Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ РОДСТВА В РУССКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ: МИРСКОЕ, САКРАЛЬНОЕ И ДЕСАКРАЛИЗОВАННОЕ (НА ПРИМЕРЕ МАКРОКОНЦЕПТА МАТЬ И КОНЦЕПТА СЫН)'

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ РОДСТВА В РУССКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ: МИРСКОЕ, САКРАЛЬНОЕ И ДЕСАКРАЛИЗОВАННОЕ (НА ПРИМЕРЕ МАКРОКОНЦЕПТА МАТЬ И КОНЦЕПТА СЫН) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
126
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / МАКРОКОНЦЕПТ / КОГНИТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ / ЛЕКСИКА РОДСТВА / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ибраимова Гульсайра Озгонбаевна, Касымова Алтынай Авазбековна

Введение . Актуальность проводимого исследования заключается в том, что обнаруживается взаимосвязь между мотивирующими признаками макроконцепта мать и его символическими признаками (‘богородица’, ‘земля’, ‘племенная пчела (матка)’, ‘начало’, ‘причина’, ‘источник’) и мотивирующими признаками концепта сын (‘беременность’, ‘имеющий ближайшую связь с чем-либо’, ‘младший князь (по отношению к великому князю)’, ‘потомок’, ‘ребенок/ человек’, ‘роды’, ‘рождать/ родить/ производить/ плодить’, ‘(по)рожденный’, ‘плод’, ‘происходящий от кого или от чего’; ‘(вторая) ипостась Троицы’, ‘духовный сын’). Научная новизна работы состоит в первом опыте обращения к теме концептуализации кровных взаимоотношений между матерью и сыном в русской лингвокультуре. Основная цель статьи - описание особенностей концептуализации кровного родства, а именно материнско-сыновьих взаимоотношений в русской лингвокультуре. Задачи статьи: 1) определить закрепленные сферы экспликации концептуальных признаков матери и сына ; 2) выявить способы объективации соответствующих трем уровням когнитивных признаков. Методы и материал исследования . В статье используется комплекс методов лингвистического анализа: дескриптивный, интепретативный, концептуальный, метод анализа словарных дефиниций. Данный набор позволяет решить поставленные авторами статьи задачи. Материал исследования взят из Национального корпуса русского языка (www.ruscorpora.ru). Для двух основных репрезентантов макроконцепта мать корпус выдает 11081 контекст (10075 на слово мать и 1006 - на слово матка ). Для слова сын - основного репрезентанта концепта сын - корпус выдает 15878 контекстов. Заключение . Актуализация концептуальных признаков матери и сына происходит на трех уровнях восприятия этой сферы жизни: 1) мирском; 2) божественном (сакральном); 3) десакрализованном (обесцененном, ироничном).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KASYMOVA CONCEPTUALIZATION OF KINSHIP IN RUSSIAN LINGUOCULTURE: MUNDANE, SACRED AND DESACRALIZED (ON THE EXAMPLE OF THE MACROCONCEPT MOTHER AND THE CONCEPT SON)

Introduction . There is a relationship between the motivating signs of the macroconcept mother and its symbolic signs ('Mother of God', 'earth', 'breeding bee (queen)', 'beginning', 'reason', 'source') and motivating signs of the concept son ('pregnancy', 'having the closest relationship with something', 'younger prince (in relation to the grand duke)', 'descendant', 'child / person', 'childbirth', 'give birth / produce / procreate', '(by) born', 'fruit', 'originating from someone or something'; '(second) hypostasis of the Trinity', 'spiritual son'). The scientific novelty of the work consists in the first experience of addressing the conceptualization of the blood relationship between mother and son in Russian linguistic culture. The main purpose of the article is to describe the signs of the conceptualization of consanguinity, namely, maternal-filial relationships in Russian linguoculture. Objectives of the article: 1. to identify the three fixed spheres of explication of conceptual signs of mother and son ; 2. to identify ways of objectification of the corresponding three levels of cognitive signs. Research methods and material . The article uses a complex of methods of linguistic analysis: descriptive, interpretive, conceptual, the method of analyzing dictionary definitions. This complex allows to solving the tasks set by the authors of the article. The research material was taken from the National Corpus of the Russian Language (www.ruscorpora.ru). The corpus produces 11081 contexts (10075 for the word mother and 1006 for the word womb - the two main representatives of the macroconcept mother . For the main representative of the concept son - the word son - the corpus gives out 15,878 contexts. Conclusion . Actualization of mother and son conceptual signs occurs at three levels of perception of this sphere of life: 1. Mundane; 2. Divine (sacred); 3. Desacralized (depreciated, ironic).

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ РОДСТВА В РУССКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ: МИРСКОЕ, САКРАЛЬНОЕ И ДЕСАКРАЛИЗОВАННОЕ (НА ПРИМЕРЕ МАКРОКОНЦЕПТА МАТЬ И КОНЦЕПТА СЫН)»

УДК 81 "27

DOI 10.30914/2072-6783-2021 -15-4-438-446

Концептуализация родства в русской лингвокультуре: мирское, сакральное

и десакрализованное (на примере макроконцепта МАТЬ и концепта СЫН)

Г. О. Ибраимова1, А. А. Касымова2

1 Министерство образования и науки Киргизской Республики, г. Бишкек, Киргизская Республика 2Международный университет Кыргызстана, г. Бишкек, Киргизская Республика

Аннотация. Введение. Актуальность проводимого исследования заключается в том, что обнаруживается взаимосвязь между мотивирующими признаками макроконцепта мать и его символическими признаками ('богородица', 'земля', 'племенная пчела (матка)', 'начало', 'причина', 'источник') и мотивирующими признаками концепта сын ('беременность', 'имеющий ближайшую связь с чем-либо', 'младший князь (по отношению к великому князю)', 'потомок', 'ребенок/ человек', 'роды', 'рождать/ родить/ производить/ плодить', '(по)рожденный', 'плод', 'происходящий от кого или от чего'; '(вторая) ипостась Троицы', 'духовный сын'). Научная новизна работы состоит в первом опыте обращения к теме концептуализации кровных взаимоотношений между матерью и сыном в русской лингвокультуре. Основная цель статьи - описание особенностей концептуализации кровного родства, а именно материнско-сыновьих взаимоотношений в русской лингвокультуре. Задачи статьи: 1) определить закрепленные сферы экспликации концептуальных признаков матери и сына; 2) выявить способы объективации соответствующих трем уровням когнитивных признаков. Методы и материал исследования. В статье используется комплекс методов лингвистического анализа: дескриптивный, интепретативный, концептуальный, метод анализа словарных дефиниций. Данный набор позволяет решить поставленные авторами статьи задачи. Материал исследования взят из Национального корпуса русского языка (www.ruscorpora.ru). Для двух основных репрезентантов макроконцепта мать корпус выдает 11081 контекст (10075 на слово мать и 1006 - на слово матка). Для слова сын - основного репрезентанта концепта сын - корпус выдает 15878 контекстов. Заключение. Актуализация концептуальных признаков матери и сына происходит на трех уровнях восприятия этой сферы жизни: 1) мирском; 2) божественном (сакральном); 3) десакрализованном (обесцененном, ироничном).

Ключевые слова: концепт, макроконцепт, когнитивные признаки, лексика родства, языковая картина мира, лингвокультурология

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Ибраимова Г. О., Касымова А. А. Концептуализация родства в русской лингвокульту-ре: мирское, сакральное и десакрализованное (на примере макроконцепта мать и концепта сын) // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15. № 4. С. 438-446. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-4-438-446

Conceptualization of kinship in Russian linguoculture: mundane, sacred

and desacralized (on the example of the macroconcept MOTHER

and the concept SON)

G. O. Ibraimova1, A. A. Kasymova2

1Ministry of Education and Science of the Kyrgyz Republic, Bishkek, Kyrgyz Republic 2International University of Kyrgyzstan, Bishkek, Kyrgyz Republic

Abstract. Introduction. There is a relationship between the motivating signs of the macroconcept mother and its symbolic signs ('Mother of God', 'earth', 'breeding bee (queen)', 'beginning', 'reason', 'source') and motivating signs of the concept son ('pregnancy', 'having the closest relationship with something', 'younger prince (in relation to the grand duke)', 'descendant', 'child / person', 'childbirth', 'give birth / produce / procreate', '(by) born', 'fruit', 'originating from someone or something'; '(second) hypostasis of the Trinity', 'spiritual son'). The scientific novelty of the work consists in the first experience of addressing the conceptualization of the blood relationship between mother and son in Russian linguistic culture. The main purpose of the article is to describe the signs of the conceptualization of consanguinity, namely, maternal-filial relationships in Russian linguoculture. Objectives of the article: 1. to identify the three fixed spheres of explication of conceptual signs of mother and son; 2. to identify ways of objectification of the corresponding three levels of cognitive signs. Research methods and material.

The article uses a complex of methods of linguistic analysis: descriptive, interpretive, conceptual, the method of analyzing dictionary definitions. This complex allows to solving the tasks set by the authors of the article. The research material was taken from the National Corpus of the Russian Language (www.ruscorpora.ru). The corpus produces 11081 contexts (10075 for the word mother and 1006 for the word womb - the two main representatives of the macroconcept mother. For the main representative of the concept son - the word son - the corpus gives out 15,878 contexts. Conclusion. Actualization of mother and son conceptual signs occurs at three levels of perception of this sphere of life: 1. Mundane; 2. Divine (sacred); 3. Desacralized (depreciated, ironic).

Keywords: concept, macroconcept , cognitive signs, kinship vocabulary, language worldview, cultural linguistics

The authors declare no conflict of interests.

For citation: G. O. Ibraimova, A. A. Kasymova Conceptualization of kinship in Russian linguoculture: mundane, sacred and desacralized (on the example of the macroconcept mother and the concept son). Vestnik of the Mari State University. 2021, vol. 15, no. 4, pp. 438-446. (In Russ.). DOI https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-4-438-446

Введение

Концептуальные исследования - одно из перспективных направлений современной лингвистики. Изучение концептов помогает проникнуть в неизведанные глубины языковой картины мира и языковой личности. Концепты «способны эксплицировать мировоззренческие, этические, религиозные потенции языковой личности, репрезентировать индивидуально-авторскую картину мира творческой личности» [8, с. 99].

Когнитивная лингвистика XXI века ознаменовалась введением в свой терминологический аппарат новых терминов - макроконцепт, символический макроконцепт и так далее. «Под макроконцептом понимается сложное ментальное образование, связанное с концептами, входящими в его структуру, родо-видовыми отношениями»1 .

В статье изучаются два объекта: мать как макроконцепт, сын как концепт. Мать отнесена к типу макроконцептов вследствие того, что в структуру включены когнитивные признаки, являющиеся самостоятельными концептами: 'творец', 'богородица', 'земля', 'племенная пчела (матка)', 'начало', 'причина', 'источник'. Символический макроконцепт - это «ментальное образование, у которого первопризнак (сопсерШт) в виде одного или нескольких мотивирующих признаков выражает определенный символ лингво-культуры» [14, с. 93]. О первопризнаке-концептуме писал В. В. Колесов: «Необходимо распознать пути возникновения первосмысла

1 Пименова М. В. Концепты внутреннего мира (Русско-английские соответствия) : дисс... д-ра филол. наук. Санкт-Петербург, 2001. С. 32.

в образной форме первообраза, совместно именуемых концептумом (лат. сопсерШт 'зерно, зародыш'), как первоначального состава концепта (лат. сопсер^ 'содержащий'), последовательно образующего новые формы - образа, символа и понятия» [9, с. 438]. Символическим является такой «(макро)концепт, мотивирующие признаки которого восходят к известному или утраченному мифу; эти признаки разворачиваются в разном объеме в виде образных, понятийных, ценностно-оценочных и собственно символических признаков, но уже в другом объеме по отношению к другим концептам» [15, с. 68]. Народно-поэтические выражения, широко распространенные в фольклорных текстах, сохранили утраченные символы русской лингвокультуры: мать сыра земля, Родина-мать, Россия-матушка и так далее.

Мать - древний символический макроконцепт. «Символ матери можно отыскать в соответствующей мифологеме: Великая Богиня-мать -родительница всего живого на земле, кормящая и растящая всех. Мифологема - это часть мифа, утратившая четкие черты в связи с забытостью исходного образа, сохранившая в фольклоре наиболее устойчивые признаки символа, восходящие к определенному сюжету или персонажу. Все народы исповедовали культ Великой Богини-матери в эпоху матриархата» [16, с. 131].

Литературный обзор

Концепт мать неоднократно становился объектом лингвистических исследований. Многие из них носят сопоставительный характер. В русском и английском языках концепт мать был описан в статьях: Н. К. Аванесян [1], М. В. Низамиевой [12],

М. А. Андреяновой и Г. А. Багаутдиновой на материале романов М. Горького и Дж. Э. Стейнбека [2]; в русском и французском языках -М. В. Низамиевой и Д. Р. Рахимовой [13]. Есть статья А. О. Гниевой по теме концепт mother (мать) в индивидуально-авторской картине мира (в серии романов Джоан Роулинг «Гарри Поттер») [5] и статья K. Cempa о полисемии слова mother в аспекте концептуальных признаков [19]. М. А. Андреянова в своей кандидатской диссертации исследовала концептосферу материнства в русском, английском и французском языках1. Я. Вежбиньски сопоставил концепт мать в русской и польской лингвокультурах [4], Ани Рахмат -в русской и индонезийской фразеологии [3]. Существует ряд статей по сравнению смежных концептов: О. П. Фесенко изучила на словарном материале концепт «Родина» в русской и арабской лингвокультурах [18], О. А. Чибышева - концепт «женщина» на материале русских и английских фразеологизмов2, E. Hentschel, H. Keller - культурные концепты родительства [20].

Концепт сын описан фрагментарно в двух статьях. Г. М. Гимашева проанализировала концепты отец («Ата») и сын («Ул») на материале романа «Салават» Мустая Карима [6]. Б. С. Ду-гаров проследил генезис концепта сына неба, связав его с прообразом Гэсэра в монгольской картине мира [7].

С позиций символического макроконцепта, связи мотивирующих признаков с мифами линг-вокультуры макроконцепт мать и концепт сын изучены не были, в этом состоит научная новизна проводимого в этой статье исследования.

Основные результаты

Выделенные на основе анализа этимологических и историко-этимологических словарей3 пер-

1 Андреянова М. А. Реализация концептосферы «материнство» в русском, английском и французском языках: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20. Казань, 2012. 206 с.

2 Чибышева О. А. Концепт «женщина» в русской и английской фразеологии (на материале предметных фразеологизмов, именующих женщину): дис. ... канд. филол. наук. Челябинск, 2005. 250 с.

3 Аванесов Р. И. Словарь древнерусского языка (XI-XIV): в 10 т. Т. IV (изживати - моление). М. : Русский язык, 1991. С. 512-514. Горяев Н. В. Сравнительный этимологический словарь русского языка. Тифлис : Типография канц. Главнонач. гр. ч. на Кавказе, 1896. С. 203, 356. Изюмов М. Опыт словаря русского языка сравнительно с языками индоевропейскими: в 4-х отделах. Санкт-Петербург : Издание книгопродавца Н. А. Шигина, 1880. С. 115-116.

вопризнаки макроконцепта мать и концепта сын позволяют сделать вывод, что существует тесная взаимосвязь между мотивирующими признаками макроконцепта мать и его символическими признаками ('богородица', 'земля', 'племенная пчела (матка)', 'начало', 'причина', 'источник') и мотивирующими признаками концепта сын ('беременность', 'имеющий ближайшую связь с чем-либо', 'младший князь (по отношению к великому князю)', 'потомок', 'ребенок/ человек', 'роды', 'рождать/ родить/ производить/ плодить', '(по)рожденный', 'плод', 'происходящий от кого или от чего'; '(вторая) ипостась Троицы', 'духовный сын').

В русской лингвокультуре мать и сын могут быть описаны в аспекте трех уровней восприятия сферы родственных взаимоотношений: 1) мирское; 2) божественное; 3) десакрализованное. Эта сфера знаний пересекается с духовным кодом лингвокультуры, в котором В. А. Маслова выделяет

Крылов Г. А. Этимологический словарь русского языка. СПб. : Полиграфуслуги, 2005. 231 с. Преображенский А. Этимологический словарь русского языка. М.: Типография Г. Лисснера и Д. Совко, 1910-1914. Т. I (А-О). С. 516. Семёнов А. В. Этимологический словарь русского языка. М. : ЮНВЕС, 2003. URL: http://endic.ru/rusethy/Mat-1905.html (дата обращения: 01.01.2021). Словарь русского языка XI-XVII вв. М. : Наука, 1982. Т. 9 (М). С. 44-48. Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Т. II (Л-П). Санкт-Петербург: Типография Императорской Академии наук, 1902. С. 118-119. Успенский Л. В. Этимологический словарь школьника. URL: https://lexicography.online/etymology/ uspensky/с/сын. (дата обращения: 02.03.2021). Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. М. : Прогресс, 1986. Т. II. С. 583-584. Т. III. С. 817-818. Цыганен-ко Г. П. Этимологический словарь русского языка: более 5000 слов. 2 изд., перераб. и доп. К.: Рад. шк., 1989. С. 227, 417. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь русского языка: в 2-х т. М. : Русский язык, 1999. Т. I. С. 516; Т. 2. С. 221. Шанский Н. М. Этимологический словарь русского языка URL: https://lexicography.online/etymology/ shansky/м/мать (дата обращения: 01.01.2021). Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. М. : Дрофа, 2004. URL:: https://lexicography.online/etymology/shansky/ с/сын (дата обращения: 02.04.2021). Шапошников А. К. Этимологический словарь современного русского языка: в 2-х т. М. : Флинта, Наука, 2010. Т. I. С. 500. Шимкевич Ф. Корнеслов русского языка, сравненного со всеми главнейшими славянскими наречиями и двадцатью четырьмя иностранными языками. Санкт-Петербург: Типография Императорской Академии наук, 1842. Ч. I. С. 138-139; Т. II. С. 76. Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд / под ред. О.Н. Трубачева. М. : Наука, 1993. Вып. 18. С. 16-18.

две стороны: «Духовный код существует в двух ипостасях — сакральной и светской» [11, с. 50].

Мирской уровень - это повседневная жизнь в семье, быт, взаимоотношения матери и сына. Этот уровень включает в себя описания интерперсональных отношений между матерью и сыном: вынашивание, рождение, именование, воспитание, забота, опека, жизнь, эмоциональные состояния. Именно эти области жизнедеятельности актуализируются в контекстах (Опуская подробности, резюмирую: после осмотра пациентку быстренько отправили в родильное отделение, где через несколько часов у нее родился здоровенький мальчонка, которому мать дала такое непривычное на итальянское ухо имя. Е. Пушкарская. Пострижение в мамаши // Огонек. 2015; До самой темноты сидели мать и сын на балконе пятого этажа, - наслаждаясь тишиной предпраздничного вечера. К. В. Арутюнова. Весна на русской улице; В миру у него остались только мать и дядя, брат матери, с которым мать никогда о своем сыне не говорила... С. Шикера. Египетское метро; Однако мать не уставала напоминать сыну об этом каждый день. В. М. Шапко. Синдром веселья Плуготарен-ко; «Я должен быть не сын моей матери и моего отца, не брат Володи, а несчастный сирота, подкидыш, взятый из милости», - говорю я сам себе, и нелепая мысль эта не только доставляет мне какое-то грустное утешение, но даже кажется совершенно правдоподобною. Л. Н. Толстой. Отрочество). В ситуациях кризиса в стране, когда меняется господствующая идеология, стереотипные признаки взаимоотношений в семье нарушаются (Муж жену сдает, сын - мать (обратно бывает реже), а брат брата, друг друга -это уж как общее правило. Ю. О. Домбровский. Факультет ненужных вещей).

Метафорические способы объективации этих признаков затрагивают эти же сферы жизни. Для их экспликации используется зооморфный код (Даже мать прозвала сына Теленком. «У других сыновья как сыновья, себя в обиду не дадут, а мой - ровно теленок». А. Генатулин. Золото Колчака; «Выросли, змееныши, матку защищаете...» - говорил его взгляд, когда, затихнув, он ошалело глядел на нас с кровати. Г. Жженов. Прожитое; Мать-одиночка, вполне еще молодая, но, видимо, рано поблекшая, и угловатый подросток-волчонок. К. В. Арутюнова. Весна на русской улице; Как павлин, как петух сын распус-

кал перья. Растерянная мать не узнавала сына. В. М. Шапко. Синдром веселья Плуготаренко), соматический код (Но только зачем: какая там шкатулка, когда на одно лицо мать и сын. Д. Рубина. Медная шкатулка), театральный код (Произошла драматическая сцена между матерью и сыном, который до этого случая был всегда почтительным и послушным. В. П. Катаев. Алмазный мой венец), предметный / арте-фактный код лингвокультуры (Чуть позже рядом с ним оказывалась «има» - его престарелая мать, - точная копия сына, - со сверкающим из-под кустистых бровей взглядом и орлиным профилем. К. В. Арутюнова. Весна на русской улице; Сын и мать были точными копиями друг друга. В. М. Шапко. Синдром веселья Плуготаренко). «Соотношение кода и метафоры имеет диалектический характер, формально код может совпадать с метафорой, может перерасти ее, но какую бы развитую форму не получил код, он чаще всего сохраняет метафорическую природу» [17].

На этом уровне происходит разделение макроконцепта мать на два концепта - свекровь и теща. Эти концепты существенно разнятся между собой, т.к. первым из них актуализируются отношения между матерью и взрослым сыном и его женой (Однако мать его, тощая Троеглази-ха, стала гнобить Наталью сразу. В. М. Шапко. Синдром веселья Плуготаренко). Для второго концепта актуально описание взаимоотношений между матерью и взрослой дочерью и ее мужем.

В Древней Руси существовала еще одна область, важная для актуализации макроконцепта мать: власть и право наследования (Мы попросили наших экспертов прокомментировать популярные мифы о князе Владимире, его семье и Крещении Руси. Мать князя Владимира была рабыней Это правда. По крайней мере, так утверждает летопись. Форум 2016. 5 мифов о князе Владимире). При патриархальной системе передача власти по наследству происходила по линии отца. При этом также важным было то, кто являлся матерью наследника (В ситуации, когда у правителя на стороне родился ребенок, огромное значение играет то, кто мать ребенка. Форум 2016. 5 мифов о князе Владимире). В. В. Колесов отмечал: «Сыновья одного отца, князя Владимира, но от разных матерей - всего лишь сродники, жизнью обязанные разным "рожаницам". Рождение связано с Родом, это верно, но в начале XI в.

правят все еще «рожаницы». Такова исходная, идущая из родовых отношений, точка развития княжеских междоусобий» [10, с. 16].

2. Божественный уровень реализует описание действующей в России религии - христианства. Мать Иисуса Христа - богоматерь - Дева Мария. Сын богородицы называется Господом (И снова, и снова, как Рахиль древняя, как Мария Матерь Господа, омывает мать слезами постаревшее свое лицо, мать над сыновним трупом, над женихом невеста, и сестра над братом. Б. К. Зайцев. Улица св. Николая). Дева Мария имеет эпитет Пречистая (Это должны помнить и знать и теперешние его хулители, если только они сами не отрицают веры во Христа и почитания Пречистой Его Матери. С. Н. Булгаков. Судьба Израиля как крест Богоматери). Чистота - символ святости.

Смерть Иисуса Христа считается жертвой, принесенной ради спасения человечества (Но потом, когда духовенство поставило вопрос ребром, что если они не согласятся, то русская земля погибнет, мать фактически отдала единственного сына в жертву, препоручив его заступничеству Богородицы - через Феодоровскую икону, которая с тех пор считалась святыней Дома Романовых: этот образ был специально доставлен на выставку из Костромы. В. Краснова, П. Кузенков. Романовы: империя верных). «На основе мировоззренческих идеалов христианства формируются определенные духовные сущности — духовный код, религиозные концепты, — наполненные ценностными смыслами и составляющие сакральный центр культуры» [11, с. 49].

Религиозный символизм переносится в сказочный дискурс, где сын - всегда герой, спасающий и защищающий своих близких. В сказочном дискурсе о Гарри Поттере этот мотив трансформируется в обоюдную защиту: матери сына и сына матери (Получается красивая сквозная симметрия - сначала мать закрывает своего сына, потом выросший герой закрывает мать. М. В. Строганова, иеромонах Димитрий. Евангелие в мире волшебства: Гарри Поттер (2015.09.24).

В советское время, в эпоху атеизма, культ матери и ее сына был переосмыслен и перенесен на образы Родины-матери и ее сына-защитника Отечества, воплощенные в памятниках (Мы стояли у подножия монумента, где огромная каменная Родина-мать протягивала винтовку

своему каменному сыну. В. Г. Месяц. Преступление и наказание).

3. Десакрализованный уровень описания передает значения существовавших ранее верований. В связи со сменой религий то, что было первоначально сакральным, десакрализуется, обесценивается: «Славяне - язычники, они поклонялись многим богам, которых христиане назвали впоследствии бесами» [10, с. 14]. Вследствие этого появляются инвективные формулы сукин сын, к чертовой матери (Что всякий сукин сын мать и отца слушаться должон. Е. И. Замятин. Слово предоставляется товарищу Чурыгину; - Простите... - прохрипел Стёпа, чувствуя, что <... > сию минуту он головой вниз полетит к чертовой матери в преисподнюю. М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита). Вариантом выражения чертова мать является чертова бабушка.

Не только мать, но и сын может получить та-буированное имя (В рассказе «Папаша хресный» (1924) вполне благополучная мать зовет домой сынишку: «Иди, говорят, чертенок! С. Г. Боровиков. Небунин, или Россия, которую мы не потеряли). Связь исследуемых концептов с чертом и преисподней обусловлена сменой религии. Как пишет А. Камчатнов, «значение 'нечистая сила' у слова черт является вторичным; это значение активизировалось, очевидно, после принятия христианства как народный синоним заимствованных слов дьявол, сатана»1. О. Н. Трубачёв, сближая праславянское слово *сы±ь со словенским *crt «раскорчеванное место'», пишет: «Формальное тождество *сы!ь 'черт' со словен. *crt 'раскорчеванный участок', 'межа' <...> показывает, что инновация *сы!ь 'черт' была семантической. Анализ собственной словопроизводной активности праслав. *сьЛь, его словообразовательного поля (*Сы!огу)а, *сы!ьсь) делает возможной семантич. реконструкцию как 'тот, кто роет'. <...> Словен. *crt 'раскорчеванное место; межа', а также производное от *сьЛь *сы!ьсь (см.) включают идею 'резать, рыть, копать'»2. Отсюда - связь черта с землей и тем, что находится под ней (преисподняя). Земля - обьект почитания на Руси до принятия христианства (земля-матушка). После смены религии

1 Камчатнов А. Чёрт // Древослов. URL: http://www.drevoslov.ru/cherttree/2638-chyort (дата обращения: 07.05.2021).

2 Этимологический словарь славянских языков. Прасла-вянский лексический фонд / под ред. О. Н. Трубачева. М. : Наука, 1993. Вып. 4. С. 165-166.

прежний культ был вытеснен, а существовавшие боги - забыты или подвергнуты порицанию.

Дескрализация затрагивает, судя по когнитивным признакам, бытовавший культ Великой Богини-матери, который был отвергнут в связи с переходом общества в новую религию и новую систему взаимоотношений - патриархату. Использование инвективов приоритетно в мужской речи (- А ну вас всех к матери! - неожиданно крикнул он и согнулся, как раньше. В. Т. Ша-ламов. Колымские рассказы).

Некоторые встреченные в языковом материале выражения относятся к просторечию: показать кузькину мать и другое. (Мы построили из него фрегаты, корветы и бриги, показали крымскому хану и туркам кузькину мать и... Крыма тоже нет. М. Б. Бару. Повесть о двух головах; Потому, <...> что теперь надо всеми министрами состоит при царе свой мужик под именем Григорий Ефимыч, и он им всем кузькину мать покажет. Е. И. Замятин. Слово предоставляется товарищу Чурыгину).

Десакрализация не всегда сопровождается иронией и сарказмом. В описаниях окружающего мира, прежде всего, сообщества некоторых насекомых встречается лексика родства, передающая значение биологических, интерперсональных и иных взаимоотношений в пчелином рое, уподобляемых человеческим. Рой возглавляет главная пчела - матка. В мифологии упо-

минают «широко распространенную связь пчелы именно с богоматерью как женой бога (или его матерью). <...> Пчелиная матка обычно выступает как символ верховной власти, плодородия, богини-матери (эмблема девы Марии)»1. Этим обусловлено именование главной пчелы в улье антропоморфным названием. Все пчелы в рое - единая семья. Роем управляет матка -глава рода и его основательница (Если мать-основательница всего одна, ее сыновья будут отчаянно конкурировать друг с другом за право спариться с сестрами. А. Марков, Е. Наймарк. Эволюция. Классические идеи в свете новых открытий).

Заключение

Макроконцепт мать и концепт сын могут быть описаны на трех уровнях восприятия сферы знаний относительно родства и родственных взаимоотношений в русской лингвокультуре: 1) мирское (бытовое, антропоморфное); 2) божественное (сакральное); 3) десакрализованное (обесцененное, ироничное). Эта сфера знаний выражается различными кодами лингвокульту-ры: зооморфным (анималистическим, орнитологическим и энтомологическим), соматическим, предметным/ артефактным, духовным.

1 Иванов В. В., Топоров В. Н. Пчела // Мифы народов мира: энциклопедия. М. : Советская энциклопедия, 1980. С. 844-845.

1. Аванесян Н. К. Сравнительно-сопоставительная характеристика средств выражения концептуально-когнитивного фрейма «Мать» в английском и русском языках // Казанская наука. 2012. № 5. С. 143-147. URL: https://eHbrary.ru/item.asp?id=17756302 (дата обращения: 11.05.2021).

2. Андреянова М. А., Багаутдинова Г. А. Реализация концепта 'мать (mother)' в русском и английском языках (на материале романов М. Горького и Дж. Э. Стейнбека // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2011. № 17 (232). Вып. 55. С. 17-22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-kontsepta-mat-mother-v-russkom-i-angliyskom-yazykah-na-materiale-romanov-m-gorkogo-i-dzh-e-steynbeka (дата обращения: 13.05.2021).

3. Ани Рахмат Вербализация концепта «Мать» в русской фразеологии (на фоне индонезийского языка) // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2012. № 152. URL: https://lib.herzen.spb.rU/media/magazines/contents/1/152/rachmat_152_101_105.pdf (дата обращения 05.05.2021).

4. Вежбиньски Я. Концепт мать в русской и польской лингвокультурах // Acta Universitatis Lodziensis. Folia Linguistica Rossica. 2017. № 12. DOI: https://doi.org/10.18778/1731-8025.14.05

5. Ганиева А. О. Концепт «mother» (мать) и средства его реализации в серии романов Джоан Роулинг «Гарри Поттер» // Проблемы современной науки и образования. 2017. № 29 (111). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-mother-mat-i-sredstva-ego-realizatsii-v-serii-romanov-dzhoan-rouling-garri-potter (дата обращения: 30.03.2021).

6. Гимашева Г. М. Лингвокультурный анализ концептов «отец» («Ата») и «Сын» («Ул») в современном башкирском языкознании (на материале произведения «Салават» Мустая Карима) // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. № 4(32). С. 62-65. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvokulturnyy-analiz-kontseptov-otets-ata-i-syn-ul-v-sovremennom-bashkirskom-yazykoznanii-na-materiale-proizvedeniya-salavat-mustaya (дата обращения: 15.03.2021).

7. Дугаров Б. С. Концепт сына неба и прообраз Гэсэра // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2010. Т. 9. Вып. 4: Востоковедение. С. 122-126. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15173620 (дата обращения: 25.04.2021).

8. Карташова Е. П., Гардфельдер Ю. М. Концепт Бог в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» // Вестник Марийского государственного университета. 2020. Т. 15. № 1. С. 98-103. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-1-98-103

9. Колесов В. В. «Первосмысл» концепта // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2018. Т. 15. Вып. 3. С. 438-452. DOI: https://doi.org/10.21638/ spbu09.2018.309

10. Колесов В. В. Мир человека в слове Древней Руси. Л. : ЛГУ, 1986. 306 с.

11. Маслова В. А. Духовный код и ценностная парадигма: светское и сакральное // Новое в когнитивной лингвистике XXI века Серия «Концептуальные исследования»: сборник научных статей / отв. ред. М. В. Пименова. Бишкек - Волгоград-Екатеринбург - Санкт - Петербург. 2015. Вып. 21. С. 47-56.

12. Низамиева М. В. Концепт мать в современных произведениях на русском и английском языках // Казанская наука. 2017. № 9. С. 69-71. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30394519 (дата обращения: 10.03.2021).

13. Низамиева М. В., Рахимова Д. Р. Концепт мать в русской и французской фразеологии // Казанская наука. 2020. № 1. С. 110-112. URL: https://elibraiy.ru/item.asp?id=42601699 (дата обращения: 01.03.2021).

14. Пименова М. В. Особенности структуры символического макроконцепта РОД // Вестник Кокшетауского университета им. Ш. Уалиханова. Серия Филология. 2021. № 2. С. 37-44. URL: https://kgu.kz/sites/default/files/Documents/ vestnik/2021/2_2021.pdf (дата обращения: 08.05.2021).

15. Пименова М. В. Символические концепты как часть концептуальной системы (на примере концепта творчество) // Когнитивная лингвистика: новые парадигмы и новые решения: памяти проф. Евгения Александровича Пименова Серия «Концептуальные исследования»: сб. ст. / отв. ред. М. В. Пименова. М. : ИЯ РАН, 2011. Вып. 15. С. 65-83.

16. Пименова М. В. Соотношение терминов мифологема и символический макроконцепт // Лингвистика и литературоведение на переломе тысячелетий: сб. ст. Международной научно-практической конференции, приуроченной к 175-летнему юбилею Абая Кунанбаева. Атырау: Атырауский государственный университет им. Х. Досмухамедова, 2020. С. 130-133. URL: https://asu.edu.kz/upload/iblock/d95/abay-_nanbay_ly-175-zhyldy_yna-arnal_an-konferentsiya-zhina_y_compressed.pdf (дата обращения: 12.05.2021).

17. Пименова М. В. Типология структурных элементов концептов внутреннего мира (на примере эмоциональных концептов) // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 1. С. 82-90.

18. Фесенко О. П. Концепт «Родина» в русской и арабской лингвокультурах (на материале словарей) // Язык и культура: сборник материалов XXII Международной научно-практической конференции (31 марта, 26 апреля, г. Новосибирск). Новосибирск: ЦРНС, 2016. С. 161-165. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26196261 (дата обращения: 07.05.2021).

19. Cempa K. Polysemy of mother - a linguistic overview of the concept // Beyond Philology. An International journal of linguistics, literary studies and English language teaching, 2010. No. 7. Pp. 9-33.

20. Hentschel E., Keller H. Cultural concepts of parenting. A linguistic analysis // Linguistik online, 2006. No 4. Рp. 73-95. URL: https://www.researchgate.net/publication/238673933_Cultural_concepts_of_parenting_A_linguistic_analysis (дата обращения: 15.05.2021).

Статья поступила в редакцию 03.09.2021 г.; одобрена после рецензирования 08.10.2021 г.; принята к публикации 17.10.2021 г. Об авторах

Ибраимова Гульсайра Озгонбаевна

кандидат филологических наук, главный специалист управления науки и научно-технической политики, Министерство образования и науки Киргизской Республики (720040, Киргизская Республика, г. Бишкек, ул. Тыныстанова, д. 257), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9458-2181,

gulsara25089@yandex. ru

Касымова Алтынай Авазбековна

зав. кафедрой современных языков, старший преподаватель, Международный университет Кыргызстана (720001, Киргизская Республика, г. Бишкек, проспект Чуй, д. 255), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9312-6491, altynay0507@gmail.com

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

1. Avanesyan N. K. Sravnitel'no-sopostavitel'naya kharakteristika sredstv vyrazheniya kontseptual'no-kognitivnogo freima "Mat'" v angliiskom i russkom yazykakh [The comparative-contrastive study of means of expression of conceptual-cognitive frame "Mother" in English and Russian]. Kazanskaya nauka = Kazan Science, 2012, no. 5, pp. 143-147. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id= 17756302 (accessed 11.05.2021). (In Russ.).

2. Andreyanova M. A., Bagautdinova G. A. Realizatsiya kontsepta 'mat' (mother)' v russkom i angliiskom yazykakh (na materiale romanov M. Gor'kogo i Dzh. E. Steinbeka [Realization of the concept 'mother' in the Russian and English languages (as actualized in the novels by M. Gorky and J. E. Steinbeck]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Chelyabinsk State University, 2011,

no. 17 (232). Philology. Art history, issue 55, pp. 17-22. Available at: https://cyberleninka.ruarticle/nrealizatsiya-kontsepta-mat-mother-v-russkom-i-angliyskom-yazykah-na-materiale-romanov-m-gorkogo-i-dzh-e-steynbeka (accessed 13.05.2021). (In Russ.).

3. Ani Rakhmat Verbalizatsiya kontsepta mat' v russkoi frazeologii (na fone indoneziiskogo yazyka) [Verbalization of the concept "Mother" in Russian phraseology (compared to Indonesian language)]. Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena = Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Sciences [Electronic resource]. Available at: https://lib.herzen. spb.ru/media/magazines/contents/1/152/rachmat_152_101_105.pdf (accessed 05.05.2021). (In Russ.)

4. Vezhbinski J. Kontsept mat' v russkoi i pol'skoi lingvokul'turakh [Concept mother in Russian and Polish linguocultures]. Acta Universitatis Lodziensis. Folia Lingüistica Rossica [Electronic resource]. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.18778/1731-8025.14.05

5. Ganieva A. O. Kontsept "mother" (mat') i sredstva ego realizatsii v serii romanov Dzhoan Rouling "Garri Potter" [The "mot her" concept and its means of expression in the Joan Rowling's "Harry Potter" series of novels]. Problemy sovremennoi nauki i obra-zovaniya = Modern problems of science and education, 2017, no. 29 (111). [Electronic resource]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-mother-mat-i-sredstva-ego-realizatsii-v-serii-romanov-dzhoan-rouling-garri-potter (accessed 03.30.2021) (In Russ.).

6. Gimasheva G. M. Lingvokul'turnyi analiz kontseptov "otets" ("Ata") i "Syn" ("Ul") v sovremennom bashkirskom yazyko z-nanii (na materiale proizvedeniya "Salavat" Mustaya Karima) [The linguocultural analysis of concepts "Father" ("Ata") and "Son" ("Ul") in modern Bashkir linguistics (on material of the literary work "Salavat" of Mustay Karim)]. Aktual'nye problemy filologii i pedagogicheskoi lingvistiki = Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics, 2018, no. 4 (32), pp. 62-65. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvokulturnyy-analiz-kontseptov-otets-ata-i-syn-ul-v-sovremennom-bashkirskom-yazykoznanii-na-materiale-proizvedeniya-salavat-mustaya (accessed 15.03.2021). (In Russ.).

7. Dugarov B. S. Kontsept syna neba i proobraz Gesera [Concept of the son of the heaven and the prototype of Geser]. Vestnik NGU. Seriya: Istoriya, filologiya = Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2010, vol. 9, issue 4: Oriental Studies, pp. 122-126. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=15173620 (accessed 25.04.2021). (In Russ.).

8. Kartashova E. P., Gardfelder Yu. M. Kontsept Bog v povesti A. S. Pushkina "Kapitanskaya dochka" [The concept of God in the novel "The Captain's Daughter" by A.S. Pushkin]. VestnikMariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2020, vol. 15, no. 1, pp. 98-103. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-1-98-103

9. Kolesov V. V. "Pervosmysl" kontsepta ["Pervosmysl" of the concept]. VestnikSankt-Peterburgskogo universiteta. Yazyki literatura = Vestnik of St. Petersburg University. Language and Literature, 2018, vol. 15, no. 3, pp. 438-452. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.21638/ spbu09.2018.309

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Kolesov V. V. Mir cheloveka v slove Drevnei Rusi [The world of man in the word of Ancient Rus]. Leningrad, LGU Publ., 1986, 306 p.

11. Maslova V. A. Dukhovnyi kod i tsennostnaya paradigma: svetskoe i sakral'noe [Spiritual code and value paradigm: secular and sacred]. Novoe v kognitivnoi lingvistike XXI veka. Seriya "Kontseptual'nye issledovaniya": sbornik nauchnykh statei, otv. red. M. V. Pimenova = New in cognitive linguistics of the XXI century. Series "Conceptual studies": collection of scientific articles, resp. ed. M. V. Pimenova, Bishkek-Volgograd-Yekaterinburg-Saint Petersburg, 2015, issue 21, pp. 47-56. (In Russ.).

12. Nizamieva M. V. Kontsept mat' v sovremennykh proizvedeniyakh na russkom i angliiskom yazykakh [Concept "mother" in contemporary works in Russian and English]. Kazanskaya nauka = Kazan Science, 2017, no. 9, pp. 69-71. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=30394519 (accessed 10.03.2021). (In Russ.).

13. Nizamieva M. V., Rakhimova D. R. Kontsept mat' v russkoi i frantsuzskoi frazeologii [Concept "mother" in the Russian and French phraseology]. Kazanskaya nauka = Kazan Science, 2020, no. 1, pp. 110-112. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=42601699 (accessed 01.03.2021). (In Russ.).

14. Pimenova M. V. Osobennosti struktury simvolicheskogo makrokontsepta ROD [Features of the structure of the symbolic macro concept Genus]. Vestnik Kokshetauskogo universiteta im. Sh. Ualikhanova. Seriya Filologiya = Bulletin of the Kokshetau University named after Sh. Ualikhanov. Series Philology, 2021, no. 2, pp. 37-44. Available at: https://kgu.kz/sites/default/files/Documents/vestnik/2021/2_2021.pdf (accessed 08.05.2021). (In Russ.).

15. Pimenova M. V. Simvolicheskie kontsepty kak chast' kontseptual'noi sistemy (na primere kontsepta tvorchestvo) [Symbolic concepts as part of a conceptual system (on the example of the concept of creativity)]. Kognitivnaya lingvistika: novye paradigmy i novye resheniya: pamyati prof. Evgeniya Aleksandrovicha Pimenova. Seriya "Kontseptual'nye issledovaniya ": sbornik statei / otv. red. M. V. Pimenova = Cognitive linguistics: new paradigms and new solutions: in memory of Prof. Evgeny Aleksandrovich Pimenov Series "Conceptual studies": collection of articles, resp. ed. M. V. Pimenova, Moscow, 2011, issue 15, pp. 65-83. (In Russ.)

16. Pimenova M. V. Sootnoshenie terminov mifologema i simvolicheskii makrokontsept [Correlation of the terms mythologeme and symbolic macro concept]. Lingvistika i literaturovedenie na perelome tysyacheletii: sbornik statei Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, priurochennoi k 175-letnemu yubileyu Abaya Kunanbaeva = Linguistics and literary criticism at the turn of the millennium: collection of articles of the International scientific and practical conference dedicated to the 175 th anniversary of Abay Kunanbayev, Atyrau, Atyrau University, 2020, pp. 130-133. Available at: https://asu.edu.kz/upload/iblock/d95/abay-_nanbay_ly-175-zhyldy_yna-arnal_an-konferentsiya-zhina_y_compressed.pdf (accessed 12.05.2021). (In Russ.).

17. Pimenova M. V. Tipologiya strukturnykh elementov kontseptov vnutrennego mira (na primere emotsional'nykh kontseptov) [Typology of structural elements of the inner world concepts (emotional concepts)]. Voprosy kognitivnoi lingvistiki = Issues of Cognitive Linguistics, 2004, no. 1, pp. 82-90. (In Russ.).

18. Fesenko O.P. Kontsept "Rodina" v russkoi i arabskoi lingvokul'turakh (na materiale slovarei) [Concept "Homeland" in Russian and Arabic linguocultures (based on dictionaries)]. Yazyk i kul'tura: sbornik materialov XXII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (31 marta, 26 aprelya, g. Novosibirsk) = Language and Culture: collection of materials of the XXII International scientific and practical conference (March 31, April 26, Novosibirsk), Novosibirsk, 2016, pp. 161-165. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26196261 (accessed 07.05.2021). (In Russ.).

19. Cempa K. Polysemy of mother - a linguistic overview of the concept. Beyond Philology. An International Journal of Linguistics, Literary Studies and English Language Teaching, 2010, no 7, pp. 9-33. (In Eng.).

20. Hentschel E., Keller H. Cultural concepts of parenting. A linguistic analysis. Linguistics online, 2006, no. 4, pp. 73-95. Available at: https://www.researchgate.net/publication/238673933_Cultural_concepts_of_parenting_A_linguistic_analysis (accessed 15.05.2021). (In Eng.).

The article was submitted 03.09.2021; approved after reviewing 08.10.2021; accepted for publication 17.10.2021.

About the authors

Gulsaira O. Ibraimova

Ph. D. (Philology), Chief Specialist of the Department of Science and Scientific and Technical Policy,

Ministry of Education and Science of the Kyrgyz Republic (257 Tynystanov St., Bishkek 720040, Kyrgyz

Republic), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9458-2181, gulsara25089@yandex.ru

Altynai A. Kasymova

Head of the Modern Languages Department, Senior Lecturer, International University of Kyrgyzstan (255

Chui Avenue, Bishkek 720001, Kyrgyz Republic), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9312-6491,

altynay0507@gmail.com

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.