Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №6, Том 6 / 2018, No 6, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-6-2018.html
URL статьи: https ://mir-nauki. co m/PDF/04PDMN618.pdf
Статья поступила в редакцию 20.10.2018; опубликована 10.12.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Пронин Д.Н. Концептуализация процесса дидактического проектирования электронных образовательных ресурсов в высшей военной школе // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/04PDMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Pronin D.N. (2018). Conceptualization of the didactic design process of electronic educational resources in a higher military school. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(6). Available at: https://mir-nauki. com/PDF/04PDMN618.pdf (in Russian)
УДК 37.01 ГРНТИ 14.01.07
Пронин Дмитрий Николаевич
ФГКВОУ ВПО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, Москва, Россия
Соискатель кафедры «Педагогики» E-mail: [email protected]
Концептуализация процесса дидактического проектирования электронных образовательных ресурсов в высшей военной школе
Аннотация. Исследование опыта применения электронных образовательных ресурсов в высшей военной школе свидетельствует о необходимости концептуализации процесса их дидактического проектирования. В статье процесс обучения представлен в виде системной совокупности классического, неклассического и постнеклассического уровней, возникающих в процессе эволюции дидактики высшей военной школы. Под электронным образовательным ресурсом автор предлагает понимать кооперацию дидактических и электронных ресурсов, складывающуюся в соответствии с логикой саморазвёртывания дидактического потенциала конкретного уровня обучения курсантов и слушателей военных вузов. Данный подход позволяет качественно по-иному осуществить дидактическое проектирование разно уровневых моделей электронных образовательных ресурсов. Процесс дидактического проектирования электронных образовательных ресурсов представлен в виде естественно возникающих этапов: педагогическое целеполагание, концептуальное обоснование, технологическое решение и педагогический результат. Опыт проектирования и реализации электронных образовательных ресурсов в высшей военной школе свидетельствует о необходимости систематической работы преподавательского состава по формированию концептуальной и технологической культуры соразмерно развитию педагогической теории и практики. Достичь соответствия военно-педагогического процесса современным требованиям к подготовке военных кадров можно с позиций проблемно-деятельностного подхода к обучению.
Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы; дидактическое проектирование электронных образовательных ресурсов; классический; неклассический и постнеклассический уровни эволюции дидактики высшей военной школы; этапы дидактического проектирования: педагогическое целеполагание; концептуальное обоснование; технологическое решение и педагогический результат; кроссконцептуальное педагогическое
мышление; кросстехнологическая культура педагогической деятельности; проблемно-деятельностное обучение
Исследование концептуальных и технологических основ проектирования и реализации электронных образовательных ресурсов (далее - ЭОР) в высшей военной школе [1] актуализирует необходимость концептуализации процесса дидактического проектирования ЭОР. Анализ практики использования педагогами возможностей электронных ресурсов в обучении курсантов показал, что многие из них, предлагая свои дидактические нововведения, не уделяют должного внимания вопросам концептуализации собственно процесса дидактического проектирования электронно-образовательных ресурсов, ограничиваясь, как правило, привычными информационными формами их презентации перед педагогическими коллективами, надеясь, при этом, на их успешное использование за счёт уникальности перспективных технических разработок, эргономических усовершенствований возможностей существующих электронных ресурсов, авторитета отдельных преподавателей и административного ресурса руководства военного вуза и т. п.
В основу проведённого исследования процесса дидактического проектирования ЭОР в высшей военной школе был положен метаподход академика В.С. Стёпина к качественной дифференциации, возникающих в процессе эволюции уровней научной рациональности: классический, неклассический и постнеклассический [2]. Систематизация, обоснование и содержательное наполнение качественных уровней развития дидактики высшей военной школы, коррелирующие с предложенными философско-мировоззренческими позициями В.С. Стёпина, предложены в работах В.Н. Гуляева, И.П. Логинова, их учеников и последователей [3, 4, 5, 6, 7 и др.]. Дифференциация качественных уровней развития дидактической системы и их качественно-содержательные характеристики, отражающие сущностные аспекты концептуальных и технологических подходов к обучению в высшей военной школе, могут быть представлены следующим образом (см. таблица 1):
Таблица 1
Качественно-содержательные характеристики дидактической системы
Основания дифференциации Уровни развития дидактики высшей военной школы
Классический Неклассический Постнеклассический
Целевые установки Про ектируется преимущественно репродуктивная версия учебной деятельности обучающихся. Проблематизация учебной деятельности о существляется педагогом. Природосообразно возникающая необходимость самопроблематизации обучающимися своего опыта осуществления учебной и военно-профессиональной деятельности.
Основания дифференциации
Уровни развития дидактики высшей военной школы
Классический
Неклассический
Постнеклассический
Педагогические технологии
Технологии, позволяющие наиболее эффективно осуществить передачу существующего опыта. К
ним относятся: теория поэтапного формирования умственных действий,
ассоциативно-рефлекторная теория, программированное обучение и др.
Технологии, адаптирующие обучающихся к возникающим изменениям военно-профессиональной среды. К ним относятся:
проблемное и развивающее обучение, личностно-ориентированное _обучение и др.
Технология проблемно -деятельностного обучения, интегрируя в «снятом» виде сложившиеся педагогические теории и практики, обеспечивает соответствие процесса обучения условиям непрерывных качественных изменений в военно-профессиональной деятельности.
Педагогический результат
Приобретение опыта
осуществления деятельности в рамках накопленного военно-профессионального опыта.
Классический опыт обогащается «проживанием» обучающимися спроектированных педагогом проблемных задач.
Непрерывное формирование культуры саморазвития
посредством самопроблематизации и депроблематизации обучающимися своей учебной и военно-профессиональной деятельности.
Технологическая совместимость
Доминируют репродуктивные технологии, обеспечивающие овладение обучающимися существующим опытом.
Классические технологии дополняются технологиями, основой
которых является концепция «проблемного обучения».
Включает в себя все концептуальные и технологические наработки предшествующих уровней и
дополняется проблемно-деятельностным подходом к _обучению._
Составлено автором
Представленные качественные уровни развития дидактической системы позволяют сделать несколько выводов. Во-первых, качественные уровни развития дидактической системы являются следствием непрерывного нелинейного процесса саморазвития курсантов и слушателей военных вузов; во-вторых, так как в процессе эволюции дидактической системы её качественные уровни становятся системной совокупностью, то, следовательно, им присущи взаимодействие и взаимосодействие [8] друг другу, и, тем самым, по мере необходимости, реализуются присущие каждому из них уникальные концептуальные и технологические наработки; в-третьих, качественные уровни развития дидактической системы имеют иерархическую соподчинённость, границы применимости и решают качественно разнородные педагогические задачи; в-четвёртых, формы и методы обучения более низкого уровня дидактической системы, входя в состав последующего уровня, вместе с тем, не способны решить специфические и принципиальные дидактические задачи, присущие более высокому уровню развития дидактической системы.
В настоящее время многие педагоги, проектирующие ЭОР в своей практической деятельности, остро ощущают дефицит разработок, соответствующих дидактическим требованиям подготовки курсантов в условиях постоянных качественных изменений и ускорений, присущих военно-профессиональной деятельности. Подмена их разработками ЭОР классического уровня, где доминируют технологические решения, обеспечивающие максимально эффективное овладение обучаемыми существующим военно-профессиональным опытом, в силу данных обстоятельств, не приводит к проектируемому педагогом результату.
В рамках данного исследования был сделан вывод о том, что процесс дидактического проектирования ЭОР будет эффективен в той мере, в какой возможности электронных ресурсов будут подчинены логике саморазвертывания дидактического потенциала процесса обучения
курсантов и слушателей высшей военной школы, присущего конкретному дидактическому уровню [9]. Из этого вывода также следует, что «природосообразная» кооперация дидактических и электронных ресурсов, подчинённая подобной логике, становится необходимым условием возникновения такого синергийного по своей сути эффекта как ЭОР.
Другими словами, саморазвёртываемая логика процесса обучения выступает императивом реализации возможностей электронных ресурсов, реализуемых в обучении курсантов военных вузов. Тогда использование электронных ресурсов в процессе обучения будет происходить не «ритуально», как это часто происходит, а уместно и, следовательно, эффективно, в процессе целенаправленного дидактического проектирования преподавательским составом высшей военной школы «природосообразной» кооперации дидактических и электронных ресурсов.
Предложенная концептуальная позиция позволяет качественно по-иному осуществить проектирование разноуровневых моделей взаимосодействия электронных средств, применяемых в процессе обучения военного вуза и дидактического потенциала применительно к конкретному уровню обучения курсантов.
Следует отметить, что процесс дидактического проектирования может быть представлен в виде следующих генерализированных этапов: педагогическое целеполагание, концептуальное обоснование, технологическое решение и педагогический результат. Тем самым, по нашему мнению, в максимально «сжатом» виде этапы проектной деятельности педагога по превращению педагогической цели в педагогический результат схематично можно представить следующим образом (см. рисунок 1):
Педагогическое целеполагание Концептуальное обоснование Технологическое решение _i
1
\
Педагогический результат
Рисунок 1. Структурно-логическая схема дидактического проектирования (составлено автором)
Данная последовательность действий педагога в процессе дидактического проектирования в виде структурно-логической схемы подтверждена опытом проектирования и реализации ЭОР в обучении курсантов. Одновременно подобный подход свидетельствует о необходимости систематической работы преподавательского состава военных вузов по саморазвитию концептуальной и технологической культуры дидактического проектирования ЭОР. Речь, прежде всего, идёт о формировании у педагогов компетентности в дидактическом проектировании разноуровневых моделей ЭОР. Основой компетентности педагога в области дидактического проектирования ЭОР становятся: понимание им сущностных аспектов предстоящей учебной деятельности, концептуальных и технологических границ применимости реализуемой системной совокупности форм и методов конкретного уровня обучения; способность проектировать и реализовывать «природоподобную» кооперацию дидактических и электронных ресурсов и своевременно вносить необходимые коррективы в ЭОР, соответствующие логике феноменального саморазвёртывания дидактического потенциала процесса обучения; осуществлять диагностику процесса и результатов обучения, используя возможности электронных средств.
В исследовании для оценки качества проектирования и реализации ЭОР использовалась системная совокупность генерализированных элементов, представленная на рисунке 1, выполняющих функцию оценки эффективности процесса и результатов дидактического проектирования ЭОР.
В исследовании проектируемые электронные ресурсы подчинены его логике саморазвёртывания дидактического потенциала, представленного соответствующей технологией и свойственными ей этапами процесса обучения. Схематично место электронных ресурсов в реализации педагогической технологии нами представлено на рисунке 2.
ПЦ1, ПЦ2...ПЦЫ - целевые установки технологического этапа; ЭР - электронные ресурсы; ПР1, ПР2...ПРЫ -промежуточный педагогический результаты
Рисунок 2. Модель электронных образовательных ресурсов (составлено автором)
В ходе исследования установлено, что эффективность педагогической деятельности, и, как следствие, компетентность дидактического проектирования ЭОР будут повышаться по мере формирования у педагога кроссконцептуального (междисциплинарного) педагогического мышления и кросстехнологической культуры педагогической деятельности [10], достичь таких результатов возможно посредством подготовки военных педагогов с позиции проблемно-деятельностного подхода к обучению, в рамках которого наиболее эффективно моделируются ситуации неопределённости, присущие постнеклассическому уровню обучения и военно-профессиональной деятельности в целом.
Таким образом, изложенный в статье подход к концептуализации процесса дидактического проектирования ЭОР в высшей военной школе заключается в целенаправленном саморазвитии педагогами своей кроссконцептуальной и кросстехнологической культуры педагогической деятельности с позиции проблемно-деятельностного подхода к обучению, что является основным условием эффективного проектирования и реализации ЭОР в обучении курсантов и слушателей военных вузов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гуляев В.Н., Пронин Д.Н. Концептуальные и технологические подходы к проектированию и реализации электронных образовательных ресурсов в высшей военной школе // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №5, https://mir-nauki.com/PDF/08PDMN518.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
2. Стёпин В.С. Смена типов научной рациональности. Режим доступа URL: http://spkurdyumov.ru/education/smena-tipov-nauchnoj-racionalnosti/ (дата обращения 10.10.2018).
3. Гуляев В.Н. Постнеклассический этап развития дидактики высшей школы // Коллективная монография: Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире. М.: РУДН, 2015.
4. Рефлексивная культура военного руководителя / И.П. Логинов. М.: Военный университет, 2001.
5. Климов, Р.А. Реализация проблемно-деятельностного обучения в подготовке офицеров к педагогической деятельности в системе дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. М., 2013.
6. Воронин Д.В. Оптимизация технологических подходов в обучении курсантов военных вузов: дис. ... канд. пед. наук. М., 2014.
7. Слепухина Н.С. Развитие познавательной деятельности курсантов в высших военных учебных заведениях на основе проблемно-деятельностного подхода к обучению: дис. ... канд. пед. наук. М., 2015.
8. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций. М.: Наука, 1973. С. 5-61.
9. Пронин Д.Н. Исследованность процесса реализации электронных образовательных ресурсов в научной литературе // Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки. 2017. № 6. С. 162-168.
10. Гуляев В.Н. Развитие теории и практики проблемно-деятельностного обучения в высшей военной школе: дис. ... докт. пед. наук. М., 2003.
Pronin Dmitry Nikolaevich
"Military university" of the ministry of defense of the Russian Federation, Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
Conceptualization of the didactic design process of electronic educational resources in a higher military school
Abstract. The study of the experience of using electronic educational resources in higher military schools demonstrates the need for conceptualizing the process of their didactic design. In the article, the learning process is presented in the form of a systematic combination of classical, non-classical and post-non-classical levels arising in the process of evolution of the didactics of higher military schools. The author proposes to understand the cooperation of didactic and electronic resources as an electronic educational resource, developing in accordance with the logic of self-unfolding of the didactic potential of a specific level of training of cadets and students of military universities. This approach allows a qualitatively different implementation of the didactic design of multi-level models of electronic educational resources. The process of didactic design of electronic educational resources is presented in the form of naturally occurring stages: pedagogical goal setting, conceptual justification, technological solution and pedagogical result. The experience of designing and implementing electronic educational resources in a higher military school demonstrates the need for systematic work of the teaching staff on the formation of conceptual and technological culture commensurate with the development of pedagogical theory and practice. It is possible to achieve the compliance of the military-pedagogical process with modern requirements for the training of military personnel from the standpoint of the problem-activity approach to training.
Keywords: electronic educational resources; didactic design of electronic educational resources; classical; non-classical and post-non-classical levels of the evolution of the didactics of higher military schools; stages of didactic design: pedagogical goal setting; conceptual justification; technological solution and pedagogical result; crossconceptual pedagogical thinking; crosstechnological culture of pedagogical activity; problem-activity learning