Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ К ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ К ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИАГНОСТИКА / ЭКСПЕРИМЕНТ / ЭМПИРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / КРИТЕРИИ / УРОВНИ И ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумова Людмила Юрьевна

Актуальность. В статье рассматриваются критерии оценки уровня сформированности готовности будущих юристов к правотворческой деятельности на основании применения различных научного метода концептуализации. Понимание результативности проводимых мероприятий педагогического стимулирования возможно на основании обобщения сведений о контроле уровня сформированности готовности к правотворческой деятельности, который проводится с помощью применения комплекса критериев её оценки. Материалы и методы. Основными методологическими подходами, на которых базируется педагогическое стимулирование формирования готовности студентов к правотворческой деятельности, являются деятельностный, комплексный, системный, аксиологический, знаково-контекстный и индивидуально-дифференцированный подходы, которые являются необходимым и достаточным основанием для решения задач такого исследования. Основными методами получения и обработки научной информации явились: диалектический и системный метод; систематизация и концептуализация; обобщение и классификация. При обосновании критериев оценки готовности будущих юристов к правотворческой деятельности исходным положением была структура готовности будущих юристов к правотворческой деятельности. Результаты. В исследовании выявлены и обоснованы следующие критерии: когнитивно-правовой; ориентационно-ценностный; деятельностно-творческий. Уровнями каждого из критериев являются: ознакомительно-информационный; профессионально-необходимый; оптимально-достаточный.. К общим функциям исследуемых критериев относятся: телеологическая; структурно-организационная; обобщающее-аналитическая; оценочно-уровневая; информационно-диагностическая. Специальными функциями критериев выступают: рефлексивно-коррекционная и прогностическая; ориентационно-ценностная; логически-аргументационная. Выводы. Практическое применение критериев оценки уровня сформированности готовности будущих юристов к правотворческой деятельности может быть эффективно осуществлено с применением принципов последовательности, непрерывности, алгоритмичности, объективности, сочетания с иными средствами диагностики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наумова Людмила Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUALIZATION OF CRITERIA FOR ASSESSING THE LEVEL OF READINESS OF FUTURE LAWYERS TO LAW-MAKING ACTIVITIES

Relevance. The article discusses the criteria for assessing the level of formation of the readiness of future lawyers for law-making activities based on the application of various scientific conceptualization methods. Understanding the effectiveness of ongoing measures of pedagogical stimulation is possible on the basis of generalization of information about the control of the level of formation of readiness for law-making activities, which is carried out using a set of criteria for its assessment. Materials and methods. The main methodological approaches on which the pedagogical stimulation of the formation of students’ readiness for law-making activities are based are activity, comprehensive, systemic, axiological, sign-contextual and individually differentiated approaches, which are a necessary and sufficient basis for solving the problems of such a study. The main methods of obtaining and processing scientific information were: the dialectical and system method; systematization and conceptualization; generalization and classification. When substantiating the criteria for assessing the readiness of future lawyers for law-making activities, the starting point was the structure of the readiness of future lawyers for law-making activities. Results. The study identified and substantiated the following criteria: cognitive-legal; orientation-value; activity-creative. The levels of each of the criteria are: familiarization and information; professionally necessary; optimal-sufficient. The general functions of the criteria under study include: teleological; structural and organizational; generalizing-analytical; evaluation-level; information and diagnostic. The special functions of the criteria are: reflexive-corrective and prognostic; orientation-value; logical and argumentative. Findings. The practical application of the criteria for assessing the level of formation of the readiness of future lawyers for law-making activities can be effectively carried out using the principles of consistency, continuity, algorithmic, objectivity, and combination with other diagnostic tools.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ К ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

DOI: 10.12731/2658-4034-2022-13-1-101-112 УДК 378.2

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ К ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л.Ю. Наумова

Актуальность. В статье рассматриваются критерии оценки уровня сформированности готовности будущих юристов к правотворческой деятельности на основании применения различных научного метода концептуализации. Понимание результативности проводимых мероприятий педагогического стимулирования возможно на основании обобщения сведений о контроле уровня сформированности готовности к правотворческой деятельности, который проводится с помощью применения комплекса критериев её оценки.

Материалы и методы. Основными методологическими подходами, на которых базируется педагогическое стимулирование формирования готовности студентов к правотворческой деятельности, являются деятельностный, комплексный, системный, аксиологический, знаково-контекстный и индивидуально-дифференцированный подходы, которые являются необходимым и достаточным основанием для решения задач такого исследования. Основными методами получения и обработки научной информации явились: диалектический и системный метод; систематизация и концептуализация; обобщение и классификация. При обосновании критериев оценки готовности будущих юристов к правотворческой деятельности исходным положением была структура готовности будущих юристов к правотворческой деятельности.

Результаты. В исследовании выявлены и обоснованы следующие критерии: когнитивно-правовой; ориентационно-ценностный; дея-тельностно-творческий. Уровнями каждого из критериев являют-

ся: ознакомительно-информационный; профессионально-необходимый; оптимально-достаточный.. К общим функциям исследуемых критериев относятся: телеологическая; структурно-организационная; обобщающее-аналитическая; оценочно-уровневая; информационно-диагностическая. Специальными функциями критериев выступают: рефлексивно-коррекционная и прогностическая; ори-ентационно-ценностная; логически-аргументационная.

Выводы. Практическое применение критериев оценки уровня сформированности готовности будущих юристов к правотворческой деятельности может быть эффективно осуществлено с применением принципов последовательности, непрерывности, алгоритмич-ности, объективности, сочетания с иными средствами диагностики.

Ключевые слова: педагогический процесс; условия и средства; стимулирование; правотворческая деятельность; диагностика; эксперимент; эмпирическая оценка; критерии; уровни и показатели

CONCEPTUALIZATION OF CRITERIA FOR ASSESSING THE LEVEL OF READINESS OF FUTURE LAWYERS TO LAW-MAKING ACTIVITIES

L.Yu. Naumova

Relevance. The article discusses the criteria for assessing the level of formation of the readiness of future lawyers for law-making activities based on the application of various scientific conceptualization methods. Understanding the effectiveness of ongoing measures of pedagogical stimulation is possible on the basis of generalization of information about the control of the level offormation of readiness for law-making activities, which is carried out using a set of criteria for its assessment.

Materials and methods. The main methodological approaches on which the pedagogical stimulation of the formation ofstudents' readiness for law-making activities are based are activity, comprehensive, systemic, axiological, sign-contextual and individually differentiated approaches, which are a necessary and sufficient basis for solving the problems of

such a study. The main methods of obtaining and processing scientific information were: the dialectical and system method; systematization and conceptualization; generalization and classification. When substantiating the criteria for assessing the readiness offuture lawyers for law-making activities, the starting point was the structure of the readiness of future lawyers for law-making activities.

Results. The study identified and substantiated the following criteria: cognitive-legal; orientation-value; activity-creative. The levels of each of the criteria are: familiarization and information; professionally necessary; optimal-sufficient. The general functions of the criteria under study include: teleological; structural and organizational; gener-alizing-analytical; evaluation-level; information and diagnostic. The specialfunctions of the criteria are: reflexive-corrective and prognostic; orientation-value; logical and argumentative.

Findings. The practical application of the criteria for assessing the level of formation of the readiness of future lawyers for law-making activities can be effectively carried out using the principles of consistency, continuity, algorithmic, objectivity, and combination with other diagnostic tools.

Keywords: pedagogical process; conditions and means; stimulation; law-making activity; diagnostics; experiment; empirical evaluation; criteria; levels and indicators

Введение

В настоящее время, когда принципы справедливости и законности утверждены в обществе как конституционно-значимые ценности, объективной общественной потребностью становится подготовка профессиональных юристов, обладающих знаниями, умениями, навыками и компетенциями по составлению проектов правовых актов или проведению их правовой экспертизы, что в совокупности образует готовность их реальной профессиональной к правотворческой деятельности.

Педагогическое стимулирование происходит в определенных условиях (педагогические условия: использование в образовательном процессе педагогической технологии знаково-контекстного обуче-

ния; конструирование модулей решения типовых профессиональных правотворческих задач; уточнение программы и направленности войсковой стажировки и юридической практики на решение типовых профессиональных правотворческих задач; создание педагогического сопровождения стимулирования формирования готовности к правотворческой деятельности), (психологические условия: стимулирование мотивации субъектов образовательной деятельности на формирование готовности к правотворческой деятельности; выявление психолого-педагогических особенностей стимулирования готовности студентов к правотворческой деятельности; комплексная диагностика психической готовности к правотворческой деятельности). Готовность будущих юристов к правотворческой деятельности предстает перед нами изоморфной самой правотворческой деятельности, однако при этом имеет свое специфическое эмоционально-коммуникативное и ценностно-смысловое содержание, обусловленное с одной стороны уровнем функционально-психомоторной готовности к решению правотворческих задач и соответствующим уровнем интеллектуально-творческих устремлений, основанных не только на кумулятивно накопленных знаниях и опыте, но и ценностном отношении к будущей профессии, с другой стороны она обусловлена эмоционально-волевым взаимодействием и коммуникацией одних субъектов носителей готовности к правотворческой деятельности с другими [10].

Эффективность педагогического стимулирования формирования готовности будущих юристов к правотворческой деятельности зависит не только от создания организационных, педагогических и психологических условий, педагогических средств и технологий их применения. Объективное понимание результативности проводимых мероприятий и осознание необходимости их коррекции, а также построения прогноза полезности дальнейшей педагогической деятельности возможно на основании обобщения сведений о промежуточном и итоговом контроле уровня сформированности готовности к правотворческой деятельности, который проводится с помощью применения комплекса критериев её оценки.

Для проведения любого эмпирического исследования, проводимого в целях проверки теоретических положений на практике, прежде чем осуществить подобную работу, необходимо определиться с тем, что, а главное, как изучаемое свойство будет измеряться практически. Такая постановка вопроса на первый план выводит проблему выявления критериев, с помощью которых возможно провести диагностику уровня развития личностных свойств [2].

В.С. Диев дает определение понятия критерия, которое является рабочим и для настоящего исследования. В своих научных работах он под критерием, как правило, понимает признак, на основании которого проводится оценка, классификация или разделение (выделение) чего-либо. Важно, что задание критерия определяет, а в ряде случаев и предопределяет структуру, содержание, динамику и результативные характеристики процесса принятия решений [3].

Ранее в качестве психологического условия стимулирования готовности будущих юристов к правотворческой деятельности отмечалась комплексная диагностика психической готовности к правотворческой деятельности. Оно необходимо для проведения эмпирического исследования и получения необходимого объема экспериментальных данных. Важнейшей задачей в структуре данного психологического условия является непрерывный мониторинг психологических изменений личности обучаемых, которые произошли в ходе формирования готовности к правотворческой деятельности. Это условие выполняет комплекс критериально-диагностических, практико-эмпирических и прогностических функций [9].

Таким образом, целью настоящего исследования является выявление, описание и обоснование критериев оценки уровня сфор-мированности готовности будущих юристов к правотворческой деятельности. Указанная цель достигается путем решения следующих задач: а) привести и описать критерии оценки уровня исследуемых качеств б) выявить их внутреннюю структуру и содержание (характеристики, уровни и показатели); в) рассмотреть функции критериев в формировании готовности будущих юристов к правотворческой деятельности.

Материалы и методы

Основными методологическими подходами, на которых базируется педагогическое стимулирование формирования готовности студентов к правотворческой деятельности, являются деятельностный, комплексный, системный, аксиологический, знаково-контекстный и индивидуально-дифференцированный подходы, которые являются необходимым и достаточным основанием для решения задач такого исследования [8]. Основными методами получения и обработки научной информации явились: диалектический и системный метод; систематизация и концептуализация; обобщение и классификация. Указанные научные подходы и методы в полной мере использованы и при построении материалов и результатов настоящего исследования [11].

Основная часть

Критериальный диагностический аппарат в психологических и педагогических исследованиях не остался без соответствующего внимания и получил свое освещение в недавних научных работах С.Г. Бальчугова [1], П.Ю. Наумова [4; 6; 7], В.В. Некрасова [13], Э.Г. Скибицкого [5], Д.В. Смирнова [14; 15] и др. Указанные исследования, выполняя ориентационно-информационную и планово-организационную функцию, на основании применения методов сравнения, аналогии и синтеза позволили выдвинуть собственный комплекс критериев оценки готовности будущих юристов к правотворческой деятельности [12].

При обосновании критериев оценки готовности будущих юристов к правотворческой деятельности исходным положением была структура готовности будущих юристов к правотворческой деятельности, поскольку именно оптимальное и комплексное развитие её компонентов характеризует оптимальность сформированности указанной готовности в целом.

Структура правотворческой деятельности будущих юристов включает в себя цель, субъект деятельности, результаты деятельности и их прогноз, а также включает в себя функционально-процессуальный, организационно-проектный, юридико-технический, художественно-творческий, когнитивно-правовой и ценностный

(экзистенциальные, правовые, моральные, политические, художественные ценности и ценностное отношение к профессиональной и правотворческой деятельности) компоненты. Готовность будущих юристов к правотворческой деятельности, предстает перед нами изоморфной самой правотворческой деятельности. При этом имеет свое специфическое эмоционально-коммуникативное и ценностно-смысловое содержание, обусловленное, с одной стороны, уровнем функционально-психомоторной готовности к решению правотворческих задач и соответствующим уровнем интеллектуально-творческих устремлений, основанных не только на кумулятивно накопленных знаниях и опыте, но и ценностном отношении к будущей профессии, с другой стороны, она обусловлена эмоционально-волевым взаимодействием и коммуникацией одних субъектов носителей готовности к правотворческой деятельности с другими [10].

Таким образом, критерии оценки уровня сформированности готовности будущих юристов к правотворческой деятельности предстают в следующем виде (табл. 1).

Анализ влияния (внешнего и внутреннего) критериев оценки на процесс педагогического стимулирования формирования готовности будущих юристов к правотворческой деятельности позволил нам выявить их функции, к которым относятся общие и специальные. К общим функциям исследуемых критериев относятся: телеологическая; структурно-организационная; обобщающее-ана-литическая; оценочно-уровневая; информационно-диагностическая. Специальными функциями критериев выступают: рефлексивно-коррекционная и прогностическая; ориентационно-ценностная; логически-аргументационная. Критерии позволяют упорядочить процесс сбора эмпирических данных и обобщить необходимые теоретические представления о формировании готовности будущих юристов к правотворческой деятельности. Практическое применение критериев оценки уровня сформированности готовности будущих юристов к правотворческой деятельности может быть эффективно осуществлено с применением принципов последовательности, непрерывности, алгоритмичности, объективности, сочетания с иными средствами диагностики.

Таблица 1.

Таблица критериев оценки уровня сформированности готовности будущих юристов к правотворческой деятельности

Наименование критерия Наименование уровня критерия Характеристика показателя

Когнитивно-правовой критерий Ознакоми-тельно-ин-формаци-онный Характеризуется наличием первичных знаний о нормативных и научных основах, условиях и средствах, а также методах и способах правотворческой деятельности. Применение знаний, методов и способов в профессиональной практической правотворческой деятельности требует постоянного руководства и контроля.

Профессио-нально-не-обходимый Характеризуется наличием необходимых знаний о нормативных и научных основах, условиях и средствах, а также методах и способах правотворческой деятельности. Применение знаний, методов и способов в профессиональной практической правотворческой деятельности не требует постоянного руководства и контроля.

Оптималь-но-доста-точный Характеризуется наличием необходимых и достаточных знаний о нормативных и научных основах, условиях и средствах, а также методах и способах правотворческой деятельности. Обладание способностью самостоятельного применения знаний, методов и способов в профессиональной практической правотворческой деятельности, позволяющей в полном объеме выполнять профессиональные правотворческие функции.

>3 а & 5 а 6 'S 3 s S 5 у 4 к § а у « 5 1 Ознакоми-тельно-ин-формаци-онный Характеризуется наличием первичных знаний о нормативных и научных основах, условиях и средствах, а также методах и способах правотворческой деятельности. Применение знаний, методов и способов в профессиональной практической правотворческой деятельности требует постоянного руководства и контроля.

Профессио-нально-не-обходимый Характеризуется наличием необходимых знаний о нормативных и научных основах, условиях и средствах, а также методах и способах правотворческой деятельности. Применение знаний, методов и способов в профессиональной практической правотворческой деятельности не требует постоянного руководства и контроля.

Оптималь-но-доста-точный Характеризуется наличием необходимых и достаточных знаний о нормативных и научных основах, условиях и средствах, а также методах и способах правотворческой деятельности. Обладание способностью самостоятельного применения знаний, методов и способов в профессиональной практической правотворческой деятельности, позволяющей в полном объеме выполнять профессиональные правотворческие функции.

Деятельностно-творческий критерий Ознакоми-тельно-ин-формаци-онный Характеризуется наличием первичных знаний о нормативных и научных основах, условиях и средствах, а также методах и способах правотворческой деятельности. Применение знаний, методов и способов в профессиональной практической правотворческой деятельности требует постоянного руководства и контроля.

Профессио-нально-не-обходимый Характеризуется наличием необходимых знаний о нормативных и научных основах, условиях и средствах, а также методах и способах правотворческой деятельности. Применение знаний, методов и способов в профессиональной практической правотворческой деятельности не требует постоянного руководства и контроля.

Оптималь-но-доста-точный Характеризуется наличием необходимых и достаточных знаний о нормативных и научных основах, условиях и средствах, а также методах и способах правотворческой деятельности. Обладание способностью самостоятельного применения знаний, методов и способов в профессиональной практической правотворческой деятельности, позволяющей в полном объеме выполнять профессиональные правотворческие функции.

Заключение

Применение выявленных и обоснованных в настоящем исследовании критериев (когнитивно-правового; ориентационно-ценностного; деятельностно-творческого) с определенными уровнями и содержательными показателями позволяет организовать и осуществить эмпирическое исследование оценки сформированности готовности будущих юристов к правотворческой деятельности. Перспективным направлением дальнейшего исследования является описание и обоснование диагностического инструментария оценки способности и готовности будущих юристов осуществлять экспертно-консультаци-онные и правоохранительные виды профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Бальчугов С.Г. Формирование готовности курсантов военных вузов к научно-исследовательской деятельности / С.Г. Бальчугов, А.Н. По-мерлян, А.Н. Сивак; Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации. Новосибирск, 2017. 108 с.

2. Гильманов Т.А. Критерии оценки уровня сформированности профессиональной компетенции по владению навыками стратегического анализа / Т.А. Гильманов, П.Ю. Наумов, А.А. Дьячков // Научное мнение. 2019. № 3. С. 83-87. https://doi.Org/10.25807/PBH.22224378.2019.3.83.87

3. Диев В.С. Критерии выбора альтернатив: рациональные модели и реальные решения // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2012. Т. 10, № 1. С. 5-12.

4. Наумов П.Ю. Критерии оценки полезности педагогических условий и средств развития системы ценностей будущих офицеров // European social science journal. 2013. № 9-3 (36). С. 106-112.

5. Наумов П.Ю. Педагогические условия и средства развития системы ценностей будущих офицеров внутренних войск МВД России / П.Ю. Наумов, Э.Г. Скибицкий; Сибирская академия финансов и банковского дела. Новосибирск, 2014. 191 с.

6. Наумов П.Ю., Повшедная Ф.В. Психолого-педагогические условия формирования ценностного отношения к интеллигентности у будущих офицеров в среде военной образовательной организации

высшего образования // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № 1. С. 9. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-1-9

7. Наумов П.Ю., Повшедная Ф.В. Психологическая природа интеллигентности офицера // Вестник Мининского университета. 2020.Т. 8, № 2. С. 12. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-12

8. Наумова Л.Ю. Педагогическое стимулирование формирования готовности будущих юристов к правотворческой деятельности: подходы, этапы, средства // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № 3. С. 4-20. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-3-4

9. Наумова Л.Ю. Комплекс психолого-педагогических условий стимулирования готовности будущих юристов к правотворческой деятельности / Л.Ю. Наумова, П.Ю. Наумов, Ф.В. Повшедная // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 6А. С. 31-40.

10. Наумова Л.Ю. Стимулирование и его структура: проблема педагогического стимулирования формирования готовности будущих юристов к правотворческой деятельности / Л.Ю. Наумова, П.Ю. Наумов, С.Н. Сорокоумова // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 2. С. 3736-3745. https://doi.org/10.15372/PEMW20200211

11. Наумова Л.Ю. Педагогическое сопровождение формирования готовности будущих юристов к правотворческой деятельности / Л.Ю. Наумова, П.Ю. Наумов, Ф.В. Повшедная // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 2А. С. 490-498.

12. Наумова Л.Ю. Характеристика педагогических средств стимулирования формирования готовности будущих юристов к правотворческой деятельности / Ф.В. Повшедная, Л.Ю. Наумова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2021. № 4 (58). С. 87-97.

13. Некрасов В.В. Виды, структура уровни развития профессиональной компетенции офицеров в педагогической психологии / В.В. Некрасов, П.Ю. Наумов, А.А. Дьячков // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 6. С. 462-472.

14. Смирнов Д.В. Эмпирическая проверка диагностического комплекса по оценке профессиональной психологической пригодности будущих офицеров внутренних войск МВД России / Д.В. Смирнов, П.Ю. Наумов, А.А. Дьячков // Современные исследования социальных

проблем (электронный научный журнал). 2016. № 2. С. 173-186. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2016-2-15

15. Смирнов Д.В. Система развития профессиональной психологической пригодности будущих офицеров / Д.В. Смирнов, П.Ю. Наумов, А.А. Дьячков; ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина». Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2020. 152 с.

References

1. Bal'chugov S.G., Pomerlyan A.N., Sivak A.N. Formirovanie gotovno-sti kursantov voennykh vuzov k nauchno-issledovatel 'skoy deyatel'nosti [Formation of the readiness of cadets of military universities for research activities]; Novosibirsk Military Institute named after General of the Army I.K. Yakovlev of the troops of the National Guard of the Russian Federation. Novosibirsk, 2017, 108 p.

2. Gil'manov T.A., Naumov P.Yu., D'yachkov A.A. Nauchnoe mnenie, 2019, no. 3, pp. 83-87. https://doi.org/10.25807/PBH.22224378.2019.3.83.87

3. Diev V.S. VestnikNovosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seri-ya: Filosofiya, 2012, vol. 10, no. 1, pp. 5-12.

4. Naumov P.Yu. European social sciencejournal, 2013, no. 9-3 (36), pp. 106-112.

5. Naumov P.Yu., Skibitskiy E.G. Pedagogicheskie usloviyaisredstvarazviti-ya sistemy tsennostey budushchikh ofitserov vnutrennikh voysk MVD Rossii [Pedagogical conditions and means of developing the value system of future officers of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia]; Siberian Academy of Finance and Banking. Novosibirsk, 2014, 191 p.

6. Naumov P.Yu., Povshednaya F.V. Vestnik Mininskogo universiteta, 2020, vol. 8, no. 1, pp. 9. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-1-9

7. Naumov P.Yu., Povshednaya F.V. Vestnik Mininskogo universiteta, 2020, vol. 8, no. 2, pp. 12. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-12

8. Naumova L.Yu. Vestnik Mininskogo universiteta, 2020, vol. 8, no. 3, pp. 4-20. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-3-4

9. Naumova L.Yu., Naumov P.Yu., Povshednaya F.V. Pedagogicheskiy zhurnal, 2019, vol. 9, no. 6A, pp. 31-40.

10.Naumova L.Yu., Naumov P.Yu., Sorokoumova S.N. Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire, 2020, vol. 10, no. 2, pp. 3736-3745. https://doi.org/10.15372/PEMW20200211

11. Naumova L.Yu., Naumov P.Yu., Povshednaya F.V. Pedagogicheskiy zhurnal, 2020, vol. 10, no. 2A, pp. 490-498.

12.Naumova L.Yu., Povshednaya F.V. Izvestiya Baltiyskoy gosudarstvennoy akademii rybopromyslovogo flota: psikhologo-pedagogicheskie nauki, 2021, no. 4 (58), pp. 87-97.

13.Nekrasov V.V., Naumov P.Yu., D'yachkov A.A. Sovremennye issledo-vaniya sotsial'nykhproblem, 2015, no. 6, pp. 462-472.

14. Smirnov D.V., Naumov P.Yu., D'yachkov A.A. Sovremennye issle-dovaniya sotsial'nykh problem, 2016, no. 2, pp. 173-186. https://doi. org/10.12731/2218-7405-2016-2-15

15. Smirnov D.V., Naumov P.Yu., D'yachkov A.A. Sistema razvitiyapro-fessional'noypsikhologicheskoyprigodnosti budushchikh ofitserov [Development system of professional psychological suitability of future officers]; Tambov State University named after G.R. Derzhavin. Tambov: Derzhavinsky Publishing House, 2020, 152 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Наумова Людмила Юрьевна, управляющий делами - юрист ООО «Республика «Ермак», соискатель кафедры общей и социальной педагогики факультета психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» ул. Ульянова, 1, г. Нижний Новгород, 603005, РФ naumovanauka999@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Lyudmila Yu. Naumova, Business Manager - Lawyer of Respublika Yermak LLC, competitor of the department of general and social pedagogy of the faculty of psychology and pedagogy Minin University

1, Ulyanov Str., Nizhny Novgorod, 603005, Russian Federation naumovanauka999@mail.ru

Поступила 10.02.2022 Received 10.02.2022

После рецензирования 20.02.2022 Revised 20.02.2022

Принята 25.02.2022 Accepted 25.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.