандидат филологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной лингвистики Забайкальского государственного университета, e-mail: dina-sundueva@yandex.ru

Data about the author:

D. Sundueva (Chita, Russia), candidate of philological sciences, associate professor at Department of Theoretical and Applied Linguistics, Zabaikalsky State University, e-mail: dina-sundueva@yandex.ru

411

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.